Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 6 Социальная экология



страница1/3
Дата24.04.2016
Размер0.65 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.6 СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

040101 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Утверждено на заседании кафедры

географии и экологии

естественно-географического факультета

(протокол № 10 от 14 мая 2008 г.)
Зав. кафедрой ______________

/А.В. Николаев /


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры географии и экологии Николаев А.В.
1.2 Рецензенты:

- кандидат биологических наук, доцент кафедры географии и экологии Лештаев А.А.

- доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой микробиологии МГТУ Перетрухина А.Т.

1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  • цель курса: подготовка студентов к формированию экологической культуры на основе принципов социальной экологии, развитие знаний, умений и ценностных ориентаций в области охраны окружающей среды.

  • задачами курса являются:

- мотивация изучения экологических проблем различного ранга;

- всестороннее изучение глобальных социально-экологических проблем;

- изучение основ экологической психологии, культуры и этики;

- выработка у студентов понимания взаимосвязи в системе человек- общество-природа;

- изучение теоретических знаний в области охраны окружающей среды в сочетании с раскрытием их практического применения на всех уровнях;


  • место курса в общей системе подготовки специалиста: социальная экология – наука, сформировавшаяся на стыке гуманитарных и естественных дисциплин (история, философия, психология, социология, культурология). Возникновению социальной экологии способствовали факторы, названные позднее глобальными социально-экологическими проблемами: перенаселение Земли, ресурсный и энергетический кризис, разрушение ландшафтных систем в связи с антропогенной деятельностью, возрастание агрессивности окружающей среды, урбанизация и т.д.

Социальная экология является одной из составляющих экологического образования, помогает формировать экологическую культуру студентов.

Данный момент является наиважнейшим, т.к. в сложившейся ситуации, самым худшим является то, что большинство населения не понимает угрозы тотальной экологической катастрофы для себя и своих потомков и не задумывается о путях выхода из экокризиса. Особую актуальность в связи с этим приобретает задача подготовки специалистов, передающих полученные знания мировому кругу молодого населения, способствующих формированию таких важных черт будущих поколений как рациональное отношение к природе, экологическая этика, экологическое сознание и экологическая культура.



После окончания курса студенты должны знать:

- особенности взаимодействия общества и природы на различных исторических этапах;

- основные глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения;

- основные структурные составляющие среды обитания человека и принципы взаимодействия в системе человек – общество – природа;

- важность роли мировоззрения и средств его формирования в выстраивании отношений между природой и обществом;

- основные принципы охраны окружающей среды.



Студенты должны уметь:

- использовать полученные знания в курсе социальной экологии знания в процессе экологического образования ;

- выявлять причины экологических кризисов;

- находить возможные пути решения социально-экологических проблем;

- проводить оценку воздействия промышленности на компоненты окружающей среды.
В основе содержания программы положены исследования ученых: Ситарова В. А., Пустовойтова В. В., Лосева А.В., Провадкина Г.Г., Малофлева В.И., Марковича Д.Ж., Реймерса Н.Ф., Анучина В.А. и др.


1.4 Извлечение из ГОС ВПО.


ОПД.Ф.6

Социальная экология.

Возникновение и развитие экологии. Основные категории экологии. Экология и современные экологические проблемы. Связь экологической проблемы с другими глобальными проблемами.

Окружающая среда. Понятие и элементы окружающей среды. Качество жизни и качество окружающей среды. Охрана окружающей среды и вопросы теории. Экологический кризис и возможности его решения. Понятие и причины экологического кризиса.

Формирование экологической культуры: экологическая этика. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей. Важнейшие принципы экокультуры. Становление экологической этики.

Экология и здоровье. Экологические аспекты здоровья. Проблемы социопатий. Экология социопатий.

Принципы экологической безопасности. Экологическое развитие России. Стратегия существования и развития цивилизации.

Экологические проблемы социальной работы.


108


1.5 ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудо-ёмкость

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1.

040101 «Социальная работа»

2

III

108

40

22

18

-

68

экзамен


1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


      1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (В ЧАСАХ) ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ


«Социальная работа», очное отделение

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов




Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб.





1.

Введение, история становления социальной экологии. Предмет и функции социальной экологии

2

2

-




6




2.

Основные принципы социальной экологии. Взаимодействие с другими науками

2

2

-




6




3.

Человек, общество и среда обитания как субъекты социально-экологического взаимодействия

4

2

2




6




4.

Жизненная среда

2

2

-




6




5.

Поведение человека в естественной и социальной среде

4

2

2




6




6.

Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения

6

2

4




6




7.

Элементы экологической психологии

4

2

2




6




8.

Взаимодействие природы, человека и общества на различных исторических этапах

4

2

2




6




9.

Элементы экологической этики

4

2

2




6




10.

Экологическая культура и проблемы ее формирования

4

2

2




6




11.

Биосфера и её составляющие.Ноосфера

4

2

2




8




ВСЕГО

40

22

18




68

2


1.6.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Введение. История становления социальной экологии. Предмет и функции социальной экологии.

Предпосылки возникновения социальной экологии. Проблемы выделения социальной экологии в самостоятельную ветвь науки. Вопрос определения предмета социальной экологии в работах Р. Парка, Е. Берджеса (1921), Р. Мак-Кензила (1927), Д.Ж. Марковича (1991), Т. А. Акимовой и В.В. Хаскина (1998) и т.д. Определение и характеристика функций социальной экологии.


Раздел 2. Основные принципы социальной экологии. Взаимодействие с другими науками.

Характеристика основных принципов и положений социальной экологии (принцип целостного рассмотрения явлений, принцип 1% и 10%; принцип оптимальности и т.д.).


Раздел 3. Человек, общество и среда обитания как субъекты социально-экологического взаимодействия.

Модель матрицы человечества как многоуровневой системы. Характеристики человека как субъекта социально-экологического взаимодействия: адаптивность, адаптированность, механизмы адаптации, потребности. Среда человека и классификация компонентов среды. Адаптации человека к окружающей среде и ее изменениям.


Раздел 4. Жизненная среда.

Составляющие жизненной среды человека. Их характеристика, взаимосвязь, компоненты. Взаимодействие человека с элементами жизненной среды.


Раздел 5. Поведение человека в естественной и социальной среде.

Поведение человека. Составляющие поведения – активность и реактивность. Уровни регуляции поведения. Потребности как источник активности личности. Характеристика потребностей. Факторы, характеризующие особенности поведения человека в естественной и социальной среде. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.


Раздел 6. Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения.

Рост численности населения, демографическая и биосферная емкость Земли. Кризис почв и минеральных ресурсов, энергетический кризис, возрастание агрессивности окружающей среды, их взаимосвязь. Воздействие на генофонд: мутагенез, дрейф генов, естественный отбор.


Раздел 7. Элементы экологической психологии.

Причины возникновения экологической психологии как науки. Субъективное отношение к природе: его составляющие и разновидности. Субъективное восприятие природы, специфика субъективного восприятия. Различные формы экологического сознания: антропоцентризм, натуроцентризм, экоцентризм.


Раздел 8. Взаимодействие человека, общества и природы на различных исторических этапах.

Этапы становления взаимодействия человек-общество-природа; охотничье-собирательная культура (неолитическая революция, античность, феодализм), индустриальная культура.



Раздел 9. Элементы экологической этики.

Предмет экологической этики. Природа как ценность с точки зрения антропоцентризма, натуроцентризма и экоцентризма. Ненасилие как нравственный принцип и как форма отношения к природе. Этика благоговения перед жизнью А. Швейцера. Ненасильственное отношение к природе в различных религиозных учениях.


Раздел 10. Экологическая культура и проблемы ее формирования.

Понятие и составляющие экологической культуры. Материальная и духовная составляющие экологической культуры. Экологическая культура как взаимосвязь компонентов экологического сознания, экологических отношений и экологической деятельности. Формирование экологической культуры.


Раздел 11. Биосфера и ее составляющие.

Биосфера как саморегулируемая и саморазвивающаяся система, созданная живым веществом. Уравновешенность процессов ассимиляции и диссимиляции в глобальном масштабе в истории Земли. Признаки нарушения баланса в современную эпоху. Парниковый эффект. Пределы емкости биосферы.

Природные системы, составляющие биосферу. Разнообразие типов природных систем, как условие сохранения экологического равновесия. Структура и свойства природных систем (целостность, устойчивость, способность к саморегулированию, иерархичность и др.). Экосистемы и место в них человека. Несущая способность экосистем, опустынивание, обезлесение и др. примеры их деградации. Системы созданные движение неживого вещества, речные и озерно-речные геосистемы, их разрушение в результате чрезмерного использования стока. Социально-экономические функции природных систем и их оценка.



      1. Темы для самостоятельного изучения.



«Социальная работа», очное отделение

№ п/п

Наименование раздела дисциплины.

Тема.


Вопросы для самостоятельной работы

Коли-чество часов

Форма контроля

1.

Введение, история становления социальной экологии. Предмет и функции социальной экологии

Различные точки зрения по определению предмета социальной экологии.

Работы В.В.Хаскина по социальной экологии.

Функции социальной экологии.


6

Опрос на занятии


2.

Основные принципы социальной экологии. Взаимодействие с другими науками

Основные положения социальной экологии.

Взаимодействие с социальными науками.

Взаимодействие с экологическими науками.

Основные принципы.



6

Опрос на занятии


3.

Человек, общество и среда обитания как субъекты социально-экологического взаимодействия

Перспективы развития взаимоотношений человеческого общества и природы.

Адаптации человека к окружающей среде и её изменениям.



6

Опрос на занятии


4.

Жизненная среда

Характеристика жизненной среды человека.

Социальные патологии городского населения.

Экология городов и других поселений.


6

Опрос на занятии


5.

Поведение человека в естественной и социальной среде

Характеристика научных теорий влияния среды на человека.

Материальные и социальные потребности человека.

Поведение человека в разных ситуациях.


6

Опрос на занятии

6.

Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения

Рост численности населения – причины, последствия, пути решения проблемы.

Естественные мутагены эволюции человека.

Техногенные мутагены. Влияние на генофонд человека.

Значение мутаций.



6

Реферат

7.

Элементы экологической психологии

Экологическое сознание и его структура.

Формы экологического сознания.

Специфика субъективного восприятия природы.


6

Опрос на занятии

8.

Взаимодействие человека, общества и природы на различных исторических этапах

История развития использования природных ресурсов человеком.

Собирательство и промысел как вид хозяйственной деятельности первобытного человека.



6

Опрос на занятии

9.

Элементы экологической этики

Ненасилие как форма отношения к природе.

Нравственные принципы экологической этики.

Экологическая этика и религия.


6

Опрос на занятии

10.

Экологическая культура и проблемы ее формирования

Экологическая культура народов Крайнего Севера.

Природоохранная направленность как принцип экологической культуры

Экологические ценностные ориентации как компонент экологической культуры.

Влияние экологических ценностных установок на поведение человека.



6

Опрос на занятии

11.

Биосфера и её составляющие

Структура биосферы.

Место человека в биосфере.

Антропогенез и биосфера.

Воздействие человека на перераспределение вещества и энергии на разных этапах своего развития.

Экологический риск.

Экологический кризис.



8

Опрос на занятии



1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.7.1 ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

(ПР, СМ, ЛБ ) ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ
План последовательного проведения
практических занятий.

Практическое занятие 1. Человек, общество и среда обитания как субъекты социально-экологического взаимодействия.

План:


- основные характеристики человека в социально-экологических исследованиях

- среда и ее составляющие

- свойства среды

- социально-экологическ5ое взаимодействие и его аспекты

Вопросы для коллективного обсуждения:

- взаимодействие в системе человек-общество-среда

Задание для самостоятельной работы:

- перспективы развития взаимоотношений человеческого общества и природы.

Литература:


    1. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная. – М.,2000.

    2. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В.Социальная экология: Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Академия, 2000.


Практическое занятие 2.

Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.

План:


- определение и характеристика критических ситуаций;

- характеристика вариантов поведения человека;

- определение и характеристика экстремальных ситуаций;

- особенности влияния факторов экстремальных ситуаций на поведение человека.

Вопросы для коллективного обсуждения:

- оптимальный вариант повеления человека в критических и экстремальных ситуациях. Обоснование.

Задание для самостоятельной работы:

- возможные последствия действия на человека условий экстремальной ситуации.

Литература:


  1. Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П., Экология человека. – М.: 2001.

  2. Александровский Ю.А. Психогении в экстремальных ситуациях. – М.: 2003.


Практическое занятие 3.

Современный экологический кризис и пути его преодоления (4 часа).

План:


- экологический кризис: миф и реальность;

- предпосылки возникновения экологического кризиса;

Вопросы для коллективного обсуждения:

- доля антропогенного воздействия в возникновении экологического кризиса.

Задание для самостоятельной работы:

- пути преодоления экологического кризиса

Литература:

1. Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.,1990.

2. Атфилд Р. Этика экологической ответственности. – М., 1990.

3. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М.,1992.


Практическое занятие 4.



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал