Учебно-методическое пособие для преподавателей физики Павлодар Кереку 2008



страница1/4
Дата26.04.2016
Размер0.99 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова

А.А. Ермекова


ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА У УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

Учебно-методическое пособие

для преподавателей физики

Павлодар


Кереку

2008


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова


Колледж
Цикловая комиссия информационных технологий
ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА У УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

Учебно-методическое пособие

для преподавателей физики

Павлодар


Кереку

2008


УДК 377.031(07)

ББК 74.265

Ф 79

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом колледжа ПГУ им. С. Торайгырова

Рецензенты:

А.К.Нургалиева – доктор педагогических наук, профессор;

Н.Ф. Мачнев – кандидат педагогических наук, профессор;

Составитель Ермекова А.А.
Ф 79 Формирование научной картины мира у учащихся колледжа:

учебно-методическое пособие для преподавателей физики / сост.

А.А.Ермекова. − Павлодар : Кереку, 2008. − 67 с.
ISBN

Учебно-методическое пособие подготовлено в помощь преподавателям средне-специальных учебных заведений для проведении факультативных занятий по физике. В пособии рассмотрены педагогические условия формирования научной картины мира у учащихся колледжа. В приложении представлены образцы нестандартных уроков по физике.


УДК 377.031(07)

ББК 74.265
ISBN

© Ермекова А.А., 2008

© ПГУ им. С. Торайгырова, 2008

Отображение мира с помощью научных методов происходит на основе предварительного создания его целостного образа.

А. Энштейн
Введение
Современный период характеризуется становлением в Казахстане новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Овладение учащимися систематизированными понятиями о мире, обществе и человеке неслучайно выделено в Государственной программе развития образования нашей страны. Эти понятия будут основой дальнейшего формирования научного мировоззрения будущего компетентного специалиста [1]. Процесс формирования представлений о научной картины мира у подрастающего поколения является проблемой системы образования.

Мир, в котором протекает наша жизнь - это сплав субъективного и объективного, того, что зависит, и того, что вовсе не зависит от нас. Эта сложная диалектика каждый раз конкретно рассматривается философией на новом уровне и в новой исторической обстановке. На начало XXI века стали допустимы вненаучные формы познания, которые вызывают наибольший интерес у современной молодежи. Основные сведения о мире подрастающее поколение получает из средств массовой информации. Эта информация оказывает сильнейшее влияние на сознание подростка, воздействует на формирование менталитета, физического и нравственного здоровья подростка.

Многочисленные социологические исследования показывают, что роль средств массовой информации в жизни каждого человека и общества в целом всё возрастает. Незнания и ошибки одного человека, растиражированные средствами массовой информации могут стать заблуждениями миллионов людей. Российские социальные педагоги ввели такое понятие как «параллельная школа» СМИ, которая искажает научную картину мира. Останавливаясь на фактах воздействия средств массовой информации на формирование картины мира приводятся следующие примеры. Реклама содержит массу невероятных фактов. Например, телевизионная реклама: «Человек состоит из молекул, молекулы состоят из атомов. Атомы состоят из элементарных частиц. Элементарные частицы - это волны, а волны – это свет. Свет - это энергия, а энергия не материя. Значит человек нематериален. Приходите в центр .., и все Ваши проблемы будут решены». Тексты на упаковках некоторых товаров содержат ошибки, например: «Эта соль - чистый хлорид натрия с пониженным содержанием натрия». Кандидат медицинских наук в научно-популярной программе «Здоровье» сообщает детям, что в состав зубной эмали входит кальций и при этом достает яичную скорлупу. Постулат Евклида о том, что параллельные прямые не пересекаются, знают благодаря рекламе бытовой техники «ZANUSSI». Примеров много, они лишь еще раз доказывают огромную роль средства массовой информации в формировании мировоззрения подрастающего поколения [2].

Интеграция естественнонаучных знаний и внедрение в образовательный процесс множества современных информационных ресурсов и информационно - коммуникационных технологий, на наш взгляд, способствуют формированию научной картины мира.

Цель предлагаемого пособия является содействие повышению теоретического и методического уровня преподавания физики, развитиию у учащихся современного научного стиля мышления.

В первой главе пособия «Исторические этапы становления научной картины мира» рассматриваются теоретические аспекты развития представлений о мире, дается характеристика религиозной, мифологической, этнической картин мира, приводится анализ философских источников, рассматриваемых идеалистические и материалистические представления образа мира.

Во второй главе пособия «Формирование научной картины мира у учащихся колледжа» рассматриваются психолого-педагогические особенности формирования понятий о научной картине мира у учащихся средне-специальных учебных заведений, приводятся примеры дидактических приемов, способствующих формированию научной картины мира у учащихся.

1 Исторические этапы становления научной картины мира


1.1 Модель мира: религиозные и мифологические представления

В историческом становлении понятия "картина мира" различают религиозную, философскую и научную картины мира. Кроме перечисленных картин мира в философских источниках выделяются понятия мифологической, этнической и обыденной картин мира.

Как известно, исторически складывались религиозные представления, переросшие в последствии в религиозную картину мира. Как свидетельствует современная культурантропология, первые признаки раздвоения мира в сознании человека на реальный и потусторонний, загробный появились около 40000 лет назад. Современные философские источники отмечают, что центральный пункт любой религиозной картины мира - образ Бога или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность [3]. Место человека в религиозных картинах мира объясняется по-разному, в зависимости от религиозного направления. Но, в общем, они совпадают в одном: человек создан богами, которые, в сущности, похожи на людей. Период, в котором сложилась единая и стабильная картина мира, обычно называют космологическим или мифопоэтическим. Началом этого периода принято считать эпоху, непосредственно предшествующую возникновению цивилизаций Ближнего Востока, Средиземноморья, Индии и Китая. В этот период миф становится основным способом осмысления мира. Исследователи-психологи традиционных обществ (Леви-Строс E. 1, Элиаде М. 2, Франкфорт Г. 3 и др.) отмечают, что миф надо понимать как особый тип мышления, хронологически и по существу противостоящий историческому и естественнонаучному типам мышления, и ритуал, ориентированный на непрерывное и целостное. В традиционных культурах образ мира имеет символическую природу и воплощен в мифологических представлениях о мире. Например, Торопов В.Н. определяет мифологическую картину мира как сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире внутри конкретной традиции. Под «миром» понимается человек и среда в их взаимодействии, т.е. мир есть результат переработки информации о среде и самом человеке с помощью знаковых систем. [4, с.161]. Мир и человек - единое целое, а не противопоставленные действительности. Образ мира в мифе выражает попытку упорядочения актуально значимой для человека области. Установленный порядок в мире идентифицируется с закономерностями мира, в связи, с чем картина мира подлежит постоянному воспроизведению: картина мира рассматривается и «каркасом» жизнедеятельности, и точкой опоры, от которой начинает отсчитывать свою жизнь человек. Мифологическое видение мира сохраняется в традиционных культурах различных этносов. Каждый этнос в своем историческом становлении выработал свою обособленную картину мира, объединяющую членов этноса воедино.

На основе этнической картины мира складывается традиционное сознание этноса (менталитет), это особая система мировоззрения, передающаяся в процессе социализации и включающая в себя представления о приоритетах, нормах и моделях поведения в конкретных обстоятельствах.



На современном этапе развития этнологии под этнической картиной мира понимается некоторое связное представление о бытии, присущее членам данного этноса. Обухов А. отмечает, что это представление выражается через философию, литературу, мифологию, идеологию. Оно обнаруживает себя через поступки людей, а также через их объяснения своих поступков. Оно собственно служит базой для объяснения своих действий и своих намерений [5]. Говоря об этнических особенностях можно выделить две существующие ориентации: восточный и западный менталитет. В самом общем виде можно сказать, что для западного сознания характерны ценности самоутверждения, самореализации, богатства, власти, творчества, рационального переустройства мира. Для восточных культур более типичны ориентации на гармонию с природой, на поддержание традиционного характера отношений, предпочтения коллективных интересов личным интересам. В работах, посвященных воссозданию способов мировидения людей различных культур (исследования первобытного мышления методом бинарных оппозиций К. Леви-Строса [6], реконструкции модели мира славян В.И. Топорова [7], реконструкции средневекового образа мира А.Я. Гуревича [8] и др.), модель мира представляется как набор взаимосвязанных универсальных понятий, либо как ряд основных семантических противопоставлений, смысловых оппозиций. Их набор, необходимый и достаточный для описания мира (макро- и микрокосмоса), состоит из 10-20 пар противопоставленных признаков. Они связаны, прежде всего, со структурой пространства (верх/низ, правый/левый, близкий/далекий и др.), времени (день/ночь, вчера/сегодня, зима/лето, свет/мрак и др.). Среди других оппозиций существенны: жизнь/смерть, природа/культура, чет/нечет, белый/черный, мужской/женский, старший/младший, свой/чужой, я/другой, сакральный/мирской и др. На основе набора двоичных признаков конструируются универсальные знаковые комплексы, с помощью которых усваивается и описывается мир. Эти комплексы реализуются в различных кодовых системах (астральный, вегетативный, зооморфный, числовой, акустический и др. коды). Весь этот сложный, но одновременно и простой — классификационный аппарат на семантическом уровне един, поскольку описывает один и тот же объект — мир — с точки зрения одного и того же субъекта— человека.
1.2 Этапы эволюции научной картины мира
Первые дошедшие до нас естественнонаучные представления об окружающей Вселенной сформировали древнегреческие философы в VII-V вв. до н.э. Представитель самой старой философской ионийской школы Анаксимандр высказал идею изолированности Земли в пространстве. Его современник Филолай описал пифагорейскую систему мира, где Земля, как и Солнце обращались вокруг некоего «центрального огня». Все накопленные веками знания о природе были объединены, систематизированы, логически предельно развиты в первой универсальной картине мира, которую создал в IV в.до н.э. величайший древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.). В картине мира Аристотеля впервые была высказана идея взаимосвязанности свойств материи, пространства и времени.

Под Вселенной он подразумевал всю существующую материю. Вселенная представлялась конечной и ограниченной сферой, в центре которой Аристотель поставил неподвижную шарообразную Землю, причем шарообразность Земли доказывалась на основе наблюдений за движением звезд. Для современников Аристотеля его физико-космологическая картина мира по своей полноте, логичности, увязанности с доступным опытом и наблюдениями была несравненно выше разрозненных, расплывчатых, порой внутренне противоречивых идей его предшественников. Она стала первым организующим фактором на пути дальнейшего развития науки [9].

Новый смелый шаг в осмыслении окружающей Вселенной сделал в XV в. Николай Кузанский, выдающийся философ, теолог, ученый. Он изложил весьма нетрадиционные космологические взгляды. Вселенная провозглашалась неограниченной, поскольку в противном случае необходимо было допустить нечто, существующее за ее пределами. За 100 лет до Коперника он впервые провозгласил, по существу, космологический принцип однородности Вселенной, в наши дни называемый иногда «космологическим принципом Коперника». Н. Кузанский высказывал мысли, далеко опередившие свой век. Это были предвестники картины мира, которая впервые широко развернулась в конце XVI в. в философском учении Д.Бруно и спустя еще одно столетие надолго утвердилась как ньютоновская физическая картина мира [10].

В эпоху Возрождения (XVI-XVII в.), когда происходила грандиозная ломка мировоззрения в области естествознания первостепенную роль сыграли прежде всего собственные астрономические открытия Г.Галилея. По-настоящему опыт стал основой научного познания, т. е. и источником, и критерием истинности знаний, лишь в результате работ Г.Галилея, и именно его считают основоположником физики как науки. Идеи, выдвинутые Г.Галилеем, доказывали справедливость учения Коперника, а оно опровергало религиозное учение о мире. Дело, начатое Галилеем, продолжил Ньютон. Он создает целую систему знаний о механическом движении, математически обоснованную и подтвержденную экспериментально. Научная картина мира, возникшая из учения Р.Декарта и И.Ньютона, отбросила один очень важный момент, присутствовавший как у одного, так и у другого ученого “патриарха”: фигуру Бога. Рационально-механический образ мира, формировавшийся в трудах последователей, демонстрирует наш мир как единый и единственный: мир твердой материи, подчиненный жестким законам. Человек в этом мире – ошибка, описка, курьезный случай. Он – эпифеномен (побочный продукт) звездной эволюции. Лишенная Бога и сознания Вселенная не живет, а существует без смысла и цели, более того, всякий смысл для нее – ненужная роскошь, арабеска, разрушающаяся под влиянием закона энтропии математически обоснованную и подтвержденную экспериментально. Создание в XVII в. классической механики привело к созданию первой научной картины мира, основанной на законах и принципах механики, - механической картины мира [11].

В период создания механической картины миры, об электрических и магнитных явлениях знали крайне мало. В ХVIII в. интерес к ним резко возрастает, это связано с открытием электрического характера молнии и проблемой громовой защиты (М. В. Ломоносов, Г. Рихман) с установлением физиологического действия электричества (Мушенбрук) и надеждой использовать его в медицине, с применением компаса в мореплавании и проблемой защиты его магнитной стрелки от влияний грозовых разрядов и железных тел. В первой половине ХIХ в. накоплен обширный круг фактов в области электричества и магнетизма, установлены законы электромагнитного взаимодействия, найдены пути практического применения электричества. Теория Максвелла подтверждается экспериментально. Успехи теории электромагнитного поля в единообразном объяснении всех известных явлений и предсказании новых идей привели к тому, что электродинамика стала ведущей отраслью физического знания и возникли новые представления о мире с точки зрения физической науки, новая картина мира - электромагнитная картина мира.

К началу ХХ в. были достигнуты большие успехи во всех разделах физики и не только физики. Все механические процессы прекрасно объяснялись на основе классической механики Ньютона. В начале ХХ века был сделан целый ряд открытий, в корне изменивших видение мира современным естествознанием. Теория относительности А. Эйнштейна, опыты Резерфорда с -частицами, работы Н. Бора, исследования в химии, в биологии, в психологии и других науках показали, что мир гораздо разнообразнее, сложнее, чем это представлялось механической науке, и что сознание человека изначально включено в само наше восприятие действительности. В общей теории относительности речь идет о том, что пространство и время находятся в тесной связи с массой тел: возле гигантских космических тел пространство способно искривляться, а время замедлятся [12].

Наука постепенно перестраивала образ мира, по мере развития понимания устройства мира и места человека в нем. С XIX века категории «образ мира»: «картина мира» и близкие понятия стали предметом ряда наук. Термин «картина мира» стал широко использоваться в физике в конце XIX — начале ХХ века. Одним из первых его стал употреблять Г.Герц для обозначения физической картины мира как совокупности внутренних образов внешних предметов, из которых логическим путем можно получать сведения относительно этих предметов. М. Планк определял физическую картину мира как объективный образ действительности, формируемый физической наукой, в котором отражены реальные закономерности природы. При этом М. Планк различал практическую картину мира — систему субъективных представлений об окружающей действительности, вырабатываемую на основании переживаний, и научную картину мира - как модель реального мира в абсолютном смысле, независимо от отдельных личностей и всего человеческого мышления. А. Эйнштейн считал, что познание человеком природы имеет противоречивый характер, отображение мира с помощью научных методов происходит на основе предварительного создания его целостного образа.

В данное время, существуют настолько противоречивые картины мира, которые порой не укладываются в рамки обыденного сознания. Современные естествоиспытатели всё более обращаются к опыту индуизма, буддизма, даосизма, к оккультным учениям, усматривающим в основе мироздания творческое сознание. Человек, таким образом, перестает быть обмолвкой природы, а становится законным проявлением внутренней потенции действительности. Одна из его главных задач - познание собственного места в бытии и понимания не того, что вся Вселенная пронизана токами разума, наполнена смыслом [13].

Современная научная картина мира динамична, противоречива. В ней больше вопросов, чем ответов. Поискам познающего разума нет границ, и в ближайшие годы мы, возможно, будем потрясены новыми открытиями и новыми идеями. В новой картине мира исчезает жесткое различие между материей и пустым пространством, так как развитие атомной и субатомной физики разрушило представление о твердой материи. Это значит, что, выходя за рамки “зоны средних измерений”, можно выйти на другие уровни существования материи, и обнаруживается, что элементарные частицы, из которых состоят атомы - невещественны. В квантовой физике один и тот же феномен может выступать и как частица и как волна. Частицы как бы непрестанно создаются из чистой энергии и возвращаются в собственно- энергетическое состояние. Работы Нобелевского лауреата Пригожина И. положило начало новому принципу осмысления действительности: “порядок через флуктуации”. Одна и та же энергия, одни и те же принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях: от физико-химических процессов до человеческого сознания и социокультурной информации. Вселенная оказывается единой во всех своих пластах, живой, развивающейся, восходящей на новые ступени бытия [14]. На базе подходов, отбросивших старые представления, возникают радикалистские взгляды. К ним принадлежит, например, “шнуровочная философия природы” Джеффри Чу, разработанная для одного типа субатомных частиц - андронов. Вселенная для неё – это бесконечная сеть взаимосвязанных событий. Они как зеркала, отражающиеся друг в друге, как живой клубок, где одно непрерывно перетекает в другое. Все теории естествознания – лишь создания человеческого разума, только версии бытия, и их не надо путать с самой реальностью, которая в следующий момент может повернуться совсем другой стороной. Целый ряд современных физиков приблизился к мистическому мировоззрению. Сейчас на русский язык переведена книга Фритьофа Капры “Дао физики”, устанавливающая связь между физическими открытиями ХХ столетия и древними истинами, трактующими мир, как иерархию ритмических вибраций единого вселенского начала, духа. В современной “постклассической” науке (науке второй половины XX в.) стало еще более очевидно, что природа - не некий автомат, ее нельзя заставить говорить лишь то, что ученому хочется услышать. Научное исследование – не монолог, а диалог с природой. А это значит, что “активное вопрошание природы” есть лишь неотъемлемая часть ее внутренней активности. Соединение объективного мира и мира человека в современных науках – как естественных, так и гуманитарных – неизбежно ведет к трасформаций идеала “ ценностно- нейтрального исследования”.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что эволюция развития представлений о научной картине мира - это сложное развитие представлений о природе. Этапы эволюции научной картины мира представлены в таблице 1.
Таблица 1- Этапы эволюции научной картины мира

Картина мира

Период

Представители

Ведущая идея

Содержание периода

1

2

3

4

5

Религиозная

Около 40000

лет назад






Человек создан богами, которые, в сущности, похожи на людей. Раздвоение мира в сознании человека на реальный и потусторонний, загробный.

Центральный пункт любой религиозной картины мира был - образ Бога или богов, место человека в религиозных картинах мира объясняется по- разному, в зависимости от религиозного направления.


Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

Мифологическая

I-II тысяч.до новой.эры.




Миф становится основным способом осмысления мира. Образ мира в мифе выражает попытку упорядочения значимой для человека области.

Установленный порядок в мире идентифицируется с закономерностями , в связи с чем, картина мира подлежит постоянному воспроизведению: картина мира рассматривается и «каркасом» деятельности, и точкой опоры

Этническая







Модель мира представляется как некоторое связное представление о бытии, присущее членам данного этноса.

Под «миром» понимается человек и среда в их взаимодействии, т.е. мир есть результат переработки информации о среде и самом человеке с помощью знаковых систем.

Естественнонаучная

VII-V вв. до н.э.

Анаксимандр, Филолай

Идея изолированности Земли в пространстве.

Филолай описал пифагорейскую систему мира, где Земля, как и Солнце обращались вокруг некоего «центрального огня»

Физико-космологическая

IV в.до н.э.

Аристотель

(384-322 до н.э)



В картине мира Аристотеля впервые была высказана идея взаимосвязанности свойств материи, пространства и времени. Под Вселенной он подразумевал всю существующую материю.

Все накопленные веками знания о природе были объединены, систематизированы, логически предельно развиты в первой универсальной картине мира,

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

Космологическая

XV в.

Николай

Кузанский



Нетрадиционные космологические взгляды, космологический принцип однородности Вселенной, в наши дни называемый иногда «космологическим принципом».

Вселенная провозглашалась неограниченной, поскольку в противном случае необходимо было допустить нечто, существующее за ее пределами.

Механическая

XVI-XVII в

Г.Галилей Р.Декарт, И.Ньютон

1.Абсолютизация пространства, времени и механической формы движения

2.Отождествление материи с веществом и абсолютизация дискретности материи



Механическая Вселенная Ньютона состоит из атомов - маленьких неделимых частиц, обладающих постоянной формой и массой связанных законом тяготения.

Электродинамическая

ХVIII в. первая половина ХIХ в.

Фарадей, Максвелл.

Лоренц, Эйнштейн, Пуанкаре



1.Абсолютизация электромагнитной формы движения.

2.Абсолютизация континуальности материи




Теория Максвелла позволила единообразно и стройно объяснить все электромагнитные явления.

Релятивистская

ХХ в

Планк,

Эйнштейн

Н.Бор,

Л.де Бройль,

В.Гейзенберг,

П.Дирак


Пространство и время находятся в тесной связи с массой тел: возле гигантских космических тел пространство способно искривляться, а время замедлятся

Теория относительности А. Эйнштейна, опыты Резерфорда с -частицами, работы Н. Бора, исследования в химии, в биологии, в психологии и других науках показали, что мир гораздо разнообразнее, сложнее

Современная научная картина мира

ХХ в

И.Пригожин

Джеффри Чу

Фритьоф Капра


Вселенная– это бесконечная сеть взаимосвязанных событий. Они как зеркала, отражающиеся друг в друге, как живой клубок, где одно непрерывно перетекает в другое

Частицы непрестанно создаются из чистой энергии и возвращаются в собственно- энергетическое состояние.

Проделанный анализ картин мира, сменявших друг друга в течение длительного времени показывает о непрерывном процессе формирования представлений человека о научной картине мира. Две идейно противоположные точки зрения, выражены как идеалистические и материалистические основы построения картин мира. На рисунке 1 представлены существовавшие и существующие картины мира, отражающие идеалистические и материалистические направления.

Рисунок 1 - Многообразие картин мира



1.3 Структура современной научной картины мира
Наиболее существенная часть естественнонаучной картины мира, занимающая доминирующее положение в современном естествознании является физическая картина мира.

Эволюция физической картины мира (процесс зарождения, становления, развития и смены представления о природе) показана на рисунке 1 как смена механической картины мира электромагнитной, после открытий Эйнштейна она сменилась квантово-релятивистской картиной мира. В физической картине выделяются следующие картины: натурфилософская картина мира, механическая картина мира, электродинамическая картина мира, релятивистская картина мира. Исторически складывались определенные стили мышления, соответствующие актуальной на данный этап времени физической картине мира. В физической картине мира находят свое конкретное естественнонаучное отражение философские представления о строении и движении материи, о формах ее существования - пространстве и времени, о взаимосвязи явлений природы. Концепция же эволюции физической картины мира служит методологическим аппаратом обобщения, систематизации, и интеграции физического знания. Картина мира стала претендовать на отражение мира «как он есть сам по себе», структурируя его в системе понятий и идей, свойственных определенному этапу развития человечества. Научные концепции стали во многом содержательно определять образ мира для человека. Идеалом научного познания действительности в XVIII-XIX вв. было полное устранение познающего субъекта из научной картины мира, изображение мира “самого по себе”, независимо от средств и способов, которые применялись при получении необходимых для его описания сведений. Естествознание XX в. показало неотрывность субъекта, исследователя от объекта, зависимость знания от методов и средств его получения. Иначе говоря, картина объективного мира определяется не только свойствами самого мира, но и характеристиками субъекта познания, его концептуальными, методологическими и иными элементами, его активностью (которая тем больше, чем сложнее объект). «Антропный принцип» означает: мир таков, каков есть, потому что, это мы глядим на него и всякое изменение в нас, в нашем взгляде, в нашем самочувствии и самосознании меняет картину мира. “Чисто объективное” ее описание – невозможно. Развитие науки показало, что исключить субъективное вообще из познания, полностью невозможно, даже там, где “Я”, субъект играет крайне незначительную роль [15].

В формировании естественнонаучных знаний, первостепенную роль играет идея элементарности, так как учащиеся должны усвоить положение философии о безграничности движения материи в пространстве и бесконечности ее познания. Естественнонаучные знания, лежащие в основе построения научной картины мира, от общих представлений приходят к отдельным элементам. В материальном мире можно выделить три структурные области – микромир, макромир, мегамир.

Микромир: основные объекты - молекулы, атомы и составляющие их элементарные частицы; основные типы взаимодействия - электромагнитное, сильное и слабое.

Макромир: основные объекты планеты, их спутники и окружающие нас на Земле тела, планетные системы звезд, макрополя - гравитационное и электромагнитное.

Мегамир: основные объекты - галактики, гравитационное поле и электромагнитное поле; виды взаимодействия - гравитационное и электромагнитное.

На уровне макромира можно выделить два основных вида материи - вещество и поле. Единство волновых и корпускулярных свойств, прерывности и непрерывности, т.е. корпускулярно-волновой дуализм, есть общая черта материальных объектов, которой обладают и все микрочастицы. Современная научная картина мира исходит из того, что материя находится в состоянии движения, понимаемого как изменения вообще, и многообразия форм движения:

а) механического движения;

б) теплового движения;

в) электромагнитной формы движения;

г) взаимопревращения частиц.

Современная научная картина мира исходит из представлений о качественном своеобразии, взаимосвязи форм движения и о сохранении ряда важнейших физических характеристик. На материалистических взглядах строится научная картина мира, а также обыденная картина мира, так как она является моделью реального мира в сознании человека. Естественнонаучная картина мира является лишь одним из направлений научной картины мира и не ограничивается лишь ею. В свою очередь, естественнонаучная картина мира, в связи с процессом дифференциации наук, подразделяется на множество картин мира, определяемых многообразием наук изучающих не только природу. Придерживаясь вышеуказанных положений, основные черты современной физической картины мира можно представить в следующей схеме, представленной на рисунке 2.

Рисунок 2 -Основные черты современной физической картины мира


Особая роль в этом многообразии отводится физической картине мира, как основной науки, не только изучающей закономерности природы, но и являющейся основным двигателем научного прогресса. Причины, способствовавшие во все времена появлению определенной на данный момент времени картины мира, объясняются свойствами человеческого сознания познавать все неопознанное, проникать в тайны природных явлений.

Главные «движущие силы» многих открытий и достижений - познать мир, познать свое место в этом мире.

Анализ философских источников показал многообразие существовавших и существующих точек зрения относительно трактовки понятия «научной картины мира». Из исследователей-философов, посвятивших свои работы исследованию понятия научная картина мира можно отметить следующих авторов: Б.Г.Ананьев, Б.В. Ахлибинский, Т.А.Бадкова, Дышлевый П.С., Извозчиков В.А., Казютинский В.В., Карпинская Р.С., Камшилов М.М., Микешина Л.А., Мостепаненко М.В., Михайловский В.Н., Мороз А.Я., Пахомов Б.Я., Платонов Г.В., Ростовцев А.Н., Степин В.С., Чепиков, Чаговец Р.В. [16-33]. В этих исследованиях отмечалось, что общая научная картина мира возникает не интуитивно, а посредством философского синтеза достижений наук и представляет собой суммарный результат науки на том или ином этапе исторического прогресса. НКМ4 непрерывно развивается, наполняясь новым содержанием.

Все науки независимо от того, какие области действительности они призваны исследовать, оказывают влияние на построение научной картины мира. В большинстве источников подчеркивается, что понятие «научная картина мира» имеет определенную структуру. Остаются «открытыми» вопросы по конкретным формам этой структуры. Например, в ряде работ проводится различие между:



  1. общенаучной (или единой) картиной мира;

  2. естественнонаучной картиной мира;

  3. частнонаучной (локальной ) картиной мира.

По мнению С.Б.Крымского5, в соответствии с дифференциацией наук и формами их интеграции понятие «картина мира» раскрывается в четырех взаимосвязанных, но различных аспектах [34]:

  1. научная картина мира;

  2. единая конкретно-научная картина мира;

  3. естественнонаучная картина мира;

  4. физическая картина мира.

Учитывая строение современного естественнонаучного знания он предлагает следующую схему соотношения систем объектов и средств их воспроизведения на уровне познания (таблица 2).
Таблица 2- Соотношения систем объектов и средств их воспроизведения на уровне познания ( по С.Б.Крымскому)


Предметная область

Дисциплинарный статус результатов познавательного процесса

Уровень систематизации знания

Концептуальная

структура

Субмир

(мегамир,микромир, и т.д.)



Отрасль науки

Модель субмира (типа космологических моделей)

Интертеория

Мир

Фундаментальные науки

Конкретно-научная картина мира

Объединительная теория

Природа

Естествознание

Система природы

Многоуровневая концепция (междисциплинарный синтез)

Универсум

Философия

Мировоззрение

Система воззрений


Особый интерес представляет рассмотрение естественнонаучной картины мира как формы междисциплинарного синтеза знания и в этом смысле – как формы систематизации знания, пограничной и для философии и для естествознания. Естественнонаучная картина мира включает, по словам автора, не просто данные конкретных наук и не просто те или иные мировоззренческие максимы, но прошедшие диалектико-мировоззренческое обобщение фундаментальные результаты естествознания. Так как естественнонаучная картина мира строится на основе эмпирического материала, поэтому естественнонаучная картина мира является знанием из принципов:

  • инвариантности (законы сохранения, принципы относительности и симметрии);

  • необратимости процессов природы;

  • дискретности [35, с.212].

Научная картина мира является самостоятельным компонентом в структуре научного познания и играет значительную роль важного связующего звена между мировоззрением и теоретическим знанием. Во многих философских источниках отмечается, следующее: с понятием «картина мира», претендующим на объективность видения, сопряжено понятие «мировоззрение»; в отличие от «картины мира», «мировоззрение» подчеркивает субъективный ракурс рассмотрения: цели, ценности, предпочтения. Мировоззрение указывает не на мир сам по себе, а на наше отношение к нему. При всей справедливости сказанного стоит заметить, что в реальной жизни объективное и субъективное тесно связаны потому, что картина мира органично переходит в мировоззренческие понятия и непосредственно сопряжена с ними [36]. Мировоззрение, как известно, представляет собой не просто сумму специфических для каждой науки представлений о мире, а интерпретированную в мировоззренческом плане совокупность современных данных о тех фрагментах объективной реальности, которые выступают предметом познания конкретных наук.

Посредством научной картины мира в науку вводится общее представление о структуре изучаемой реальности и тем самым осуществляется обратная связь: научная картина мира указывает, какие области науки имеют сходные предметы исследования, и помогает разностороннему изучению объективного мира. Р.С. Карпинская подчеркивает, что научная картина мира является одним из важнейших элементов современного мировоззрения и формируется главным образом под воздействием физических наук. Наиболее активно воздействует на формирование научной картины мира – биология, благодаря своему вкладу в идею глобального эволюционизма. Под «глобальным эволюционизмом» Карпинская Р.С.6 подразумевает представление о всеобщности развития, возникающее при обобщении данных космологии, химии, биологии и геологии, охватывающее как живую, так и неживую природу. Активное воздействие биологии на формирование научной картины мира, по мнению Карпинской Р.С.не дает основания считать, что может быть создана «биологическая картина мира», впрочем как и любая другая частная. Единственно возможной картиной мира, по ее мнению, является физическая. По мере подключения к ней химического, биологического и других знаний она будет терять свой сугубо естественнонаучный характер, все более сливаясь с целостным мировоззрением [37].

В своем исследовании мы придерживаемся точки зрения Карпинской Р.С.и считаем, что значимость формирования физической картины мира в школьном образовании, как фундамента научной картины мира с каждым годом повышается, при этом нисколько не уменьшая необходимость изучения других естественнонаучных дисциплин. Только их целостное изучение будет способствовать формированию научной картины мира.

Другой точки зрения придерживается Казютинский В.В. Он считает, что следует говорить о следующих уровнях картины мира: физической, которая составляет собой ядро естественнонаучной и существенный аспект научной или общенаучной картины мира [38, с.223]. Господство в современном научном мировоззрении физической картины мира, как считает Чаговец Р.В. и Депенчук Н.П., имеет исторически преходящий характер и является следствием опережающего развития физики с ее теоретическим аппаратом. Поэтому, научная картина мира приобрела ярко выраженную физическую окраску. Однако есть основания полагать, что наметившаяся в последнее время тенденция «гуманизации» биологии приведет к возрастанию ее роли в формировании научной картины мира. По мнению этих авторов, можно выделить две «горячие точки», имеющие особое общенаучное и мировоззренческое значение. Это – стык биологии и наук о неживой природе и стык биологии и общественных наук [39, с.159]. Такая тенденция действительно имеет место на сегодня. Однако, надо отметить возрастающую значимость технического образования, приобретающего все больше экологическую направленность. Не вызывает сомнения, что научная картина мира – специфическое мыслительное образование, занимающее промежуточное положение между философией и мировоззрением, с одной стороны, и специальной научной теорией, с другой. Однако, следует ли относить ее к науке или философии, является вопросом дискуссионным. Так, например, Б.Я.Пахомов считает, что картина мира входит в состав теоретических средств науки [40, с.114]. М.В. Мостепаненко высказывает мнение, что картина мира возникает путем умозрительного обобщения данных науки с помощью соответствующих философских идей. Б.В. Ахлибинский и М.В. Сидоренко рассматривают научную картину мира как форму синтеза философского знания, полагая, что научная картина мира органически включена в систему философского знания, так как только в научной картине мира важнейшие положения диалектической философии наполняются богатым содержанием частнонаучного знания и выступают в динамике, развитии [41, с.53]. Сходную точку зрения высказывает Г.В.Платонов, считая, что картина мира отражает всю сложную систему частных, общих и всеобщих законов, включает в себя и философские знания [42].



Таким образом, обобщая приведенные выше точки зрения относительно сущности научной картины мира, имевшие место в философской науке в конце 20 века на постсоветском пространстве, можно отметить следующие направления, в которых научная картина мира рассматривается как:

  • способ моделирования действительности, который выполняет категориальные функции по отношению к прошлому и будущему познания и деятельности, формируясь на основе их настоящего (Т.А.Бадкова) ;

  • теоретическая основа мировоззрения;

  • представления о единстве бытия мира и человека (Б.Г.Ананьев);

  • один из важнейших элементов современного мировоззрения, формируемой главным образом под воздействием физических наук (Р.С. Карпинская);

  • теоретическое средство науки (Б.Я.Пахомов);

  • умозрительное обобщение данных науки с помощью соответствующих философских идей ( М.В. Мостепаненко) ;

  • форма синтеза философского знания (Б.В. Ахлибинский, М.В.Сидоренко);

  • сложная система частных, общих и всеобщих законов, включающая в себя и философские знания (Г.В.Платонов).

Таким образом, существовавшие точки зрения в конце XX века на постсоветском пространстве не претерпели кардинальных изменений, и мы, в целом, согласны с перечисленными точками зрений. Разнообразность мнений относительно сущности научной картины мира еще раз подчеркивает ее многофункциональность и важность ее формирования через интеграцию знаний.

Значение научной картины мира обусловлено следующими, на наш взгляд, факторами:

  • во-первых, НКМ определяет направление научных поисков, общую программу научных исследований, основу стиля научного мышления. Это связано с тем, что когда возникает противоречие между НКМ и новыми данными в науке, возникает необходимость в новой картине мира, появлению которой предшествуют научные поиски возникших противоречий. Это движет науку вперед. НКМ важна, поскольку без НКМ научная теория вообще не может быть построена. Построение НКМ можно рассматривать как первую стадию теоретического исследования;

  • во-вторых, НКМ синтезирует знания различных областей науки, то есть объединяет в единую теорию частнонаучные картины мира и выступает как интегратор научных знаний;

  • в-третьих, НКМ необходима человеку для построения на ее основе целесообразных практических действий и понимания перспектив развития человеческого общества.

Особое значение в философских источниках отводится понятию естественнонаучной картины мира. Например, по М.В.Мостепаненко, в каждой области наук имеется своя специфика, имеет смысл различать главные и локальные картины мира. ЕНКМ подразделена на три главных локальных картин мира: физическую, биологическую, антропологическую картины мира, каждая из которых подразделяется на частнонаучные картины мира. В своем взаимодействии эти картины мира осуществляют, по сути, систематизацию наук: распределение естественных наук по основным областям и объединение этих областей в единую систему наук о природе. Частные научные картины мира могут подразделяться на множество других наук, что говорит о процессе дифференциации наук. То есть, частные научные картины мира будут пополняться по мере развития науки, и от них будет зависеть целостность научной картины мира. Особо стоит вопрос о биологической картине мира (БКМ7). Неоднократно ставился вопрос о полной сводимости биологических явлений к физическим, в связи, с чем предлагалось язык физики считать универсальным «унифицированным» языком науки. Однако до сих пор нет ни одной биологической теории, содержание которой можно было бы выразить только в терминах физики. Поэтому имеются все основания считать БКМ главной локальной картиной мира по отношению ко всем наукам о живой природе, связанным с биологией. Это еще раз показывает взаимосвязь процессов интеграции и дифференциации науки. В своем исследовании, мы согласны с авторской позицией Мостепаненко М.В., относительно структуры научной картины мира, которую попытались представить схематично на рисунке 3.
Главные картины мира

Рисунок 3 – Структура научной картины мира

(Мостепаненко М.В.)
В рамках ЕНКМ8, кроме двух главных локальных НКМ – физической и биологической, необходимо ввести третью главную локальную НКМ – антропологическую, относящейся к наукам о человеке. Вероятно, антропологическая картина мира должна строиться на таких науках, как антропология, анатомия, медицина, физиология труда, некоторые психологические науки и т.д. Мостепаненко М.В. выделяет следующие функции ЕНКМ:


  • синтезирующая функция ЕНКМ заключается в том, что ЕНКМ объединяет главные локальные КМ и их модификации в единую картину природы и тем самым систематизирует и классифицирует естественные науки;

  • корректирующая функция ЕНКМ связана с коррекцией частных НКМ и внесение в них некоторого нового содержания, требуемого единство системы;

  • мировоззренческая функция ЕНКМ заключена в составлении теоретической основы мировоззрения.

Эти функции ЕНКМ могут по мере развития науки дополняться. Особенно важна, на наш взгляд, в современном образовании мировоззренческая функция ЕНКМ, так как мировоззрение строиться на основе не всего естествознания, а на основе ЕНКМ. Мировоззренческое значение ЕНКМ носит большой положительный резонанс в воспитании молодого поколения.

Авторские позиции на различные картины мира порой не однозначны и противоречивы. Но в тоже время положительно то, что именно анализ конкретной научной картины мира позволяет наиболее полно оценивать вклад каждой частной картины мира в общую научную картину мира, что немаловажно. Например, Г.А.Бадкова в своих статьях раскрывает понятие математической картины мира как нормативной модели в системе методологической культуры. Она подчеркивает значимость МКМ9, что, как и всякая структура, возникает в рамках познавательной деятельности, ее сущность состоит в отражении количественного аспекта действительности, в развертывании и явном выражении на общенаучном уровне иерархии количественной организации действительности. МКМ позволяет управлять развитием наших понятий о способах практического освоения действительности и способах построения теоретических схем науки на каждом конкретном этапе математизации науки. Поставляя образы, закрепленные в знаковой форме, МКМ позволяет представить исследуемою реальность через наглядные образы [43].

В последние десятилетия самыми актуальными стали экологические проблемы Вселенной. В работах многих философов экологические проблемы нашли свое отражение. Рационализация природоиспользования сама по себе является важной социально-экономической проблемой. Вот почему научная экологическая картина мира (ЭКМ) по содержанию является отражением экологической реальности, а по структуре системой принципов, категорий, модальных представлений и эмпирических обобщений, и в состоянии серьезно способствовать решению многих проблем ускорения социально-экономического развития нашего общества. Возрастание роли научных экологических знаний и рационализации природоиспользования и в ускорении решения связанных с ним социально-экономических задач, имеет глубокие объективные основания. Масштабы и интенсивность природоиспользования, небывало велики. Отставание изучения природы от ее использования – характерная черта современных отношений человек и природы .

Обобщая вышесказанное можно сделать следующие выводы:



  • база построения любой научной картины мира всегда имеет четко выраженное материалистическое основание;

  • научная картина мира во многих трудах определяется как мировоззренческая форма знания, то есть мировоззрение непосредственный компонент формирования научной картины мира;

  • научная картина мира всегда носит конкретно-исторический характер, то есть определяется уровнем развития научных знаний на данное время;

  • научная картина мира есть следствие самостоятельного исследования мира в целом. Мир как объект исследования в ней представлен через конкретные формы его бытия.

Таким образом, научная картина мира – это логическая форма знаний, способ их научной систематизации, а также суммарный результат науки на данном этапе исторического прогресса. В связи, с чем формирование НКМ – комплексный, интегративный процесс, направленный на научное познание закономерностей объективного мира и окружающей действительности, где формирование научного мировоззрения - лишь одна грань этого процесса.
2 Формирование научной картины мира у учащихся колледжа
2.1 Психолого-педагогические особенности процесса формирования научной картины мира у учащихся колледжа
В процессе формирования научной картины мира у учащихся колледжа, необходимо учитывать психологические особенности возраста учащихся. Процесс формирования научной картины мира непосредственно связан с дальнейшим формированием мировоззрения учащегося. Как уже было отмечено выше, для становления мировоззрения очень важен ранний юношеский возраст, который охватывает период от 14 до 17 лет. В этом возрасте делается попытка самостоятельно дать объяснение необъяснимым явлениям, которое ведет к юношескому «философствованию», о котором в своих трудах говорил И.С.Кон. К информационному кругозору относятся средства массовой информации, телевидение, интернет, видео и аудиоматериалы, сверстники и многие другие источники информации, оказывающие огромное влияние на процесс формирования научной картины мира. Юношеский возраст, существенная часть которого приходится на старшие классы средней школы или первые курсы колледжа, занимает исключительное место в процессе формирования личности. В этом возрасте (15-17 лет) завершается физическое созревание человека, складываются основные черты его мировоззрения, подготавливается и осуществляется первое самостоятельное взрослое самоопределение - выбор профессии. Юношеский возраст - важный этап развития умственных способностей. В этом возрасте учащиеся чаще задают вопрос: «почему?» и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений. Мыслительная деятельность более активна и самостоятельна. Они более критично относятся к учителям и преподавателям. Само представление об интересности предмета у юноши иное, чем у подростка: если шестиклассники ценят внешнюю занимательность, то девятиклассникам интересно то, что требует самостоятельного обдумывания. Для них характерна тяга к обобщениям, поиск общих принципов и законов, стоящих за частичными фактами.

Как известно, в педагогической науке существуют два подхода к восприятию и объяснению окружающего нас мира. Первый пытается использовать для этого минимальное количество предпосылок и вывести на их основе все остальные факты. Другой подход не пытается провести четкой структуризации и систематизации имеющихся знаний и опыта, а лишь показывает явные следствие и причину, не пытаясь проследить всю сопутствующую им логическую цепочку. Первый подход, называют гуманитарным, он признает факт познаваемости природы. Второй подход, назовем его технократическим, при всех его кажущихся недостатках, выгоден простотой объяснения некоторых весьма сложных по своей природе понятий и позволяет быстро добиваться требуемого результата. Примером использования такого подхода является повсеместное использование сложных бытовых приборов, транспорта, средств коммуникации людьми, которые абсолютно не интересуются, а как это все, собственно, работает. Исходя из вышесказанного ясно, что ответ на вопрос о цели обучения не может быть однозначным. С одной стороны, обучение необходимо для того, чтобы научить человека рассуждать, логически мыслить, делать выводы, исходя из ограниченного набора исходных данных, а с другой стороны, иногда (и довольно часто) нужно просто автоматически проделать некоторые как бы "ритуальные действия" для быстрого достижения требуемого результата, не особенно вдаваясь в смысл сделанного. Однако, поскольку эти задачи обучения в основе содержат совершенно противоположные философские концепции, их очень трудно совместить в едином подходе. Неизбежным окажется преобладание либо гуманитарного, либо технократического подхода (при этом не следует, конечно, относить к технократическим такие науки, как математика и физика, хотя они традиционно считаются "негуманитарными" - это только проблемы терминологии). Очевидно, что технократический подход гораздо проще в реализации - ведь легче заставить ученика заучить, что 5х7=35, чем объяснять ему, почему 5х7=7х5. Поэтому многие столетия обучение велось методом зубрежки, когда учеников заставляли наизусть заучивать массу разнообразных фактов, текстов на "мертвых" языках типа латыни и так далее. И только наиболее способные и любознательные ученики пытались связать эти факты воедино, упорядочить их, найти между ними взаимосвязь. Несомненно одно - компьютер отличный помощник для организации индивидуального обучения. Ведь как только педагог перестает видеть в ученике просто сосуд, который нужно наполнить знаниями и умениями, ему приходится искать индивидуальный подход к каждому, подстраиваться под его интересы, темп усвоения материала, личные особенности психики. Например, в некоторых школах каждый ученик может выбрать для себя не просто интересующий его курс, но даже отдельные предметы. Компьютер же, как известно, выполняет ту программу, которая в него заложена, и предоставляет огромный выбор тем для изучения. Современные методы представления информации в компьютерах включают в себя не просто текст, но и картинки, видео, звуковые фрагменты. Это позволяет задействовать практически все органы чувств, используемых для восприятия информации, при этом происходит ее дублирование по различным каналам восприятия, что резко повышает скорость и качество усвоения материала. Компьютерный учебник нельзя уже сравнивать с книгой, как это было всего несколько лет назад - сейчас многие обучающие программы невозможно отличить от игр, и для того, чтобы победить в такой игре, понадобятся знания, которые ребенку трудно принять как необходимые ему именно сейчас - ведь всем нам свойственно откладывать "на потом" решение многих проблем. А такой элемент современных компьютерных документов, как гипертекстовая ссылка позволяет при необходимости обратиться в любое место документа за дополнительной информацией, и в то же время при повторном изучении не перегружает исходный текст документа. По принципу гипертекста устроена всемирная информационная сеть Internet, с помощью которой уже сейчас проводится так называемое "дистанционное обучение" - когда профессора крупнейших университетов выступают с лекциями и отвечают на вопросы не в привычной студенческой аудитории, а перед теми, кто в данный момент подключен к их узлу сети. Несмотря на тишину и видимое отсутствие слушателей, последних может быть не меньше, чем зрителей у телеэкрана, но в отличие от книги или телепередачи сохраняется обратная связь между преподавателем и учениками. [44].

Определенный уровень усвоения научных знаний, являющихся основой понятий о научной картине мира свидетельствует о познавательных возможностях учащегося, связанных с особенностями его общего умственного развития и психологических особенностей. Изучение наук в школе и дальнейшее их изучение в колледже служит фундаментом формируемого у школьников научного мировоззрения. В тоже время развитие науки в наше время в силу огромных масштабов перерабатываемой информации, многообразных форм использования научных достижений требует целостного видения науки, особенностей процессов, которые связаны с ее развитием и использованием ее результатов обществом. Без целостного видения науки в настоящее время невозможно даже школьное образование. Эту задачу целостного видения науки принципиально нельзя решить без мировоззренческого осмысления изучаемых наук. Особенности современной науки, ее место в культуре, как никогда прежде, обуславливают необходимость самого пристального внимания к методологическим проблемам. Для целостного видения науки необходимо в первую очередь отчетливое представление об общих процессах дифференциации и интеграции, происходящих в современной науке [45].

На наш взгляд, для понимания сущности понятия научной картины мира необходимо исследовать психологическую природу формирования НКМ в человеческом сознании, исходя из определения научной картины мира - как одной из логических форм и способа систематизации научных знаний на том или ином этапе исторического прогресса.

Механизм осуществления интеграции естественнонаучных знаний состоит в возникновении у учащегося познавательной потребности в рассмотрении фактов, явлений, процессов с точки зрения системы понятий дисциплин, когда учащийся убеждается в недостаточности знаний из одного предмета для нахождения ответа. Дидакты, в поисках психологических оснований формирования научной картины мира на основе интеграции знаний обращаются к разным концепциям: ассоциативной теории, теории мышления как процессу решения задач путем переноса и обобщения, теории поэтапного формирования умственных действий и т.п. Раскрывая механизмы умственной деятельности учащихся при осуществлении межпредметных связей некоторые исследователи связывают эти механизмы с методическими путями обучения: усвоением межпредметной информации в «готовом» виде, выполнением самостоятельных работ, требующих переноса приемов в аналогичной учебной ситуации или направляющих на творческое применение знаний из различных предметов в новой ситуации .



Общим способом осуществления интеграции естественнонаучных знаний является обобщение и систематизация знаний, умений, информации, получаемой из различных источников в процесс обучения. В качестве источников информации важно учитывать современные средства массовой информации, интернет и т.п., т.е. актуальные для нашего времени источники знаний.

Интеграция информации - важнейший психологический механизм регуляции деятельности головного мозга. В разработке нейрофизиологических основ психических явлений главную роль играет синтетический подход, который во всех своих начинаниях опирается на целостную интегративную деятельность головного мозга и руководствоваться на принцип системности, выдвинутый И.М.Сеченовым и И.П. Павловым. Системность в работе головного мозга связана с интеграцией информации. Она проявляется в образовании и функционировании нейропсихических систем различного смыслового порядка. Образование таких систем в сознании обеспечивает направленное формирование понятий о научной картине мира. Принцип системности получил развитие в психологической концепции П.К.Анохина (1973г.), основанной на идеях информации и ее интеграции, которые выступают важнейшими регуляторами активности индивида. Согласно данной концепции, ни одно действие не может быть выполнено индивидом без предварительного (афферентный) синтеза всей информации о состоянии внешней и внутренней среды. Афферентный синтез интегрирует многообразные формы информации: мотивационное побуждение, ситуационные стимулы, пусковой стимул, прошлый опыт индивида. Путем афферентного синтеза человек оценивает ситуацию, конкретизирует цель и вырабатывает наиболее целесообразные в данных условиях действия и форму деятельности в целом [46]. Интеграция информации сопряжена с формированием обобщенных моделей мышления, в данном случае «образа мира».

В психологической науке достаточно широко изучена категория «образ» или «картина мира». Понятие «образ» - значимая категория психологии (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Образ является начальным звеном и одновременно результатом любого познавательного акта. Образ и картина мира — достаточно разработанные категории в современной психологии. Исследования в этом направлении проводили Е.Ю. Артемьева , Г.А. Берулава , М.Н. Берулава , А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина , В.В. Петухов., С.Д.Смирнов и многие другие [47].

При взаимодействии человека с миром образуется особая психологическая реальность - картина мира. С развитием цивилизации и накоплением огромного объема информации посредством научных открытий, образ мира потерял свою внутрикультурную целостность и стал чрезвычайно вариативен. Образов мира существуют столько, сколько их носителей, и каждый человек является конструктором собственного мира. Проблема специфичности образа «своего» мира у определенного поколения и возраста – постоянно меняющаяся реальность. Именно «свой» образ мира, непосредственно влияет на регуляцию всей жизнедеятельности человека и играет определяющую роль в развитии личности. Представления об окружающем и мире зависят от комплекса социальных условий: семьи или взрослых, заменивших семью, национальных традиций ближайшего окружения, места жительства и других факторов. На формирование картины мира влияют не только этнокультурные особенности (как было выше сказано об этнической картине мира, присущей каждому народу), но и возрастные, субкультурные особенности личности. Чем динамичнее культура, тем заметнее, что каждое поколение имеет отличный от других поколений свой образ мира.

Изучение психологических исследований показало, что понятие «образ мира» в психологии активно обсуждался А.Н. Леонтьевым, который определил его как сложное многоуровневое образование, обладающее системой значений и полем смысла. А.Н. Леонтьев отмечал, что проблема психического должна ставиться в ракурсе построения в сознании индивида многомерного образа мира как образа реальности. Личностный смысл выражает «значение - для - меня» жизненных объектов и явлений, отражает пристрастное отношение человека к миру. Таким образом, человек не просто отражает объективное содержание тех или иных событий и явлений, но одновременно фиксирует свое отношение к ним, переживаемое в форме интереса, эмоции. Система смыслов постоянно изменяется и развивается, определяя в итоге смысл любой отдельной деятельности и жизни в целом [48].

В.П. Зинченко развил идею А.Н. Леонтьева об отражательной функции сознания, включающей построение эмоционально окрашенных отношений к миру, к себе, к людям. В.П. Зинченко выделил два слоя сознания: бытийное, включающее опыт движений, действий, а также чувственные образы; и рефлективное, объединяющее значения и смыслы. Со значениями, таким образом, соотносятся житейские и научные знания, со смыслом соотносится мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций.

По мнению С.Д.Смирнова, образ мира является первичным по отношению к чувственным впечатлениям от воспринимаемого стимула, любой возникающий образ, являясь частью, элементом образа мира в целом, не столько формирует, сколько подтверждает, уточняет его. По С.Д.Смирнову. не мир образов, а образ мира регулирует и направляет деятельность человека.

Однако многими исследователями предлагается более широкое понимание образа мира; его представленность на всех уровнях психической организации человека. Так, В.В. Петухов , выделяет в образе мира базовые, «ядерные» структуры, отражающие глубинные связи человека и мира, не зависящие от рефлексии, и «поверхностные», связанные с осознанным, целенаправленным познанием мира. Представление о мире определяется как фундаментальное условие психической жизни субъекта.

Е.Ю. Артемьева, понимает образ мира как «интегратор» следов взаимодействия человека с объективной действительностью. Она выстраивает трехуровневую системную модель образа мира. Первый уровень - «перцептивный мир» - характеризуется системностью значений и медальной перцептивной, чувственной предметности. Второй уровень - «картина мира» - представлен отношениями, а не чувственными образами, которые сохраняют свою модальную специфичность. Третий уровень - «образ мира» - это слой амодальных структур, которые образуются при обработке предыдущего уровня.

Интересна на наш взгляд авторская позиция В.С. Мухиной. Согласно концепции В.С. Мухиной, человек строит свое мировоззрение, свою идеологию на основе внутренней позиции, через становление системы личностных смыслов в контексте особенностей реалий своей жизни. Исторически и культурно обусловленные реалии бытия человека разделяются на:



  • реальность предметного мира;

  • реальность образно-знаковых систем;

  • реальность социального пространства;

  • природную реальность.

В.С. Мухина понятию «мировоззрение» дает несколько иное определение - как понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспективы развития человеческого рода. Содержательное наполнение образа мира в процессе развития личности и ее самосознания опосредовано единым механизмом идентификации и обособления. Автор также отмечает, что представление о мире формируется в контексте определенной культуры, в которой родился и вырос человек, что «картина мира строится в детском сознании прежде всего под влиянием тех позиций, которые свойственны взрослым, влияющим на сознание ребенка». Таким образом, рассмотрение особенностей образа мира необходимо проводить во взаимосвязи с реалиями развития и бытия человека [49].

Рассматривая данный вопрос мы пришли к выводам:

- в психологической науке ряд авторов едины в своем мнении, что формирование вообще картины мира начинается с образа. Образ является начальным звеном и одновременно результатом любого познавательного акта. Современные исследователи понимают образ как когнитивную гипотезу, сопоставимую с объективной реальностью;


  • главная функция сознания определяется как познание мира, что выражается в познавательной активности. При этом объем и тип переработки активной информации, поступающей из внешней среды, зависит от предположения субъекта относительно природы воспринимаемого объекта, от выбора способа его описания;

  • ряд авторов считают, сбор информации и дальнейшая ее переработка определяется имеющимися в сознании субъекта когнитивными структурами — «картами» или «схемами», с помощью которых человек структурирует воспринимаемые стимулы. (под когнитивными схемами определяют ориентировочную схему— активную, направленную на поиск структуры информации).

Опираясь на труды психологов, дидактов и методистов, а также на собственные теоретические поиски, мы попытались представить свое видение некоторых психологических аспектов формирования картины мира. Так как, эта проблема является предметом самостоятельного исследования психологической науки, выходящего за рамки нашей работы, мы ограничимся рассмотрением лишь некоторых аспектов этой проблемы, касающихся формирования научного мировоззрения, так как научная картина мира является теоретической основой мировоззрения. Мы придерживаемся существующей тенденции о представлении в сознании человека картины мира двумя составляющими: субъективной и объективной картиной мира. Объективная картина, на наш взгляд можно представить тремя уровнями:

    • уровнем мироощущения, определяемый через чувственные образы;

    • уровнем мировосприятия, определяемый знаковыми образами;

    • уровнем миропонимания; на данном уровне происходит систематизация научных знаний.

Уровень миропонимания является наивысшим, так как является своеобразным результатом интеграции всех имеющихся знаний.

Как было уже отмечено выше, А.Н. Леонтьев подчеркивал, что в основе индивидуального образа мира лежит не только чувственный, но и весь социокультурный опыт субъекта, который в сознании человека отражается в виде субъективной картины мира, имеющей инвариантную часть, определяемой социокультурной реальностью, и вариативную, отражающей уникальный жизненный опыт субъекта. Изменчивость ее определяется той социокультурной реальностью, в которую погружен человек. Опираясь на представления образа мира по А.Н. Леонтьеву, наше видение формирования картины мира с психологических позиций в сознании человека представлено на следующем рисунке 4.





  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал