Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы природопользования» Код и направление подготовки 020800. 62 «Экология и природопользование»



страница1/8
Дата25.04.2016
Размер1.46 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Тобольске



Естественнонаучный факультет

Кафедра биологии, экологии и методики преподавания естествознания

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_____________ ____________

подпись ФИО

«___» __________ 2015 г.


Учебно-методический комплекс по дисциплине

«ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Код и направление подготовки



020800.62 «Экология и природопользование»

Профиль подготовки



«Природопользование»

Квалификация

(степень) выпускника

бакалавр

Форма обучения



зоочная

Тобольск


2014

Содержание

2 8

2 9


2 9

2 9


14. «Промышленная безопасность и экология» 29

21. «Проблемы региональной экологии». 29

22. GreenWord 29


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Тобольске



Естественнонаучный факультет

Кафедра биологии, экологии и методики преподавания естествознания

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_____________ ____________

подпись ФИО

«___» __________ 2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины

«ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Код и направление подготовки

022000.62 – Экология и природопользование
Профиль подготовки

природопользование

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр


Форма обучения

зоочная

Тобольск

2014


Содержание


1. Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………………………...

3

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО…………………………………………….

3

3. Требования к результатам освоения дисциплины……………………………………..

3

4. Структура и содержание дисциплины………………………………………………….

4

4.1. Структура дисциплины…………………………………………………………….

4

4.2. Содержание разделов дисциплины………………………………………………..

5

5. Образовательные технологии……………………………………………………………

5

6. Самостоятельная работа студентов……………………………………………………...

6

7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства…………………………….

8

7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля……………………………….

8

7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов…………………………………………………………..

8


7.3. Оценочные средства промежуточной аттестации………………………………...

11

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………………..

22

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………………………

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)........ ……..




24


ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от ____.____.2014

Содержание: УМК по дисциплине Основы природпользования для студентов 020800.62 «Экология и природопользование» Профиль подготовки«Природопользование», зоочная форма обучения

Автор(-ы): Третьякова Т.В.

Объем ___70__стр.



Должность

ФИО

Дата согласования

Результат согласования

Примечание

Заведующий кафедрой (наименование кафедры)

ФИО

__.__.2014

Рекомендовано к электронному изданию

Протокол заседания кафедры от __.__.2014

№ __


Начальник УМО

филиала


ФИО

__.__.2014

Согласовано




Директор ИБЦ

ФИО

__.__.2014

Согласовано






  1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины - содействовать становлению профессиональной компетентности бакалавра, направленной на понимание основ природопользования, концепции устойчивого развития, ключевых теоретических знаний в области рационализации ресурсов среды, а так же излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования, владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания в практике.

Задачами курса, является знакомство:

  • с основными принципами рационального вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов;

  • современными технологиями восстановления (реабилитации) различных фрагментов экологически дестабилизированной среды.


2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата

Курс «основы природопользования» является одним из основополагающих курсов в системе подготовки бакалавра экологии и природопользования, и относиться к циклу дисциплин направления;

а) для освоения курса, студент должен обладать базовыми знаниями следующих курсов:


  • География

  • Геоэкология

  • Ресурсоведение / Природные ресурсы Западной Сибири

б) должны изучаться параллельно, следующие курсы:

  • Техногенные системы и экологический риск;

  • Ландшафтоведение;

в) вузовский курс «Основы природопользования», необходим для полноценного освоения следующих дисциплин:

  • Экономика природопользования

  • Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды

  • Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды

  • Техногенные системы и экологический риск

  • Планирование природоохранной деятельности

  • Основы экологического проектирования и экспертизы

  • Оценка воздействия на окружающую среду.


3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Общекультурные компетенции (ОК):

- понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-3).

- обладать способностью к использованию организационно-управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности (ОК-8).

профессиональными (ПК):

- знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования (ПК-6);

После изучения данной дисциплины студент должен:



Знать:

  • основные этапы истории природопользования;

  • основные отличия вкладов в природопользование народов разных ландшафтных зон и коренных народов Арктики, таежной зоны, степей, основные составляющие ПРП и способы экологически оптимального использования ресурсов или их проблематику;

  • основные закономерности распределения ПР и методы оценки и сопоставления по отдельным территориям и их значение для хозяйственной деятельности, в частности, восстановления лесов, реинтродукции и интродукции ценных пород, акклиматизации животных;

  • общие принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • ориентироваться в понимании глобальных экологиче­ских проблем.

Уметь:

  • ориентироваться в разномасштабном и разноплановом картографическом материале и выбирать перспективные направления хозяйственной и экологической деятельности на территориях;

  • решать сложные геоэкологические проблемы как феде­рального, так и регионального масштабов;

  • оценивать экологическую ситуацию на местах, давать ее прогноз, базируясь на знаниях экологических основ различных видов хозяйственной деятельности, того или иного технологиче­ского процесса.

Владеть навыками:


4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часов), из них 41,7 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем.

4.1. Структура дисциплины
Таблица 1



Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

аудиторные занятия

СР

ЛК

ПЗ

ЛБ

1

Введение в природопользование

5




2

-

32

2

Рационализация природопользования

5

1

8

-

35

3

Природопользование на различных природных территориях

5

1

2

-

54

ВСЕГО

144

2

12

-

121(+14*+4**)

* - часы на подготовку к экзамену; **- часы на КСР

4.2. Содержание дисциплины

Таблица 2





Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)

1

Введение в природопользование

Природопользование как понятие и учебная дисциплина

Устойчивое развитие: миф или реальность?

2

Рационализация природопользования

Роль структурно-отраслевых мероприятий в рационализации природопользования.

Роль технико-технологических мероприятий в рационализации природопользования.

Роль прямых природоохранных мероприятий в рационализации природопользования.

Роль районно-планировочных и землеустроительных мероприятий в рационализации природопользования

Роль гуманитарных мероприятий в рационализации природопользования.

Роль институциональных мероприятий в управлении природопользованием.

3

Природопользование на различных природных территориях

Природопользование на радиоактивно-загрязнённых территориях

Природопользование в аридных регионах, подверженных процессам антропогенного опустынивания

Природопользование на рекреационных территориях

Рациональное использование пастбищ и сенокосов

Реабилитация территорий и акваторий, загрязнённых нефтью и нефтепродуктами

дестабилизированной среды



Реабилитация территорий, загрязнённых тяжёлыми металлами

Защита почв от эрозии и дефляции


  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал