Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Тула как столицы Тульской области на период до 2018 года и на перспективу до 2030 года



страница1/9
Дата23.04.2016
Размер0.79 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Стратегия социально-экономического развития

муниципального образования город Тула

как столицы Тульской области

на период до 2018 года и на перспективу до 2030 года

  1. Введение


За последние годы в мире произошли глобальные изменения, которые оказали влияние и на Российскую Федерацию, и на конкретные города в частности. К таким изменениям можно отнести глобализацию экономики, снижение административных границ для инвестиций, товаров, человеческого капитала.

Развитие транспорта и коммуникаций, а также глобальных экономик и демографическая яма 90-х в нашей стране, приводит к миграции населения, оттоку населения в крупные города, что меняет экономику региональных городов.

Еще одним фактором, оказывающим серьезное влияние на изменения в мировом масштабе, является технологический прогресс, развитие технологий. В рамках теории технологических укладов, описанной в 1986 году советскими экономистами  Д. С. Львовым и С. Ю. Глазьевым, существует совокупность взаимосвязанных производств, имеющих единый технический уровень и развивающихся синхронно. Смена доминирующих в экономике технологических укладов предопределяет неравномерный ход научно-технического прогресса. Первые четыре технологических уклада связанны с развитием машин и добычей сырья: развитие промышленного производства, эпоха пара, эпоха стали, эпоха нефти (см. раздел 1). По различным оценкам, четвертый технологический уклад (1930-1970 гг.) в мировом масштабе выиграл СССР. В эти периоды времени и формировались структуры большинства российских городов, в том виде, в котором мы привыкли их видеть. Для многих городов градообразующие предприятия являются наследием Советского Союза, при этом эти предприятия в различной степени адаптировались к современной экономической системе, что оказало ключевое влияние на социально-экономическое развитие конкретных городов.

В рамках той же теории технологических укладов, пятый уклад (1970-2010 гг.) связанный с развитием компьютеров и телекоммуникаций наша страна полностью проиграла, оставаясь сырьевой страной, бюджет которой формируется в основном за счет средств, поступающих от продажи нефти, газа и прочих ресурсов.

Для того чтобы иметь способность привлекать инвестиции и экономически активное население, муниципальному образованию необходимо иметь конкурентоспособную градообразующую основу – предприятия с высокопроизводительными рабочими местами, продукция которых, будет востребована на российском и международных рынках. К таким предприятиям, начиная с 2010 года, относятся те, которые занимаются и развивают свои технологии в рамках шестого технологического уклада – нанотехнологии, биотехнологии, виртуальная реальность и робототехника.

Соответственно для большинства муниципальных образований, как и для государства в целом, стоит серьезная стратегическая проблема, связанная с развитием конкурентоспособности нашей страны на международном уровне. Правительством РФ разработана стратегия развития страны, инструменты по поддержке различных регионов, способных предложить новое, современное виденье развития региональной инфраструктуры, что в свою очередь дает возможности для привлечения инвестиций, возможности для привлечения населения.



  1. Проблемы социально-экономического развития муниципального образования город Тула

Как показывает описание текущего положения муниципального образования город Тула и проведенный стратегический анализ, Тула имеет проблемы стратегического характера, как обусловленные изменениями внешнего окружения и неразвитостью способностей гибко реагировать на эти изменения, так и внутренними факторами.

Отсутствие способностей гибко реагировать на изменчивое состояние внешнего окружения, мировые, глобальные тенденции и развитие технологического прогресса привели к тому, что при смене 5-го на 6-ой технологический уклад в мировом масштабе, муниципальное образование город Тула продолжает жить и развиваться, ориентируясь на технологии и производства 4-го технологического уклада, не создавая современных конкурентоспособных продуктов.

Отсутствие согласованности действий и планирование развития Тулы в рамках текущей традиционной модели не приведет к исправлению ситуации и не сможет обеспечить рост социально-экономических показателей, более того будет приводить к усилению негативных тенденций.

Такие факторы градообслуживающей основы как плохая экология, недостаточно высокий уровень высокопроизводительных рабочих мест, и как результат невысокий уровень доходов населения относительно Москвы, значительный износ строительной, коммунальной и транспортной инфраструктуры, – все это усиливает негативные тенденции, которые угрожают снижением показателей социально-экономического развития.

Для решения указанных проблем новая стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Тула должна учитывать следующие аспекты:



  • Согласованность стратегии с глобальными тенденциями и соответствие 6-му технологическому укладу;

  • Наличие механизмов стратегического управления, позволяющих развивать способности гибкого реагирования на тенденции внешнего окружения;

  • Усилия градообслуживающей основы должны быть сфокусированы на её развитии и решении социально-демографических проблем;

  • Определение требований к компетенциям лиц, осуществляющих стратегическое и оперативное управление, как на муниципальном и региональном уровне, так и на уровне руководителей организаций всех форм собственности, задействованных в реализации планов.
  1. Виденье муниципального образования город Тула к 2030 году

    1. Стратегические ориентиры концепции


Опираясь на раздел стратегических проблем, выделены следующие параметры для определения ориентиров, которым должна соответствовать стратегия муниципального образования город Тула.

Решение проблем неудовлетворенности ключевых заинтересованных сторон.

Решение проблем, связанных с угрозами, которые диктует нам внешнее окружение, и определение путей реализации возможностей.

Качественное отличие муниципального образования город Тула от городов-конкурентов, чтобы обеспечить уникальность и конкурентоспособность для привлечения финансовых и качественных человеческих ресурсов и создать платформу для социально-экономического роста.



На основе данных стратегических ориентиров заданы следующие критерии успешности развития:

  1. Решение экологических и инфраструктурных проблем для создания привлекательности и повышения комфортности проживания.

  2. Обеспечение инвестиционной привлекательности, включая инвестиционный климат, для развития бизнеса, привлечения инвесторов и федеральных инвестиционных трансфертов.

  3. Наличие интересных инфраструктурных проектов, позволяющих привлекать инвесторов, проявлять интерес региональных и федеральных властей.

  4. Решение задач по привлечению и удержанию человеческих ресурсов в Туле.

  5. Создание качественной и достойной социальной среды, включающей инфраструктурные, коммуникационные и общественные решения.

  6. Развитие обслуживающей инфраструктуры муниципального образования.

  7. Формирование систем стратегического управления, систем внутреннего взаимодействия общественности, бизнеса и власти.

  8. Реализация современной модели развития Тулы, соответствующей 6-му технологическому укладу.

  9. Решение проблем конкурентоспособности тульских производств на внутреннем и мировом рынке.

  10. Формирование привлекательности Тулы для высококвалифицированной трудовой миграции.

  11. Расширение интереса к посещению Тулы жителями других городов России и стран дальнего и ближнего зарубежья.





  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал