Учебно-методическое пособие для преподавателей по философии к разделу «Человек в системе социальных связей»



Скачать 467.55 Kb.
страница1/3
Дата27.04.2016
Размер467.55 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Кафедра философии и гуманитарных дисциплин

Сергеева Т.Б.

Человек в мире культуры

Пособие по философии для преподавателей

К разделу «Человек в системе социальных связей» (ФГОС)

Ставрополь

2013
УДК 130.2 (07.07)

ББК 87 я 7

С 32

Сергеева Т.Б. Человек в мире культуры: учебно-методическое пособие для преподавателей по философии к разделу «Человек в системе социальных связей» (ФГОС ). – Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2013. – 40 с.

Пособие «Философия. Человек в мире культуры» предназначено для преподавателей, ведущих семинарские занятия по философии, содержит методические рекомендации по содержанию занятий, материалы для контроля качества знаний, глоссарий, списки основной и дополнительной литературы. Пособие ориентировано на общекультурную компетенцию ОК-1.


Рецензенты:
Гуляк И.И., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой философии и истории ФГБОУ ВПО «СГАУ»

Плугина М.И. Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, психологии и специальных дисциплин ИПДО СтГМУ.

Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СтГМУ

УДК 130.2 (07.07)

ББК 87 я 7

С32

© Сергеева Т.Б., 2013

© Ставропольский государственный медицинский университет, 2013

Содержание
Введение
1.Основное содержание учебного материала

1.1.Основные подходы к пониманию культуры.

1.2. Виды и функции культуры

1.3.Медицина в системе культуры.

1.4. Внутренняя и внешняя детерминация культуры.

1.5. Культура Запада и Востока: сравнительный анализ.



2.Темы рефератов, рекомендуемые для углубленного или самостоятельного изучения

3. Рекомендуемая литература

4.Глоссарий

5.Примерные тесты для повторения ранее изученного материала и введения в последующие темы

Введение


Настоящее пособие предполагает обеспечение перехода к преподаванию философии в соответствии с требованиями ФГОС. Тема « Человек в мире культуры» должна быть раскрыта путем изучения следующих вопросов:

Многообразие определений культуры. Обыденное понятие культуры. Философское понятие культуры. Культурология и философия культуры. Культура и цивилизация. Культура как мир человека, его «вторая природа». Человек как творец культуры. Сущность культурной деятельности. Духовные ценности как основа культуры. Медицина в системе культуры. Взаимодействие материальных и духовных составляющих культуры. Внутренняя и внешняя детерминация культуры. Особенности культур Востока и Запада.

При составлении преподавателем плана лекции рекомендуется включить следующие вопросы:



1.Основные подходы к пониманию культуры

2. Виды и функции культуры

3. Медицина в системе культуры

4. Внутренняя и внешняя детерминация культуры.

Целями изучения темы являются следующие:

-сформировать представление о философских подходах к феномену культуры;

-показать роль культуры в жизни общества и многообразие ее форм;

-сравнить культурное своеобразие России и Запада;

-определить роль медицины и медицинских знаний в системе культуры.

В процессе изучения темы и выбора методов обучения преподаватель должен учитывать требования к содержанию компетенций, когда студент в соответствии с ОК -1 (Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности)



Студент должен
Знать:

1. Основные направления, проблемы, теории культуры

2Содержание современных философских дискуссий по проблемам культурного развитиия

Уметь:

1. Формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам современной культуры;

2.Использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных культурных тенденций, фактов и явлений
Владеть:

-навыками восприятия и анализа текстов, отражающих философское понимание культуры

-приемами ведения дискуссии и полемики по вопросам культуры

-навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.


Демонстрировать:


Овладение компетенцией, обозначенной ФГОС, означает, что студент

1.Дает определения основных понятий в области культуры

2.Воспроизводит основные философские подходы к пониманию культуры

3. Имеет представление об источниках развития культуры

4.Умеет соотносить основные аксиологические подходы в оценке культурных явлений с гуманистических позиций

5. Умеет составлять план публичного выступления поданной тематике

6.С целью доказательства достоверности утверждения умеет пользоваться словарями, учебником, медийными источниками

7.Умеет применять индуктивные и дедуктивные способы доказательства утверждений

8. Умеет демонстрировать последовательную, грамотную речь

9. Способен составлять умозаключения по проблемам современного культурного развития


Повышенный уровень овладения компетенцией означает, что студент
1.Владеет способами сворачивания и разворачивания философской информации (составление плана, конспекта по социальной, гуманитарной, культурологической проблематике)

2.Понимает значение философских и религиозно-философских представлений для выявления и разрешения проблем современной культцры

3. Устанавливает связи между мировоззренческими представлениями и культурными явлениями

4. Распознает ошибки в культурфилософских утверждениях

5.Умеет обозначить проблемную ситуацию в сфере культуры

6. Умеет составить план самостоятельного исследования, сформулировать методы исследования, осуществить исследование

7. Способен сделать самостоятельные практические выводы по изучаемой проблеме

Для закрепления знаний следует разъяснить студентам необходимые понятия, примерный перечень которых приведен в данном пособии.

В ходе устного опроса или беседы можно обратиться к тестам, приводимым в данном пособии

Основное содержание учебного материала



1. Основные подходы к пониманию культуры. Первоначально слово «культура» означало обработку, возделывание, то есть изменения в окружающей природе под воздействием человека. Этот первоначальный смысл не потерял своего значения и в настоящее время.

Культура исторически возникла из потребностей людей. Ее структурно-генетический анализ показывает, что культура возникает тогда, когда в ходе развития природы - исходной онтологической реалии - возникает сверхприродное образование - человеческое общество со своими законами структурирования, функционирования и развития, что и сделало человека природно-социальным явлением.

В истории философской мысли содержание понятия «культура» постепенно расширялось и уточнялось: в Древней Греции – это воспитанность; в Древнем Риме – уклад социальной жизни и личное совершенство; в эпоху Возрождения – соответствие гуманистическим идеалам. Эпоха Просвещения связывала понятие культуры с разумом. И.Кант считал ядром культуры мораль, а Гегель – степень духовной свободы человека.

Под культурой в широком смысле понимается целенаправленная деятельность людей по созданию новых значительных приращений в области социальных отношений, в экономике, искусстве, производстве, в создании новых технологий.

Понятие «культура» употребляется в более узком смысле как особенности поведения, сознания и деятельности в конкретных сферах жизни общества (культура труда, культура быта, политическая культура, личная культура, внутренняя культура человека). Такое разнообразие понятий и определений – следствие осмысления процесса познания и человеческой деятельности. Разнообразие современных взглядов на природу и определение культуры имеет исторические корни. Философская традиция исследует феномены в нескольких аспектах: онтологическом, гносеологическом, аксиологическом, философско-антропологическом, социально-философском.

Для удобства понимания сущности феномена культуры американские ученые А.Кребер и К. Клакхон разделили все определения культуры на шесть основных типов, каждый из которых, в свою очередь, делится на несколько групп: описательную, историческую, нормативную, психологическую, структурную, генетическую.

Культуру следует рассматривать с точки зрения системного подхода и развившего его синергетического понимания закономерностей развития сложных и сверхсложных самоуправляющихся и самосознательных систем. Культуру, таким образом, можно рассматривать как целостное образование, как форму бытия людей.

Русский философ А.А. Богданов давал два определения культуры: описательное и функциональное. Описательное толкование: «Культура охватывает всю сумму приобретений, материальных и нематериальных, которые сделаны человечеством в процессе труда и которые возвышают, облагораживают его жизнь, давая ему власть над стихийною природой и над самим собой» (Богданов А.А. Культурные задачи нашего времени. М., 1911). Функциональное толкование культуры состояло в том, что она действует с целеполаганием приспособления общества к среде, а человека – к обществу.

Функция культуры – установление такой взаимосвязи между бытием и сознанием, когда они могут быть тождественны, но не совпадать именно по функциям. Каждое новое приспособление человека к среде путем создания предметов культуры (машин, механизмов, технологий) лишь выявляет новый аспект неприспособленности человека к среде, и поэтому мысль вновь устремляется к созданию новых методов приспособления.

Английский историк и этнограф Э. Тейлор считал, что культура ограничена только рамками духовной жизни, в которой преобладает постоянный прогресс и имеется устойчивая тенденция к восходящему тренду. За эту линейность Э.Тейлора критиковали М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер.

Русский мыслитель Н.Я. Данилевский и немецкий философ О.Шпенглер пришли к мысли, что феномен человеческой культуры неоднороден и неодновременен по своему генезису. Их теории актуальны поныне. Н.Я. Данилевский описал основные культурно-исторические типы, а О.Шпенглер определил культуру как целостность, состоящую из различных проявлений, и указал на генезис культуры и этапы ее формирования, становления, расцвета и упадка. По его мнению, культура мира не едина, она не имеет одной сквозной линии, а разбита, как он считает на восемь локализаций, каждая из которых имеет свою линию проживания, каждая имеет свой ритм, рождение и закат. Линия развития каждой культуры достигает высшего пика, а затем развитие культуры замирает и начинается стремительное потребление человечеством того, что было создано культурой. Этот период он называет цивилизацией.

О. Шпенглер считал, что культура – это локальная принадлежность, которая имеет временную и пространственную определенность, лежащую в основе типа цивилизации, которая имеет периоды становления, расцвета и угасания. По его теории, цивилизация имеет заключительным этапом своего развития такой период, когда культура не производит существенных приращений, и тогда цивилизация является поглотителем всего ранее накопленного, цивилизация «пожирает» культуру, пользуясь всеми ее кладовыми. (Отсюда – несовпадение понятий «цивилизация « и «культура» и проблема способов освоения культуры цивилизацией, рассмотрение культуры в качестве почвы для формирования цивилизации).

Неокантианцы, напр. Г. Риккерт рассматривал культуру как систему ценностей.

К. Маркс в своей материалистической концепции рассматривал культуру как результат материально-преобразующей деятельности, которая является основанием, поч­вой для духовных компонентов культуры.

П.А. Сорокин толкует культуру как комплекс способов освоения и познания мира, как систему духовных ценностей, определяемую нравственной доминантой. Нужно заметить, что теория П.А. Сорокина относится к пространству и времени больших систем (например, система европейских обществ в их историческом развитии).

Современные философские словари (например, «Словарь философских терминов под редакцией В.Г. Кузнецова) определяет культуру как совокупность искусственных объектов (идеальных и материальных), созданных человечеством в процессе освоения природы и обладающих структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). В постоянном социальном действии под культурой понимается также и совершенство в каком – либо умении, например, культура труда, культура обслуживания, профессиональная культура. Очевидно, что сложность постижения культуры состоит в том, что она охватывает самые различные стороны проявления человека.

В словаре под редакцией И.Т. Фролова культура определяется как социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процесса опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем) и распредмечивания (освоения культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности.

Другой словарь дает следующее определение: «Культура – ( от лат. cultura- возделывание, воспитание, образование, развитие), специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных форм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

Л.Г. Ионин отмечает, что в философских концепциях мир культуры охватывает четыре проблемных поля:

экологическое проблемное поле, которое образуется отношениями «культура-природа». Оно вбирают в себя внешний для человека мир природы, который преобразуется человеком, и собственную природу человека, преобразованную в процессах филогенеза и онтогенеза, то есть исторически и биографически.



-социологическое проблемное поле, которое образуется отношениями «культура-общество». Взаимодействие культуры и общества - очень важный момент. Длительное время считалось, что можно радикально изменить систему общественных отношений, не учитывая роль культуры в этом процессе.

-антропологическое проблемное поле образуется отношениями «культура-человек». Эти отношения особенно сложны, поскольку культура находится не только вне человека, но и в нем самом как его духовность, порожденная специфическими функциями человеческой психики. Если мы обратим внимание на культурологический анализ психики человека, то окажется, что она является природно-культурной функциональной системой, строение которой обусловлено строением человеческой деятельности.

-собственно-культурологическое проблемное поле, которое выявляет строение культуры и ее подсистем (функциональные и исторические), исходя из принципа П.К. Анохина «функция определяет структуру». Набор функций культуры определяет ее устройство, архитектонику, исторический процесс ее самоорганизации и периодической реорганизации.

При всей своей гетерогенности культура целостна, но она имеет многоуровневое, многоаспектное и многофазовое строение, функционально связанное с природной и социальной средой. Эта система –саморегулирующаяся, саморазвивающаяся, поскольку у нее есть два взаимодополняющих механизма: ее сознание и самосознаие. Роль сознания культуры выполняет философия, которая поставляет культуре информацию о том, что происходит в природной и социальной среде, а роль самосознания выполняет искусство. Именно оно информирует культуру о том, что происходит в ней самой, о динамике ее духовных состояний. Важно помнить о том, что философия и искусство выросли из мифологии. Но они разошлась с мифологией: философия стала принадлежать духовной сфере культуры, а искусство - художественной сфере, которая постепенно стала самостоятельным разделом культуры. Поэтому культура несводима только к духовной активности человека.

Итак, культура представляет собой способ существования, деятельности и развития человека во всех масштабных срезах его бытия:

-человека как родового явления (в таком случае речь идет о культуре человечества);

-часть человечества, которая предъявляет миру конкретную модификацию общечеловеческой культуры (племя, нация, сословие, класс, поколение, профессиональное объединение);

-человек как живого и конкретныого носителя культуры.

Типология человеческой деятельности позволяет выделить в системе культуры различные слои и уровни. По признаку производимых продуктов принято выделять материальную, духовную, художественную культуры.

Итак, культура – это особая форма бытия, которая охватывает внутреннюю (психические и духовные явления) и внешнюю (поведение, практическая деятельность) стороны деятельности людей. Культура является сложной динамической развивающейся системой, выражает все многообразие человеческого бытия, и генетически обусловлена результатами деятельности человека. Культуру можно определить как форму бытия человека, представленную в продуктах материальной и духов­ной деятельности

Следует отметить, что уже в эпоху Просвещения возникала критика культуры. Ж.- Ж. Руссо видел в культуре источник несвободы: «В то время, как Правительство и Законы обеспечивают безопасность и благополучие объединившихся людей, Науки, Литература и Искусства – менее деспотичные, но, может быть, более могущественные, – покрывают гирляндами цветов железные цепи, коими опутаны эти люди, подавляют в них чувство той исконной свободы, для которой они, казалось бы рождены». Потеря свободы связана, по Руссо, с тем, что культура предлагает манеры и этикет, скрывая сущность характеров, в ней исчезает легкость понимания между людьми: вежливость требует, благопристойность приказывает; при таком постоянном принуждении люди теряют естественное разнообразие; для того, чтобы узнать сущность человека, требуются необычные обстоятельства. Подозрения, недоверие, страхи, холодность, сдержанность, ненависть» – это, по его мнению, закономерные порождения культуры.

Положительный идеал Руссо –– природа, антиидеал – культура. Главный порок культуры, по Руссо, – это ее искусственность надуманность, нарочитость и рассудочность, то есть все то, что делается людьми для достижения заранее принятых ими целей. Искусственное введение личности в культуру порождает нежелательные черты для свободного человека: лицемерие, признание авторитетов и мнений.

В истории философской мысли понятие культуры постоянно уточняется с учетом новых реалий человеческой деятельности. В философской среде существует более 150 определений культуры. Их количество постоянно растет, и каждое из них имеет право на существование.



2. Виды и функции культуры

Сложность познания феноменов культуры состоит в том, что многообразна и трудноуловима в своих конкретных свойствах. Наиболее приемлемым является такой способ изучения, когда исследуются различные культурные формы и состояния. Как культурные явления изучать можно археологию, лингвистику, этнографию, религию, все области искусства, педагогику. Гораздо труднее освоить такие отвлеченные понятия, как «воплощенные ценности», «высшие ценности: вера, надежда, любовь».

Оригинальным и ныне общепризнанным стала концепция культуры П.А. Сорокина, который считал, что культура представляет собой систему ценностей, то есть духовный опыт, выработанный общественной практикой, а социокультурные изменения зависят от генерализующей (основной и объединяющей) ценности. Теория социокультурной динамики П.А. Сорокина основывается на идее периодической смены трех типов культур: идеациональной, чувственной и интегральной, периодически приходящих на смену друг другу. В основу характеристики каждого типа культуры П.А. Сорокин положил способ освоения и познания действительности. Методология П.А. Сорокина основана на том, что человек в своем развитии пользуется тремя каналами познания: чувственным, рациональным и сверхчувственным - сверхрациональным.

Чувственная культура базируется на том, что мир познаваем, но познаваем, в основном, через непосредственные формы опыта. Такая система культуры и науки способствует развитию материалистической, эмпирической, позитивистской и других «чувственных» отраслей знания. Такой период развития общества, считает П.А. Сорокин, производит множество технологических открытий, он заботится о ценностях благосостояния, здоровья, телесного комфорта. Доминирующая этика такого периода утилитарна и гедонистична. Но чувственное познание мира имеет границы, ему недоступны взлеты в таких сферах познания как интуиция, сверхчувственная философия.

Когда способ чувственного познания на определенном этапе теряет свою продуктивность, он неизбежно сменяется идеациональным. Идеациональная культура, в противоположность чувственной культуре, является нетворческой в области науки и технологии, ей неприсущ эмпиризм и позитивизм, но она весьма продуктивна в сфере философии, искусства, религии. В таком типе культуры приобретает приоритет теология, а наука становится ее «служанкой».

Смена социокультурной суперсистемы (т.е. высших ценностей и принципов, доминирующих в общественном сознании, в философской парадигме, в науке, в искусстве, в праве, в морали) приводит к смене социально-экономических формаций.

Третий тип культуры, по П.А. Сорокину, является интегральным. Если эмпирический аспект абсолютной реальности воспринимается через органы чувств и их продолжение (приборы), а рациональный аспект реальности постигается через разум путем логического и математического мышления, то сверхчувственные - сверхрациональные способности являются высшим видом познания, считал философ. Они совершенно отличны и от логико-математического рассуждения и от чувственного восприятия и одновременно идентичны бессознательному и подсознательному. По своим характеристикам сверхчувственная - сверхсознательная форма познания отличается от чувственной интуиции и от логического, математического мышления следующим: 1)она коротка как вспышка, 2)ее обстоятельства непредсказуемы, 3)ее время не определено, 3)она всегда выявляет центральную или наиболее существенную природу феномена или ноумена и связана с новой творческой ценностью; 4) в этот период сверхсознание лежит в основе и чувственного, и логического познания; 5) сверхсознание этого периода неэгоистично. Следует отметить, что сверхсознание как феномен, было отмечено давно и получило различные названия, в том числе вдохновение, порыв, откровение и т.д. Эти формы сверхсознания превосходят разум. В философских науках роль интуиции в подавляющем большинстве признавалась крупными философами. Это касается некоего рода интуитивных аксиом, «форм разума», интуитивных истин как основы всех математических, логических и чувственно наблюдаемых истин человеческого познания и творчества. «Каждое великое достижение или открытие всегда является результатом объединенных усилий всех трех– сверхсознательного, рационального и чувственного – путей познания и творчества. Один из важных моментов для понимания теории П.А. Сорокина состоит в том, что интегральный тип культуры не соединяет два первых (чувственный и идеациональный), он совершенно иной по своим характеристикам. Иной по своим характеристикам становится и теория познания.

При любом подходе к сущности культуры является очевидным, что человек предстает ее высшим смыслом, критерием и главной ценностью. Культура является для человека «второй природой», средой обитания, где происходит его воспитание, социализация, развитие. Это означает, что человек является и творцом, и творением культуры.

Культура представляет собой единство трех составляющих: предметов культуры, способов человеческой дея­тельности и человеческих качеств.

Человеческими качествами являются духов­ность, свобода, гуманизм, которые являются высшими ценностями культуры. Почему? При ответе на этот вопрос следует иметь ввиду, что культура – продукт тысячелетней деятельности человечества, которое сумело сформулировать мысль о том, что главное достижение человечества – это то, что его отличает от животного мира, а именно: мораль, чувство красоты, возвышенность познания, возвышенность веры, творчество, умение планировать жизнь общества и умение создавать на основе первой природы «вторую природу». Этого невозможно достигнуть без свободы. Этого невозможно достигнуть и без гуманизма – веры в человека и в его способности. При этом гуманизм не только «разрешает» человеку творить, но и требует от всех людей уважения к каждому члену общества и заботу о каждом. К области духовной культуры относятся человеческое взаимодействие, культура отношений в любви, культура отношений между старшими и младшими, детьми и родителями.

Носителем культуры является все человечество, нации, этносы, городское и сельское население, профессиональные объединения, возрастные группы, отдельные люди (отсюда: молодежная культура, профессиональная культура городская культура и т.д).

Принято выделять материальную, духовную, художествен­ную культуру. Но это разделение условно: каждому акту человеческой деятельности предшествует акт самостоятельного целеполагания, планирования, выбор метода. А это и есть духовная деятельность.

Преобразовательная деятельность общества опирается на ответственное мышление о будущем, успешность которого обусловлено сохранением человеческого потенциала. Знание о будущем является реальным фактором, изменяющем общественное бытие. В связи с этим проектирование будущего предполагает, что его объектом должен быть человек.

В области познавательной деятельности выделяются такие основные объекты как природа, общество, человек. Эти объекты не существуют вне познающего субъекта. Устремленность человеческого познания на осмысление мира и человека в нем (что выделяет людей их остального мира) не может мыслиться без направленности на самого человека, его биологическую, духовную и социальную направленность. Таким образом, развитие познавательной деятельности как части духовной культуры связаны с познанием человеческого тела и его ресурсов, с познанием психической организации человека и ее возможностями, с взаимообусловленностью биологических и психологических процессов социальными условиями.

Ценностно-ориентационная деятельность человека, направленная на нахождение смыла своего существования, ориентируется на такую регуляцию между человеком и природой, между человеком и обществом, которая может обеспечить гармонию человеческой жизни. Практика человеческого общества определила высшими ценностями Истину, Добро, Красоту. Каждая из них, по сути дела, по своему служит поддержанию здоровья и человека и человечества. Истина служит человеку в понимании мира таким, каков он есть, открывает ему законы природы, которые нельзя ни изменить, ни преодолеть, не рискуя собственной жизнью.

В структуру культуры входят также субстанциональные элементы: система образования, наука, искусство, литература, мифология, религия, мораль.

Духовная культура имеет несколько сфер: философия, наука, познавательная деятельность и проектирование, в том числе и социальное проектирование, воспроизводство духовных ценностей: смысложизненных (добро, зло, счастье, цель жизни, смысл жизни); универсальных (жизнь, здоровье, личная безо­пасность, благосостояние, семья, образование); ценностей обществен­ного признания (трудолюбие, уважение, социальное положение); де­мократических (свобода слова, свобода совести, право на труд, право на образование). Явлениями культуры мирового масштаба являются христианская, исламская, буддийская культура, в которых доминирует духовная составляющая.

В материальной сфере можно выделить технологическую культуру, то есть приемы и оснащенность производства. Не все тайны технологической культуры древних народов нам понятны, но очевидно, что техника древнего населения Северной Африки, Южной Америки была чрезвычайно развитой.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал