Теоретические подходы к проблеме образования для устойчивого развития в контексте межкультурного общения Н. Ж. Дагбаева



Скачать 68.42 Kb.
Дата26.04.2016
Размер68.42 Kb.
Теоретические подходы к проблеме образования

для устойчивого развития в контексте межкультурного общения
Н.Ж. Дагбаева
Объявленная ЮНЕСКО Декада образования для устойчивого развития - ОУР (2005-2014 гг.) вступила в свою вторую фазу. За последние пять лет в российской образовательной системе накоплен свой опыт реализации практических задач ОУР, направленных на то, чтобы общество научилось жить экологически, экономически и социально более устойчиво. Образование для устойчивого развития рассматривается в России как «правопреемник» экологического образования, изучающий не только природные процессы и влияние человека на них, но и уклад экономики, стиль жизни, общественное устройство – вопросы, в которых социальные, культурные и экологические проблемы сплетены в единое целое. В педагогической науке стали активнее рассматриваться различные аспекты образования для устойчивого развития: философские (Н.М. Мамедов), биологические (В.Г. Горшков, В.И. Данилов-Данильян, Д.Н. Кавтарадзе, К.Я. Кондpатьев, К.С. Лосев [2, 16, 18], психологические (В.И. Панов, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин [13, 22], общепедагогические, такие как развитие надпредметных форм и содержания (А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская [15]), развитие социального партнерства и новых интерактивных технологий (Н.Ж. Дагбаева), а также обсуждаются социокультурные (С.Н. Глазачев, Д.С. Ермаков [2, 14] и методические (В.Н. Калинин, Н.В. Корякина [17]) аспекты. Основной вывод, к которому приходят все ученые: устойчивое развитие государства и общества не может происходить, если не будет постоянного обучения, приобретения и осмысления нового опыта. Концепция устойчивого развития включает в себя не только проблемы окружающей среды, но также и вопросы, связанные с населением, уровнем его жизни, здоровья, правами человека, экономикой, проблемами мира и безопасности, которые должны найти отражение в системе школьного образования.

Вместе с тем, важно подчеркнуть, что новое направление образовательной деятельности, такое как ОУР, еще очень далеко от институализации; оно пока не заняло свою нишу в учебном плане школьного и вузовского образования и, более того, получило в наследство все проблемы экологического образования как основы образования для устойчивого развития. Эти проблемы касаются непрерывности, систематичности, использования новых технологий и, главное, освоения этой области школьными педагогами. Так, по данным М.В. Медведевой, в большинстве российских регионов экологическое образование все еще сводится к естественнонаучному аспекту, только в 17% субъектов РФ используют эколого-этнографические материалы [21].

На самом деле, спектр вопросов ОУР необычайно широк: социально-экономическое развитие, культурное многообразие и равноправие полов, структура производства и потребления, развитие сельских и городских районов, межнациональная, межконфессиональная терпимость и взаимоуважение, охрана окружающей среды и управление природными ресурсами - просматривается социально-экономическая, социально-экологическая и социально-культурная тематика. При этом проблемы окружающей среды и рационального природопользования выдвигаются как базовые, материальные аспекты жизни современного общества [2].

Очевидно также, что образованию для устойчивого развития отводится важная роль в интеграции мирового сообщества, поскольку экологические проблемы относятся к разряду глобальных, требующих учета интересов различных стран и регионов. В настоящей работе рассматриваются такие аспекты образовательной деятельности, как формирование межкультурной толерантности, развитие навыков межкультурного общения детей разных стран на основе экологической проблематики.

Такие важнейшие понятия как экология, культура и образование, связанные в единой воспитательной деятельности на практике, дают достаточно хорошие результаты. Задачей воспитательных мероприятий является приобщение учащихся к богатству чужой культуры через последовательное усвоение знаний о родной культуре, вооружение учащихся умением критически анализировать любую информацию во избежание искаженных выводов, а также через формирование толерантного отношения к культурным различиям – все эти качества необходимы для жизни в поликультурном мире. Таким образом, активно отрабатывалось направление ОУР, которое можно обозначить как межкультурные аспекты экологического образования. Нарастание интеграционных процессов в современном мировом сообществе активизировало изучение возможностей межкультурного диалога в различных сферах жизни общества и на различных уровнях коммуникации.

Образование в интересах устойчивого развития должно строиться на применении новых подходов и методов, впитавших в себя все то позитивное, что дала традиционная система образования, но на другой методической основе, позволяющей в полной мере использовать возможности информационных технологий в сочетании с традициями, культурой и опытом местных сообществ. Необходимость изменения подхода заключается в том, что многое из того, что требуется для процесса обучения, будет происходить вне стен школ, колледжей, университетов. Это будет обучение, происходящее и в других структурах, социальных институтах и сообществах, то есть там, где мы получаем большую часть жизненного опыта (знаний).

В этой книге описывается именно опыт деятельности школьников через организацию международных и региональных проектов, инициированных не школой, а общественной организацией – Байкальским информационным центром «Грань», и активно поддержанный Ассоциацией педагогов-исследователей БГУ. Основные методические принципы, на которых базируется деятельность по рассмотрению вопросов образования для устойчивого развития требует целостного, междисциплинарного подхода. Проекты, которые предлагаются учителям и школьникам, содержат широкий спектр социальных проблем: сохранение здоровья и поддержка местных производителей продуктов питания (проект «Щи да каша - пища наша»), сохранение зеленых насаждений и углубление биологических знаний («Зеленое богатство города»), изучение этнических традиций водопользования и сохранение биоразнообразия («Вода ради жизни») и многое другое. Безусловно, это сложная задача, но другого решения проблем, стоящих перед обществом, нет. Как еще научить людей лучше понимать, что происходит с окружающей нас средой, экономикой и социумом и находить оптимальные пути решения проблем в интересах всех членов общества и природы на сегодняшний день и длительную перспективу [9].

ОУР – это призыв к переориентации политики в области образования, образовательной практики и программ. Таким образом, одна из основных целей образования в интересах устойчивого развития заключается в том, чтобы оказать педагогам помощь по включению идей и задач устойчивого развития в их собственные программы. Наши проекты используются для объяснения сути местных проблем, они связаны с регионом, в котором живут обучаемые. В этом плане проекты становятся более близкими и понятными для учеников. Такой подход предоставляет учащимся большие возможности для обсуждения и понимания социальных, политических, экономических, экологических проблем, умения лучше разбираться в бизнесе и в функционировании государств, использования опыта прошлых поколений, они учатся рассматривать проблемы с различных точек зрения.

Второй подход касается технологий, которые позволяют учащимся осознать жизненную необходимость устойчивого развития для каждого, поэтому важно стимулировать учащихся к размышлению о проблемах не только в классе, но и вне формального образования. Так, в проекте, касающемся проблемы загрязнения воды, ученики, получив задание узнать историю ближайшего водоема, в буквальном смысле вышли за стены школы и обратились к местным старожилам, своим бабушкам и дедушкам. Использование традиционного дидактического подхода, ориентированного на предоставление кратчайшим путем готовых однозначных ответов - достаточно непродуктивно, а во многом и лишено смысла. Использование же исследовательского, интерактивного подходов, в которых и преподаватель, и ученики являются непосредственными участниками процесса познания, содействует развитию внимания, аналитического и критического мышления, уважению чужой точки зрения, и, следовательно, учит быть готовым к принятию ответственных решений [19].

Следующий подход касается роли взрослого в этом процессе. Отметим, что внедрение новых образовательных технологий повышает роль и ответственность преподавателей, так как воспитание и формирование жизненных позиций возможно только при участии наставника (учителя). Хотя в последние годы учителей призывают отказаться от авторитаризма, субъект-объектные отношения остаются доминирующими в стенах российских учебных заведений. Успех ОУР может быть только в том случае, если учитель уважает мнение каждого отдельного ученика, пытается в каждом из них развить критическое мышление, сформировать «системное мышление» и «умение видеть корни проблемы», преподаватель не дает ученикам готовые ответы, а побуждает их учиться и самообразовываться.



Безусловно не все педагоги одобряют и поддерживают переориентацию на образование в интересах устойчивого развития, и не все соглашаются с тем, что ОУР значительно шире, чем экологическое или естественнонаучное образование, поскольку включает в себя значительную долю социальных и экономических проблем. Еще труднее убедить педагогов в том, что экологическое образование, дающее информацию о том, как функционирует природа и как можно ее защитить, имеет мало общего с образованием для устойчивого развития, хотя и очень тесно связано с ним. В экологическом образовании базовым причинам экологических проблем не уделяется должного внимания, так как основной упор делается на устранение «симптомов» этих проблем (вторичная переработка мусора, очистные сооружения, посадка деревьев и др.). Значительные усилия затрачиваются на то, чтобы изменить индивидуальное поведение, вместо того, чтобы изменить саму систему, которая поддерживает неустойчивость.

Таким образом, ключевым подходом ОУР является развитие критического мышления молодежи, ее способности к социальным преобразованиям. В последних исследованиях российских ученых отмечается, что экологическое образование претерпевает качественные изменения наряду с модернизацией всей системы российского образования. В этой сфере происходит медленное изменение вектора развития в сторону образования для устойчивого развития, параллельно модернизация образования касается и технологий обучения. В этом смысле активизация педагогических усилий в сфере экологического образования особенно заметна. В Республике Бурятия разрабатываются оригинальные образовательные программы, методики, инновационные образовательные структуры, создаются школы с ярко выраженным экологическим уклоном. И этот инновационный процесс происходит, несмотря на то, что экологический кризис в России не преодолен и, более того, усугубляется экономическими и политическими потрясениями [12].

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал