Учебно-методический комплекс дисциплины



Скачать 358.62 Kb.
страница1/3
Дата27.04.2016
Размер358.62 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ «ЧГПУ»)

Кафедра географии и методики обучения географии


УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры:

«_____» ______________ 20____ г.

протокол №____________________

зав. кафедрой __________________

Учебно-методический комплекс дисциплины


«История и методология природопользования»


Направление подготовки: 022000 Экология и природопользование

Профиль: Природопользование


Степень: Бакалавр ( дневное отделение)

Составитель:
к.г.н. доцент

кафедры географии и МПГ

Мусатов В.А.

Челябинск, 2014



ОГЛАВЛЕНИЕ




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………. 3


  2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСЦИПЛИНЫ……………………..……………………….. 7

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА…………… 8

  2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА……………………………………………………….... 8

  3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА …………………………………………………….... 10

6. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ……………………………………… 14

7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 18

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ………………………………………...….. 25

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

До сегодняшнего дня человечество продолжает восходящее движение в сторону технократического изменения окружающей среды. Совершенствование методик извлечения сверхприбыли привело к устойчивому переходу локального экологического кризиса в глобальные формы. Это положение привело к необходимости совершенствования методик природопользования.

Современный экологический кризис, несомненно, является результатом несовершенства природопользования. Характер и интенсивность природопользования менялись исторически и методологически, что и определяло степень воздействия человека на окружающую среду. Именно поэтому, общие представления об исторических и методологических аспектах природопользования должны лежать в основе подготовки бакалавров. Учебный предмет «История и методология природопользования» (индекс Б1.В.1) относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу и не претендует на углубленное изучение предмета, он формирует лишь базовые компетенции на начальной стадии подготовки.

Изучение курса «История и методология природопользования» базируется на знаниях и умениях, сформированных в процессе прохождения школьного курса, поэтому требует большого объема диалогового режима. Особенность курса – высокая информационная насыщенность. Курс делится на два раздела (исторический и методологический), которые взаимно дополняют друг друга.

Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 «Экология и природопользование», профиль: «Природопользование».

Цель освоения данного курса – сформировать компетенции, предусмотренные для данного профиля федеральным государственным образовательным стандартом.


Задачи курса:


  1. Формирование системы знаний об историческом совершенствовании методологии природопользования.

  2. Формирование умений ретроспективной историко – методологической оценки современных положений природопользования.

  3. Развитие профессиональной эрудиции и коммуникабельности.

  4. Развитие творческих способностей.



МАТРИЦА СООТВЕТСТВИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ РАЗДЕЛАМ ДИСЦИПЛИНЫ


Компетенции

Введение

Раздел 1

Раздел 2

(ОК-1) Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

+




+

(ОК-2) Уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

+

+

+

(ОК-3) Понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

+




+

(ОК-6) Иметь базовые знания в области информатики и современных геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умение создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета, владеть ГИС-технологиями; уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач.

+

+





(ОК-13) Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером, как средством управления информацией.

+




+

(ПК-10) Знать теоретические основы биогеографии, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии.

+

+

+


СООТВЕТСТВИЕ ЦЕЛЕЙ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ


п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии

с ФГОС ВПО и ООП)

Знания, умения и навыки, обеспечивающие формирование компетенций

(в соответствии с ФГОС ВПО и ООП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины, обеспечивающие формирование компетенции

1

(ОК-1) Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

    1. Знать

- основные закономерности взаимодействия человека и общества;

- основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества;

- особенности современного экономического развития мира;

- основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе;

- основы современных информационно-коммуникационных технологий сбора, обработки и представления информации;

- закономерности эволюции, воспроизводства и территориальной организации населения

1.2 Уметь

- понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в географии;

- применять экономико-географические знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности;


Должен знать:

- сущность и географические особенности естественного движения населения, его половозрастного, религиозного, социального состава, трудовых ресурсов;

- классификации народов мира и основные черты их распространения на земном шаре;

- различия в географических формах расселения в зависимости от конкретных условий и факторов;

-темпы, уровни, формы урбанизации во всем мире, в отдельных регионах и странах;

- экологические проблемы урбанизации.

Должен уметь:

- пользоваться географическими картами, статистическими данными, геоинформационными системами, учебной и научной литературой;

- сопоставлять демографические, социально-экономические и другие показатели;

- осуществлять группировку различных социально-экономических явлений и процессов;

- устанавливать связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории.


2

(ОК-2) Уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

2.1. Уметь работать с коллекциями цифровых образовательных ресурсов

2.2. Уметь планировать процесс самообразования, осуществлять поиск необходимой информации.



Должен знать:

- структуру построения докладов и сообщений в области истории и методологии природопользования

Должен уметь:

- логически последовательно и грамотно построить доклад по предлагаемым темам в процессе изучения курса



3

(ОК-3) Понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

3.1. Владеть навыками публичного выступления.

3.2. Уметь аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию.



Должен знать:

- основы построения методик природользования, приемов и методов натурных экспедиционных исследований

Должен уметь:

- грамотно и обоснованно излагать предлагаемый материал




4

(ОК-6) Иметь базовые знания в области информатики и современных геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умение создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета, владеть ГИС-технологиями; уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач.

4.1. Знать

- основы природопользования и охраны природы;

- глобальные экологические проблемы;

- глобальные эколого-политические проблемы;

- эколого-политические проблемы России.

4.2. Владеть

- навыками измерений основных физико-географических и геоэкологических характеристик при производстве натурных измерений на местности;

- современными методами геоэкологических исследований, включая использование геоинформационных технологий;

- различными способами представления геоэкологической информации и результатов исследований.


Должен знать:

- экологические проблемы мира, России, Челябинской области, основные принципы охраны природы в мире и России;

- основные способы статистической обработки для геоэкологических исследований.

Должен уметь:

- составлять геоэкологическую характеристику любого региона (или большого города) РФ по экологическому атласу России;

- составлять геоэкологический прогноз для любого из экономических районов России и сопредельных стран, используя рекомендованную литературу и глобальную компьютерную сеть.

Должен владеть:

- основными навыками проведения геоэкологических исследований;

- анализом степени остроты экологических ситуаций в любом районе РФ и сопредельных стран; Навыками анализа ландшафтных экологических карт, специальных экологических и комплексных экологических карт РФ и


5

(ОК-13) Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией.

5.1. Знать

- основные исторические этапы и закономерности формирования систем природопользования, их глобальные и региональные проблемы;

5.2. Уметь

- оценивать глобальные проблемы природопользования.

5.3.Уметь организовывать исследовательскую работу по технологии.


Должен знать:

- роль географических, социально-экономических, культурных и исторических факторов на формирование региональных систем природопользования;

- механизмы взаимодействия человека с окружающей средой: адаптацию, трансформацию, миграцию.

Должен уметь:

- оценивать состояние природопользования крупнейших регионов России;

- обосновывать оптимальные системы природопользования регионов;

- прогнозировать состояние природной среды конкретного региона;

- формировать рекомендации о мероприятиях по устойчивому развитию регионов.

Должен владеть:

- навыками проведения теоретических и экспериментальных исследований в регионах для выявления проблем природопользования.



6

(ПК-10) Знать теоретические основы биогеографии, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии.





Должен знать:

- роль географических, социально-экономических, культурных и исторических факторов на формирование региональных систем природопользования;

- механизмы взаимодействия человека с окружающей средой: адаптацию, трансформацию, миграцию.

Должен уметь:

- оценивать состояние природопользования крупнейших регионов России;

- обосновывать оптимальные системы природопользования регионов;

- прогнозировать состояние природной среды конкретного региона;

- формировать рекомендации о мероприятиях по устойчивому развитию регионов.

Должен владеть:

- навыками проведения теоретических и экспериментальных исследований в регионах для выявления проблем природопользования.



Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий, выполнение проектов, тестовый контроль знаний. Выполнение учебных проектов допускает взаимодействие с другими образовательными учреждениями г. Челябинска и Челябинской области.

Курс объемом (78 часов) изучается в 1 семестре:

• лекции – 16 часов;

• семинары – 36 часов.

Итого:


• аудиторных – 52 часа;

• самостоятельная работа студентов – 26 часов.

Изучение курса завершается экзаменом.



  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Основная литература
1. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. «Экологические основы природопользования»: 5-е изд. перераб. и доп., М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2008-320с.

2. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. Учебник – 2-е издание, испр. М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2009-256с.

3. Колесников С.И. «Экологические основы природопользования». Учебник. Изд-во «Дашков и К», 2008-304с.
2.2. Дополнительная литература

1. Бобылёв С.Н. Экономика природопользования. - М., 2006.

2. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. - М., 2002.

3. Данилов-Данильян В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие. - М., 2000.

4. Экология антропогенных ландшафтов. – Новосибирск, 1997.

5. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь – справочник. - М., 1990.

6. Рунова Т.Г и др. Территориальная организация природопользования. - М., 1993.

7. Сладкопевцев С.А. Системы природопользования. - М., 1998.

8. Чибилёв А.А. Введение в геоэкологию. – Екатеринбург, 1998.

9. Агроэкология. - М., 2000.

10. Гареев А.М. Оптимизация водоохранных мероприятий в бассейне реки. - СПб., 1995.

11. Глазовский Н.Ф. Аральский кризис. - М., 1991.

12. Дьяконов К.Н., Аношко В.С. Мелиоративная география. - М., 1995.

13. Забелина Н.М. Национальный парк. - М., 1987.

14. Карабаш – зона особого внимания. Буклет. - Снежинск, 2001.

15. Маслов Н.В. Градостроительная экология. - М., 2001.

16. Орлов Д.С. и др. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. - М., 2002.

17. Тишков А.А. Экологическая реставрация нарушенных экосистем Севера. - М., 1996.

18. Толчельников В.С. Эрозия и дефляция почв. Способы борьбы с ними. - М., 1990.

19. Чибилёв А.А. Экологическая оптимизация степных ландшафтов. - Екатеринбург, 1992.

20. Чижова В.П. Рекреационные нагрузки в зонах отдыха. - М., 1977.

21. Чупахин В.М. Региональная экологическая схема борьбы с опустыниванием. - М., 1990.

22. Экологический мониторинг. – М., 1996.

23. Бродский А.К. Введение в проблемы биоразнообразия. – СПб., 2002.


3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Для реализации учебного процесса по дисциплине необходима учебная лекционная аудитория, оборудованная мультимедийным комплексом. Для организации самостоятельной работы студенты должны иметь доступ к персональным компьютерам, иметь возможность доступа в сеть интернет.


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Введение. Понятие о природопользовании. Содержание и задачи курса, его место в общей системе подготовки эколога. Природопользование как сфера общественно-производственной деятельности. Природопользование как основа жизнедеятельности и формирования человеческого общества. Фундаментальные проблемы взаимодействия общества и окружающей среды. Понимание единства общества и природы, их сопряженного исторического развития – основа создания рационального природопользования. Природопользование – наука о гармонизации человеческой деятельности в конкретных географических условиях.

Загрязнения окружающей среды и его влияние на условия жизни человека. Природно-антропогенные системы и их классификации. Сходства и различия понятий экология и природопользования.

Антропогенные изменения литосферы и причины их вызывающие. Прогибания земной коры, антропогенные землетрясения.

Антропогенные изменения атмосферы. Изменения климата во времени и пространстве.

Экологические проблемы гидросферы. Глобальные и региональные проблемы качества

Антропогенные изменения биосферы. Глобальные проблемы опустынивания и обезлесивания.

Глобальные экологические проблемы педосферы (почвенного покрова Земли). Зональность экологических проблем.

Понятие о разрушительных природных явлениях (РПЯ) в географической оболочке.

Понятие об экологическом кризисе.

Раздел 1. История природопользования.
Исторические этапы взаимодействия общества и природы. Исходные понятия: природа, окружающая среда, охрана природы, охрана окружающей среды. Географические типы природопользования.

История природопользования. Основополагающие понятия природопользования. Работы Ю.Н. Куражсковского; В.А. Анучина; М.Я. Лемешева. Основополагающие представления В.В. Докучаева и В.И. Вернадского о взаимоотношениях человека и природы.

Научная деятельность в сфере экологии, природопользования и почвоведения.

Направления и концепции в природопользовании. Региональный (территориальный) подход к природопользованию, его достоинства и недостатки. Конструктивно-географическое направление в природопользовании. Работы Д.Л. Арманда, И.П. Герасимова, Ю.К. Ефремова, А.А. Минца, Г.Ф. Хильми, В.С. Преображенского.

Природоохранное (экологическое) направление в природопользовании. Причины его возникновения. Работы Ж. Дорста, Б. Коммонера, И.И. Дедю, Н.Ф. Реймерса, А.В. Яблокова.

Ландшафтно-экологический подход в природопользовании. Обоснование и развитие его в трудах. Работы А.П. Винка, Р. Хаггета, А.Г. Исаченко, Ф.Н. Милькова, Ю.А. Веденина.

Исторические типы природопользования. Экологические кризисы прошлого.

Принципы охраны среды жизни, социальной психологии и поведения человека (Н.Ф. Реймерс); социально-экологические конфликты, их типология и пути решения;

Исторические и современные формы охраны природы в природопользовании. Исторические формы охраны природы. Концепции охраны природы и рационального использования природных ресурсов, их достоинства и недостатки. Загрязнение окружающей среды и его влияние на условия жизнедеятельности человека.

Охрана природы в древности и средневековье. Охрана природы в новое время. Основное содержание современного этапа охраны окружающей среды. Охрана природы в России (досоветский и советский периоды). Современные подходы к охране окружающей среды. Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды.

История природопользования в России. Традиционное природопользование в России и фактор отношения к окружающей среде. Сельское хозяйство как традиционное природопользование в России как фактор отношения к окружающей среде. Культура природопользования малых народов как фактор отношения к окружающей среде. Современное природопользование в России и Челябинской области.


Раздел 2. Методология природопользования.
Объект исследования – природные территориальные и природные аквальные комплексы (ПТК и ПАК). Ландшафт и его морфологическая структура.

Полевые комплексные физико-географические исследования и картографирование ПТК. Изучение фондовых материалов. Работа с топографическими аэрофото-, космическими и другими материалами для предварительного дешифрирования ПТК. Полевая документация. Рекогносцировка и выбор участка для детальных исследований. Точки наблюдений, ключевые участки, пробные площади, учетные площадки, почвенные ямы. Комплексное физико-географическое описание. Сбор образцов и других натурных экспонатов.

Полевые ландшафтно-экологические исследования.

Камеральная обработка материалов. Обработка материалов полевых комплексных физико-географических исследований и картографирования ПТК. Обработка материалов полевых ландшафтно-геохимических исследований.



Компьютерная обработка данных ландшафтно-экологических исследований. Компьютерная обработка экспедиционных данных. Создание банков данных на основе обработки материалов полевых наблюдений. Использование геоинформационных систем для анализа и представления экологической информации.



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал