Стратегия развития системы образования города Перми до 2030 года



страница1/4
Дата02.05.2016
Размер0.58 Mb.
  1   2   3   4


Стратегия развития системы образования

города Перми до 2030 года

Оглавление

1

Введение

2

2

Основные термины и определения

2

3

Глобальные вызовы, стоящие перед образованием XXI века

5

4

Глобальные вызовы и система образования города Перми

8

5

Предпосылки для решения поставленных проблем системой образования города Перми

10

6

Тенденции, формирующие будущее пермского образования

17

7

Модель выпускника

20

8

Цели и задачи развития пермского образования на период до 2030 года

22

9

Принципы, заложенные в основу Стратегии 2030

31

10

Исследовательская и инновационная деятельность в системе образования

32

11

Механизмы реализации Стратегии 2030

33









1.Введение
Стратегия развития системы образования города Перми до 2030 года (далее Стратегия) разработана с целью обеспечения инновационного развития отрасли образования на основе вызовов современного общества с учетом муниципальных особенностей в предоставлении услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей и в соответствии с основными трендами мирового образования, зафиксированными в таких документах, как стратегия социально-экономического развития Российской Федерации (Стратегия 2020), федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Концепция ДЦП "Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы».

В концептуальной части Стратегии зафиксированы цели, задачи, направления, механизмы и этапы развития системы образования города Перми на период 2014-2030 годы.

Стратегия является основой для разработки различных программных документов отрасли, в том числе целевых программ, долгосрочных проектов, предусматривающих различные меры по реализации основных направлений и положений Стратегии.
2.Основные термины и определения

Вызовы - это обстоятельства развития общества, которые воспринимаются как проблематизирующие или мотивирующие. В отличие от цели, вызовы не предполагают заранее запланированного результата. Напротив, согласно наблюдению о том, что многие великие открытия были сделаны по ошибке, оценивается именно фактический результат, а не его совпадение с планом.

Вызовы по сути своей представляют проблему, но проблему не в традиционном плане, не ту проблему, для которой можно найти вполне конкретное решение. Вызов это проблема глобального масштаба, которая в свою очередь состоит из множества «подпроблем», причем для каждой страны, народа, ситуации эта проблема имеет разные решения или вообще является не решаемой. В этом случае ее предназначение – дать толчок рождению чего-то абсолютно нового. Вызов, который не принимается, может превратиться в угрозу, а угроза чаще всего приводит к кризису.



Геймификация в информационных технологиях – это использование подходов, характерных для компьютерных игр, игрового мышления в неигровом пространстве: образовательном, сетевом, прикладном программном обеспечении с целью повышения эффективности обучения, мотивации обучающихся и повышения их вовлечённости в образовательный процесс, формирования устойчивого интереса к решению прикладных задач.

Гипермедийные технологии – это технологии, основанные на использовании компьютерных файлов, связанных посредством гипертекстовых ссылок для перемещения между мультимедийными объектами.

Глобальные геополитические процессы в современном обществе:

• глобализация экономики, проявляющаяся в создании транснациональных корпораций, международного разделения труда и международных рынков сбыта продукции;

• глобализация науки, проявляющаяся в создании распределенных международных творческих коллективов ученых, которые работают над общими научными проектами, а также в интенсификации процессов международного обмена научной информацией, проведении международных телеконференций;

• глобализация образования, проявляющаяся в развитии систем дистанционного образования, создании открытых территориально распределенных университетов, колледжей, центров повышения профессиональной квалификации;

• глобализация культуры, характерными признаками которой являются создание электронных библиотек и электронных версий картинных галерей, художественных и музейных экспозиций, а также наиболее ценных объектов архитектуры и строительства.

Городская апробационная площадка – статус образовательных учреждений, деятельность которых предполагает разработку и внедрение нового содержания образования, технологий обучения, воспитания, управления, а также проведение исследований по приоритетным направлениям системы образования города.

Готовность личности к профессиональному самоопределению – интегративное свойство личности, имеющее сложную многоуровневую структуру, включающую мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-действенный, эмоционально-волевой, оценочно-рефлексивный компоненты, и позволяющее субъекту осуществлять сознательное и самостоятельное конструирование личного плана профессионального развития.

Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека (закон № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”).



Коучер – специалист, который помогает человеку понять себя и достичь главного в своей жизни. При этом необходимо учитывать, что в понятие «главное» каждый человек вкладывает свой смысл. В задачи профессионального коучера также входит помочь человеку понять, что является этим «главным».

Мультимедийные технологии – это технологии, основанные на взаимодействии визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств. Особенность этих технологий состоит в том, что они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

Инновация педагогическая - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.



Инновационная деятельность в сфере образования ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Указанная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов (программ) организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными организациями, действующими в сфере образования, а также их объединениями.

Образование – общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Педагогическая технология — совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.

Профессиональное самоопределение - это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. Основой профессионального определения является способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы.



Тренд - некоторое направление или общая тенденция преимущественного движения и развития чего-то. Например, использование мультимедийных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека, на сегодняшний день, является ведущим трендом. Тренд – это почти неизбежное будущее.

Тьютор – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция взрослого наставника по отношению к обучающемуся, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе.

Фасилитатор – человек, занимающийся организацией и ведением групповых форм работы с целью повышения их эффективности. Задача фасилитатора следить за регламентом и способствовать комфортной атмосфере, сплочению группы и плодотворному обсуждению. Группы поддержки и взаимопомощи относятся к тем видам групповой работы, при которых необходимо присутствие фасилитатора.

Экономика знаний развивается, благодаря преимущественному использованию идей по сравнению с применением традиционных факторов производства — труда и капитала. Знания создаются и воплощаются в инновационных продуктах, товарах и услугах. Продуктовые циклы становятся короче, потребность в инновациях возрастает. В глобальных масштабах экономика, основанная на знаниях, трансформирует спрос на рынке труда во всем мире. Не только к работникам предъявляются новые требования, но и обычные граждане испытывают потребность в пополнении знаний независимо от полученного прежде образования и социального статуса.

3.Глобальные вызовы, стоящие перед образованием XXI века

Условия существования человечества в XXI веке предполагают переход к новой стратегии развития общества на основе широкомасштабного использования знаний и информации как стратегических ресурсов развития, а также перспективных высокоэффективных технологий как основных инструментов этого развития.

Вместе с тем, большинство исследователей вполне обоснованно считают, что необходима радикальная перестройка существующей системы образования, которая уже не отвечает современным требованиям и не может обеспечить своевременной подготовки людей к будущему, ставящему перед человечеством все новые и новые глобальные проблемы. Эти проблемы, называемые в научной литературе вызовами XXI века, и должны сегодня определять содержание образования, его стратегическую целевую ориентацию.

Если рассматривать мировую систему образования, то для нее глобальными являются следующие вызовы.



Информационный вызов представляет собой необходимость перехода к информационному обществу и адаптации людей к новой информационной среде обитания, которая должна решить проблему информационного неравенства. Этот вызов предполагает развитие общей информационной культуры общества.

Динамический вызов отражает и фиксирует отставание общественного сознания от динамики развития глобальных проблем. Он требует реализации идей и принципов опережающего образования, формирования у обучающихся планетарного мышления.

Адаптационный вызов рассматривается как необходимость трансформации системы образования с учетом новых требований экономики знаний, суть которой состоит в преимущественном использовании инновационных идей по сравнению с применением обычных факторов производства — труда и капитала. В глобальных масштабах экономика, основанная на знаниях, меняет и образовательный процесс, вводя необходимость обучения на протяжении всей жизни. Актуальной становится способность адаптировать свои знания к новым условиям, быстро реагировать на изменение ситуации, обладать способностью работать в социально гетерогенных группах.

Понимание необходимости отвечать на вышеперечисленные вызовы в последние годы в мировом научном сообществе начинает все более четко ставить вопрос о возрастании роли образования в процессе дальнейшего развития цивилизации. При этом система образования начинает восприниматься уже не только как важнейший фактор технологического и социально-экономического развития той или иной страны, но также и как стратегический фактор выживания цивилизации, преодоления ее глобального кризиса.

В России при разработке глобальных направлений развития страны эти вызовы трансформируются с учетом национальных особенностей. Одним из таких документов является Стратегия 2020. В ней глобальные вызовы наполняются конкретным содержанием, отражая специфику развития российского общества. Перечислим их ниже, структурируя под глобальные вызовы.

Информационный вызов – переход к информационному обществу.

Система образования на сегодняшний день утратила монополию на образование детей. Главная причина этого не только расширение институтов образования и социализации, а появление принципиально новых подходов, технологий личного образования, связанных с глобальными процессами информатизации.



Динамический вызов – непрерывное образование, образование в течение всей жизни.

Основные проблемы российского образования, перечисленные в Стратегии 2020, такие как недостаточный охват детей дошкольным образованием, высокая доля школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности, значительное отставание наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных, недостаточное развитие социальной компетентности школьников, не позволяют оперативно перейти к решению глобальной проблемы опережающего образования.

Для создания в России предпосылок непрерывного образования основным предметом государственной политики следует считать не столько систему школ и дошкольных образовательных учреждений, сколько всю сферу образования и социализации молодого поколения.

В данном случае необходима модернизация не только системы образования, но и новая политика государства в социальной сфере, направленная на расширение ее социально-культурных функций, обновление содержания образования, улучшение образовательного процесса в соответствии с новыми трендами и тенденциями мирового сообщества.

Наряду с традиционными институтами, специальную поддержку государства должна получить сфера неформального (открытого) образования и социализации.

Адаптационный вызов - трансформация системы образования с учетом новых требований экономики знаний.

Существующая система образования не успевает обновляться, чтобы адекватно отвечать на технологические, культурные и социальные изменения, на новые потребности семей и детей.

На период до 2030 года новыми приоритетными образовательными результатами должны стать: способность эффективно применять теоретические знания, высокий уровень развития технологических компетенций, формирование позитивных социальных установок. Особый акцент делается на достижение российскими школьниками результатов, позволяющих войти в группу лидеров по показателям исследования PISA. В том числе и работать на сокращение отставания наиболее слабых учащихся от самых успешных - это один из критериев оценки образования в этом международном исследовании.

Если первые два вызова относятся в полной мере к обществу в целом, так как задевают в совокупности все сферы жизнедеятельности человека и отвечать на этот вызов нужно системно, то последний, адаптационный вызов требует особого, специфического подхода в каждой отдельной отрасли, сфере жизнедеятельности человека.

То, что адаптационный вызов особо актуален в системе образования, связано с тем, что новые образовательные результаты на сегодняшний день провозглашены, но реально не гарантируются существующей системой образования. Одной из причин этого является отсутствие самостоятельности у образовательных учреждений. Ведь если все образовательные учреждения Российской Федерации живут по одинаковым инструкциям, предписывающим выполнять свои функции в одно и тоже время одними и теми же средствами (принцип «фабрики» в действии), то откуда тогда взяться новым образовательным результатам, закрепленным в ФГОСах: способность эффективно применять теоретические знания, высокий уровень развития технологических компетенций, формирование позитивных социальных установок.

Отсутствие самостоятельности образовательных учреждений в большей мере связано с тем, что институциональные реформы, запущенные еще в 2004-м году не завершены. В системе образования накоплена так называемая «усталость» от постоянных изменений и новых инициатив, отсюда усиливается имитация реформ. Так как ограничены автономия и возможность принятия эффективных решений на региональном, муниципальном и институциональном уровнях, то соответственно, отсутствуют механизмы обратной связи и самокоррекции, которые позволяли бы системе оперативно адаптироваться к особенностям внешней среды.

Напомним, что реформы, о которых здесь идет речь, связаны с переходом всех учреждений системы образования на подушевое финансирование, внедрение муниципального задания на образовательные услуги, перевод образовательных учреждений в статус автономных, реализация принципов управления по результату.

Важность этих незавершенных реформ еще и в том, что без них невозможно обеспечить повышение доступности качественного образования за счет развития негосударственного сектора и так называемых комплексных социально-культурных учреждений, оказывающих многопрофильные услуги.



Выводы:

Информационный вызов

  • Необходимость открытого образования: дистанционное, самообразование

  • Владение новыми реалиями: сетевые технологии, облачные технологии

  • Планетарное мышление

Динамический вызов

  • Недостаточная доступность услуг дошкольного образования

  • Стагнация внешкольного образования и воспитания

Адаптационный вызов

  • Незавершенность институциональных реформ

  • Противоречие между потребностью иных, новых образовательных результатов и существующая стандартизированная система массового обучения детей, работающая по принципу «фабрики»

  • Ухудшение качества педагогического корпуса

  • Межрегиональная и межмуниципальная дифференциация

  • Дифференциация на уровне школ


4.Глобальные вызовы и система образования города Перми

В Перми в последние годы шли процессы, которые подготовили систему образования города к «принятию» современных вызовов.

Разбираясь в сути глобальных проблем-вызовов и соотнося их с выводами развернутого анализа состояния системы образования города, можно заметить, что первые два вызова, информационное общество и образование в течение всей жизни, относятся к системе образования муниципального уровня опосредованно. Глобальная информатизация, непрерывное образование должно стать для каждого человека нормой, и это должно прививаться ребенку в течение всей детской жизни через содержание образования. Формы, методы, технологии появления этих новых норм зависят от уровня развития общества в целом, от появления в нем новых институтов, социальных структур.

Для современной системы образования актуальными являются проблемы, относящиеся к адаптационному вызову - трансформация системы образования с учетом новых требований экономики знаний.

Если рассматривать проблемы, которые необходимо решить для ответа на этот вызов, то одной из наиболее важных, обозначенную в разделе «Новая школа» Стратегии 2020, можно назвать проблему незавершенности институциональных реформ. Именно эта проблема не позволяет учреждениям самостоятельно развиваться, иметь собственный бренд, свою специфику, обеспечивать индивидуализацию образования в целом. Рассмотрим, как обстоят дела с решением этой проблемы в Перми.

На сегодняшний день все муниципальные образовательные учреждения города переведены на подушевое финансирование, причем, речь идет о полном нормативе, в отличие от большинства территорий РФ, где это сделано только в отношении фонда оплаты труда. То есть, финансирование всех ОУ происходит по одинаковому принципу, независимо от того, где располагается учреждение и какой у него статус. Кроме того, 75% всех ОУ имеют статус автономных, финансирование ведется через муниципальное задание с учетом показателей качества. В городе прошла реорганизация ОУ, в ходе которой неэффективные по разным причинам учреждения присоединены к крупным, имеющим высокую результативность образовательным учреждениям. Это коснулось в первую очередь дошкольного образования.

Как и во всех территория РФ в Перми стоит проблема обеспечения новых образовательных результатов. Пока в основе организации образовательной деятельности в городе лежит система массового обучения детей, работающая по принципу «фабрики», которая обеспечивает лишь передачу знаний и формирует способность действовать по шаблону.

Такая система не стимулирует развитие творчества и не готовит детей, способных к инновационному мышлению. Она нацелена на подготовку послушных исполнителей и никак не связана с новыми вызовами, которые предъявляют системе образования главное требование – требование индивидуализации обучения.



Проблема дифференциации на уровне общеобразовательных учреждений, суть которой в «поощрении центральных школ с высоким качеством образования, предполагающая более высокое их финансирование, что усугубляет разрыв между благополучными и отстающими школами, и, по сути, усугубляет разрыв в образовательных возможностях между детьми из благополучных образованных семей и детьми из семей с низким социальным и культурным капиталом» (Стратегия 2020) является актуальной и для Перми.

Перечислим ниже проблемы, зафиксированные в Стратегии 2020, которые являются актуальными для системы образования города:



Информационный вызов

  • Открытое образование: дистанционное, самообразование

  • Владение новыми реалиями: сетевые технологии, облачные технологии

Динамический вызов

  • Доступность услуг дошкольного образования

  • Стагнация внешкольного образования и воспитания

Адаптационный вызов

  • Потребность иных, новых образовательных результатов, предполагающих новую организацию, новое содержание образования, технологии, методы, методология, внедрение ФГОС

  • Дифференциация на уровне школ

  • Ухудшение качества педагогического корпуса

Перечисленные вызовы являются общими тенденциями, которые должны быть положены в основу инновационного развития системы образования.

На уровне же муниципалитета возникают проблемы, которые также служат ответу на вызовы, но учитывают местную специфику развития системы образования, запросы общества, промышленных и бизнес сообществ. Ниже приводятся основные положения, в результате учета которых расширяется круг проблем, стоящих перед городом в сфере образования.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал