Учебно-методический комплекс по дисциплине "Общая экология" для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» Красноярск: Издательство кф урао, 2013. 101 с



страница1/9
Дата23.04.2016
Размер1.07 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Красноярский филиал
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ»
(для студентов, обучающихся по специальности

030501.65 «Юриспруденция»)

Красноярск – 2013

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Красноярский филиал


ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ»
(для студентов, обучающихся по специальности

030501.65 «Юриспруденция»)


Утвержден

решением УМС филиала

протокол № ___ от ___ ___ 2013
Директор филиала ___________
/Дроздов Н.И./

Фамилия, инициалы



Согласовано:

Первый проректор:
___________________
/Решетова Т.Я./

Фамилия, инициалы




Красноярск 2013

УДК 574 (073)

ББК 20.1 я 73

Р 99


Печатается по решению Учебно-методического совета

Университета Российской академии образования

Красноярский филиал

Авторы-составители: кандидат географических наук, доцент Рязанова Н.Е., Зайцева И.Н.

Рязанова Н.Е., Зайцева И.Н. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Общая экология" для специальности 030501.65 «Юриспруденция» – Красноярск: Издательство КФ УРАО, 2013. – 101 с.

УРАО, 2013.



1. Пояснительная записка

Данная программа по дисциплине "Общая экология" предназначена для подготовки бакалавров техники и технологий; ее особенность состоит в фундаментальном характере изложения, в формировании у студентов экологического мировоззрения и воспитания способности оценки своей профессиональной деятельности с точки зрения охраны биосферы.

Экология здесь трактуется авторами как естественнонаучная дисциплина, рассматривающая принципы организации и условия устойчивости экосистем и биосферы, основные законы жизни природы.

Целью введения в образовательные программы высшей школы дисциплины "Экология" является повышение экологической грамотности, весьма актуальное в период экологического кризиса, и заполнение пробела в общем фундаментальном естественнонаучном образовании студентов, традиционно представленном в вузах технического профиля лишь физико-математическими дисциплинами.

В плане становления научного мировоззрения студентов программа призвана способствовать формированию представлений о человеке как о части природы, о единстве и самоценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы, а также обучить грамотному восприятию явлений, связанных с жизнью человека в природной среде, в том числе и с его профессиональной деятельностью.

Связь курса с будущей профессией студентов предполагается в введении в конце семестра одной - двух лекций и семинаров, посвященных экологическим проблемам, связанных с профилем направления.

В целом курс носит мировоззренческий характер и построен таким образом, чтобы вводить необходимые базовые естественнонаучные понятия для создания представлений о биосфере, месте в ней человека и проблем, связанных с технологической цивилизацией.

В соответствии с Требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу “Общие математические и естественнонаучные дисциплины”, утвержденными 21.02.2000 Минобразованием России (п. 4.6), при подготовке специалистов, обучающихся на соответствующих специальностях высшего профессионального образования, вуз (факультет) имеет право использовать данную программу, вводя отличия по глубине проработки отдельных разделов, что может повлечь за собой изменение соотношения между количеством лекций, семинаров и лабораторных занятий, изменение их характера и направленности.

Курс "Общая экология" рассчитан на 70 часов трудоемкости и включает лекции и семинарские занятия. В самостоятельную работу студентов входит освоение теоретического материала и подготовка к семинарским занятиям.

После завершения курса студенты должны иметь представление о структуре экосистем и биосферы, основных понятиях и законах экологии, эволюции биосферы, взаимоотношениях организма и среды, влиянии факторов среды на здоровье человека, о глобальных проблемах окружающей среды, экологических принципах использования природных ресурсов и охраны природы, об основах рационального природпользования, элементах экозащитной техники и технологий, основах экологического права и профессиональной ответственности.

Студенты должны иметь представление о подходах к моделированию и оценке состояния экосистем и уметь прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов.

Конкретные задачи для самостоятельной работы, семинарских занятий и курсовых работ могут быть предложены вузами в соответствии с профессиональной спецификой конкретного направления.



2. Организационно-методический раздел
Экология относится к дисциплинам федерального компонента естественнонаучного цикла дисциплин.

Распределение часов согласно стандарту и учебному плану по специальностям, реализуемым в Университете Российской академии образования


Распределение часов согласно ГОСу ВПО и учебному плану


030501.65
«Юриспруденция»

Код дисциплины по ГОС

Код дисциплины по УП УРАО

Всего часов

Аудит. занятий

Сам. раб.

Очная форма

ЕН.Р.1

ЕН.Р.1

40

20

20

Заочная форма

ЕН.Р.1

ЕН.Р.1

40

4

36

Основной целью курса является формирование естественнонаучной картины мира и экологического мировоззрения, концептуальные основы дисциплины изложены во введении;

ознакомить студентов с основами со­временной экологии для формирования целостного взгляда на окру­жающий мир и базовых экологических знаний, необходимых для обеспе­чения профессиональной деятельности.

Основные задачи при изучении данной дисциплины - приобрете­ние основ экологических знаний, а также формирование навыков анали­за и умений их применения по следующим вопросам:

оценка роли и значения экологии, экологических знаний и эколо­гических проблем в современном мире;

структура и закономерности функционирования многоуровневых систем в природе и обществе;

закономерности действия экологических факторов;

формирование экологического мировоззрения;

идентификация, учёт и оценка значимых экологических аспектов деятельности организации;

основные положения и практические механизмы реализации кон­цепции устойчивого развития.

Дидактические единицы по дисциплине «Общая экология»:

Биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального исполь­зования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессио­нальная ответственность; международное сотрудничест­во в области охраны окружающей среды.


3.Тематический план

Примерный тематический план



для очной/заочной формы обучения




Темы

Всего часов

Лекции

Семинары

СРС

1

История взаимоотношений человека и окружающей среды. Экологические катастрофы в прошлом, настоящем и будущем Земли. Задачи, правила и законы экологии.

4/5

1/1

1/1

2/3

2

Взаимодействия живых организмов с окружающей средой и между собой.

4/5

1/1

1/1

2/3

3

Функционирование природных систем. Трансформация экологических проблем от прошлого и настоящего к будущему.

4/5

1/1

1/1

2/3

4

Экологические проблемы атмосферы и пути их решения.

4/5

1/1

1/1

2/3

5

Экологические проблемы гидросферы и пути их решения.

4/3

1/-

1/-

2/3

6

Экологические проблемы литосферы и пути их решения.

4/3

1/-

1/-

2/3

7

Экологические проблемы биосферы и пути их решения.

4/3

1/-

1/-

2/3

8

Экология человека

4/3

1/-

1/-

2/3

9

Современное экологические состояние биосферы Земли. Экологические проблемы человечества. Взаимосвязи компонентов природной среды. Пути предотвращения развития экологических проблем.

4/3

1/-

1/-

1/3

10

Экологизация научно-технического прогресса. Международное экологическое сотрудничество. Идеи В.И. Вернадского о биосфере и ее трансформация в ноосферу.

4/3

1/-

1/-

1/3

11

Глобальные экологические проблемы. Пути достижения сбалансированного развития цивилизации.

1/3

-/-

-/-

1/3

12

Философское осмысление экологических проблем. Изменение мировоззрения и стратегии выживания человечества.

1/3

-/-

-/-

1/3




Итого

40/40

10/2

10/2

20/36

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ»

(для студентов, обучающихся по специальности

030501.65 «Юриспруденция»)


Основное содержание учебного курса


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал