Тесты для текущей аттестации вопросы для подготовки к занятиям и текущей аттестации



страница1/4
Дата24.04.2016
Размер0.51 Mb.
ТипТесты
  1   2   3   4
Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА»

Кафедра Гидрологии, метеорологии и регулирования стока

(название кафедры)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.02 Гидрология и регулирование стока

(наименование дисциплины)

основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности)



656800 Водные ресурсы и водопользованиеСпециальность 280302

«Комплексное использование и охрана водных ресурсов»

(код, наименование направления (специальности))



Москва 2011
СОДЕРЖАНИЕ

стр

  1. Выписка из ФГОС с требованиями по дисциплине ……………………………… 2

  2. Рабочая учебная программа дисциплины ……………………………………….. ..3

  3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины по видам занятий

в соответствии с рабочей программой:

3.1 Методические указания к лекциям …………………………………………… .9.

3.2 Методические указания к практическим занятиям ……………………………13


  1. Методические указания студентам по выполнению самостоятельной работы…..14

  2. Материалы для аттестации студентов

5.1 Тесты для текущей аттестации ………………………………………………….15

5.2 Вопросы для подготовки к занятиям и текущей аттестации ………………….20



  1. Глоссарий ……………………………………………………………………………...21

  2. Карта обеспеченности учебной литературой ………………………………………..29

  3. Протокол актуализации УМК ……………………………………………………….. 30



1. ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ПО НАПРАЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 656800 «Комплексное использование и охрана водных ресурсов»
В результате изучения базовой части цикла студент должен знать:

Общие закономерности гидрологических процессов; основные факторы формирования речного стока; водный баланс речного бассейна; генетические и статистические методы расчета основных характеристик годового стока и его внутригодовое распределения; питание и фазы водного и ледового режима рек, озер и болот; о речных наносах и русловых процессах; испарение с водной поверхности и суши; методы определения расчетных максимальных и минимальных расходов воды. Методы и приборы измерения уровней и глубин воды, скоростей течения, расходов воды и речных наносов.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО «Московский государственный университет природообустройства»
«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета природообустройства и водопользования


____________И.В. Корнеев
«___» _____________2011 г.

2. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

Гидрология и регулирование стока

для специальности

280302 «Комплексное использование и охрана водных ресурсов»


Кафедра гидрологии, метеорологии и регулирования стока
Программу разработали: Г.Х. Исмайылов, И.В. Прошляков


Виды учебной работы

Часов


Семестры


Общая трудоемкость

136

4

Аудиторные занятия:

Лекции


Практические занятия, семинары

Лабораторные работы


34

34



-




Самостоятельная работа

Курсовая работа (проект) (КР, КП),

Расчетно-графическая работа (РГР)

Домашнее задание (ДЗ)

Реферат (Р)


68

-






Вид итогового контроля

экзамен





Москва 2011 г

2.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью данной дисциплины является, во-первых, изучение состояния водных объектов, водных ресурсов, их запасов и распределении, включая влияние антропогенной деятельности на их режим и качество, во-вторых, способов и технических средств измерения и определения основных гидрологических характеристик водотоков и водоемов, и в-третьих, теоретических основ и методов инженерных гидрологических расчетов и применение этих методов при проектировании и эксплуатации водохозяйственных систем.

Основная задача гидрологии: дать студентам необходимые знания о факторах и закономерностях формирования речного стока; режимах рек, озер, болот; способах и технических средствах измерения и определения основных гидрологических характеристик водотоков и водоемов; теоретических основах и методах инженерных гидрологических и водохозяйственных расчетов, научить применению этих методов при проектировании и эксплуатации водохозяйственных систем.

Дисциплины, на которых основано изучение данной дисциплины, являются: инженерная геодезия, метеорология, климатология, геология и гидрогеология, математическая статистика и теория вероятностей, информатика и общая экология.

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: комплексное использование водных ресурсов, мелиорация земель, гидротехнические и природоохранные сооружения, сельскохозяйственное водоснабжение, обводнение и водоотведение, управление водохозяйственными системами, а также при работе над дипломными проектами и в последующей производственной деятельности специалиста в проектных, строительных, эксплуатационных и управленческих водохозяйственных и природоохранных организациях.



2.2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Специалист должен:

знать: закономерности и основные факторы формирования речного стока; питание и фазы водного и ледового режима рек, озер и болот; о речных наносах и русловых процессах; об организации и методах гидрологических наблюдений и исследовании;

уметь: проанализировать и оценить достоверности материалов гидрометрических измерений и гидрологической информации; освоить методы расчета основных гидрологических характеристик, параметры и режимы функционирования гидрологических систем, дать оценку годового, максимального и минимального стока, оценить основные статистические параметры кривых распределения годового, максимального и минимального стока и использование этих знаний при проектировании водохозяйственных систем;

владеть: методами составления водного и водохозяйственного балансов, оценки изменений водных ресурсов под влиянием природных и хозяйственных факторов; приемами и способами получения, обработки, анализа и использования материалов гидрометрических измерений и гидрологической информации; инженерными методами расчета основных гидрологических характеристик.


2.3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.3.1. Разделы дисциплины и виды занятий


п/п

Раздел дисциплины

Трудоемкость (час)

Лекции

Практические занятия,

семинары

Лабор.

работы

Вид самостоятельной работы*

Л

ПЗ

ЛР

Р

КП,

КР

РГР,

ДЗ

1.

Предмет и задачи дисциплины

2

-

-

2

-

-







-

2.

Речная система. Водный режим рек

2

-

-

2

-

-










3.

Гидрометрия и ее задачи. Уровни воды. Глубины воды

6

6

-

2

4

-







6

4.

Скорость течения воды.

Расходы воды



4

6

-

2

4

-







6

5.

Водная эрозия, речные наносы, русловые процессы

4

4

-

2

2

-







-

6.

Генетические и стохастические методы определения основных характеристик речного стока

6

8

-

2

4

-







8

7.

Внутригодовое распределение речного стока

6

4

-

2

4

-







5

8.

Минимальный сток рек. Максимальный сток рек

4

6

-

2

4

-







5




Итого

34

34

-

16

22

-







30

* подготовка к лекциям (Л), практическим занятиям (ПЗ), лабораторным работам (Л), подготовка реферата (Р), раздела КП, КР, РГР, ДЗ.

2.3.2. Содержание разделов дисциплины
2.3.2.1. Содержание лекционных занятий
1. Значение гидрологии для развития народного хозяйства, комплексного использования водных ресурсов и их охраны. Организация и методы гидрологических наблюдений и исследований в России. Использование информационных ресурсов и космической информации в гидрологии.

2. Гидрографические характеристики речной системы. Речной бассейн. Поверхностный и подземный водосборы. Характеристики речного бассейна. Речная долина. Русло и пойма реки. Плесы и перекаты. Продольный и поперечный профиль реки. Типы питания и фазы водного режима рек. Классификация рек по типу водного питания. Ледовый режим рек.

3. Задачи гидрометрии. Уровни воды. Размещение гидрологических постов и станций. Методика измерения уровня воды на гидрологических постах. Обработка материалов наблюдений за уровнем воды. Графики колебаний повторяемости и продолжительности уровней. Приборы для измерения глубин воды: гидрометрическая штанга, лот, эхолот. Способы измерения глубин: по поперечникам, продольникам, косым галсам. Обработка материалов по измерению глубин воды.

4. Пульсация скоростей течения в речном потоке. Живое водное сечение потока. Осредненные (местные) скорости течения. Средняя скорость на вертикали. Распределение скоростей течения в речном потоке. Методы определения скоростей в открытом потоке. Приборы для измерения скоростей течения воды: гидрометрические поплавки, вертушки, трубки, лазерные и ультразвуковые измерители скорости. Общие принципы определения расходов воды. Модель расхода водотока. Объемный метод. Метод «площадь-скорость». Способ смешения. Связь между расходами и уровнями воды. Кривые расходов воды, площадей живых сечений и средних скоростей течения.

5. Общие сведения о водной эрозии. Склоновая и русловая эрозия. Факторы, влияющие на водную эрозию. Речные наносы, их образование и характеристики. Взвешенные наносы. Мутность, распределение мутности по вертикали. Транспортирующая способность потока. Влекомые и донные наносы. Селевые потоки, их формирование и характеристики. Взаимодействие между потоком и руслом. Русловые процессы. Поперечная циркуляция. Классификация рек по устойчивости.

6. Поверхностный и подземный сток. Трансформация стока на склонах и в русле. Время добегания. Изохроны. Основные факторы, определяющие качество водных ресурсов и их связь с расходом речных вод. Генетические методы, их применение при гидрологических расчетах. Расчетные гидрологические характеристики. Эмпирические и аналитические кривые распределения вероятностей. Обеспеченность (вероятность превышения) гидрологической характеристики. Параметры аналитических кривых распределения (обеспеченности), методы их определения. Расчет норм годового стока при наличии, недостаточности и отсутствии многолетних гидрометрических наблюдений. Определение расчетных значений годового стока при наличии и отсутствии данных наблюдений.



7. Гидрограф стока. Распределение стока по сезонам года. Внутригодовое распределение стока и определяющие его факторы. Методы расчета внутригодового распределения стока при наличии и отсутствии данных наблюдений.

8. Определение минимальных расчетных расходов воды при наличии и отсутствии гидрометрических наблюдений. Факторы формирования половодья и дождевых паводков. Расчетные максимальные расходы воды. Определение максимального расхода талых вод при наличии, недостаточности и отсутствии данных наблюдений. Расчет максимальных расходов дождевых паводков. Расчет минимальных расходов воды.
2.3.2.2. Содержание практических занятий
1. Обработка измеренных уровней воды

2. Вычисление расходов воды методом «площадь-скорость»

3. Кривые расходов, площадей живых сечений, средних скоростей их применение для определения ежедневных расходов воды и стока.

4. Расчет нормы годового стока по многолетнему ряду наблюдений.

5. Определение нормы годового стока при недостаточности и отсутствии данных наблюдений.

6. Построение аналитической и эмпирической кривых обеспеченности годового стока.

7. Расчет внутригодового распределения стока.

8. Определение расчетных максимальных расходов воды. Построение расчетных гидрографов половодья и паводков.



2.3.2.3. Содержание внеаудиторных заданий

1. РГР № 1. Обработка измеренных уровней и расходов воды

2. РГР № 2. Определение расчетных характеристик годового стока и его внутригодовое распределение.

3. ДЗ № 1 Вычисление расхода воды аналитическим способам.

4. ДЗ № 2. Определение расчетных максимальных расходов воды.
2.3.2.4. Учебная практика



  1. 1. Полуинструментальная съемка участка реки; разбивка и оборудование гидрометрических створов, составление общей схемы гидрологического поста.

  2. 2. Гидрометеорологические наблюдения: измерения температуры воздуха и почвы; давления и влажности воздуха; скорости и направления ветра; осадков и испарения; обработка материалов измерений гидрометеорологических элементов.

  3. 3. Наблюдение за уровнем воды; нивелирование и высотная привязка уровнемерных устройств к реперам, наблюдение за уровнем, визуальные наблюдения; обработка материалов наблюдений и построение графика колебаний уровня воды.

  4. 4. Выбор направления гидроствора с помощью поверхностных поплавков.

  5. 5. Измерение расхода воды в реке поверхностными поплавками.

  6. 6. Измерение расхода воды в реке методом «скорость – площадь»; вычислительные работы по определению расхода аналитическим и графическими способами.

  7. 7. Нивелирование поверхности воды в реке с целью определения продольного уклона водной поверхности на исследуемом участке реки и расхода воды по формуле равномерного движения жидкости.

  8. 8. Измерение расхода взвешенных наносов: отбор проб с помощью вакуумного батометра; определение средней мутности на вертикалях; вычисление расхода взвешенных наносов аналитическим способам; отбор донных отложений.

  9. 9. Промеры глубин по поперечникам, продольникам и косым галсам; составление плана участка реки в изобатах.



2.4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.4.1. Рекомендуемая литература

а) основная:



  1. Железняков Г.В., Овчаров Е.Е. Инженерная гидрология и регулирование стока. Учебник – М.: Колос, 1993 – 464 с.

  2. Овчаров Е.Е., Захаровская Н.Н., Прошляков И.В. и др. Практикум по инженерной гидрологии и регулированию стока: Учебное пособие – М.: Колос, 1996 – 224 с.

  3. Пособие по определению расчетных гидрологических характеристик. – Л.: Гидрометеоиздат 1984 – 448 с.

б) дополнительная:

  1. Быков В.Д., Васильев А.В. Гидрометрия – Л.: Гидрометеоиздат, 1977 – 448 с.

  2. Владимиров А.М. Гидрологические расчеты.-Л.: Гидрометиздат, 1990, с. 368.

5. Евстигнеев В.М. Речной сток и гидрологические расчеты. - М.: МГУ, 1990.-304 с
2.4.2. Методическое обеспечение дисциплины

1) Железняков Г.В., Овчаров Е.Е. Инженерная гидрология и регулирование стока. Учебник – М.: Колос, 1993. 500 экз.

2) Овчаров Е.Е., Захаровская Н.Н., Прошляков И.В., Ильинич В.В., Байдакова Т.Н., Суконкин А.М. Практикум по инженерной гидрологии и регулированию стока. Учебное пособие – М.: Колос, 1996. 500 экз.
2.5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для реализации учебной программы необходимы соответствующие гидрометеорологические и гидрометрические приборы, демонстрационные модели, стенды, макеты, лотки и др. оборудование, специализированные компьютерные классы и гидрометеорологическая лаборатория.
Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению (специальности)

280302.65 «Комплексное использование и охрана водных ресурсов» (КИОВР)

280301.65 «Инженерные системы сельскохозяйственного водоснабжения, обводнения и водоотведения» (ИСВО).

Программу разработали:



  1. Зав. каф, проф. Г.Х. Исмайылов ________________




  1. Профессор И.В. Прошляков ________________

Программа рассмотрена на заседании кафедры гидрологии, метеорологии и регулирования стока МГУП, протокол №_____от «_____» _________2009г.

Заведующий кафедрой Г.Х. Исмайылов

Рабочая программа одобрена методической комиссией эколого-мелиоративного факультета протокол №_____от «_____» _________2009г.

Председатель методической комиссии ЭМФ В.Г. Ясинецкий



  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ В СООТВЕТСТВИИ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ:





  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал