Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы региональной геоэкологии» для студентов направления 022000. 62 «Экология и природопользование»



страница1/10
Дата30.04.2016
Размер2.3 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА»

Учебно-методический комплекс
по дисциплине «Основы региональной геоэкологии»
для студентов направления 022000.62 «Экология и природопользование»

профиль «Геоэкология»


курс 1

Калининград 2011



Лист согласования
Составитель: доцент кафедры геоэкологии, к.г.н. О.И. Рябкова

УМК обсужден и утвержден на заседании кафедры геоэкологии

Протокол № от «___»______________2011 г.

Зав. кафедрой _______________(Г.М. Баринова)


Менеджер ООП_____________(И.И. Волкова)
УМК одобрен методическим советом факультета географии и геоэкологии

Протокол № от «___»______________2011 г.

Председатель методического совета _______________(В.В. Орленок)
«Утверждаю»

Декан факультета географии и геоэкологии

_______________(В.В. Орленок)
«Утверждаю»

Начальник

Управления образовательных программ ___________

(Д.Г. Житиневич)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА»


«Согласовано» «Утверждаю»

Декан факультета Начальник управления

географии и геоэкологии образовательных программ

профессор, д.г.-м.н. В.В. Орленок доцент, к.ю.н. Д.Г. Житиневич

_______________________ _________________________

«_____»_____________ 2011 г. «_____»_____________ 2011 г.



Рабочая программа

учебной дисциплины «основы региональной геоэкологии»

для студентов 1 курса

направления 022000.62 «Экология и природопользование»,

профиль «Геоэкология»

Калининград 2011

Лист согласования

Составитель: доцент кафедры геоэкологии, к.г.н. О.И. Рябкова

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры геоэкологии

Протокол №____от «____»__________ 2010 г.

Зав. кафедрой, профессор, к.г.н. ___________ Г.М. Баринова


Рабочая программа одобрена методическим советом факультета географии и геоэкологии

Протокол №_____от «____»_______________2010 г.

Председатель методического совета

профессор, д.г.-м.н. ___________ В.В. Орленок

Менеджер ООП

доцент, к.г.н. ___________ И.И. Волкова


I программно-планирующий блок

1. пояснительная записка

Рабочая программа «Основы региональной географии» является дисциплиной профессионального цикла по направлению подготовки бакалавров по направлению 022000.62 «Экология и природопользование» по профилю «Геоэкология».

Программа предназначена для студентов 1 курса. Общий объем 144 часа, аудиторных занятий 54, в том числе лекций – 36 часов, практических занятий – 18 часов, самостоятельная работа – 52 часов. Итоговая форма контроля – экзамен.

Требования к начальной подготовке.

Студент должен знать теоретические основы дисциплин «Химия», «Физика», «География» в объемы программ образовательной школы.



Целью изучения дисциплины «Основы региональной геоэкологии» является сформирование у студентов представления и о сложных процессах взаимодействия общества и природы, вооружить их методиками комплексного анализа региональных геоэкологических проблем, выработки на его базе эффективных направлений дальнейшего развития геосфер.

Основные задачи курса:

- составить представление о геоэкосфере как о глобальном комплексном образовании, сочетающем тесно связанные геосферные оболочки: атмосферу, гидросферу, литосферу, педосферу, биосферу;

- проанализировать роль геосферы в системе «общество-природа»;

- рассмотреть особенности и причины глобального экологического кризиса ХХ века;

- рассмотреть особенности и примеры проявления антропогенной деятельности в различных геосферных оболочках;

- рассмотреть методы и способы геоэкологических исследований;

- изучить зональные типы экологической дестабильности ландшафтов России;

- выявить острые экологические ситуации на территории России.

В процессе обучения студент должен получить следующие профессиональные компетенции:



- знать и уметь решать глобальные и региональные геоэкологические проблемы; владеть методами ландшафтно-геоэкологического проектирования, мониторинга и экспертизы (ПК-12)

2. Тематический план

очная форма обучения
Темы

Количество часов

аудиторные занятия

сам. работа

всего аудиторных

в том числе

лекции

практич. занятия

лаб. занятия

1
















Денифиции и методологические основы региональной геоэкологии

8

4

-

-

4

Теоретические основы глобальной и региональной геоэкологии

10

4

2

-

4

Глобальный экологический кризис современности и его отличительные особенности

12

4

2

-

6

Природное воздействие на геоэкосистемы

12

4

2

-

6

Особенности и примеры проявления антропогенной деятельности в различных геосферных оболочках

20

6

4

-

10

Пути сохранения биологического разнообразия земли

14

4

2

-

8

Методы и способы геоэкологических исследований

8

4

2

-

2

Экологические проблемы России

22

6

4

-

12

Итого часов

54

36

18

-

52

КСР

2













Подготовка к экзамену

36













Итого по дисциплине

144 часа




4

ЗЕ*





3. Содержание дисциплины

Тема 1. Дефиниции и методологические основы региональной геоэкологии

Представление о региональной геоэкологии. Геоэкология – интегральное научное направление, находящееся в сфере влияния природы, общества и хозяйства. Денифиции и методологические основы геоэкологии: определения, задачи, объекты исследования, методы, способы, направления, связь с различными отраслями знания.



Тема 2. Теоретические основы глобальной и региональной геоэкологии.

Идеи и концепции естествознания 19 века, послужившие предпосылками геоэкологии. Вклад Ж.Б.Ламарка, Е.Дарвина, А.Гумбольдта, Дж.П.Марша, К.Ф.Рулье, В.В.Докучаева, А.И.Воейкова. Работы В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Идеи и концепции 20 века. 21 век – «столетие окружающей среды». развитие системного подхода в геоэкологии. Глубинная экология. Прикладная и конструктивная география. Концепция устойчивого развития стран и регионов. Региональная экологическая политика.



Тема 3. Глобальный экологический кризис современности и его отличительные особенности.

Потребление первичной биологической продукции. Изменение концентрации парниковых газов в атмосфере. Истощение озонового слоя. Сокращение площади лесов. Опустынивание. Деградация земель, сокращение пахотных угодий. Повышение уровня океана. Исчезновение видов организмов. Качественное истощение вод суши. Загрязнение окружающей среды. Накопление поллютантов в средах и организмах. Разрушение природных ландшафтов, энергетический кризис. Демографический взрыв, голод. Ухудшение условий проживания людей. Рост заболеваний, связанных с экологическими нарушениями. Международное сотрудничество в области решения глобальных геоэкологических проблем. прогнозные сценарии решения проблем.

Причины глобального экологического кризиса. Теории экологических кризисов.

Тема 4. Природное воздействие на геоэкосистемы. Природные ресурсы и их классификации.

Факторы, влияющие на состояние литосферы: физические поля, нарушение геохимического и геодинамического равновесия литосферы. Геоэкологические последствия землетрясений и вулканизма.

Факторы, влияющие на состояние гидросферы: круговорот воды на Земле, соотношение соленых и пресных вод. Разрушительная деятельность морей, текущих вод, ледников.

Основные особенности Мирового океана и его экологические функции. разрушение берегов, цунами, изменение уровня моря.

Факторы, влияющие на состояние атмосферы: строение и состав атмосферы, изменение температуры приземного воздуха, образование ветров, циклоны и антициклоны, пыльные бури. Феномены цикличного природного явления «Эль-Ниньо».

Биосфера и экологические функции живого вещества.



Тема 5. Особенности и примеры проявления антропогенной деятельности в различных геосферных оболочках.

Экологические катастрофы, кризисы и проблемы, имевшие место в атмосфере, гидросфере, литосфере, педосфере, биосфере, их причины и последствия.

Антропогенное воздействие на атмосферу: кислотные осадки, парниковый эффект, нарушение озонового экрана.

Воздействие на геосферу мировых войн и военных конфликтов 20 века.

Урбанизация и окружающая среда: экологическая обстановка в городских агломерациях и промышленных центрах.

Экологические последствия горнопромышленной деятельности. Экологическая обстановка в районах крупных энергетических объектов.

Экологическое воздействие транспорта. Экологическая обстановка в районах сельскохозяйственной деятельности.

Тема 6. Пути сохранения биологического разнообразия Земли. Особо охраняемые природные территории (ООПТ), принципы их выделения и классификации. Экологический каркас территорий ООПТ Калининградской области.

Тема 7. Методы и способы геоэкологических исследований.

Представление о сквозных методах исследования. Системный и исторический анализ, моделирование. Эмпирические методы исследований. Наблюдение, сравнительный анализ, мониторинг, картографический анализ.

Представление о способах исследования.

Отраслевые и комплексные способы геоэкологии, изучающие анализ экологических ситуаций, комплексный мониторинг окружающей среды, анализ эколого-географического положения территории, эколого-географическая экспертиза территории и др. Межотраслевые способы геоэкологии: экологическое картографирование, геоинформационное моделирование и др. Использование ландшафтной парадигмы как концептуальной основы в региональных геоэкологических исследованиях. Понятие о ландшафтно-геоэкологических системах как объекте разномасштабного изучения в региональной геоэкологии.



Тема 8. Экологические проблемы России.

Обзор ландшафтно-экологических систем по материкам и различным географическим поясам и природным зонам. Зональные типы экологической дестабилизации ландшафтов России: зона тундры, зона тайги, зона смешанных и широколиственных лесов, лесостепная и степная зоны, аридные зоны.

Выбросы парниковых газов и озоновый экран в России Основные загрязнители атмосферного воздуха в России. Твердые и радиоактивные отходы.

Острые экологические проблемы на территории России.



3.1. Тематика практических работ

№ п/п

№ раздела, темы

Наименование практических работ

Кол-во ауд.

часов




1-3

Взаимодействие человека и природы на разных этапах развития общества. Основные этапы воздействия общества на окружающую среду. Критерии оценки экологических проблем и ситуаций. Регионы Земли с наибольшими масштабами проявления современного экологического кризиса.

4



4

Природные ресурсы и их классификации. Хозяйственная деятельность и изменение природных ресурсов. малоотходные и ресурсосберегающие технологии.

2



5

Специфика геоэкологических проблем различных сфер материального производства: урбанизации, промышленного производства, энергетики, сельскохозяйственного производства, лесопользования, водного хозяйства, транспорта.

4



6

Особо охраняемые территории Калининградской области. Курорты калининградской области.

2



7

Геоэкологический мониторинг. Виды и структура системы мониторинга.

2



8

Региональные экологические проблемы на территории России.

4







Итого

18

4. Тематика самостоятельных, контрольных,

курсовых работ и рефератов

4.1 Тематика самостоятельных работ

Самостоятельная работа – чтение рекомендуемой литературы (обязательной и дополнительной), подготовка к устным выступлениям, подготовка к письменным практическим работам (рубежным, итоговым испытаниям), а также иные виды работы, необходимые для выполнения учебной программы.



Наименование работы

Кол-во часов

Форма отчетности и контроля


Проработка лекционного материала

26

Контрольная работа

Подготовка к практическим занятиям

16

Опрос на занятиях, наличие рефератов

Изучение тем теоретической части



10

Проверка конспектов, коллоквиум, тестирование

Всего часов самостоятельной работы

52


4.2 Тематика контрольных работ

Контрольные работы не предусмотрены



4.3. Тематика курсовых работ

Курсовые работы не предусмотрены.



4.4 Тематика рефератов

1. Глобальный кризис XXI века и его причины

2. В.И. Вернадский, роль значение его идеи. Понятие «ноосфера»

3. Основные научные положения о биосфере и геосферах – методологическая основа геоэкологии

4. Геосферы Земли и их основные особенности

5. Развитие системного подхода в геоэкологии

6. Основные круговороты вещества. Влияние деятельности человека на круговорот

7. Население мира и его регионов. Демографический взрыв

8. Антропогенные факторы разрушения и загрязнения природных ландшафтов России

9. Геоэкологические проблемы озера Байкал

10. Исторические предпосылки возникновения геоэкологических проблем на территории России

11. Наводнения в Санкт-Петербурге и борьба с ними

12. Концепция устойчивого развития

13. Повреждение земель при добыче полезных ископаемых

14. Международное экологическое сотрудничество

15. Геоэкологический мониторинг



5. Вопросы для промежуточного и итогового контроля

5.1 Вопросы для промежуточного контроля знаний

1. Что является предметом изучения геоэкологии и региональной геоэкологии?

2. Назовите автора термина «биосфера» и «ноосфера».

3. Локальные проблемы природопользования: привести пример для Калининградской области.

4. Назовите ООПТ Калининградской области.

5. Смоги и их образование.

6. Загрязнение и изменение режима подземных вод городов.

7. Города – зоны экологического бедствия.

8. Классификация природных ресурсов по степени их возобновимости.

9. Нарушение озонового слоя и его последствия.

10. Что такое «озоновые дыры»?

11. Проблемы Арала.

12. Назовите экологические проблемы использования земельных ресурсов.

13. Назовите водные экологические катастрофы.

14. Назовите нетрадиционные источники электроэнергии в Калининградской области.

15. Воздействие автотранспорта на окружающую среду.

16. Каково воздействие авиационного транспорта на окружающую среду.

17. Атомная энергетика. Чернобыльская катастрофа.

18. Каковы причины и следствия колебания уровня Каспийского моря.

19. В чем заключаются экологические проблемы Азовского моря?

20. В чем заключаются экологические проблемы Балтийского моря?

21. Назовите экологические проблемы Калининградской области.

22. В чем заключаются экологические проблемы озера Байкал?

23. В чем заключаются экологические проблемы Ладожского озера?

24. Назовите причины деградации почв.

25. Особенности строения атмосферы.

26. Основные виды антропогенного воздействия на природу

27. Понятие «экологические проблемы».

28. Особенности региональных экологических проблем России (по экономическим районам).

29. Назовите геоэкологические следствия добычи нефти и газа.

30. Влияние течения Эль-Ниньо на окружающую среду.

31. Загрязнение почв удобрениями.

32. Назовите основные источники загрязнения Мирового океана.

33. Как используются подземные воды на примере Калининградской области?

34. Назовите первые национальные парки России.

35. Каковы последствия строительства каскада ГЭС на реке Волге.

36. Залив Кара-Богаз-Гол и его проблемы.

37. Кислотные осадки на территории России.



38. Назовите формы и направление международного сотрудничества в области экологии.

5.2 Вопросы для итогового контроля знаний

  1. Геоэкология как синтез наук о Земле и обществе.

  2. Предмет региональной геоэкологии. Какие задачи решает синтез географии, экологии и социальной экологии.

  3. Системный подход – базовый метод геоэкологии.

  4. Методы географии и геоэкологии применяемые в геоэкологии.

  5. Концепция устойчивого развития общества.

  6. Ключевые понятия региональной геоэкологии (определения, сфера применения).

  7. Понятие «ноосфера» и его значение для геоэкологии.

  8. Глобальный экологический кризис: его характеристика и осовные причины.

  9. Ключевые положения ноосферы концепции В.И. Вернадского.

  10. История развития геоэкологии как научного направления.

  11. Геосферы Земли и их основные особенности. Иерархия геоэкосистем

  12. Классификация геоэкологических проблем. Оценка остроты экологических ситуаций.

  13. Основные круговороты вещества. Влияние деятельности человека на круговороты.

  14. Население мира и его регионов. Демографический взрыв.

  15. Природные ресурсы и их классификация.

  16. Региональные и национальные особенности потребления природных ресурсов.

  17. Роль научно-технической революции в формировании глобального экологического кризиса.

  18. Малоотходные и ресурсосберегающие технологии.

  19. Природные и социально-экономические процессы, управляющие системой Земля и определяющие глобальные экологические изменения.

  20. Влияние деятельности человека на атмосферу.

  21. Источники загрязнения атмосферного воздуха. Последствия загрязнения.

  22. Контроль и нормирование загрязнения атмосферного воздуха.

  23. Типы смогов.

  24. Проблема парникового эффекта.

  25. Проблема кислотных осадков на территории России.

  26. Озоновый экран Земли. «Озоновые дыры».

  27. Влияние деятельности человека на гидросферу.

  28. Качественное и количественное истощение водных ресурсов. Региональные проблемы качества природных вод.

  29. Роль Мирового океана в динамической системе Земля.

  30. Загрязнение вод Мирового океана.

  31. Экологические проблемы внутренних морей России.

  32. Охрана морей и океанов.

  33. Экологические проблемы использования земельных ресурсов.

  34. Влияние деятельности человека на литосферу.

  35. Классификация экологических процессов и явлений. Антропогенные геологические процессы и явления.

  36. Влияние деятельности человека на биосферу.

  37. Пути сохранения биоразнообразия Земли. ООПТ Калининградской области.

  38. Геоэкологические аспекты сельскохозяйственной деятельности.

  39. Глобальная продовольственная проблема.

  40. Геоэкологические аспекты разработки полезных ископаемых. Рекультивация как способ восстановления земель.

  41. Геоэкологические аспекты энергетики.

  42. Нетрадиционные источники энергии, используемые в Калининградской области.

  43. Геоэкологические аспекты промышленного производства.

  44. Геоэкологические аспекты транспорта.

  45. Геоэкологические аспекты урбанизации.

  46. Геоэкологические аспекты лесохозяйственной деятельности.

  47. Мониторинг, структура и виды мониторинга.

  48. Зональные типы экологической дестабилизации ландшафтов России.

  49. Неблагоприятные последствия антропогенной деятельности в России в условиях:

- зоны тундры;

- зоны тайги;

- зоны смешанных и широколиственных лесов;

- лесостепной и степной зон;

- аридных зон.


  1. Международное экологическое сотрудничество. Экологическое образование и экологическая культура населения.

6. Критерии оценки знаний

Успеваемость изучения курса оценивается суммой за все виды работы баллов (из 100 возможных).

При определении общего количества баллов за изучение курса учитываются две составляющие: первая – баллы, начисляемые по результатам работы студентов в течение семестра (70 баллов); вторая – баллы, начисляемые по результатам экзамена (30 баллов).

От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, написание рубежной аттестации: тестирования и реферативной работы, выполнение домашних заданий по заданию преподавателя.

Прохождение итоговой аттестации (сдача экзамен) является обязательным.

6.1. Баллы исчисляемые за работу студента в ходе семестра:

Баллы, исчисляемые за работу студента в ходе семестра:


  1. Посещение занятий – 18 баллов

  2. Самостоятельная работа студентов (выполнение домашнего задания) – до 20 баллов

  3. Текущий контроль, состоящий из 2-х элементов: активность студентов на занятиях и качество его ответов – до 5 баллов за каждое занятие, максимально 12 баллов.

  4. Прохождение первого рубежного контроля в форме письменного тестирования 10 баллов.

  5. Прохождение второго рубежного контроля в форме написания реферата – до 10 баллов.

Итого максимально 70 баллов.

Прохождение итогового контроля (экзамен) – максимально 30 баллов.

Всего - 100 баллов

К экзамену допускаются студенты, набравшие по результатам работы в ходе семестра не менее 31 балла (разность между минимальным количеством баллов для определения оценки «удовлетворительно» и максимальным значением начисленных баллов за экзамен: 61-30=31)

Шкала оценок по дисциплинам, завершающихся экзаменом

6.2. Шкала оценок по дисциплинам, завершающимся экзаменом



Набранные балы

<50

51-61

62-67

68-84

85-93

94-100

Зачет/незачет

Незачет

Зачет

Оценка по шкале ECTS: буквенное обозначение

F

Fx

D

C

B

A

Числовой эквивалент

2

2

3

4

4

5




неудовлетворительно

удовлетворительно

хорошо

очень хорошо

отлично

6.3. Правила выполнения рубежной и промежуточной аттестации:

Рубежная аттестация (тестирование и защита реферата) проводится с тем, чтобы проверить усвоение студентами материала курса, рекомендуемой преподавателем литературы, их умение успешно анализировать и понимать материал, предложенный их вниманию, а также, применять полученные знания на практике.

В рубежную аттестацию включены вопросы, проверяющие собственно самостоятельную работу студента, т.е. степень знакомства и понимания студентами основных понятий региональной геоэкологии, глобальных и региональных геоэкологических проблем и вариантов их решения.

7. Список основной и дополнительной литературы,

нормативных документов

Основная литература


  1. Голубев Г.Н. Геоэкология: Учебник для студентов вузов/Г.Н. Голубев. 2-е изд. испр. и доп. М.:Аспект Пресс, 2006. 288с.

  2. Петров К.М. Геоэкология: Учеб. пособие. Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 274 с.

  3. Егоренков Л.И., Кочуров Б.И. Геоэкология: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2005. 320 с.

  4. Братков В.В. Геоэкология: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экологическим специальностям/ В.В. Братков, Н.И. Овдиенко. М.: Высшая школа, 2006. 271 с.

Дополнительная литература

1. Орленок В.В., Федоров Г.М. Региональная география России. Калининградская область: Учеб. пос. для студ., 2005. – 259с. НА (377 экз.)

2. Географический атлас Калининградской области, 2002. – 275с. НА (52 экз.)

3. География Калининградского региона. Полевая общегеографическая практика: учеб.пособие. 2007. -261 с. НА (152 экз.)

4. Лопатин К.И. Проблемы геоэкологии / К.И.Лопатин, С.А. Сладкопевцев. М.: МВД, 2008. 259 с.


  1. Экология и геоэкология недропользования: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров, магистров и дипломированных специалистов «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых» / А.Г. Милютин и др.; под ред. А.Г.Милютина. М.: Высш.шк., 2007. 439 с.

  2. Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование: Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / Н.Г. Комарова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.

  3. Родзевич Н.Н. Геоэкология и природопользование: Учеб. для вузов/ Н.Н. Родзевич. М.: Дрофа, 2003. 256 с. Ч.з. №1 (1 экз).

  4. Емельянов А.Г. Основы региональной геоэклогии: Учеб. пособие / А.Г. Емельянов, О.А. Тихомиров; М-во образования Рос. Федерации. Твер гос. ун-т. Тверь: Твер.гос. ун-т, 2000. 154 с. НА (13 экз.).

Нормативные документы

Банк учебно-методических материалов на электронных носителях, используемых в учебном процессе и при самостоятельной работе

II УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал