Стратегия по реализации конвенции организации объединенных наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьёзную засуху и (или) опустынивание, особенно в африке глава 1



страница1/4
Дата25.04.2016
Размер0.71 Mb.
  1   2   3   4


СТРАТЕГИЯ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНВЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ В ТЕХ СТРАНАХ, КОТОРЫЕ ИСПЫТЫВАЮТ СЕРЬЁЗНУЮ ЗАСУХУ И (ИЛИ) ОПУСТЫНИВАНИЕ, ОСОБЕННО В АФРИКЕ

Глава 1

ВВЕДЕНИЕ
Стратегия по реализации Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьёзную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (далее – КБО ООН) разработана во исполнение международных обязательств Республики Беларусь по КБО ООН Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 393 Республика Беларусь присоединилась к данной конвенции в качестве затрагиваемой страны региона Центральной и Восточной Европы. В 2007 году на восьмой сессии конференции сторон конвенции (г. Мадрид, Испания), принят 10-летний стратегический план и рамки деятельности по активизации осуществления конвенции на 2008-2018 годы, в соответствии с которым затрагиваемые страны должны разработать национальные стратегии и планы действий по его выполнению.

Земля и её важнейший компонент – почвы являются основным национальным природным богатством Беларуси, от эффективности использования и охраны которого во многом зависит социально-экономическое благополучие и экологическая ситуация в стране.

Специфическая черта земли как природного ресурса – её многофункциональность. Земля является всеобщим и незаменимым материальным условием производства, служит пространственным базисом для размещения отраслей хозяйственного комплекса, поселений, инфраструктуры, главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, объектом земельных отношений, выступает составной и неотъемлемой частью природных систем, она выполняет средоформирующие и природоохранные функции в биосфере. Слагающие её почвы обладают уникальным свойством плодородия – способность производить биомассу. Поэтому сохранение земель и их рациональное использование является одним из приоритетных направлений политики устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности государства.

Для земельного фонда Республики Беларусь характерна высокая степень его хозяйственной освоенности. По данным государственного земельного кадастра, по состоянию на 01.01.2010 г. общая площадь земель страны составила 20759,8 тыс. га, из них сельскохозяйственные земли – 8926,9 (43,0 %), в том числе пахотные – 5516,5 тыс. га (26,6 %), лесные земли и земли под древесно-кустарниковой растительностью – 9064,8 (43.7 %), земли под болотами – 889,6 (4,3 %), водными объектами – 470,2 (2,3 %), под транспортными коммуникациями, земли общего пользования и под застройкой – 875,9 (4,2 %), нарушенные, неиспользуемые и иные земли – 532,4 тыс. га (2,6 %).

Сдерживающим фактором устойчивого использования земельных ресурсов Беларуси в долгосрочной перспективе является наличие (проявление) процессов деградации земель/почв.

Согласно статье 1f КБО ООН термин «деградация земель» означает снижение или потерю биологической и экономической продуктивности богарных и мелиорированных пахотных земель или пастбищ, лесов и лесных участков в результате землепользования или действий одного или нескольких процессов, в том числе связанных с деятельностью человека и структурами расселения, таких как:

а) ветровая и/или водная эрозия;

б) ухудшение физических, химических и биологических или экономических свойств;

в) долгосрочная потеря естественной растительности.

Проявление деградации земель на территории Беларуси в различных ее формах обусловлено природными условиями, но в значительной степени связано с особенностями функционального использования земельного фонда, несоблюдением норм и правил рационального использования и охраны земельных ресурсов.

Несмотря на реализацию целого ряда республиканских и отраслевых программ, затрагивающих отдельные вопросы, связанные с охраной и рациональным использованием земельных ресурсов, решение этих проблем в стране пока недостаточно эффективно.

В связи с наметившимися в последние десятилетия климатическими изменениями, увеличением частоты и продолжительности засух и засушливых явлений, заморозков, ураганов, выпадением чрезмерных осадков и др. можно прогнозировать усиление процессов деградации земель/почв.

Для решения проблем в области борьбы с деградацией земель в Республике Беларусь и в соответствии со стратегическим планом и рамками деятельности по активизации осуществления КБО ООН (2008-2018 годы), одобренным 8-ой сессией Конференции Сторон КБО ООН (г. Мадрид, Испания), разработана стратегия по реализации Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьёзную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке, которая рассчитана на период 2011-2020 годы.
Глава 2

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ВИДЫ ДЕГРАДАЦИИ ЗЕМЕЛЬ БЕЛАРУСИ
Применительно к природно-территориальным условиям и особенностям хозяйственного использования территории Беларуси деградация земель/почв проявляется более чем в 20 видах и формах, основными из которых являются:


  • водная, ветровая, агротехническая эрозия почв;

  • химическое, в том числе радионуклидное загрязнение земель/почв;

  • деградация и ухудшение свойств почв, особенно торфяных, при сельскохозяйственном их использовании;

  • деградация земель в результате добычи торфа, строительных материалов, осуществления дорожного и других видов строительства, а также их затопления и подтопления;

  • деградация торфяных почв на осушенных болотных массивах в результате торфяных пожаров;

  • деградация земель лесного фонда;

  • деградация земель при чрезмерных рекреационных, технических и других антропогенных нагрузках на земли/почвы.

Высокая сельскохозяйственная освоенность территории Беларуси и интенсивные методы ведения аграрного производства обуславливают приоритетное значение сельскохозяйственных территорий в решении проблем устойчивого землепользования и борьбы с деградацией земель. Долгие годы важным направлением государственной земельной политики являлось расширение площади сельскохозяйственных земель. В результате этого по площади этих земель на 1 жителя страны (0,92 га), в том числе пахотных (0,56 га), Республика Беларусь значительно превышает аналогичные показатели развитых стран Европы.

По данным Национальной академии наук Беларуси общая площадь сельскохозяйственных земель с эродированными почвами составляет 556,5 тыс. га, из них 479,5 тыс. га – пашня. Наиболее интенсивно процессы водной эрозии почв протекают на склонах в 3 и более градусов, которые на пашне составляют 34,6 %. Дефляционные почвы, включая осушенные торфяные почвы, характерны для 30 % пашни. Всего земли с потенциально возможным смывом составляет 1,44 млн. га, а земли с потенциально возможной дефляцией – около 1,0 млн. га.

Проявление эрозионных процессов в стране имеет региональные особенности: в южной (Полесской) части преобладают процессы ветровой эрозии, в северной и центральной – водная эрозия.

Водная и ветровая эрозия почв наносят существенный экономический и экологический ущерб. Потери урожая основных сельскохозяйственных культур на эродированных землях составляют в зависимости от степени эродированности для зерновых культур 12 40 %, льна – 15 40, многолетних трав – 5 30, пропашных – 20 60 %. Продукты эрозии почв приводят к загрязнению водных объектов, ухудшению качества поверхностных и грунтовых вод, негативно влияют на биологическое разнообразие водных и околоводных экосистем. Кроме того, эрозионные процессы увеличивают внутриполевую пестроту почвенного покрова, что затрудняет эффективное ведение сельского хозяйства.

Актуальным вопросом устойчивого аграрного землепользования является сохранение и повышение плодородия сельскохозяйственных земель. В последнее десятилетие проявляется негативная тенденция снижения содержание гумуса в пахотных почвах в 69 административных районах и в каждой второй сельскохозяйственной организации.

Результаты проведенной кадастровой оценки земель сельскохозяйственных организаций выявили существенную разнокачественность сельскохозяйственных земель. Проведенные расчеты по оценке вклада качества земель в экономическую результативность сельскохозяйственной деятельности показали, что в Гродненской области по отношению к Витебской области только за счет качества земель (при прочих равных условиях) можно получить в земледелии до 40 % прибыли. Еще более контрастен этот показатель на межрайонном (112 %) и межхозяйственном (160 %) уровнях.

Это подтверждает необходимость совершенствования специализации сельскохозяйственного производства, начиная со специализации на региональном уровне и заканчивая определением наиболее приемлемого целевого назначения и характера использования каждого конкретного отдельно обрабатываемого участка. При этом пахотные земли, которые по данным кадастровой оценки не могут обеспечить рентабельное сельскохозяйственное производство даже при нормативной урожайности и нормативных затратах (а их более 10 % от площади сельскохозяйственных земель), безусловно должны быть перепрофилированы или выведены из сельскохозяйственного оборота. Это позволит получить экономический эффект за счет концентрации имеющихся материально-денежных и трудовых ресурсов на лучших землях, а также улучшить экологическое состояние агроландшафтов.

В условиях объективного и все более интенсивного протекания процесса трансформации земель, изменения их функционального назначения возрастает упреждающая и регулирующая роль планирования землепользования (территориального планирования). В его задачу входит эколого-экономическое обоснование пространственного размещения земель различного функционального (целевого) назначения, при котором они максимально соответствовали бы естественной пригодности почвенного покрова, обеспечивали экологическую устойчивость ландшафтов, а также учитывали социально-экономические запросы и экологическую безопасность общества.

До настоящего времени в Республике Беларусь не удалось создать комплексную систему планирования использования и охраны земельных ресурсов. На уровне регионов, отдельных административно-территориальных единиц, населенных пунктов прогнозная, программная, проектная землеустроительная, градостроительная и другая документация по развитию территорий требует взаимоувязки и актуализации. Комплексный подход к использованию земельных ресурсов и развитию территории часто не обеспечивается.

Важной отличительной особенностью землепользования республики является высокая доля мелиорированных земель, общая площадь которых составляет 3.4 млн. га, в том числе 2.9 млн. га используется в качестве сельскохозяйственных земель, 0.3 млн. га занято выработанными и разрабатываемыми торфяными месторождениями и 0.2 млн. га – используется для выращивания леса.

Наибольшую угрозу представляет деградация мелиорированных торфяных почв используемых в сельскохозяйственных целях, которые занимают 1.1 млн. га.

На площади 190 тыс. га торфяные почвы утратили природные генетические признаки и трансформировались в новые почвенные образования с содержанием органического вещества менее 50 %, в которых слой торфа разрушен полностью. В Брестской области 63 тыс. га деградированных торфяников, Витебской – 10 тыс. га, Гомельской – 58 тыс. га, Гродненской – 0,2 тыс. га, Минской – 51 тыс. га и Могилевской области – 8 тыс. га. Согласно прогнозным данным к 2020 г. ожидается увеличение площадей деградированных торфяных почв более чем на 10 %.

Осуществление широкомасштабной мелиорации привело к резкому изменению соотношения осушенных болот и болот, находящихся в естественном состоянии. В настоящее время из общей первоначальной площади болот Беларуси 2,9 млн. га, осушенные болота составляют 1,5 млн. га, из которых 1,1 млн. га используются в сельском хозяйстве. Выработанные торфяные месторождения занимают 255 тыс. га. В естественном состоянии находятся около 1,4 млн. га болот. Их сохранение и восстановление нарушенных болот является одним из приоритетных направлений борьбы с деградацией земель в стране, способствующих достижению целей устойчивого землепользования, смягчению последствий климатических изменений и сохранению биоразнообразия экосистем.

В последнее десятилетие на фоне более частых и длительных по времени засушливых явлений заметным фактором деградации торфяных почв и лесных земель становятся торфяные и лесные пожары. Площадь земель лесного фонда, подвергающаяся пожарам, в среднем за последние пять лет находится на уровне 1500 га, а количество лесных пожаров 1150 штук.

Отмечаются случаи загрязнения лесов мусором, отходами производства и потребления, сточными водами, а также переуплотнение почв в местах рекреации.

Различной степени техногенной трансформации (добыча полезных ископаемых, транспортное, жилищное и мелиоративное строительство и др.) подвергнуто примерно 1,1 млн. га земной поверхности Беларуси или 5,4 % её площади.

Опасными источниками загрязнения земель/почв являются выбросы предприятий химической промышленности и различных энергетических установок, твердые производственные и коммунальные отходы. Наиболее экологически нестабильная ситуация сложилась на территориях, прилегающих к солеотвалам Солигорского месторождения калийных солей, фосфогипса Гомельского химического комбината.

Ввиду длительного сохранения в почвах химических веществ и пролонгирующего отрицательного их действия необходимо развернуть исследования по выявлению техногенных биогеохимических аномалий по содержанию тяжелых металлов, стойких органических загрязнителей и других загрязнителей в почвах республики, и провести паспортизацию неблагополучных в экологическом отношении территорий.

С целью предотвращения отмеченных выше неблагоприятных процессов и явлений необходимо осуществление восстановительных и реабилитационных мер организационного, инженерно-технического, мелиоративного характера по защите земель от деградации.
Глава 3

ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ
Целью стратегии является повышение эффективности использования и охраны земельных ресурсов Республики Беларусь через внедрение принципов устойчивого землепользования в национальную политику, их интеграцию в территориальные и отраслевые планы и программы.

Выполнение стратегии будет достигнуто путем реализации мероприятий Национального плана действий по борьбе с деградацией земель согласно приложению 1 по следующим основным направлениям.

Во-первых, необходимо совершенствовать нормативную правовую базу, институциональные основы и экономические механизмы охраны и рационального использования земель:


  • развитие понятийно-терминологического аппарата;

  • совершенствование экономического механизма регулирования землепользования (безусловное обеспечение принципа платности землепользования, повышение регулирующей роли земельного налога и арендой платы, стимулирования эффективного и экологически безопасного землепользования, совершенствование системы эффективного целевого использования платежей за землю на её охрану и улучшение, развитие системы компенсационных выплат и др.);

  • определение порядка и правил планирования мероприятий по охране и устойчивому использованию различных видов и категорий земель;

  • разработка или внесение изменений и дополнений в нормативную техническую и методическую землеустроительную, градостроительную и иную документацию, определяющую организацию и использование территории на перспективу, в части мероприятий по охране и использованию земель;

  • введение для местных исполнительных и распорядительных органов принципа обязательности осуществления планирования землепользования, обеспечивающего охрану и эффективное использование земель в границах административно-территориальных единиц;

  • повышение роли и ответственности местных органов власти, конкретных землепользователей за проведение мероприятий по охране и улучшению земель и выполнение экологических требований и ограничений землепользования, привлечения общественности к осуществлению этих мероприятий;

  • упрощение порядка предоставления земельных участков потенциальным инвесторам и перехода прав на землю к землепользователям, способных обеспечить охрану и эффективное использование земель.

Во-вторых, требуется осуществить организационно-территориальные и технологические мероприятия по защите земель от деградации, их рациональному использованию, охране и восстановлению в различных секторах экономики:



  • разработка региональных схем использования и охраны земель, в том числе для проблемных регионов, схем землеустройства районов, проектов внутрихозяйственного землеустройства, охраны и улучшения земель, а также проектов лесоустройства, гидротехнической мелиорации, территориальной организации особо охраняемых природных территорий и сельских населенных пунктов, генеральных планов городов, градостроительных проектов детального планирования и др., в которых будут комплексно обоснованы эколого-экономическая целесообразность, виды, объемы улучшения и охраны земель;

  • интеграция принципов и методов сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, восстановления экосистем в практику территориального планирования, создание территориальных моделей устойчивого землепользования;

  • продолжение работ по оптимизации землепользования на основе обновленной земельно-кадастровой информации с целью перепрофилирования или исключения из сельскохозяйственного оборота малопродуктивных земель, а также решения задач предотвращения деградации земель и сохранения их экологических функций в ландшафтах;

  • разработка типологии земель по степени их хозяйственной пригодности, в т.ч. сельскохозяйственных земель для формирования ландшафтно-адаптивных систем земледелия, оптимального подбора возделываемых культур, формирования почвозащитных севооборотов и полезащитных лесных полос;

  • внедрение экологобезопасных и почвозащитных технологий ведения сельскохозяйственной деятельности, особенно на мелиорированных землях, землях, подверженных водной и ветровой эрозии и радиационному загрязнению;

  • реализация комплекса мероприятий, направленных на восстановление и повышение уровня плодородия сельскохозяйственных земель/почв:

    • достижение оптимальной структуры сельскохозяйственных земель и посевных площадей; восстановление и поддержание ресурсосберегающих почвозащитных севооборотов, внедрение современных технологий обработки почв, способствующих улучшению их состояния;

    • повышение содержания органического вещества (гумуса) в пахотных минеральных почвах до 2,5-3,0 %. Для этого необходимо увеличение ежегодного внесения органических удобрений в среднем до 10 т на гектар и совершенствование структуры севооборотов;

    • достижение в валообразующих районах и сельскохозяйственных организациях минимального уровня вносимых удобрений в 250-300 кг действующего вещества на 1 га пашни; важным направлением химизации земледелия и, в частности кормопроизводства, будет являться выравнивание доз минеральных удобрений, вносимых на интенсивно используемых пахотных и луговых землях;

    • обеспечение устойчивой продуктивности сельскохозяйственных земель на уровне 6,5-7,5 т/га кормовых единиц, окупаемости 1 кг действующего вещества удобрений 10-12 кормовыми единицами при сохранении экологической устойчивости агроландшафтов;

    • сохранение достигнутого уровня известкования кислых почв, на что потребуется 2,7-2,8 млн. тонн известковых материалов с целью ежегодного известкования 520-530 тыс. га сельскохозяйственных земель;

  • разработка и внедрение систем органического земледелия на 2,0 % площади сельскохозяйственных земель страны;

  • обоснование и развитие сети особо охраняемых природных территорий, площадь которых к 2015 г. должна составить не менее 8,3 % общей площади Республики Беларусь, проектирование экологических сетей на региональном и локальном уровнях, увеличение площади средостабилизирующих участков земель;

  • разработка (совершенствование) методов и технологий проектирования и осуществления мероприятий по охране и улучшению земель, в частности, связанных с использование дистанционных методов и геоинформационных технологий;

  • разработка системы адаптационных мер, направленных на смягчение последствий климатических изменений для земель/почв страны и их продуктивности, а также на сохранение биологического и ландшафтного разнообразия;

  • разработка и внедрение технологий восстановления деградированных земель на территории выработанных торфяных месторождении и мелиорированных торфяных сельскохозяйственных и лесных земель;

  • расширение практики несплошных рубок главного пользования с целью сохранения средоформирующих функций лесных экосистем, включая почвы.

В-третьих, требуется осуществить комплекс мероприятий по сохранению и эффективному использованию мелиорированных земель (с учетом реализации мероприятий и заданий Республиканской программы сохранения и использования мелиорированных земель на 2011-2015 годы):



  • инвентаризация мелиорированных сельскохозяйственных и лесных земель;

  • реконструкция и восстановление мелиоративных систем;

  • выполнение комплекса агромелиоративных мероприятий на осушенных землях;

  • разработка (корректировка) схем землеустройства для всех административных районов, где мелиорированные земли составляют более 50% в структуре сельскохозяйственных земель;

  • реализация программы оптимизации структуры использования мелиорированных земель (состав культур, севообороты, системы обработки почв, удобрений, защиты растений);

  • повышение продуктивности мелиорированных земель до уровня 5,5-6,0 т/га кормовых единиц;

  • разработка методики автоматизированного учета изменений почвенного покрова с осушенными торфяными почвами и на ее основе – прогноза динамики торфяных почв до 2025 года и на период до 2050 года.

В-четвертых, необходимо развивать информационное обеспечение мероприятий по борьбе с деградацией земель:



  • развитие и внедрение результатов научных исследований в части получения полной, достоверной и своевременной (оперативной) информации о состоянии земель/почв, оценке степени проявления процессов деградации;

  • разработка технологии (методики) выявления, картографирования, учета и оценки деградированных земель, различающихся видом и степенью деградации, в том числе с использованием дистанционных методов и геоинформационных технологий, с целью повышения достоверности и полноты информации, эффективности обоснования и осуществления мероприятий по предотвращению деградации и восстановлению деградированных земель;

  • совершенствование методов выявления и оценки загрязнения земель, в том числе в городах и на прилегающих к ним территориях, в зонах влияния животноводческих комплексов и ферм, в местах с несколькими видами загрязнения;

  • определение научно обоснованных и доступных индикаторов (показателей) деградации земель/почв и порядка их применения при различных видах землепользования;

  • проведение агроэкологического районирования территории Беларуси с целью оценки степени сельскохозяйственной пригодности почвенно-земельных ресурсов и обоснования ландшафтно-адаптивных систем земледелия;

  • проведение регулярных аэро- и космогеодезических работ, инвентаризации земель, почвенных обследований, принимая во внимание особую уязвимость осушенных торфяных почв;

  • создание (актуализация) земельно-информационных систем административных районов как информационной и картографической основы для планирования и проектирования мероприятий по охране и использованию земель;

  • совершенствование государственного земельного кадастра, внедрение системы учета и оценки деградированных земель;

  • развитие системы мониторинга земель/почв с использованием современных аналитических методов, методов дистанционного зондирования и геоинформационных технологий;

  • обобщение результатов крупномасштабного почвенного картографирования, районирования и типологии земель по пригодности для различных видов хозяйственной деятельности и экологической уязвимости.

Важно обеспечить доступность для землепользователей и всех заинтересованных полной, достоверной и своевременной информации об использовании, состоянии, режимах охраны земель, правовых нормах, экономических и финансовых механизмах землепользования.
В-пятых, с целью повышения уровня знаний, образования и воспитания в области рационального использования и охраны земель необходимо:

  • создание постоянно действующей системы целевой переподготовки (повышение квалификации) руководителей и специалистов организаций Минсельхозпрода, Госкомимущества, Минприроды, Минлесхоза, Минстройархитектуры и других республиканских органов государственного управления, местных органов власти, землепользователей по вопросам охраны и устойчивого использования земельных ресурсов;

  • разработка и внедрение модуля устойчивого землепользования и охраны земель/почв в действующую систему сквозного экологического образования и воспитания (детский садик – школа – вуз);

  • разработка учебных программ, спецкурсов или отдельных учебных модулей по проблеме «Устойчивое использование и охрана земельных ресурсов» для студентов вузов и средних специальных заведений биологического, географического, экологического, сельскохозяйственного и экономического профилей;

  • активизация деятельности по пропаганде вопросов охраны и использования земель, их роли в жизнедеятельности людей и значения при глобальных и региональных экологических изменениях, издание специальных брошюр, мультимедийных фильмов на электронных носителях, создания специальных рубрик в тематических журналах, размещение информации о земельных ресурсах на веб-сайтах соответствующих органов государственного управления;

  • подготовка сценариев и создание для различных целевых групп населения фильмов и рекламных роликов о значении земельных ресурсов и важности их сохранения.

В-шестых, для установления более тесного и результативного международного сотрудничества по проблеме охраны и использования земель необходимо:



  • повышение степени информированности зарубежных партнеров о выполнении обязательств Республикой Беларусь по конвенции ООН по борьбе с опустыниванием/деградацией земель;

  • активизация международного регионального сотрудничества со странами СНГ, Центральной и Восточной Европы, Европейского союза, в том числе в рамках программы «Восточное партнерство», по вопросам охраны и рационального использования земельных ресурсов;

  • гармонизация национального законодательства и институциональной инфраструктуры в области устойчивого использования и охраны земельных ресурсов с передовыми странами, в том числе со странами Европейского союза и СНГ;

  • разработка пакета перспективных проектов в области устойчивого землепользования с целью привлечения международной технической помощи и иностранных инвестиций для их осуществления;

  • налаживание контактов, поиск партнеров и заинтересованных для продвижения интересов Республики Беларусь в рамках реализации 10-летнего стратегического плана и рамок деятельности по активизации осуществления КБО ООН (2008-2018 годы) и Национального плана действий по борьбе с деградацией земель;

  • развитие двустороннего, в том числе трансграничного сотрудничества по вопросам устойчивого землепользования и борьбы с деградацией земель.

В целях вовлечения международных партнеров и заинтересованных сторон на национальном уровне в практическую деятельность по формированию передового опыта в осуществлении КБО ООН в Республике Беларусь определены приоритетные пилотные проекты в области устойчивого землепользования (Приложение 2).




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал