Транспорт нефти



Скачать 257.75 Kb.
Дата30.04.2016
Размер257.75 Kb.
Транспорт нефти (трубопроводный)

http://www.transneft.ru/



Транспорт нефти (железнодорожный)

http://www.rbcdaily.ru/industry/562949978984420



Транспорт природного газа

http://www.gazprom.ru/about/production/transportation/



Транспорт сжиженного природного газа (СПГ)

http://gazprom-sh.nl/ru/lng/technology/shipping/






Полезные ссылки:

Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО)

http://expert.ru/expert/2012/07/pochti-kak-bam-tolko-bez-napryaga/media/126746/



Трубопроводы нефти и газа

http://www.intuit.ru/studies/courses/3475/717/lecture/21333?page=5

В систему сбора и транспортировки продукции добывающих скважин входят:

-выкидные трубопроводы от устья скважин до ГЗУ;

-коллекторы, обеспечивающие сбор продукции от ГЗУ до пунктов первой ступени сепарации ДНС или ЦПС;

-нефтепроводы для подачи газонасыщенной или разгазированной обводненной нефти или безводной нефти от пунктов сбора и ДНС до ЦПС;

-нефтепроводы для транспортирования товарной не4Ъти от ЦПС до головной НПС магистрального трубопровода:

-газопроводы для подачи нефтяного газа от установок сепарации до УПГ, КС, ЦПС, ГПЗ и собственных нужд:

-газопроводы для подачи газа от ЦПС до головной КС магистрального трубопровода.

Состав сооружений магистральных нефтепроводов

В состав магистральных нефтепроводов (МН) входят: линейные сооружения, головные и промежуточные перекачивающие насосные станции, резервуарные парки. В состав линейных сооружений входят следующие элементы: трубопровод дальнего транспорта нефти с ответвлениями и лупингами: запорная арматура: переходы через естественные и искусственные препятствия; узлы подключения нефтеперекачивающих станций (НПС); узлы пуска и приема очистных и диагностических устройств; установки электрохимической защиты от коррозии; линии электропередачи и линии связи; средства телемеханики и устройства дистанционного управления запорной арматурой: земляные амбары для аварийного выпуска нефти: пункты подогрева нефти; противопожарные средства; постоянные дороги и указатели (рис. 5.2).

Собственно трубопровод представляет собой сваренные в непрерывную нитку трубы. Обычно верхнюю образующую магистральных трубопроводов (МТ) заглубляют в грунт на глубину 0,8 м, если иная глубина заложения не диктуется особыми условиями. При прокладке МН в районах с вечномерзлыми грунтами или через болота трубы укладываются на опоры или в искусственные насыпи. Для них применяют цельнотянутые или сварные трубы диаметром 300-1220 мм. Толщина стенок труб определяется проектным давлением, которое может достигать 10 МПа. Помимо магистральных существуют промысловые, технологические и распределительные трубопроводы.

На пересечениях крупных рек трубопроводы утяжеляют грузами или бетонными покрытиями и заглубляют ниже дна реки. Кроме основной нитки перехода через реки укладывают резервную нитку того же диаметра.


состав сооружений мн


Рис. 5.2.  Состав сооружений МН

В зависимости от рельефа трассы на трубопроводе с интервалом 10-30 км устанавливают задвижки для перекрытия участков в случае аварии или ремонта.

Нефтеперекачивающие станции (НПС) располагаются по трассе с интервалом 70-150 км и оборудуются центробежными насосами с электроприводом. Подача (расход) магистральных насосов может достигать 12500 http://old.intuit.ru/img/tex/575bc51c174e0f93653e99361ae95b5d.png. Головная НПС располагается вблизи нефтяного промысла и отличается от промежуточных наличием резервуарного парка объемом, равным трехсуточной пропускной способности МН. Если длина МН превышает 800 км. его разбивают на эксплуатационные участки длиной 100-300 км. в пределах которых возможна независимая работа насосов. Промежуточные НПС, расположенные на границах эксплуатационных участков, имеют резервуарные парки объемом до 1,5-суточной пропускной способности МН.

На трубопроводах, транспортирующих высокозастывающие и высоковязкие нефти, устанавливают тепловые станции с печами подогрева. Такие трубопроводы имеют теплоизоляционное покрытие.

Затраты на строительство линейной части достигают 80% от общего объема капитальных вложений. Чем больше диаметр труб, тем больше доля стоимости труб в общей стоимости линейной части. При диаметре нефтепровода 320 мм металловложение в проект составляет 60 т/км, при диаметре 1220 мм - 420 т/км. Например, при переходе от диаметра 720 мм на диаметр 1020 мм металловложение увеличивается в 1,8 раза. Поэтому трассы нефтепроводов большого диаметра стремятся максимально спрямить. С увеличением диаметра уменьшаются удельные затраты на перекачку нефти. Примерно 20% капитальных вложений приходится на неофтеперекачивающие станции.

С увеличением рабочего давления и диаметра труб возрастает толщина стенок. При повышении давления увеличивается стоимость единицы длины нефтепровода, однако удельные эксплуатационные затраты при этом уменьшаются. Например, при перекачке нефти со средней скоростью 1,5 м/с по трубам разного диаметра удельный расход энергии (http://old.intuit.ru/img/tex/45cb8a724d59c30f0430103f9a8ff22b.png на 1000 http://old.intuit.ru/img/tex/c15f52a7572ce8a53d3dc89d0839db8f.png) составляет: диаметр 530 мм - 23,6; диаметр 720 мм - 14,8; диаметр 920 мм - 10,6.

В зависимости от прохождения трассы по равнинным участкам или через сложные естественные преграды стоимость сооружения линейной части может увеличиться в несколько раз. После определения оптимального направления трассы проводят выбор площадок для размещения НПС и уточняют на основании гидравлического расчета параметры нефтепровода.

МН подразделяются на четыре класса в зависимости от диаметра трубопровода:

I класс - диаметр свыше 1000 мм;

II класс - от 500 до 1000 мм включительно;

III класс - от 300 до 500 мм включительно;

IV класс - 300 мм и менее.

В зависимости от класса выбираются безопасные расстояния от трубопровода до строений и сооружений.

Установлены также следующие пять категорий участков трубопроводов, которые требуют обеспечения повышенных прочностных характеристик, объема неразрушающего контроля и величины испытательного давления: B, I, II, III, IV. Наиболее высокой и ответственной является категория B.

К последней категории относятся переходы диаметром 1000 мм и более через судоходные и широкие водные преграды, газопроводы внутри компрессорных, газораспределительных станций и подземных хранилищ газа (ПХГ). К участкам IV категории относятся трубопроводы, проходящие по равнинной местности в устойчивых грунтах вдали от строений и сооружений.

Вдоль трассы МТ проходит линия связи, которая имеет в основном диспетчерское назначение. Расположенные вдоль трассы станции катодной и дренажной защиты, а также протекторы защищают трубопроводы от наружной коррозии. По трассе нефтепровода могут сооружаться пункты налива нефти в железнодорожные цистерны. Допустимые радиусы изгиба трубопровода в различных плоскостях определяют из условия прочности и устойчивости положения. На трассе МН через каждые 500 м устанавливаются знаки высотой до 2 м с надписями-указателями .

Конечный пункт нефтепровода - либо сырьевой парк нефтеперерабатывающего завода, либо морская перевалочная нефтебаза, откуда нефть танкерами перевозится потребителям.
Состав сооружений магистральных газопроводов

Система доставки продукции газовых месторождений до потребителей представляет собой единую технологическую цепочку. Газ с месторождений поступает через газосборный пункт по промысловому коллектору на установку подготовки газа, где производится осушка газа, очистка от механических примесей, углекислого газа и сероводорода. Далее газ поступает на головную компрессорную станцию и в магистральный газопровод (МГ).

В состав сооружений магистрального газопровода входят следующие основные объекты (рис. 5.3):

-головные сооружения;

-компрессорные станции (КС);

-газораспределительные станции (ГРС);

-подземные хранилища газа (ПХГ);

-линейные сооружения.

схема магистрального газопровода

Рис. 5.3.  Схема магистрального газопровода

МГ в зависимости от рабочего давления подразделяются:

I класс - от 2,5 до 10 МПа включительно;

II класс - от 1,2 до 2,5 МПа включительно.

На головных сооружениях добываемый газ подготавливается к транспортировке. В первый период разработки месторождений давление газа достаточно велико, поэтому нет необходимости в использовании головной компрессорной станции. Эту станцию строят на более поздних этапах разработки газовых месторождений.

Компрессорные станции (КС) предназначены для перекачки газа от месторождений или подземных хранилищ до потребителя. Кроме того, на КС производится очистка газа от жидких и твердых примесей, а также его осушка.

Объекты КС проектируются в блочно-модульном исполнении и оборудуются центробежными нагнетателями с приводом от газотурбинных установок или электродвигателей. Газотурбинным приводом оснащено более 80% всех КС, а электроприводом — около 20%.

Газоперекачивающие агрегаты (ГПА) предназначены для сжатия природного газа, достаточного для обеспечения его транспортировки с заданными технологическими параметрами. Газоперекачивающие агрегаты размещаются в блок-контейнерах, состоящих из отсеков двигателей (приводов) и нагнетателей. Базовая сборочная единица - блок турбоагрегата и оборудование технологических систем.

Установка охлаждения газа преимущественно состоит из аппаратов воздушного охлаждения (АВО). При компримирова-нии (сжатии) газ нагревается, что приводит к увеличению его вязкости, затрат мощности на перекачку и увеличению продольных напряжений в трубопроводе. Охлаждение газа после его компримирования увеличивает производительность и устойчивость газопровода, ослабляет действие коррозионных процессов. Газ охлаждают водой и воздухом в тешюобменных аппаратах различной конструкции. Конструктивно АВО представляет собой вентилятор с диаметром лопастей до 7 м. Количество АВО определяется теплотехническими расчетами. Рабочая температура охлаждаемой среды на входе в аппарат до http://old.intuit.ru/img/tex/a3217e368c9486bac6b294b83f6feb85.png, на выходе - до http://old.intuit.ru/img/tex/c7454f1fa9b5b9769d71010378228ed5.png.

Газораспределительные станции (ГРС) сооружают в конце каждого МГ или отвода от него. Высоконапорный газ не может быть непосредственно подан потребителям. На ГРС осуществляется понижение давления газа до требуемого уровня, очистка от механических частиц и конденсата, одоризация и измерение расхода.

К линейным сооружениям относятся собственно МТ, линейные запорные устройства, узлы очистки газопровода, переходы через препятствия, станции противокоррозионной защиты, линии технологической связи, отводы от МГ и сооружения линейной эксплуатационной службы.

Линейные сооружения газопроводов отличаются от аналогичных сооружений нефтепроводовтем, что вместо линейных задвижек используются линейные шаровые краны, расстояние между которыми должно быть не более 30 км. Кроме того, для сбора выпадающего конденсата сооружаются конденсатос-борники. Большая часть газопроводов имеет диаметр от 720 до 1420 мм. Трубы и арматура рассчитаны на рабочее давление до 10 МПа.

При параллельной прокладке двух и более МГ в одном технологическом коридоре предусматривается соединение их перемычками с запорной арматурой. Перемычки размещаются на расстоянии не менее 40 км друг от друга, а также перед компрессорными станциями и после них.

Подземные хранилища газа (ПХГ) служат для компенсации неравномерности газопотребления. Использование подземных структур дляхранения газа позволяет существенно уменьшить капиталовложения в хранилища.


Классификация и состав перекачивающих станций

Магистральный нефтепровод (МН) имеет в своем составе головную нефтеперекачивающую станцию (НПС) и промежуточные НПС. Головная НПС предназначена для приема нефти с установок ее подготовки на промысле и закачки в МН. Промежуточные НПС обеспечивают поддержание в трубе напора, достаточного для дальнейшей перекачки нефти (рис. 5.4). Объекты в составе НПС подразделяются на две группы: основного (технологического) и вспомогательного назначения.

К объектам первой группы относятся: резервуарный парк; подпорная насосная; узел учета нефти с фильтрами; магистральная насосная; узел регулирования давления и предохранительные устройства; камеры пуска и приема очистных и диагностических устройств; технологические трубопроводы с запорной арматурой.

………………

технологическая схема промежуточной нпс


Рис. 5.4.  Технологическая схема промежуточной НПС

К объектам второй группы относятся: понижающая электрическая подстанция с распределительными устройствами; комплекс водоснабжения; комплекс по отводу промышленных стоков; котельная с тепловыми сетями; узел связи: лабораторный корпус; мастерские; пожарное депо; склад и т. д.

На головных НПС осуществляются следующие технологические операции: прием и учет нефти; краткосрочное хранение нефти в резервуарах; внутристанционные перекачки нефти; закачка нефти в МТ; запуск в полость трубопровода очистных и диагностических устройств.

На промежуточных НПС осуществляется увеличение напора транспортируемой нефти. При работе НПС в режиме "из насоса в насос" (конец предыдущего участка трубы МН подключен к линии всасывания насосов) промежуточные НПС не имеют резервуарных парков. В других случаях резервуарные парки имеются. На промежуточных НПС устанавливаются также системы сглаживания волн давления и защиты от гидравлических ударов.

МН разбиваются на эксплуатационные участки протяженностью до 800 км, которые соединяются друг с другом через резервуарные парки, поэтому в течение некоторого времени каждый участок может вести перекачку независимо от соседних участков. Эксплуатационные участки в свою очередь состоят из 3-5 более коротких участков, разделенных промежуточными НПС. которые работают в режиме "из насоса в насос" и гидравлически связаны друг с другом.

Для снижения затрат на сооружение НПС используется метод их блочно-модульного исполнения. Все оборудование станции входит в состав функциональных блоков, монтируется и испытывается на заводе. При этом блочно-модульные НПС могут быть открытого типа, когда насосные агрегаты размещаются под навесом на открытом воздухе.

Важным элементом НПС является узел учета нефти на потоке, который размещают на пути движения нефти из резервуара к нефтепроводу между подпорной и магистральной насосными.

Типичным элементом схемы НПС является узел приема-пуска средств очистки и диагностики внутренней полости нефтепровода. На головных НПС размещаются только камеры пуска, на промежуточных - камеры пуска и камеры приема, на конечных—только камеры приема. Каждое из средств очистки обладает своими преимуществами и недостатками. Например, эластичный шаровой разделитель обладает повышенной проходимостью, способен преодолевать сужения трубы и крутые повороты, но обладает худшими очистными свойствами по сравнению со скребками.

Для приема разделителей с предыдущего участка используют специальную камеру, в которую разделитель поступает вместе с потоком нефти. Для пуска разделителей используется другая камера, из которой разделители вместе с потоком нефти уходят на следующий участок нефтепровода.

Магистральный газопровод (МГ) в своем составе имеет головную и промежуточные компрессорные станции (КС), обеспечивающие расчетную пропускную способность трубопровода (рис. 5.5).



технологическая схема промежуточной кс с центробежными нагнетателями

………………………..




Рис. 5.5.  Технологическая схема промежуточной КС с центробежными нагнетателями

В начальный период разработки месторождений давление поступающего природного газа бывает достаточно большим, поэтому необходимость в сооружении головной КС отсутствует. Головную КС строят позднее, уже после ввода МГ в эксплуатацию.

Размещение КС по длине трассы зависит от рабочих параметров МГ. Обычно оно колеблется в пределах 80-150 км.

Головная КС предназначена для приема газа от источников (с промысла), очистки его от пыли и сероводорода, осушки, охлаждения и компримирования - сжатия до рабочего давления.

Для выполнения этих технологических операций в составе головной КС имеются следующие объекты:

-узел пылеуловителей;

-узел очистки газа от серы и сероводорода;

-узел осушки газа, состоящий из цеха низкотемпературной сепарации, холодильной станции, конденсатного парка, насосной для подачи диэтиленгликоля и др.;

-компрессорный цех: аппарат воздушного охлаждения (АВО);

-понизительная электроподстанция, если в качестве привода используются электродвигатели;

-электростанция собственных нужд, если приводом служит газотурбинная установка;

-оборотная система водоснабжения с градирней;

-пожарная система водоснабжения с водонапорной башней;

-система канализации, склады и др.

Промежуточная КС используется для очистки газа от пыли и его компримирования. В состав сооружений промежуточной КС входят:

узел подключения КС к МГ, цех очистки газа с системой маслохозяйства:

наружная обвязка центробежных нагнетателей;

компрессорный цех, оборудованный нагнетателями с приводом от газовых турбин или от электродвигателей. Цех включает в себя насосную оборотного водоснабжения, а также пункт подготовки и редуцирования топливного и пускового газа для КС, оборудованных газовыми турбинами; АВО;

электростанция собственных нужд для КС с приводом от газовых турбин;

межцеховые технологические трубопроводы газа, воды и масла:

открытое и закрытое распределительные устройства на КС с приводом от электродвигателей. ОРУ состоят из силовых понижающих трансформаторов и масляных выключателей. ЗРУ включают в себя пусковую аппаратуру электродвигателей и трансформаторы собственных нужд:

контрольно-распределительный пункт (КРП) для редуцирования газа на нужды КС.
Объекты хранения и распределения углеводородов

Классификация нефтебаз

Нефтебазами называются предприятия, состоящие из комплекса сооружений и установок, предназначенных для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов потребителям. Основное их назначение - обеспечить бесперебойное снабжение промышленности, транспорта, сельского хозяйства и других потребителей нефтепродуктами в необходимом количестве и ассортименте: сохранение качества и сокращение до минимума их потерь.

Нефтебазы представляют большую опасность в пожарном отношении. За критерий пожароопасности нефтебаз принимают суммарный объем резервуарного парка. По величине этого объема нефтебазы делят на следующие категории:

первая - объем свыше 100 http://old.intuit.ru/img/tex/8a68126bcf13496d59e2c2cf3681d747.png;

вторая - объем в пределах от 20 до 100 http://old.intuit.ru/img/tex/8a68126bcf13496d59e2c2cf3681d747.png;

третья - объем от 2 до 20 http://old.intuit.ru/img/tex/8a68126bcf13496d59e2c2cf3681d747.png.

В зависимости от категории строительными нормами устанавливаются минимально допустимые расстояния до соседних объектов. Например, расстояние от нефтебаз первой категории до жилых и общественных зданий должно быть не менее 200 м.

По принципу оперативной деятельности нефтебазы делятся на перевалочные, распределительные и перевалочно-распределительные.

Перевалочные нефтебазы предназначены для перегрузки (перевалки) нефтепродуктов с одного вида транспорта на другой. Размещают их на берегах судоходных рек и морских портов, крупных железнодорожных магистралей, промежуточных перекачивающих станций. Перевалочные нефтебазы обычно играют роль конечного пункта МН.

Распределительные нефтебазы предназначены для непродолжительного хранения нефтепродуктов и снабжения ими потребителей обслуживаемого района. Их разделяют на нефтебазы оперативного и сезонного хранения. Последние предназначены для компенсации неравномерности подачи нефтепродуктов на оперативные нефтебазы.

По номенклатуре хранения различают нефтебазы общего хранения, хранения только светлых нефтепродуктов и только темных нефтепродуктов.

К основным операциям на нефтебазах относятся:

прием нефтепродуктов;хранение нефтепродуктов в резервуарах и тарных хранилищах;

отпуск нефтепродуктов в железнодорожные и автомобильные цистерны, танкеры и по трубопроводам;

замер и учет нефтепродуктов.



Объекты нефтебаз и их размещение

Размещение объектов на территории нефтебазы должно обеспечить удобство их взаимодействия, минимальную длину технологических трубопроводов, водопроводных и тепловых сетей при соблюдении всех противопожарных требований. В общем случае территория нефтебазы разделена на семь зон:



-железнодорожных операций;

-водных операций;

-хранения нефтепродуктов;

-оперативная зона;

-очистных сооружений;

-вспомогательных сооружений;

-административно-хозяйственная зона.

В зоне железнодорожных операций размещаются сооружения для приема и отпуска нефтепродуктов по железной дороге. Основные объекты этой зоны: сливо-наливные эстакады для приема и отпуска нефтепродуктов; насосные станции для перекачки нефтепродуктов из вагонов-цистерн в резервуары и обратно; лаборатории для проведения анализов нефтепродуктов. Из возможных схем налива нефтепродуктов в железнодорожные цистерны наиболее предпочтительным является герметичный налив, при котором используется герметизирующая крышка и линия отвода и улавливания паровоздушной смеси.

Слив железнодорожных цистерн производится принудительно или сифоном через их горловину (верхний слив), а также принудительно или самотечно через сливной прибор, расположенный снизу цистерны (нижний слив).

В зоне водных операций сосредоточены сооружения для приема и отпуска нефтепродуктов танкерами и баржами. К ним относятся: нефтегавани; причалы и пирсы для швартовки нефтеналивных судов; стационарные и плавучие насосные. Для предотвращения растекания по воде нефтепродуктов, попавших на поверхность воды, акватория нефтегавани отделяется от остального водного пространства плавучими боновыми ограждениями. Для швартовки нефтеналивных судов служат причалы, расположенные параллельно берегу, и пирсы, расположенные под некоторым углом к берегу.

Соединение трубопроводов нефтебаз с нефтеналивными судами осуществляется либо с помощью гибких прорезиненных рукавов (шлангов), либо с помощью шарнирно-сочлененных трубопроводов (стендеров). Диаметр стендеров достигает 500 мм, а рабочее давление в них - 1,6 МПа. Стендеры более надежны, чем шланги, и обеспечивают более высокую производительность операций слива-налива.

В зоне хранения нефтепродуктов размещаются: резервуарные парки для светлых и темных нефтепродуктов: резервуары малой вместимости для отпуска небольших партий нефтепродуктов (мерники); обвалование - ограждения вокруг резервуарных парков, препятствующие розливу нефтепродуктов при повреждении резервуаров.

В зоне очистных сооружений сосредоточены объекты, предназначенные для очистки нефтесодержащих вод от нефтепродуктов: нефтеловушки; флотаторы; пруды-отстойники; иловые площадки; шламонакопители; береговые станции по очистке балластных вод; насосные.

Набор перечисленных зон и объектов зависит от категории нефтебазы, назначения и характера проводимых операций.

Довольно широкое распространение получил способ подземного хранения нефти и нефтепродуктов. Различают следующие типы подземных хранилищ:

в отработанных залежах углеводородов;

хранилища, сооружаемые в отложениях каменной соли (галите);

хранилища в пластичных породах, сооружаемые методом глубинных взрывов;

шахтные и льдогрунтовые хранилища.
Резервуары и их оборудование

Резервуары являются основными сооружениями нефтебаз. По материалу, из которого они изготовлены, различают металлические, железобетонные, резинотканевые и сооружаемые в горных выработках. Для обеспечения сохранности качества и количества нефтепродуктов разработано большое количество различных конструкций. Современные стальные резервуары подразделяются на вертикальные цилиндрические, горизонтальные (цистерны), каплевидные, сферические и др.

Для хранения больших объемов нефти наиболее распространенными являются вертикальные резервуары (типа РВС). Их цилиндрический корпус сварен из стальных листов толщиной от 4 до 25 мм, а кровля имеет коническую форму. Один горизонтальный ряд сваренных между собой листов называется поясом резервуара. Нижние пояса испытывают большую гидростатическую нагрузку, чем верхние пояса, поэтому они выполняются из более толстых стальных листов.

Щитовая кровля больших резервуаров опирается на фермы и на центральную стойку. Сварное днище располагается на песчаной подушке, обработанной битумом, и имеет уклон от центра к периферии. Этим обеспечивается более полное удаление подтоварной воды.

Резервуары типа РВС сооружаются объемом от 100 до 50000 http://old.intuit.ru/img/tex/4da20b3599bd2ea1f7feea09172d9cb3.png и рассчитаны на избыточное давление 2 кПа и вакуум 0,2 кПа. Для сокращения потерь нефти от испарения вертикальные резервуары оснащают понтонами или плавающими крышами.

Резервуары с плавающей крышей (РВСПК) не имеют стационарной кровли. Роль крыши у них выполняет плавающий на поверхности нефти стальной диск. Дисковые однослойные крыши менее металлоемки, но при появлении течи такие крыши тонут. Двухслойные крыши - это пустотелые короба, разделенные перегородками на отсеки, обеспечивающие плавучесть. Диаметр крыш на 100-400 мм меньше диаметра резервуара. Кольцевое пространство герметизируется с помощью уплотняющих затворов. В крайнем нижнем положении плавающая крыша опирается на опорные стойки высотой 1,8 м, что позволяет рабочим проникать внутрь резервуара и выполнять необходимые работы.

Горизонтальные стальные цилиндрические резервуары (тип РГС) в отличие от вертикальных изготавливают на заводе и поставляют в готовом виде. Их объем составляет от 3 до 100 http://old.intuit.ru/img/tex/4da20b3599bd2ea1f7feea09172d9cb3.png. В системе МН такие резервуары используют для сбора утечек.

Каплевидные резервуары применяют для хранения легко-испаряющихся нефтепродуктов с высокой упругостью паров. Оболочке резервуара придают очертания капли жидкости, свободно лежащей на несмачиваемой плоскости и находящейся под действием сил поверхностного натяжения. Благодаря такой форме все элементы корпуса испытывают примерно одинаковые напряжения. Эта особенность обеспечивает минимальный расход стали на изготовление резервуара.

На резервуарах устанавливается следующее оборудование (рис. 5.6):

обеспечивающее надежную работу и снижение потерь нефтепродуктов;

для обслуживания и ремонта;

противопожарное, для контроля и сигнализации.

К оборудованию первой группы относится:

дыхательная арматура;

приемо-раздаточные патрубки с хлопушками;

средства защиты от внутренней коррозии;

оборудование для подогрева нефти.

Назначение дыхательной арматуры состоит в следующем. При заполнении резервуаров или повышении температуры в газовом пространстве давление в них возрастает. Во избежание разрыва резервуаров на них устанавливаются дыхательные и предохранительные клапаны. Первые открываются, как только избыточное давление в газовом пространстве достигнет 2000 Па, предел срабатывания вторых - на 5% выше, они страхуют дыхательные клапаны.



схема расположения оборудования вертикального резервуара

Рис. 5.6.  Схема расположения оборудования вертикального резервуара

Дыхательная арматура защищает резервуары и от смятия при снижении давления в период опорожнения или при уменьшении температуры в газовом пространстве. При достижении определенной величины вакуума дыхательные клапаны открываются, и в газовое пространство резервуаров поступает атмосферный воздух.

Приемо-раздаточные патрубки служат для приема и откачки нефти из резервуаров. Их количество зависит от производительности закачки-выкачки нефтепродуктов.

Сифонный кран устанавливается в первом поясе резервуара на высоте 350 мм от дна и служит для удаления воды из резервуара.

Протекторная защита предотвращает внутреннюю коррозию днища и первого пояса резервуаров. Ее сущность заключается в создании коррозионной пары "сталь-протектор", в которой разрушается протектор, а не сталь днища или стенки.

Люки-лазы размещаются в первом поясе и служат для проникновения рабочих внутрь резервуара. Кроме того, на крыше резервуара монтируются люк замерный и люки световые.

Система размыва и предотвращения накопления донных отложений представляет собой группу веерных сопел. Скорость истечения нефти из сопла такова, что обеспечивает срыв частиц осадка и их взвешивание.
Хранение и распределение газа

Расходование газа промышленными и коммунально-бытовыми потребителями является неравномерным и колеблется в течение суток, месяца и года. Газ по магистральному газопроводу подается равномерно, исходя из среднечасового расхода, поэтому в одни периоды времени возникает его нехватка, а в другие появляется избыток газа.

Для надежного газоснабжения потребителей избыток газа аккумулируют для того, чтобы выдавать его в газовую сеть в периоды пикового газопотребления.

Для компенсации неравномерности потребления газа в течение суток используют его аккумулирование на последнем участке магистрального газопровода. Увеличивая противодавление в конце газопровода в периоды пониженного газопотребления, газ накапливают в трубопроводе, не прекращая его перекачки.

Для компенсации суточной неравномерности потребления газа используют газгольдеры высокого и низкого давления. Газгольдеры - это сосуды большого объема, предназначенные для хранения газа под давлением.

Газгольдеры низкого давления (4000 Па) бывают мокрыми и сухими. Мокрые газгольдеры состоят из двух частей - вертикального цилиндрического резервуара, заполненного водой (неподвижная часть), и колокола, помещенного внутри резервуара, и представляющего собой цилиндр, открытый снизу (подвижная часть). При закачке газа давление под колоколом возрастает, и вода частично вытесняется в кольцевое пространство между резервуаром и колоколом. При дальнейшем возрастании давления колокол перемещается вверх, освобождая объем для новых количеств газа. При опорожнении газгольдера колокол опускается. На газгольдерах большого объема (свыше 6000 м3) подвижную часть разбивают на несколько секций, которые телескопически вкладываются друт в друга.

Газгольдеры низкого давления обладают низкой аккумулирующей способностью.

Газгольдеры высокого давления имеют неизменный геометрический объем, в котором помещается большое количество газа благодаря высокому рабочему давлению. Газгольдеры высокого давления бывают цилиндрическими и сферическими. Цилиндрические газгольдеры имеют объем до 270 http://old.intuit.ru/img/tex/4da20b3599bd2ea1f7feea09172d9cb3.png и рассчитаны на давление до 2 МПа. Толщина их стенки может достигать 30 мм.

Сферические газгольдеры имеют объем до 4000 http://old.intuit.ru/img/tex/4da20b3599bd2ea1f7feea09172d9cb3.png и толщину стенки до 34 мм. Монтируют их из отдельных лепестков, а также из верхнего и нижнего днищ, имеющих форму шарового сегмента. Опоры выполняют в виде цилиндрического стакана из железобетона.

С ростом объема потребления нефти и газа потребовались хранилища вместимостью в миллионы кубических метров. Обеспечить хранение таких количеств несрти и газа могут только подземные хранилища, создаваемые в горных породах. Держать топливо глубоко под землей позволяет продлить срок годности нефтепродуктов и практически свести к нулю выбросы в атмосферу летучих углеводородов.

Существуют два типа подземных хранилищ газа (ПХГ): в искусственных выработках и в пористых пластах. Первый тип хранилищ в отложениях каменной соли получает все более широкое распространение. Прежде бурится скважина, в которую закачивается вода, обеспечивающая растворение соли и вынос ее на поверхность. Таким образом получается искусственно созданный подземный резервуар высотой до 300 м и диаметром до 100 м. ПХГ в отложениях каменной соли обладают рядом преимуществ: абсолютно герметичны; в любой момент готовы к закачке и отбору голубого топлива. Последнее обстоятельство важно для регулирования газопотребления в пиковый период. К тому же впечатляет их производительность: одна скважина ПХГ в каменной соли заменяет 20 скважин ПХГ в пористых пластах.

Широко используется второй тип хранилищ: в водоносных пластах и в истощенных нефтегазовых месторождениях.

Оптимальная глубина, на которой создаются ПХГ, составляет от 500 до 800 м. Подземное хранилище заполняют газом несколько лет, закачивая в каждом сезоне больший объем газа, чем тот. который отбирается.

Для распределения газа в населенных пунктах служат газораспределительные сети, в которые газ поступает через газораспределительные станции. Газопроводы систем газоснабжения бывают высокого давления (0,3—1,2 МПа), среднего и низкого (менее 0,005 МПа) давления.

В зависимости от числа ступеней понижения давления в газопроводах системы газоснабжения бывают одно-, двух- и трехступенчатые.

Газопроводы низкого давления используются для газоснабжения жилых домов и коммунально-бытовых предприятий. Газопроводы среднего и высокого давления предназначены для подачи газа в газопроводы низкого давления и для газоснабжения промышленных предприятий.


Автозаправочные и газонаполнительные станции

В XX в. планета покрылась инфраструктурой автозаправочных станций (АЗС), бензовозов и дорог. В настоящее время нефтяное моторное топливо является наиболее массовым видом нефтепродуктов.

В России и странах СНГ первоклассные заправки появились только на пороге XXI в. Это было торжество недавно разрешенного частного предпринимательства и частной собственности. Сегодня автозаправочные комплексы - это визитные карточки компаний, где можно не только заправить машину, но и произвести мелкий ремонт. Заправки венчают труд тысяч людей: геологов, бурильщиков, операторов по добыче и переработке нефти.

Стационарные АЗС (рис. 5.7) сооружаются по типовым проектам на 300, 500, 750 и 1ООО заправок в сутки из расчета одна заправка - это 50 л топлива. В состав АЗС входят:

подземные резервуары для хранения нефтепродуктов;

топливо- и маслораздаточные колонки;

………………………
принципиальная схема азс


Рис. 5.7.  Принципиальная схема АЗС

Нефтепродукты доставляются на АЗС с помощью автоцистерн и сливаются через сливное устройство в резервуар для топлива. Отпуск нефтепродукта потребителям производится с помощью топливораздаточной колонки, связанной с резервуаром трубопроводом, на котором смонтирован угловой предохранитель. "Дыхание резервуаров" осуществляется через специальный клапан.

Сливное устройство предназначено для слива нефтепродуктов в резервуар под уровень находящейся в нем жидкости и состоит из ниппеля, фильтра и сливного трубопровода. Ниппель с рукавом автоцистерны соединяется с помощью специальной быстроразъемной муфты. На АЗС используются горизонтальные и вертикальные резервуары емкостью до 50 http://old.intuit.ru/img/tex/4da20b3599bd2ea1f7feea09172d9cb3.png с толщиной стенки до 4 мм. Резервуары рассчитаны на избыточное давление 0,7 МПа и вакуум - 1000 Па.

Для соединения раздаточных колонок с резервуаром предназначено всасывающее устройство, состоящее из приемного клапана, предотвращающего слив жидкости в резервуар после отключения раздаточной колонки, и углового предохранителя, предотвращающего с помощью латунной сетки распространение пламени по всасывающему трубопроводу.

Топливо-раздаточные колонки предназначены для заправки машин с одновременным замером количества выданного горючего или масла. Все колонки имеют в своем составе насос, счетчик, фильтр, раздаточный рукав и раздаточный кран. Производительность насосов колонок может достигать 70 л/мин. Раздаточный кран служит для быстрого отсечения струи горючего при достижении его предельного уровня в баке автомобиля, чтобы предотвратить перелив.

В качестве моторного топлива все шире начинает применяться компримированный природный газ (КПГ), что обусловлено экологической безопасностью и относительно небольшой ценой газа. При этом один кубометр газа заменяет один литр бензина, а содержание вредных веществ в выхлопах автомобилей в пять раз меньше.

Для заправки автомобилей КПГ служат автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС). Поступающий от газопровода газ очищается от механических примесей в блоке сетчатых фильтров, которые задерживают частицы размером более 15 мкм. Затем через расходомер газ поступает в блок компрессорных установок, где он сжимается до 25 МПа.

Газомоторное топливо должно быть сухим, поскольку пары воды уменьшают его теплотворную способность. Блок осушки КПГ включает в себя два адсорбера, заполненных цеолитом.



Осушенный газ направляется в блок аккумуляторов, объем каждого из которых составляет 9 http://old.intuit.ru/img/tex/4da20b3599bd2ea1f7feea09172d9cb3.png. Аккумуляторы позволяют не менять режим работы компрессоров при изменении числа заправляемых автомобилей. Из аккумуляторов газ подается в блок раздачи. Шланг раздаточной колонки присоединяют к газобаллонной установке автомобиля и плотно затягивают гайку на наконечнике шланга. Манометр на колонке показывает давление газа в баллонах автомобиля — по достижении 20 МПа выдача газа прекращается.

В 2008 г. мировой парк автомобилей, работающих на природном газе, превысил 8 млн единиц, что составляет примерно 1% от общего количества эксплуатируемых на глобальном рынке транспортных средств. При этом число ЛГИ КС превысило 12 тыс., а учтенное потребление компримированного метана - 15 млрд http://old.intuit.ru/img/tex/4da20b3599bd2ea1f7feea09172d9cb3.png. В целом ряде стран перевод автомобилей на метан сопровождается снижением налогов и акцизов, льготным кредитованием. В 2007 году Европейский деловой конгресс принял решение о подготовке проекта "Голубой коридор", который предусматривает организацию международных перевозок с преимущественным использованием КПГ в качестве моторного топлива.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал