Территориальный орган федарльной службы государственной статистики по омской области федеральная служба государственной статистики



Скачать 440.88 Kb.
страница1/3
Дата30.04.2016
Размер440.88 Kb.
  1   2   3
c:\мои документы\наташа\работы отдела\рекомендации 2-тп (воздух)\рекомендации\чуклина_озеро3.jpg
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДАРЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
эмблема омскстата

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ


ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ








РЕКОМЕНДАЦИИ
«О порядке представления и заполнения формы

федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух)

«Сведения об охране атмосферного воздуха»
ОМСК 2013

Подготовка Рекомендаций осуществлялась специалистами Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области.


Редакционный Совет:
Е.В. Шорина – Председатель редакционного Совета
Л.В. Петрова, Т.В. Опарина, Н.А. Седова
«Рекомендации отчитывающимся субъектам «О порядке представления и заполнения формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»:/Издание/ Омскстат. - Омск, 2013 – 38 с.
Рекомендации подготовлены Омскстатом в помощь специалистам экологических, инженерно-технических, финансово-экономических служб отчитывающихся организаций.

Необходимость создания Рекомендаций обусловлена методологическими сложностями при заполнении формы статистической отчетности № 2-ТП (воздух).


Целью разработки Рекомендаций является получение полной и достоверной информации о загрязнении атмосферного воздуха хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность, о проводимых ими мероприятиях по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Это в свою очередь служит залогом повышения качества официальной статистической информации о загрязнении одного из важнейших компонентов окружающей среды – атмосферного воздуха и мероприятиях по его охране, предоставляемой органам власти, а также всем заинтересованным пользователям.
Сокращения:

тыс. руб. – тысяч рублей









ВВЕДЕНИЕ

Подготовленные Омскстатом рекомендации отчитывающимся субъектам «О порядке представления и заполнения формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» (далее Рекомендации) содержат:


- разъяснения по заполнению отдельных показателей в форме № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», заполнение которых вызывают у организаций затруднения;
- перечень отдельных нормативных документов, необходимых организациям для использования в работе по обеспечению качества первичного учета – информационной базы для формирования показателей, отражаемых в форме № 2-ТП (воздух);
- информацию о представлении отчетности в органы государственной статистики в электронном виде – как новом уровне взаимоотношений, позволяющем более рационально использовать время.

Использование специалистами экологических, инженерно-технических, финансово-экономических служб отчитывающихся организаций в своей работе Рекомендаций позволит повысить качество предоставляемой в органы государственной статистики информации в форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух), утвержденной Приказом Росстата от 09.08.2012 № 441.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него, подлежат государственному учету в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.


Порядок государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников определен Положением о государственном учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.04.200 № 373.
Основной задачей государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух является получение информации о количестве и составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видах и размерах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.


Проведение инвентаризации –

1 этап по нормированию выбросов
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, обязаны проводить инвентаризацию источников выбросов. Проведение инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу является первым этапом работ по нормированию выбросов. Работа по проведению инвентаризации источников выбросов проводится предприятием самостоятельно либо с привлечением специализированных сторонних организаций.
Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - систематизация следующих сведений:

- о наличии источников выделения и источников выбросов;

- о распределении источников выбросов загрязняющих веществ по территории;

- о качественной и количественной характеристике выбросов;

- о параметрах выбросов газовоздушной смеси из источников выбросов (аэродинамические характеристики);

- о параметрах источников выбросов (диаметре устья, высоте);

- об оснащенности источников выбросов газоочистными установками (далее - ГОУ).


Инвентаризация проводится
1 раз в 5 лет
Требования к порядку и периодичности проведения инвентаризации выбросов установлены Инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утверждена Госкомприроды СССР, 1991).

Уточнение данных ранее проведенной инвентаризации проводится в случае реконструкции, изменения технологии, технологической схемы, производительности.

В целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии со ст. 22, 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 12, 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Нормативы ПДВ разрабатываются самим предприятием или сторонней организацией по договору и оформляются в виде проекта (далее – проект нормативов ПДВ). Нормативы ПДВ устанавливаются сроком на 5 лет при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса (не организуются или не ликвидируются источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух; не применяются новые технологии, не используются другие сырье или вид топлива и т.д.)

При наличии изменений в производственном (технологическом) процессе нормативы ПДВ могут быть изменены в установленном порядке ранее, чем через 5 лет.



Содержание нормативов ПДВ и разъяснения по их оформлению представлены в Рекомендациях по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для предприятия (утверждены Госкомгидрометом СССР 28.08.1987).

В содержательной части нормативов ПДВ должно быть наличие:



  • заключения Роспотребнадзора, наличие справки Росгидромета о фоновых концентрациях и климатических характеристиках;

  • плана-графика контроля за соблюдением нормативов выбросов, на основании которого предприятие организует работы по осуществлению производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха;

  • мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (в случае установления таких мероприятий);

  • мероприятий по снижению негативного воздействия выбросов предприятия на атмосферный воздух и оценка их достаточности (план уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух) (в случае установленных для предприятия временно согласованных выбросов).

В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов устанавливаются временно согласованные выбросы (ВСВ). Устанавливаются ВСВ на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» организации выдается Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – Разрешение на выброс) при условии наличия разработанных и утвержденных нормативов ПДВ (ВСВ).


Срок действия разрешения:

5 лет - при наличии нормативов ПДВ;

не более 1 года - при наличии нормативов ВСВ
Разрешением устанавливаются перечень и количество загрязняющих веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, по каждой производственной площадке (территории), а также иные условия, соблюдение которых является обязательным для юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с п.9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 (с изм. от 04.09.2012) выбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности:
- подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;
- не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.


На территории Омской области выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, допускаются на основании РАЗРЕШЕНИЯ, ВЫДАННОГО:



Министерством природных
ресурсов и экологии
по Омской области

Юридическим лицам (их обособленным подразделениям), имеющим стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха, находящиеся на объектах, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.



Управлением Росприроднадзора
по Омской области

Юридическим лицам (их обособленным подразделениям), имеющим стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха, находящиеся на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.



В целях контроля соблюдения гражданами и юридическими лицами законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха государственными инспекторами по охране природы осуществляются проверки.

При проверке соблюдения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха государственный инспектор по охране природы в первую очередь устанавливает факт наличия оформленной и разработанной в установленном порядке необходимой документации, предусмотренной действующим законодательством.

На предприятии может быть выделена учредительная и правоустанавливающая, обосновывающая, разрешительная, организационно-распорядительная, плановая, договорная и отчетная документация.


Отчетная документация по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» по периодам разработки подразделяется:

  • годовая;

  • полугодовая (за 1-е полугодие отчетного года).

Мы рассмотрим более подробно форму с годовой периодичностью.


Форма представляется на бланках, утвержденных Приказом Росстата от 09.08.2012 № 441.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

ФОРМА № 2-ТП (ВОЗДУХ) «СВЕДЕНИЯ ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА»
Форму № 2-ТП (воздух) предоставляют:

- юридические лица;

- физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели),


Сведения предоставляются по юридическому лицу (обособленному подразделению) или индивидуальному предпринимателю:


  • с объемом разрешенного выброса более 10 тонн в год;

  • с объемом разрешенного выброса от 1 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.


имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет.
При наличии у юридического лица обособленных подразделений – форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

Если по истечению срока действия разрешение на выброс не было переоформлено, то респондент предоставляет первичные статистические данные по форме № 2-ТП (воздух), исходя из фактического выброса по тем же критериям, что и для юридических лиц (их обособленных подразделений), индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие разрешительные документы.



Отсутствие разрешения на выброс не является причиной не предоставления отчета по форме № 2-ТП (воздух).

Организации-банкроты, на которых введено конкурсное управление, не освобождаются от предоставления сведений по указанной форме. Только после вынесения определения арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о его ликвидации (п.3 ст. 149 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления сведений по указанной форме.


Нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, установленную статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, а также статьей 3 Закона Российской Федерации от 13.05.1992 № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной отчетности».
Форма предоставляется в адрес Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области в СРОК НЕ ПОЗДНЕЕ – 22 ЯНВАРЯ, по утвержденной Росстатом форме и согласно Указаниям по ее заполнению (Приказ Росстата от 09.08.2012 № 441).

В отчете отражаются данные по стационарным (организованным и неорганизованным) источникам загрязнения, характеризующие количество улавливаемых, используемых (утилизируемых) и выбрасываемых загрязняющих веществ, а также ряд других показателей.

Данные по передвижным источникам загрязнения, включая автотранспорт, в отчете не отражаются.

Количество загрязняющих веществ за отчетный период (всего, твердых, газообразных и жидких и по отдельным ингредиентам) указывают на основании инструментальных замеров и расчетов, проводимых в соответствии с методиками, утвержденными в установленном порядке. Сюда же включаются загрязняющие вещества, поступившие в атмосферу в результате аварий на трубопроводах.



РАЗДЕЛ 1

«ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ,
ИХ ОЧИСТКА И УТИЛИЗАЦИЯ»

(ЗАПОЛНЯЮТ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ)




№ стр.

Код
загрязняющего вещества

Загрязняющие
вещества

Выбрасывается без очистки

Поступило на очистные сооружения загрязняющих веществ - всего

Из поступивших
на очистку уловлено
и обезврежено

Всего выброшено в атмосферу загрязняющих веществ за отчетный год

всего

в том числе от организованных источников загрязнения

всего

из них утилизировано




А

1

Б

2

3

4

5

6

7

101

0001

Всего ( сумма строк 102+103)

гр.2 ≥ гр.3




гр. 4 ≥ гр.5

гр. 5 ≥ гр.6




гр.7 = гр.2 + (гр.4 – гр.5)

102

0002

в том числе:

твердые




















103

0004

газообразные и жидкие (сумма строк 104÷109)



















104

0330

из них:

диоксид серы





















105

0337

оксид углерода



















106

0012

оксиды азота
(в пересчете на NO2)



















107

0401

углеводороды (без летучих органических соединений)



















108

0006

летучие органические соединения (ЛОС)



















109

0005

прочие газообразные и жидкие
























Внимание! Раздел 1 по графам 2, 3, 7 должен быть увязан с данными

Разделов 2, 3, 5

В Разделе 1 по графам 2-7 строк 101-109 прослеживается движение загрязняющих веществ с момента, когда вещество отошло от стационарного источника загрязнения до выброса его в атмосферный воздух.

Загрязняющее вещество может выбрасываться как без очистки (графы 2-3), так и проходить очистку в результате поступления на специальные газоочистные и пылеулавливающие установки (графы 4-6). Общее количество загрязняющих веществ, поступивших в атмосферу (всего, твердых, газообразных и жидких, в том числе по отдельным ингредиентам) суммарно как после очистки, так и выброшенных без очистки, указывается в графе 7 «всего выброшено в атмосферу загрязняющих веществ за отчетный год».

В разделе все строки и графы увязаны между собой, поэтому необходимо строго соблюдать арифметические и логические контроли:




КОНТРОЛИ ВНУТРИ РАЗДЕЛА

1. гр.7 = гр.2 + (гр.4 – гр.5) по стр. 101 ÷ 109

  1. стр. 101 = стр. 102 + стр. 103 по гр. 2 ÷ 7

  1. стр. 103 = сумме стр. 104 ÷ 109 по гр. 2 ÷ 7

  1. гр.2 ≥ гр.3 по стр. 101 ÷ 109

  1. гр. 4 ≥ гр.5 по стр. 101 ÷ 109

  1. гр. 5 ≥ гр.6 по стр. 101 ÷ 109

  1. гр. 7 ≥ гр.2 по стр. 101 ÷ 109

  1. Если стр. 101 гр.4 = стр. 101 гр.5 = стр. 101 гр.6, то гр.4 = гр.5 = гр.6 по стр. 101 ÷ 109

КОНТРОЛИ МЕЖДУ РАЗДЕЛАМИ

  1. гр.1 (раздел 1) ≠ гр.1 (раздел 2) (коды загрязняющих веществ из 1-го раздела не должны повторяться во 2 разделе)

  1. стр. 101 гр.7 = стр. 104 гр.7 + стр. 105 гр.7 + стр. 106 гр.7 + ∑стр. 201-299 гр.2 (раздел 2)

  1. стр. 101 гр.7 (раздел 1) = стр. 301 гр.4 (раздел 3)





  • ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

    при заполнении Раздела 1

    • Не соблюдается значность показателей – должно быть три знака после запятой;




    • Неверно округляются данные (например, значение вещества 0,0005 тонн необходимо округлить до 0,001 тонны);




    • Не соблюдаются арифметические и логические контроли;




    • Неправильно отражаются данные по строкам:

    106 «оксиды азота (в пересчете на NO2) – не пересчитывается по формуле пересчета;

    107 «углеводороды (без летучих органических соединений)», 108 «летучие органические соединения» - не правильно распределяются вещества по строкам;

    109 «прочие газообразные и жидкие вещества» - в состав ошибочно включают вещество с кодом 2735 «масло минеральное нефтяное», которое относится к летучим органическим соединениям;


    • Не отражаются выбросы без очистки: в том числе от организованных источников загрязнения (графа 3) при наличии организованных источников в разделе 3 отчета (графа 2);




    • Не соблюдается увязка показателей между разделами 2,3,5.



ЕЩЕ РАЗ ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ !



  1. Показатели раздела заполняются с ТРЕМЯ ДЕСЯТИЧНЫМИ ЗНАКАМИ ПОСЛЕ ЗАПЯТОЙ;

  2. Необходимо внимательно округлять значения до тысячного знака. Даже незначительное отклонение (на 0,001 тонн) при сложении или вычитании данных по формулам контролей является арифметической ошибкой;

  3. При отражении данных:

по строке 106 «оксиды азота (в пересчете на NO2) необходимо использовать формулу для пересчета:


MNOX (в пересчете на NO2) = (MNO2 + 1,53 х MNO)

где: MNO2 – мощность выброса диоксида азота; MNO – мощность выброса оксида азота


БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ: код вещества диоксид азота – 301; код вещества оксид азота – 304

по строке 107 «углеводороды (без летучих органических соединений)» в основном включаются выбросы метана (код 410);

по строке 108 «летучие органические соединения (ЛОС)» отражаются суммарные данные по летучим органическим соединениям. Вещества, относящиеся к ЛОС, см. в издании «Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух». Санкт-Петербург, 2012.

по строке 109 «прочие газообразные и жидкие вещества» включаются загрязняющие вещества, не относящиеся к веществам по строкам 104-108.

Суммарные данные по твердым (стр. 102 гр.7), углеводородам (без летучих органических соединений) (стр. 107 гр.7), летучим органическим соединениям (стр. 108 гр.7), прочим газообразным и жидким (стр. 109 гр.7) веществам найдут свое отражение в Разделе 2 отчета с указанием кода конкретного вещества и его фактического значения за отчетный год.




  1. При наличии в организации организованных стационарных источников (раздел 3 графа 2) необходимо отразить количество отходивших от них загрязняющих веществ, выброшенных без очистки (раздел 1 графа 3).

Для правильного отражения данных по графе 3 необходимо понимать, что относится к организованным источникам загрязнения.


К организованным источникам относятся специальные устройства (трубы, аэрационные фонари, вентиляционные шахты и др.), посредством которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу.


  1. Контроли с 8 по 10 увязаны с данными Раздела 2 и 3 отчета. Более подробно увязку данных между разделами рассмотрим ниже.




  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал