Тематическое планирование уроков географии в 8 классе № Тема и тип урока Содержание Основные понятия и предоставления П/р Контро-льные работы



Скачать 324.55 Kb.
Дата26.04.2016
Размер324.55 Kb.
ТипТематическое планирование
Тематическое планирование уроков географии в 8 классе




Тема и тип урока

Содержание



Основные понятия и предоставления

П/р

Контро-льные работы

Д\з

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Что изучает география России.

(Вводный урок)



География как один из способов

познания окружающего мира.

Структура и методы: географической

науки.


Предмет изучения географии России, основные методы и средства получения географической информации.






Записи в тетр.



Раздел 1. Пространства России (6 часов)

2

Россия на карте мира (Урок изучения нового материала)

Оценка географического положения

России. Сравнение его с географическим положением других стран.




Государственная территория, территориальные воды, воздушное пространство страны, факторы

географического положения страны, географические координаты









П.1

3

Границы России.

(урок - практикум)



Морские и сухопутные границы.

Изменение их значения во времени.

«Проницаемость» границ.


Навигация, международный статус

№1. Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран




П.2

4

Россия на карте часовых поясов.

(урок - практикум)



Положение России на карте часовых

поясов. Формирование умения решать

географические задачи на определение

поясного времени в разных районах

России.


Поясное, декретное время, летнее, зимнее время, линия перемены дат, часовые пояса, декретное время, градусная сеть.

№ 2. Определение поясного времени для разных пунктов России




П.3, сообщения о путешест-венниках

5

Формирование территории России. (Урок актуализации знаний)

Основные направления освоения и

присоединения новых земель,

формирование территории России в

разных направлениях и на разных

этапах. Современная территория РФ.











П.4, зад.7

6

Географическое

изучение территории России. (Урок - практикум)



Основные этапы географического изучения территории: открытие,

освоение земель, составление географических карт, описание,

выявление географических

закономерностей, преобразование

территории. Источники

географических знаний.



Географические открытия и исследования материка Евразия

Анализ карт администра-тивно-терри-ториального и политико-администра-тивного деления страны




П.5 подготовиться к прове-рочной работе

7

Тематический контроль

по разделу «Пространство России». (Урок обобщения знаний и умений)



Проверить уровень усвоения знаний по

данному разделу. Определить уровень

знаний особенностей географического

положения и раз метров территории

России в сравнении с другими странами.














Раздел II. Природа и человек (42ч.)

1. Рельеф и недра (5 часов)

8

Строение земной коры (литосферы) на территории России. (Урок изучения нового материала)

Особенности рельефа территории России. Зависимость рельефа страны от ее геологической истории и тектонического строения. Влияние рельефа на природу и жизнь людей.


Абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, щит, плита тектоническая и геологическая карты, тектоника литосферных плит, движение земной коры, горные породы

Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы», «Геология»




П.6, нанести на к/к тектонические структуры и п/и

9

Важнейшие особенности рельефа России. (Урок актуализации знаний)

Россия - страна обширных равнин и

горных территорий. Разнообразие

рельефа России, причина разнообразия

условий жизни.




Формы рельефа, нагорья,

Анализ физической карты России




П.7, зад.5 с.53

10

Современное развитие рельефа (Урок- практикум)

Изменение рельефа под влиянием

внешних и внутренних сил. Особая роль оледенения и текучих вод. Влияние деятельности человека на изменения рельефа.




Неотектонические движения, морена, карстовые и эоловые процессы; эрозионная деятельность текучих вод,

движение земной коры, физическое выветривание









П.8 зад.№7 (с.60) письменно в тетради.

11

Использование недр (Урок - практикум)

3акономерности содержания месторождений полезных ископаемых, их роль в хозяйственной деятельности.

Место России по запасам и добыче

некоторых ископаемых; исчерпаемость

минеральных ресурсов и проблемы

рационального их использования.

Разработки месторождений и

загрязнение окружающей среды.


Горные породы осадочные,

магматические и метаморфические;

подземный способ добычи,

рекультивация, террикон, исчерпаемые ресурсы; месторождения, открытая разработка, подземный способ добычи, платформы и складчатые пояса.



П.р. №3:

«Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых»






П.9; подготовка к уроку-зачёту


12

Зачет по теме «Рельеф и недра». (Урок обобщения знаний и умений)

Проверить, уровень усвоения по теме:

«Рельеф и недра России».










Итоговая работа по

теме: «Рельеф и недра

России».


-

2. Климат (6 часов)

13

Общая характеристика климата России

(Урок изучения нового материала)




Влияние климата на жизнь людей.

Влияние географического положения и

рельефа территории на количество и

распределение солнечного тепла.




Климатообразующие факторы Земли, солнечная радиация подстилающая поверхность, тепловое излучение,

климатические пояса.









П.10

14

Закономерности циркуляции воздушных масс.
(Урок изучения нового материала)



Климатические и погодные условия России под влиянием потоков воздуха с

океанов (циркуляция атмосферы).

Влияние размеров территории России на разнообразие климата.


Атмосферное давление, муссон, типы

воздушных масс, атмосферный фронт,

антициклон, циклон


П.р. № 4: «Определение по картам за-кономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выяв-ление особен-ностей распре-деления сред-них темпера-тур января и июля, годово-го количества осадков по территории страны».




П.11, сообщение об особен-ностях микрокли-мата.

15

Распределение температур и осадков (Урок освоения новых знаний)

Закономерности распределения:

температур и осадков по территории

России. Самые жаркие и голодные

районы



Влияние морских течений и рельефа на распределение температур и осадков, температурная аномалия,

континентальность климата









П.12

16

Типы климата нашей страны (Урок актуализации знаний и умений)

Характеристика климатических поясов и областей России,


Климатические пояса, климатические

области умеренно континентального,

континентального, резко

континентального, муссонного и морского климата



П.р. №5: «Определение по синопти-ческой карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды».




П.13

17

Климат и человек (Урок актуализации знаний и умений)

Влияние климата на жизнь и

хозяйственную деятельность людей.

Агроклиматические условия. Степень.

благоприятности природных условий

для: жизни населения. Значение

Прогнозирования погоды.




Теплолюбивые, холодостойкие,

влаголюбивые и засухоустойчивые

сельскохозяйственные культуры,

коэффициент увлажнения,

агроклиматические ресурсы,

комфортность климата



П.р. №6: «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения».




П. 14, подготови-ться к к/р

18

Зачет по теме «Климат» (Урок обобщения знаний и умений)

Обобщить и оценить знания по теме:

«Климат России»,










Итоговая работа по теме: «Климат России»




3. Богатство внутренних вод (3 ч.)




19

Реки России.

(Урок изучения нового материала)



Формирование представлений о

обилии рек как: характерной

особенности России. Знакомство с

важнейшими реками России, их ролью в освоении и заселении территории.

Изучение основных характеристик реки

-важнейшее условие правильного

использования ее людьми.


Уклон и падение реки, расход воды и годовой сток, твердый сток, эстуарий

П.Р. №7: «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и клима-тограмм, опре-деление возмо-жностей ее хозяйственного использования.




П.15, зад. №5

20

Озёра, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники. (Урок освоения новых знании)

Формирование представления о том, что озера, подземные воды, ледники -

важные источники пресной воды, а

многолетняя мерзлота - влияние

сурового климата прошлого на условия

жизни и деятельности современного

населения.




Типы озерных котловин, сточные и

бессточные озера, грунтовые и межпластовые воды, многолетняя

мерзлота








П.16, П/р

21

Человек и вода (Урок - практикум)

Формирование представления о реках и

озерах как каркасе расселения людей.

Знакомство с системой водных путей на

территории России, гидротехническими

сооружениями, их плюсами и минусами, экологическими последствиями хозяйственного использования вод суши


Водные ресурсы

Объяснение закономернос-тей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от климата и рельефа.




П.17

4. Почвы – национальное богатство России (4ч.)

22

Почвы – «особое природное тело»

(Урок освоения новых знании)



Выяснение значения почв для

становления человеческого общества.

Земельные ресурсы, Земельный фонд

России. Почвы — особое биокостное

образование, летопись и память

природы.



Земельные ресурсы,

сельскохозяйственные угодья,

земельный фонд, почвообразующие

факторы, почва, почвенный профиль и

почвенный горизонт








П.18, зад. 6

23

География почв России. (Урок - практикум)

Разнообразие типов почв на территории России. Их основные характеристики,

закономерности размещения




Типы почв, зональное размещение почв

Анализ почвенной карты.




П. 19, зад. 5-6 (с. 125)

24

Почвы и урожай. (Урок освоения новых знаний)

Плодородие- главное свойство почв.

Зависимость плодородия от

механического состояния и структуры

почв. Агротехнические мероприятия как условия сохранения и повышения

плодородия.


Всасывание растениями питательных

веществ, капиллярное движение воды

почвенное плодородие, механический

состав почвы, структура почв,

агротехнические мероприятия








П. 20, зад. 4

25

Рациональное использование и охрана почв (Урок освоения новых знаний)

Знакомство с различными системами

земледелия. Подведение их к

пониманию необходимости

современного интенсивного

использования земель. Выяснение

причин изменения почв под влиянием

хозяйственной деятельности людей.

Знакомство с равными видами

мелиоративных работ.



Мелиорация, рекультивация




К.р. по теме:

«Почвы -


национальное

достояние страны».



П.21

5. Живая природа (5ч.)

26

География лесов России. (Урок освоения новых знаний)

Знакомство с разнообразием

растительного мира России как важным

условие их жизни и деятельности людей. Выявление закономерностей

размещения лесов в России, типов

лесов.


Растительное сообщество,

особенности хвойных пород и их требовательность к условиям

обитания, тапы лесов








П.22

27

Лес и окружающая среда. (Урок освоения новых знаний)

Знакомство с почвозащитным,

водоохранным, санитарным,

рекреационным значением лесов.

Определение понятий:

«лесоизбыточные районы»,

«лесодифицитные районы».



Лесные ресурсы, почвозащитные и

водоохранные леса, лесоизбыточные и

лесодифицитные районы








П. 23,

зад. 1


28

Безлесные пространства

России - луга, тундра и

степи. (Урок освоения новых знаний)


Выявление значения лугов, тундр,

степей как растительных сообществ.

Типы лугов, тундр, степей, их

размещение. Значение в природе.

Использование безлесных пространств

человеком.




Низинный, пойменный, суходольный луг, урема, северные степи, настоящие степи, южные степи







П.24-25

29

Болота. (Урок освоения новых знаний)

Выяснение причин образования болот,

их значение в природе и хозяйственной

деятельности человека. Болота

низинные и верховые. Районы

распространения болот.


Низинные и верховые болота







П.26 зад. 5

30

Животный мир. (Урок освоения новых знаний)

Приспособленность животных к разным условиям обитания. Значение природы в природе и жизни человека. Размещение животных по закону широтной зональности.


Биологические особенности разных видов животных







П.27; зад.3, таблица

6. В природе все взаимосвязано (4 ч.)

31

Понятие о ПТК. (Урок практикум)

Выявление взаимосвязей между

компонентами природы, роли

зональных и азональных факторов в

формировании ПТК, особенностей ПТК

различных рангов


Природный комплекс, географическая оболочка, широтная зональность,

природный территориальный

комплекс, природный аквальный комплекс, ландшафт, азональные

факторы, физико-географи-ческое районирование.









-


32

Свойства ПТК (Урок путешествие)

Выявление на основе имеющихся

знаний главных свойств географической оболочки - целостности, ритмичности,

устойчивости - и выявление значений

этих свойств, для сохранения ПТК, для

человека, его жизни и хозяйственной

деятельности.




Целостность, ритмичность

географической оболочки, круговорот веществ, устойчивость ПТК



Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия»




П.28

33

Человек в ландшафте (Урок практикум)

Изучение материала о влиянии ПТК на

жизнь людей и их хозяйственную

деятельность. Углубление знаний о

антропогенных и природно-

антропогенных ландшафтах и их видах.

Изучение проблемы сохранения ПТК.




Ландшафты: антропогенный, природно-антропогенный, культурный

Составить характеристику природной зоны своей местности по типовому плану




П.29,

зад. 3


34

Контроль знаний по

изученным темам

раздела: «Природа и

человек». (Урок обобщения знаний и умений)



Обобщить и оценить знания по теме:

«Природа и человек».










Итоговая работа по изученным темам раздела:

«Природа и

человек».


П. 30

7. Природно-хозяйственные зоны (10ч.)




35

Учение о природных зонах. (Урок освоения новых знаний)

Зональность - всеобщий закон природы и главная особенность природы России. Природные зоны - разнообразие условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. Длительное воздействие людей - превращение природных зон в природ не­хозяйственные.

Природно-хозяйственная зона.







П. 31

36

«Безмолвная» Арктика и

чуткая Субарктика. (Урок путешествие)



Арктика, тундра и лесотундра -

северная полоса России. Многолетняя

мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы. Редкоочаговое расселение. Устойчивая система «природа-человек» при традиционном хозяйстве. Натиск современной цивилизации. Экологические проблемы


Арктический и субарктический

Климатический пояс, тундра,

лесотундра, редко очаговое расселение, термокарстовые озера, булгунняхи, неустойчивый ландшафт, Криволесье, охотничье - промысловая зона








П.32

37

Таежная зона (урок - практикум)

Самая большая, древняя и снежная зона

России. Густая сеть рек, луговые

массивы, молочное и молочно-мясное

скотоводство. Традиционное занятие

населения. Промышленное освоение

тайги, очаговое расселение.



Очаговое расселение, умеренный климатический пояс, морфологические особенности хвойных деревьев, дерново-подзолистые почвы, животный мир тайги







П.33

38

Зона смешанных

широколист-венно -

хвойных лесов (Урок освоения новых знаний)


Изучение смешанных лесов как

наиболее преобразованной деятельностью человека зоны. Выяснение разницы между смешанными лесами Восточно-Европейской равнины и муссонными лесами Дальнего Востока. Установление взаимосвязей между природными условиями смешанных лесов и расселением и хозяйственной

деятельностью людей.


Моренный рельеф, муссонный климат, смешанный лес,

антропогенно - природная зона, выборочное земледельческое освоение









П.34

39

Лесостепи и степи (Урок - практикум)

Характеристика современных

ландшафтов степей и лесостепей.

Сообщение о заповедных степях.

Изучение форм сельского расселения в

зоне степей.


Умеренно континентальный и

континентальный климат, водная и ветровая эрозия, чернозем на сплошного земледельческого освоения, колки, лёсс, пыльные бури,

степные блюдца, уремы








П. 35,

40

Полупустыни, пустыни,

Субтропики (Урок освоения новых знаний)



Граница между степями и

полупустынями - рубеж между разными

видами природной и хозяйственной

деятельностью людей Очаговое

расселение. Преобладающие формы

хозяйственной деятельности населения

в зоне пустынь. Зона, субтропиков как

противоположность зоны пустынь.

Преобладание антропогенных

ландшафтов в субтропиках




Резко континентальный и

субтропический климат, оазис,

экстенсивное животноводство,

оазисное земледелие









П.36

41

«Многоэтаж-ность» гор. (Урок освоения новых знаний)

Выявление причин высотной поясности

природных условий и ее зависимости от

географического положения и высоты

гор



Высотная поясность, экспозиция склонов, фен, бора, горно-долинные ветры; нивальный пояс, гольцовый

пояс








П. 37

42

Человек и горы. (Урок освоения новых знаний)

Горы - колыбель человечества, центры видообразования культурных растений

и домашних животных. Жизнь и

хозяйственная деятельность человека в

горах опасные природные явления.




Изменение температуры и

атмосферного давления с высотой,

сель, лавина, центр видообразования


П.р №8: «Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт».





П. 38-39 подготовиться к зачёту

43

Обобщение и коррекция знаний по теме:

«Природно-хозяйственные зоны». (Урок обобщения знаний и умений)



Взаимоотношения человека и

окружающей среды на разных этапах

исторического развития человеческого

общества. Природопользование на

основе знаний географических

закономерностей.










Итоговая работа по теме:

« Природ но -

хозяйственные зоны»


-

8. Природопользование и охрана природы (3 часа)

44

Природная среда, природные условия, природные ресурсы. (Урок освоения новых знаний)


ПТК. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственное различие морей России

ПТК, уровни ПТК, физико-географические районы







П.40

45

Рациональное природопользование. (Урок освоения новых знаний)

Природная среда, природные ресурсы,

рациональное природопользование.

Качество природной среды. Виды

природных ресурсов, их использование

и охрана.


Компоненты природы, охрана

природы, природная среда,

рациональное природопользование,

исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы рекреационные ресурсы










П. 41

46

Охрана природы и охраняемые территории

Охрана природы при современных масштабах хозяйственной деятельности. Основные принципы охраны природы.

Виды охраняемых территорий.

Охраняемые территории Сибири


Красная книга, виды охраняемых

растений и животных, заповедник,

национальный парк, биосферный

заповедник, заказник.




Семинар по теме:

«Охраняемые территории

Сибири».





П.42

Раздел III. Население России (17 часов)

9. Сколько нас – Россиян (2ч.)

47

Численность населения России. (Урок изучения нового материала)

Численность населения и ее изменение в историческом времени. Представление о естественном движении населения и демографических кризисах.

Современный демографический кризис.




Численность населения в отдельных странах мира, естественное движение

населения, демография,

демографический кризис,

«Демографическое эхо войны»









П.43, зад.№3

48

Воспроизво-дство населения (Урок актуализации знаний и умений)

Типы воспроизводства населения:

традиционное и современное, их

главные отличия. Выяснение условий,

при которых происходит переход от

одного типа воспроизводства населения

к другому.




Воспроизводство населения,

традиционный и современный тип воспроизводства, естественный

прирост населения.








П.44

10. Кто – мы? (2 ч.)

49

Кто мы? Половой состав населения. (Урок изучения нового материала)

Выяснение особенностей полового

состава населения России и его

изменения во времени, влияния образа

жизни и других факторов на

продолжительность жизни.


Половой состав населения, образ жизни, самосохранительное

поведение



Анкетирование по теме: «Здоровый образ жизни».




П.45

50

Возрастной состав населения России. (Урок освоения новых знаний)

Выявление возрастного состава

населения России. Знакомство с

половозрастной пирамидой. Регионы

России с преобладанием населения

молодых или пожилых возрастов.


Возрастной состав населения,

трудоспособный возраст, районы

оттока и притока населения,

половозрастная пирамида.









П.46

11. Куда и зачем едут люди (3 ч.)

51

Миграция населения (Урок - семинар)

Знакомство с видами и направлением

миграций и их влиянием на расселение,

характер и поведение людей. Выяснение экономических и политических причин внешних миграций


Миграции, реэмиграция, эмиграция, иммиграция







П. 47, зад. №1

52

Внешние миграции – в Россию и из неё (Урок - семинар)

Выяснение различия терминов

«миграция» и «территориальная

подвижность населения», характера

внешних миграций, важности учета

движения населения в разные года и

факторов повышения подвижности

населения при организации

хозяйственной жизни.




Мигрант, русскоязычное население,

экономические и политические

причины миграций,

.








П. 48,

зад. №4-5



53

Территориаль-ная подвижность населения

Территориальная

подвижность населения









П. 49, зад.№4

12. Человек и труд (1 ч.)




54

География рынка труда (Урок исследование)

Трудовые ресурсы и рынок труда.

Обсуждение роли трудовых ресурсов в

создании национального богатства

страны.



Трудовые ресурсы трудоспособный возраст; экономическое активное

население, 6езработяца



П.р. № 9: «Определение по статисти-ческим мате-риалам тенден-ций изменения доли занятых в отдельных сфе-рах народного хозяйства».




П.50

13. Народы и религии (3 ч.)

55

Этнический

состав населения. (Урок изучения нового материала)



Изучение этнического состава.

населения России по картам и другим

источникам.


Разнообразие населений страны

планеты по расовым и нацио-нальным признакам, этнос, этническое самосознание, карта народов, межнациональные конфликты, этнография









П.51, зад.№3-4

56

Этническая мозаика России (урок - практикум)

Разнообразие этнического состава

населения России. Работа с картой

народов России. География народов и

административно-территориатгьное

деление России.


Языковая семья языковая группа, автономный округ, автономная область, титульные народы.

П.р. №10: «Определение по картам и статистичес-ким материа-лам крупных народов и особенностей размещения, сопоставление с администра-тивно-терри-ториальным делением РФ».




П.52

57

Религии: народов России

Выяснение роли религии в

формировании Российского

государства. Знакомство с

преобладающими религиями страны.

Влияние религии на повседневную

жизнь и внешнюю политику

государства.


Религиозный состав, мировые религии, традиционные религии.

Семинар по теме: «Религии России».




П. 53

14. Где и как живут люди (5 ч.)

58

Плотность населения. (Урок практикум)

Выявление контрастов плотности

населения в разных районах страны.

Представление о «Емкости территории»

и определяющих ее факторах. Влияние

плотности населения на хозяйств)} и

жизнь людей и природную среду.



Представление о плотности населения, о картах плотности населения, средняя плотность населения, емкость территории, Главная полоса расселения.







П.54, зад.№5-6

59

Расселение и урбанизация. (Урок - семинар)

Изменение соотношения численности

городского и сельского населения.

Разнообразие типов населенных

пунктов. Знакомство с понятием

«урбанизация», его признаками.

Городская агломерация. Отличие

городского и сельского образа жизни.


Урбанизация, тепы заселения территории, городской образ жизни




П.55

60

Города России (Урок – практикум)

Выяснение особенностей формирования сети гор од ой во времени, различий городов и по функциями людности. Ознакомление с городами-миллионерами и малыми городами как полюсами контрастности. Городские агломерации. Карга как источник различной информации о городах.

Различия городов по функциям и людности, городская агломерация, факторы образования города, поселок

городского типа город- миллионер.



Семинар по теме: «Города России».

П. 56, подготовиться к п/р

61

Сельская Россия. (Урок актуализации новых знаний и умений)

Влияние природных условий на

особенности сельских поселений.

Сельская местность, как хранительница

культурных и национальных традиций.

Необходимость поиска оптимальных

решений использования сельской

местности. Условия и образ жизни

людей в различных типах поселений.



Зональность природных условий, особенности сельских поселений




П. 57

62

Тематический контроль

по разделу «Население

России» (Урок обобщения знаний и умений)


Объяснение сущности понятий и

представлений по разделу «Население

России».








Итоговая работа по теме: «Населе-ние

России».


63.

Итоговый урок по теме «Природа и население России»


Раздел IV. НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ (8 часов)

64

Географическое положение Новосибирска и Новосибирской области

Территория, границы, соседние субъекты.

Уроки – исследования




65

Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые НСО


Особенности рельефа лево- и правобережья области, связь рельефа и тектонического строения территории, обеспеченность области полезными ископаемыми


66

Климатические условия НСО

Климат НСО. Характеристика сезонов года.


67

Внутренние воды НСО

Реки, озера, каналы, водохранилище Новосибирска и Новосибирской области

68

Природные зоны НСО

Разнообразие природы области. Характеристика природных зон НСО

69

Природные комплексы НСО

Характеристика основных природных комплексов.

Экологические проблемы НСО и пути их решения.



70

Население

Население Новосибирска и новосибирской области. Численность, половой и национальный состав. Новосибирск- город миллионер.

71

Населённые пункты НСО

Типы населённых пунктов области




72

Итоговый урок по курсу География России. Природа и население.




База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал