Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В 1, дпп. 04 Гидробиология



Скачать 433.2 Kb.
страница1/3
Дата24.04.2016
Размер433.2 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


СД.В.1.1, ДПП.04 ГИДРОБИОЛОГИЯ


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности


050102 Биология

050102 Биология с дополнительной специальностью географией

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании

кафедры биологии и химии

естественно-экологического факультета

(протокол № 13 от 02 апреля 2008 г.)

Зав. кафедрой


__________________ Харламова М.Н.
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.



    1. Автор программы: Луппова Е.Н., к.б.н., доцент кафедры биологии и химии.




    1. Рецензенты: Митина Е.Г., к.б.н., доцент, декан ЕГФ МГПУ;

Воскобойников Г.М., д.б.н., профессор, зав. лабораторией альгологии ММБИ КНЦ РАН




    1. Пояснительная записка:

Курс «Гидробиология» разработан для студентов, обучающихся по специальности «Биология». Освоение данной дисциплины требует соответствующей подготовки по химии, микробиологии, ботанике, зоологии, экологии и ряду других дисциплин, поэтому курс целесообразно читать не ранее 3 года обучения.

Аудиторные занятия по курсу включают лекции и практические работы. 40 часов отводится на самостоятельную работу студентов. В теоретической части всесторонне рассматриваются особенности обитания в водной среде (гидросфере), много внимания уделяется изучению различных жизненных форм гидробионтов. Расположение материала по темам и их последовательность подчинены задаче создать у слушателей представление о гидробиологии как комплексной экологической дисциплине, всесторонне раскрывающей связи явлений и процессов, происходящих в водоемах. Знания, полученные в процессе изучения курса, несомненно, окажутся полезными как специалистам-биологам, так и учителям биологии средней школы, поскольку раскрывают принципы изучения экологических процессов в различных местообитаниях и значительно углубляют знания о населении водоемов. На практических занятиях студенты знакомятся со способами сбора и первичной обработки водных организмов, осваивают простейшие методы расчета продукции водных экосистем и оценки качества природных вод по биологическим показателям.

В результате освоения курса специалист должен:



  • владеть в необходимом объеме понятийным аппаратом современной гидробиологии;

  • уметь объяснять причины возникновения различных жизненных форм гидробионтов;

  • знать основные направления гидробиологии (продукционная, популяционная, санитарная и др.);

  • понимать законы функционирования водных экосистем и механизмы воздействия на них антропогенного фактора;

  • уметь организовывать простейшие гидробиологические исследования и осуществлять оценку качества природной воды по биологическим показателям.




    1. Дисциплина относится к региональному блоку дисциплин предметной подготовки, поэтому требований ГОС ВПО к ее содержанию нет. Однако, основные дидактические единицы, которые должны быть освоены студентами, определены:

Физико-химические свойства воды и грунта. Условия обитания в водоемах, действие основных абиотических факторов на гидробионтов. Основные жизненные формы гидробионтов. Особенности обитания в океане. Общая характеристика населения океана. Особенности обитания в пресных водах, характеристика населения озер, рек, болот и подземных водоемов. Оценка ресурсов гидросферы. Проблема чистой воды.


    1. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:




№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоем-кость

Всего аудит

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1

050102 Биология

4

7

80

32

20

12




48

зачет

2

050102 Биология с доп. спец. географией

3

6

80

30

18

12




50

зачет




    1. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб


1

Введение.

2

2







2

2

2







2

2

Тема 1. Условия сущест-вования в водной среде.

4

2

2




8

2

2







10

3

Тема 2. Гидросфера и ее население.

8

6

2




12

6

4

2




14

4
Тема 3. Основные про-
цессы жизнедеятельнос-
ти гидробионтов.

4

2

2




6

4

2

2




8

5

Тема 4. Популяции гидробионтов.

4

2

2




4

4

2

2




4

6

Тема 5. Гидробиоценозы.

4

2

2




6

4

2

2




4

7

Тема 6. Водные экосистемы.

4

2

2




6

4

2

2




6

8



Тема 7. Экологические аспекты проблемы чис-той воды и охраны гидросферы.


2

2







4

4

2

2




2

9

Всего

32

20

12




48

30

18

12




50

Примечание: Вариант 1 для специальности 050102 Биология

Вариант 2 для специальности 050102 Биология с дополнительной

специальностью географией


1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
Введение. Предмет, задачи и методы гидробиологии. Общие принципы и понятия гидробиологии. Возникновение и развитие науки.

Тема 1. Условия существования в водной среде.

Особенности обитания в водной среде. Ведущие абиотические факторы в воде. Температура, свет, звук, электричество. Химический состав и строение воды и грунта. Плотность воды, термические особенности, вязкость. Движение воды. Понятие о водных массах.



Тема 2. Гидросфера и ее население.

Основные жизненные формы гиробионтов. Планктон и нектон. Плавучесть. Активное движение. Пассивное движение. Миграции. Бентос и перифитон. Удержание на твердом субстрате. Защита от засыпания взвесью. Движение. Миграции. Пелагобентос, нейстон и плейстон.

Мировой океан и его население. Общая характеристика населения. Население пелагиали. Население бентали. Население разных широт и разных глубин.

Континентальные водоемы и их население. Реки, озера, болота, искусственные водоемы.

Подземные воды и их население. Пещерные воды. Интерстициальные воды.

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности

гидробионтов.

Питание. Пища гидробионтов, обеспеченность пищей. Способы добывания пищи. Спектры питания и пищевая элективность. Интенсивность питания и усвоения пищи. Ритмы питания.

Водно-солевой обмен. Защита от обсыхания. Защита от осмотического обезвоживания и обводнения. Осмоизоляция и осморегуляция. Солевой обмен и выживаемость. Население вод разной солености.

Дыхание. Адаптации к газообмену. Адаптации к использованию растворенного и атмосферного кислорода. Интенсивность дыхания. Зависимость интенсивности газообмена от внешних условий. Устойчивость гидробионтов к дефициту кислорода и заморные явления в водоемах.

Размножение гидробионтов.

Тема 4. Популяции гидробионтов.

Величина и плотность популяций. Структура (хорологическая, возрастная, половая). Внутрипопуляционные отношения и группировки. Функциональные особенности популяций: увеличение численности, биологическая продукция, эффективность использования пищи, энергобаланс.

Динамические показатели популяций: рождаемость, смертность, рост популяций. Динамика численности и биомассы: суточная, сезонная, годовая. Непериодические изменения.

Тема 5. Гидробиоценозы.

Структура гидробиоценозов: трофическая, видовая, хорологическая, размерная. Межпопуляционные отношения в гидробиоценозах. Трансформация веществ и энергии. Основные биоценозы морей и континентальных водоемов.



Тема 6. Водные экосистемы.

Структурные и функциональные особенности водных экосистем. Взаимодействие живого и косного компонентов. Устойчивость экосистем. Круговорот основных биогенных элементов в водных экосистемах. Новообразование органического вещества: фотосинтез и хемосинтез. Динамика экосистем. Сукцессия. Флуктуация и трансформация экосистем.

Продуктивность экосистем. Первичная продукция: способы оценки и выражения. Величина первичной продукции в различных водоемах. Вторичная продукция. Методы расчета. Темпы и эффективность вторичного продуцирования в различных группах гетеротрофов.

Биологические ресурсы гидросферы, их освоение и воспроизводство. Мировой промысел гидробионтов. Охрана и повышение эффективности естественного воспроизводства промысловых видов. Акклиматизация гидробионтов. Аквакультура. Рыбоводство в пресноводных водоемах. Марикультура. Аквакультура беспозвоночных и водорослей.



Тема 7. Экологические аспекты проблемы чистой воды и

охраны гидросферы.

Загрязнение водоемов. Химическое загрязнение. Антропогенная эвтрофикация и термофикация водоемов. Биологическое самоочищение водоемов и формирование качества воды. Экологические основы очистки вод: очистка сточных водоемов. Экологические основы питьевого водоснабжения. Экологические основы охраны гидросферы. Биологическая индикация состояния воды. Токсикологический контроль. Гидробиологический мониторинг.


1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

2
3

4
5

6

7


8


Введение. История био-логических исследований в

Баренцевом море.



Условия существования в водной среде. Грануло-метрическая характеристика

осадков. Влияние магнетиз-ма, электричества и шума на

гидробионтов.

Гидросфера и ее населе-ние. Жизненные формы гидробионтов. Адаптации к местам обитания.

Основные процессы жизне- деятельности гидробион-тов. Способы питания: фильтрация, седиментация, собирательство, охота. Спо-собы защиты от хищников.

Популяции гидробионтов.

Структура и динамика чис-ленности популяций


Гидробиоценозы. Пищевые цепи и сети в водных био-ценозах, межвидовые отно-шения
Водные экосистемы. Ми-ровой промысел гидро-бионтов. Охрана промыс-ловых видов. Акклима-тизация гидробионтов. Ак-вакультура.

Экологические аспекты проблемы чистой воды и

охраны гидросферы. Очистка сточных вод. Пить-евое водоснабжение.

- самостоятельное изучение
- самостоятельное изучение

- подготовка рефератов, самостоятельное изуче-

ние
- самостоятельное изучение, подготовка сообщений на семинаре

- расчеты некоторых статических и динами-ческих показателей по-пуляции

- составление пастбищ-ных и детритных цепей питания, расчеты индек-

сов видового разнообра-зия

- самостоятельное изучение

- экскурсия на водо-очистные предприятия г. Мурманска



2

6
10


6
4

4

6
2


- семинар

- выполнение тестов

- защита рефератов

- выступление на семинарах


- выступление на семинарах
- выполнение конт-рольной работы

- выполнение конт-рольной работы


- выступление на семинарах



- выступление на семинарах; отчет об экскурсии




1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

Тематическое планирование лекций
Лекция 1. Введение. Предмет, задачи и методы гидробиологии. Общие принципы и понятия гидробиологии. Возникновение и развитие науки.

Лекция 2. Особенности обитания в водной среде. Ведущие абиотические факторы в воде: температура, свет, звук, электричество и др. Понятие о водных массах.

Лекция 3. Основные жизненные формы гидробионтов. Планктон и нектон. Бентос и перифитон. Пелагобентос, нейстон и плейстон.

Лекция 4. Мировой океан и его население. Общая характеристика населения.

Лекция 5. Континентальные водоемы и их население. Подземные воды и их население. Пещерные воды. Интерстициальные воды.
Лекция 6. Основные процессы жизнедеятельности гидробионтов. Питание. Водно-
солевой обмен. Дыхание. Размножение.

Лекция 7. Структура популяций гидробионтов (хорологическая, возрастная, половая). Внутрипопуляционные отношения и группировки.

Лекция 8. Структура гидробиоценозов: трофическая, видовая, хорологическая,

размерная.

Лекция 9. Структурные и функциональные особенности водных экосистем. Динамика экосистем.

Лекция 10. Сукцессия. Флуктуация и трансформация экосистем. Продуктивность экосистем.

Лекция 11. Биологические ресурсы гидросферы, их освоение и воспроизводство.

Лекция 12. Экологические аспекты проблемы чистой воды и охраны гидросферы.
Разработки практических занятий
Занятие 1. Методы гидробиологических исследований.

Вопросы для обсуждения.

  1. Основные приборы и оборудование, используемое для определения абиотических факторов среды.

  2. Орудия лова планктонных и бентосных животных.

Задания.

  1. Зарисовать дночерпатель и его замыкающий механизм.

  2. Зарисовать планктонную сеть.

  3. Зарисовать водные термометры, батометры.

  4. Ознакомиться с методом Винклера для фиксации растворенного в воде кислорода.


Занятие 2. Основные жизненные формы планктонных животных.

Вопросы для обсуждения.

  1. Приспособления к обитанию в толще воды.

  2. Таксономическая принадлежность планктонных животных.

  3. Сезонные изменения формы и суточные миграции. Их биологическое значение.

Задания.

  1. Рассмотреть под микроскопом и зарисовать представителей планктонных водорослей.

  2. Рассмотреть под микроскопом и зарисовать представителей меро- и голопланктона северных морей.


Занятие 3. Размерные категории планктонных животных.

Вопросы для обсуждения.

  1. Методы обработки планктонных проб.

  2. Качественные и количественные характеристики планктонных животных.

Задания.

  1. Составить таблицу с размерными характеристиками планктона. Записать примеры к каждому размеру.


Занятие 4. Приспособление животных к обитанию на дне водоемов.

Вопросы для обсуждения.

  1. Основные жизненные формы бентосных животных.

  2. Методы обработки проб бентоса.

Задания.

  1. Рассмотреть и зарисовать иглокожих, двустворчатых и брюхоногих моллюсков.

  2. Рассмотреть и зарисовать трубки полихет. Отметить материал, из которого они сделаны. Заполнить таблицу:




№ п/ п

Характер

трубки


Образ жизни

Примеры














Занятие 5. Основные процессы жизнедеятельности водных животных.

Вопросы для обсуждения.

  1. Типы питания и соответствующие им органы захвата пищи;

  2. Органы дыхания различных животных;

  3. Способы размножения;

  4. Типы развития, личинки гидробионтов.

Задания.

  1. Составить детритные пищевые цепи, включив в них гидробионтов с разными типами получения пищи. Нарисовать схему движения органического вещества по этим цепям.

  2. Нарисовать схемы размножения: гидроидных полипов, сцифомедуз, двустворчатых моллюсков, креветок.

  3. Отметить основные закономерности нереста рыб с пелагической и донной икрой.


Занятие 6. Защитные приспособления водных организмов.

Вопросы для обсуждения.

  1. Способы защиты от неблагоприятных факторов среды (осушения, перемены температуры, изменения солености).

  2. Способы защиты от хищников (окраска, форма, отпугивание и др.).

  3. Приспособления хищников для ловли добычи (подстерегание, приманивание и др.).

Задание.

  1. Подготовить презентацию об отношениях в системе «хищник-жертва» среди водных организмов.



Занятие 7. Изучение структуры популяций гидробионтов.

Вопросы для обсуждения.

  1. Возрастная структура популяций.

  2. Половая структура.

  3. Пространственная структура.

Задание.

  1. Построить размерно-частотную гистограмму популяции литоральных бокоплавов в разные сезоны года. Проанализировать ее, определить время появления разных генераций.

  2. Определение возраста животных. Подсчет возраста двустворчатых моллюсков по годовым кольцам. Определение возрастных групп.

  3. Расчет соотношения полов в популяциях разных гидробионтов.


Занятие 8. Методы определения продукции водных организмов. Методы оценки качества воды по биологическим показателям.

Вопросы для обсуждения.

  1. Понятие первичной продукции сообществ. Валовая и чистая продукция.

  2. Вторичная продукция.

  3. Скорость продуцирования в экосистемах.

  4. Понятие о сапробности.

Задание.

  1. Рассчитать продукцию популяции планктонных ракообразных по предложенным данным.

  2. Рассчитать продукцию литоральных ракообразных по предложенным данным.

  3. Определить сапробность водоемов г.Мурманска по предложенным данным.



1.8. Методическое обеспечение дисциплины

Литература основная





  1. Березина Н.А. Гидробиология. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

  2. Березина Н.А. Практикум по гидробиологии. М.: «Агропромиздат», 1989.

  3. Жадин В.И., Герд С.В. Реки, озера и водохранилища СССР. Их фауна и флора. М.: Изд. Мин. просвщения РСФСР,1961.

  4. Константинов А.С. Общая гидробиология. М.: Высшая школа, 1979.

  5. Методы определения продукции водных животных. Методическое руководство и материалы. Минск: Вышэйшая школа. 1968.

  6. Тимофеев С.Ф. Гидробиология. Методические указания к лабораторным работам. Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 1998.



Литература дополнительная




  1. Богатова И.Б. Рыбоводная гидробиология. М.: Пищевая промышленность, 1980.

  2. Вербина Н.М. Гидромикробиология. М.: Пищевая промышленность, 1980.

  3. Голубовская Э.К. Биологические основы очистки воды. М.: Высшая школа, 1978.

  4. Зайцев Ю.П. Жизнь морской поверхности. Киев: Наукова думка, 1974.

  5. Зенкевич Л.А. Моря СССР. Их фауна и флора. М.: Гос. Уч. - пед. изд. Мин. просвещ. РСФСР, 1956.

  6. Руководство по методам биологического анализа морской воды и донных отложений. Л.: Гидрометеоиздат, 1980.

  7. Современные методы количественной оценки распределения морского планктона. М.: Наука, 1983.

  8. Яшнов В.А. Практикум по гидробиологии. М.: Высшая школа, 1969.


1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
1.9.1. Перечень используемых технических средств.

При проведении занятий используются: кадаскоп, телевизор с видеомагнитофоном, мультимедийный проектор.


1.9.2. Перечень используемых пособий.

Используются методические пособия:

С.Ф.Тимофеев

В.Ф.Брязгин

1.9.3. Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения.

Электронные коллекции фотографий;

Электронные версии тестов по курсу.


    1. Примерные зачетные тестовые задания.


Тест по теме «Общая характеристика населения океанов»
1.Зона океана, приуроченная к глубоководным желобам, называется:

А) абиссаль

Б) литораль

В) пелагиаль

Г) ультраабиссаль

2. Тип распространения гидробионтов, при котором один и тот же вид обитает у полюсов, но отсутствует в более низких широтах, называется:

А) циркумполярный

Б) биполярный

В) амфибореальный

Г) космополитный

3. Жизненная форма гидробионтов, часть тела которой погружена в воду, а часть находится на воздухе, называется:

А) плейстон

Б) нейстон

В) нектон

Г) перифитон

4. Средняя глубина Мирового океана составляет:

А) 1000 м

Б) 700 м


В) 10 000 м

Г) 3000 м

5. Течение, возникающее под действием трения воздушных масс о водную поверхность, называется:

А) приливным

Б) градиентным

В) фрикционным

Г) стоковым

6. К нектону относятся:

А) циклопы и дафнии

Б) жемчужница и малый прудовик

В) сельдь и треска

Г) осьминог и тридакна

7. Планктонным организмом не является:

А) медуза аурелия

Б) луна-рыба

В) личинка краба

Г) кальмар-стрелка

8. К жестким грунтам не относится:

А) галька

Б) песок


В) гравий

Г) валуны

9. При переходе организмов из нормальной морской солености в опресненные моря:

А) увеличивается размер тела

Б) возрастает плодовитость

В) уменьшается размер тела

Г) размер не изменяется

10. Видовое богатство морской фауны по мере продвижения с севера на юг:

А) возрастает

Б) снижается

В) не изменяется

Г) закономерность отсутствует





    1. Примерный перечень вопросов к зачету.


Вопросы к зачету


  1. Предмет, задачи и методы гидробиологии. Основные понятия гидробиологии.

  2. Особенности обитания в водной среде. Ведущие абиотические факторы в воде.

  3. Температура, ее влияние на водных обитателей. Основные приспособления гидробионтов к изменениям температуры.

  4. Свет, его влияние на водных обитателей. Основные приспособления гидробионтов к изменениям света.

  5. Звук, электричество. Их влияние на водных обитателей. Основные приспособления гидробионтов к распространению звуковых и электрических волн в водной среде.

  6. Химический состав и строение воды и грунта. Их влияние на водных обитателей.

  7. Плотность воды, термические особенности, вязкость. Движение воды. Их влияние на водных обитателей.

  8. Понятие о водных массах.

  9. Основные жизненные формы гиробионтов. Планктон и нектон. Плавучесть. Активное движение. Пассивное движение. Миграции.

  10. Бентос и перифитон. Удержание на твердом субстрате. Защита от засыпания взвесью. Движение. Миграции.

  11. Пелагобентос, нейстон и плейстон.

  12. Мировой океан и его население. Общая характеристика населения.

  13. Население разных широт и разных глубин.

  14. Континентальные водоемы и их население. Реки, озера, болота, искусственные водоемы.

  15. Подземные воды и их население. Пещерные воды.

  16. Питание. Пища гидробионтов, обеспеченность пищей.

  17. Способы добывания пищи. Спектры питания и пищевая элективность.

  18. Ритмы питания.

  19. Водно-солевой обмен. Защита от обсыхания.

  20. Защита от осмотического обезвоживания и обводнения. Население вод разной солености.

  21. Дыхание. Адаптации к газообмену. Адаптации к использованию растворенного и атмосферного кислорода.

  22. Устойчивость гидробионтов к дефициту кислорода и заморные явления в водоемах.

  23. Размножение гидробионтов.

  24. Величина и плотность популяций. Структура (хорологическая, возрастная, половая).

  25. Внутрипопуляционные отношения и группировки.

  26. Функциональные особенности популяций: увеличение численности, биологическая продукция, эффективность использования пищи, энергобаланс.

  27. Динамические показатели популяций: рождаемость, смертность, рост популяций.

  28. Динамика численности и биомассы: суточная, сезонная, годовая. Непериодические изменения.

  29. Структура гидробиоценозов: трофическая, видовая, хорологическая, размерная.

  30. Структурные и функциональные особенности водных экосистем. Устойчивость экосистем.

  31. Взаимодействие живого и косного компонентов. Круговорот основных биогенных элементов в водных экосистемах.

  32. Новообразование органического вещества: фотосинтез и хемосинтез.

  33. Продуктивность экосистем. Первичная продукция: Величина первичной продукции в различных водоемах.

  34. Вторичная продукция. Методы расчета. Темпы и эффективность вторичного продуцирования в различных группах гетеротрофов.

  35. Биологические ресурсы гидросферы, их освоение и воспроизводство. Мировой промысел гидробионтов.

  36. Охрана и повышение эффективности естественного воспроизводства промысловых видов. Акклиматизация гидробионтов. Аквакультура. Рыбоводство в пресноводных водоемах. Марикультура. Аквакультура беспозвоночных и водорослей.

  37. Загрязнение водоемов. Химическое загрязнение.

  38. Антропогенная эвтрофикация и термофикация водоемов.

  39. Биологическое самоочищение водоемов и формирование качества воды.

  40. Экологические основы очистки вод: очистка сточных водоемов.




    1. Экзамен по курсу «Гидробиология» не предусмотрен учебным

планом.


    1. Примерная тематика рефератов.

1. Основные донные биоценозы Баренцева моря.



  1. Население литорали Баренцева моря.

  2. Биологические ресурсы северных морей.

  3. Перспективно-промысловые виды животных Баренцева моря.

  4. Наиболее продуктивные зоны мирового океана и характеристика их населения.

  5. Население пещерных вод, приспособления животных к условиям обитания.

  6. Возможности использования гидробионтов для индикации состояния воды.




  1. 14. Примерная тематика курсовых работ.

1. Изучение жизненных форм гидробионтов в зависимости от основных

абиотических факторов: температуры, света, течений, характера грунта, содержания кислорода в воде.


  1. Континентальные водоемы Мурманской области и их население.

  2. Способы добывания пищи гидробионтами. Спектры питания и пищевая элективность.

  3. Структура гидробиоценозов Баренцева моря: трофическая, видовая, хорологическая, размерная.

  4. Основные биоценозы морей и континентальных водоемов.

  5. Продуктивность водных экосистем.

  6. Общая характеристика населения мирового океана.

  7. Экологические проблемы водоемов Мурманской области.

  8. Структура популяций литоральных бокоплавов.




  1. 15. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

«Экологическое состояние литорали Кольского залива»

«Экскурсии на литораль Кольского залива как средство реализации регионального компонента в школьном образовании»

«Популяционная характеристика некоторых гидробионтов»

«Экологическая характеристика фауны Баренцева моря»


  1. 16. Методика исследования.

При проведении исследований по гидробиологии для написания курсовых и дипломных проектов используются стандартные методики сбора, коллекционирования и фиксации материала. Применяется методика использования количественных рамок для сбора литоральных животных. Абиотические факторы среды измеряются с помощью термометров, психрометров. Для определения солености воды используется набор ареометров. При камеральной обработке проводится измерение размеров и определение массы тела, определение видовой принадлежности с помощью определителей. В полевых исследованиях применяется метод наблюдения, подсчета, мечения отдельных животных, простейшие экспериментальные методы.



    1. Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов погидробиологии.



Список


студен-тов

ЛК


Практические работы

Тесты



Реферат

Зачет






Посе-

щение


Рабо-

та


Сдача

Тет-радь

Под-готовка

Защита























Max

кол-во

баллов

28


6


6

6

6


18


10


10


10


Примечание: 1) если студент набирает за все виды работы максимально возможное количество баллов (90), ему добавляется 10 баллов и зачет выставляется автоматом;

2) на занятиях баллы снимаются за нарушение дисциплины (замечания, опоздания, отсутствие тетради, пользование мобильным телефоном).


РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
При заочной форме обучения на аудиторные занятия по данной дисциплине выделяется 6 часов лекций и 4 часа практических занятий. На лекциях рассматриваются вопросы предмета и задач исследования, обсуждается значение водных объектов в природе и жизни человека, обращается внимание на влияние деятельности человека на поверхностные и подземные воды. Этот материал призван мотивировать студентов на изучение дисциплины. В дальнейшем рассматриваются наиболее сложные вопросы – о методах расчета продукции водных экосистем, о механизмах процессов жизнедеятельности. Остальной материал выносится на самостоятельное изучение.

На практических занятиях студентам предлагается для знакомства и определения представители планктонных и бентосных животных Баренцева моря. Во время вскрытий и работы с увеличительными приборами (бинокулярные лупы) студенты-заочники овладевают навыками практической работы, которые необходимы учителю в школе.



При самостоятельной работе над изучением курса студентам рекомендуется придерживаться следующего плана работы:

  1. Прочитать теоретический материал по одному из рекомендованных учебников.

  2. Ответить на вопросы для самопроверки.

  3. Выполнить задания по заполнению таблиц, составлению схем, сделать необходимые рисунки в тетради.

  4. На этапе заключительной проверки знаний по теме рекомендуется выполнить один из тестов, представленных в данном УМК.


Вопросы для самопроверки:

Тема. Введение.

  1. Назовите основные этапы становления гидробиологии.

  2. Назовите фамилии ученых-гидробиологов, проводивших исследования в Баренцевом море.

  3. Какие орудия сбора водных животных Вы знаете?

Тема. Условия существования в водной среде.

  1. Какой фактор ограничивает распространение растений в водной среде?

  2. Почему в воде возможны такие жизненные формы, как планктонные и прикрепленные животные?

  3. Какое влияние оказывает на гидробионтов характер грунта?

  4. Какие виды движения воды Вы знаете?

Тема. Гидросфера и ее население.

  1. Назовите основные жизненные формы водных животных и растений. Приведите примеры.

  2. Какие особенности распространения фауны океана Вы можете назвать?

  3. В чем особенность населения текучих водоемов.

  4. Назовите адаптации животных к жизни в пещерных и подземных водах.

  5. Что такое «реликт»? Приведите примеры реликтов.

Тема. Основные процессы жизнедеятельности гидробионтов.

  1. Чем способ питания фильтрацией отличается от седиментации?

  2. Какие принципы поиска и добычи пищи должны соблюдаться у гидробионтов?

  3. Чем объясняется высокая плодовитость рыб, имеющих пелагическую икру?

  4. Почему многие прикрепленные бентосные животные шире распространены, чем некоторые подвижные?


Задания для самостоятельной работы студентов заочного отделения.


  1. Закончить заполнение схемы:




Виды движений воды в океане
















Течения


















  1. Заполнить таблицу:



Способ питания

Фильтраторы

Детритофаги

Седиментаторы

Хищники

Примеры
















  1. Соотнесите названия личинок гидробионтов с названием взрослых животных, которым они принадлежат:

Планула Европейская жемчужница

Глохидий Прикрепленные полихеты

Трохофора Кишечнополостные


РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал