Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Региональная экологическая политика



Скачать 419.75 Kb.
страница1/2
Дата25.04.2016
Размер419.75 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ГОУ ВПО МГГУ)



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД.Ф.7 РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


020801 Экология (Экологическая экспертиза)

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании кафедры

географии и экологии ФЕФКиБЖД

(протокол №2 от 27.09.2011 г.)
И.о. зав. кафедрой ______________

/Е.Ю. Александрова /



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

1.1 Автор программы: кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры географии и экологии Николаев А.В.

1.2 Рецензенты:

- кандидат биологических наук, доцент кафедры географии и экологии Александрова Е.Ю.;

- кандидат c.-х. наук, директор ЦЛАТИ по Мурманской области Рябцева М.Е.



1.3 Пояснительная записка.
Цель курса: комплексная эколого-правовая подготовка специалистов, формирование мотиваций бережного отношения к природе.

Задачами курса являются:

- мотивация изучения экологических проблем различного ранга;

- развитие знаний, умений и компетенций студентов в области взаимодействия окружающей среды с людьми в сфере природопользования;

- выработка у студентов понимания взаимосвязи в системе человек- общество-природа;

- изучение теоретических знаний в области охраны окружающей среды в сочетании с раскрытием их практического применения на всех уровнях;

Место курса в общей системе подготовки специалиста: Региональная экологическая политика - самостоятельная сфера общественной жизни в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. В рамках этой сферы, как учебной темы решается задача не только комплексной эколого-правовой подготовки специалистов, но и более крупная задача - формирование мотиваций бережного отношения к природе.

Важнейшее место курсе занимает освещение параметров характеристики региональной экологической политики (цели, принципы, направления, задачи, инструменты, приоритеты, проблемы, правовая основа).



После окончания курса студенты должны знать:

- источники, цели и принципы региональной экологической политики;

- уровни региональной экологической политики;

- инструменты региональной экологической политики;

- правовую основу проведения региональной экологической политики;

- индикаторы устойчивого развития;

- основные принципы охраны окружающей среды.

Студенты должны уметь:

- использовать полученные знания при решении экологических задач;

- составлять алгоритмы формирования региональной экологической политики ;

- определять экологические аспекты воздействия на окружающую среду и человека различных вариантов хозяйственной деятельности.


1.5 ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудо-ёмкость

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1.

020801 Экология (Экологическая экспертиза)

5

IX

100

30

20

10

-

70

ЗАЧЕТ

2.

020801 Экология (Экологическая экспертиза)

1

II

100

30

20

10

-

70

ЭКЗАМЕН


1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


      1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (В ЧАСАХ) ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ


020801.65 «Экология», очное отделение

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов







Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб.








1.

Понятие, цели и принципы региональной экологической политики. Уровни региональной экологической политики.

2

2

-

-

14







2.

Основные направления региональной экологической политики, функции управления и общие задачи.

4

2

2

-

16







3.

Механизмы реализации региональной экологической политики

12

8

4

-

6







4.

Формы региональной экологической политики. Инструменты региональной экологической политики

6

4

2

-

14







5.

Индикаторы региональной экологической политики

6

4

2

-

16







ВСЕГО

30

20

10




70




1.6.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Введение. Понятие, цели и принципы экологической политики. Уровни экологической политики.

Цель региональной экологической политики. Задачи, поставленные для достижения цели. Принципы формирования региональной экологической политики.


Раздел 2. Основные направления государственной экологической политики, функции управления и общие задачи.

Основные направления региональной экологической политики, организации и деятельности природоохранных органов, организаций и экологически ориентированных граждан. Уровни управления и свойственные каждому уровню группы функций.


Раздел 3. Механизмы реализации региональной экологической политики.

.Информационного характера. Эколого-образовательного характера. Экономического характера. Стимулирование и принуждения. Контроля и надзора. Меры юридической ответственности.



Раздел 4. Формы региональной экологической политики. Инструменты региональной экологической политики.

Инструменты (механизм, средства, методы, обеспечение, рычаги, стимулы) региональной экологической политики. Формы и долгосрочные перспективы проведения региональной экологической политики.


Раздел 5. Индикаторы региональной экологической политики.

Характеристика изменений состояния экономики, социальной сферы и окружающей среды во времени. Количественная и качественная характеристика проблемы. Измерение, мониторинг, оценка и анализ темпов и эффективности движения по направлению к достижению целей устойчивого развития.


1.6.3 Темы для самостоятельного изучения
020801.65 «Экология», очное отделение

№ п/п

Наименование раздела дисциплины.

Тема.


Вопросы для самостоятельной работы

Коли-чество часов

Форма контроля

1.

Понятие, цели и принципы региональной экологической политики. Уровни региональной экологической политики.

Институты региональной экологической политики.

14

Опрос на занятии

2.

Основные направления региональной экологической политики, функции управления и общие задачи.

Общие вопросы региональной экологической политики развитых стран

16

Опрос на занятии


3.

Механизмы реализации региональной экологической политики




6

Опрос на занятии


4.

Формы региональной экологической политики. Инструменты региональной экологической политики

Доктринальные инструменты. Понятие социального заказа.

14

Опрос на занятии

5.

Индикаторы региональной экологической политики

Специфичность региональных индикаторов экополитики на примере Мурманской области.

16

Реферат


1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.7.1 ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

(ПР, СМ, ЛБ ) ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ
План последовательного проведения
практических занятий.


Практическое занятие 1. Понятие, цели и принципы региональной экологической политики. Уровни региональной экологической политики.

Тема: Понятие, цели и принципы региональной экологической политики.

План:

- возникновение понятия региональной экологической политики;

- экологический императив и гармонизация интересов;

- формулировка целей;

- источники определения принципов региональной экополитики.

Вопросы для коллективного обсуждения:

- институты региональной экологической политики, их становление и развитие.



Практическое занятие 2. Разработка концепции региональной экологической политики.

Тема: Оценка региональной экологической политики. Процесс планирования проекта. Организационная и концептуальная основа проекта.

План:

-рекомендации для выбора показателей профиля экологической политики;

- набор базовых показателей, зависящий от местных условий;

- определение основных этапов проекта;

- подготовительная работа для планирования;

- форма и содержание процесса планирования.

Вопросы для коллективного обсуждения:

- возможность сокращения этапов проекта.
Практическое занятие 3. Разработка концепции региональной экологической политики

Тема: Старт проекта. Оценка внешних условий.

План:

- определение цели направлений концепции экологической политики;

- анализ проблем, существующих вне региона и их влияние на проект.

Вопросы для коллективного обсуждения:

- от чего зависят масштабы проекта
Практическое занятие 4. Разработка концепции региональной экологической политики.

Тема: Оценка текущего положения. Разработка модели «желаемого будущего».

План:

- оценка абсолютных величин и тенденций изменения показателей экологической политики;

- оценка способности региона и населения к совместному решению проблем;

- построение модели «желаемого будущего».



Вопросы для коллективного обсуждения:

- утопичность модели «желаемого будущего».
Практическое занятие 5. Разработка концепции региональной экологической политики.

Тема: Выбор и оценка приоритетных направлений деятельности. Создание концепции.

План:

- определение приоритетов;

- представление проектов разделов;

- публикация итогового отчета;



Вопросы для коллективного обсуждения:

- качество представленной концепции.

1.7.2 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.


  1. Институты региональной экологической политики.

  2. Региональные субъекты экологической политики. Их характеристика.

  3. Общие вопросы региональной экологической политики развитых стран

  4. Нормативный статус различных источников региональной экологической политики.

  5. Доктринальные инструменты. Понятие социального заказа.

  6. Организация деятельности природоохранных органов по реализации региональной экологической политики.

  7. Концепция устойчивого развития.

  8. Эффективность различных групп инструментов региональной экологической политики.


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:


  • Основная

Бринчук М.М. «Экологическое право». М. «Юрист». 2005г.

Дубовик О.Л. «Экологическое право. Элементарный курс».-М.: Юристъ, 2002г.

Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. – М.: Дело. 2001..

Игнатьева И.А. Экологическое законодательство России. М.: Издательство Московского университета. 2002.





  • Дополнительная

Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. - М.: Изд-во МГУ, 2003, С. 212.

Дупак В.Я.,Высторобец Е.А. Государственная и региональная экологическая политика

Информационно-методические материалы Учебно-методическое пособие по курсу: “Экология, охрана природы, экологическая безопасность”

Ермолина М. А. Концепция устойчивого развития: общие принципы и подходы. Юридическая мысль. (СПб) 2003 № 2 (15), С. 80-89.

Майер Ф.О., Перфильева Е.В. Рекомендации по разработке концепции региональной экологической политики на примере реализации проекта «Разработка Концепции экологической политики Кемеровской области. Взаимодействие власти, бизнеса и общественности».-Новокузнецк: РОО «ИнЭкА», 2002г.-52 с.

Маркович Данило Ж. Социальная экология. (Пер. с сербск.). - М., 1997, С. 359 - цитируется по: Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. - М.: Изд-во МГУ, 2003, 424 С.

Меркулов М. М. Экологическая функция современного Российского государства (международный, федеральный и региональный аспекты). Ставропольский ГУ - Ставрополь: Редакционно-издательский отдел СКИ, 2002, 212 С.

Региональная экологическая политика (основные направления)/ Под. ред. В.М. Захарова.-М.:Акрополь, ЦЭПР, 2007.-44с.

Урсул А. Д. Проблема государственности в перспективе перехода к устойчивому развитию. Социально-политический журнал (социально-гуманитарные знания). 1997 № 2, С. 34-36 – цитируется по: Ермолина М. А. Концепция устойчивого развития: общие принципы и подходы. Юридическая мысль. (СПб) 2003 № 2 (15), С. 80-89.

Экологическое право Российской Федерации. Курс лекций и практикум. Под ред. Ю.Е.Винокурова. - М.: Экзамен, 2003, С. 60.
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины.
1.9.1 Перечень используемых технических средств:

Мультимедийное оборудование



1.9.2 Пособия

Нет


1.9.3. Аудио- видео

Нет


1.10 Примерные зачетные тестовые задания.
1.Как называется часть природных ресурсов, которая может быть реально вовлечена в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием среды жизни человека

  1. Биосфера

  2. Тропосфера

  3. Природно-ресурсный потенциал

  4. Минеральные полезные ископаемые

2. Рекреационные ресурсы – это:

  1. Особенности рельефа местности

  2. Природные предпосылки для организации отдыха населения

  3. антропогенные условия для организации отдыха людей

3. Укажите верное утверждение:

  1. Экологический мониторинг – это форма учета природных ресурсов

  2. Экологический мониторинг – это наблюдение и контроль за состоянием отдельных компонентов окружающей человека среды

  3. Экологический мониторинг – это оценка воздействия на окружающую среду

4. Укажите верное название процедуре, о которой идет речь: «Эта процедура обязательна при проектировании любой деятельности, влияющей на окружающую природную среду, результат этой процедуры характеризует проект как экологически приемлемый или неприемлемый, а также дает материал для сравнения альтернативных проектов»

  1. Мониторинг окружающей среды

  2. Экологическая экспертиза

  3. ОВОС

  4. Экологический аудит

5. Укажите 3 отрасли промышленности, дающие максимальные выбросы вредных веществ в атмосферу:

  1. Лесная

  2. Электроэнергетика

  3. Цветная металлургия

  4. Топливная промышленность

  5. Химия и нефтехимия

  6. Черная металлургия

6. Среди перечисленных ниже отраслей хозяйства укажите одну, которая наиболее сильно влияет на загрязнение водоемов:

  1. ЖКХ

  2. Электроэнергетика

  3. Целлюлозно-бумажная промышленность

  4. Химическая и нефтехимическая промышленность

  5. Сельское хозяйство

7. Основным источником парниковых газов является:

  1. Производство химических продуктов

  2. Сельское хозяйство

  3. Энергетическое хозяйство

  4. Деревопереработка

  5. Коммунальное хозяйство

8. Укажите верное содержание понятия «трансграничное загрязнение»

  1. Это загрязнение на границе 2 природных сред – воздушной и водной

  2. Это загрязнение, возникшее в границах одного региона, последствия которого проявляются в пределах другого (других) регионов

  3. Это загрязнение, источник возникновения которого чрезвычайно обширен и поддается локализации

9. Мониторинг окружающей среды - это:

1. Контроль за состоянием окружающей среды;

2. Наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды.

10. Выберите наиболее правильный ответ на вопрос о стратегической цели Государственной политики России в области природопользования и охраны окружающей среды:

1. Обеспечение нынешнего и будущего поколения россиян всеми необходимыми ресурсами;

2. Привлечение в сферу природопользования иностранного капитала;

3. Углубление сотрудничества со странами СНГ.



12. В составе перечисленных рычагов экологической политики выделите административные:

1. Нормирование качества окружающей среды;

2. Развитие сети особо охраняемых территорий;

3. Развитие экологического страхования и аудита.



13. На чем основан рентный подход в природопользовании. Найдите один правильный ответ.

1. Выделении и изъятии дополнительной прибыли, получаемой за счет предпринимательской деятельности природопользователей;

2. Оценке природных ресурсов, исходящей из затрат на их освоение;

3. Выявлении дополнительного экономического эффекта, возникающего при использовании лучшего по качеству и местоположению природного ресурса.



14. Закончите предложение: “Ассимиляционный потенциал окружающей среды является…”

1. Озоновым экраном, защищающим людей и все живое от жесткого ультрафиолетового излучения Солнца;

2. Источником круговорота живого вещества на планете;

3. Естественным ресурсом биосферы, связанным со способностью биосферы к нейтрализации негативных антропогенных воздействий на окружающую среду.



15. Какая категория природоресурсных платежей обеспечивает основную часть поступлений в федеральный бюджет? Найдите один правильный ответ.

1. Платежи за пользование лесным фондом;

2. Платежи за пользование недрами;

3. Плата за пользование водными объектами.



16. Выделите виды ответственности за экологические правонарушения, распространяющиеся на граждан и должностные лица:

1. Дисциплинарная;

2. Материальная;

3. Административная;

4. Уголовная.

17. Выделите виды ответственности за экологические правонарушения, распространяющиеся на предприятия, учреждения и организации:

1. Дисциплинарная;

2. Материальная;

3. Административная;

4. Уголовная.

18. Выделите сферы управления, относящиеся к компетенции Министерства Природных ресурсов:

1. Ресурсы недр;

2. Водные ресурсы;

3. Лесные ресурсы;

4. Космические ресурсы;

5. Земельные ресурсы;

6. Рекреационные ресурсы.

19. Выделите ветвь власти, к которой относится экологическая служба Совета Безопасности РФ.

1. Законодательная;

2. Исполнительная;

3. Судебная.



20.Смысл устойчивого развития общества заключается в:

1. Предотвращении необратимых губительных для человека изменений в окружающей среде;

2. Сохранении темпов воспроизводства населения;

3. Увеличении темпов экономического роста.



1.11 Примерный перечень вопросов к экзамену(зачету).


  1. Понятие региональной экологической политики.

  2. Основные принципы региональной экологической политики .

  3. Основные принципы охраны окружающей среды ( ФЗ «Об охране окружающей среды»).

  4. Основные направления региональной экологической политики.

  5. Меры региональной экологической политики нформационного характера.

  6. Меры региональной экологической политики эколого-образовательного характера.

  7. Меры региональной экологической политики экономического характера.

  8. Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.

  9. Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.

  10. Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей среды

  11. Меры стимулирования и принуждения.

  12. Меры контроля и надзора.

  13. Понятие об ОВОС.

  14. Государственная экологическая экспертиза.

  15. Экологический контроль.

  16. Экологический мониторинг.

  17. Экологический аудит.

  18. Меры юридической ответственности. Понятие юридической ответственности.

  19. Административная и дисциплинарная ответственность.

  20. Уголовная ответственность.

  21. Гражданско-правовая ответственность.

  22. Общие задачи региональной экологической политики в сфере охраны окружающей среды.

  23. Общие задачи региональной экологической политики в сфере природопользования.

  24. Основные направления экологизации экономического развития и улучшения среды жизни человека.


1.12 Комплект экзаменационных билетов
Находится на кафедре географии и экологии
1.13 Примерная тематика рефератов.

Рефераты учебным планом не предусмотрены.


1.14 Примерная тематика курсовых работ.

Курсовые работы учебным планом не предусмотрены.




    1. Примерная тематика квалификационных ( дипломных ) работ.

Не предусмотрены.


    1. Методика исследований ( если есть ).

Нет.

    1. Бально-рейтинговая система.

Не применяется



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал