Учебно-методическое пособие для магистратуры введение



страница1/6
Дата30.04.2016
Размер0.88 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6
Урсул А.Д., Урсул Т.А.

Глобальный эволюционизм и глобалистика

Учебно-методическое пособие для магистратуры

ВВЕДЕНИЕ

(предмет, цель и особенности курса)
Необходимость и важность использования эволюционного подхода в науке была ясна В.И. Вернадскому в начале прошлого века, когда он отмечал, что ещё Бюффон «искал общий принцип, который бы позволил ему объяснить порядок природы и разнообразные сходства, какие наблюдаются между её объектами. Этот принцип Бюффон нашел в эволюционной идее, в известном генетическом соотношении, существующем между близкими по признакам животными или растительными видами, вообще между разными телами природы»1. Однако, как замечает В.И. Вернадский, эти идеи стояли в стороне от метафизических систем, сложившихся в XVII – начале XVIII веков2.

Несмотря на развитие эволюционной идеи Ч. Дарвином и его последователями, эволюционный подход до сих пор широко не используется не только в естествознании, но и в науке в целом. Лишь время от времени появляются эволюционные продолжения тех или иных научных дисциплин и приходится ждать довольно длительное время пока идея эволюции захватит очередную область научного поиска. Эта идея, можно сказать, как бы продолжая мысль В.И. Вернадского, всё ещё остается в стороне от многих проблем (и систем) науки и практической деятельности не только прошлых веков, но и современности. Однако появление глобальной проблематики заставляет обратить гораздо более пристальное внимание на эволюционный подход и, особенно на его применение к исследованию нашего общего будущего, появление и продолжение которого поставлено под угрозу. Представляется логичным ожидать, что рано или поздно на эволюционный путь переходит если не все, то многие области научного поиска. Хотя эволюционный подход время от времени захватывал те или иные научные дисциплины и междисциплинарные области исследований, сейчас стало ясно, что это медленное проникновение идеи эволюции в какие-либо научные исследования уже выглядит данью их стихийному развитию. В какой-то мере, такое положение было стимулировано тем, что официально внедрялся лишь исторический подход (он требовался при написании, например, диссертаций), который соседствовал с описательным подходом во многих областях и направлениях науки. Более того, эволюционный подход зачастую отождествляется с историческим подходом и это характерно даже для крупных ученых.

На наш взгляд, «эволюционная ситуация» в науке (и не только в науке) в целом должна кардинально поменяться. Вовсе не отвергая необходимость исторического подхода, мы считаем целесообразным, где это уже возможно, внедрение в научных исследованиях эволюционного подхода, который, как было показано3, отличается от исторического, хотя вместе они составляют единый эволюционно-исторический подход. Это важно для дальнейшего не только понимания, но и использования его результатов в практической деятельности. Применяя эволюционный подход, можно узнать в каком направлении, например, прогрессивном или регрессивном происходит движение данного исследуемого объекта, что часто бывает не ясно при принятии практических решений и, как правило, связано с появлением негативных последствий.

К сожалению, эволюционный подход, особенно в форме «эволюционной экспертизы», практически нигде не используется, а ведь они могли бы показать, какое направление развития может стимулировать то или иное действие или решение на любом уровне. Особенно на государственном, а тем более – на глобальном уровнях, где принятое мировым сообществом решение вскоре отразится на судьбе всего человечества и поэтому все глобальные решения должны быть адекватно-опережающими, поскольку их последствия в особо важных случаях уже будет некому устранять. Размышление над этими проблемами и интуитивное осознание важности исследуемого эволюционного подхода привело авторов к пониманию важности эволюционных исследований для всего глобального направления науки, от которого сейчас зависит будущее человечества.

Общефилософская теория развития, начав реальное сближение с современной наукой, породила два основных варианта общенаучных концепций развития – в форме эволюционики4 (или эволюционистики5) и глобального (универсального) эволюционизма.

Здесь имеет смысл обратить внимание на различие концепций эволюционики (эволюционистики) и глобального эволюционизма, которые многие авторы не разделяют. Эволюционика (эволюцинистка) понимается как общая теория развития систем природы, общества и мышления, продолжая на общенаучном уровне философскую теорию развития, нередко даже с использованием средств математики, информатики и т.д. Глобальный же эволюционизм акцентирует внимание главным образом на процессе непрерывного прогрессивного развития во Вселенной, представляющего наибольший интерес для существования человечества среди всех эволюционных процессов в мироздании.

Глобальный эволюционизм и эволюционика, используя достижения всех наук, исследующих проблему развития, по сути дела, формируют междисциплинарно-общенаучную панораму видения развития и программу исследования развития (или дополняющие друг друга картины в рамках различных подходов). В соответствии с этим в глобальном эволюционизме идет поиск не всеобще-философских, а универсально-общенаучных законов, принципов и тенденций развития (универсалий), причем не всякого вида развития, а лишь тех из них, которые не прерываются, а существуют на протяжении всего темпорального срока существования Вселенной, начиная с Большого взрыва. Глобальный эволюционизм сейчас представляет совокупность идей, концепций, проблем и гипотез, рассматривающих один из основных эволюционных процессов во Вселенной – перманентную самоорганизацию материальных систем, в ходе которой идет последовательное прогрессивное развитие неорганической, органической природы и затем социальной ступени. Дальнейшее продолжение глобальной эволюции видится через саморазвитие этой последней ступени как её коэволюция с окружающей природной средой на планете и за её пределами.

Глобальный эволюционизм предполагает акцентирование внимания на выявлении направлений, тенденций и закономерностей только непрерывного прогрессивного развития всего сущего, доступного современной науке, которые носят инвариантный характер и могут претендовать на то, чтобы объяснить появление человечества и прогнозировать его дальнейшее взаимодействие с природой Земли и космоса. Этот тип эволюционизма стал играть важную роль парадигмального интегратора научного знания, активного проводника эволюционных взглядов в науке, особенно при становлении новых областей научного поиска.

Современная общенаучная картина мира, в значительной степени представляющаяся более системной, чем в прошлом веке, стала также и более эволюционной, по крайней мере, для видимого - вещественного фрагмента Вселенной. Вместе с тем, эта картина содержит и принципиально не эволюционирующую часть в форме космологических представлений о темных фрагментах Вселенной и, прежде всего, о темной энергии, составляющей три четверти материального содержания мироздания. Темная материя имеет две формы – темную массу, или скрытое гравитирующее вещество, составляющее 22% плотности энергии Вселенной, и темную энергию (плотность энергии которой во всем мироздания составляет примерно 74%), а на обычное вещество приходится около 4%, в том числе на звезды – 1% 6. Мир темной энергии не подвержен эволюции, т.е. существует в покоящейся форме и самосохраняется каким-то неведомым «способом», по сути дела, кардинально отличным от эволюции вещественной части мироздания.

Темная часть Вселенной оказывается на самом деле основной, базовой составляющей всего материально-энергетического содержания Вселенной, в фундаменте которой покой и самосохранение явно превалируют над изменением и тем более – над эволюцией, которая характерна для видимой Вселенной. В мироздании доминирует составляющая, которая не изменяется и не эволюционирует (темная энергия), затем идет слабо изменяющаяся часть Вселенной (темная масса) и, наконец, наиболее изученный наукой эволюционирующий фрагмент в форме обычного видимого вещества. Такова своеобразная «пирамида» форм самосохранения и существования материи как основных фрагментов Вселенной с особыми, отличными друг от друга, способами самосохранения этих форм материи7. Эволюционные процессы с этой точки зрения – наиболее редкие во Вселенной (а, возможно, и в Мультиверсе как совокупности множества параллельно существующих минивселенных – «локальных» вселенных). Наша Вселенная является открытой и положению о её открытости следует придать фундаментальный общенаучный характер: открытость Вселенной и процессы эволюционного усложнения, прогрессивная векторность глобальной эволюции имманентно связаны.

В глобальную эволюцию, по мнению авторов, вряд ли следует включать «темную» часть нашей Вселенной, имеет смысл ограничить эту эволюцию и любые другие эволюционные процессы во Вселенной лишь барионными формами материи, т.е. вещественной, светящейся ее частью. Это связано с тем, что «темная» часть Вселенной практически не эволюционирует в том смысле, какой современная наука придают понятию «эволюция» при изучении видимой части Вселенной. Ведь эти понятия предполагают, что соответствующим формам материи и их конкретным материальным образованиям присущи направленные изменения содержания системы, причем, как правило, необратимые (чтобы сохранить их энтропию). Однако мы не имеем научных данных об эволюционных эффектах таких изменений в «темной» части материи, хотя хочется предположить, что, они могут существовать, но в необычном и пока непонятном для нас виде.

Перманентно-прогрессивная направленность присуща только особой траектории, которую мы именуем супемагистралью и которая отражает основные результаты глобальной эволюции. Супермагистраль имеет два периода (и вместе с тем направления, рукава), которые выявил А.Д. Панов8. Причем развертывание первого из них обязано влиянию тяготеющей темной массы, плотность которой упала и затем стали преобладать силы антигравитации темной энергии в нашей Вселенной. Первый рукав (направление), начиная от Большого Взрыва до образования звезд, характеризуется замедлением эволюции и он не требовал внешних источников энергии в пространственном смысле. Второй рукав (когда начинает доминировать антигравитация – около 7 млрд лет тому назад) характеризуется сложными нелинейными процессами, где важную роль играет открытость систем и где процесс саморазвития за счет этого ускоряется.

Именно на супермагистрали реализуются принципы, тенденции и закономерности перманентной самоорганизации, которые носят универсально-инвариантный характер и, благодаря им, можно понять и объяснить появление жизни и разумных существ. Главная прогрессивная ветвь развития (супермагистраль) во Вселенной представляет для науки в целом особое значение, поскольку для неё характерен «сохраняющий» (а для высших ступеней эволюции – безопасный) тип прогрессивного развития, когда, например, отдельные, выбранные по тем или иным обстоятельствам биологические или социальные системы в ходе эволюции сохраняются и продолжают свое существование через самоорганизацию после очередной бифуркации.

В эволюции как развитии в широком смысле слова происходят конфликты, кризисы, разрушения систем и т.д. Однако при выходе на супермагистраль происходит отбор, когда «способность к будущему» обретают лишь часть усложняющихся, обогащающих свое информационное содержание материальных систем (мы рассматриваем информацию как всеобщее свойство материи). Для глобально-эволюционных процессов характерен принцип преемственности, согласно которому накопленное эволюционирующей системой информационное содержание включается в новые более высокие структуры и тем самым «канализируется» эволюционная траектория.

Эволюционирующие системы на супермагистрали после всех предшествующих взаимодействий (в том числе и кризисно-конфликтных) переходят к коэволюционным взаимодействиям с другими из окружающих их материальных образований, составляющих среду существования. Этого «требует» странный аттрактор, позитивно влияющий на процесс самоорганизации эволюционирующей структуры: ведь некоэволюционные структуры после фазы бифуркации разрушаются. Коэволюционирующие и, тем самым, сохраняющиеся материальные структуры в весьма узком диапазоне (или «коридоре безопасности») получают возможность продолжать эволюционную «эстафету» на супермагистрали глобальной эволюции.

Важно осознать, что возможный переход к такому глобально-системному социоприродному процессу как устойчивое развитие в XXI веке может обеспечить выживание человечества и его неопределенно долгое нерегрессивное развитие в условиях сохранения окружающей природной среды. Это не просто продление на астрономическую перспективу социального и социоприродного развития, но и продолжение глобально-эволюционного ряда на упомянутой супермагистрали в форме планетарно-космической системы «общество-природа», причем не исключено, что не только в форме «человечество-природа». Начало этой социоприродной эволюции в «коридоре безопасности» начинается с перехода к устойчивому развитию, а его продолжение мыслится уже в форме коэволюции глобальной системы «общество-природа» на пути становления ноосферы вначале на планете – колыбели, а затем и за ее пределами.

Грандиозный вселенский процесс глобальной эволюции, начавшийся с Большого Взрыва, продолжился через космический этап этого развития, затем сконцентрировал свои инновационно-созидательные возможности на планетарном этапе (где возникает жизнь и разум) и развернулся уже в социокультурной и социоприродной форме планетарно-космического процесса с наиболее активным участием высшей пока ступени эволюции - человечества, приступившего к освоению Вселенной.

Концепция глобальной эволюции (глобальный эволюционизм) стала результатом синтеза и обобщения знаний многих, если не всех отраслей и направлений современной науки. И эта общенаучная концепция стала играть важную роль не только дальнейшего парадигмального интегратора научного знания, но и проводника эволюционных взглядов в науке, особенно при становлении новых областей научного поиска, к которым относится и формирующаяся глобалистика. Рано или поздно на эволюционный путь становится любое научное направление и этого этапа не может избежать глобальное знание и его «ядро» - глобалистика, еще не успевшая выйти из своего «инвентаризационно-энциклопедического» состояния. Поэтому, наряду с освоением студентами различных дисциплин и курсов, имеющих отношение к глобальному знанию, важно осознаиие ими идеи развития, эволюции в самом широком ее понимании и, прежде всего, в плане эволюции глобальных процессов.

Эволюционные идеи в глобалистику проникают различными путями, но одним из главных можно считать распространение представлений глобального эволюционизма, мощный интегративный поток которого захватывает все растущее число научных направлений и областей исследования, формируя в них все большую «плотность» эволюционных идей.

Цель настоящего учебного курса заключается в том, чтобы создать у студентов – будущих магистров целостное представление о глобальном эволюционизме как интегративно-общенаучной системе знаний и способов освоения мира, расширить научную картину мироздания за счет привлечения современных эволюционных концепций, подходов, принципов и методов, а также способствовать превращению глобального эволюционизма в эффективное средство теоретического анализа и практического позитивного решения актуальных проблем .

Основной предмет учебного курса - глобальный эволюционизм, представляющий собой общенаучную концепцию глобальной (универсальной) эволюции, в которой самоорганизация материальных систем предстает в качестве единого и основного перманентного процесса прогрессивного развития в видимой Вселенной. Этот основной тип эволюционных процессов имеет место как в космосе, так и на планете, причем в первую очередь студентов будут интересовать именно планетарные процессы эволюции, которые оказываются предметом исследования не только соответствующих наук о Земле, но и в определенном (антропоцетрическом) аспекте – глобалистики как интегративно-медисциплинарной области научного поиска, которая уже в ближайшей перспективе станет важной областью общенаучного знания и займет свое достойное место в научной картине мира XXI века.

Одна из приритетных задач предлагаемого учебного курса заключается в формировании у студентов современной, т.е. соответствующей началу третьего тысячелетия научной картины мира. Эта картина мира в ее наиболее общем виде должна давать системно-целостный образ неживой и живой природы, человека и человечества, полученный на основе синтеза и обобщения всего научного знания. Со второй половины XX в. общенаучная картина мира начинает базироваться и развиваться на фундаменте идей глобального эволюционизма, что свидетельствует о системном воздействии общенаучных форм и средств познания (системного подхода, синергетики, кибернетики, информатики, экологиии и т.д.). Но время от времени та или иная наука (дисциплина) неожиданно вносит вклад, который оказываются кардинальным для понимания мироздания и роли в нем человека. Глобалистика претендует на то, чтобы стать одним из лидеров формирования общенаучной картины мира XXI века.

В учебном курсе также обращается внимание студентов на то, что глобальное знание связано со своего рода антропоцентрической ориентацией глобалистики: эта область научного знания призвана осмыслить и осознать роль глобальных процессов в нашей жизнедеятельности, оценить отношение человека и глобальных процессов и, на основе полученного фундаментального знания, выработать рекомендации для глобальной практической деятельности по оптимальной стратегии выживания цивилизации и сохранения окружающей природной среды, прежде всего биосферы.

При самостоятельной подготовке к занятиям студенты обратят внимание на то, что понятия «глобальный эвлюционизм» и «универсальный эволюционизм» оказываются близкими по смыслу, о чем свидетельствует их почти равноправное употребление в научной литературе по соответствующей проблематике. В курсе разъясняются причины такого равнозначного употребления упомянутых терминов, включая этимологический экскурс.

Понятие «глобальный эволюционизм», по праву занимая «планетарную территорию», распространяет свое «вселенское значение» на все мироздание. Хотя в предлагаемом учебном курсе речь идет об общих эволюционных представлениях, тем не менее, особый интерес для глобалистики имеет планетарное значение этого понятия.

В учебном курсе акцентируется внимание студентов на том, что применение эволюционных представлений в глобалистике должно ее трансформировать в «эволюционную глобалистику», что связано, прежде всего, с планетарным значением термина «глобальный эволюционизм». Применение глобально-эволюционных представлений к глобальному знанию ведет к его видению в качестве интегративно-общенаучного знания, получаемого в результате исследования глобальных процессов и глобальной эволюции, которое в перспективе окажется фундаментальным основанием всей науки и образования XXI века. Это знание может быть использовано в глобальной практической деятельности, направленной на выживание цивилизации и сохранение биосферы и других геосфер. Предметом эволюционной глобалистики становится эволюция и коэволюция глобальных процессов, т.е. процессы глобального развития в их антропо- и социоцентрическом ракурсе.

При таком эволюционном видении студенты в дальнейшем будут ориентированы на представление глобальных процессов и систем, прежде всего глобальных проблем и глобализации в их развитии и отношении к человеку и человечеству. Глобальный процесс – это, пожалуй, самый главный предмет исследования глобального знания. В учебном курсе обращается особое внимание на то, что процессуальность оказывается наиболее фундаментальной характеристикой бытия материи в видимом фрагменте Вселенной. Развитие выступает как направленное изменение содержания объекта; а различные направления развития – это прогресс, регресс, нейтральное (одноплоскостное) развитие и другие. Развитие представляется в учебном курсе в качестве синонима эволюции в широком смысле (и именно в этом смысле эти понятия здесь употребляются, кроме ряда специальных случаев).

Под глобальными процессами понимается природные, социальные и социоприродные процессы, развертывающися на планете Земля, в числе которых такие социоприродные процессы как глобализация, глобальные проблемы, устойчивое развитие, ноосферогенез и ряд других.

Уже исследуемые и пока не включенные в познание глобальные процессы (и глобальные системы) разделяются на три основные группы: социальные, социоприродные и природные, существующие и проявляющиеся в общепланетарном масштабе. В эволюционном ракурсе планетарная эволюция начинается с природных глобальных процессов, а на определенном этапе, после появления социальной ступени эволюции она уже обретает социоприродный характер и может при определенных условиях продолжаться в этом качестве неопределенно долго.

Не ограничиваясь происходящим в последнее время, выходя в более широкие пространственно-временные диапазоны и сферы, студентам предлагается по-новому видеть глобальные процессы и формирующиеся на их основе глобальные структуры и системы. Речь идет об эволюционном видении происходящего в глобальном ракурсе, где можно обнаружить как определенные направленные изменения глобальных процессов и даже появление новых в основном в результате глобальной деятельности и развертывания социоприродного этапа эволюции. С точки зрения развиваемого в учебном курсе эволюционного подхода в глобалистике у студентов должно сложиться представление, что все без исключения глобальные процессы могут участвовать в процессах развития, имеющих прогрессивную, регрессивную либо иную направленность. Эта направленность эволюции глобальных процессов и представляет возможность их более глубокого изучения и экспертной оценки, в том числе в количественном плане и в различных способах глобального моделирования. С позиции здравого смысла это позволит студентам в той или иной степени сопоставить позитивные и прогрессивные изменения, а также негативные и регрессивные тенденции в глобальных процессах эволюции. А такой аксиологический подход приведет к «личностной расстановке» приоритетов и ценностных ориентаций в осмыслении глобальных феноменов.

Одной из важных особенностей предлагаемого учебного курса является акцент на переходе к новой форме цивилизационного развития (кото­рая пока существует в основном в виде политических деклараций и ре­комендательных документов ООН) и вызван в основном причи­нами, связанными с экологией и обеспечением безопасности в самом широком смысле. И, понятно, почему такой акцент уместен: ведь если мировому сообществу не удастся реализовать переход к устойчивому развитию (УР), то уже в текущем столетии может разразиться социально-экологическая катастрофа планетарного масштаба либо иная, скажем, связанная с пока умножающимися глобальными угрозами и опасностями. XXI век может стать веком перехода миро­вого сообщества к УР и тем самым выжива­ния цивилизации и сохранения биосферы как естественного фун­дамента человеческой жизни либо самым трагическим столетием в истории цивилизации, приблизившим «конец света» в его гло­бальном варианте.

Студенты должны осознать, что для того, чтобы человечество смогло выжить, необходимо коренным образом трансформировать процесс развития, изменив общечеловеческие ценности и ориентиры дальнейшего поступательного дви­жения, поскольку они сформировались в модели неустойчивого развития (так на Конференции ООН по окружающей среде и раз­витию в 1992 г. – ЮНСЕД в Рио-де-Жанейро была названа та форма развития, по которой продолжает пока развиваться наша цивилизация). Ни одна даже самая высокоразвитая страна (а тем более развивающийся мир) не сможет перейти на путь УР, не изменив кардинальным образом механизмы развития, не выбрав новые цели (своего национального развития и обеспечения безопасности, которые были намечены в «Повестке дня на XXI век» (1992 г.), Плане выполнения решений Всемирного саммита по устойчивому развитию (ВСУР) в Йоханнесбурге в 2002 г. и других официальных доку­ментах ООН. И это уже требует от всех или пока большинства стран мирового сообщества перехода на новую стратегию развития – уже не модернизационно-догоняющую, а трансфор­мационно-опе­ре­жа­ю­щую, только благодаря которой и можно бу­дет обеспечить выживание и безопасность всего человечества.

Осмысление студентами глобальных процессов с точки зрения «устойчивого эволюционизма» позволит им не просто увидеть эти процессы в предметной области исследований глобалистики, но и соответствующим образом ранжировать их по степени приоритетности. Ведь концепция УР кардинальным образом отличается от всех предыдущих идей развития цивилизации тем, что она впервые выдвинула экологические императивыи и обеспечение безопасности на приоритетное место. Все остальные концепции будущего переустройства мира не затрагивали коренным образом область взаимоотношений природы и общества и вопросы глобальной безопасности. В учебном курсе все же проводится мысль, что, наряду с приоритетными направлениями в понимании УР, важно видеть этот путь развития в системно-целостном ракурсе.

Не менее важно понять, что возможный переход к такому глобально-системному социоприродному процессу как УР в XXI веке будет означать возвращение к коэволюционному развитию глобальной социоприродной системы. Вряд ли стоит ограничиться указанием студентам на то, что эта будущая модель развития может гарантировать выживание человечества и его неопределенно долгое нерегрессивное развитие в условиях сохранения окружающей природной среды. Это не просто продление на длительную перспективу социоприродного развития – но и дальнейшее продолжение универсально-эволюционного ряда, который будет развиваться в форме планетарно-космической системы «общество-природа», причем не исключено, что не только в форме «человечество-природа». Именно эта идея выхода через УР на основную магистраль (супермагистраль) глобальной эволюции представляется одним из наиболее значимых положений данного курса.

В свое время (60-е годы ХХ века) для обоснования выхода человечества в космос приводился аргумент с позиций универсального эволюционизма (хотя этот термин не употреблялся, но смысл обоснования был аналогичным). Речь шла о своеобразной ориентации выхода человеческой деятельности за пределы планеты с «целью» вписаться в супермагистраль глобальной эволюции. Сейчас можно к этому «космическому» аргументу добавить и «глобальный» (который, естественно, не отменяет ранее упомянутый и рассматриваемые в учебном курсе синергетический и другие аргументы). Решение глобальных проблем и предотвращение опасностей стихийного и «вестернизационного» направлений глобализации должно будет происходить через УР, что также необходимо для продолжения супермагистрали как главной магистрали непрерывного прогрессивного развития уже в ее социоприродной форме. Начало этого социоприродного развития в эволюционном «коридоре безопасности» начинается с перехода к УР, а его продолжение мыслится уже в форме коэволюции глобальной системы «общество-природа» на пути становления ноосферы вначале на планете – колыбели, а затем и за ее пределами.

Обращается внимание обучающихся на необходимость правильно ориентировать глобальную деятельность в безопасном и ноосферном направлении. В то же время важно уменьшать и даже устранять негативные факторы и предвидимые последствия, предотвращать опасности и угрозы и особенно уменьшить риск возникновения омницида.. Важно обеспечить безопасность развертыванию этого процесса в прогрессивном направлении, т.е. обеспечить становление ноосферы через глобальный переход к УР, что возможно только в случае гарантии предотвращения и защиты от реальных и потенциальных опасностей и угроз.

Для будущей глобальной ноосферной цивилизации необходимо обеспечить устойчивый способ ее бытия, сохранение ее природы в условиях внутренних и внешних негативных воздействий и изменений. Обеспечение глобальной безопасности выражает возможность и способность человечества к самосохранению и дальнейшей эволюционной самоорганизации при негативных воздействиях, угрозах и опасностях. Студенты должны усвоить, что глобальная безопасность предстает как безопасность мирового сообщества, реализующаяся в условиях коэволюции систем «человек–общество» и «человек–общество–природа».

В учебном курсе подчеркивается, что и переход к УР и становление ноосферы – это глобальные процессы, причем новые и будущие процессы, которые благодаря уже не стихийной, а целенаправленной и рациональной глобальной деятельности будут переведены на путь безопасного прогрессивного развития, т.е. на траекторию ноосферогенеза, которая уже вписывается в упомянутую супермагистраль.

Если процесс глобализации студентами обычно воспринимается как системное объединение человечества в процессе пространственного расширения по земному шару, то переход к УР и становление сферы разума должен также оознаваться как глобальный процесс темпорального продолжения существования цивилизации. Т. е. глобализация и развертывание других глобальных процессов через УР и их дальнейшая ноосферная ориентация предстает как единый пространственно-временной процесс дальнейшего безопасного бытия человеческого рода.

Программа учебного курса для магистров рассчитана на один семестр в объеме 32 лекционных часов и включает в себя тематический план, темы и основной план каждой лекции, краткие методические рекомендации, примерные темы рефератов, вопросы для подготовки к итоговой аттестации и глоссарий (словарь наиболее важных для этого учебного курса глобального эволюционизма терминов и понятий).

Студентам предлагается список учебной, а также специальной основной и дополнительной литературы, которую можно использовать во время самостоятельной работы при подготовке к занятиям и зачету, при написании рефератов (объемом до 15 страниц текста).

В помощь обучающимся для лучшего понимания учебного материала новой интегративно-общенаучной сферы научного знания в учебно-методическом пособии предложены основные термины и понятия глобального эволюционизма, причем ряд из них здесь представлен впервые.

По завершении курса учебным планом предусмотрен зачет, при подготовке к которому следует руководствоваться программой и вопросами для итоговой аттестации.

Учебно-тематический план


№ лекции

Название темы



Кол-во

часов


Лекция 1.

Глобальные процессы и глобальная эволюция. Глобальный (универсальный) эволюционизм в науке и образовании

2

Лекция 2.

Предпосылки и генезис идей глобального эволюционизма

2

Лекция 3.

Глобальная эволюция во Вселенной. Основные формы существования и эволюции материи

2

Лекция 4.

Система концептуально-содержательных идей глобального эволюционизма

2

Лекция 5.

Основные подходы к исследованию глобальной эволюции. Синергетическое представление эволюции

2

Лекция 6.

Информация и эволюция. Информационный критерий развития и вектор универсальной эволюции

2

Лекция 7.

Общие и социоприродные принципы глобального эволюционизма

2

Лекция 8.

Устойчивое развитие как глобально-эволюционный процесс: генезис идей и концептуальные основания

2

Лекция 9.

Устойчивое развитие в ракурсе эволюционной глобалистики

2

Лекция 10.

Безопасность и глобальная безопасность в стратегии устойчивой эволюции


2

Лекция 11.

Эволюционный переход мирового сообщества к устойчивому будущему

2

Лекция 12.

Эволюция государственно-правового процесса при переходе к устойчивому развитию

2

Лекция 13.

Наука и образование в ноосферно-устойчивой эволюции. Глобально-эволюционный подход к научно-образовательному процессу XXI века

2

Лекция 14.

Ноосферогенез в контексте глобально-эволюционного процесса

2

Лекция 15.

Антропокосмизм и антропный космологический принцип: глобально-эволюционный аспект

2

Лекция 16.

Большой Социальный Взрыв: антропокосмический этап глобальной эволюции

2



Программа курса

(общий объем лекционных часов – 32 часа, по 2 часа на каждую лекцию)
Лекция 1. Глобальные процессы и глобальная эволюция.

Глобальный (универсальный) эволюционизм в науке и образовании
Глобальные процессы: понятие и классификация. Процессуальность и мировая динамика. Основные глобальные процессы: глобализация, глобальные проблемы, устойчивое развитие и др. Эволюционизм как особый тип мировозрения. Эволюционный подход к глобалистике и формирование эволюционной глобалистики. Процессуально-эволюционный поход. Глобализм как способ видения мира. Глобальное знание в ракурсе эволюционной глобалистики и глобального эволюционизма.

Основные значения понятий «глобальный» и «универсальный». Пространственный и содержательно-качественный критерий глобальности. Глобальные природные процессы и их отношение к человеку и человечеству. Антропный принцип в космическом и планетарном ракурсах. Планетарная эволюция и эволюционные процессы во Вселенной. Человечество как планетарно-геологический и космический фактор эволюции. Проблема сохранения и эволюции биосферы. О понятии «несущей емкости экосистем».

Глобальный эволюционизм как концептуально-общенаучное «ядро» современной и будущей науки. На пути к единой науке. Интегративно-общенаучные формы и средства познания. Междисциплинарный характер глобального эволюционизма и других форм глобального знания. Системно-объяснительная и предсказательно-прогностическая функции глобального эволюционизма и эволюционной глобалистики. Глобальное знание как «странный аттрактор» научной эволюции.

Становление глобального образования. Глобальное знание в мировом образовательном процессе. Глобальный эволюционизм в высшем образовании в России и за рубежом: основные подходы и курсы. Глобально-эволюционный подход к образовательному процессу Основные формы глобального образования и их предполагаемая эволюция.


Лекция 2. Предпосылки и генезис идей глобального эволюционизма
О термине «эволюция» (от лат. evolutio – развертывание). Соотношение понятий эволюции и развития. Основные типы (направления) развития: прогресс, регресс, нейтральное (одноплоскостное) развитие и др. Эволюция и самоорганизация. Узкое и широкое значения понятия «эволюция». О понятии «глобальная эволюция». Философская (общая) теория развития и глобальный эволюционизм: основные акценты и различие.

Междисциплинарно-интегративные предпосылки формирования глобально-эволюционных идей. Проблема эволюции в астрономии и геологии. Эволюция биологическая и социальная. Эволюционное противоречие в

науках и неживой и живой природе (дальнейшая самоорганизация или тепловая смерть).

Эволюционные идеи на пути междисциплинарного синтеза. Вклад «синтетического естествознания», кибернетики, теории информации, экологии, учения о ноосфере. Глобальные проблемы и космонавтика. Особая роль осмысления космоса в становлении глобального эволюционизма. Выход человечества в космос как объективная необходимость продолжения прогрессивного развития материи. О понятии «супермагистраль глобальной эволюции». Эволюционный коридор самоорганизации. Проблема безопасности. Идея гибели человечества и конца социального развития. Проблема поиска внеземных цивилизаций и универсальная эволюция.

Включение идей глобалистики в универсальный эволюционизм. Глобальная история. Универсальная (Большая) история как отражение вселенского процесса перманентной самоорганизации.

Основные концептуально-модельные представления глобальной эволюции. Расширение принципов биологической эволюции. Синергетический подход к пониманию глобальной эволюции. Информационный механизм и вектор перманентной самоорганизации. Коэволюционные идеи биологии и геологии. Экосистемная модель универсальной эволюции.

Некорректность представления о самоорганизации Вселенной. Наличие или отсутствие единого направления развития мироздания.
Лекция 3. Глобальная эволюция во Вселенной.

Основные формы существования и эволюции материи
От стационарной к эволюционирующей Вселенной. Динамический образ Вселенной конца второго тысячелетия и сюрприз темной энергии. Основные свойства темной энергии как космического вакуума. Темная масса (скрытое вещество). Видимая (вещественная) Вселенная. Соотношение различных форм существования материи в различных фрагментах Вселенной. Концепция Мультиверса.

Взаимосвязь материи и движения. О возможности существования материи без движения. «Процессуальная» Вселенная (темная масса и барионная материя). Эволюционирующая – видимая Вселенная. Воздействие различных форм темной материи на глобальную эволюцию видимого фрагмента Вселенной. Основные направления (рукава) универсальной эволюции.

Проблема познания темной материи (на примере черных дыр). Фундаментальные категории науки и основные формы существования материи: пространство, время, разнообразие и информация.

Принцип темпоральной целостности: стрела времени, взаимосвязь и взаимодействие прошлого, настоящего и будущего. О понятии «темпомир». Футуризация как процесс смещения акцента в человеческой деятельности в направлении будущего. Процесс футуризации и опережающее отражение.

Виды и формы опережающего отражения и развития в различных ступенях эволюции материи. Инфляционная стадия расширения Вселенной и пространственно-временные трансформации.

Универсальная эволюция, начало и будущее Вселенной. Начальная космологическая сингулярность и Большой взрыв. Принципиальная невозможность Большого сжатия.


Лекция 4. Система концептуально-содержательных идей

глобального эволюционизма
Определение понятия «глобальный эволюционизм» как перманентной самоорганизации в вещественном фрагменте мироздания. Понятие самоорганизации и ее отношение к понятию развития. Место самоорганизации в эволюции. Магистраль перманентной самоорганизации как супермагистраль и основной аттрактор глобальной эволюции.

Сохранение материальных систем и принцип эволюционного консерватизма. Принцип инноваций и его связь с принципом сохранения. Положительные и отрицательные обратные связи. Принцип коэволюции и коэволюционное развитие.

Основные этапы глобальной эволюции: космический, планетарный и социоприродный планетарно-космический. Большой взрыв и «Большой Социальный Взрыв». Характеристика основных этапов на супермагистрали глобальной эволюции.

Три мира на пути глобальной эволюции: мир неживой природы, живого вещества и социального развития (разумных существ). Основные ступени эволюции материи. Уровни организации материи: от начальной космической сингулярности до Большого Социального взрыва. Социоприродная эволюция как современный этап глобальной эволюции.

Переход от биологической к социальной ступени. Антропо- и социогенез. Этапы социоприродной эволюции. От геосферы к биосфере и ноосфере. Глобальные социальные и социоприродные процессы: этапы стихийного и направленного глобального развития. Поворот глобальных процессов на путь социоприродного устойчивого развития как формы социоприродного коэволюционизма. От «устойчивой эволюции» к становлению сферы разума. Основные социально-технологические этапы формирования ноосферы.

Социоэкосистема и социоэкоразвитие. Глобальные экологические проблемы. Проблема выхода социальной ступени эволюции в пространство Вселенной. Дальнейшее расширение Вселенной и пространственно- временные перспективы существования социальной ступени.


Лекция 5. Основные подходы к исследованию глобальной

эволюции. Синергетическое представление эволюции


Глобальный эволюционизм как целостная концепция перманентной самоорганизации. Общая теория развития и концепция глобальной эволюции. Философско-методологический подход. Принцип развития и системный подход. О понятии эволюционного прогресса и его факторах. Системный подход к глобальному эволюционизму. Биологическое представление эволюции и попытки их расширения на глобальную эволюцию. «Темпоральная интерпретация» наследственности, изменчивости и естественного отбора. Информационно-кибернетический подход.

Экосистемный подход к эволюции. Понятие экосистемы и эволюционно-синергетическое расширение экологических представлений на неживую природу. Общая экология и глобальная эволюция. Эколого-эволюционные характеристики и законы. Синергетическая модель общей экологии.

Основные понятия и принципы синергетики (аттрактор, диссипативные структуры, самоорганизация, нелинейность, открытость, необратимость, хаос, порядок, бифуркация и полифуркация, режимы с обострением, взаимосвязь темпомиров и влияние будущего, принцип подчинения, фундаментальная роль случайностей, энтропия и негэнтропия, положительные и отрицательные обратные связи и др.)

Сужение эволюционного коридора на супермагистрали глобальной эволюции и антропный принцип в синергетике. Элементарная «клеточка» синергетической модели эволюции и необходимость ее дополнения интегральными подходами на супермагистрали глобальной эволюции.

Социосинергетика и проблемы социальной и социоприродной эволюции. Социосинергетическая модель глобально-эволюционного образования. Горизонты синергетического прогноза и стратегическое планирование. Взаимная дополнительность синергетического и информационного подходов к глобальной эволюции.
Лекция 6. Информация и эволюция. Информационный критерий развития и вектор универсальной эволюции
Определения понятия информации. Информация, отражение, разнообразие. Информация как характеристика материи. О существовании информации в неживой природе (в трех основных фрагментах Вселенной). Взаимосвязь движения, различия и эволюции. . Особенности информации в неживой природе, живом веществе и обществе.

О понятии опережающего отражения. Информационная причинность и опережающее моделирование. Виртуальная реальность и информация. Закон необходимого разнообразия. Рост информации в прогрессивно эволюционирующих системах. Информационный критерий развития и возможность его использования для исследования эволюции объектов с разнообразием. Информационное представление универсальной эволюции

Эволюционный процесс как движение и изменение (передача и инновационное накопление разнообразия) информационного содержания систем. Элементарный эволюционный процесс как изменение содержания информации системы. Количественный и другие информационные критерии роста сложности и организации прогрессивно эволюционирующих систем. Рост информационного содержания в структурных уровнях и ступенях эволюции материальных систем. Уменьшение масс-энергетических и пространственных параметров существования каждой последующей ступени эволюции (негэнтропийная пирамида).

Информация и управление в высших – кибернетических системах. Ценность информации с точки зрения синергетики и кибернетики. Формирование системно-информационных и других - неинформационных критериев эволюции. Перспективы накопления информации и свойство опережения сознанием бытия на социоприродном этапе развития.


Лекция 7. Общие и социоприродные принципы

глобального эволюционизма
Понятие принципа. Классификация принципов глобального эволюционизма: общие и социоприродные, дифференциальные и интегральные, философские, общенаучные, синергетические, кибернетические, информационные, экологические, космологические, галактичкские, планетарные.

Принципы общего характера: универсальности, прогрессивной направленности, перманентности, темпоральной целостности и нелинейности, открытости, самоорганизации, преемственности, дискретности и структурных уровней, роста информационного содержания эволюционирующих систем, взаимодействия аттракторов, динамического самосохранения, коэволюции системы и окружающей среды. Принцип-гипотеза уникальности глобально-эволюционной супермагистрали. Взаимосвязь глобальной эволюции и антропного космологического принципа.

Социоприродные принципы глобального эволюционизма. Принцип продолжения супермагистрали через коэволюционное социоприродное развитие. Способ взаимодействия общества и природы и формы его реализации. Первичный (палеолитический) способ и экстенсивно-собирательская коэволюция. Производственно-некоэволюционный способ социоприродного взаимодействия и формирование модели неустойчивого социоэкоразвития. Глобальный антропогенный кризис, глобальные проблемы и объективная необходимость формирования нового – «устойчивого», или ноосферного способа социоприродного развития. Наличие информационно-ноосферного противоречия (между атомарно-индивидуальным существоваием сознания и «общечеловеческим интеллектом»).

Негэнтропийная пирамида глобальной эволюции: противоречие между информационным вектором и вещественно-энергетической динамикой на супермагистрали. Необходимость смены динамики характеристик ступеней эволюции на супермагистрали. Планетарно-космическое расширение социальной ступени. Гипотеза «Большого Социального Взрыва».


Лекция 8. Устойчивое развитие как глобально-эволюционный

процесс: генезис идей и концептуальные основания
Генезис идеи устойчивого развития (УР) Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972), Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992), Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 г.

Доклады Римского клуба и их роль в формировании концепции УР. Доклад Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию (доклад Брундтланд) «Наше общее будущее» (1987).

Идея К.Э. Циолковского о бессмертии человечества как космический вариант концепции УР. Учение о ноосфере В.И. Вернадского и стратегия УР. Ноосферология и концепция УР. Раэвитие идей рационального природопользования и адаптивной интенсификации в СССР.

Взаимодействие природы и общества: противоречия и единство. Основное социоприродное противоречие и перспективы выхода из антропоэкологического кризиса. Экстенсивные и интенсивные формы хозяйственной деятельности. Планетарные пространственные ограничения и проблемы исчерпаемости природных ресурсов. Эволюция отношений общества и природы. Необходимость сохранения биосферы и преодоления природопокорительного мировоззрения. Взаимодополняющий характер концепций УР, коэволюции природы и общества, биотической регуляции биосферы и т.п.

Проблема интерпретации словосочетания «sustainable development». Понятие УР в общей теории развития. Социоприродный и глобальный характер УР. Устойчивое развитие человечества в контексте глобального эволюционизма.

Биосфероцентрический и антропоцентрический аспекты понятия. Основные цели перехода к УР – выживание цивилизации и сохранение биосферы, их коэволюция. Основные принципы УР (принцип сохранения биосферы, принцип равенства и преемственности поколений по удовлетворению потребностей, принцип экологизации, принцип рационализации, принцип темпоральной целостности, принцип сбалансированного природопользования, принцип глобального опережающего управления, принцип футуризации и упреждения и др.).

Концепция УР в системе современных теорий общественного развития. Теории постиндустриального, информационного, экологического и космического общества. Ноосферология как формирующаяся теория становления сферы разума через УР. Отличие модели неустойчивого развития и модели УР. Концептуально-символическое моделирование УР. Изменение стереотипов ценностей и целей при переходе цивилизации к планетарному социоприродному УР.
Лекция 9. Устойчивое развитие в ракурсе

эволюционной глобалистики
Глобализация, глобальные проблемы и другие глобальные процессы. Современная глобализация: определение и характерные черты. Конструктивные и деструктивные свойства глобализации. Преимущественно деструктивный характер современной глобализации и глобальных проблем – важный фактор неустойчивости мирового развития. Модель неустойчивого развития. Необходимость усиления позитивного характера глобальных процессов – важное условие перехода к УР. Современное широкое понимание УР.

Взаимосвязь экологизации и глобализации. Экологическая глобализация. Развертывание глобальных процессов через переход к УР как средство обеспечения безопасности и выживания человечества. Социоприродный и опережающий характер «устойчивых» глобальных процессов. Необходимость пересмотра девиза «Мыслить глобально, действовать локально» в духе императивов УР. Девиз Ассоциации глобального (всемирного) образования.

Взаимосвязь экономики и экологии при переходе к УР. Формирование единой эколого-экономической системы. Понятие УР-трансформации жизнедеятельности общества. Рыночные отношения и переход к УР: плюсы и минусы. Необходимость экологизации рыночной экономики. Оптимизация взаимодействия государственного регулирования и рыночных механизмов. Проблема отношений собственности и переход к УР.

Проблемы становления биосферосовместимой и устойчивой зкономики. Необходимость перехода к ноосферному способу взаимодействия общества и природы.

Системный характер связи различных факторов (экологических, социальных, политических, экономических, демографических и др.) в процессе перехода к УР. Приоритет социальных проблем на ВСУР (2002 г.) в Йоханнесбурге. Противодействие международному терроризму как фактор глобального перехода к УР.

Демографические проблемы УР. Особый характер демографической «устойчивости» и ее проявление в различных регионах и странах.

Проблемы предупреждения и борьбы с социальными патологиями. Здоровье человека как основной индикатор УР. Валеология. и формирование профилактического здравоохранения. УР как опережающее сбалансированное развитие.
Лекция 10. Безопасность и глобальная безопасность

в стратегии устойчивой эволюции
Основные принципы глобального эволюционизма, понятия «безопасность» и «глобальная безопасность». Категория развития и проблема безопасности. Инновационное развитие и проблема кризисов и циклов. О возможности развития без кризисов и катастроф. Национальная безопасность и глобальная безопасность. Глобальное развитие и УР. Принципы обеспечения безопасности в модели неустойчивого развития и модели УР. Формирование общей теории безопасности и ноосферология. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года: обеспечение безопасности через приоритеты УР. Принцип взаимосвязи развития и безопасности.

Негативные глобальные последствия стихийного развития цивилизации, глобальные угрозы и опасности (изменение климата, парниковый эффект, разрушение озонового слоя, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, потеря устойчивости биосферы, опасность ядерной катастрофы, международного терроризма и др.). Системная угроза глобальной экологической катастрофы и омницида. О коэффициенте безопасности и устойчивости глобальных процессов.

Проблема индикаторов УР и стратегическое планирование. Экономические, социальные, экологические и организационные индикаторы обеспечения безопасности и перехода к УР. Приоритеты УР в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. Системная взаимосвязь охраны окружающей среды и рационального природопользования в стратегии УР. Сохранение биосферы и концепция естественной безопасности. Изменение климата и проблема безопасности.

Экосистемный характер глобальной безопасности. Основные объекты, субъекты и формы (направления) ее обеспечения. Безопасность социоприродной системы «человек – общество – природа» и УР. Информационно-управленческие процессы в обеспечении глобальной безопасности социоэкосистемы «человечество – среда обитания». Необходимость формирования глобального и опережающего ноосферного сознания (ноосферного интеллекта) как основного средства обеспечения глобальной безопасности. Информационная стратегия ноосферогенеза через УР. Основные этапы формирования ноосферной системы глобальной безопасности.


Лекция 11. Эволюционный переход мирового сообщества

к устойчивому будущему
Необходимость одновременного по историческим масштабам времени перехода всего мирового сообщества к УР. Проблема лидерства стран в глобальном переходе к УР. Процессы регионализации и глокализации в процессе перехода к УР.

Проблемы перехода развитых стран к УР: необходимость существенного уменьшения загрязнения и деградации окружающей среды, отказа от чрезмерного потребительства, изменения мировоззрения и общественного сознания. Преимущества экономически развитых стран в переходе к УР: технологические, демократические, образовательные и т.п.

Особенности перехода развивающихся государств к УР. Взаимосвязь экологических и социальных проблем развивающихся стран. Демографические особенности перехода стран Азии, Африки и Латинской Америки к УР. Помощь экономически развитых государств отсталым странам для их перехода к УР. Решение социальных проблем развивающихся стран как первоочередная задача их перехода к УР. Социально-экономическая отсталость как источник и база международного терроризма.

Особенности российского перехода к УР. Специфика российского включения в глобальные процессы и одновременно – в переход к УР. Преимущества и трудности российского общества на пути к УР: общественно-духовные, интеллектуальные, социально-психологические, природно-ресурсные, географические и т.п. Необходимые этапы, направления и способы перехода России к УР.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал