Учебно-методический комплекс по дисциплине «учение об атмосфере» Код и направление подготовки 020800. 62 «Экология и природопользование»



страница1/6
Дата26.04.2016
Размер1.75 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ ТЮМГУ В Г. ТОБОЛЬСКЕ

Естественнонаучный факультет

Кафедра биологии, экологии и методики преподавания естествознания


УТВЕРЖДАЮ

Директор

_____________ ____________

подпись ФИО

«___» __________ 2015 г.
Учебно-методический комплекс по дисциплине

«УЧЕНИЕ ОБ АТМОСФЕРЕ»

Код и направление подготовки



020800.62 «Экология и природопользование»

Профиль подготовки



«Экология»

Квалификация

(степень) выпускника

бакалавр

Форма обучения



очная

Тобольск


2014

Содержание

1Приложение 6. Глоссарий 65

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ ТЮМГУ В Г. ТОБОЛЬСКЕ



Естественнонаучный факультет

Кафедра биологии, экологии и методики преподавания естествознания

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_____________ ____________

подпись ФИО

«___» __________ 2015 г.
Рабочая учебная программа

«УЧЕНИЕ ОБ АТМОСФЕРЕ»

Код и направление подготовки



020800.62 «Экология и природопользование»

Профиль подготовки



«Экология»

Квалификация

(степень) выпускника

бакалавр

Форма обучения



очная

Тобольск


2014

Содержание


1. Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………………………...

3

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО…………………………………………….

4

3. Требования к результатам освоения дисциплины……………………………………..

4

4. Структура и содержание дисциплины………………………………………………….

5

4.1. Структура дисциплины…………………………………………………………….

5

4.2. Содержание разделов дисциплины………………………………………………..

5

5. Образовательные технологии……………………………………………………………

5

6. Самостоятельная работа студентов……………………………………………………...

6

7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства…………………………….

7

7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля……………………………….

7

7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов…………………………………………………………..

7


7.3. Оценочные средства промежуточной аттестации………………………………...

10

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………………..

12

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………………………

14

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от ____.____.2014

Содержание: УМК по дисциплине Учение о атмосфере для студентов 020800.62 «Экология и природопользование» Профиль подготовки «Экология», очная форма обучения

Автор(-ы): Хитрых Л.В.

Объем __74___стр.



Должность

ФИО

Дата согласования

Результат согласования

Примечание

Заведующий кафедрой (наименование кафедры)

ФИО

__.__.2014

Рекомендовано к электронному изданию

Протокол заседания кафедры от __.__.2014

№ __


Начальник УМО

филиала


ФИО

__.__.2014

Согласовано




Директор ИБЦ

ФИО

__.__.2014

Согласовано



1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целью учебного курса является формирование у студентов знаний об основных физико-химических процессах и явлениях, протекающих в атмосфере в их взаимодействии с земной поверхностью и космической средой, изучение закономерностей формирования климата в различных географических районах.

Дисциплина ориентирована на подготовку студентов к освоению в дальнейшем биологических, географических и экологических дисциплин, опирающихся на общегеографические закономерности.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:


  • изложение основных сведений о метеорологических величинах и метеорологических явлениях;

  • изучение  основ физики и динамики  атмосферы;

  • изучение  закономерностей радиационных процессов;

  • получение представления о закономерностях изменения погоды и её предсказания;

  • получение представления об условиях формирования климата Земли и его изменения;

  • изучение  комплекса физических приборов и методов, употребляемых для познания атмосферных процессов.

  • изучение  всех тем сопровождается закреплением полученных знаний на лабораторных занятиях; выполнением ряда заданий самостоятельно.

  • формирование мировоззренческих представлений об астрономической природе планетарных закономерностей географической оболочки;

  • развитие умений и навыков самостоятельной организации и проведения метеорологических наблюдений с целью описания состояния погоды в данный момент времени, прогноза её состояния в будущем и анализа процессов климатического масштаба.

При изучении курса «учение об атмосфере», студент должен быть подготовлен к выполнению учебно-воспитательной, культурно-просветительской, научно-методической и научно-исследовательской видов профессиональной деятельности. Что предполагает умение решать следующие профессиональные задачи:

1. Учебно-воспитательная деятельность:

  • осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

  • планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

  • использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств, информационных и компьютерных технологий;

  • применение современных средств оценивания результатов обучения;

  • воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

  • реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

  • формирование научно-теоретического типа мышления и естественнонаучного мировоззрения студентов.

2.Культурно-просветительская деятельность:

  • формирование общей культуры учащихся.

3. Научно-методическая и научно-исследовательская деятельность:

  • выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс «Учение об атмосфере» относиться к базовому циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин; код: Б3.Б.2.1

а) для освоения курса, студент должен обладать базовыми знаниями следующих курсов:


  • География

  • Геология

  • Картография с основами топографии

б) должны изучаться параллельно, следующие курсы:

  • Учение о гидросфере;

  • Основы природопользования;

  • Экологический мониторинг;

в) вузовский курс «учение об атмосфере», необходим для полноценного освоения следующих дисциплин:

  • Ландшафтоведение

  • Оценка воздействия на окружающую среду

  • Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды

  • Техногенные системы и экологический риск

  • Планирование природоохранной деятельности производственного объекта

  • Основы экологического проектирования и экспертизы

  • Ресурсоведение / Природные ресурсы Западной Сибири

  • Эколого-географический анализ территории / Эколого-географическое районирование


3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Профессиональные компетенции (ПК):


  • знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении (ПК-5);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:


  • основные закономерности развития атмосферных процессов и явлений;

  • основные методы мониторинга атмосферных процессов и явлений;

  • виды воздействия атмосферных процессов на формирование и развитие ландшафтов;

  • основы климатологии и метеорологии.

уметь:

  • использовать методы и подходы современной экологии при решении задач в основной области профессиональной деятельности, в том числе для экологического проектирования, экспертизы, геоэкологического прогнозирования;

  • диагностировать важнейшие атмосферные процессы и явления;

  • читать и анализировать карты погоды.

владеть:

  • Применения полученных знаний на практике;

  • Использования метеоприборов.


4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), из них 33,6 часа, выделенных на контактную работу с преподавателем
4.1. Структура дисциплины
Таблица 1



Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

аудиторные занятия

СР

ЛК

ПЗ

ЛБ

1

Метеорология

5

10

10

-

6

2

Климатология

5

6

6

-

30

ВСЕГО

72

16

16

-

36+5*+4***

*- зачет; **- экзамен; ***- КСР
4.2. Содержание дисциплины
Таблица 2



Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)

1

Метеорология

Атмосфера Земли

Солнечная радиация и тепловой режим

Вода в атмосфере

Основные атмосферные процессы и явления

Погода

2

Климатология

Климат

Изменение климата и микроклимата



5. Образовательные технологии
Таблица 3



занятия



раздела

Тема занятия

Виды образовательных технологий

Кол-во часов



1

Атмосфера Земли

лекция-визуализация

2



1

Солнечная радиация и тепловой режим

информационная лекция

2



1

Вода в атмосфере.

информационная лекция

2



1

Основные атмосферные процессы и явления.

лекция-визуализация

2



1

Погода.

информационная лекция

2



2

Климат.

информационная лекция

2



2

Характеристики климатических поясов.

информационная лекция

2



2

Изменение климата и микроклимата.

проблемная лекция

2



1

Солнечная радиация

практическое занятие в форме практикума

2



1

Влажность воздуха

практическое занятие в форме практикума

2



1

Туман. Облака. Осадки.

практическое занятие в форме презентации

2



1

Атмосферное давление. Ветер.

практическое занятие в форме практикума

2



1

Воздушные массы и фронты. Циклоны и антициклоны.

практическое занятие в форме практикума

2



2

Синоптические карты и их анализ.

практическое занятие в форме практикума

2



2

Температура воздуха и тепловой режим Земной поверхности

практическое занятие в форме практикума

2



2

Климат Земли.

практическое занятие в форме практикума

2


6. Самостоятельная работа студентов
Таблица 4



Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академических часах)



Метеорология

Подготовит конспект по теме: «Современные методы изучения атмосферы».

2



Метеорология

Подготовит конспект по теме: «Образование облачности».

2



Метеорология

Подготовит конспект по теме: «Испарение и испаряемость».

2



Климатология

Подготовит конспект по теме: «Магнитные аномалии Земли».

2



Климатология

Подготовить сообщение по теме: «Особенности тропосферы».

3



Климатология

Подготовит конспект по теме: «Эффективное излучение Земли».

2



Климатология

Подготовит реферат по теме: «Влияние течений на климат побережий»;

4



Климатология

Подготовит конспект по теме «Особенности верхних слоёв атмосферы».

2



Климатология

Подготовит конспект по теме: «Современное оснащение метеостанций».

2



Климатология

Подготовит конспект по теме: «Изменение климата в 20 и 21 веке».

2



Климатология

Подготовит реферат по теме: «Пояса освещенности Земли».

3



Климатология

Подготовит реферат по теме «Антропогенное влияние на изменение климата».

4



Климатология

Подготовит конспект по теме: «микроклимат крупного города».

2



Климатология

Подготовить доклад на тему «Влияние океанических масс на климат России».

2



Климатология

Подготовит конспект по теме: «Внутритропическая зона конвергенции».

2


7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства
7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля
Собеседование по разделам «Метеорология» и «Климатология» по темам: «Основные атмосферные процессы и явления», «Характеристики климатических поясов», «Воздушные массы и фронты. Циклоны и антициклоны».
7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов
7.2.1. Распределение рейтинговых баллов по модулям и видам работ

Таблица 5



Виды работ

Максимальное количество баллов

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Итого

Аудиторные занятия

15

15

16

46

Лекции

10

10

10

30

Практические занятия

5

5

6

16

Самостоятельная работа

10

10

14

34

Итого за работу в семестре

25

25

30

80

Обобщающий контроль

-

-

20

20

Итого

25

25

50

100

7.2.2. Оценивание аудиторной работы студентов

Таблица 6



Наименование раздела дисциплины

Формы оцениваемой работы

Максимальное количество баллов

Модуль (аттестация)

Работа на лекциях

1

Метеорология

Контрольная работа №1 по теме: «Вода в атмосфере»

7

1

2

Метеорология

посещение лекций

3

1

3

Метеорология

Контрольная работа №2 по теме: «Воздушные массы и фронты»

7

2

4

Метеорология

посещение лекций

3

2

5

Климатология

Коллоквиум по теме: «Тепловой режим подстилающей поверхности и атмосферы»

7

3

6

Климатология

посещение лекций

3

3

7




Итоговая контрольная работа №3

20

Итоговая

Работа на практических (семинарских, лабораторных) занятиях

8

Метеорология

Защита практических работ (с 1 по 2)

5

1

9

Метеорология

Защита практических работ (с 3 по 4)

5

2

10

Климатология

Защита практических работ (с 5 по 8)

6

3

7.2.3. Оценивание самостоятельной работы студентов



Таблица 7



Наименование раздела (темы) дисциплины

Формы оцениваемой работы

Максимальное количество баллов

Модуль (аттестация)



Метеорология

Подготовит конспект по теме: «Современные методы изучения атмосферы».

2

1



Метеорология

Подготовит конспект по теме: «Образование облачности».

2

1



Метеорология

Подготовит конспект по теме: «Испарение и испаряемость».

2

1



Климатология

Подготовит конспект по теме: «Магнитные аномалии Земли».

2

1



Климатология

Подготовить сообщение по теме: «Особенности тропосферы».

3

1



Климатология

Подготовит конспект по теме: «Эффективное излучение Земли».

2

2



Климатология

Подготовит реферат по теме: «Влияние течений на климат побережий»;

3

2



Климатология

Подготовит конспект по теме «Особенности верхних слоёв атмосферы».

2

2



Климатология

Подготовит конспект по теме: «Современное оснащение метеостанций».

2

2



Климатология

Подготовит конспект по теме: «Изменение климата в 20 и 21 веке».

2

2



Климатология

Подготовит реферат по теме: «Пояса освещенности Земли».

3

3



Климатология

Подготовит реферат по теме «Антропогенное влияние на изменение климата».

3

3



Климатология

Подготовит конспект по теме: «микроклимат крупного города».

2

3



Климатология

Подготовить доклад на тему «Влияние океанических масс на климат России».

2

3



Климатология

Подготовит конспект по теме: «Внутритропическая зона конвергенции».

2

3


77.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов

Таблица 5. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля




№ Темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информации

онные системы и технологии



Итого количество баллов

коллоквиумы

собеседование

ответ на семинаре

лабораторная работа

контрольная работа

тест

реферат

эссе

программы компьютерного тестирования

комплексные ситуационные задания

электронные практикумы

другие формы




Модуль 1

1.1

0-3

0-2

0-3







0-2

0-2

-




0-3







0-15

1.2

0-3




0-5

-







0-4




-

0-3







0-15

n








































Всего

0-6

0-2

0-8







0-2

0-6







0-6







0-30

Модуль 2

2.1




0-3

0-6




0-4

0-6



















0-19

2.2

0-4




0-7




























0-11

n








































Всего

0-4

0-3

0-13




0-4

0-6



















0-30

Модуль 3

3.1







0-6










0-4













0-6

0-16

3.2

0-6




0-8




0-8




0-2
















0-24

n








































Всего

0-6




0-14




0-8




0-6













0-6

0-40

Итого

0-16

0-5

0-35




0-14

0-8

0-16













0-6

0-100

7.2.4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости


Методические рекомендации к защите практических работ:

Для защиты практической работы необходимо:



  1. посетить все практические занятия;

  2. сделать все задания (как письменные, так и устные);

  3. рассказать методику выполнения задания, в случае необходимости записать её в тетрадь;

  4. отдать тетрадь с выполненными заданиями на проверку преподавателю.


Контрольная работа №1 (2 варианта); (по теме: «Вода в атмосфере»).

Вопросы:


  1. Влагооборот, его составляющие.

  2. Испарение и испаряемость.

  3. Влажность воздуха и его характеристики.

  4. Суточный и годовой ход абсолютной влажности воздуха.

  5. Суточный и годовой ход относительной влажности воздуха.

  6. Конденсация и сублимация.

  7. Облачность. Виды и классификация облаков.

  8. Суточный и годовой ход облачности и её географическое распространение.

  9. Осадки и их виды.

  10. Географическое распространение осадков.


Контрольная работа №2 (2 варианта); (по теме: «Воздушные массы и фронты.»).

Вопросы:


  1. Охарактеризуйте основные типы воздушных масс Земли

  2. Объясните понятие «атмосферный фронт»

  3. Охарактеризуйте основные особенности воздушных масс на территории России

  4. Объясните понятия «циклон» и «антициклон»


Вопросы к коллоквиуму (по теме «Тепловой режим подстилающей поверхности и атмосферы»):

  1. Что такое тепловой режим?

  2. От каких составляющих зависит тепловой режим?

  3. Что такое тепловой баланс? Какие части его слагают?

  4. В чём различия прогревания суши и воды?

  5. Каков суточный ход температуры воздуха?

  6. Каков годовой ход температуры воздуха?

  7. Как адвекция влияет на ход и изменение температур?

  8. Как экспозиция склона влияет на ход и изменение температур?

  9. Как растительный покров влияет на ход и изменение температур?

  10. Как снежный покров влияет на ход и изменение температур?

  11. Какие законы Фурье вы знаете?

  12. Что такое адиабатические изменения температуры?

  13. Расскажите об адиабатическом охлаждении.

  14. Расскажите об адиабатическом нагревании.

  15. Что такое температурные инверсии и какие инверсии вы знаете?

Работа при подготовке к коллоквиуму:

Внимательно прочитать вопрос.

Составить план и при необходимости конспект вопроса.

Вспомнить основные термины, понятия, закономерности и законы по теме.

Найти соответствующие наглядные пособия (таблицы, схемы и т. д.), имеющиеся в учебном кабинете.

Подтвердить ответ схематическими рисунками и примерами.


7.3 Оценочные средства промежуточной аттестации
7.3.1. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

Процедура оценивания производится в форме устного ответа на вопросы по дисциплине. Семестровый курс предлагается оценивать по шкале в 100 баллов. Для экзамена предлагается следующая шкала, обеспечивающая сопоставимость с международной системой оценок:

7.3.1. Рубежные баллы рейтинговой системы оценки успеваемости студентов
Таблица 8

Вид аттестации

Допуск к аттестации

Зачёт

Экзамен (соответствие рейтинговых баллов и академических оценок)

Удовл.

Хорошо

Отлично

рейтинговая система

40 баллов

61 балл

61-72 баллов

73-86 баллов

87-100 баллов

7.3.2. Оценочные средства для промежуточной аттестации


Контрольная работа №3 (Итоговая, 2 варианта)

  1. Состав и строение атмосферы.

  2. Радиационный баланс и тепловой режим, их составляющие.

  3. Распределение температуры на Земной поверхности.

  4. Влагооборот и влажность воздуха. Испарение и испаряемость.

  5. Облачность и осадки. Ветер.

  6. Атмосферное давление. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.

  7. Классификация климата по Алисову.


Вопросы к экзамену:

Теоретические вопросы к экзамену:

1. Атмосфера Земли, ее границы и значение для географической оболочки.

2. Газовый состав атмосферы.

3. Вертикальное расслоение атмосферы.

4. Методы изучения атмосферы.

5. Солнечная радиация, ее состав и интенсивность на верхней границе

атмосферы. Солнечная постоянная.

6. Радиационный баланс земной поверхности и атмосферы, его составляющие.

7. Ослабление солнечной радиации в атмосфере. Закон Бугэ.

8. Определение энергетической освещенности и величины инсоляции.

9. Географическое распределение суммарной солнечной радиации и радиационного баланса.

10.Тепловой баланс, его составляющие.

11. Различия в тепловом режиме почвы и водоемов.

12. Распределение тепла вглубь почвы.

13. Адиабатические изменения температуры.

14. Сухоадиабатический градиент. Вертикальный температурный градиент.

Стратификация атмосферы.

15. Инверсии температуры.

16. Влажность воздуха. Насыщенный и ненасыщенный воздух. Характеристики

влажности воздуха.

17. Испарение. Испаряемость.

18. Суточный и годовой ход абсолютной и относительной влажности воздуха.

19. Облачность, её суточный и годовой ход. Географическое распределение

облачности.

20. Осадки. Условия осадкообразования. Виды осадков.

21. Географическое распределение осадков. Закономерности сезонного режима

осадков.

22. Туманы, их типы. Географическое распределение туманов.

23. Распределение температуры воздуха у земной поверхности в январе и июле.

24. Атмосферное давление, единицы и методы его измерения. Изменение

атмосферного давления с высотой.

25. Барическое поле, его элементы.

26. Распределение атмосферного давления в приземном слое. Центры действия

атмосферы.

27. Ветер, причины возникновения. Силы, воздействующие на ветер.

28. Широтные зоны ветров на земном шаре.

29. Местные ветры: бризы, горно-долинные ветры, фен, бора, стоковые ветры.

30. Погода. Комплексная и генетическая классификация погод.

31. Служба погоды. Методы изучения и прогноза погоды.

32. Синоптические карты, синоптический код. Карты барической топографии.

33. Местные признаки погоды.

34. Циклоны, погода в циклонических областях. Стадии развития циклонов.

35. Антициклоны, погода в антициклонах. Стадии развития антициклонов.

36. Воздушные массы, классификация воздушных масс.

37. Атмосферные фронты, их типы.

38. Основные атмосферные фронты, изменения погоды при прохождении

фронтов.

39. Высотные фронтальные зоны и струйные течения.

40. Климатообразующие факторы.

41. Климатообразующие процессы.

42. Континентальность климата. Индексы континентальности.

43. Локальный и глобальный климат. Микроклимат и мезоклимат.

44. Генетическая классификация климатов Земли Б.П. Алисова.

45. Астрономические условия смены сезонов в высоких широтах.

46. Современные изменения климата и их причины.

47. Антропогенные воздействия на климат.

48. Климат Тюменской области.

49. Метеорологические условия сезонов Тюменской области.

50. Многолетние колебания климата Тюменской области.
Практические задания к экзамену:

1. Определить напряженность солнечной радиации на горизонтальную поверхность для станции, расположенной на ..." с.ш., если прозрачность

атмосферы ...

2. Определить величину инсоляции в день летнего солнцестояния для пунктов, лежащих на широте Северного и Южного полярного кругов.

3. Определить величину инсоляции в дни равноденствий для пунктов, лежащих

на широте Северного и Южного тропиков.

4. Определить альбедо подстилающей поверхности, если количество падающей радиации равно ...Дж/(см2мин), а количество отраженной радиации составляет ..,Дж/(см мин).

5. Ненасыщенная водяным паром воздушная масса прогрелась по сравнению с окружающим воздухом на ...*С и начала подниматься. Конвекция прекратилась на высоте ... м. На этой высоте температура воздуха была равна 0*С. Чему равен вертикальный температурный градиент, если известно, что воздух (не) достиг влагонасыщения?

6. Ненасыщенная влагой воздушная масса с температурой ...*С адиабатически поднимается вверх. На высоте ... м она становится насыщенной. Поднятие воздуха прекращается на высоте ... м. Чему равна температура воздуха на этой высоте?

7. По синоптической карте определите величину горизонтального барического

градиента, скорость и силу ветра.

8. Выполнить чтение метеокода для указанного пункта.

9. Определить тип климата по климате-диаграмме.

10. Определите семейство и род облаков, дать им характеристику.

11. На синоптической карте выделите основные барические системы; определите, на какой стадии эволюции они находятся.

12. Если бы угол наклона земной оси к плоскости орбиты составлял на каких широтах наблюдались бы полярный день и полярная ночь, какие параллели стали бы выполнять роль северного и южного тропиков?




      1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций):

Процесс освоения дисциплины направлен на формирование компетенции:

- знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении (ПК-5)

7.3.4. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:
Таблица 10. Карта критериев оценивания компетенций

Коды компетенции

Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды занятий

Оценочные средства

ПК-5


обладать базовыми знаниями основ учения о атмосфере для выполнения профессиональных задач.

обладать базовыми знаниями основ учения о атмосфере, основные основные закономерности развития атмосферных процессов и явлений при выполнении профессиональных задач.

обладать базовыми знаниями основ учения о атмосфере, основные основные закономерности развития атмосферных процессов и явлений :виды воздействия атмосферных процессов на формирование и развитие ландшафтов;основы климатологии и метеорологии при выполнении профессиональных задач.

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов.

Доклады, рефераты, презентации, тесты, контрольные вопросы, вопросы к зачёту.




уметь:

использовать методы учения о атмосфере и подходы при решении задач в основной области профессиональной деятельности



уметь:

использовать методы учения о атмосфере и подходы при решении задач в основной области профессиональной деятельности,

использовать метеоприборы


уметь:

использовать методы учения о атмосфере и подходы при решении задач в основной области профессиональной деятельности, применения полученных знаний на практике.













Владеть:

основами климатологии и метеорологии



основами климатологии и метеорологии для объяснения природных явлений

основами климатологии и метеорологии для объяснения природных явлений и практической деятельности









8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:


  1. Ваганов М.Г. Практические задания по изучению атмосферы и гидросферы с методическими указаниями к их выполнению: учебное пособие для студ. бакалавриата "Экология и природопользование" / М. Г. Ваганов, С. В. Сосненко. - Тобольск : ТГСПА, 2013. - 195 с.

  2. Другов, Ю. С. Мониторинг органических загрязнений природной среды. 500 методик: практическое руководство / Ю. С. Другов, А. А. Родин. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва: БИНОМ. Лаборат. Знаний, 2011. - 893 с. 8

б) дополнительная литература:

  1. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины / Гл.ред. А.Ф.Трешников.– М.: Сов.энциклопедия, 1988.

  2. Соловьев А.И., Карпов Г.В. Словарь-справочник по физической геогарфии.– М.: Просвещение, 1983.

  3. Техника и технология защиты воздушной среды : учеб. пособие для вузов / В. В. Юшин, В. М. Попов, П. П. Кукин и др. - Москва : Высшая школа, 2005. - 391 с.

  4. Хаин В.Е. Основные проблемы современной геологии (геология на пороге ХХ века).– М., 1995.

  5. Хромов Х.П., Мамонтова Л.И. Метеорологический словарь.– Л.: Гидрометеоиздат, 1974.

  6. Щукин И.С. Четырехязычный энциклопедический словарь терминов по физической географии.– М., 1980.

  7. Экология. Природа - Человек - Техника : учеб. для студ. вузов / Т. А. Акимова, А. П. Кузьмин, В. В. Хаскин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Экономика, 2007. - 510 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-282-02674-0 :

  8. Экология: Транспортное сооружение и окружающая среда : учеб. пособие для студ. вузов / Ю. В. Трофименко, Г. И. Евгеньев ; ред - 2-е изд. - Москва : Академия, 2008. - 400 с. ; УМО. - (Высшее профессиональное образование).

в) периодические издания:


Журналы:  

  • Geografia.ru: Страноведческая журналистика.

  • Журнал Вокруг света. Россия.

  • Журнал Вокруг света - виртуальные путешествия. Официальный сайт. Украинская редакция.

  • Журнал "Экспедиция" - Magazine "Expedition".

  • National Geographic Russia.

  • National Geographic Online (maps, photography, travel, more)

  • Журнал "География"

г) Интернет-ресурсы:

  1. http://www.edu.ru/modules.php?page_id=6&name=Web_Links&l_op=viewlinkinfo&lid=6213

  2. http://www.abratsev.narod.ru/atmosphere/atmosphere.html

  3. http://abc.vvsu.ru/Books/uchenie_o_atmosfere/

  4. http://window.edu.ru/window/library?p_rid=39873

  5. http://www.vgipu.ru/41.html

  6. http://www.2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/atmosphere.htm

  7. http://extusur.net/answer/Atmosfer.RTM.html

  8. http://edc.tversu.ru/ext/plan_11/022000_62_01/b3b31.pdf

  9. http://portal.tpu.ru/SHARED/n/N-SOBOLEVA/Uchebnaya_rabota/Geografya/Tab/geografiya1.pdf

  10. http://dbs.sfedu.ru/www/rsu$persons$.show_umr?p_per_id=2385&p_prm_id=5285

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для освоения курса «Учение об атмосфере», необходимо иметь в наличии следующее материально-техническое обеспечение:



  • Географический атлас для учителей средней школы.– М.,1985.

  • Физико-географический атлас мира.– М.: ГУГК, 1980.

  • Атлас СССР.– М.: ГУГК, 1980.

  • Психрометрические таблицы/ Под ред. Д.П. Беспалова и Л.Т. Матвеева.– Л.: Гидрометеоиздат, 1981.

  • Контурные карты мира

  • Синоптические карты

  • Таблицы метеокода

  • Космические метеоснимки

  • Климатодиаграммы пунктов различных климатических областей

  • Фотографии различных родов облаков

  • Миллиметровая бумага

  • Калька

  • Линейки

  • Курвиметры

  • Палетки

  • Циркули–измерители

  • Калькуляторы

  • Психрометры

  • Барометры–анероиды

  • Анемометры


10. Паспорт рабочей программы дисциплины
Разработчик(и) : Хитрых Людмила васильевна, старший преподаватель кафедры биологии, экологии и МПЕ
Программа одобрена на заседании кафедры __________________________________________
от «___»_______________г., протокол №________
Согласовано:

Зав. кафедрой ______________________ Садыкова Э.Ф.


«___» ________________г.
Согласовано:

Специалист по УМР _________________


«___» ________________г.


Приложение 1

Лекционный курс по дисциплине "Учение об атмосфере"
Раздел 1. Земля как планета



  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал