Учебно-методическое пособие Красноярск сфу 2012 (07) ббк 28. 081я73 у 813



Скачать 151.6 Kb.
Дата29.04.2016
Размер151.6 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Учебно-методическое пособие

Красноярск

СФУ

2012


УДК 574.2 (07)

ББК 28.081я73

У 813

Составитель: ст. преп. Шашкова Т.Л.



Устойчивое развитие человечества: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Т.Л. Шашкова. – Красноярск: Сиб. Федер. ун-т, 2012. – 12 с.
Предметом изучения данной дисциплины являются понятия о становлении основных предпосылок и идей устойчивого развития, генеральных целях и основных принципах развития общества в 21 веке. Учебно-методическое пособие содержит указания для практических (семинарских) занятий и для самостоятельной работы студентов.

Предназначено для студентов, обучающихся на очной форме обучения, по специальности 020801.65 экология

УДК 574.2 (07)

ББК 28.081я73

© Сибирский
федеральный

университет, 2012



Введение


Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний и понятий о становлении основных предпосылок и идей устойчивого развития, генеральных целях и основных принципах развития общества в 21 веке.

Предмет включает в себя рассмотрение основных путей перехода к устойчивому развитию на глобальном, региональном и локальном уровнях, а также способы реализации принципов устойчивого развития в основных секторах общественного развития. Содержание курса способствует формированию у студентов целостного мировоззрения и активной гражданской позиции, и более ясному осознанию роли и миссии специалистов-экологов в решении современных проблем развития природы и общества.

Изучение дисциплины направлено на формирование профессиональных компетенций экологов. В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:


  • основы концепции устойчивого развития;

  • состояние разработки и реализации идей устойчивого развития в разных странах и, особенно, в России;

  • основные черты кризисных экологических ситуаций, уметь использовать профессиональную подготовку для разработки мер их преодоления;

  • экологические принципы рационального природопользования;

  • условия эколого-экономической сбалансированности регионов, проблемы использования возобновляемых и невозобновляемых ресурсов, использования и дезактивации отходов производства;

Уметь:

  • обсуждать и разрабатывать решения современных проблем устойчивого развития;

  • планировать и осуществлять мероприятия по охране природы;

  • планировать меры экономического стимулирования природоохранной деятельности;

  • подходить к решению экологических проблем целостно, учитывая их неразрывную взаимосвязь с общими проблемами развития на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Дисциплина значительно отличается от других учебных дисциплин по комплексности рассматриваемых явлений и синтезу знаний из различных наук. Многоплановость дисциплины отражает сложность реальной жизни. Анализируя различные аспекты устойчивого развития: от природных процессов до социальных, от современных проблем энергетики и сельского хозяйства до приемов экономико-правового обеспечения экологической безопасности, – нельзя ограничиваться стройной системой какой-либо одной науки.

Раздел 1 Общенаучные основы устойчивого развития


Семинар 1 Экологические проблемы современности

Просмотр и обсуждение фильма «Home» (свидание с планетой)

Семинар 2 Ключевые принципы устойчивого развития.

Обсуждение международных принципов устойчивого развития описанных в декларации, утвержденной на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Сопоставление с основными принципами устойчивого развития в РФ.



Работа в малых группах.

Семинар 3 Триединая концепция устойчивого развития

Круглый стол на тему: Экономическая, социальная и экологическая составляющие, Единство концепций. Повестка дня на 21 век.

Вопросы для обсуждения:

• Какие факты и примеры указывают на высокую степень зависимости современной экономики от ресурсов экосферы и экологических процессов на планете?

• К каким последствиям может привести учет экологических факторов в ведущих показателях мировой и национальной экономики?

• На чем основывается взаимоподдержание материально-энергетических потоков в эколого-экономической системе?

• Выскажите ваше отношение к необходимости изменения структуры потребностей людей в связи с экологизацией экономики.



Семинар 4 Концепция и стратегия экологического образования в России

Защита и обсуждение рефератов в виде научной конференции.

Раздел 2 Отраслевые аспекты устойчивого развития


Семинар 5 Устойчивое развитие городов

Сравнение российских и европейских городов. Устойчивое развитие промышленности на примере Красноярского края и стран Европы.



Защита и обсуждение рефератов в виде научной конференции.

Семинар 6 Устойчивое развитие энергетики

Энергетическое обеспечение и безопасность России и Красноярского края. Эффективность энергопотребления в биосфере и техносфере. Техногенные аварии и катастрофы.



Защита и обсуждение рефератов в виде научной конференции.

Семинар 7 Устойчивое лесопользование

Вырождение тропических лесов. Проблемы эффективного использования лесных ресурсов России.



Защита и обсуждение рефератов в виде научной конференции.
Семинар 8 Устойчивый туризм

Формы туристического развития или деятельности, которые не нарушают окружающую среду, обеспечивают долгосрочную охрану природных и культурных ресурсов, являются социально и экономически приемлемыми и справедливыми.



Защита и обсуждение рефератов в виде научной конференции.

Семинар 9 Устойчивое сельское хозяйство

Зеленая революция. Негативные последствия искусственного повышения плодородия земли. Сельское хозяйство в развивающихся странах.



Защита и обсуждение рефератов в виде научной конференции.

Семинар 10 Устойчивое рыболовство

Пресноводные и морские ресурсы.



Защита и обсуждение рефератов в виде научной конференции.

Раздел 3 Пространственный базис устойчивого развития


Семинар11 Условия и предпосылки перехода к устойчивому развитию

Обсуждение теорий и прогнозов ведущих ученых в области устойчивого развития. Идеи и глобальные модели Римского клуба. Работы Н.Н.Моисеева.



Дискуссия.

Семинар 12 Устойчивое развитие Российской Федерации

Дискуссия на тему: «Концепция перехода Российской федерации к устойчивому развитию». Знакомство с основными принципами и их обсуждение.

Семинар 13 Индикаторы устойчивого развития

Система индикаторов устойчивого развития социальной инфраструктуры на примере различных регионов. Методические подходы к разработке индикаторов устойчивого развития. Проблемы и пути использования индикаторов. Обсуждение Российского регионального опыта разработки индикаторов. Разработка предложений индикаторов устойчивого развития Красноярского края.



Работа в малых группах.

Семинар14 Инструменты и механизмы управления устойчивым развитием

Круглый стол на тему: Экополитика: пути предотвращения катастрофических последствий экологического кризиса.

Вопросы для обсуждения:

• Какими способами можно предотвратить экологический кризис и исправить ошибки недальновидного природопользования, подрывающего устойчивость биосферы и негативно влияющего на здоровья людей?

• Как соотносятся между собой организационные, правовые и экономические меры, направленные на обеспечение рационального природопользования и экологической безопасности?

• Какие государственные учреждения уполномочены в России заниматься регулированием природопользования, контролем за состоянием окружающей среды, здоровья населения, экологической безопасности?

• Роль экологического образования в управлении устойчивым развитием.


Указания для самостоятельной работы


Самостоятельная работа студентов предполагает изучение теоретического материала при подготовке к выполнению тестов и контрольных работ, подготовку иллюстративной информации для выступления на практических занятиях и оформление реферативной работы по выбранной теме. Тема доклада на семинаре и реферата совпадает.
Темы рефератов

  1. Устойчивое развитие и реформы образования

  2. Наукограды: интеллектуальный потенциал и инновационный ресурс России

  3. Инновации в современной России для устойчивого развития.

  4. Экология и этика

  5. Экологическая культура

  6. Основные природоохранные общественные организации в России, в вашем крае, городе

  7. Основные источники загрязнения атмосферного воздуха.

  8. Загрязнение пресных вод.

  9. Загрязнение почвы и грунтовых вод.

  10. Основные воды глобального загрязнения Мирового океана

  11. Глобальное радиоактивное загрязнение.

  12. Активный дом

  13. Примеры создания «экогорода» в развитых странах

  14. Эффективность энергопотребления в биосфере и техносфере.

  15. Альтернативные источники электроэнергии.

  16. Проблема повышения среднегодовой температуры поверхности Земли при возрастании энергопотребления.

  17. Различные способы экономии энергии.

  18. Атомная энергетика. Развитие или смертельная опасность.

  19. Гидроэнергетика. На примере Богучанской и СШ ГЭС

  20. Вырождение тропических лесов.

  21. Проблемы эффективного использования лесных ресурсов России.

  22. Экологический туризм как фактор формирования экологического сознания

  23. Экологический туризм - потенциал для рекреационного развития России

  24. Зеленая революция

  25. Генная инженерия и биотехнология в современном сельском хозяйстве

  26. Сельское хозяйство в развивающихся странах

  27. Негативные последствия искусственного повышения плодородия земли

  28. Продовольственные ресурсы Мирового океана.

  29. Аквакультура – альтернатива истощению ресурсов океана?

  30. Современные теории устойчивости биосферы. Биосферные ограничения развития цивилизации



Требования к оформлению реферата

Текст реферата должен содержать аргументированное изложение определенной темы. Реферат должен быть структурирован (по главам, разделам, параграфам) и включать разделы: введение, основная часть, заключение, список используемых источников. В зависимости от тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д.

Реферат печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм) и представляется в сброшюрованном виде в папке типа «скоросшиватель».

Общий объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта. Текст набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, при этом рекомендуется использовать шрифт Times New Roman Cyr, размер шрифта – 14 пт, с полуторным межстрочным интервалом. Размеры полей: слева – 3 см, справа, сверху и снизу – 2 см. Каждая страница нумеруется в середине нижней строки в районе колонтитула. Счет нумерации ведется с титульного листа, на котором цифры не проставляются.



Во введении указывается обоснование актуальности темы реферата с позиций научной значимости (малая изученность вопроса, его спорность, дискуссионность и проч.), либо современной востребованности; постановку целей и формирование задач; краткий обзор литературы и прочих источников информации (при этом ограничение их только учебной и справочной литературой недопустимо).

Основная часть реферата структурируется по главам, параграфам, количество и названия которых определяются автором. Подбор глав должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы; демонстрацию автором навыков подбора, структурирования, изложения и критического анализа материала по конкретной теме; выявление собственного мнения, сформированного на основе работы с источниками и литературой. Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в реферате.

Заключение состоит из подведения итогов выполненной работы; краткого и четкого изложения выводов; анализа степени выполнения поставленных во введении задач; обобщения положений, высказанных во введении и основной части.

Список используемой литературы к реферату оформляется в порядке появления ссылок на источники в тексте реферата. В него вносится весь перечень изученных авторами в процессе написания реферата монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий и др.

Список литературы



Основной:

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек – Экономика - Среда: Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 495 с.

  2. Лось В.А. Устойчивое развитие [Текст] : учебное пособие / В.А. Лось, А.Д. Урсул . - Москва : Агар, 2000 . - 252 с.

  3. Медоуз Д.Х., Рандерс Й., Медоуз Д.Л. Пределы роста. / Пер. с англ. - М.: МГУ, 1991. 204 с.

  4. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) - М.: Журнал "Россия Молодая", 1994 - 367 с.


Дополнительный:

  1. Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. - 332 с.

  2. Бобылев С.Н. Индикаторы устойчивого развития: региональное измерение. / пособие по региональной экологической политике. – М.: Акрополь, ЦЭПР, 2007. – 60 с.

  3. Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 480 с.

  4. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. – М.:ИНФРА-М, 2005. – 224 с.

  5. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Проблемы устойчивого развития человечества. / Россия в окружающем мире. (Аналитический ежегодник). Отв.ред. Марфенин Н.Н. // Под общей редакцией: Данилова-Данильяна В.И., Степанов С.А. - М.:Изд-во МНЭПУ

  6. Марфенин Н.Н. Биосфера и человечество за 100 лет / Россия в окружающем мире: 2001 (Аналитический ежегодник). Отв.ред. Марфенин Н.Н. // Под общей редакцией: Данилова-Данильяна В.И., Степанов С.А. - М.:Изд-во МНЭПУ, 2001. - С.12-51.

  7. Марфенин Н.Н. Концепция «устойчивого развития» в развитии / Россия в окружающем мире: 2002 (Аналитический ежегодник). Отв.ред. Марфенин Н.Н. // Под общей редакцией: Данилова-Данильяна В.И., Степанов С.А. - М.:Изд-во МНЭПУ, 2002. – С.126-176.

  8. Марфенин Н.Н., Фомин С.А. Ресурсы экополитики в современной России / Россия в окружающем мире: 2003 (Аналитический ежегодник). Отв.ред. Марфенин Н.Н. // Под общей редакцией: Марфенин Н.Н., Степанов С.А. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2003. – С.

  9. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2007.

  10. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. - М.: Прогресс, 1993.

  11. Разуваев В.Н. Погода и климат в России в XX веке. / Россия в окружающем мире: 2001 (Аналитический ежегодник). Отв.ред. Марфенин Н.Н. // Под общей редакцией: Данилова-Данильяна В.И., Степанов С.А. - М.:Изд-во МНЭПУ, 2001.

  12. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. - М: Мысль, 1990. - 637 с.

  13. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная

Интернет-сайты

  1. Россия в окружающем мире (Аналитический ежегодник). http://www.rus-stat.ru

  2. Всероссийская общественная организация Русское географическое общество: http://www.rgo.ru/sustainability/koncepciya/

  3. Встреча на высшем уровне в Йоханнесбурге // http://www.un.org/russian/conferen/wssd/index.html

  4. План осуществления решений Всемирного саммита по устойчивому развитию / Конференция глав государств и правительств. Йоханнесбург, 2002. – http://www.un.org/russian/conferen/wssd/docs/plan_wssd.pdf

  5. Повестка дня XXI века / Конференция глав государств и правительств. Рио-де-Жанейро, 1992. – http://www.un.org/russian/conferen/wssd/agenda21/

  6. Центр экологической политики России. «На пути к устойчивому развитию России». http://www.ecopolicy.ru/index.php?id=136

  7. Что такое устойчивое развитие? // http://alkir.narod.ru/sd-article.html

  8. International Institute for Sustainable Development // http://www.iisd.org

  9. Introduction to Sustainable Development // http://sdgateway.net/introsd.

  10. Johannesburg Summit // http://www.johannesburgsummit.org

  11. Sustainability Institute // http://sustainer.org

  12. Sustainable Development Communications Network // http://www.sdcn.org

  13. Sustainable Development Index // http://planeta.com/ecotravel/sustain.html

  14. United Nations Environment Programme http://www.unep.org/

Вопросы для экзамена


  1. Ранжировать по значимости современные проблемы устойчивого развития.

  2. Демографические аспекты устойчивого развития. Вероятные сценарии будущего развития человечества.

  3. Возникновение понятия «устойчивое развитие» и формирование его современной концепции.

  4. Исторические предпосылки появления концепции устойчивого развития и её социальная миссия.

  5. Международное сотрудничество в целях устойчивого развития. Международные органы и организации в области устойчивого развития.

  6. Международная комиссия по окружающей среде и развитию (комиссия Г.Х.Брундтланд). Первые определения устойчивого развития. Подготовка материалов для ООН.

  7. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.): итоги, принятые документы, значение.

  8. Декларация ООН по окружающей среде и развитию. Основные принципы устойчивого развития.

  9. Глобальная Повестка дня на 21 век – долгосрочный план действий по переходу к устойчивому развитию.

  10. Инструменты управления устойчивым развитием.

  11. Предпосылки и условия перехода России к устойчивому развитию. Проблемы перехода России к устойчивому развитию.

  12. Индексы и индикаторы устойчивого развития. Подход «Давление – Состояние – Реакция» к разработке индикаторов устойчивого развития. Расчет индекса развития человеческого потенциала.

  13. Глобализация, позитивные и негативные последствия.

  14. Глобальные экологические проблемы человечества. Специфика для различных регионов планеты.

  15. Деловые и промышленные круги в обеспечении устойчивого развития. Сотрудничество с неправительственными организациями в обеспечении устойчивого развития.

  16. Триединая концепция устойчивого развития.

  17. Проблема экологизации хозяйства и его отраслевой структуры.

  18. Место и роль профессиональных экологов в решении современных проблем развития общества.

  19. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских районов.

  20. Характеристика состояния экологического образования в Российской Федерации.

  21. Наука в целях устойчивого развития.

  22. Усиление роли фермеров в обеспечении устойчивого развития.

  23. Организация устойчивого места жительства (устойчивое развитие и планирование городов).

  24. Принципы устойчивости в развитии энергетики.

  25. Устойчивое развитие в промышленности и бизнесе.

  26. Устойчивое развитие транспорта.

  27. Устойчивое развитие туризма.

  28. Изменение традиционных принципов и структуры управления при переходе к устойчивому развитию города.

  29. Устойчивое лесопользование.

  30. Устойчивое рыболовство.

Учебное издание

Подготовлено к изданию РИО БИК СФУ
Подписано в печать ……..2012 г. Формат 60x84/16

Бумага офсетная. Печать плоская

Усл. Печ. Л. Уч.-изд.л.

Тираж экз. Заказ


Редакционно-издательский отдел

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79

Тел/факс (391) 206-21-49. E-mail rio@sfu-kras.ru



http://rio.sfu-kars.ru

Отпечатано Полиграфическим центром

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а

Тел. 206-26-58, 206-26-49






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал