№
|
Тема урока
Тип урока
|
Сроки
|
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
|
Домашнее задание
|
ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС)
|
1
|
Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности.
|
1-я неделя
сент.
|
Основные понятия
Биология, микология, бриология, альго-логия, палеоботаника, биотехнология, биофизика, биохимия, радиобиология.
Факты
Биология как наука
Процессы.
Становление биологии как науки.
Интеграция и дифференциация
|
Давать определение термину
биология
Приводить примеры
- практического применения достижений современной биологии
- дифференциации и интеграции биологических наук
Выделять предмет изучения биологии
Характеризовать биологию как комплексную науку
Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира
|
Стр. 3-5.
Сообщения:
1.Свойства живых организмов
2.Уровни организации жизни
|
Вводный урок
|
РАЗДЕЛ I. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (19 ЧАСОВ)
|
ТЕМА 1.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (2 ЧАСА)
|
2
|
Признаки живых организмов
|
1-я неделя
сент.
|
Основные понятия
Жизнь, открытая система, наследственность, изменчивость
Факты
Отличительные особенности живых организмов от неживых тел. Обмен веществ, процессы синтеза и распада. Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации
|
Давать определение понятию жизнь
Называть свойства живого
Описывать проявление свойств живого
Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе
Выделять особенности развития живых организмов
|
Гл. 1
стр. 7-11
Сообщение о
К. Линнее
|
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
|
3
|
Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие
|
2-я неделя
сент.
|
Основные понятия
Таксон, система, иерархия
Факты
Уровни организации живой природы. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы. Видовое разнообразие
|
Давать определение термину таксон
Называть
-уровни организации жизни и элементы, образующие уровень
- основные царства живой природы
- основные таксономические единицы
Характеризовать естественную систему классификации живых организмов
Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе
|
Гл. 2. п. 1
Сообщение о Ж.Б. Ламарке
|
Комбинированный урок
|
ТЕМА 1.2. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД (1 ЧАС)
|
4.
|
Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина
|
2-я неделя
сент.
|
Основные понятия
Эволюция, искусственный отбор
Факты
Предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук. Путешествие Ч.Дарвина на корабле «Бигль» Учеие Ч. Дарвина об искусственном отборе как объяснение эволюции живых организмов
|
Давать определение понятию эволюция
Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина
Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч.Дарвином.
Объяснять причину многообразия культурных растений и домашних животных
|
П. 2-4
|
Комбинированный урок
|
ТЕМА 1.3. ТЕОРИЯ Ч.ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЁМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (3 ЧАСА)
|
5
|
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе
|
3-я неделя
сент.
|
Основные понятия
Наследственная изменчивость, борьба за существование
Факты
Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции
Наследственная изменчивость и борьба за существование – движущие силы эволюции
Формы борьбы за существование
Процессы
Проявление в природе борьбы за существование
|
Давать определения понятиям наследственная изменчивость, борьба за существование
Называть
- основные положения учения Ч.Дарвина
- движущие силы эволюции
- формы борьбы за существование и приводить примеры проявления
Характеризовать сущность борьбы за существование
|
П 5 с. 24-25
|
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
|
6
|
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе (продолжение)
|
3-я неделя
сент.
|
Основные понятия естественный отбор
Факты Естественный отбор – движущая сила эволюции
Процессы Появление в природе естественного отбора.
Закономерности Положения учения Ч.Дарвина
|
Давать определение понятию
естественный отбор
Называть
движущие силы эволюции
Характеризовать
сущность естественного отбора
|
П.5
|
Комбинированный урок
|
7
|
Формы естественного отбора
|
4-я неделя
сент.
|
Основные понятия естественный отбор
Факты Формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий. Условия проявления форм естественного отбора – изменения условий среды.
Процессы естественный отбор
|
Давать определение понятию естественный отбор
Называть факторы внешней среды, приводящие к естественному отбору
Приводить примеры
- стабилизирующего отбора
- движущего отбора
Характеризовать формы естественного отбора
Выделять различия между стабилизирующей и движущей формой естественного отбора
|
П. 6
|
Комбинированный урок
|
ТЕМА 1.4. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
(2ЧАСА)
|
8
|
Результат эволюции – приспособленность организмов к среде обитания
|
4-я неделя
сент.
|
Основные понятия приспособленность вида, мимикрия, маскировка, предупреждающая окраска, физиологические адаптации
Факты приспособительные особенности растений и животных; многообразие адаптаций
Закономерность приспособленность организмов к условиям внешней среды – результат действия естественного отбора
|
Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды
Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде.
Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания
Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов
|
Гл.4 п. 7,8,9
|
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
|
9.
|
Выявление приспособленности к среде обитания
|
1-я неделя
октября
|
Основные понятия адаптация
Факты приспособительные особенности растений и животных
Закономерность приспособленность организмов к условиям внешней среды – результат действия естественного отбора
|
Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания
Выявлять относительность приспособлений
|
Повторить п.9
|
Урок закрепления знаний
П/ р №1
|
ТЕМА 1.5. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (3 ЧАСА)
|
10
|
Вид, его критерии и структура
|
1-я неделя
октября
|
Основные понятия вид, виды-двойники, ареал
Факты критерии вида; совокупность критериев – условие обеспечения целостности и единства вида
|
Приводить примеры видов растений и животных
Перечислять критерии вида
Анализировать содержание понятия «вид»
Характеризовать критерии вида
Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида
|
Гл.5 п. 10
|
Комбинированный урок
|
11
|
Популяция
|
2-я неделя
октября
|
Основные понятия популяция
Факты популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. Популяция – элементарная эволюционная единица.
|
Называть признаки популяции.
Приводить примеры практического значения понятия – популяция
Анализировать содержание понятия популяция.
Отличать понятия вид и популяция
|
Гл. 5 п. 10
|
Комбинированный урок
|
12
|
Видообразование
|
2-я неделя
октября
|
Основные понятия микроэволюция
Факты географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы.
Процессы видообразование
Закономерность видообразование – результат эволюции
|
Приводить примеры различных видов изоляции
Описывать
- сущность и этапы географического видообразования
- сущность и этапы экологического видообразования
Анализировать содержание понятия микроэволюция
|
Гл.5 п 11
|
Комбинированный урок
|
ТЕМА 1.6. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (3 ЧАСА)
|
13
|
Биологические последствия эволюции
|
3-я неделя
октября
|
Основные понятия биологический прогресс, биологический регресс, макроэволюция
Факты главные направления эволюционного процесса: биологический прогресс и биологический регресс
|
Давать определения понятиям биологический прогресс, биологический регресс
Раскрыть сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении
|
Гл.6. стр. 59
|
Комбинированный урок
|
14
|
Главные направления эволюции
|
3-я неделя
октября
|
Основные понятия макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация
Факты главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация
Процессы макроэволюция, пути достижения биологического прогресса
|
Давать определения понятиям ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация
Называть главные направления эволюции
Описывать проявления основных направлений эволюции
Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций
Отличать примеры проявления направлений эволюции
Различать понятия микроэволюция и микроэволюция
Объяснять
- роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира
- сущность биологического процесса эволюции на современном уровне
|
Гл. 6, п. 12
|
Комбинированный урок
|
15
|
Зачёт «Учение об эволюции органического мира»
|
4-я неделя
октября
|
Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного уровня
-
Задания со свободным кратким и развёрнутым ответами
-
Задание на соответствие
-
Задания на установление взаимосвязи движущих сил эволюции. Заполнение сравнительной таблицы
-
Задания на нахождение ошибок в приведённом тексте
|
повторение
|
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
|
ТЕМА 1.7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (2 ЧАСА)
|
16
|
Современные представления о происхождении жизни
|
4-я неделя
октября
|
Основные понятия гипотеза, коацерваты, пробионты
Факты
Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина.
Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.
Проблемы доказательства современной гипотезы происхождения жизни
Процессы
Абиогенное происхождение живой материи
|
Давать определение термину - гипотеза
Называть этапы развития жизни
Характеризовать основные представления о происхождении жизни
Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира
|
Гл. 7, п.14
|
Урок изучения и первичного закрепления нового материала
|
17
|
Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни
|
1-я неделя ноября
|
Основные понятия автотрофы, гетеротрофы, палеонтология, прокариоты, эволюция, эукариоты
Факты
Этапы развития жизни: химическая эволюция, предбиологическая, биологическая эволюция.
Начальные этапы биологической эволюции. Филогенетические связи в живой природе.
Процессы
Происхождение эукариотической клетки
Закономерности
Гипотезы происхождения эукариотической клетки
|
Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты
Описывать начальные этапы биологической эволюции
Называть и описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки.
Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды
|
Гл. 7, п.15
|
Комбинированный урок
|
Т.1.8. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 ЧАСА)
|
18
|
Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры
|
1-я неделя ноября
|
Основные понятия ароморфоз
Факты Растения и животные протерозоя и палеозоя. Выход растений на сушу в силуре. Появление и эволюция сухопутных растений. Появление наземных животных. Ароморфозы протерозоя: появление двусторонней симметрии тела, хорды у животных. Ароморфозы палеозоя: появление органов растений, органов воздушного дыхания у животных.
Процессы. Развитие жизни в протерозое и палеозое
Закономерности. Усложнение растений и животных в процессе эволюции
|
Давать определение термину – ароморфоз
Приводить примеры:
- растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое;
- ароморфозов у растений и животных в протерозое и палеозое
Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу
|
Гл. 8, п. 16,17
|
Урок комплексного применения ЗУН
|
19
|
Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры
|
2-я неделя ноября
|
Основные понятия ароморфоз, идиоадаптации
Факты. Растения и животные мезозоя. Появление в триасе теплокровных животных. Господство голосеменных растений, Появление покрытосе-менных растений. Господство динозавров и причины их вымирания, Изменение растений и животных в палеогене и неогене м кайнозоя.
Процессы. Развитие жизни в мезозое и кайнозое
Закономерности. Усложнение растений и животных в процессе эволюции
|
Давать определения терминам – ароморфоз, идиоадаптация
Приводить примеры:
- растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое;
- ароморфозов у растений и животных в мезозое и кайнозое;
- идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя
|
Гл. 8, п. 18-19
|
|
Урок комплексного применения ЗУН
|
|
20
|
Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека.
|
2-я неделя ноября
|
Основные понятия антропология, антропогенез, движущие силы антропогенеза.
Факты.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Стадии развития человека. Человеческие расы, единство происхождения рас. Биологическая и социальная сущность человека.
|
Давать определения терминам – антропология, антропогенез
Называть признаки биологического объекта – человека.
Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу млекопитающие, отряду приматы.
Объяснять:
- место и роль человека в природе;
- родство человека с млекопитающими животными;
- родство, общность происхождения и эволюцию человека.
Перечислять факторы антропогенеза
Характеризовать стадии развития человека.
Доказывать единство человеческих рас
|
Гл. 8, п.20
|
Урок комплексного применения ЗУН
|
РАЗДЕЛ II СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (15 ЧАСОВ)
|
ТЕМА 2.1. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ (4 ЧАСА)
|
21
|
Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки
|
3-я неделя ноября
|
Основные понятия микроэлементы макроэлементы
Факты. Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ молекул живого вещества.
Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли.
Объекты: вода, минеральные вещества живых организмов
|
Давать определения терминам микроэлементы макроэлементы
Приводить примеры микроэлементов, макроэлементов
Называть неорганические вещества клетки.
Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами.
Характеризовать:
- биологическое значение макро- и микроэлементов;
- биологическую роль воды;
- биологическое значение солей неорганических кислот
|
Гл. 9
стр. 104-105
п. 21
|