Тематическое планирование № Тема урока Тип урока Сроки Элементы содержания



страница1/4
Дата26.04.2016
Размер0.58 Mb.
ТипТематическое планирование
  1   2   3   4
Биология 9 класс
Тематическое планирование





Тема урока

Тип урока

Сроки

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание

ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС)

1

Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности.

1-я неделя

сент.


Основные понятия

Биология, микология, бриология, альго-логия, палеоботаника, биотехнология, биофизика, биохимия, радиобиология.



Факты

Биология как наука



Процессы.

Становление биологии как науки.

Интеграция и дифференциация


Давать определение термину

биология


Приводить примеры

- практического применения достижений современной биологии

- дифференциации и интеграции биологических наук

Выделять предмет изучения биологии

Характеризовать биологию как комплексную науку

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира


Стр. 3-5.

Сообщения:

1.Свойства живых организмов

2.Уровни организации жизни



Вводный урок

РАЗДЕЛ I. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (19 ЧАСОВ)

ТЕМА 1.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (2 ЧАСА)

2

Признаки живых организмов

1-я неделя

сент.


Основные понятия

Жизнь, открытая система, наследственность, изменчивость



Факты

Отличительные особенности живых организмов от неживых тел. Обмен веществ, процессы синтеза и распада. Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации



Давать определение понятию жизнь

Называть свойства живого

Описывать проявление свойств живого

Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе

Выделять особенности развития живых организмов


Гл. 1

стр. 7-11

Сообщение о

К. Линнее



Урок изучения и первичного закрепления нового материала

3

Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие

2-я неделя

сент.


Основные понятия

Таксон, система, иерархия



Факты

Уровни организации живой природы. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы. Видовое разнообразие



Давать определение термину таксон

Называть

-уровни организации жизни и элементы, образующие уровень

- основные царства живой природы

- основные таксономические единицы



Характеризовать естественную систему классификации живых организмов

Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе

Гл. 2. п. 1

Сообщение о Ж.Б. Ламарке



Комбинированный урок

ТЕМА 1.2. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД (1 ЧАС)

4.

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина

2-я неделя

сент.


Основные понятия

Эволюция, искусственный отбор

Факты

Предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук. Путешествие Ч.Дарвина на корабле «Бигль» Учеие Ч. Дарвина об искусственном отборе как объяснение эволюции живых организмов



Давать определение понятию эволюция

Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина

Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч.Дарвином.

Объяснять причину многообразия культурных растений и домашних животных

П. 2-4

Комбинированный урок

ТЕМА 1.3. ТЕОРИЯ Ч.ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЁМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (3 ЧАСА)

5

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе

3-я неделя

сент.


Основные понятия

Наследственная изменчивость, борьба за существование



Факты

Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции

Наследственная изменчивость и борьба за существование – движущие силы эволюции

Формы борьбы за существование



Процессы

Проявление в природе борьбы за существование



Давать определения понятиям наследственная изменчивость, борьба за существование

Называть

- основные положения учения Ч.Дарвина

- движущие силы эволюции

- формы борьбы за существование и приводить примеры проявления



Характеризовать сущность борьбы за существование

П 5 с. 24-25

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

6

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе (продолжение)

3-я неделя

сент.


Основные понятия естественный отбор

Факты Естественный отбор – движущая сила эволюции

Процессы Появление в природе естественного отбора.

Закономерности Положения учения Ч.Дарвина

Давать определение понятию

естественный отбор



Называть

движущие силы эволюции



Характеризовать

сущность естественного отбора




П.5

Комбинированный урок

7

Формы естественного отбора

4-я неделя

сент.


Основные понятия естественный отбор

Факты Формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий. Условия проявления форм естественного отбора – изменения условий среды.

Процессы естественный отбор

Давать определение понятию естественный отбор

Называть факторы внешней среды, приводящие к естественному отбору

Приводить примеры

- стабилизирующего отбора

- движущего отбора

Характеризовать формы естественного отбора

Выделять различия между стабилизирующей и движущей формой естественного отбора


П. 6

Комбинированный урок

ТЕМА 1.4. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

(2ЧАСА)

8

Результат эволюции – приспособленность организмов к среде обитания

4-я неделя

сент.


Основные понятия приспособленность вида, мимикрия, маскировка, предупреждающая окраска, физиологические адаптации

Факты приспособительные особенности растений и животных; многообразие адаптаций

Закономерность приспособленность организмов к условиям внешней среды – результат действия естественного отбора

Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды

Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде.

Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания

Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов

Гл.4 п. 7,8,9

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

9.

Выявление приспособленности к среде обитания

1-я неделя

октября


Основные понятия адаптация

Факты приспособительные особенности растений и животных

Закономерность приспособленность организмов к условиям внешней среды – результат действия естественного отбора

Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания

Выявлять относительность приспособлений


Повторить п.9

Урок закрепления знаний

П/ р №1


ТЕМА 1.5. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (3 ЧАСА)

10

Вид, его критерии и структура

1-я неделя

октября


Основные понятия вид, виды-двойники, ареал

Факты критерии вида; совокупность критериев – условие обеспечения целостности и единства вида

Приводить примеры видов растений и животных

Перечислять критерии вида

Анализировать содержание понятия «вид»

Характеризовать критерии вида

Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида

Гл.5 п. 10

Комбинированный урок

11

Популяция

2-я неделя

октября


Основные понятия популяция

Факты популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. Популяция – элементарная эволюционная единица.

Называть признаки популяции.

Приводить примеры практического значения понятия – популяция

Анализировать содержание понятия популяция.

Отличать понятия вид и популяция

Гл. 5 п. 10

Комбинированный урок

12

Видообразование

2-я неделя

октября


Основные понятия микроэволюция

Факты географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы.

Процессы видообразование

Закономерность видообразование – результат эволюции

Приводить примеры различных видов изоляции

Описывать

- сущность и этапы географического видообразования

- сущность и этапы экологического видообразования

Анализировать содержание понятия микроэволюция


Гл.5 п 11

Комбинированный урок

ТЕМА 1.6. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (3 ЧАСА)

13



Биологические последствия эволюции

3-я неделя

октября


Основные понятия биологический прогресс, биологический регресс, макроэволюция

Факты главные направления эволюционного процесса: биологический прогресс и биологический регресс


Давать определения понятиям биологический прогресс, биологический регресс

Раскрыть сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении



Гл.6. стр. 59

Комбинированный урок

14

Главные направления эволюции

3-я неделя

октября


Основные понятия макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Факты главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Процессы макроэволюция, пути достижения биологического прогресса


Давать определения понятиям ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Называть главные направления эволюции

Описывать проявления основных направлений эволюции

Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций

Отличать примеры проявления направлений эволюции

Различать понятия микроэволюция и микроэволюция

Объяснять

- роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира

- сущность биологического процесса эволюции на современном уровне



Гл. 6, п. 12

Комбинированный урок

15

Зачёт «Учение об эволюции органического мира»

4-я неделя

октября


Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного уровня

  1. Задания со свободным кратким и развёрнутым ответами

  2. Задание на соответствие

  3. Задания на установление взаимосвязи движущих сил эволюции. Заполнение сравнительной таблицы

  4. Задания на нахождение ошибок в приведённом тексте

повторение

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

ТЕМА 1.7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (2 ЧАСА)

16

Современные представления о происхождении жизни

4-я неделя

октября


Основные понятия гипотеза, коацерваты, пробионты

Факты

Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина.

Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи.

Проблемы доказательства современной гипотезы происхождения жизни



Процессы

Абиогенное происхождение живой материи



Давать определение термину - гипотеза

Называть этапы развития жизни

Характеризовать основные представления о происхождении жизни

Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира


Гл. 7, п.14

Урок изучения и первичного закрепления нового материала

17

Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни

1-я неделя ноября

Основные понятия автотрофы, гетеротрофы, палеонтология, прокариоты, эволюция, эукариоты

Факты

Этапы развития жизни: химическая эволюция, предбиологическая, биологическая эволюция.

Начальные этапы биологической эволюции. Филогенетические связи в живой природе.

Процессы

Происхождение эукариотической клетки



Закономерности

Гипотезы происхождения эукариотической клетки




Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты

Описывать начальные этапы биологической эволюции

Называть и описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки.

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды

Гл. 7, п.15

Комбинированный урок

Т.1.8. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 ЧАСА)

18

Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры

1-я неделя ноября

Основные понятия ароморфоз

Факты Растения и животные протерозоя и палеозоя. Выход растений на сушу в силуре. Появление и эволюция сухопутных растений. Появление наземных животных. Ароморфозы протерозоя: появление двусторонней симметрии тела, хорды у животных. Ароморфозы палеозоя: появление органов растений, органов воздушного дыхания у животных.

Процессы. Развитие жизни в протерозое и палеозое

Закономерности. Усложнение растений и животных в процессе эволюции

Давать определение термину – ароморфоз

Приводить примеры:

- растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое;

- ароморфозов у растений и животных в протерозое и палеозое

Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу


Гл. 8, п. 16,17

Урок комплексного применения ЗУН

19

Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры

2-я неделя ноября

Основные понятия ароморфоз, идиоадаптации

Факты. Растения и животные мезозоя. Появление в триасе теплокровных животных. Господство голосеменных растений, Появление покрытосе-менных растений. Господство динозавров и причины их вымирания, Изменение растений и животных в палеогене и неогене м кайнозоя.

Процессы. Развитие жизни в мезозое и кайнозое

Закономерности. Усложнение растений и животных в процессе эволюции

Давать определения терминам – ароморфоз, идиоадаптация

Приводить примеры:

- растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое;

- ароморфозов у растений и животных в мезозое и кайнозое;

- идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя


Гл. 8, п. 18-19




Урок комплексного применения ЗУН




20

Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека.

2-я неделя ноября

Основные понятия антропология, антропогенез, движущие силы антропогенеза.

Факты.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Стадии развития человека. Человеческие расы, единство происхождения рас. Биологическая и социальная сущность человека.



Давать определения терминам – антропология, антропогенез

Называть признаки биологического объекта – человека.

Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу млекопитающие, отряду приматы.

Объяснять:

- место и роль человека в природе;

- родство человека с млекопитающими животными;

- родство, общность происхождения и эволюцию человека.



Перечислять факторы антропогенеза

Характеризовать стадии развития человека.

Доказывать единство человеческих рас


Гл. 8, п.20

Урок комплексного применения ЗУН

РАЗДЕЛ II СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (15 ЧАСОВ)

ТЕМА 2.1. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ (4 ЧАСА)

21

Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки

3-я неделя ноября

Основные понятия микроэлементы макроэлементы

Факты. Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ молекул живого вещества.

Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли.



Объекты: вода, минеральные вещества живых организмов

Давать определения терминам микроэлементы макроэлементы

Приводить примеры микроэлементов, макроэлементов

Называть неорганические вещества клетки.

Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами.

Характеризовать:

- биологическое значение макро- и микроэлементов;

- биологическую роль воды;

- биологическое значение солей неорганических кислот



Гл. 9

стр. 104-105

п. 21



  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал