Тема: Экология. Экологические факторы



Скачать 366.28 Kb.
Дата24.04.2016
Размер366.28 Kb.



Тема: Экология. Экологические факторы

Задание 1. «Экология, экофакторы»


  1. Что такое экология?

  2. Кто предложил термин "экология"?

  3. Что такое экосистема?

  4. Чем биогеоценоз отличается от экосистемы?

  5. Что называют экологическими факторами?

  6. Какие факторы называют биотическими?

  7. Какие факторы называют абиотическими?

  8. Какие факторы называют антропогенными?

  9. Что понимается под биологическим оптимумом?

Задание 2. «Схема действия экологического фактора







  1. Какое значение фактора называется оптимальным?

  2. Дайте определение нижнему и верхнему пределам выносливости.

  3. Юстус Либих сформулировал закон минимума, ввел понятие об ограничивающем факторе. Что же такое ограничивающий фактор по Либиху?

  4. Может ли жизнедеятельность ограничиваться фактором, находящимся в избытке? Приведите примеры.

  5. Какой фактор можно назвать ограничивающим?

Задание 3. «Классификация биотических взаимодействий»


Различают несколько форм межвидовых взаимодействий, они могут быть безразличными (0), полезными (+) или вредными (-) для партнеров.

Тип взаимодействия

Виды

Общий характер взаимодействия

1

2

1. Нейтрализм

2. Конкуренция

3. Аменсализм

4. Паразитизм

5. Хищничество

6. Комменсализм

7. Протокооперация

8. Мутуализм















  1. Поставьте 0, + или – для видов 1 и 2 в каждом типе взаимодействия.

  2. Дайте определение и приведите примеры для каждого типа взаимодействий.

  3. В 1932 г. советский ученый Г.Ф.Гаузе предложил принцип исключения. К какому типу взаимодействий он относится? Сформулируйте принцип Гаузе.

Задание 4. «Свет как важнейший абиотический фактор»






  1. Какие длины волн видимого света наиболее интенсивно используются при фотосинтезе?

  2. Свет с какой длиной волны несет больше энергии?

  3. Свет с какой длиной волны является важным источником тепловой энергии?

  4. Почему ультрафиолетовый свет вызывает образование пигмента в коже, а инфракрасное излучение — нет?



Задание 5. «Фотопериодические реакции у хризантем, белены и дурнишника»







  1. Что такое фотопериодизм?

  2. Почему хризантемы относят к короткодневным растениям?

  3. К каким растениям относят белену и дурнишник? Почему?

  4. Какие растения называют короткодневными, длиннодневными, нейтральными?

Задание 6. «Адаптации по отношению к температуре»


  1. Какие организмы называются пойкилотермными? Приведите примеры.

  2. Какие организмы называются гомойотермными? Приведите примеры.

  3. В чем выражается физическая терморегуляция?

  4. В чем сущность химической терморегуляции?

  5. Приведите примеры поведенческой терморегуляции.

  6. Чем зимний сон отличается от зимней спячки? Приведите примеры животных, которые переносят неблагоприятные температуры в состоянии зимней спячки и зимнего сна.

  7. Что такое анабиоз?

Задание 7. Олимпиадникам. «Правило Аллена»






  1. Почему у африканского слона уши самые большие, а у мамонта – самые маленькие?

  2. Сформулируйте правило Аллена.


Задание 8. Олимпиадникам. «Правило Бергмана»





  1. Каково отношение объема к поверхности у куба с высотой грани равной 1 см?

  2. Во сколько раз увеличился объем и поверхность у куба с гранью в 2 см?

  3. Каково отношение объема к поверхности у куба с высотой грани равной 2 см?

  4. Если эти два куба нагреть до одинаковой температуры, какой из них остынет быстрее? Почему?

  5. Сформулируйте правило Бергмана, объясните биологический смысл.

Задание 9. Олимпиадникам. «Правило Глогера»







  1. Чем можно объяснить большую пигментированность людей австрало-негроидной и монголоидной рас?

  2. Сформулируйте правило Глогера.





Задание 10. Олимпиадникам.
«Правило поверхности Рубнера»





  1. Ч

    Кривая «мышь-слон». Интенсивность обмена выраженная как потребление О2 на единицу массы, показана в зависимости от массы животного. Масса тела дана в логарифмической шкале.


    ем можно объяснить высокую интенсивность обмена веществ у бурозубки карликовой, которая съедает пищи в сутки в 4 раза больше своего веса?

  2. Сформулируйте правило Рубнера.

Задание 11. Олимпиадникам.
«Закон Клейбера»




    1. Почему землеройка потребляет больше кислорода в расчете на единицу массы, чем слон?

    2. Сформулируйте закон Клейбера.

Задание 12. Олимпиадникам. «Экологические группы растений по отношению к воде»







  1. Как называются растения, полностью или почти полностью погруженные в воду (1)?

  2. Как называются растения, наземно-водные, частично погруженные в воду (2)?

  3. Как называются наземные растения, живущие в условиях повышенной влажности (3)?

  4. Как называются растения, способные переносить непродолжительную и не очень сильную засуху (4)?

  5. Как называются растения, растущие при недостатке влаги (5, 6, 7, 8)?

  6. Какие растения называются эфемерами? Приведите примеры.

  7. Какие растения называются эфемероидами? Приведите примеры.

Задание 13. Важнейшие термины и понятия:
«Экология. Экологические факторы»


Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Экология. 2. Экологические факторы. 3. Оптимум интенсивности фактора. 4. Ограничивающий фактор. 5. Нейтрализм. 6. Конкуренция . 7. Аменсализм. 8. Комменсализм. 9. Протокооперация. 10. Мутуализм. 11. Фотопериодизм. 12. Анабиоз. 13. Ксерофиты. 14. Эфемеры. 15. Эфемероиды.


Задание 14. «Экологическая характеристика популяции»


В заповеднике изучается состояние популяции зубров. Для экологической характеристики данной популяции ответьте на вопросы:


Рис. . Зубры.





  1. Какие среды жизни заселили живые организмы, и какую среду занимают зубры?

  2. Что такое экологическая ниша?

  3. Для чего важно знать территорию, которую занимает эта популяция?

  4. Почему важно знать численность популяции?

  5. Что такое плотность популяции?

  6. Какое значение имеет определение возрастного и полового состава популяции?

  7. Какая стратегия выживания у данной популяции: К-стратегия выживания или r- стратегия выживания? Ответ поясните.

  8. Для чего необходимо изучать состояние данной популяции?

Задание 15. «Кривые выживания»







  1. От чего зависит численность популяции?

  2. Для каких организмов характерна кривая выживания, обозначенная буквой А? Ответ поясните.

  3. Для каких организмов характерна кривая выживания, обозначенная буквой Б? Ответ поясните.

  4. Для каких организмов характерна кривая выживания, обозначенная буквой В? Ответ поясните.


Задание 16. «Охрана природы – важнейшая задача экологии»


  1. Приведите пять видов животных, исчезнувших по вине человека.

  2. Что такое «Красная книга МСОП»?

  3. Какое значение имеет Красная книга вашей области?

  4. Чем заповедник отличается от заказника?

  5. Что такое «национальный парк», и каково его предназначение?

  6. Какое значение имеют «Центры размножения»?

  7. Что такое ПДК?

Задание 17. «Биогеоценоз леса»


  1. Д

    айте определение биогеоценозу.

  2. Что такое биоценоз?

  3. Что такое биотоп?

  4. Какие организмы относятся к продуцентам? Кто относится к продуцентам в данной экосистеме?

  5. Назовите консументов 1-го порядка в данной экосистеме.

  6. Какие организмы можно отнести к консументам 2-го порядка?

  7. Какие организмы относятся к редуцентам? Какие редуценты изображены на рисунке?

  8. Сколько ярусов у растений данного биогеоценоза?

  9. Каково отношение к свету у растений различных ярусов?

  10. Чем отличается первичная валовая и первичная чистая продуктивности экосистемы?

  11. Что такое вторичная продуктивность биогеоценоза?


Задание 18. «Биогеоценоз водоема»


  1. Назовите основные источники энергии в биогеоценозе водоема.

  2. Какими тремя группами живых организмов представлен биоценоз водоема?

  3. Какие группы организмов водоема относятся к гетеротрофам?

  4. Перечислите основных продуцентов пресноводного водоема.

  5. Назовите консументов первого и второго порядка водоема.

  6. Какие организмы относятся к редуцентам водоема?

  7. Составьте цепь питания в данном водоеме, состоящую из 5 звеньев.

Задание 19 «Биогеоценоз. Экосистема»


Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

Тест 1. Российский ученый, предложивший в 1942 г. термин биогеоценоз:

  1. В.Н.Сукачев.

  2. И.И.Шмальгаузен.

  3. А.Н.Северцов.

  4. В.И.Вернадский.

Тест 2. Сообщество живых организмов, совместно населяющих участок суши или водоема:

  1. Биогеоценоз.

  2. Биоценоз.

  3. Биотоп.

  4. Экосистема.

Тест 3. Участок суши или водоема с однотипными условиями рельефа, климата и других абиотических факторов:

  1. Биогеоценоз.

  2. Биоценоз.

  3. Биотоп.

  4. Экосистема.

Тест 4. Однородный участок земной поверхности с определенным составом живых и косных компонентов:

  1. Биогеоценоз.

  2. Биоценоз.

  3. Биотоп.

  4. Экологическая ниша.

Тест 5. Аквариум — пример:

  1. Биогеоценоза.

  2. Биоценоза.

  3. Биотопа.

  4. Экосистемы.

**Тест 6. Источником энергии в экосистемах могут быть:

  1. Солнечный свет.

  2. Энергия окисления органического вещества.

  3. Энергия окисления неорганического вещества.

  4. Вода.

**Тест 7. К гетеротрофам относятся:

  1. Продуценты.

  2. Консументы 1-го порядка.

  3. Консументы 2-го порядка.

  4. Редуценты.

Тест 8. К консументам относятся:

  1. Растения.

  2. Бактерии и грибы.

  3. Животные.

  4. Все гетеротрофы.

**Тест 9. К редуцентам относятся:

  1. Грибы.

  2. Бактерии.

  3. Животные—сапротрофы (жуки-мертвоеды, дождевые черви).

  4. Все гетеротрофы.

Тест 10. Живые организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических, используя неорганический источник углерода:

  1. Гетеротрофы.

  2. Автотрофы.

  3. Консументы.

  4. Редуценты.

Задание 20. «Использование солнечной энергии»






  1. Какая часть солнечной энергии запасается продуцентами дубравы в форме химических связей образованного органического вещества?

  2. Какая часть образованного органического вещества окисляется при дыхании самими растениями?

  3. Каков ежегодный прирост биомассы в дубраве?

  4. Какие два типа пищевых цепей различают в биогеоценозе дубравы? Чем они отличаются?

  5. Можно ли утверждать, что в биогеоценозе происходит круговорот веществ и энергии?

  6. Что, в конце концов, происходит с энергией, аккумулированной в органическом веществе экосистемы?

Задание 21. «Экологическая пирамида»







  1. Масса дельфина 50 кг. Пусть только 10% энергии пищи переходит во вновь построенное вещество организма, а 90% расходуется на различные процессы жизнедеятельности. Посчитайте массу съеденной дельфином рыбы, массу зоопланктона и фитопланктона в данной пищевой цепи.

  2. С уровня на уровень переходит около 10% энергии. Какое количество энергии попадет на пятый уровень (первый уровень – растения) от энергии образованного в результате фотосинтеза органического вещества продуцентов (считать энергию образованной биомассы за 100%, причем 50% от энергии этой биомассы расходуется растениями при дыхании).

  3. Чем можно объяснить тот факт, что в большинстве морских экосистем с повышением трофического уровня биомасса не уменьшается, а увеличивается. Биомасса фитопланктона меньше, чем биомасса зоопланктона, биомасса зоопланктона меньше, чем биомасса животных, которые им питаются.

Задание 22. «Саморегуляция численности популяций в биогеоценозе»


  1. Говорят, что численность популяции в экосистеме контролируется «сверху» и «снизу». Как это понять?

  2. Почему в дубраве численность растительноядных животных не становится угрожающе высокой?

  3. Чем объясняется рост численности кроликов в Австралии с 24 до нескольких сотен миллионов через 40 лет? Как справились с этой проблемой?

  4. Приведите известные вам примеры других экологических катастроф, обусловленные отсутствием контроля «сверху» или «снизу».

Задание 23. «Поток энергии и цепи питания»


Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

Тест 1. В форме химических связей образованного органического вещества дубрава аккумулирует:

  1. 0,04% энергии солнечного света.

  2. 1% энергии солнечного света.

  3. 5% энергии солнечного света.

  4. 10% энергии солнечного света.

Тест 2. Расходуется растениями в процессе дыхания:

  1. 90% образованного органического вещества.

  2. 50% образованного органического вещества.

  3. 20% образованного органического вещества.

  4. 10% образованного органического вещества.

Тест 3. Энергия солнечного света первоначально запасется в виде химических связей образованного органического вещества:

  1. Редуцентов.

  2. Консументов.

  3. Продуцентов.

  4. Гетеротрофов.

Тест 4. Переходит на следующий уровень пищевой цепи в форме прироста биомассы в среднем:

  1. 100% энергии съеденной пищи.

  2. 50% энергии съеденной пищи.

  3. 10% энергии съеденной пищи.

  4. 1% энергии съеденной пищи.

Тест 5. В экосистеме происходит:

  1. Круговорот веществ и энергии.

  2. Круговорот энергии.

  3. Однонаправленный поток энергии и круговорот веществ.

Тест 6. Энергия солнечного света, преобразованная в энергию химических связей органического вещества:

  1. Передается по цепям питания и рассеивается при дыхании на каждом пищевом уровне.

  2. Происходит круговорот энергии в экосистеме.

  3. Остается в форме образованного органического вещества.

  4. Бесконечно передается по цепям питания.

Тест 7. Детритные пищевые цепи начинаются:

  1. С растений.

  2. С животных.

  3. С редуцентов.

  4. С органического вещества отмерших организмов.

Тест 8. Цепь питания: фитопланктон, зоопланктон, рыбы, дельфин. На прирост биомассы каждого уровня приходится 10% от съеденной пищи. Масса дельфина 50 кг, масса съеденного фитопланктона:

  1. 500 кг.

  2. 5000 кг.

  3. 50 000 кг.

  4. 500 000 кг.

Тест 9. Биомасса консументов 2-го порядка больше биомассы консументов 1-го порядка, а биомасса консументов 1-го порядка больше чем биомасса продуцентов, «перевернутая» пирамида биомассы:

  1. В тундре.

  2. В тайге.

  3. В морях.

  4. Такого не может быть.

Тест 10. Масса каждого последующего уровня в пищевой цепи прогрессивно уменьшается. Это правило:

  1. Пищевой цепи.

  2. Пирамиды биомассы.

  3. Пирамиды энергии.

  4. Пищевых связей.


Задание 24. «Смена сообществ на покинутом сельскохозяйственном участке»







  1. Что такое сукцессия?

  2. Какие этапы смены экосистем изображены на рисунке?

  3. Какое сообщество для данных условий будет климаксным? Что такое климаксное сообщество?

  4. Основные этапы смены экосистем на скальных породах островов вулканического происхождения.

  5. Чем первичная сукцессия отличается от вторичной?

Задание 25. «Характеристика агроценозов»


Запишите номера предложений и допишите их:

  1. Источниками энергии в агроценозах являются: ….

  2. Для продуцентов агроценозов характерно ….

  3. Для консументов агроценозов характерно ….

  4. Редуцентами агроценозов являются ….

  5. Саморегуляция в агроценозах выражена слабо, так как ….

  6. Круговорот веществ в агроценозе неполный, потому что ….

  7. Ведущую роль в агроценозе играет искусственный отбор, ….

Задание 26. «Характеристика экосистем»


Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:

  1. Как называется сообщество живых организмов в экосистеме?

  2. Как называется среда обитания, в которой расположено природное сообщество?

  3. Какие три функциональные группы живых организмов можно различить в большинстве экосистем?

  4. На какие группы делятся автотрофные организмы?

  5. На какие две большие группы делятся все гетеротрофные организмы?

  6. Какой процент органического вещества, образованного растениями, расходуется ими при дыхании?

  7. Какова годичная продуктивность дубравы?

  8. Почему в дубраве очень высок процент использования солнечной энергии (1%)?

  9. Каковы основные этапы движения энергии в экосистеме?

  10. Каковы основные этапы движения биогенных элементов в экосистеме?

  11. Что является источником энергии для редуцентов?

  12. Сформулируйте правило экологической пирамиды энергии.

  13. Что такое продуктивность экосистемы?

  14. Какие экосистемы наиболее продуктивны?

Задание 27. Важнейшие термины и понятия: «Характеристика экосистемы»


Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Продуценты. 2. Консументы. 3. Редуценты. 4. Фитоценоз. 5. Цепь питания пастбищная, детритная. 6. Пищевые сети. 7. Сукцессия первичная, вторичная. 8. Климаксное сообщество. 9. Агроценоз. 10. Правило пирамиды биомасс.



Задание 28. «Биосфера и ее границы»






  1. Какие геологические оболочки заселены живыми организмами?

  2. Что такое биосфера?

  3. На какой высоте расположен озоновый экран?

  4. Каковы границы биосферы?

  5. Кто создал учение о биосфере?

Задание 29. «Вещества биосферы»


Запишите номера предложений и допишите их:

  1. Все вещества биосферы В.И.Вернадский разделил на четыре группы: ….

  2. Живое вещество биосферы – это ….

  3. К косному веществу биосферы относятся ….

  4. Биокосное вещество – результат ….

  5. Биогенные вещества – вещества ….

  6. Энергетическая функция живого вещества заключается в ….

  7. Газовая функция является результатом … и заключается в ….

  8. Концентрационная функция живого вещества проявляется в ….

  9. Окислительно-восстановительная функция связана с ….

  10. Деструкционная функция заключается в ….

Задание 30. «Биосфера»


Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

Тест 1. Термин "Биосфера" в 1875 году ввел:

  1. Э.Зюсс.

  2. В.И.Вернадский.

  3. Ж.Б.Ламарк.

  4. В.Н.Сукачев.

Тест 2. Учение о биосфере было создано:

  1. Э.Зюссом.

  2. В.И.Вернадским.

  3. Ж.Б.Ламарком.

  4. В.Н.Сукачевым.

Тест 3. Литосфера заселена на глубину:

  1. 1 км.

  2. 2 км.

  3. 4 км.

  4. 8 км.

Тест 4. Верхняя граница жизни проходит в атмосфере на высоте:

  1. 10 км.

  2. 20 км.

  3. 100 км.

  4. 800 км.

Тест 5. Гидросфера заселена на глубину:

  1. 100 м.

  2. 200 м.

  3. 4 км.

  4. До 11,034 км.

Тест 6. Биомасса поверхности суши больше биомассы океана:

  1. В 10 раз.

  2. В 100 раз.

  3. В 1000 раз.

  4. Биомасса океана больше биомассы суши в 10 раз.

Тест 7. Биомасса зеленых растений суши составляет:

  1. 70,2% от общей биомассы суши.

  2. 80,2% от общей биомассы суши.

  3. 90,2% от общей биомассы суши.

  4. 99,2% от общей биомассы суши.

Тест 8. Биомасса животных и микроорганизмов океана составляет:

  1. 93,7% от общей биомассы океана.

  2. 63,7% от общей биомассы океана.

  3. 43,7% от общей биомассы океана.

  4. 3,7% от общей биомассы океана.

Тест 9. Использование энергии солнечного излучения на суше составляет:

  1. 10%.

  2. 0,1%.

  3. 0,04%.

  4. 0,004%.

Тест 10. Использование энергии солнечного излучения в океане составляет:

  1. 10%.

  2. 0,1%.

  3. 0,04%.

  4. 0,004%.

Задание 31. «Круговорот углерода» Задание 32. «Круговорот азота»





  1. Почему азот является важнейшим биогенным элементом?

  2. Могут ли растения фиксировать атмосферный азот?

  3. Каким образом происходит связывание атмосферного азота?

  4. Какие микроорганизмы способны фиксировать атмосферный азот?

  5. Какие микроорганизмы разлагают органические вещества с образованием аммиака?

  6. Какие микроорганизмы окисляют аммиак до нитритов и нитратов?

  7. Какие микроорганизмы возвращают азота в атмосферу?




  1. Почему углерод является важнейшим биогенным элементом?

  2. Каким образом углерод из атмосферы попадает в живые организмы?

  3. За счет каких процессов происходит возвращение углерода в атмосферу?

  4. Назовите основные этапы круговорота углерода в природе.

  5. Какова роль продуцентов, консументов и редуцентов в круговороте углерода?


Задание 33. «Характеристика биосферы»


Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:

  1. Каково значение работ В.И.Вернадского?

  2. За счет какой энергии существует биосфера?

  3. Укажите границы биосферы.

  4. Укажите границы тропосферы, стратосферы, ионосферы.

  5. Какое значение имеет озоновый экран?

  6. На какие группы делят живые организмы гидросферы?

  7. Перечислите вещества биосферы.

  8. Что такое биогенная миграция 1-го, 2-го и 3-го рода?

  9. Какова биомасса биосферы?

  10. Какой процент от общей биомассы Земли приходится на долю растений?

  11. Какова биомасса автотрофных и гетеротрофных организмов поверхности суши?

  12. Какова биомасса автотрофных и гетеротрофных организмов в океане?

  13. Каков процент использование солнечной энергии для фотосинтеза на суше и в океане?

Задание 34. Важнейшие термины и понятия: «Биосфера»


Дайте определение терминам или раскройте понятия (одним предложением, подчеркнув важнейшие особенности):

1. Биосфера. 2. Литосфера. 3. Тропосфера. 4. Стратосфера. 5. Ноосфера. 6. Ресурсы природные 7. Гумус. 8. Экологический прогноз.


Ответы:

Задание 1.

1. Наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. 2. Э.Геккель в 1866 г. 3. Любая совокупность совместно обитающих организмов и неорганических компонентов, в которой может осуществляться круговорот веществ. Термин введен английским экологом Тенсли в 1935 году. 4. Термин биогеоценоз веден в 1942 г. академиком В.Н.Сукачевым. "Экосистема" и "биогеоценоз" близкие по сути понятия, но если первое из них приложимо для обозначения систем, обеспечивающих круговорот любого ранга (экосистемы аквариума, гниющего пня, тундры, океана), то биогеоценоз — исторически сложившаяся совокупность живых организмов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования. 5. Отдельные элементы среды обитания, действующие на организм, и вызывающие приспособительные реакции. 6. Факторы живой природы, действующие на организм. 7. Факторы неживой природы, действующие на организм. 8. Биотические факторы, обусловленные воздействием человека на организмы непосредственно (вырубка леса, отстрел животных) или через изменение их среды обитания (загрязнение атмосферы, воды). 9. Наилучшее сочетание абиотических и биотических факторов.



Задание 2.

1. Значение фактора, наиболее благоприятное для жизнедеятельности. 2. Минимальное и максимальное значения фактора, границы, за пределами которых наступает гибель организмов. Для всех организмов и для каждого вида существуют свои границы по каждому фактору отдельно. Эврибионты имеют широкую амплитуду, стенобионты – узкую. 3. Жизнедеятельность организмов ограничивается любым фактором среды, который содержится в недостаточном количестве. 4. Да, например, избыточная кислотность почвы препятствует росту многих растений, избыточная соленость воды препятствует расселению многих видов рыб. 5. Фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма, т.е. за пределы допускаемого минимума и максимума.



Задание 3.

Тип взаимодействия

Виды

Общий характер взаимодействия

1

2

1. Нейтрализм

2. Конкуренция

3. Аменсализм
4. Паразитизм

5. Хищничество

6. Комменсализм
7. Протокооперация
8. Мутуализм


0

-

-


+

+

+


+
+

0

-

0


-

-

0


+
+

Ни одна популяция напрямую не влияет на другую (синицы и мыши в лесу).

Успех одного означает неуспех другого (волки и лисы, конкуренция за пищу).

Вид 2 подавляет вид 1, сам не испытывает отрицательного воздействия (дерево и трава под ним).

Вид 1 паразитирует на другом, ослабляя его (гриб-трутовик и дерево).

Хищники (вид 1) питаются за счет своих жертв (лисы и мыши).

Различают нахлебничество – комменсал (вид 1) получает пользу от другого вида, которому это объединение безразлично (рыба-прилипала и акула, львы и грифы); квартирантство – на коре деревьев могут находится растения-эпифиты, на стволах поселяются лишайники, молодь рыб прячется под зонтиками медуз, сотрапезничество (растительный опад разрушается редуцентами, фекалии многих копытных используются жуками-навозниками, копрофагами).

Взаимодействие благоприятно для обоих видов, но не обязательно (актиния и рак-отшельник).

Взаимодействие благоприятно для обоих видов и обязательно (термиты и жгутиковые простейшие).



3. Принцип исключения относится к взаимодействию видов по типу конкуренции. "Два вида не могут существовать в одной и той же местности, если их экологические потребности идентичны, т.е. если они занимают одну и ту же экологическую нишу".

Задание 4.

1. Лучи с длинами волн синей и красной частей спектра. 2. Чем короче длина волны, тем больше энергии. Значит, фиолетовый свет несет почти в два раза больше энергии, чем красный. 3. Инфракрасный свет. 4. Клетки кожи защищаются от избытка ультрафиолета, защищая клетки от повреждений и избыточного образования витамина D. Инфракрасное излучение не опасно для клеток кожи.



Задание 5.

1. Реакция организмов на продолжительность светового дня. По реакции на продолжительность дня растения и животные подразделяются на длиннодневные, короткодневные и нейтральные. 2. Зацветают осенью, при длине дня менее 15 часов. 3. Белена зацветает при длине дня около 16 часов — это длиннодневное растение. Дурнишник зацветает при длине дня около 8 часов — это короткодневное растение. 4. Короткодневные растения — зацветающие при коротком дне, длиннодневные — зацветающие при длинном дне, нейтральные — зацветающие при любой продолжительности дня.



Задание 6.

1. Организмы с непостоянной температурой тела, холоднокровные. Беспозвоночные животные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. 2. Теплокровные животные, поддерживающие внутреннюю температуру тела на относительно постоянном уровне независимо от температуры окружающей среды. Птицы и млекопитающие. 3. Физическая терморегуляция связана с особенностями строения, позволяющими удерживать тепло (перья, волосы, жировая прослойка и др.). 4. Химическая терморегуляцияизменение теплопродукции в ответ на изменение внешних температур. 5. Поведенческая адаптация позволяет избегать воздействия неблагоприятных температур (перелеты птиц, пингвины в сильный мороз и бураны сбиваются вместе, крайние через некоторое время пробиваются внутрь). 6. Во время зимней спячки обмен веществ замедлен до минимума, например, у суслика в состоянии активности сердце сокращается около 300 раз в минуту, а во время спячки – всего 3 раза в минуту, температура понижается до +5˚С. Разбудить животное нельзя. Во время зимнего сна обмен веществ понижен, но не на столько, медведя, например, можно разбудить. 7. Анабиоз – состояние организма, при котором жизненные процессы настолько замедлены, что отсутствуют все видимые проявления жизни.



Задание 7.

1. Выступающие части имеют большую поверхность у животных, обитающих в условиях жаркого климата. Уши снабжены, как правило, большим количеством кровеносных сосудов и превратились в специализированные органы терморегуляции. Огромные уши африканского слона, пустынной лисички фенека, американского зайца превратились в органы теплоотдачи. 2. Выступающие части тела (конечности, хвосты, уши) больше у животных, живущих в более теплых областях.



Задание 8.

1. 1/6. 2. Объем увеличился: 2х2х2 = 8, поверхность: 2х2х6 = 24. 3. 1/3. 4. Остынет быстрее куб с гранью в 1 см, у него на единицу объема приходится в два раза больше поверхности. 5. У теплокровных животных, подверженных географической изменчивости, размеры тела особей статистически больше у популяций, живущих в более холодных частях ареала вида. У них меньше относительная поверхность тела, что способствует сохранению тепла.



Задание 9.

1. Возможно, это защита от избыточного ультрафиолета. 2. Географические расы животных в теплых и влажных регионах пигментированы сильнее, чем в холодных и сухих регионах. Правило Глогера имеет большое значение в систематике животных.



Задание 10.

1. Масса возрастает пропорционально линейным размерам тела, взятым в кубе, а площадь — в квадрате. Слону для поддержания своей температуры тела необходимо гораздо меньше энергии, чем такому же по весу количеству мышей — общая поверхность тела всех этих мышей будет значительно больше, чем у слона. Поэтому слон может себе “позволить” гораздо более низкий уровень обмена веществ, чем мышь. Через большую поверхность относительно объема бурозубка отдает гораздо больше тепла, поэтому интенсивность обмена веществ у нее гораздо выше. 2. Интенсивность обмена веществ у теплокровных животных прямо пропорциональна поверхности тела.



Задание 11.

1. Интенсивность обмена в 1 г ткани мелкого животного выше, чем у более крупного, причем это справедливо как для теплокровных, так и для холоднокровных животных. Отсюда землеройка должна потреблять больше кислорода, чем слон. 2. Чем меньше масса тела животного, тем выше интенсивность обмена веществ.



Задание 12.

1. Гидатофиты. 2. Гидрофиты. 3. Гигрофиты. 4. Мезофиты. 5. 5 – ксерофиты, 6 – склерофиты, 7 – Стеблевые суккуленты, 8 – листовые суккуленты. 6. Однолетние растения, завершающие полный цикл развития за очень короткий срок, переносящие зимний период времени в стадии семян. Например, пшеница, горох. 7. Многолетние травянистые растения, цветущие ранней весной, лето надземные побеги полностью отмирают, остаются лишь подземные органы – луковицы, клубни, корневища. Например, некоторые виды тюльпана, пролеска сибирская.



Задание 13.

1. Наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. 2. Отдельные элементы среды обитания, действующие на организмом, и вызывающие приспособительные реакции. 3. Наиболее благоприятная для организма интенсивность экологического фактора – света, температуры, влажности и т.д. 4. Фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма, т.е. за пределы допускаемого минимума и максимума. 5. Сожительство двух популяций живых организмов, когда ни одна из них не испытывает влияния другой. 6. Любое антагонистическое отношение, связанное с борьбой за существование, за доминирование, за пищу, пространство и другие ресурсы между организмами , нуждающимися в одних и тех же ресурсах. Может быть внутри- и межвидовая. 7. Форма взаимодействия между популяциями, при котором одна из них подавляет другую без извлечения пользы для себя и без обратного отрицательного воздействия со стороны подавляемой. 8. Форма симбиоза между особями разных видов, когда одна особь получает одностороннюю пользу, не причиняя хозяину вреда. Основой может быть общее пространство, субстрат, кров, передвижение или чаще всего пища. 9. Форма симбиоза между различными видами, выгодная для обоих, но не обязательная. 10. Симбиотические взаимовыгодные отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера. 11. Реакция организмов на суточный ритм освещения, на соотношение продолжительности дня и ночи, выражающаяся в изменении процессов роста и развития. 12. Состояние организма, при котором жизненные процессы настолько замедлены, что отсутствуют все видимые проявления жизни. 13. Растения сухих местообитаний, способные ряду приспособительных признаков и свойств переносить перегрев и обезвоживание. Разделяются на две большие группы – суккуленты и склерофиты. Суккуленты способны запасать в тканях большое количество воды, которую потом очень экономно расходуют. Склерофиты – сухие, жесткие травы и кустарники, способные выдерживать сильное обезвоживание. 14. Однолетние травянистые растения, завершающие полный цикл развития за очень короткий период (от 2-6 недель до 6 мес.). 15. Многолетние травянистые растения, цветущие ранней весной, летом надземные побеги полностью отмирают, остаются лишь подземные запасающие органы с почками – корневища, клубни, луковицы.



Задание 14.

1. Водная среда, наземная среда, наземно-воздушная (для летающих), почва, живые организмы. Зубры живут в наземной среде обитания. 2. Совокупность всех факторов среды, в пределах которых возможно существование вида в природе. Она включает химические, физические и биотические факторы, необходимые организму для жизни. 3. Для определения плотности и обеспеченности жизненными ресурсами, для прогнозирования будущего популяции. 4. Для определения плотности и обеспеченности жизненными ресурсами, для прогнозирования будущего популяции. 5. Количество особей на единицу поверхности или объема. 6. И возрастной и половой состав – характеристики, позволяющие прогнозировать будущее популяции. 7. У зубров К-стратегия выживания. Продолжительность жизни большая, плодовитость – небольшая, численность популяции подвержена небольшим изменениям. 8. Для прогнозирования будущего данной популяции.



Задание 15.

1. От баланса рождаемости и смертности, которые, в свою очередь, зависят от биотических и абиотических факторов. 2. А кривая выживания человека; Б – гидры; В – рыб, земноводных. У человека очень низкая смертность в детском и среднем возрасте, у гидры смертность во всех возрастах примерно одинакова, у рыб и земноводных погибает много икры и молодых особей.



Задание 16.

1. Дикий бык, тур, странствующий голубь, нелетающий голубь дронт, зебра квагга, стеллерова корова, бескрылая гагарка, сумчатый волк. 2. Структурную основу Красной книги МСОП образуют два главных блока: а) таксоны, находящиеся под угрозой исчезновения и б) таксоны низкого риска. Первый блок подразделяется на три категории: таксоны в критическом состоянии (CR), таксоны под угрозой исчезновения (EN), таксоны в уязвимости (VU). Второй блок включает представителей, не относящихся ни к одной из категорий первой группы, и состоит из следующих категорий: таксоны, зависящие от степени и мер охраны (CD), таксоны, близкие к переходу в группу угрожаемых (NT), таксоны минимального риска (LC). Несколько особняком стоят ещё две категории, не имеющие непосредственного отношения к проблемам охраны: таксоны, полностью исчезнувшие (EX), таксоны, сохранившиеся только в неволе (EW). 3. В региональные Красные книги заносятся животные и растения региона, численность которых сокращается, или невелика и необходимо разрабатывать специальные меры для сохранения численности данных видов. 4. В заповеднике запрещена любая хозяйственная деятельность, охраняется весь природный комплекс, в заказниках (охотничьих или ботанических) хозяйственная деятельность разрешена, охране подлежат определенные виды растений или животных. 5. На территории национального парка выделяются заповедное ядро, по режиму соответствующее природному заповеднику, рекреационную и буферную зоны, в которых разрешается хозяйственная деятельность различной интенсивности (туризм и иные формы рекреации, традиционное природопользование, щадящая сельскохозяйственная и лесоустроительная деятельность). На практике в ряде случаев роль заповедного ядра играет прилегающий к национальному парку природный заповедник (например, Баргузинский заповедник, прилегающий к Забайкальскому национальному парку). 6. Питомники, в которых выращивается молодь редких и исчезающих видов растений и животных, часть которой затем расселяют в подходящие места обитания. Широко известны Окский журавлиный питомник, Приокско-Террасный зубровый питомник. Так, благодаря сложнейшей работе сотрудников Приокско-Террасного питомника, организованного в 1959 г. среди первых в России, стало возможным восстановление популяции зубра в европейских лесах (в том числе и в Беловежской пуще) и на Кавказе. Зубры в настоящее время способны жить в дикой природе лишь при заповедном режиме. Известны многочисленные рыбозаводы, где разводят молодь рыб разных видов, которую затем выпускают в реки и озера. Таким способом удается поддерживать численность популяций осетра, севрюги, стерляди. 7. Утвержденный в законодательном порядке санитарно-гигиенический норматив содержания вредного вещества в окружающей (или производственной) среде, практически не влияющего на здоровье человека и не вызывающего неблагоприятных последствий.



Задание 17.

1. Устойчивое саморегулирующееся природное сообщество, в котором живые организмы (биоценоз) и косные компоненты (биотоп) объединенные обменом веществ и энергии в единый природный комплекс. 2. Совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющие участок суши или водоема. 3. Участок суши или водоема с однородными условиями существования, заселенный определенным биоценозом. 4. Автотрофные организмы. В данном лесу к продуцентам относятся растения. 5. Все растительноядные животные (белки, гусеницы). 6. Плотоядных животных (насекомоядные птицы, хищные насекомые). 7. Сапротрофные организмы, разрушители органического вещества, деструкторы. К ним относятся бактерии и грибы, разрушающие органические вещества до минеральных солей. 8. Три надземных и три подземных яруса. 9. Растения верхнего яруса — светолюбивые, нижнего яруса — теневыносливые. 10. Первичная валовая продуктивность – это продукция, образованная продуцентами в единицу времени. Часть этой продукции растения расходуют в процессе дыхания, прирост биомассы растений составляет вторичную продуктивность экосистемы. 11. Прирост биомассы животных составляет вторичную продуктивность экосистемы.



Задание 18.

1. Солнечный свет и органическое вещество, которое попадает в водоем. 2. Продуцентами, консументами, редуцентами. 3. Консументы и редуценты. 4. Водные цветковые растения, водоросли, цианобактерии. 5. К консументам первого порядка относятся моллюски, головастики, ракообразные, растительноядные рыбы, личинки насекомых. К консументам второго порядка относятся хищные насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие, питающиеся в водоеме. Проще – растительноядные беспозвоночные и позвоночные, плотоядные беспозвоночные и позвоночные. 6. Микроорганизмы: бактерии и грибы, разлагающие органические вещества до минеральных соединений.7. Фитопланктон → зоопланктон → мальки рыб → лягушка → цапля.



Задание 19.

Тест 1: 1. Тест 2: 2. Тест 3: 3. Тест 4: 1. Тест 5: 4. **Тест 6: 1, 2, 3. **Тест 7: 2, 3, 4. Тест 8: 3. **Тест 9: 1, 2. Тест 10: 2.

Задание 20.

1. Около 1%. 2. Около 50%. 3. Около 10 тонн на гектар, 6 тонн – прирост наземных органов растений, 4 тонны - подземных. 4. Пастбищные и детритные цепи. Пастбищные цепи начинаются с растений, детритные – с отмерших частей растений. 5. Нет, происходит круговорот веществ, но поток энергии — однонаправленный. 6. Рассеивается в форме тепла. 6. Рассеивается в виде тепла.



Задание 21.

1. Масса съеденной рыбы 500 кг, зоопланктона 5000 кг, фитопланктона — 50000 кг. 2. На первом уровне останется 50% энергии (50% будет израсходовано при дыхании), на втором уровне 5%, на третьем — 0,5%, на четвертом — 0,05%, на пятом — только 0,005%. 3. Высокая интенсивность размножения, прирост биомассы фитопланктона обеспечивают равновесие меду прибылью и убылью, и их биомасса постоянно остается небольшой (но по сезонам года отличается). Так же осуществляется воспроизведение зоопланктона, но в целом его биомасса больше, чем биомасса фитопланктона. Консументы 2-го порядка крупнее, живут дольше, размножаются медленнее, их биомасса больше, чем у зоопланктона.



Задание 22.

1. Контроль «сверху» осуществляют хищники и паразиты, «снизу» – пищевые ресурсы. 2. Численность каждого вида растительноядных животных контролируется хищниками и паразитами. 3. Благоприятными условиями, отсутствием конкурентов и хищников. Основными оружием борьбы были биологические средства борьбы. Зараженных вирусом миксоматоза кроликов выпустили в кроличьи колонии, первое время смертность была стопроцентной. 4. Отсутствие естественных врагов у колорадского жука снижает урожаи картофеля в Евразии. Массовое размножение завезенной из Америки в качестве живой изгороди опунции в Австралии резко повлияло на качество пастбищ, не помогали никакие механические и химические способы борьбы. Недаром австралийцы установили памятник кактусовой огневке, завезенной в Австралию в 1928 году, с помощью гусениц которой удалось избавиться от нежелательного иммигранта. На Аляске, в одном из заповедников, чтобы защитить четыре тысячи оленей, был организован полный отстрел волков. В результате через 10 лет оленей стало 42 тысячи, они подорвали кормовую базу и стали вымирать.



Задание 23.

Тест 1: 2. Тест 2: 2. Тест 3: 3. Тест 4: 3. Тест 5: 3. Тест 6: 1. Тест 7: 4. Тест 8: 3. Тест 9: 3. Тест 10: 2.

Задание 24.

1. Закономерная смена менее устойчивых сообществ на более устойчивые. 2. Сообщество светолюбивых травянистых растений → сообщество кустарников → березовый лес → еловый лес. 3. Еловый лес. Климаксное сообщество – растительное сообщество, наиболее устойчивое в данных климатических условиях. 4. Бактерии, цианобактерии, накипные лишайники → кустистые лишайники и мхи → травянисто–кустарниковые сообщества → лесные сообщества. 5. Первичная сукцессия начинается на лишенной жизни поверхности, если сообщество развивается на месте, где существовал хорошо развитый биоценоз, то сукцессия будет вторичной. В таких местах обычно сохраняются богатые жизненные ресурсы, поэтому вторичные сукцессии приводят к образованию климаксного сообщества значительно быстрее, чем первичные.



Задание 25.

1. Солнечный свет, вносимые органические удобрения, энергия, затраченная человеком на работы, связанные с хозяйственной деятельностью. 2. Монокультура, или небольшое количество видов растений. 3. Небольшое количество видов, но численность их может быть очень высокой. 4. Микроорганизмы: бактерии и грибы. 5. Выражена очень слабо, отсутствуют хищники и паразиты, контролирующие численность. Регулируются человеком (борьба с сорняками, вредителями). 6. Неполный, ежегодно вместе с урожаем часть питательных элементов из выводится из агроценоза. Для возмещения потерь вносятся в почву минеральные и органические удобрения. 7. Направленный на подбор наиболее продуктивных сортов. В природной экосистеме естественный отбор направлен на сохранение организмов, наиболее приспособленных к совместной жизни.



Задание 26.

1. Биоценоз. 2. Биотоп. 3. Продуценты, консументы, редуценты. 4. Фотоавтотрофные и хемоавтотрофные. 5. Консументы и редуценты. 6. 20%. 7. Около 10 т/га в год. 8. Ярусное расположение растений увеличивает поверхность фотосинтеза. 9. Энергия солнечного света → энергия химических связей образованного органического вещества продуцентов → консументов → редуцентов (передается по цепям питания). Рассеивается в форме тепла при окислении органического вещества. 10. Элементы неживой природы → биомасса продуцентов → консументов → редуцентов (передаются по цепям питания). Возвращаются в неживую природу в результате обмена веществ. 11. Органическое вещество погибших организмов. 12. С одного пищевого уровня на другой переходит в среднем около 10% биомассы и энергии. 13. Прирост биомассы экосистемы в единицу времени. 14. Коралловые рифы, дождевые леса, болота.



Задание 27.

1. Автотрофные организмы (в основном зеленые растения) – производители органического вещества на Земле из неорганических веществ (Н2О и СО2). 2. Растительноядные и плотоядные животные, потребители органического вещества. 3. Гетеротрофные микроорганизмы (бактерии) и грибы, разрушители органических веществ, деструкторы. 4. Растительное сообщество, исторически сложившееся в результате совместной жизни растений на однородном участке местности. 5. Цепи взаимосвязанных видов, последовательно извлекающих органическое вещество и энергию из исходного пищевого вещества. 6. Схема трофических связей между видами в экосистеме. 7. Процесс развития сообщества в направлении повышения его устойчивости. Конечной стадией является климаксное сообщество. Характерно увеличение разнообразия видов, усложнение трофических цепей, увеличение биомассы. 8. Биоценоз, наиболее устойчивый для данной местности. 9. Искусственно созданный человеком биоценоз. 10. Закономерность, согласно которой биомасса каждого последующего уровня в пищевой цепи прогрессивно уменьшается (в среднем в 10 раз).



Задание 28.

1. Часть атмосферы, часть литосферы и вся гидросфера. 2. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами. 3. 15 – 35 км. 4. Атмосфера: споры грибов и бактерий заносятся на высоту 20 км, литосфера: анаэробных бактерий находят в земной коре на глубине 4-7 км в водах месторождений нефти, гидросфера заселена на всю глубину. 5. В.И.Вернадский.



Задание 29.

1. Живое вещество, косное вещество, биогенное вещество, биокосное вещество. 2. Живые организмы. 3. Вещества неорганической природы – песок, глина, гранит, базальт. 4. Результат взаимодействия живых организмов с неживой природой (вода, почва, ил). 5. Создаваемые и перерабатываемые в ходе жизнедеятельности организмов (каменный уголь, нефть, газ). 6. Превращении энергии солнечного света в энергию химических связей образованного органического вещества автотрофными организмами и использовании этой энергии гетеротрофами. 7. Фотосинтеза, дыхания, деятельности азотфиксирующих и денитрифицирующих бактерий; создании атмосферы. 8. Захвате и накоплении биогенных химических элементов. 9. Химическими превращениями веществ, происходящими в процессах метаболизма – реакциях ассимиляции и диссимиляции. 10. В минерализации отмерших организмов и возвращении химических элементов в неживую природу.



Задание 30.

Тест 1: 1. Тест 2: 2. Тест 3: 3. Тест 4: 2. Тест 5: 4. Тест 6: 3. Тест 7: 4. Тест 8: 1. Тест 9: 2. Тест 10: 3.

Задание 31.

1. Является "скелетообразующим" элементом для органических молекул — белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот. 2. В результате фотосинтеза молекулы СО2 включаются в состав образованного органического вещества. 3. В результате брожения и дыхания. 4. Фиксация при фотосинтезе, движение по цепям питания, возвращение в атмосферу в результате процессов брожения и дыхания. 5. Продуценты при образовании органического вещества захватывают углекислый газ воздуха, при дыхании возвращают часть СО2 в атмосферу. Консументы и редуценты в результате процессов дыхания разрушают органическое вещество и возвращают СО2 в атмосферу.



Задание 32.

1. Входит в состав органических молекул — белков и нуклеиновых кислот. 2. Нет. 3. Связывание азота в соединения, доступные растениям (нитраты) происходит в атмосфере при грозовых разрядах, с помощью микроорганизмов–азотфиксаторов и в результате промышленной фиксации. 4. Почвенные азотфиксирующие бактерии, клубеньковые бактерии в корневых системах бобовых растений и цианобактерии. 5. Аммонифицирующие бактерии разлагают отмершие растения и животных, освобождается аммиак. 6. Нитрифицирующие бактерии окисляют аммиак до нитритов и нитратов. 7. Денитрифицирующие бактерии превращают нитраты в свободный азот, который уходит в атмосферу.



Задание 33.

1. Создал учение о биосфере, распространив понятие биосферы не только на живые организмы, но и на геологические оболочки, заселенные ими. 2. Энергии солнечного света. 3. Верхняя граница жизни в атмосфере проходит на высоте 20 км, литосфера заселена на глубину до 4 км., гидросфера заселена полностью, до 11 км. 34 м. 4. Тропосфера – до 20 км, стратосфера – до 100 км, выше – ионосфера, до 800 км. 5. Отражает лучи жесткого ультрафиолетового излучения, губительно действующего на живые клетки. 6. Планктон – совокупность организмов, обитающих в толще воды и неспособных активно сопротивляться морским течениям. Различают фито- и зоопланктон. Нектон – совокупность активно плавающих организмов, обитающих в толще воды и способных самостоятельно передвигаться на значительные расстояния. Бентос – совокупность организмов, обитающих на дне водоемов, в его грунте или на грунте. Различают фито- и зообентос. 7. Живое вещество, косное вещество, биогенное и биокосное вещество. 8. Круговорот химических элементов в биосфере при участии микроорганизмов – 1 рода, при участии продуцентов и консументов – 2 –го рода и при участии человека – 3-го рода. Биогенная миграция 1-го рода превышает биогенную миграцию 2-го рода. живых организмов. 9. Достигает примерно 2,423·1012 т. Составляет примерно 0,01% от массы биосферы. 10. 99% от общей биомассы приходится на биомассу растений. 11. На поверхности суши биомасса растений 99,2%, биомасса гетеротрофов – 0,8%. 12. Биомасса растений в океане – 6,3%, биомасса гетеротрофных организмов 93,7%. 13. На суше 0,1%, в океане – 0,04%.



Задание 34.

1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами. 2. Внешняя, твердая оболочка Земли, земная кора, состоящая из осадочных и магматических пород. 3. Нижняя часть атмосферы, высота которой доходит до 20 км. 4. Средняя часть атмосферы, высота до 100 км, на высоте 15-35 км образуется озоновый слой. 5. Учение о ноосфере развито академиком В.И.Вернадским, «разумная оболочка» Земли, в которой проявляется деятельность человека как главный, определяющий фактор. 6. Полезные ископаемые, источники энергии, почва, вода, водоемы, минералы, растения, животные и т.д. Природные ресурсы делят на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые: невозобновимые – нефть, каменный уголь; возобновимые – почва, растительность, животный мир. Неисчерпаемые – космические, климатические и водные ресурсы. 7. Органическое вещество почвы, образующееся в результате разложения растительных и животных остатков редуцентами. 8. На основе экологических законов предсказание поведения природных систем в ближайшем и отдаленном будущем. С учетом данных прогноза проводится хозяйственная деятельность, рациональное и разумное использование природных ресурсов.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал