Учебно-методический комплекс специальность 030301. 65 «психология» калининград 2010



страница1/3
Дата01.05.2016
Размер0.5 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3


НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

ФИЛИАЛ В Г. КАЛИНИНГРАДЕ




ПСИХОЛОГИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС




СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 030301.65 - «ПСИХОЛОГИЯ»


КАЛИНИНГРАД

2010
Психология социальной работы: Учебно-методический комплекс /

Автор-составитель: Кастерина Н.В., Калининград, 2010.

УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии,

протокол № 1 от 26.08.10.


УМК утвержден на заседании Совета филиала 07.09.10., протокол №1



Пояснительная записка

Программа дисциплины «Психология социальной работы» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030301.65 «Психология».

«Психология социальной работы» представляет собой прикладное направление психологической науки. Реализуемое в процессе социальной деятельности (социальная работа) – это направление использует данные социологии (особенно социологии девиантности и социального контроля), а также менеджмента. При работе с отдельными группами населения (инвалиды, наркоманы, алкоголики и т. п.) психология социальной работы обращается к медицинским знаниям. Практика социальной работы предполагает также применение наряду с психологическими и педагогические знания.

Курс связан с раскрытием важнейших положений социальной работы, способствующих максимальной реализации функции социальной защиты личности в различных государственных образованиях. Развитие социальной работы в нашей стране даже в сравнительно короткий срок со всей очевидностью показало такую же необходимость профессионализации этой одной из самых гуманных практик. Это, в свою очередь, невозможно без развития психологии социальной работы, так как профессионализация социальной работы связана именно с пониманием психологических механизмов и возможных последствий – как положительных, так и отрицательных – действий социальных работников, психологов, психиатров, социальных педагогов, работников приютов, служащих собесов, пеницитарных и других подобных учреждений, занятых в различных социальных программах.

В данном курсе всесторонне изучаются предмет, объект, цели, задачи, исследования, функции социальной работы, важнейшие качества социального работника; определяются основные критерии его творческой созидательной деятельности.

Особое внимание уделяется проблемам семьи, защите ребенка в любых экстремальных обстоятельствах, действенной помощи престарелым, ветеранам различных социальных групп и культурных слоев, различным категориям незащищенных групп населения; проблемам законотворчества, защите инвалидов, а также различным аспектам профессиональной деятельности социальных работников.

Изучение курса предполагает рассмотрение социальной работы за рубежом в таких высокоразвитых странах с демократической ориентацией, как США, Великобритания, Германия, Швеция, Бельгия, Франция и др. Анализ важнейших положений, связанных с историей социальной деятельности в этих странах, с проблемами социального обеспечения и психологической помощи с важнейшими направлениями в сфере индивидуальной, групповой, общинной психосоциальной работы.

Данный курс призван помочь студентам ощутить величие, духовную значимость социальной работы, как одного из важнейших компонентов в процессе утверждения общечеловеческих ценностей, защиты каждого человека в экстремальных, но и в различных жизненных обстоятельствах. Воспитывая в студентах чувство эмпатии, духовную высоту, открытость бедам других людей, желание помощи и поддержки нуждающимся, мы помогаем построению подлинного демократического, гуманного общества, росту профессионализма в психологии.



Цели и задачи курса:

  • овладеть психологическими знаниями, навыками и умениями, необходимыми для осуществления социальной работы по оказанию помощи нуждающимся;

  • рассмотреть общее понятие социальной работы и место психологии в социальной работе;

  • ознакомиться с психологическими особенностями социальной работы с различным контингентом нуждающихся в помощи (жертвы насилия, наркоманы, бездомные, безработные и др.);

  • научиться применять психологические методы диагностики, коррекции, реабилитации и консультирования на практике.

В результате изучения данного курса студент будет:

Иметь представление:

  • о направлениях, предмете, объекте, функциях, целях и задачах социальной работы;

  • об отечественном и зарубежном опыте практики социальной работы;

  • о современных подходах и проблемах в работе психосоциальных служб.

Знать:

Уметь:

  • применять на практике методы диагностики, коррекции, реабилитации и психологического консультирования,

  • использовать в практике социальной работы наряду с психологическими и педагогическими знаниями,

  • применять различные методы социальной работы,

  • применять навыки социальной работы с различным контингентом лиц, нуждающимся в психологической помощи.

Методические модели процесса обучения.

На практических (семинарских) занятиях по дисциплине «Психология социальной работы» применяются следующие методики и методы обучения: опрос, круглый стол, дискуссии и т. д.



Самостоятельная работа студентов заключается в изучении литературы, работе с библиотечным фондом, подготовке к семинарским занятиям, написании рефератов и контрольных работ. Нормативный объем самостоятельной работы студентов для дисциплины «Психология социальной работы» установлен в объеме 52 часов для заочного отделения.

Формы контроля. При изучении дисциплины «Психология социальной работы» предусмотрены оперативный, рубежный и итоговый формы контроля знаний студентов.

Оперативный контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала. Наиболее эффективным является его фронтальное проведение в форме опроса или в письменной форме. В начале лекции преподавателем формулируются 6-8 вопросов по тематике предыдущей лекции – в устной или письменной форме. Устное обсуждение достаточно оперативно и менее трудоемко.

Рубежный контроль. В течение семестра студенты, руководствуясь учебно-тематическим планом, находят ответы тестовые задания по каждой теме учебной программы.

Итоговой формой контроля учебным планом предусмотрен зачет. Студенты заочного отделения выполняют контрольную работу.

Учебно-тематический план курса

п/п




Наименование темы




Количество аудиторных часов




Общее кол-во

час


Лекц.

Прак. занят.

Все

го


СРС

1

Социальная работа – предмет, задачи, методы и функции

10

2




2

8

2

Психологические основы методологии социальной работы

8







2

6

3

Рамки профессиональной деятельности в социальной работе. Границы компетентности и социальной ответственности

8

2




2

6

4

Социальная работа как процесс решения проблем. Профессиональное выгорание социального работника

8




2




8

5

Понятие «клиент социальной работы». Целевые группы клиентов социальных служб и особенности подходов к работе с ними

8










8

6

Психология социальной работы с семьей

10

2




2

8

7

Профессиональная компетентность в практике социальной работы. Технологии развития профессиональной компетентности социального работника

8










8




Всего:

60

6

2

8

52



содержание курса
Тема 1. Социальная работа – предмет, задачи, методы и функции.

Понятие социальной работы. Цели и задачи социальной работы. Теоретические основы социальной работы. Методология и методы социальной работы. Теоретические и содержательные аспекты методов социальной работы, их основные классификации и обоснование их научного характера. Способы осуществления практики социальной работы. Краткий исторический очерк социальной работы и помощи. Закономерности становления социальной работы за рубежом (модель филантропической помощи, модель общественной благотворительности, модель социального обеспечения, модель социальных служб) и в России (модель княжеского и церковно-монастырского попечения, модель государственно-законодательного регламентирования, модель общественного призрения, модель общественно-территориального распределения, модель социального обеспечения, модель переходного периода). Основные направления: теория, практика, образование. Системные особенности развития парадигм помощи и поддержки в западной и отечественной традициях. Организация социальной работы в современной России. Социальная работа и ее междисциплинарный статус. Основные формы социальной работы – консультирование, поиск ресурсов и создание сети поддержки.



Базовые понятия: социальная работа, методология, методы познания, метод деятельности, объект и предмет социальной работы, индивидуальная социальная работа, социальная работа с группой, социальная работа с сообществом, индивидуальный менеджмент, создание сетей поддержки, общественное призрение, социальная защита, социогенез, урбанизация, профессиональные нищие, редукционизм, парадигма, полицейское право, фасилитация.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Раскройте основное содержание социальной работы.

  2. Сравните отечественные подходы к классификации методов социальной работы и классификацию методов социальной работы за рубежом.

  3. В чем сущность социальной работы как практической деятельности?

  4. Чем отличается метод познания от метода деятельности?

  5. Что такое индивидуальная социальная работа, социальная работа с группой и социальная работа в общине?

  6. Охарактеризуйте индивидуальный менеджмент и создание сетей поддержки как методы социальной работы.

  7. Раскройте особенности становления практики социальной работы в западной цивилизации.

  8. Покажите специфику становления практики социальной работы в России.

  9. Сравните становление теории социальной работы за рубежом и в России. В чем сходство, а в чем различие?

  10. Обозначьте основные методологические проблемы теории социальной работы.

  11. В чем своеобразие теории и практики социальной работы в России на рубеже 20 и 21 вв.

Тема 2. Психологические основы методологии социальной работы.

Место и роль психологических знаний в социальной работе. Современный структурный подход в социальной работе (уровни анализа ситуаций в нерадикальном и радикальном направлениях). Диагностический и функциональные подходы в современной социальной работе. Психоаналитический подход в современной социальной работе (психодинамическая и личностно-ориентированная школы). Современная теория процесса психоаналитического консультирования. Когнитивно-бихевиоральные модели в социальной работе. Терапевтическая когнитивная оценка. Мультимодальная терапия. Принципы гуманистической психологии в социальной работе. Теория социальной работы с точки зрения общей теории систем. Развитие профессиональных стандартов в социальной работе. Психологическое консультирование в социальной работе. Психология межличностных отношений. Особенности психологического взаимодействия между социальным работником и клиентом. Основные методы психологической диагностики, коррекции и реабилитации. Службы социально-психологической помощи: «кризисные службы», реабилитационные центры, телефоны доверия.

Базовые понятия: консультирование, психоанализ, бихевиоризм, диагностический и функциональный подход, психотерапия, профессиональный стандарт, кризисная служба.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:


  1. Каковы основные правила и требования для дипломированных социальных работников?

  2. В чем специфика функций психолога, работающего в сфере социальной работы?

  3. Каковы основные направления, исторически сложившиеся в социальной работе?

  4. Перечислите принципы психодинамического подхода, релевантные для социальной работы?

  5. Приведите пример переноса, который может иметь место со стороны клиента на социального работника. Какие меры профилактики переноса могут быть предприняты социальным работником?

  6. Какие принципы адлерианского подхода были ассимилированы социальной работой?

  7. Что такое «когнитивно-бихевиоральная социальная работа»?

  8. Какие ошибки иррационального мышления могут быть типичными для клиентов социальных служб?

  9. Перечислите бихевиоральные методы, адекватные для целей социальной работы.

  10. В каком соотношении находятся методы групповой психотерапии и группового тренинга определенных навыков?

  11. Перечислите принципы гуманистического подхода, релевантные для социальной работы.

  12. Назовите основные тезисы теории К. Роджерса и их преломление в социальной работе.

  13. Что такое «полностью функционирующая личность»?

  14. Какие качества личности оказались больше всего подвержены изменениям в процессе личностно-центрированной психотерапии?

  15. Что такое «сообщество-ориентированная» социальная работа?

Тема 3. Рамки профессиональной деятельности в социальной работе. Границы компетентности и социальной ответственности.

Основные цели, задачи и миссия социальной работы в обществе. Положения всеобщей декларации прав человека. Социальные проблемы, характерные для современного общества. Основные принципы профессиональной деятельности, составные части социальной работы: теория и практика и их понимание на современном этапе. Принципы этики социального работника. Нравственные принципы и нормы поведения социального работника. Задачи служб социального развития. Ценности в социальной работе. Проблемы становления практики социальной работы. Системы становления социальной защиты в Европе и России. Социальная работа как профессия и род деятельности.

Структура социальных органов и система социального обеспечения. Развитие системы культурных институтов и гуманитарных услуг, соответствующих определенному социальному учреждению. Социальные услуги по образованию (лицеи, колледжи, институты, академии, университеты, гимназии, семинарии, домашнее образование, восстановительные центры по реабилитации инвалидов). Социальные услуги по здравоохранению, психотерапии (больницы, госпитали, санатории, дома отдыха, центры медицинской реабилитации (по кардиологии, онкологии, тифло, сурдопедагогике, по слепо-глухим детям; для инвалидов различных категорий); социальные услуги в сфере жилищного строительства, в сфере благотворительности (частная и государственная благотворительность, государственные программы для особо нуждающихся социальных групп, слоев пособия по безработице, в случае стихийных бедствий, гибели кормильца, производственных и жизненных травм). Психологические услуги и система консультаций (высококвалифицированных специалистов частных и государственных агентств (микро- и макропрактика). Услуги для престарелых, сфера отдыха и досуга, социальные услуги в поддержку детства и материнства (помощь матерям-одиночкам, поддержка брошенных детей, создание особых центров по реабилитации трудных подростков), предотвращение преступности, профессиональная реабилитация и т.п.



Базовые понятия: практика социальной работы, принципы социальной работы, профессиональная компетентность, профессиональные риски, теория социальной работы, ценности социальной работы, этика социальной работы, службы социального развития.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Какова цель и миссия социальной работы в обществе?

  2. Каковы базовые ценности в социальной работе?

  3. Дайте характеристику основным принципам социальной работы.

  4. Какие основные теоретические парадигмы социальной работы вы знаете?

  5. Раскройте понимание полипарадигмальности социальной работы.

  6. Каковы основные противоречия становления практики социальной работы в России?

  7. В чем особенность теории и практики социальной работы в России и за рубежом?

  8. Какова организация социального обслуживания населения в нашей стране?

Тема 4. Социальная работа как процесс решения проблем. Профессиональное выгорание социального работника

Основные подходы к методу решения проблем как к практическому методу социальной работы (технический подход, коммуникативный подход). Этапы процесса решения проблем: коммуникация в социальной работе, начало процесса решения проблем, переход к этапу осуществления планов, завершение процесса решения проблем. Процесс решения проблем как вызов практическому обучению. Навыки и умения социального работника в процессе решения проблем: аналитические навыки, навыки взаимодействия, организационные навыки. Принципы, техники взаимодействия, особенности коммуникации при работе с клиентом. Методы социальной работы со случаем. Психологические теории и метод решения проблем.

Социальное выгорание как условие профессиональной деформации сотрудника. Пути и способы оптимизации профессиональной деятельности



Базовые понятия: договор, интервенции, коммуникативный подход, коммуникация, личность, медицинский подход, место, метод решения проблем, оценка, план, проблема, процесс, профессиональное выгорание, профессиональная деформация социального работника.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Какие основные модели работы со случаем вы знаете?

  2. Какие этапы работы со случаем выделяют в методе решения проблем?

  3. В чем особенности коммуникации в данном методе?

  4. С какими трудностями сталкивается социальный работник при реализации профессиональных задач?

  5. С чего начинается взаимодействие с клиентом в методе решения проблем?

  6. Каковы особенности и основые критерии профессиональной деформации социального работника

После изучения темы «Социальная работа как процесс решения проблем» проводится семинар «Проблемы профессионального сгорания в социальной работе»
Тема 5. Понятие «клиент социальной работы». Целевые группы клиентов социальных служб и особенности подходов к работе с ними.

Основные целевые группы клиентов в социальной работе, их проблемы и потребности. Общие и особенные подходы социальных работников к разрешению социальных проблем разных целевых групп клиентов. Сущность социальной работы с лицами пожилого возраста. Особенности «геронтосоциальной» работы.

Основные проблемы и потребности лиц с ограниченными возможностями (инвалидов). Понятие инвалидности. Микросоциальная среда инвалидности: домохозяйства с инвалидами. Социально-психологическая реабилитация инвалидов. Проблема бездомности в крупных городах. Психологические особенности социальной работы с бездомными. Социально-психологическая превенция суицидального поведения. Социальная работа с лицами, находящимися в заключении, а также освободившимися из мест лишения свободы.

Психология социальной работы с делинквентами. Понятие делинквентости. Преступность и правонарушения подростков. Превентивные меры правонарушений детей и подростков. Место социального работника в ювенальной юстиции. Психологические методы работы с делинквентами. Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних с девиантным поведением.

Психология социальной работы с наркоманами. Потребление наркотиков, злоупотребление наркотиками, наркомания. Наркомания как подростково-молодежная проблема. Социальная работа с потребителями наркотиков и членами их семей. Основы социально-психологической помощи потребителям наркотиков. Психологические методы работы с ними.

Роль биологических и социальных факторов в формировании алкоголизма. Стадии развития алкоголизма. Понятие созависимости. Проблемы ранней алкоголизации. Проблемы профилактики раннего алкоголизма. Воспитание и развитие детей в семьях лиц, страдающих алкоголизмом.

Побеги из дома и бродяжничество. Социально-психологические предпосылки совершения побегов и бродяжничества. Возрастные и половые особенности в проявлении этой формы девиаций. Формы побегов: эмансипационные, импунитивные, демонстративные, дромоманические. Бродяжничество как социальный феномен. Явления массового беспризорничества.

Психологические проблемы детей, воспитывающихся в условиях спецучреждений. Основные задачи психолога и социального работника в интернатах и спецучреждениях. Проблема развития различных форм депривации (сенсорной, эмоциональной, информационной, материнской) в условиях специальных учреждений. Задачи психологической службы в пенитенциарных учреждениях. Формы и методы социальной работы с безработными. Задачи психологов и социальных работников в центрах занятости и профориентационных учреждениях.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал