Технологическая платформа «глубокая переработка углеводородного сырья»



страница1/9
Дата27.04.2016
Размер1.93 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА

«ГЛУБОКАЯ ПЕРЕРАБОТКА УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ»

Стратегической программы исследований

технологической платформы

(Проект)

От координатора Технологической платформы

Генеральный директор ОАО «ВНИПИнефть» В.М. Капустин
МОСКВА 2012

Содержание


Введение 3

Раздел 1 «Текущие тенденции развития рынков и технологий в сфере деятельности платформы» 4

Раздел 2 «Прогноз развития рынков и технологий в сфере деятельности платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов» 51

Раздел 3 «Направления исследований и разработок, наиболее перспективные для развития в рамках платформы» 92

Раздел 4 «Тематический план работ и проектов платформы в сфере исследований и разработок» 105



Приложения

Дорожная карта по нефтепереработке………………………………….…….....123

Дорожная карта по газопереработке и газохимии…......……………………….124

Дорожная карта по нефтехимии……………………………………...……….....125

Ключи к картам………………...……………………………………...……….....126

Введение


На очередном заседании Бюро ТП «Глубокая переработка углеводородных ресурсов» было принято решение о привлечении в качестве исполнителя работ по разработке стратегической программы исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (протокол №ГПУР–220711/2 заседания Бюро технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов» от 22.07.2011 г.). Исполнителю поручено определение долгосрочных приоритетов научно-технологического развития и стратегических целей развития технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов», построение пилотной дорожной карты и подготовка предложений в стратегическую программу исследований в интересах технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов».

В настоящее время осуществляется реализация программы исследований, направленная на формирование и уточнение перечней конкретных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по каждой из определенных экспертами технологий, направленных на получение продуктов нефтепереработки, нефтехимии, газопереработки и газохимии. Работа ведется с учетом рыночной перспективности углеводородной продукции в долгосрочном периоде, конкурентоспособности отечественных компаний по конкретным технологиям переработки углеводородного сырья, имеющейся научно-технической базы, существующего положения на глобальном рынке технологий данной сферы, а также временных горизонтов, требуемых для исследований, опытно-конструкторских, испытательных работ и запуска в промышленное производство каждой из технологий.

Данный вариант программы стратегического развития является предварительным, будет постоянно корректироваться с учетом предложений участников технологической платформы и решений, выработанных при обсуждении основных направлений развития технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов».

Раздел 1 «Текущие тенденции развития рынков и технологий в сфере деятельности платформы»





    1. Описание текущего состояния рынков отраслей и секторов экономики, к которым относится технологическая платформа, в России и мире.

Секторами экономики, на которые предполагается воздействие технологий, развиваемых в рамках технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов», являются:

  • нефтеперерабатывающая промышленность;

  • газоперерабатывающая промышленность;

  • нефтехимическая промышленность и промышленность органического синтеза;

  • смежные отрасли (производство катализаторов, строительство, машиностроение, энергетика, тонкий органический синтез и др.).

Целевые рынки продукции – рынки продукции нефтепереработки (прежде всего моторные топлива), продукты газопереработки и промышленности нефтехимического синтеза (нефтехимии).

      1. Оценка текущего состояния рынков нефтехимии и нефтепереработки в мире.

Можно указать на несколько основных характеристик целевых рынок на современном этапе в мире:

- Активное вовлечение в переработку тяжелых нефтей и битумов.

Данная тенденция должна рассматриваться как долгосрочная из-за постепенного снижения темпов добычи сырой нефти в связи с истощением ее действующих запасов, исчерпанием запасов легких нефтей и необходимостью разработок новых месторождений с высокой себестоимостью добычи. Учитывая характер получаемого в этом случае сырья, технологический вызов состоит в необходимости его квалифицированной и глубокой переработки с сочетанием традиционных и принципиально новых технологий. В настоящее время комплексы по переработке тяжелых нефтей строятся в США и Канаде (более подробно см. п. 5.2.). В тоже время реализуемые там технологии не позволяют перерабатывать тяжелые остатки с высокой эффективностью. Одновременно качество сырой нефти, направляемой с основных мировых месторождений на действующие НПЗ мира, постоянно ухудшается и характеризуется ростом ее плотности и увеличением содер­жания серы. В связи с использованием все более тяжелого сырья особая роль начинает отводиться процессам гидрокрекинга и гидроочистки, которые сохранят свою центральную роль в нефтепереработке в длительной перспективе. Растет значение процессов переработки тяжелых нефтей и остатков, прежде всего процессов гидропереработки, в том числе и в сларри системах

- Развитие мировой нефтепереработки характеризуется постоянным ужесточением экологических требований к качественным характеристикам моторных топлив, выполнение которых требует значительных капитальных и эксплуатационных затрат. В настоящее время развитие нефтепереработки обусловлено ростом спроса на моторные топлива и продукты нефтехимии и одновременным снижением потребления продукции нефтепереработки в энергетическом и промышленном секторах экономики 1, 2 (рис. 1).




Рис.1. Прогноз мировой структуры использования нефтепродуктов.

(Снизу вверх: транспортные топлива, нефтехимия, прочее, промышленность)



- Из анализа развития моторостроения следует, что к 2030 г. не произойдет кардинальной смены основных типов двигателей внутреннего сгорания. Суммарное использование бензиновых, дизельных и реактивных двигателей, согласно прогнозам, составит 84% (рис. 2, табл.1). Это подтверждает перспективный рост потребления в мире моторных топлив на основе углеводородного сырья.



Рис. 2. Прогноз использования различных типов двигателей в 2030 г.

- Изменение экологических показателей моторных топлив в странах Европейского Союза (близкие экологические показатели имеют моторные топлива и других стран «большой восьмерки») за последние годы и на ближайшую перспективу представлено в табл. 2 и 3.
Таблица 1

Объемы производства нефтяных топлив в странах G8

Страна

Год

Переработка нефти, млн.т

Производство топлив, в % на нефть










Бензин

Дизельное топливо

Авиационный керосин

Мазут

США

1990

729,3

41,0

20,6

9,6

6,3




2004

842,8

44,4

23,1

8,7

4,6

Япония

1990

190,7

16,3

27,4

2,7

22,9




2004

205,8

20,6

27,9

3,9

15,4

Канада

1990

84,1

32,1

27,3

5,2

8,0




2004

104,5

31,7

30,3

4,4

8,2

Германия

1990

96,4

26,8

42,7

2,4

14,8




2004

123,3

21.5

41,0

3,6

11,4

Франция

1990

72,9

23,2

38,3

6,9

17,3




2004

89,8

18,9

38,8

6,2

13,9

Великобритания

1990

76,2

35,0

30,7

9,8

20,3




2004

91,5

26,6

31,8

6,1

14,4

Италия

1990

78,6

23,5

37,0

3,2

29,4




2004

99,2

20,9

39,3

2,5

17,6

Россия

1990

295,9

14,0

25,7

4,5

33,9




2004

190,2

16,0

29,1

4,0

27,9


Таблица 2

Требования к автомобильным бензинам по стандартам ЕС

Показатель

Евро-3

Евро-4

Евро-5

Срок ввода в странах ЕС

2000

2005

2009

Октановое число по исследовательскому методу, не менее

95/98

95/98

95/98

Содержание ароматических углеводородов, %, не более










общее

35

30

30

в т. ч. бензола

1

1

1

Содержание серы, ppm, не более

150

50

10

Таблица 3

Требования к дизельным топливам по стандартам ЕС

Показатель

Евро-3

Евро-4

Евро-5

Цетановое число, не менее

51

51

54(58)*

Содержание серы, ppm, не более

350

50

10

Плотность при 15°С, кг/м2

820-845

820-845

820-830

Фракционный состав 95%, °С, не выше

360

360

340-350

Содержание полициклической ароматики, % об., не более

11

11

(2)

*В скобках указаны показатели, по которым возможен пересмотр
- Изменение стандартов на моторные топлива и, как следствие, изменение структуры процессов нефтепереработки, направленных на производство моторных топлив. Производство бензинов требует использования процессов алкилирования изобутана олефинами и изомеризации фракции углеводородов С5-С6, совершенствования и модернизации процессов риформинга, гидроочистки, гидроизомеризации средних дистиллятов, использование процессов гидрокрекинга для получения моторных топлив и др. Только за счет изменения соотношения мощностей вторичной переработки нефти на современных НПЗ можно получить то или иное качество товарных нефтепродуктов.

Последнее обстоятельство частично объясняет, почему в США и Западной Европе нефтяные компании за последние 10 лет не построили ни одного нового НПЗ: практически весь объем капитальных вложений был использован на строительство новых вторичных процессов, улучшающих экологические характеристики продукции действующих заводов. Как следует из табл. 41, наличие большего количества установок вторичной переработки нефтяного сырья на НПЗ передовых западных стран позволяет им получать больший выход высококачественных и дорогих светлых нефтепродуктов при меньших выходах дешевого мазута по сравнению с Россией (табл. 4).


Таблица 4

Современный состав технологических процессов
российской и зарубежной нефтепереработки


Основные вторичные процессы

Западная Европа

США

Россия

Япония

Каталитический крекинг

15,8

35,8

6,7

19,8

Гидрокрекинг

7,5

9,1

1,9

4

Термокрекинг + висбрекинг

12,2

0,2

5,8

-

Коксование

2,5

16,2

2

2,3

Риформинг, всего

12,7

18,3

11,9

13,9

в т. ч. с непрерывной конфигурацией

4,1

6,1

1,1

6,6

Гидроочистка и гидрооблагораживание топлив, всего

49,2

55,3

26,7

77,1

в том числе:













бензинов

9,5

10,3

0,3

2,2

дистиллятов

35,3

41,3

26,4

52,5

остатков тяжелого газойля

4,4

3,7

-

22,4

Алкилирование

1,4

5,6

0,2

0,8

Изомеризация

2,7

3

0,8

0,3

Производство МТБЭ и других ВОК

0,3

0,5

0,1

0,06

Производство ароматики

1,3

2,4

0,8

3,8

Производство масел

1

1,1

1,4

0,9

Производство кокса

0,6

5,2

0,5

0,3

Производство битума

2,8

3,7

3,7

3,1


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал