Таргетирование инфляции как инструмент достижения экономического роста России



Скачать 45.15 Kb.
Дата01.05.2016
Размер45.15 Kb.
Таргетирование инфляции как инструмент достижения экономического роста России

Узбекова А.С., Борткевич Г.А.

Студенты бакалавриата кафедры «Мировая экономика и международные финансовые отношения»



Финансовый университет при Правительстве РФ,

факультет Международных экономических отношений, Москва, Россия

E-mail: id221094@mail.ru

В 1990-х гг. Россия пережила огромное экономическое потрясение, последствия которого ощущаются по сей день. Экономическая политика того времени привела к краху всех несущих конструкций бюджетной и денежно-кредитной системы России. Темпы инфляции возросли только в 1991 г. со 160,4% до 2 508,8% в 1992 г. [5], что в сумме с четырехкратной девальвацией еще больше обесценило доходы государства, домашних хозяйств и предпринимательского сектора. Казалось, ситуация безвыходна.

Тенденция к переходу на инфляционное таргетирование превратилась в неотъемлемый атрибут прогрессивных центральных банков. На начало 2012 г. согласно Руководству №29 Банка Англии [3] 27 стран официально признали данный режим денежно-кредитной системы в качестве государственного. Впервые он был введен в Новой Зеландии, потому что в 1970-х-начале 1980-х гг. страна переживала высокую инфляцию, а все прежние методы борьбы не приносили должного результата.

Что касается России, Центральный банк в 2000 г. впервые обозначил годовой ориентир инфляции в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики». Однако на протяжении последних лет Банку России [4] не удавалось достигнуть целевых ориентиров инфляции. Только в 2003-м г. был достигнут первоначально запланированный уровень инфляции в 12 %. Таким образом, неэффективная политика Банка России в борьбе с инфляцией привела к росту инфляционных ожиданий, являющихся одним из ключевых элементов инфляционного таргетирования и препятствующих введению этого режима денежно-кредитного регулирования.

О решимости отказаться от политики управления обменным курсом и перейти к таргетированию инфляции представители Банка России заявляют, начиная с 2007 г. Режим управляемого плавающего валютного курса сводится к постепенному контролируемому укреплению рубля относительно бивалютной корзины. При условии регулярных валютных поступлений от сырьевого экспорта такая политика фактически равносильна скупке Центральным банком валюты, что оборачивается неконтролируемым ростом цен, а, это, в свою очередь, приводит к слишком высоким процентным ставкам, сдерживающим экономическое развитие страны. В целом же, на протяжении последних десяти лет уровень инфляции в стране имеет устойчивую тенденцию к снижению (исключение составляет только 2008 г., когда уровень инфляции превысил отметку в 13% в связи с мировым кризисом) и на 2013 г. составляет 5,32% [5].

На вопрос «Готова ли Россия к таргетированию денежно-кредитной системы?» ответить однозначно нельзя. Улюкаев А.В. [1,2] выделяет три базовых условия для реализации данной политики реструктуризации монетарной системы страны: во-первых, масштабность кредитного рынка, во-вторых, определение инфляционного таргетирования плавающим обменным курсом, который основывается на стабильном платежном балансе, в-третьих, устойчивость банковской сферы к внешним шокам.

Динамика кредитного рынка в последние годы позволяет оценить его как наиболее активно развивающийся сегмент российского финансового рынка. Согласно данным Росстата на 1 января 2013 г. [5] объем кредитования российских банков составил 32 886,9 млрд. руб., что на 71,5 % больше чем на то же число 2010 г. и на 17,8 %, чем на 1 января 2012 г.

Исследуя данные показатели в динамике за 2010―2013 гг., можно отметить, что доля кредитов, размещенных в организациях к 2013 г., постепенно снижается с 67 % до 63%. Происходит это, главным образом, за счет увеличения (с 19% до 24 %) кредитов, выданных населению, что свидетельствует о росте их доверия к банкам.

В структуре кредитования по срокам в 2013 г. основную долю - 40% - составляют кредиты свыше 3 лет, из чего можно сделать вывод о его долгосрочном характере. Это, безусловно, является также положительным моментом.

Что касается введения плавающего курса, на сегодняшний день это привело к падению курса рубля по отношению к бивалютной корзине. Можно предположить, что именно введение плавающего курса в совокупности с негативными ожиданиями привело к росту инфляции только за первые два месяца 2014 г. на 1,3% [5].

На начало декабря 2013 г. прибыль банковского сектора составила 884 млрд., что на 4,9% ниже показателей за аналогичный период предыдущего года. Учитывая, что совокупные активы банковской сферы за год выросли на 18%, их рентабельность в результате понизилась до 1,7%. Основной фактор, влияющий на показатели доходности российских банков, расходы на создание резервов по кредитам, в 2013 г. повысился с 5,3% в начале года до 16,3% в декабре и составил 2,9 млрд рублей. Главная причина – ужесточение резервных требований Банка России по розничным кредитам (повышение ставки резервирования с 4% в 2012 г. до 4,25% в 2013г.) [4].

К 2015 г. Банк России планирует завершить переход к режиму таргетирования инфляции, в рамках которого обеспечение ценовой стабильности признается приоритетной целью денежно-кредитной политики.

Целевое значение изменения потребительских цен составит 5,0% в 2014 г., 4,5% в 2015 г. и 4,0% в 2016 г. Целевая траектория инфляции будет определяться с учетом перспектив экономического роста, а также задачи по поддержанию устойчивого функционирования банковского сектора и финансовых рынков, что позволит избежать чрезмерной волатильности цен активов и неоправданных колебаний деловой активности.

***


В целом, как подтверждает международный опыт, практика использования стратегии таргетирования инфляции доказала свою эффективность и жизнеспособность на протяжении последних двух десятилетий. Эта стратегия представляет собой значительный прогресс в реализации антиинфляционной денежно-кредитной политики. Как представляется, реализация перехода к режиму таргетирования инфляции в России с учетом мирового опыта, особенностей развития российской экономики и внешних условий окажет содействие экономическому росту в стране и обеспечению макроэкономической сбалансированности в целом, однако потребует определенных усилий. Все эти меры должны быть тщательно выверены, чтобы из-за несогласованности действий не получить обратные эффекты: рост инфляции, замедление развития кредитного рынка, повышение уязвимости банковского сектора.

Литература

  1. Улюкаев А., Дробышевский С., Трунин П. Перспективы перехода к режиму таргетирования инфляции в РФ // Вопросы экономики, №1, 2008.

  2. Улюкаев А.,Замулин О., Куликов М. Предпосылки и последствия внедрения таргетирования инфляции в России // Экономическая политика, 2006.

  3. Джилл Хэммонд. Практика инфляционного таргетирования - 2012. Руководство №29. Центр исследований деятельности центральных банков. Банк Англии. 2012.

  4. http://www.cbr.ru/ (Банк России).

  5. http://www.gks.ru/ (Федеральная служба государственной статистики).


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал