Учебно-методическое пособие по дисциплине «Идеологические основы противодействия терроризму и экстремизму»



Скачать 210.14 Kb.
Дата02.05.2016
Размер210.14 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Объем занятий: всего 36 ч.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Идеологические основы противодействия терроризму и экстремизму» предназначено для учащихся средних специальных учебных заведений, обучающихся по различным специальностям, и ориентировано на формирование у них набора компетенций для реализации стратегии национальной безопасности, необходимых для обеспечения стабильности и эффективного развития современного российского общества. Исходя из этого, целью курса является формирование следующих компетенций: методологической (определение основных путей и методов профилактики экстремизма и борьбы с терроризмом в современном мире и в России); информационной (умение обрабатывать, интерпретировать, систематизировать полученную информацию по проблемам противодействия терроризму); социально-политической (умение оценивать стратегии противодействия международного сообщества и национальных государств экстремизму и терроризму, принимать участие в акциях антитеррористической направленности); коммуникативной (умение представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к этническим и религиозным ценностям представителей других народов).

Пособие направлено на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, использования различных форм самоконтроля, анализа основной и дополнительной литературы, Интернет-источников. При использовании пособия необходимо обращать внимание на методические рекомендации, следование которым обеспечит максимально эффективное усвоение материала, сформирует или будет способствовать формированию у учащихся компетенций разного уровня, что позволит в конечном итоге реализовать цель и задачи данного учебно-методического пособия, а также курса в целом.



Значительная часть представленных семинарских занятий предполагает использование интерактивных форм и методов обучения, а именно: коммуникативно-диалоговые технологии (дискуссия, диалог), имитационно-игровые (ролевые игры), проблемно-поисковые (разработка и защита творческих проектов), рефлексивные (тренинги коммуникативного и рефлексивного характера) и другие.

Пособие состоит из пояснительной записки, тематического плана, семинарских занятий, которые включают компетенции, на развитие которых направлено занятие, вопросы для обсуждения, методические рекомендации, задания для контроля владения компетенциями, обязательную и дополнительную литературу, включающую электронные информационные ресурсы. Форма итогового контроля – задания для контроля владения компетенциями.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Тема


лек-ции

семи-нары

ито-го



Терроризм и насилие в историческом контексте. Терроризм и экстремизм как идеологии устрашения

2

2

4



Радикальный национализм и религиозный экстремизм как идеологическая база терроризма

2

2

4



Стратегии противодействия терроризму: международный, государственный и региональный уровни

2

2

4



Концепция и нормативно-правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации

2

2

4



Возможности СМИ и Интернет-сообщества в предупреждении терроризма в России

2

2

4



Духовно-нравственные основы противодействия терроризму


2

2

4



Роль патриотизма в обеспечении национальной безопасности России в условиях глобальных террористических угроз.

2

2

4



Культура межнационального общения как фактор сохранения мира, неприятия терроризма и экстремизма.

2

2

4



Активная жизненная позиция молодого человека в условиях роста террористических и экстремистских угроз


2

2

4




Итого:

18

18

36


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ



1. ТЕРРОРИЗМ И НАСИЛИЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ. ТЕРРОРИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ КАК ИДЕОЛОГИИ УСТРАШЕНИЯ
Компетенции, формируемые на занятии: методологическая (знание классических и современных концептуальных подходов к осмыслению феномена терроризма); информационная (умение обрабатывать, интерпретировать, систематизировать, анализировать полученную информацию по проблемам терроризма).
Вопросы для обсуждения

1. Насилие: генезис, сущность, функции, типология. Терроризм как специфическая форма социально-политического насилия.

2. Структура терроризма: субъекты, объекты, истинные и декларируемые цели, средства и методы.

3. Классификация видов и форм терроризма в современном мире. Исторические формы терроризма.


Форма занятия: семинар-дискуссия на тему «Терроризм как феномен XXI века».

Методические рекомендации


Подготовка к занятию предполагает разделение студентов на две группы, сторонников биологического и социологического подходов, аргументировано отстаивающих противоположные точки зрения на природу терроризма.

Сторонники биологического подхода должны:

1. Опираясь на теории «естественных прав человека» Т. Гоббса и Дж. Локка, «агрессии» З. Фрейда, «некрофилии» Э. Фромма, должны доказать, что терроризм, во-первых, связан с некой агрессивной сущностью человека, «естественным» стремлением людей угрожать интересам других и использовать любые доступные средства для достижения своих целей; во-вторых, что терроризм не обусловлен какими-либо объективными причинами, но вызван злостными намерениями экстремистов и фанатиков, которые стремятся разрушить нормативный порядок с целью устрашения и запугивания людей.

2. Проанализировать определение терроризма, выдвинутое У. Лакером – известным ученым-террологом, профессором истории Джорджтаунского университета: «Терроризм – это прежде всего не идеология, а стратегия. К нему прибегают и политические экстремисты, как левые, так и правые, и религиозные фанатики, и защитники прав животных, и просто психически неуравновешенные люди, зациклившиеся на каких-то сверхценных идеях»1. Ознакомившись с интервью ученого, студенты должны сформулировать, что он понимает под «варваризацией» терроризма XXI века.

3. На основе книги А.П. Назарятяна «Антропология насилия и культура самоорганизации: очерки по эволюционно-исторической психологии» раскрыть соотношение понятий «агрессия» и «насилие».

4. Проанализировать точку зрения Ф.Н. Ильясова о том, что «терроризм, в самом общем смысле, можно определить как различные формы «неожиданного» проявления агрессии, жертвами которой становятся конкретные публичные лица или случайные скопления людей, а «инструментом» достижения цели является формирование чувства страха и подавленности у определённых групп людей или у всего населения некоторой страны в целом»2.

5. Проанализировав § 1.2. «История возникновения терроризма» учебного пособия «Основы противодействия терроризму» под редакцией Я.Д. Вишнякова, привести конкретные примеры проявления терроризма как психологической формы насилия с целью устрашения и запугивания людей.
Сторонники социологического подхода должны:

1. Основываясь на работах В.К. Василенко, С.У. Дикаева, аргументировано обосновать, что терроризм есть результат сложных социальных факторов, а следовательно, обусловлен объективными причинами и является формой социального насилия.

2. Проанализировать определения терроризма, представленные в российском и зарубежном законодательстве по борьбе с терроризмом, и определить, является ли терроризм в большей степени разновидностью преступной деятельности или видом политической борьбы:

- в Федеральном законе Российской Федерации «О борьбе с терроризмом», принятом Государственной Думой 3 июля 1998 г. и одобренном Советом Федерации 9 июля 1998 г., дается следующее определение: терроризм – это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений;

- с точки зрения Госдепартамента США: терроризм – это умышленное политически мотивированное насилие, применяемое против не участвующих в военных действиях целей субнациональными группами или подпольными государственными агентами, как правило, направленное на оказание влияния на общественность;

- в законах соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии: терроризм – это применение серьезного насилия (или угроза его применения) против любого лица; причинение серьезного вреда (или угроза его причинения) имуществу; создание серьезного риска здоровью или безопасности общества, серьезное вмешательство в обеспечение жизнедеятельности общества или подрыв электронных систем, если это действие совершается с целью повлиять на правительство, запугать общество (или его часть) по политическим, религиозным или идеологическим основаниям.

О какой форме насилия идет речь в каждом из определений?

3. На основе книги С.У. Дикаева «Террор, терроризм и преступления террористического характера» и других работ, указанных в списке литературы, раскрыть соотношение понятий «террор» и «терроризм».

4. Выявить характеристики, определяющие групповую мотивацию террористов.

5. Проанализировав § 1.2. «История возникновения терроризма» учебного пособия под редакцией Я.Д. Вишнякова, привести конкретные примеры проявления терроризма как разновидности преступной деятельности и метода политической борьбы.


Темы рефератов

  1. Терроризм как социально-политическое явление.

  2. Типология и причины современного терроризма.

  3. Анализ понятия «терроризм» в российском и зарубежном законодательстве.

  4. Образ террориста и терроризма в истории и современном мире.

  5. История возникновения терроризма в России.

  6. Терроризм как глобальная проблема современности.


Литература

Основная

  1. Дикаев С.У. Террор, терроризм и преступления террористического характера. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. – 464 с.

  2. Назаретян А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации: очерки по эволюционно-исторической психологии. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 256 с.

  3. Основы противодействия терроризму: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Я.Д. Вишнякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.

  4. Эмануилов Р.Я. Терроризм и экстремизм под флагом веры: религия и политическое насилие: проблема соотношения. – М.: Наука, 2010. – 300с.


Дополнительная

  1. Арбатов А.Г., Пикаев А.А., Дворкин В.З. Ядерный терроризм: политические, правовые, стратегические и технические аспекты // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 11. – C. 3–16.

  2. Гирько С.И., Воронин М.Ю., Назаркин М.В., Попченко А.Р., Мешалкин С.Н. Комментарий к Федеральному закону «О противодействии терроризму». – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. – 88 с.

  3. Дашаев Р.Х. Об истории современного терроризма // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2007. – № 2. – С. 469-471.

  4. Еляков А. Компьютерный терроризм // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 10. – С. 102-105.

  5. Ильясов Ф.Н. Терроризм – от социальных оснований до поведения жертв // Социологические исследования. – 2007. – №6. – С. 78-86. 

  6. Карпов А.В. Экстремизм и его спутник терроризм – реальные угрозы российской государственности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – № 17. – С.50-56.

  7. Мусаелян М.Ф. Понятие «терроризм» и его соотношение с понятиями «террор» и «террористический акт» // Журнал российского права. – 2009. – № 1. – С. 56-64.

  8. Ожиганов Э.Н. Профиль терроризма: природа, цели и мотивация // Социологические исследования. – 2006. – № 2. – С.52-57.

  9. Патрушев Н.П. Интервью председателя национального антитеррористического комитета // Российская газета. – 2007. – 14 марта.

  10. Солодовников С.А. Терроризм и организованная преступность: монография. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 173 с.

  11. Сочивко Д.В. Подсознание террориста. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 192 с.

  12. Формирование устойчивой антитеррористической позиции гражданского общества как основы профилактики терроризма: материалы Первой всероссийской научно-практической конференции. – М.: МЦНМО, 2009. – 512 с.

Энциклопедии и справочная литература

  1. Жаринов К.В. Терроризм и террористы. Исторический справочник / под общ. ред. А.Е. Тараса. – Мн.: Харвест, 1999. – 606 с.

  2. Ланцов С.А. Террор и террористы: словарь. – СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. – 185с.


Нормативная база

1. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 № 130-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Российская газета. – 1998. – 4 августа.

2. О противодействии терроризму: Федеральный закон Российской Федерации от 06 марта 2006 г. ФЗ-№ 35 (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. – 2006. – 10 марта.

3. Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи / под ред. И.Л. Трунова, Ю.С. Горбунова. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2007. – 768 с. 



Источники

1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1999. – 352 с.

2. Василенко В.К. Терроризм как социально-политический феномен. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 219 с.

3. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Антология мировой философии: в 4 т. (Философское наследие). – Т. 2. – М.: Мысль, 1969-1970. – С. 309 - 340.

4. Гоббс Т. Человеческая природа (Посвящение графу Вильяму Нью-Кэстльскому) // Антология мировой философии: в 4 т. – Т. 2. (Философское наследие). – М.: Мысль, 1969-1970. – С. 341 - 342.

5. Лакер У. Истоки // Иностранная Литература. – 1996. – № 11. – С. 190-202.

6. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: АСТ, 2006. – 640 с.
Интернет-ресурсы

http://www.antiterror.ru/ – Национальный портал противодействия терроризму «Россия Антитеррор».

http://www.privacyandterrorism.org/ – «Терроризм: privacyandterrorism.org».

http://www.terrorunet.ru/history/ – «Террору Нет».

http://www.smi-antiterror.ru/ – «Журналисты против террора»: сайт общественного совета.

http://www.washprofile.org/ru/node/4495/ – «Washington ProFile: независимая информация и аналитика из США»



Задания для контроля владения компетенциями


  1. Заполните таблицу:




Признак

Террор

Терроризм

Экстремизм

Радикализм

Субъекты













Объекты













Цели













Средства и методы













Виды и формы













Масштабы воздействия













  1. Прокомментируйте следующее высказывание: «если террор – это привилегия власти (силы), меньшинства над большинством, если он осуществляется «сверху – вниз», то терроризм принято рассматривать как ответную реакцию «слабых» на насилие «сильных».

  2. Докажите, опираясь на конкретные примеры, что террор и терроризм – «зеркальные» явления, где одно предопределяет другое.

  3. Заполните таблицу:

Террористические акты

Структурные элементы терроризма

Субъекты

Объекты

Цели

Средства и методы

Причины и мотивация

Взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске

(4-16 сентября

1999 г.)

















Взрыв в Грозном в день празднования Дня Победы

(2002 г.)


















Захват заложников в школе № 1

г. Беслана



(1 сентября 2004 г.)
















События в Нальчике (2005 г.)
















Теракт 11 сентября 2001 г. в США
















5. Заполните таблицу:


КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕРРОРИЗМА

Основания

Виды

Структурные элементы, примеры

По

масштабу

внутренний




международный




По идеологической основе и сфере
проявления

политический




государственный




религиозный




националистический




сепаратистский




общеуголовный корыстный




криминальный




По объекту террористического воздействия

селективный




массовый




По используемым методам

физический




психологический




По способам осуществления

информационный




партизанский




военный




технологический




воздушный




По используемым средствам

вооруженный




биологический




химический




ядерный




информационный




По среде протекания

наземный




морской




воздушный




космический




компьютерный



6. В чем, на Ваш взгляд, проявляется разница между террористами- фанатиками и террористами-наемниками.



2. РАДИКАЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ И РЕЛИГИОЗНЫЙ

ЭКСТРЕМИЗМ КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ТЕРРОРИЗМА

Компетенции, формируемые на занятии: конфликтологическая (умение анализировать причины идеологической эволюции современных террористических сообществ); социально-политическая (формирование активной позиции у студентов в противодействии идеологии национализма и экстремизма).



Вопросы для обсуждения

  1. Идеологические основы социально-политического, националистического и религиозного терроризма и экстремизма.

  2. Влияние радикалистского мировоззрения на проявления экстремизма и национализма в современном мире.
  3. Современные террористические сообщества и их идеологическая эволюция.


Форма занятия: «Мозговой штурм»
Методические рекомендации

В ходе подготовки к занятию студентам необходимо поработать с научной литературой и создать словарь терминов.

При подготовке словаря необходимо обратить внимание на то, что данные понятия по-разному формулируются в научной и публицистической литературе. При этом целесообразно использовать следующие источники из списка литературы:

Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. – Изд-во «ТОМ», 2007

Ланцов С.А. Террор и террористы: Словарь. – СПб.: С.-Петерб. ун-та, 2004;

Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008;



Терроризм: причины его возникновения и методы борьбы с ним // http://art.ioso.ru/seminar2004/projects/kochetkov.htm;
Словарь можно оформить в виде таблицы:


Понятие

Определение понятия

Источник

Идеология







Идеология насилия







Фундаментализм







Фанатизм







Радикализм







Экстремизм







«Левый» экстремизм







«Правый» экстремизм







Анархизм







Религиозный экстремизм







Маргинальные доктрины религиозного экстремизма







Национализм







Сепаратизм







Террористическая организация







Конфликт







Социальный конфликт







Этнический конфликт







Дерадикализация






Основная тема для «мозгового штурма» посвящена идеологическим основам современного экстремизма и терроризма. На основе выработанных с помощью «мозгового штурма» решений (отбрасываются ненужные положения и идеи, т.к. вырабатывается множество идей, отбираются лучшие) формулируются ответы на предложенные вопросы.



В ходе «мозгового штурма» студентам предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Определите истоки радикального национализма и религиозного экстремизма в контексте социальных, политических, этнических, культурно-религиозных и других конфликтов.

  • Проследите динамику перерастания идейного, теоретического радикализма в политический экстремизм.

  • Что такое радикальный национализм? Какое место он занимает в обществе и общественном сознании?

  • Что такое экстремизм и в чём его отличие от радикализма?

  • Что такое политика двойных стандартов в противодействии экстремизму и национализму и как она влияет на рост террористической активности?

  • Почему на мировой арене появляются новые разновидности радикального национализма и религиозного экстремизма?

  • Выделите основные типы террористических объединений на основании их целей и мотивации.

  • Охарактеризуйте идеологические основы противодействия экстремизму и национализму.

  • Охарактеризуйте возможности информационного противодействия экстремизму и национализму.


Темы рефератов


  1. Искажение религиозных идеалов и норм в экстремизме и терроризме.

  2. Квазирелигиозные идеологемы и установки в сознании террориста.

  3. Националистический экстремизм как одно из проявлений социальной болезни общества.

  4. Религиозный экстремизм: причины возникновения и способы преодоления.

  5. Молодежный экстремизм и молодежная субкультура.

  6. Информационно-идеологическое воздействие террористических организаций на молодежь через Интернет.



Литература



Основная

  1. Основы противодействия терроризму: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Я.Д. Вишнякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.

  2. Ольшанский Д. В. Психология терроризма.– СПб.: Изд-во Питер, 2002.–228 с.

  3. Практические рекомендации по тематике формам и методам проведения информационно-пропагандистских кампаний антитеррористической и антиэкстремисткой направленности. Учреждение РАН. Институт социологии. Москва, 2010. // http://ulgov.ru/page/index/permlink/id/3880/

  4. Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. –М.: Изд-во «ТОМ», 2007.

  5. Ланцов С.А. Террор и террористы: словарь. – СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. – 185 с.

Дополнительная


  1. Васильев А.М. Исламский экстремизм и кризис мусульманской цивилизации // Вестник Российской академии наук. – 2005. – Т. 75. – № 8.

  2. Герман Р. Э. Институциональная и идеологическая основа национального и религиозного экстремизма // Институты гражданского общества – основа социального диалога и профилактики конфликтов на Северном Кавказе. – Ставрополь, 2009. – С. 41-47.

  3. Иванов В.Н. Феномен терроризма // Социс. – 2005. –№ 7.

  4. Общество безопасности как альтернатива обществу риска / Под ред. Г.В. Косова. – М.: ИНМИ, 2006.

  5. Петухов В.Б. Информационный дискурс терроризма в контексте художественной рефлексии. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – Гл. 1.


Интернет-ресурсы

http://www.antiterror.ru/ – Национальный портал противодействия терроризму «Россия Антитеррор».

http://www.ideologiya.ru/index – «Идеология Фонд».

http://www.politstudies.ru/ – электронный журнал «Политические исследования».

http://www.privacyandterrorism.org/ – «Терроризм: privacyandterrorism.org».

http://www.terrorunet.ru/history/– «Террору Нет».

http://xmir.eu.org/ – аналитический обзор политического экстремизма в России.

www.antiterror.ru/ – «Россия Антитеррор»: национальный портал противодействию терроризма.

www.novopol.ru/ – Интернет-журнал «Новая политика»

www.oprf.ru/ – Официальный сайт Общественной палаты при Президенте РФ.

www.scrf.gov.ru/ – Официальный сайт Совета Безопасности РФ.
Задания для контроля владения компетенциями


  1. Укажите соответствие между типами современного терроризма и описанием:




Националистический

терроризм



Представители хотят уничтожить капитализм и заменить его коммунистическим или социалистическим режимом. Прибегают к похищениям богатых людей или взрывают различные «символы капитализма».

Религиозный терроризм

Основная задача – борьба с демократическими правительствами для замены их фашистскими. Нападение на мигрантов и беженцев.

Терроризм левых

экстремистов



Терроризм этого вида обычно ставит своей целью формирование отдельного государства для своей этнической группы.

Терроризм правых

экстремистов



Наибольшее распространение получил с 1870 по 1920-е гг. Основные методы: «взрыватели», «экспроприации».

Терроризм анархистов

Этот тип терроризма развивается гораздо динамичнее других. Объекты его нападений размыты и географически, и этнически, и социально.


  1. В чём состоит разница между экстремизмом и терроризмом?

  2. Согласны ли Вы с утверждением, что «терроризм произрастает из экстремизма, и, по существу, терроризм является частью экстремизма, так как из широкого ряда его проявлений (мятеж, создание параллельных структур власти, выдвижение ультиматумов, акции гражданского неповиновения, вооруженное сопротивление государственным органам и т.д.) вобрал в себя наиболее жесткие методы достижения политических целей, допускающие как физическое устранение государственных, политических, общественных деятелей, так и убийства рядовых граждан, уничтожение различных материальных объектов и т.д.» (См.: Герман Р.Э. Институциональная и идеологическая основа национального и религиозного экстремизма // Институты гражданского общества – основа социального диалога и профилактики конфликтов на Северном Кавказе. – Ставрополь, 2009. - С. 42-44). Обоснуйте свою точку зрения.

  3. Заполните таблицу:




Типы экстремистских и террористических объединений

Цели и мотивы

национально-сепаратистские




социально-революционные




праворадикальные




религиозно-фундаменталистские




  1. Выделите общее и особенное в политическом, этническом, религиозном экстремизме. Проведите сравнительную характеристику данных видов экстремизма.


1 Интервью с У. Лакером от 10.02.2006 // http://www.washprofile.org/ru/node/4495


2 Ильясов Ф.Н. Терроризм – от социальных оснований до поведения жертв // Социологические исследования. – 2007. – №6. – С. 81. 



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал