Теоретические основы формирования и развития экологического аудита



Скачать 158.36 Kb.
Дата01.05.2016
Размер158.36 Kb.
Теоретические основы
формирования и развития экологического аудита

к.э.н., доцент, Е.В.Ильичева

Россия, Старооскольский технологический институт

(филиал) Московского государственного института

стали и сплавов (технологического университета)
Введение одной из приоритетных задач эколого-экономических исследований является разработка и реализация механизма обеспечения государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации ее территориальных, промышленных комплексов. Переход на принципы устойчивого развития, обеспечивающего сбалансированное решение социально-экономических задач на перспективу и сохранение благоприятного качества окружающей среды, предполагает усиление экологической составляющей экономики и гармонизацию экологических и экономических интересов общества на всех уровнях управления. Нарастание глобальных экологических проблем, возникновение локальных кризисов и катастроф антропогенного происхождения привели к необходимости пересмотра системы взаимоотношений "природа-человечество", поиску путей их гармонизации. Концепция перехода на путь устойчивого развития ("sustainable development"), принятая мировым сообществом на Всемирной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году, для Российской Федерации нашла отражение в разработанном правительством проекте "Концепции перехода России на модель устойчивого развития". Однако, существующие концепции перехода на путь устойчивого развития с точки зрения многих исследователей (К.Я. Кондратьев, В.Г. Горшков, К.С. Лосев, В.М. Котляков, Н.Н. Моисеев, В.И. Данилов-Данильян, Г.СРозенберг, А.Д, Урсул, М.Я. Лемешев и др.) являются неопределенными, недостаточно точно определяют как саму цель развития, так и возможные пути ее достижения. Многие проблемы управления с переходом на путь устойчивого развития на глобальном, региональном и локальном уровне не решены и требуют разработки. В частности, требуется разработка методологических подходов к анализу (аудиту) сложившейся критической ситуации и к выработке научно обоснованных управляющих решений. Указы Президента Российской Федерации № 236 от 04.02.94 г. "О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" и № 440 от 01.04.96 г. «Об утверждении концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» подтверждают актуальность разработки системы управления обеспечением перехода на путь устойчивого развития для России. Как показывает анализ мирового опыта, одним из важных инструментов регулирования политики в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития является процедура экологического аудита. Если за рубежом экологический аудит, начиная с 90-х гг. стал реальным инструментом управления в системе экономики природопользования и охраны окружающей среды, то в России работа в данном направлении только начинается. Поиск механизмов анализа существующих эколого-экономических ситуаций представляет не только определенный практический интерес, но и требует разработки теоретических основ. Введение в практическое использование термина "экологический аудит" породило не только массу противоречий, но и требует согласования представлений о том, что это такое. Изначально, под этим термином понимался анализ последствий производственной деятельности предприятий на качество окружающей среды, выявление внешних экстерналий эколого-экономического характера. Первоначальные, кажущиеся успехи, коррекции деятельности этих предприятий и их воздействия на окружающую среду не разрешили ни локальных экологических кризисов, ни глобальных проблем, стоящих перед человечеством, что свидетельствует о необходимости пересмотра существующих представлений о методологии экологического аудита. Если на уровне предприятия, фирмы принципы экологического аудита уже получили определенное развитие, то процедура экологического аудита относительно определенной территории, региона, области территориального, промышленного комплекса находятся только в стадии своего становления. Данная проблема недостаточно изучена применительно к территориальным, промышленным образованиям, применения экологического аудита территориальных, промышленных комплексов в целях оздоровления окружающей среды для повышения качества жизни населения. [1]

Экономический механизм экологического регулирования – сложная


многоуровневая система отношений субъектов хозяйствования между собой и с вышестоящими органами. Связующим рычагом этих отношений должен стать экологический аудит (ЭА) – инструмент, включающий в себя организационно-экономические факторы защиты окружающей среды. Он позволяет выбрать оптимальный вариант природоохранных сооружений, организовать информационно-аналитический контроль за состоянием и степенью эксплуатации природоохранной техники, дать экономическую оценку намечаемых технических и технологических усовершенствований.[2,3]

Исходя из задач, особенностей составления программ и методики проведения, предлагаем следующее его определение: ЭА – независимое


исследование всех аспектов хозяйственной деятельности промышленного
предприятия любой формы собственности для установления размера прямого
или косвенного воздействия на состояние окружающей среды. Его цель –
приведение природоохранной деятельности в соответствие с требованиями
законодательства и нормативных актов, оптимизация использования природных ресурсов, снижение и упорядочение энергопотребления, уменьшение отходов, предотвращение аварийных сбросов, выбросов и техногенных катастроф.

Поскольку речь идет об исследовании всех аспектов хозяйственной


деятельности предприятия, ЭА должен объединить и расширить программы и методики уже существующих видов аудита – производственного, финансовой деятельности, аудита на соответствие.
Заключение экоаудитора будет содержать следующую информацию:

-выводы о соответствии природоохранной и производственной деятельности


законодательству и нормативным актам;

- заключение о состоянии финансово-экономической отчетности, учета, свое-


временности и величине текущих экологических платежей, целенаправленности
использования капитальных средств, выделенных на охрану окружающей
среды;

- оценку воздействия аудируемого предприятия на состояние среды, здоровье


производственного персонала, экологию в регионе, данные о наличии и вели-
чине выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, производство которых ограничено или запрещено международными обязательствами государства;

-результаты анализа темпов роста производства продукции и количества вы-


бросов и сбросов загрязняющих веществ, потребления энергетических и материальных ресурсов;

- результаты сравнительного анализа основных показателей природоохранной


и производственной деятельности аудируемого предприятия и подобных предприятий в других странах;

-оценку потенциальной опасности аудируемого предприятия при возникнове-


нии аварийной ситуации, эффективность разработанного плана работ по ликвидации очагов аварии, наличие необходимых материально- технических средств;

-заключение о профессиональной компетентности работников природоохран-


ных служб предприятия, их обеспеченности современными техническими средствами контроля за соблюдением допустимых величин загрязнения;

- нформированность руководящего и производственного персонала о


величине и характере загрязнения окружающей среды их предприятием,
наличие материального и морального стимулирования за снижение уровня
загрязнения и энерго- и материалоемкости выпускаемой продукции.

На основании заключения экоаудитора решить конкретную проблему (например, уменьшить количество или концентрацию определенного загрязняющего ингредиента) можно различными, часто альтернативными методами. В зависимости от радикальности принятого решения и остроты проблемы необходимые природоохранные мероприятия могут находиться в диапазоне от организационных мер и повышения контроля за ведением


технологического процесса и работой средозащитного оборудования до
закрытия предприятия с его последующим перепрофилированием.

Один из важных факторов, способствующих развитию ЭА в мире,


представляет процедура реализации программы. В процессе проведения
экоаудирования установление и наказание виновных – далеко не главная цель.
Гораздо важнее для руководства компаний выявление узких мест во всех
сферах деятельности объекта, оказывающих в той или иной степени негативное влияние на окружающую среду, и содействие в его уменьшении. Проведение объективного исследования невозможно без тесного сотрудничества с администрацией и производственным персоналом предприятия, т.е. без превращения его из подконтрольного в полноправного партнера, мнение и аргументация которого учитывается на всех этапах проведения ЭА. ЭА предупреждает ситуацию, когда экологические проблемы волнуют лишь руководство компании, вынужденное на свой страх и риск скрывать негативные последствия производственной деятельности до предела, за которым их сокрытие станет невозможным, а устранение повлечет судебные разбирательства и санкции. С этой целью целесообразно привлечение к решению экологических проблем конкретного предприятия научного потенциала региона, сотрудников природоохранных служб, финансовых учреждений.

По данным Всемирного банка, возможное повышение стоимости


проектов, связанное с проведением оценки воздействия на среду и
последующим учетом экологических ограничений, окупается в среднем за 5-7 лет. Включение экологических факторов в процедуру принятия решений еще на стадии проектирования обходится в 3-4 раза дешевле последующей установки дополнительного очистного оборудования, а затраты на ликвидацию последствий от использования неэкологической технологии и оборудования оказываются в 30-35 раз выше расходов, которые потребовались бы для разработки экологически чистой технологии и применения экологически совершенного оборудования.

Объективное исследование комплексного влияния экоаудируемого


предприятия на состояние окружающей среды с учетом мнений всех
заинтересованных сторон поможет избежать дальнейшего усугубления эколого-экономического кризиса и определиться в методах учета экологического фактора при разработке стратегии и тактики хозяйственной деятельности. Это позволит повысить производственную безопасность предприятия, а следовательно, его инвестиционную привлекательность.

Для реализации такого подхода хозяйствующий субъект должен


осуществлять эффективные меры по планированию производства не только на основании данных служб менеджмента и маркетинга, но и данных служб
независимого экологического аудита. Агентство по охране окружающей среды США было ведущим по внедрению экологического аудита. Здесь изданы директивы экополитики, которые рекомендуют, учитывая нормативные требования, идентифицировать фактические и потенциальные проблемы охраны окружающей среды. Международная Торговая палата также составила контрольные директивы, которые обеспечивают саморегулирование со стороны делового сообщества в духе экологической ответственности.

По определению Международной Торговой палаты аудита


экологический аудит как инструмент управления включает систематическую,
зарегистрированную, периодическую и объективную оценку того, как
эффективно организованное управление и оборудование выполняют функцию защиты окружающей среды:

1. усиление управления и контроля над действиями, направленными на


окружающую среду;

2. обложение налогом соответственно требованиям;

3. оценка деятельности компании, соответственно предъявляемым нормативам и требованиям.

Экологический аудит должен быть полным и перманентным, т. е. давать пол-


ную оценку того, как выполняются требования к состоянию окружающей природной среды зарегистрированным лицом. Аудит проводится независимыми экспертами. Основные причины, по которым проводится аудит заключаются в следующем:

-страхование (затраты на ликвидацию последствий загрязнения окружающей


среды);

-конкуренция на рынке (товары должны быть экологически чистыми, это


повышает их спрос на потребительском рынке, специальным экоярлыком
выделяются товары, прошедшие проверку и т. п.);

-приобретение (затраты на приобретение земельного участка или предпри-


ятия могут оказаться завышенными; экспертиза состояния окружающей среды и
загрязнения земельных участков приобретаемого объекта);

-законодательство (необходимость разрешений работы с загрязняющими


материалами).

Комплексный контроль должен своевременно выявлять качество экономико-экологических управленческих решений еще до возникновения потерь, так как превышение издержек производства (в том числе и из-за загрязнения окружающей среды) или выпуск экологически грязной продукции, ведут к потере рынков сбыта.

Формирование рыночных отношений, появление разных форм собственности в производстве, обмене и потреблении необходимого для общества продукта вносит существенные изменения в систему управления микроэкономикой и ее функции, в частности, финансово-хозяйственного контроля и экологического контроля.

Около 30 лет назад в странах с рыночной экономикой организационная


схема хозяйственно-финансового контроля была дополнена введением экологического аудита. В международной практике экологический аудит реализован в практический механизм деятельности, основанной на законодательной и нормативно-методической базе, имеет развитую организационную инфраструктуру и оснащен квалифицированными кадрами экоаудиторов. В США, Японии, в странах Европейского Союза процедура экологического аудита направлена на повышение эффективности экологической политики компаний или промышленных предприятий.

Международной организацией стандартизации принят Проект


международного стандарта 150/DIS 1410, который содержит основные указания по экологическому аудиту в составе основных положений, процедуры аудит систем экологического менеджмента и квалификационные критерии экологических аудиторов. До его утверждения, в качестве аналога рекомендуется использовать Стандарт Европейского Банка Реконструкции и Развития, которым разработан Протокол экологического аудита для
промышленных предприятий общего типа, Стандартный формат аудиторского отчета, Рабочее руководство для аудиторов по вопросам окружающей среды, здоровья населения и экологической безопасности. Характерной особенностью этих стандартов является их комплексная направленность на оценку состояния окружающей среды, охраны труда и здоровья работников предприятия, которые предусматриваются в инвестиционном проекте развития.

Согласно определению Европейского стандарта экоаудит является


независимым свидетельством в интересах производителя и государства уровня
экологической эффективности управления предприятием и использования
технологического оборудования с целью повышения конкурентоспособности
продукции. Цель проведения экологического аудита зависит от типа аудита
(финансовый, технический, управленческий), который завершается
формированием аудиторских выводов об экологическом состоянии
проверяемого объекта.

Основные задачи экоаудита — сбор достоверной выходной информации о производственной деятельности объекта и формировании на ее основе выводов относительно реального экологического состояния объекта (отходоемкости производства, экологоемкости, ущербоемкости, экологической оценки оборудования и технологий, качества продукции).

Помимо основного, экологический аудит может и должен решать ряд
функциональных задач, таких как корректировка; оперативный контроль и
стратегия развития. Задачи корректировки определяют необходимость выдачи рекомендаций, направленных на устранение выявленных в процессе
экологического аудита недостатков в работе фирмы. Оперативный контроль предусматривает осуществление постоянного, внутреннего аудита непосредственно в процессе производственной деятельности объекта для того, чтобы избежать "экологической ошибки" и издержки, а также для разработки и выбора экологически обоснованных
решений. На этой основе аудитором вырабатываются рекомендации по
оптимальному решению или варианты альтернативных решений. Стратегические задачи экологического аудита лежат в сфере обоснования экологизированной стратегии развития предприятия (его политики) в соответствии с планами развития на основании данных,
полученных в процессе аудита.

Экологический аудит обязан занять равноправное положение наряду с


экологической экспертизой и экологической инспекцией. Главным является то,
что экологический аудит позволяет без дополнительных бюджетных затрат
усилить управление охраной окружающей природной среды, повысить
эффективность экоменеджемента. Поэтому государство должно быть заинтересовано в развитии экологического аудита и создании соответствующих правовых и нормативных основ для его функционирования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что смешанная государственно-рыночная система экоменеджемента соответствует интересам
государства, рыночным структурам и широким слоям общественности. При
этом не возникает противоречия интересов, так как экоаудит "закрывает" те ниши управления, структура которых не была заполнена.

Экологический аудит должен быть основан на экологическом учёте.


Понятие экологического учета ещё не приобрело окончательного осмысления и
логической завершенности в виде комплексно сформированной системы знаний
в экономико-экологической теории и практике. Несомненно, он должен стать
частью управленческого учёта, который как автономная экономическая
категория возник около 20 лет назад. В соответствии с новым подходом учёт
должен объединять в себе процессы идентификации, измерения и
коммуникации экономико-экологической информации, которые позволили бы
пользователям принимать на её основе соответствующие управленческие
решения. Таким образом, в рамках традиционной системы учёта выделяется
сравнительно автономная подсистема информационной базы управления.
Экономико-экологическая система как организация включает в себя
подсистемы: основного фундаментального процесса (производство,
предоставление услуг и т.д.), процесса использования и защиты природных
ресурсов (использование природных ресурсов в материальном производстве,
природоохранная деятельность, размещение отходов в окружающей среде и т.
п.) и подсистему управления этими процессами.

Подсистему управления можно, в свою очередь подразделить на две системы низшего порядка: систему основного функционального процесса, т.е. собственно управления как процесса принятия решений и систему обслуживания управленческого процесса.

Компонентом этой подсистемы является управленческий учёт, в том числе по экологическим объектам — экологический учет, который является необходимой базой для осуществления экологического аудита.

Обобщение результатов теоретических и аналитических исследований,


проводимых учёными и специалистами-практиками в области экологического
аудита позволяет сделать вывод о необходимости комплексного подхода к
организации аудита по экологическим вопросам. Целесообразно использовать
обобщённую модель экологического аудита, которая раскрывает его структуру
и основные характеристики.

Общая модель экологического аудита

Предмет — экономические, экологические, информационные, организационные
и другие системы.

Функции — проверка экономико-экологической отчётности; оценка природоохранной деятельности предприятия; оказание аудиторских услуг, в том числе выдача рекомендаций по повышению эффективности природоохранной деятельности.

Стадии — постановка проблемы; сбор данных, анкетирование, оценка информационных материалов, услуги.

Документы — информационные, организационно-функциональные, корреспонденция аудитора, предприятия — клиента, государственных служб по охране окружающей среды, управления статистики и др.

Методы — системный анализ и системный подход, экономико-экологический анализ; сравнительный экономико-экологический анализ и оценка; логический анализ, метод экспертных оценок и пр.

Приёмы — определение состояния объектов и его экологических подразделений; сопоставление; оценка.

Виды — внутренний (зависимый) и внешний (независимый).

Риск — собственный; риск контроля; риск выявления.

Нормативы — национальные (внутренние, внешние); международные (внутренние и внешние).
Элементы — цель, задачи, субъекты, объекты, организация, методика, контрольная информация.

Экологический аудит, как и всякий вид деятельности, следует рассматривать с точки зрения системного подхода и системного процесса, в центре которого имеется независимая экоаудиторская фирма или служба. Для того, чтобы созданная организация могла эффективно функционировать, она должна опираться на законы и правила современного экологического менеджмента. На основании системного подхода к процессу управления


экологической аудиторской деятельностью разработан алгоритм, согласно которому все этапы управления в зависимости от выполняемых функций разделены на основные блоки: планирование, организация, операционная функция, контроль и мотивация.

Экологическое аудирование системы экологического менеджмента в соответствии со стандартом ISO 14001 определяется как систематический и документированный процесс получения объективных доказательств для определения, соответствует ли система экологического менеджмента предприятия критериям, которые предъявляются к таким системам.

Предприятие должно развивать и поддерживать периодическое проведение аудитов систем экологического менеджмента. Во время проведения экологических аудитов определяется, соответствует или не соответствует действующая система экологического менеджмента требованиям Международного стандарта ISO 14001 (или его национального аналога), а также насколько обеспечивается и поддерживается ее функционирование.[4,5,6,7]

Программа экологического аудита системы экологического менеджмента должна быть основана на настоящей экологической деятельности предприятия и результатах предыдущих аудитов.

Проведение экологического аудирования должно быть выгодным руководству предприятия, так как результаты аудитов информируют его, работает ли система экологического управления и менеджмента так, как она должна работать в соответствии с заявленной экологической политикой и целями.

Предприятие может также заказывать проведение экологического аудита с иными целями, например, с целью сертификации системы экологического менеджмента третьей стороной в соответствии с национальным или международным стандартами.

Программы и процедуры экологического аудирования должны учитывать:


  • приоритетные экологические аспекты деятельности предприятия;

  • периодичность проведения аудитов;

  • эффективное планирование и эффективную организацию работы аудиторской "команды";

  • активное использование результатов аудита;

  • компетенцию аудиторов;

  • общую методологию экологического аудирования и методику осуществления аудитов.

Экологический аудит систем экологического менеджмента может быть внутренним и/или внешним. В случае внутреннего аудита руководство предприятие поручает ответственным специалистам из числа персонала формирование аудиторской "команды", куда могут входить и специалисты со стороны. В случае внешнего аудита заключается договор со специализированной аудиторской фирмой или специалистом, имеющими лицензию на данный вид деятельности и формирующими аудиторскую "команду", в состав которой могут входить и представители предприятия. В любом случае, специалисты, осуществляющие экологический аудит, должны быть квалифицированными, беспристрастными и объективными.

Создать и обеспечить эффективное функционирование системы экологического менеджмента непросто, поэтому можно проводить экологическое аудирование с целью выявления тех направлений и аспектов деятельности, которые еще недостаточно развиты. Заключение экологического аудирования должно содержать квалифицированные рекомендации по развитию экологического менеджмента на предприятии и быть направлено на создание эффективной системы экологического менеджмента.



Аудит предприятия может проводиться для представления информации государственным органам экологического контроля и управления в целях официальной сертификации системы экологического менеджмента. Такой аудит выполняется внешними независимыми аудиторами или аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на данный вид деятельности. Также всегда является внешним экологическое аудит, который проводится для банков или инвесторов.
Литература:

  1. ГОСТ 2452-80. “Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Управление охраной окружающей среды. Основные положения”.

  2. Положение об экологическом аудите. Проект: Минприроды РФ, ГИПЭ,1996.

  3. Положение об экологах-аудиторах. Проект: Минприроды РФ, ГИПЭ,1996.

  4. ГОСТ Р ИСО14010-98.Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы.

  5. ГОСТ Р ИСО 14011-98.Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита для систем управления окружающей средой.

  6. ГОСТ Р ИСО 14012-98.Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.

  7. Пашков Е.В., Фомин Г.С., Красный Д.В. Международные стандарты ИСО 14000. Основы экологического управления. – М., 1997.




База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал