Учебные пособия для школьников (5-9 кл.), практикумы (рабочие тетради), а также методические рекомендации для учителя



страница1/7
Дата24.04.2016
Размер0.85 Mb.
ТипУчебные пособия
  1   2   3   4   5   6   7

образовательная модель «экология в системе культуры»



В.А. Самкова





Интегрированный курс

«Экология»


для учащихся 5—9 классов основной школы
Концепция  Программа  Тематическое планирование

2011

Самкова, В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. — М. : Академкнига/учебник, 2011. — 46 с.
Программа курса входит в учебно-методический комплекс (УМК) для 5-9 классов основной школы, разработанный в соответствии с образовательной моделью «Экология в системе культуры». УМК включает учебные пособия для школьников (5-9 кл.), практикумы (рабочие тетради), а также методические рекомендации для учителя 1. УМК может быть использован при преподавании курса «Экология», на уроках биологии, географии, обществознания, а также для организации внеклассной работы, занятий профильных клубов, кружков в системе дополнительного образования.

В данную брошюру включены концепция, программа, тематическое планирование интегрированного курса «Экология», варианты его использования в образовательном процессе школы, требования к экологической подготовке учащихся. Программа разработана с учетом требований ФГОС основной школы (2011) и согласована с примерными программами основных учебных предметов. В Приложении дана анкета для педагогов-экспериментаторов, позволяющая оценить эффективность и качество учебных пособий, входящих в УМК.


© Издательство «Академкнига/учебник», 2011

© Самкова В.А., 2011

Содержание


Введение

4

I. Концепция интегрированного курса «Экология» для учащихся 5—9 классов основной общеобразовательной школы

5

1. Приоритетные цели и задачи курса

8

2. Системообразующие идеи, принципы и понятия курса


12

II. Программа и варианты использования УМК в образовательном процессе школы

15

1. Варианты использования УМК «Экология в системе культуры» в образовательном процессе

16

2. Тематическое планирование курса

18

3. Требования к подготовке учащихся

21

4. Программа

24

5 класс. Введение в экологию: Живая планета

24

6 класс. Экология: Природа. Человек. Культура

27

7 класс. Экология: Среды жизни на планете

31

8 класс. Экология: Экосистемы и человек

34

9 класс. Экология: Город, в котором мы живем


36

Приложение. Анкета «Оценка учебных пособий , входящих в УМК «Экология 5—9», учителем-экспериментатором»

42



Введение

Еще сто лет назад выдающийся философ и психолог Уильям Джеймс писал, что «Я» человека состоит не только из его физических и душевных качеств, но включает и одежду, и дом, и семью, и друзей, и результаты его труда — в общем, все то, к чему человек неравнодушен и за что он чувствует себя ответственным. Чем больше вокруг таких вещей, к которым человек причастен и привязан, чем больше в окружающем мире происходит событий, за которые он осознает свою ответственность и которые вызывают в нем глубокие переживания, тем богаче его духовная жизнь.

Через осознание собственного «Я», своего места в этом мире, через осознание многообразных взаимосвязей с окружающим миром человек приходит к пониманию законов всеобщего единства и необходимости сохранения природного равновесия. Изменения, происходящие в окружающем мире, влияют на человека. Разрушая природу или равнодушно наблюдая, как ее разрушают другие, человек, тем самым разрушает свое духовное и физическое «Я». Человек — часть природы, но как носитель разума, именно он несет ответственность за свои действия по отношению к природе.

Уникальность экологического образования заключается именно в его мировоззренческой функции, в том, что в его рамках формируется новый, экоцентрический тип сознания, когда человек не только знает, но и мыслит, и поступает, исходя из принципов экологической целесообразности2. При этом очень важно, чтобы все экологические законы, принципы, правила и предписания были соизмеримы с возможностями принятия решения каждым конкретным человеком. Только в этом случае экологические проблемы становятся личностно значимыми.

Но как построить образовательный процесс таким образом, чтобы школьник соотносил полученные знания и навыки с собственными проблемами, интересами, задачами как на личном, так и на общественном уровне? Как должно строиться преподавание экологии, чтобы абстрактные понятия стали «рабочими» и помогали воплощать экологические принципы в реальной жизни?

Известный афоризм «У любой проблемы всегда есть легкое решение — ясное, приемлемое и… неверное» в значительной степени относится и к проблеме школьного экологического образования. На первый взгляд, она решалась достаточно логично: был разработан ряд документов, в том числе Концепция общего среднего экологического образования (ИОСО РАО, 1994), проект стандарта образовательной области «Экология» (1998); предмет «экология» был введен в федеральный базисный учебный план. Однако затем и образовательная область, и предмет были исключены и из стандартов, и из федерального базисного учебного плана на долгие годы. И вот предполагается вновь ввести экологию в учебные планы: в соответствии с проектом ФГОС среднего (полного) общего образования экология отнесена к числу учебных предметов, выбираемых обучающимися из предметной области «Естествознание».

Предлагаемая вниманию педагогов концепция интегрированного курса «Экология» и разработанный на ее основе учебно-методический комплект для основной школы (5—9 классы) — один из вариантов разработки содержания и структуры экологического образования на этапе основной школы. В таком контексте данный курс может рассматриваться как пропедевтический по отношению к курсу, изучаемому в 10—11 классах, на завершающем этапе школьного обучения.

Авторы надеются, что вошедшие в комплект материалы будут полезны не только учителям, преподающим дисциплины естественного, но и гуманитарного цикла, а также педагогам системы дополнительного образования.


I. Концепция интегрированного курса «Экология» для учащихся

5—9 классов основной общеобразовательной школы

Если человек, по самой своей сущности и природному назначению, хочет образовываться именно как человек, как цельная человеческая личность, то его воспитание и обручение должны охватывать, включать в себя все звенья целостного космоземного единства. Нельзя ограничиться изолированным, разрозненным изучением только природы, или общества, или космоса, или человека.



Б.Т. Лихачев. Философия воспитания
Сегодня вряд ли можно говорить не только о существовании некой универсальной системы экологического образования, но и о принятии единых концептуальных подходов к ее разработке, к определению конечных результатов, выраженных в виде требований к подготовке учащихся в данной области. Стремительно нарастающее в последние годы число программ, учебных и методических пособий — объективное явление, которое отражает поисковый характер экологизации образовательного процесса.

Однако, углубляясь в научные и практические изыскания, связанные с решением данной проблемы, мы не должны забывать о том, что основа учебно-воспитательного процесса — это, прежде всего, усвоение школьниками содержания системы учебных предметов. Каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или иной «высокой» формы общественного сознания — науки, искусства, нравственности, права — в плоскость усвоения3. Основу учебного предмета составляет его программа — систематическое и иерархическое описание тех знаний, умений, ценностей, которыми должен овладеть учащийся. Указывая состав компонентов содержания и их связи, программа тем самым проектирует тот тип мышления, который формируется у школьников при усвоении предлагаемого им учебного материала. Поэтому разработка программы, определение содержания того или иного базового или элективного курса, в том числе и экологической направленности, представляет собой не частнометодический вопрос, а центральную комплексную проблему всей системы образования.

Какие же основные черты характеризуют реальное состояние экологического образования в современной школе?

В основе школьного экологического образования, которое, конечно же, не должно сводиться только к преподаванию предмета экология, лежат разнообразные программы. Условно их можно разделить на четыре группы:



  • программы экологизированных базовых учебных курсов: биология с основами экологии, химия с основами экологии, физика и окружающая среда и т.д.;

  • программы интегрированных курсов, содержание которых раскрывает общие основы экологии;

  • программы факультативных и элективных курсов (модулей), отражающих различные направления современной экологии: агроэкология, экология города, глобальная экология и т.д.;

  • образовательно-воспитательные программы полевых и лабораторных экологических практикумов, комплексных учебно-исследовательских проектов.

Как показывает анализ содержания опубликованных в различных учебно-методических изданиях программ, большинство из них имеет преимущественно обучающий характер. Основная цель их преподавания заключается, как правило, в «углублении» и «расширении» экологических знаний. Такой подход ни в коей мере не умаляет достоинств этих программ. Однако анализ данной ситуации позволяет сделать два важных вывода:

  • программы экологического характера продолжают оставаться наиболее специализированными, а интегрированные подходы не дают планируемого в соответствии с целью экологического образования результата;

  • наиболее значимое содержание программ является в то же время наиболее абстрактным и отдаленным от реалий повседневной жизни.

В настоящее время возникла объективная необходимость создания интегрированных программ экологического содержания, построенных в логике единства целей обучения и воспитания. Такой подход позволяет усилить мотивацию изучения экологии, обеспечивает взаимосвязь теоретического и практического уровней познания и деятельности. Целью обучения в данном случае является усвоение систематизированных экологических знаний и умений, формирование научных основ общей экологической культуры. Воспитательная цель представляет собой выражение потребностей общества в личности, органично сочетающей в себе экологически развитые сознание, эмоционально-психическую сферу и владение навыками научно обоснованной практической деятельности4.

Если обратиться к опыту и терминологии высшей школы, то речь в данном случае идет о разработке программ практических курсов, в основе которых лежит овладение учащимися различными видами деятельности экологического характера, в отличие от преобладающих в практике школы курсов теоретических, о чем уже было сказано выше.

Еще одним существенным признаком, характеризующим состояние экологического образования в школе, является его дискретность. Несмотря на то, что ни у кого из педагогов — и теоретиков, и практиков — не вызывает сомнения важность разработки и внедрения системы непрерывного экологического образования, в реальной ситуации экологизация образовательного процесса организуется на основе разрозненных курсов, модулей, блоков. Об этом говорят и названия методических изданий, в которых публикуются программы — это в основном «сборники». На сегодняшний день школьное экологическое образование в большинстве случаев может быть охарактеризовано как эпизодическое, фрагментарное, состоящее из отдельных, слабо взаимосвязанных частей. Эта проблема становится еще более масштабной при нынешней трактовке понятия «непрерывное образование», как системы, где «основной ствол» образования (дошкольное образование—начальная школа—средняя школа—высшая школа—повышение квалификации) составляет единое целое со всеми параллельными образовательными структурами, т.е. с неформальным и внеформальным образованием5.

Кратко охарактеризуем три составляющих системы непрерывного образования:



  • формальное образованиеего содержание определяется руководством образования; усвоение этого содержания является обязанностью обучающихся, а результаты систематически оцениваются;

  • неформальное образование редко имеет обязательный характер — оно в основном факультативно, организуется школой, детскими и молодежными организациями, самими учащимися в сотрудничестве с родителями, культурными сообществами (кружки, соревнования, фестивали, экскурсии, классы в природе, дома творчества и т.д.); содержание, методы, формы, длительность занятий детерминированы менее жестко и исходят в основном из желаний учащихся и возможностей педагогов;

  • внеформальное образование характеризуется нерегулярностью, разными источниками информации (СМИ, семья, сверстники и т.д.); однако его влияние постоянно растет и многие специалисты даже убеждены в его большем влиянии на личность человека, чем формального образования.

Речь идет, таким образом, о необходимости создания особой образовательной среды, единого образовательного пространства, в которое человек попадает с рождения. Это пространство объединяет структуры всех типов образования и придает им равноправный статус, что отсутствует в настоящее время. При этом главное место в экологическом образовании должно занять содержание, направленное на воспитание определенных черт личности, формирование системы ценностей, развитие метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий).

Таким образом, проблема разработки программ, которые, во-первых, были бы направлены на приобщение школьников к культурному опыту человечества, отражающему взаимоотношения человека, общества и природы, а во-вторых, позволяли бы на основе интегративного содержания предмета «экология» формировать систему универсальных учебных действий, приобретает в настоящее время особую актуальность.


1. Приоритетные цели и задачи курса

Современное образование, представляя собой наиболее массовую социальную систему, является вместе с тем одной из самых консервативных систем. Уже не одно десятилетие оно в своем глобальном измерении не удовлетворяет потребностей социальной жизни, продолжая транслировать в будущее культуру, знания и ценности индустриально-потребительского общества, способствуя приближению глобальной экологической катастрофы. Ее предотвращение требует поисков новых моделей образования, разработка которых должна основываться на нетрадиционной цивилизационно-образовательной парадигме6.

Возможность решения проблемы приближающегося кризиса через реформу образовательной системы впервые прозвучала в седьмом докладе Римского клуба “Нет пределов обучаемости”. Обучение должно быть “предвосхищающим” вместо нынешнего “запаздывающего”, идущего по следам действительности, неспособного догнать ее, лишь адаптирующего человека к уже свершившемуся. “Нужно учиться строить будущее”, — с этим основным положением доклада связано также и требование активного участия обучаемых в учебном процессе, организации диалога, двусторонней связи, уничтожения границ между обучаемым и обучающим. Только таким образом, по мнению авторов доклада, может быть выполнен социальный заказ — воспитание людей, способных на введение новшеств, понимание и решение глобальных проблем.

В связи с этим изменяется и традиционная иерархия в триаде целей образования7:



autoshape 4
Как видно из приведенной схемы, в соответствии с новой иерархией целей первостепенное значение придается формированию ценностей как основы и фундамента всякой культуры, а также развитию компетенций. При этом знания и ценности перестают противоречить друг другу. Более того, проявление компетенции (от лат. competere — соответствовать) может рассматриваться как применение знаний в соответствии с усвоенными, перешедшими в разряд личных, ценностями — ценностными ориентациями. Экологическая компетентность — необходимое достояние человека, действенная предпосылка для предотвращения экологически безнравственных поступков. Путь к экологической компетентности — придание экологическим правилам нормы поведения. Соблюдение последних — требование к каждому человеку, начиная с детства и кончая старостью.

Экология является уникальной областью человеческого знания в силу того, что экологическое знание само по себе уже имеет ценностный характер. В таком контексте экологизация выступает как транслирование в содержание школьного образования экологического (постнеклассического) стиля мышления, а не фактов, относящихся к объектной области экологии как науки8. С методологической точки зрения экологическое образование занимает лидирующее положение среди других образовательных областей в плане его соответствия целям и ценностям человечества и может быть названо наиболее современным.

По мнению специалистов, почти все неблагоприятные стороны современной экологической ситуации обязаны свои появлением так называемому «деятельному экологическому невежеству»9. Логичным будет предположение, что выход из данной ситуации может быть найден в противоположном явлении, которое, следуя аналогии, мы охарактеризуем как «деятельную экологическую образованность», представляющую собой в самых общих чертах синтез знаний, ценностей и практической деятельности. Формирование такой позиции может рассматриваться как цель экологического образования. Говоря научным языком, «стратегической целью экологического образования является воспитание экологической ответственности как меры свободы человека в условиях экологической необходимости» 10.

Цель экологического образования требует уточнения и конкретизации в соответствии с основными этапами обучения. Так, на уровне начального образования (1—4 классы) педагогическая деятельность направлена на формирование у ребенка элементарных научных и образных представлений о взаимосвязях человека и окружающей его среды; освоение младшим школьником нравственных ограничений и предписаний по отношению к окружающей его среде; приобретение начального опыта экологически грамотного взаимодействия с природной средой.



Основная школа (5—9 классы) — это этап становления экологической культуры как культуры разумного потребления, здорового образа жизни и деятельности, основанной на соблюдении экологического императива, на понимании опасности потери природной средой жизнеобеспечивающих качеств.

На уровне полной средней школы (10—11 классы) формируется экологическая ответственность личности; происходит усвоение системных знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней; наиболее полно осознается сущность экологических проблем современности и необходимость устойчивого развития современной цивилизации11.

Определяя приоритетную цель курса «Экология», авторы исходили из положения о том, что в основе жизнедеятельности человека лежат два фундаментальных отношения: отношение человека к человеку и отношение человека к природе. Под отношением в данном случае понимаются сознательные, избирательные связи человека (конкретно — школьника) с объектами и явлениями окружающей его среды. Осознать отношение —значит прочувствовать, осмыслить, ощутить в действии связь своего “Я” и объекта действительности. Установить отношение — значит принять, понять, оценить эту связь, осознавая личностный смысл ее для жизни «Я» 12. Сущность человека характеризуется его отношением к людям. Именно социальные связи ответственны за формирование важнейших человеческих качеств, включая речь, мышление, нравственность. Включение в понятийный аппарат экологического образования отношений «человек—человек» обычно упускается, хотя на современном этапе именно они во многом определяют характер отношений человека к природе, глубину его вмешательства в экологическую ситуацию.

Устойчивые отношения к действительности, постоянно проявляя себя, выступают качественными характеристиками личности. Одной из важнейших характеристик системы отношений человека к социоприродному окружению является ответственность составная часть и форма проявления социальной активности. Осознание человеком ответственности представляет собой воспитательный аспект педагогического процесса.

Исходя из этого, авторы определяют цель курса «Экология»: формирование сознательно-научного, нравственно-этического отношения учащихся к окружающей среде на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе. Только при таком отношении соблюдение моральных и правовых норм, практическая деятельность экологического характера приобретают добровольный, свободный характер.

Выдвигаемая цель достигается в процессе решения следующих образовательных задач:



  • помогать учащимся понять сущность современной экологической проблемы и осознать ее, с одной стороны, как актуальную для человечества, с другой стороны — как лично значимую;

  • способствовать становлению системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений;

  • формировать знания и умения, составляющие основу творческой и деловой активности при решении экологических проблем и связанных с ними жизненных ситуаций;

  • развивать личную ответственность за состояние окружающей среды, которая проявляется в умении принимать компетентные решения в ситуациях выбора и действовать в соответствии с ними;

  • вовлекать учащихся в реальную педагогически организованную деятельность, строящуюся на основе принципа расширения индивидуального экологического пространства.

Таким образом, на первый план выдвигаются задачи, связанные с необходимостью формирования у учащихся основ экологически целесообразного поведения, базирующегося на ответственном отношении к состоянию окружающей среды, соизмерении всех видов своей деятельности с последствиями, оказывающими влияние на окружающую среду (т.е. умении предвидеть, прогнозировать), умении находить компетентные экологически оправданные решения в ситуациях выбора.

2. Системообразующие идеи, принципы и понятия курса

В основу курса «Экология» положена модель «Наука в системе культуры». Ее основная идея заключается в том, что целостное понимание мира, роли и места в нем человека может быть достигнуто только в системе культуры на основе синтеза науки с философией, этикой, эстетикой, техникой13. «Культура является, по сути дела, всеобщей технологией человеческой деятельности — материально-практической, социальной и духовной. На уровне культуры знания слиты воедино с деятельностью по их получению, применению и оценке. Компоненты культуры (наука, техника, искусство, этика и др.), отражая мир по-своему, воспроизводят культуру в целом; взаимодействуют, активно обмениваясь познавательными моделями, понятиями, образами, идеалами и нормами»14. Конкретизация модели («Экология в системе культуры») позволяет конструировать программы, содержание и структура которых отражают, с одной стороны, взаимное влияние между экологией и другими науками, между различными научными направлениями внутри самой экологии, а с другой — между экологией и остальными областями культуры. Процесс познания человеком природы, своей роли и места в окружающем мире в этом случае «вписан» в конкретно-исторический и социокультурный контексты.



Курс, разработанный на основе модели «Экология в системе культуры», дает возможность познакомить учащихся с экологией не только как одной из отраслей биологической науки, но и как комплексной, междисциплинарной областью человеческого знания. Это позволяет расширить представления учащихся о современном состоянии экологических знаний, их месте в общей системе культуры, роли в жизни общества и каждого конкретного человека. Формирование экологической этики, экологической нравственности рассматриваются как неотъемлемый элемент культуры. По мнению авторов, такой подход отвечает содержанию и целям экологического образования, в соответствии с которыми и разрабатывался данный курс. При отборе содержания авторы руководствовались рядом подходов и принципов.

Принцип преемственности. Программа для 5 класса базируется на знаниях и умениях, которые учащиеся приобрели в начальной школе в соответствии со стандартами начального образования по окружающему миру. Соответственно, каждая из программ для 6—9 классов является логическим продолжением программы предыдущей, развивая основные понятия и создавая мотивационную основу для дальнейшего изучения курса.

Принцип междициплинарной интеграции является в настоящее время одной из важнейших характеристик экологического подхода при изучении различных наук. Междисциплинарными являются ключевые понятия курса: человек, природа, культура. Они раскрываются на основе использования знаний предметов, изучаемых в соответствии с базисным учебным планом:

  • биология: организм и окружающая среда, обмен веществом и энергией; приспособленность организмов к среде обитания;

  • география: сферы Земли, природные зоны, климат;

  • история: возникновение и развитие человеческого общества, особенности культуры взаимоотношений человека и природы в различные исторические эпохи, в различных государствах; влияние войн на окружающую среду;

  • русский язык: функции языка как носителя культуры, язык как средство коммуникации; стили речи – научный, публицистический, официально-деловой, художественный; устная речь – доклад, выступление; навыки работы с текстами – сокращение, план, тезисы, выписки, реферат, оценка текста;

  • литература: знакомство с авторами и литературными произведениями, в которых отражены различные аспекты отношения человека к природе, умение выражать свое отношение к природе, эмоциональные переживания средствами литературного языка (выполнение творческих заданий, предложенных в пособии, в стихотворном стиле, в виде рассказа, сказки, эссе и т.п.);

  • изобразительное искусство и музыка: исторические корни возникновения изобразительного искусства и музыки; когнитивная и эстетическая функции искусства; природа как источник вдохновения художников и композиторов; различные музыкальные жанры и жанры изобразительного искусства; знакомство с художниками и композиторами прошлого и современности, на творчество которых оказала влияние природа.

Построение курса с учетом принципа междисциплинарной интеграции позволяет формировать у учащихся целостную картину мира; отвечает задачам личностно-ориентированного обучения и воспитания; не ограничивает «угол зрения» школьника, позволяя ему выбирать необходимые знания из разных наук с максимальной ориентацией на его субъектный опыт.

В основу интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний с предметами эстетического цикла положен принцип актуализации познавательной функции искусства. Выдвижение на первый план когнитивной функции искусства закономерно, т.к. отвечает общей направленности курса на познание человека и природы в их взаимосвязи. Вместе с тем, при знакомстве с тем или иным произведением искусства (рубрики «Литературная страничка», «Вернисаж») внимание учащихся акцентируется на его эстетической сущности, на преломлении в нем действительности с позиции автора, принадлежащего к определенной исторической эпохе, на выражение его эстетического отношения к изображаемому.

При разработке курса авторы исходили из предположения, что интеграция естественнонаучных и обществоведческих знаний о взаимодействии человека и общества с природой и соответствующих изучаемой теме художественных образов будет способствовать как преодолению разрыва между логической и образной формами познания действительности, так и гуманизации содержания курса.

Принцип гуманизации применяется как к содержанию курса, так и к процессу обучения. В содержании курса идея гуманизации реализуется путем раскрытия положения о взаимосвязи и взаимообусловленности истории природы и истории общества. Структурообразующим элементом этой взаимосвязи является человек.

Выдвижение в центр содержания курса человека как природного организма и общественного существа позволяет, с одной стороны, рассмотреть историю возникновения жизни и человека на планете, как закономерный этап развития биосферы; с другой, — охарактеризовать роль человека в преобразовании природы в процессе ее изучения и использования.



Воспитательный аспект преподавания курса связан с формированием экологически целесообразных потребностей и интересов, в первую очередь, потребности познания и бережного отношения к окружающей среде; с развитием эмоциональной сферы подростка, т.е. способности сопереживания, сострадания, гуманного отношения к окружающим людям и природному окружению; потребности активного участия в природосберегающей деятельности; привычек соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде.

Историко-культурологический подход. В данном курсе предпринята попытка раскрыть проблемы экологии человека и общества с историко-культурологических позиций. Прослеживается изменение отношения человека к природе по мере развития человеческого общества и связанное с этим изменение состояния природной среды; оценивается состояние окружающей среды в настоящем и высказываются предположения его развития в будущем. Содержание курса, построенное в логике историко-культурологического подхода, позволяет подвести учащихся к выводу о том, что сохранение и преумножение культурных ценностей является обязательным условием выживания человечества.

Ключевыми понятиями курса являются понятия «человек», «природа», «культура», «экология». Каждое из этих понятий рассматривается в различных аспектах:

человек — биологическая природа и социальная сущность; материальные и духовные потребности; зна­ние и понимание устройства природы – важнейшие потребности человека; исторически сложившиеся виды деятельности; влияние (виды воздействия, изменения, последствия) на природу; система отношений к себе, к природе;

природа — весь мир в многообразии его форм, Вселенная, планета; совокупность естественных условий существования человека и общества; объект познания и преобразования человеком; качество и охрана природы;

культура — особая форма адаптации человека к условиям окружающей среды; транслирование норм, образцов, эталонов мыследеятельности и реализация этих норм в различных социокультурных ситуациях; культура как фундаментальная ценность человечества; экологическая культура — часть общей культуры каждого отдельного человека, а также различных социальных групп;
экология — область научного знания; междисциплинарный комплексный характер экологии; экология — теоретическая основа преобразующей и созидательной деятельности человека; экология как мировоззрение.

Значительное внимание в процессе изучения курса уделяется формированию таких общеучебных умений, как умение грамотно работать с информацией (собирать факты, анализировать, выдвигать предположения, делать обобщения, уметь принимать решение в ситуациях выбора); быть коммуникабельным, контактным, уметь работать сообща, уметь подчинять личные интересы интересам группы; самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, воли, общего культурного уровня.
Учебно-методический комплекс включает следующие пособия: учебные пособия для учащихся (5—9 кл.), рабочие тетради, методические рекомендации для учителя, а также брошюра для учителя «Интегрированный курс “Экология” для учащихся 5—9 класов: Концепция. Программа. Тематическое планирование». Центральным звеном УМК, а также других используемых в процессе преподавания курса источников формального и внеформального образования, являются учебные пособия для учащихся.


II. Программа и варианты использования УМК

в образовательном процессе школы

Стержнем учебного предмета служит его программа — систематическое и иерархическое описание тех знаний и умений, которые подлежат усвоению. Программа, фиксирующая содержание учебного предмета, определяет в свою очередь, методы преподавания, характер дидактических пособий, сроки обучения и другие моменты учебного процесса.



В.В. Давыдов. Теория развивающего обучения
Программы, благодаря которым реализуется содержание интегрированного курса «Экология», разработаны с учетом нормативных документов, регламентирующих содержание образовательного процесса в школе, а также документов, определяющих цели и задачи экологического образования. Логика изложения материала выстроена в соответствии с основными положениями авторской концепции.
1.Варианты использования УМК «Экология в системе культуры»

в образовательном процессе

Каждая программа, вошедшая в курс «Экология», имеет свои конкретные цели и задачи, вытекающие из основных положений концепции курса. Краткая характеристика программ 5—9 классов представлена в Таблице 1.

Таблица 1

Особенности преподавания курса «Экология в системе культуры»




п/п

Основ-ные характе-ристики

прогр-м

Введение в экологию:

Живая планета

Экология:

Природа. Человек. Культура



Экология:

Среды жизни на планете

Экология: Экосистемы и человек

Экология:

Город, в котором мы живем

1.

Адресат

(класс)


5 класс

6 класс


7 класс

8 класс

9 класс

2.

Цели препо-

давания


систематизировать полученные в начальной школе представления о взаимосвязях человека и природы;

способствовать приобретению начального опыта экологически грамотного взаимодействия с природой



на основе культурно-исторического подхода показать эволюцию отношения человека к природе;

способствовать осознанному усвоению нравственных императивов по отношению к природе



сформировать

умения, связанные с изучением, оценкой состояния и охраной окружающей среды; способствовать овладению

методиками оценки качества воды, воздуха, почв, растительности


систематизировать знания об экосистемах;

ориентировать учащихся на применение полученных знаний в исследовательской и практической деятельности



сформировать представление о городе, как о сложной многоуровне-вой системе;

развивать культуру разумного потребления, здорового образа жизни и экологически грамотного поведения в городской среде



3.

Основное содержа-ние

основные понятия экологии; проявление экологических законов, закономерностей и принципов

этно-экологические

аспекты взимодействия человека и природы;

основные методологичес-кие понятия: проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и т.д., их применение в учебных исследованиях


знакомство и применение на практике основ системного подхода в изучении различных сред жизни

разнообразие экосистем;

компоненты экосистемы;

структура и закономерности функционирования;

развитие экосистем; экологическое равновесие



город как среда жизни человека; истоки возникновения и направления решения экологических проблем современного города

4.

Домини-рующие виды деятельно-сти учащихся

ценностно-ориентировочная;

коммуникативная



ценностно-ориентировочная;

эстетическая;

познавательная


познавательная;

ценностно-ориентировочная



ценностно-ориентировочная;

коммуникативная



познавательная;

преобразовательная



5.

Продолжи-тельность

34 ч + 10 ч


34 ч+10 ч


34 ч +10 ч


34 ч + 10 ч


34 ч +10 ч

6.

Где осущест-вляется

преподава-

ние

(среда)


класс, пришкольный участок, микрорайон школы

класс,

объекты, представляющие культурно-истрическую ценность;

ближайшие

природные

экосистемы


класс, ближайшие

природные и/или

искусственные

наземные и водные экосистемы

(лес, водоем, парк и т.д.)


класс,

компьютерный класс (желательно с выходом в INTERNET);

различные предприятия города


класс, вся школа (проведение экологической паспортизации);различные

районы


города

7.

Кто преподает

(ранжиро-вание по степени целесооб-разности)



учитель экологии,

биологии



учитель

экологии, истории,

обществознания, биологии, а также (при изучении некоторых разделов)

литературы и/или ИЗО



учитель экологии, биологии и/или географии (6 кл.); географии химии и/или биологии (7 кл.)

учитель экологии, географии, биологии

учитель экологии, географии,

обществоведе-ния , физики, химии и/или биологии



8.

Критерии эффектив-ности

умение описывать

отдельные элементы окружающей среды



умение обосновывать универсальную ценность природы; выражать свое отношение к природе различными средствами

умение оценивать состояние отдельных элементов окружающей среды своей местности

умение описывать экосистему, на основе данных о динамике развития экосистем своей местности прогнозировать их дальнейш. изменение

умение прогнозиро-вать изменения экологической ситуации в своем городе


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал