Учебно-методический комплекс дисциплины



Скачать 400.08 Kb.
Дата04.05.2016
Размер400.08 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра анатомии, физиологии человека и животных
Утверждено

«12» сентября 2013г.

Протокол № 1

Зав. кафедрой, профессор

______________Д.З. Шибкова


Учебно-методический комплекс дисциплины

(учебная и рабочая программы и методические материалы к ним)



«ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ»

Б3.ДВ.10

Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование,

Профили: Химия. Биология»
Разработчик(и) УМКД:

ст. преподаватель кафедры анатомии, физиологии человека

и животных, к.б.н. М.В. Семенова

Челябинск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7

2.1. Список литературы…………………………………………………………..7

2.2. Список электронных ресурсов……………………………………………...9

III. ПРИМЕНЯЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 10

IV. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 10

V. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 10

VI. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 12

6.1. Тематическое планирование дисциплины 12

6.2. Содержание рабочей программы 13

6.2.1. Аудиторная работа 13

Лекции 13

Семинарские занятия 14

6.2.2. Самостоятельная работа студентов 15

VII. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 19

7.1. Критерии оценки ответа студентов на зачете 19

7.2. Список вопросов к зачету 19

7.3. Оценочные средства контроля формируемых компетенций 21

VIII. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 22

8.1. Основные понятия 22

8.2. Темы реферативных работ 23

8.3. Требования к написанию реферативной работы 24



I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс по выбору «Филогенетические основы поведения» направлен на формирование необходимых компетенций в области биологии, расширение представлений студентов о поведении животных, т.е. о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов и поведенческих реакций у животных и о предпосылках человеческого сознания.

Цель дисциплины – формирование у студентов современных представлений о поведенческих адаптациях организмов, их разнообразии и классификации форм поведения, их происхождении и развитии в онто- и филогенезе.

Содержание дисциплины предусматривает изучение основ этологии, современных представлений о поведении животных и человека, врожденных и приобретенных формах поведения, основ организации индивидуального поведенческого акта животного и закономерностей его формирования; индивидуальных особенностях поведения, происхождения и родственных связей форм поведения основных систематических групп животных и др.



Место учебной дисциплины в структуре ООП.Дисциплина относится к выборному компоненту естественнонаучного цикла. Шифр дисциплины в учебном плане – Б3.ДВ.10.

Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе освоения дисциплин: основы психологии, общей биологии, зоологии (беспозвоночных и позвоночных), физиологии человека и животных, генетики и эволюции, экологии. Для освоения курса студент должен иметь общие представление об основах психологии, о строении животных, их систематике, закономерностях онтогенеза и филогенеза, наследовании признаков и их развитии, о взаимоотношениях организмов одного и разных видов, о взаимодействии организмов со средой обитания. Т.о. курс «Филогенетические основы поведения» расширяет знания обучающихся по многим дисциплинам ООП.

Учебная программа по курсу «Филогенетические основы поведения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и ООП. Программа курса представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) бакалавриата по направлению подготовки 050100 – Педагогическое образование, профили: «Химия. Биология». Дисциплина изучается на 3 курсе, в V семестре в объеме 36 часа, в том числе самостоятельная работа 20 часов.

Организация учебного процесса по курсу предусматривает 8 часов лекционных занятий, 8 часов практических (семинарских) занятий и 20 часов самостоятельной работы студентов. Форма итоговой аттестации – зачет.

На лекционных занятиях излагаются основные теоретические и проблемные положения курса. Занятия проводятся с использованием современных технических средств обучения (мультимедийный проектор, видеофильмы и т.д.). Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и семинарских занятиях, закрепляются в ходе самостоятельной работы с учебниками, научной и методической литературой.

Для самостоятельной работы по курсу «Филогенетические основы поведения» студентам предлагается освоить наиболее простые теоретические разделы дисциплины, доступно изложенные в учебной литературе.



Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

ОК-4 – способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;

ПК-1 – способен реализовывать программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

СК-1 – владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные понятия, термины и определения этологии, системы контроля поведения животных; закономерности эволюции поведения.

Уметь: осуществлять анализ поведения организмов, выявлять его мотивацию, выявлять родственные связи между формами поведения разных групп организмов, оперировать понятиями и аргументировать выводы.

Владеть: базовыми представлениями об основных закономерностях поведения животных, о современных достижениях этологии.

Матрица соответствия компетенций разделам (модулям) дисциплины

Разделы (модули) дисциплины

Компетенции

ОК-4

ПК-1

СК-1

СК-4

Введение в этологию

+

+

+

+

Наследственно закрепленные формы поведения

+

+

+




Научение как индивидуально-приспособительная деятельность животных

+

+

+




Соответствие целей освоения дисциплины и формируемых компетенций

п/п


Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП)

Знания, умения, навыки (ЗУН), обеспечивающие формирование компетенции

(в соответствии с ФГОС ВПО и ООП)



Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции

1

ОК-4 – способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования.

Знать:

 Основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе.



Уметь:

Применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности




Знать:

Биологические основы поведенческих реакций животных и человека, основные понятия этологии как научной дисциплины, наследственно закрепленные и приобретенные формы поведения, роль естественного отбора в формировании поведения животных.



Уметь:

Применять знания в области этологии и зоопсихологии в учебно-профессиональной деятельности



2

ПК-1 – способен реализовывать программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях.

Знать:

 Содержание преподаваемого предмета;



Уметь:

 Проектировать элективные курсы с использованием последних достижений наук;

 Использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов.

Владеть:

Способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

 Способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.


Знать:

Содержание понятия поведенческие адаптации человека и животных, роль генетически детерминированных форм поведения и индивидуального опыта в адаптации организмов к условиям окружающей среды



Уметь:

Использовать современные данные этологии, зоопсихологии, теории эволюции в учебно-профессиональной деятельности



Владеть:

Навыками работы с современными научными, учебно-методическими, научно-популярными источниками информации в области этологии




3

СК-1 – Владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений

Знать:основные морфологические и физиологические понятия (рост, развитие, гетерохрония, возбуждение, торможение, метаболизм,

регуляция функций, адаптация и др.).



Уметь: оперировать основными понятиями

при изучении процессов, происходящих в организме.



Владеть: навыками применения основных понятий.

Знать:

Основные понятия этологии: врожденные и приобретенные в процессе индивидуального опыта формы поведения; представления о филогенезе и онтогенезе поведения, адаптивном значении различных поведенческих реакций



Уметь:

Оперировать основными этологическими понятиями



Владеть:

Навыками использования основных понятий курса в изучении дисциплин профессионального цикла



4

СК-4 – Способен применять системный подход в изучении живого и механизмов жизнедеятельности биологических систем

Знать:

основные законы, определяющие существование и взаимодействие биологических систем разных уровней;

современные представления о функционировании многоуровневых систем

Уметь:

применять принцип системности к анализу биологических явлений



Владеть:

основными приемами системного научного мышления



Знать:

Современные представления о поведении как целостных актах, регулируемых эндо и экзогенными системами

Направления изучения поведенческих реакций животных и человека (этология, зоопсихология, физиология высшей нервной деятельности, сравнительная психология и др.).

Уметь:

Применять системный подход к изучению и анализу поведения человека и животных.



Владеть:

Навыками системного анализа поведенческих реакций




II. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

2.1. Список литературы

Основная литература


  1. Зорина З.А. Основы этологии и генетики поведения: учебник / З.А. Зорина, И.И. Полетаева, Ж.И. Резникова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского университета, 2013. – 384 с.

  2. Иванов. И.И. Этология с основами зоопсихологии / И.И. Иванов. – М.: Лань, 2007. – 623 с.

  3. Константинов В.М. Поведение, экология и эволюция животных. Том 2 / В.М. Константинов. – Рязань: НП «Голос губернии», 2011. – 556 с.

  4. Константинов В.М. Поведение, экология и эволюция животных. Том 1 / В.М. Константинов. – Рязань: НП «Голос губернии», 2009. – 296 с.

  5. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. Эволюционный и физиолого-генетический аспекты поведения: монография / Л. В. Крушинский; авт. предисл.: Д.К. Беляев, А.Ф. Семиохина. – 3-е изд. – Москва: Либроком, 2009. – 270 с. – (Этология и зоопсихология)

  6. Курчанов Н.А. Поведение: эволюционный подход / Н.А. Курчанов. – Санкт-Петербург: СпецЛит, 2012. – 232с., ил.

  7. Скопичев В.Г. Поведение животных / В.Г. Скопичев. – СПб: ООО «Издательство «Лань», 2009. – 624 с.

  8. Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений / В.М. Смирнов, С.М. Будылина. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.

Дополнительная литература

  1. Баскин Л.М. Поведение копытных животных / Л.М. Баскин. – М.: Наука. – 297 с.

  2. Вагнер В.А. Биологические основания сравнительной психологии. Том 1. / В.А. Вагнер. – М.: Наука, 2005. – 360 с.

  3. Гороховская Е.А.. Этология: Рождение научной дисциплины / Гороховская Е.А. – С.-Петербург: «Алетея», 2001. – 224 с.

  4. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы (Издание 4-е, дополненное) / В.Р. Дольник. – СПб.: Паритет, ЧеРо-на-Неве, издание 4-е, дополненное, 2004. – 352 с.

  5. Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты / Д. Дьюсбери. – М.: Мир, 1981. – 480 с.

  6. Жуков Д.А. Биология поведения. Гуморальные механизмы / Д.А. Жуков. – М.: Речь, 2007. – 442 с.

  7. Зорина З.А. Зоопсихология. Элементарное мышление: Учебное пособие животных / З.А. Зорина. – М.: Аспект-Пресс, 2012. – 320 с.

  8. Иванов А.А. Практикум по этологии с основами зоопсихологии / А.А. Иванов, А.А. Ксенофонтова, О.А. Войнова. – М.: Лань, 2013. – 368 с.

  9. Кралль К. Мыслящие животные. Факты и мысли по поводу умственных способностей животных / К. Кралль. – М.: Либроком, 2012. – 230 с.

  10. Крушинский Л. В. Проблемы поведения животных. – Москва: Наука, 1993. – 318 с. – (Избранные труды).

  11. Крушинский Л. В. Эволюционно-генетические аспекты поведения. – Москва: Наука, 1991. – 256 с. – (Избранные труды).

  12. Лысов В.Ф. Основы физиологии и этологии животных / В.Ф. Лысов, В.И. Максимов. – М.: Колос. 2004. – 255 с.

  13. Мак-Фарленд Д.Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция / Д. Мак-Фарленд. – М.: Мир,1988. – 520 с.

  14. Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс / О. Меннинг. – М.: Мир, 1982. – 360 с.

  15. Мешкова Н.Н. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. 4-е изд. / Н.Н. Мешкова, Е.Ю. Федорович (сост.). – М: УМК "Психология", 2005. – 375 с.

  16. Никольская А.В. Зоопсихология и межвидовая психология: Учебник / А.В. Никольская. – Москва: ЭКСМО, 2011. – 352 с. – (Психологическое образование).

  17. Общий курс физиологии человека и животных: учебник: в 2 т. / Под ред. А.Д. Ноздрачева. – М.: Высшая школа, 1991.

  18. Основы физиологии человека: учебник: в 3 т. / Под ред, акад. РАМН Б.И. Ткаченко. – М.: Литера, 1998.

  19. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. Коммуникация в царстве животных и в мире людей / Е.Н. Панов. – М.: Либроком, 2011. – 504 с.

  20. Панов Е.Н. Индивидуальное – коллективное – социальное в природе и в обществе. Бегство от одиночества / Е.Н. Панов. – Изд. 2-е. – М.: Изд-во ЛКИ, 2011. – 640 с.

  21. Панов Е.Н. Механизмы коммуникации у птиц / Е.Н. Панов. – Изд.2, испр. – М.: Издательская группа URSS, 2009. – 304 с.

  22. Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций / Е. Н. Панов. – М.: Наука, 2012. – 424 с.

  23. Потт Э. Большая энциклопедия животных. Поведение животных. Том 4 / Э. Потт. – М.: ООО "Мир книги", 2003. – 192 с.

  24. Промптов А.Н. Очерки по проблеме биологической адаптации поведения воробьиных птиц / А.Н. Промптов. – М.: Либроком, 2010 – 320 с.

  25. Протопопов А.И. Инстинкты человека (Вторая редакция) / А.И. Протопопов, А.В. Вязовский. – Издательство: электронное издание, 2012. – 94 с.

  26. Сергеев Б.Ф. Половое поведение животных / Б.Ф. Сергеев. М.: Либроком, 2012. – 248 с.

  27. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб.пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. Заведений / В.М. Смирнов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

  28. Тимберген Н. Мир серебристой чайки / НикоТимберген. – М.: АСТ-Пресс, 2012. – 272 с.

  29. Тимберген Н. Осы, птицы, люди / НикоТимберген. – М.: АСТ-Пресс, 2012. – 320 с.

  30. Тимберген Н. Поведение животных / НикоТимберген. – М.: АСТ-Пресс, 2012 г. – 192 с.

  31. Тинберген Н. Социальное поведение животных / Н. Тинберген. – М.: Мир, 1993. – 82 с.

  32. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии / Курт Эрнестович Фабри. – 1999. – 102 с.

  33. Физиология человека: В 3-х томах. Пер. с англ. / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир, 1996.

  34. Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций / Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 2000. – 784 с.

  35. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учебное пособие. 3-е изд. / Г.Г. Филиппова. – М.: АCADEMA, 2004. – 544 c.

  36. Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях / Л.А. Фирсов. – М: Красанд, 2010. – 168 с.

  37. Фридман В.С. От стимула к сивмолу. Сигналы в коммуникации позвоночных. Часть 1. Основные определения и механизмы взаимодействий. Сигналы и их "материальные носители". Демонстрации. Сигналы и механизмы коммуникации в действии / В.С. Фридман. – М.: Книжный дом «Либроком», 2013. – 560 с.

  38. Фридман В.С. От стимула к символу. Сигналы в коммуникации позвоночных. Часть 2. Знак в коммуникации животных. Эволюция систем сигнализации позвоночных. Методология анализа сигнальных систем / В.С. Фридман. – М.: Книжный дом «Либроком», 2012. – 426 с.

  39. Шовен Р. Поведение животных / Р. Шовен. – М.: Либроком, 2009. – 487 с.

  40. Эспинас А. Социальная жизнь животных. Опыт сравнительной психологии / А. Эспинас. – Пер. с фр. Изд. 3. – М.: Издательская группа URSS, 2012. – 320 с.

  41. Barnard С. Animal Behavior. Mechanism, Development, Function and Evolution / Chris Barnard. – 2004. – 757 с.

2.2. Список электронных ресурсов

http://elibrary.ru/ –Научная электронная библиотека; http://elibrary.rsl.ru/ – Российская государственная библиотека;

http://www.iprbookshop.ru – электронно-библиотечная системаIPRbooks;.

http://ethology.ru/ – сайт по этологии;

http://panov-ethology.ru/ – Евгений Николаевич Панов – один из ведущих специалистов в области этологии, доктор биологических наук, профессор, академик РАЕН;

http://www.follow.ru – статьи по психологии и этологии.

http://neurobiology.ru/ – Сайт кафедры Высшей нервной деятельности МГУ;

http://www.jvnd.ru/ – Журнал Высшей Нервной Деятельности им. И.П. Павлова;

http://ihna.ru/ – Институт Высшей Нервной Деятельности и Нейрофизиологии РАН.

III. Применяемые образовательные технологии.

При освоении дисциплины используются различные сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности бакалавров для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций.На лекционных и практических занятиях используются активные и формы проведения занятий (проблемная лекция, анализ конкретных ситуаций, групповая работа). Используется диалоговая форма ведения лекций с постановкой и решением проблемных задач, обсуждением дискуссионных моментов и т.д. Лекции сопровождаются мультимедиа презентациями.

При проведении практических занятий создаются условия для максимально самостоятельной работы студентов. Семинары проводятся в форме конференции, круглого стола.Семинары включают просмотр фрагментов научных и научно-популярных видеофильмов по теме занятия с последующим их обсуждением.

При организации внеаудиторной самостоятельной работы по курсу используются следующие формы: конспектирование темы по вопросам; выполнение индивидуального домашнего задания; самостоятельное изучение темы; подготовка докладов; выполнение творческой самостоятельной работы; подготовка к индивидуальному собеседованию.

IV. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Кафедра располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом бакалавриата. Для обеспечения данной дисциплины имеются: оборудованные необходимыми техническими средствами обучения аудитории; учебники, учебные пособия и рекомендации; мультимедийный комплекс (сопровождение лекционного материала); информационные цифровые ресурсы: использование Интернет-ресурсов (специализированные библиотеки и др.).



V. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ I.ВВЕДЕНИЕ В ЭТОЛОГИЮ. Поведение. Этология – наука о поведении животных.Бихевиоризм – направление американской экспериментальной психологии (Дж. Уотсон). Физиология ВНД (И. П. Павлов). Классическая этология (К. Лоренц, Н. Тинберген). Классическая этология, сравнительная психология, зоопсихология, бихевиоризм, физиология высшей нервной деятельности и поведения как наиболее значимые направления исследований поведения животных, их синтез. Методы, принципы и задачи изучения поведения животных. Структура индивидуального поведенческого акта. Этограмма. Принципы классификации поведения. Классификация основных форм поведения: репродуктивное, индивидуальное и социальное (Д. Дьюсбери). Иерархии у животных. Территориальные отношения и поведение. Групповое поведение животных. Типология сообществ животных. Иерархия у разных видов животных. Наследственно-детерминированные и приобретенные формы поведения животных и человека. Понятия о рефлексах (безусловные и условные рефлексы) и адаптационные реакции (генетические и приобретённые). Эндогенные системы контроля поведения: Генетические факторы контроля поведения. Инстинкт и влияние индивидуального развития на поведение. Эндогенные системы контроля поведения: Гормональная регуляция поведения. Экзогенные системы контроля поведения: Физические факторы контроля поведения. Ориентация животных. Влияние температуры на поведение. Влияние освещенности на поведение. Адаптивное поведение к переменным факторам среды. Биологические факторы контроля поведения: Фаунистические факторы контроля поведения. Межвидовые взаимодействия. Влияние на поведение паразитизма и комменсализма. Влияние стратегий добывания пищи на поведение. Психологический и физиологический симбиоз. Эволюция нервных систем и поведение. Усложнение строения и функционирования ЦНС как предпосылки для развития психики.

Раздел II.НАСЛЕДСТВЕННО ЗАКРЕПЛЕННЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ.Критерии инстинктивных действий. Свойства инстинктов. Классификации инстинктов. Классификация инстинктов П.В. Симонова: витальные (жизненные), зоосоциальные (ролевые), рефлексы саморазвития. Структура инстинктивного поведения (по К. Лоренцу и У. Крэгу). Концепция драйва и драйв-рефлекса Ю. Конорского (1970). Потребность как основа поведенческого акта (по П.В. Симонову, 1987). Пластичность инстинктивного поведения. Инстинктивное поведение – основа поведения вида и особи. Реализация видового опыта в индивидуальном поведении. Изменение врожденного поведения в процессе онто- и филогенеза.

РАЗДЕЛ III. НАУЧЕНИЕ КАК ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРИСПОСОБИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫХ. Общая характеристика процесса научения. Научение и обучение. Классификация и характеристика основных видов научения у животных. Облигатное (неассоциативное) научение как индивидуальный опыт, необходимый для выживания всем представителям вида, независимо от частных условий жизни особи. Простые и сложные формы. Импринтинг, его свойства и значение. Имитация (подражание). Факультативное (ассоциативное) научение – все формы индивидуальной адаптации животного. Навык, методы изучения, свойства. Формы навыка (Смолл В., Скиннер Б.): пассивное (классическое) и оперантное (инструментальное). Основы физиологии ВНД. Закономерности и условия выработки классического условного рефлекса. Основные свойства условных рефлексов. Классификация условных рефлексов. Механизмы образования условных рефлексов. Формирование навыков. Дрессировка. Модификация инстинктивного поведения процессами научения как расширение возможностей адаптационного поведения. Когнитивные формы обучения у животных.Инсайт и элементарная рассудочная деятельность. Способности к обобщению, абстрагированию и символизации.

VI. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

6.1. Тематическое планирование дисциплины

Наименование разделов и тем курса

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Лекции

ПЗ

ЛЗ

Раздел 1. Введение в этологию

Поведение животных. Основы этологии.

4

2







2

Наследственно-детерминированные и приобретенные формы поведения животных и человека.

6

2







4

Системы контроля поведения животных.

6




2




4

Социальное поведение у животных.

6




2




4

Индивидуализация поведения животных.

2










2

Раздел 2. Наследственно закрепленные формы поведения

Инстинкты – генетические программы поведения.

2

2










Инстинктивное поведение животных.

4




2




2

Раздел 3.Научение как индивидуально-приспособительная деятельность животных


Научение как индивидуально-приспособительная деятельность животных.

6

2

2




2

Итого:

36

8

8

-

20


6.2. Содержание рабочей программы

6.2.1. Аудиторная работа



Лекции

Тема:Поведение животных. Основы этологии(2 часа)

План:

1.Основные понятия и термины, употребляемые при изучении поведения.

2. Классификация форм поведения животных.

3. Основные направления в изучении поведения животных.

4. История изучения поведения животных. Основные положения классической этологии.

Информационное сопровождение:

Основная литература:1, 2, 7

Дополнительная литература: 2, 3, 7, 8, 16
Тема:Наследственно-детерминированные и приобретенные формы поведения животных и человека(2 часа)

План:

1. Понятие о врожденных и приобретенных формах поведения животных и человека.

2. К. Лоренц о проблеме соотношения врожденного и приобретенного

3. Основы генетики поведения



Информационное сопровождение:

Основная литература: 1, 2, 3, 4

Дополнительная литература: 2, 7, 11, 20, 27
Тема:Инстинкты – генетические программы поведения(2 часа)

План:

1.Понятие инстинкта. Свойства инстинктов.

2. Труды К. Лоренца и его школы

3. Пластичность инстинктивного поведения.

4. Изменение врожденного поведения в процессе онто- и филогенеза.

Информационное сопровождение:

Основная литература: 1, 2, 3, 4, 6, 7

Дополнительная литература: 2, 4, 5, 7, 10, 11, 12, 16, 17,25,
Тема:Научение как индивидуально-приспособительная деятельность животных(2 часа)

План:

1.Общая характеристика процесса научения. Научение и обучение.

2. Классификация и характеристика основных видов научения у животных.

3. Реактивное научение: привыкание и сенсибилизация, импринтинг, классическое обуславливание (классические условные рефлексы).

4. Оперантное научение.

5. Когнитивное научение.



Информационное сопровождение:

Основная литература: 5, 7, 8

Дополнительная литература: 7, 10, 23, 27, 32, 35
Семинарские занятия

Тема: «Системы контроля поведения животных» (2 часа)

План:

1. Эндогенные системы контроля поведения: Генетические факторы контроля поведения. Инстинкт и влияние индивидуального развития на поведение.

2. Эндогенные системы контроля поведения: Гормональная регуляция поведения.

3. Экзогенные системы контроля поведения: Физические факторы контроля поведения. Ориентация животных. Влияние температуры на поведение. Влияние освещенности на поведение. Адаптивное поведение к переменным факторам среды.

4. Биологические факторы контроля поведения: Фаунистические факторы контроля поведения. Межвидовые взаимодействия. Влияние на поведение паразитизма и комменсализма. Влияние стратегий добывания пищи на поведение. Психологический и физиологический симбиоз.

Информационное обеспечение:

Основная литература:1, 2, 3, 7

Дополнительная литература: 6, 11, 16, 17, 18, 33, 34, 39
Тема: «Социальное поведение у животных» (2 часа)

План:

1. Группы и сообщества животных: доминирование и иерархия.

2. Типы информационных взаимодействий в группах.

2.1. Звуковые и вибрационные коммуникации.

2.2. Зрительные коммуникации.

2.3. Химические коммуникации.

3. Эволюция социального поведения животных: поведение общественных насекомых; коммуникативное сообщество животных (на стадии интеллектуального развития); общественная жизнь приматов.

4. Критерии социальных сообществ животных и их биологическая роль.



Информационное обеспечение:

Основная литература: 1, 2, 4, 6, 7

Дополнительная литература: 1, 13, 16, 19, 20, 21, 22, 31,37, 38, 40
Тема: «Инстинкты. Инстинктивное поведение животных»(2 часа)

План:

1. Критерии инстинктивных действий.

2. Классификации инстинктов. Классификация инстинктов П.В. Симонова: витальные (жизненные), зоосоциальные (ролевые), рефлексы саморазвития. 3. Структура инстинктивного поведения.

4. Концепция драйва и драйв-рефлекса.

5. Потребность как основа поведенческого акта.

Информационное обеспечение:

Основная литература: 1, 2, 4, 7,

Дополнительная литература: 11, 12, 16, 17
Тема: «Научение как индивидуально-приспособительная деятельность животных»(2 часа)

План:


  1. Облигатное (неассоциативное) научение, факультативное научение.

  2. Имитация (подражание).

  3. Научение пассивное (классическое) и оперантное (инструментальное).

  4. Исследовательское поведение.

Информационное обеспечение:

Основная литература: 1, 2, 5, 8

Дополнительная литература: 7, 9, 15, 27, 35

6.2.2. Внеаудиторная работа

(самостоятельная работа студентов)


Самостоятельная работа студентов организуется в формеподготовки реферативных сообщений и творческих отчетов с использованием рекомендуемой дополнительной литературы.

Организация самостоятельной работы студентов





Темы для самостоятельного изучения

Кол-во

часов


План изучаемой темы

Методическое обеспечение

Форма СР

Форма отчетности

Поведение животных. Основы этологии.

2

  1. Предмет этологии как науки и ее место среди других биологических наук, связи с другими дисциплинами.

  2. Зоопсихология как направление, изучающее проявления, закономерности и эволюцию психики животных.

  3. Классическая этология, сравнительная психология, зоопсихология, бихевиоризм, физиология высшей нервной деятельности и поведения как наиболее значимые направления исследований поведения животных, их синтез.

Основная литература: 1, 2, 6, 7, 8

Дополнительная литература:

3, 7, 12, 14, 17, 32, 35

Подготовка опорного конспекта по теме.

Предоставление таблиц (схем)

Вопросы зачета



Наследственно-детерминированные и приобретенные формы поведения животных и человека.

4

  1. Понятия о рефлексах (безусловные и условные рефлексы) и адаптационные реакции (генетические и приобретённые).

  2. Основные формы поведения животных. Индивидуальное поведение, направленное на жизнеобеспечение особи: локомоция, питание и дыхание, терморегуляция, поиск и использование убежищ, сон, экскреция и гигиена.

  3. Элементарные поведенческие акты и алгоритмы ориентации в пространстве, кинезы, тропизмы, таксисы. Привыкание.

  4. Территориальное поведение.

Основная литература: 1, 2, 3, 4, 8

Дополнительная литература: 2, 5, 10, 12, 13, 14, 17, 18, 27, 33

Подготовка опорного конспекта по вопросам.

Конспект

Вопросы зачета



Системы контроля поведения животных.

4

  1. Эволюция нервных систем и поведение. Усложнение строения и функционирования ЦНС как предпосылки для развития психики.

  2. Биологические ритмы и ритмика поведенческой активности. Циркадные и циркануальные ритмы.

  3. Влияние гормонов на различные формы поведения млекопитающих: половое поведение, материнское поведение, территориальное поведение, агрессивное поведение, игровое поведение. Взаимодействие гормональной и нервной регуляции поведения.

  4. Генетика поведения. Генетическая детерминация и изменчивость поведения.

Основная литература: 1, 5, 8

Дополнительная литература: 6, 11, 12, 17, 27, 33

Подготовка опорного конспекта по вопросам.

Конспект

Вопросы зачета



Социальное поведение у животных.

4

  1. Характеристика уровней социальной организации животных. Протосоциальность, субсоциальность, эусоциальность. Групповой отбор и предпосылки возникновению социальности.

  2. Механизмы возникновения социальности: половой отбор, отбор сородичей, альтруизм, язык и коммуникации. Стратегии размножения и родительское поведение у социальных животных.

  3. Механизмы поддержания социальности: иерархия, территориальность, агрессия, ритуалы, «разделение функций». Эволюционные, экологические и генетические эффекты социальности.

  4. Использование орудий труда, индивидуальные предпосылки к социальному взаимодействию.

  5. Коммуникация. Средства коммуникации у животных: позы, окраска, ритуальное поведение, запахи. Сигналы и их типы. Сигналы – «переключатели», «намерения», агрессии, миролюбия, фрустрации.

Основная литература: 1, 3, 4, 6, 7

Дополнительная литература: 16, 29, 30, 31, 36, 36, 37, 40

Подготовка презентации вопроса, изучаемой темы

Презентация.

Сообщение Вопросы зачета




Индивидуализация поведения животных

2

1. Обман, недоверие и попрошайничество.

2. Альтруизм.

3. Использование животными алкоголя.

4. Асоциальное поведение: отказ от заботы о потомстве, агрессия и уничтожение особей своего вида, каннибализм.



Основная литература: 1, 2, 7

Дополнительная литература: 2, 7, 15, 22, 32, 39, 40

Подготовка презентаций вопроса темы

Презентация.

Вопросы зачета




Инстинктивное поведение животных

2

  1. Фиксированные комплексы действий (ФКД). Врожденный пусковой механизм, смещенная активность, ритуализация.

  2. Онтогенез поведения. Импринтинг.

  3. Эволюционные поведенческие стратегии. Эволюционно-стабильные стратегии.

Основная литература: 1, 2, 3, 4, 6, 7

Дополнительная литература: 4, 13, 15, 16, 20, 25

Творческая работа по вопросу.

Реферативная или творческая работы по вопросу

Научение как индивидуально-приспособительная деятельность животных

2

  1. Облигатное (неассоциативное) научение, факультативное научение.

  2. Имитация (подражание).

  3. Научение пассивное (классическое) и оперантное (инструментальное).

  4. Исследовательское поведение.

Основная литература: 1, 2, 5, 8

Дополнительная литература: 7, 9, 15, 27, 35

Подготовка к семинару

Устные ответы на семинаре

Вопросы зачета





VII.Оценочные средства итоговой аттестации по дисциплине


7.1. Критерии оценки ответа студентов на зачете

К зачету допускаются студенты:

  • прослушавшие цикл лекций,


  • предоставившие отчетность по семинарским занятиям;
  • предоставившие отчетность по самостоятельной работе.


На зачете проверяются основные знания студентов, полученные в ходе изучения соответствующих тем курса «Филогенетические основы поведения».

Оценки «зачтено» заслуживает студент,

  • продемонстрировавший полное знание учебно-программного материала,

  • усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой,

  • оперирующий основными понятиями и терминами

Оценка «не зачтено» выставляется студенту,

  • обнаружившему пробелы в знании основного учебно-программного материала,

  • не в полной мере усвоившему основную и дополнительную литературу,

  • не умеющему оперировать основными понятиями и терминами.


7.2. Список вопросов к зачету


  1. Предмет этологии как науки и ее место среди других биологических наук, связи с другими дисциплинами.

  2. Зоопсихология как направление, изучающее проявления, закономерности и эволюцию психики животных.

  3. Классическая этология, сравнительная психология, зоопсихология, бихевиоризм, физиология высшей нервной деятельности и поведения как наиболее значимые направления исследований поведения животных, их синтез.

  4. Основные формы поведения животных. Индивидуальное поведение, направленное на жизнеобеспечение особи: локомоция, питание и дыхание, терморегуляция, поиск и использование убежищ, сон, экскреция и гигиена.

  5. Эволюция нервных систем и поведение. Усложнение строения и функционирования ЦНС как предпосылки для развития психики.

  6. Элементарные поведенческие акты и алгоритмы ориентации в пространстве, кинезы, тропизмы, таксисы. Привыкание.

  7. Территориальное поведение.

  8. Использование орудий труда, индивидуальные предпосылки к социальному взаимодействию.

  9. Понятия о рефлексах (безусловные и условные рефлексы) и адаптационные реакции (генетические и приобретённые). Инстинкты. Свойства инстинктов.

  10. Фиксированные комплексы действий (ФКД). Врожденный пусковой механизм, смещенная активность, ритуализация.

  11. Онтогенез поведения. Импринтинг.

  12. Биологические ритмы и ритмика поведенческой активности. Циркадные и циркануальные ритмы.

  13. Научение. Облигатное (неассоциативное) научение, факультативное научение. Имитация (подражание). Научение пассивное (классическое) и оперантное (инструментальное). Исследовательское поведение.

  14. Коммуникация. Средства коммуникации у животных: позы, окраска, ритуальное поведение, запахи. Сигналы и их типы. Сигналы – «переключатели», «намерения», агрессии, миролюбия, фрустрации.

  15. Альтруизм.

  16. Влияние гормонов на различные формы поведения млекопитающих: половое поведение, материнское поведение, территориальное поведение, агрессивное поведение, игровое поведение. Взаимодействие гормональной и нервной регуляции поведения.

  17. Генетика поведения. Генетическая детерминация и изменчивость поведения. Методы исследования генетики поведения.

  18. Характеристика уровней социальной организации животных. Протосоциальность, субсоциальность, эусоциальность. Групповой отбор и предпосылки возникновению социальности.

  19. Механизмы возникновения социальности: половой отбор, отбор сородичей, альтруизм, язык и коммуникации. Стратегии размножения и родительское поведение у социальных животных.

  20. Механизмы поддержания социальности: иерархия, территориальность, агрессия, ритуалы, «разделение функций». Эволюционные, экологические и генетические эффекты социальности.

  21. Эволюционные поведенческие стратегии. Эволюционно-стабильные стратегии.

  22. Прикладное значение этологии. Этологические предпосылки доместикации животных. Методы дрессировки.




7.3. Оценочные средства формируемых компетенций


Конкретные цели освоение дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции

Оценочные средства формирования компетенции

ОК-4 – способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования.

Знать:

Биологические основы поведенческих реакций животных и человека, основные понятия этологии как научной дисциплины, наследственно закрепленные и приобретенные формы поведения, роль естественного отбора в формировании поведения животных.



Уметь:

Применять знания в области этологии и зоопсихологии в учебно-профессиональной деятельности



Текущий контроль:

Устный фронтальный опрос.


Промежуточная аттестация:

Проверка схем, конспектов.

Тестовый контроль.
Итоговая аттестация: зачет.


ПК-1 – способен реализовывать программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях.

Знать:

Содержание понятия поведенческие адаптации человека и животных, роль генетически детерминированных форм поведения и индивидуального опыта в адаптации организмов к условиям окружающей среды



Уметь:

Использовать современные данные этологии, зоопсихологии, теории эволюции в учебно-профессиональной деятельности



Владеть:

Навыками работы с современными научными, учебно-методическими, научно-популярными источниками информации в области этологии



Текущий контроль:

Устный фронтальный опрос.


Промежуточная аттестация:

Проверка презентаций, рефератов.

Тестовый контроль.
Итоговая аттестация: зачет.


СК-1 – Владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений

Знать:

Основные понятия этологии: врожденные и приобретенные в процессе индивидуального опыта формы поведения; представления о филогенезе и онтогенезе поведения, адаптивном значении различных поведенческих реакций



Уметь:

Оперировать основными этологическими понятиями



Владеть:

Навыками использования основных понятий курса в изучении дисциплин профессионального цикла



Текущий контроль:

Устный фронтальный опрос.


Промежуточная аттестация:

Проверка опорных конспектов, рефератов, творческих работ.


Итоговая аттестация:

Тестовый контроль, зачет



СК-4 – Способен применять системный подход в изучении живого и механизмов жизнедеятельности биологических систем

Знать:

Современные представления о поведении как целостных актах, регулируемых эндо и экзогенными системами

Направления изучения поведенческих реакций животных и человека (этология, зоопсихология, физиология высшей нервной деятельности, сравнительная психология и др.).

Уметь:

Применять системный подход к изучению и анализу поведения человека и животных.



Владеть:

Навыками системного анализа поведенческих реакций



Текущий контроль:

Устный фронтальный опрос.


Промежуточная аттестация:

Проверка конспектов.

Тестовый контроль.
Итоговая аттестация: зачет.




VIII. Методические материалы

8.1. Основные понятия





Агрессия

Адаптация

Адаптивное поведение

Альтруизм

Безусловный рефлекс

Бихевиоризм

Врожденный разрешающий механизм

Высшая нервная деятельность

Генотип

Драйв


Драйв-рефлекс

Естественный отбор

Зоопсихология

Иерархия

Имитация (подражание)

Импринтинг

Индивидуальное поведение

Инсайт


Инстинкт

Коммуникация

Межвидовые взаимодействия

Мотивация

Навык

Научение



Облигатное научение

Онтогенез

Оперантное научение

Пассивное (классическое) научение

Поведение

Половое поведение

Потребность

Психика


Релизоры, или сигнальные стимулы

Репродуктивное поведение

Рефлекс

Родительское поведение



Сообщество животных

Социальное поведение

Социобиология

Сравнительная психология,

Территориальное поведение

Условный рефлекс

Факультативное научение

Фиксированные последовательности действий

Филогенез

Экологическая психология, Инстинктивное поведение

Эмоции

Этограмма



Этология




8.2. Темы реферативных работ

1. История развития науки о поведении животных. Современные представления от этологии. Прикладное значение этологии.

2. Методология этологических исследований

3. Поведение животных как механизм адаптации к среде обитания

4. Врожденное поведение животных. Роль среды в изложении врожденных поведенческих стереотипов в процессе онтогенеза.

5. Рефлекс и инстинкт – основа врожденного поведения. Роль ключевых раздражителей вформирований поведения.

6. Эволюция врожденных форм поведения животных (от простейших к позвоночным).

7. Научение как механизм индивидуальных адаптации.

8. Видовые особенности научения животных.

9. Развитие поведения в пренатальный период: сравнительный аспект.

10. Роль гормонов в регуляции поведения животных.

11. Роль сенсорных систем в поведении животных разных видов.

12. Потребность и мотивация как системообразующий фактор поведения животных. Механизмы образования эмоций (страх, гнев, радость, ревность).

13. Внутривидовая агрессия животных как фактор сохранения вида.

14. Групповое поведение. Формы ассоциаций животных. Биологические преимущества группового образа жизни и механизмы поддержания ассоциаций.

15. Распознание особей в ассоциациях животных.

16. Половое поведение животных разных видов.

17. Ритуализация и эволюция демонстративного поведения.

18. Родительское поведение животных.Социобиология родительского поведения.

19. Игровое поведение животных. Концепции игры

20. Неактивные формы поведения животных разных видов (отдых, дремота, сон)

21. Этологический аспект адаптации животных к экстремальным условиям (заполярье, пустыня, водная среда, высокогорье)



8.3. Требования к написанию реферативной работы

Реферат выполняется на бумаге формата А4.Размеры полей: справа – 1,5 см; слева – 3 см, сверху и снизу – по 2 см. Нумерация страниц – внизу, по центру.Выравнивание текста по ширине, заголовки – по центру; абзац – 1,25 см. Междустрочный интервал – 1,5. Шрифт – TimesNewRoman, размер шрифта – 14. Объем реферата: не менее 15 страниц машинописного текста.

Структура работы: титульный лист; содержание; введение; разделы и параграфы работы; заключение; список литературы.Разделы, параграфы обозначаются арабскими цифрами. Названия разделов в тексте выделяются полужирным шрифтом. В содержании обязательно указание номера начальной страницы разделов и параграфов работы.Во введении дается краткое содержание работы, обоснование выбора темы, ее актуальность.

В тексте обязательны ссылки цитируемые источники. В скобках необходимо указать инициалы, фамилию автора, затем, после запятой, год издания упомянутого источника. НАПРИМЕР: (Р.А. Гулянский, 1989). Если необходимо указать несколько авторов, их перечисляют в хронологическом порядке: (Н.Н. Петров, 1998; Р.А. Гулянский, 1989).

Каждый литературный источник, на который сделана ссылка в работе или положения которого цитировались, должны быть в списке литературы. Не допускается помещать в этот список работы, которые не упоминались в реферате.

Список литературы приводится в алфавитном порядке, оформляется в соответствии с ГОСТом.

Учебно-методический комплекс дисциплины

«Филогенетические основы поведения»

(учебная и рабочая программы и методические материалы к ним)
Направление 050100.62 – Педагогическое образование, профиль – «Химия и биология»

Челябинск, ЧГПУ, 2014



Составитель: М.В. Семенова, к.б.н., старший преподаватель кафедры анатомии, физиологии человека и животных

Зав. кафедрой анатомии,

физиологии человека и животных

д.б.н., профессор _____________/Д.З. Шибкова






База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал