Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03. 04. 62 " Государственное и муниципальное управление"



страница1/8
Дата26.04.2016
Размер1.69 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8


Автономная некоммерческая организация

высшего образования



«Институт социальных наук»

ЭКОНОМИКА ЭНЕРГЕТИКИ

Учебное пособие для бакалавров

по направлению подготовки 38.03.04.62 " Государственное и муниципальное управление"

Москва, 2015 г.

Бианкина А.О., Казенков О.Ю., Орехов В.И., Орехова Т.Р., Яковлев С.С. Экономика энергетики 38.03.04.62 Государственное и муниципальное управление Учебное пособие для бакалавров. – МИСАО:, 2015 г. - 172.

Данное пособие содержит теоретическую и практическую части занятий по дисциплине «Экономика энергетика » для бакалавров направления подготовки 38.03.04.62 «Государственное и муниципальное управление».

Предлагаемый курс может служить в качестве исход­ного для усвоения разнообразных знаний при подготовке профес­сионалов государственного и муниципального управления, а также последующей их специализации по разным отраслям государствен­ного управления (в сфере экономики, социальных отношений, ад­министрирования, политики и т. д.).



Содержание


Введение 4

Лекция 1 Роль энергетики в национальной экономике 11

Лекция 2 Капитальные вложения в объекты энергохозяйства 32

Лекция 3 Основные оборотные средства энергопредприятий 44

Лекция 4 Оборотные средства энергопредприятий 55

Лекция 5 кадры энергопредприятий 62

Лекция 6 Себестоимость энергетической продукции 76

Лекция 7 Финансово-экономические результаты 107



производственно-хозяйственной деятельности

энергопредприятия

Практические задания по дисциплине " Экономика энергетики" 134

Глоссарий по дисциплине " Экономика энергетики" 155

Список рекомендуемой литературы 171



Введение
Целью учебной дисциплины «Экономика энергетики» является формирование у студентов системы современных базовых теоретических профессиональных знаний и умений в области экономики электроэнергетики, а также приобретение практических навыков творческого использования теоретических знаний в практике решения экономических проблем функционирования и развития электроэнергетики.

Задачи учебной дисциплины направлены на изучение:

  • особенностей отрасли «Энергетика», производственного потенциала отрасли и её роли в развитии экономики России;

  • экономических проблем ресурсного обеспечения развития отрасли;

  • экономики ключевых направлений развития энергетики как то: централизации энергоснабжения, концентрации энергетического производства, когенерации, теплофикации, надежного энергоснабжения потребителей;

  • экономических аспектов развития инновационных энергетических технологий и новых направлений развития энергетики в стране и мире;

.

Содержание учебной дисциплины охватывает проблемы:

  • роль энергетики в развитии и модернизации экономики страны;

  • влияние технологических особенностей гидро, атомной и тепловой генерации на экономику производства энергии и конкурентоспособность станций на рынке энергии и мощности;

  • роль электросетевого комплекса в развитии конкурентного рынка энергии и мощности;

  • особенности экономики основополагающих направлений развития электроэнергетики (централизации энергоснабжения, концентрации энергетического производства, когенерации, теплофикации и др);

  • методы оценки эффективности реализации основных направлений развития энергетики;

  • методические основы оценки эффективности инвестиций в энергетические проекты.

Требования к результатам освоения дисциплины


Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);

способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);

способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4);

владением навыками составления бюджетной и финансовой отчетности, распределения ресурсов с учетом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации (ОПК-5);

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6).

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

организационно-управленческая деятельность:

умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-1);

владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-2);

умением применять основные экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом, принятия управленческих решений по бюджетированию и структуре государственных (муниципальных) активов (ПК-3);

способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-4);

информационно-методическая деятельность:

умением разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц на должностях государственной гражданской Российской Федерации, государственной службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, лиц замещающих государственные должности Российской Федерации, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, административные должности в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, в научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организациях (ПК-5);

владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6);

умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления (ПК-7);

способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-8);

коммуникативная деятельность:

способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-9);

способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК-10);

владением основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы, базовыми технологиями формирования общественного мнения (ПК-11);

проектная деятельность:

способностью разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ (ПК-12);

способностью использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами, готовностью к его реализации с использованием современных инновационных технологий (ПК-13);

способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-14);

вспомогательно-технологическая (исполнительская):

умением вести делопроизводство и документооборот в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организациях (ПК-15);

способностью осуществлять технологическое обеспечение служебной деятельности специалистов (по категориям и группам должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы) (ПК-16);

владением методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов и эффективного взаимодействовать с другими исполнителями (ПК-17);

организационно-регулирующая деятельность:

способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности (ПК-18);

способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-19);

способностью свободно ориентироваться в правовой системе России и правильно применять нормы права (ПК-20);

умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-21);

умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-22);

исполнительно-распорядительная:

владением навыками планирования и организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-23);

владением технологиями, приемами, обеспечивающими оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам (ПК-24);

умением организовывать контроль исполнения, проводить оценку качества управленческих решений и осуществление административных процессов (ПК-25);

владением навыками сбора, обработки информации и участия в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций (ПК-26);

способностью участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления (ПК-27).


В рамках изучения дисциплины» прикладной бакалавр» должен:

знать:

- особенности электроэнергетической отрасли и её влияние на развитие экономики страны;

- современный производственный потенциал, функции электроэнергетики, как базовой отрасли , задачи её перспективного развития;

- способы эффективного использования производственных мощностей электростанций и электрических сетей;

- технико-экономические особенности электростанций разного типа как элементов энергетических систем;

-методические основы оценки эффективности централизации энергоснабжения, концентрации энергетического производства, когенерации, теплофикации, инновационных энергетических технологий и направлений развития энергетики;

- методические основы оценки эффективности инвестиционных энергетических проектов.

уметь:

-выполнять технико-экономические расчеты и грамотно использовать отраслевую и межотраслевую нормативно-правовую и методическую базу;

- анализировать материалы, касающиеся эффективности функционирования и развития электроэнергетики;

- проводить оценку эффективности энергетических инвестиционных проектов.



владеть:

-навыками и методами поиска, сбора, обработки и анализа информации; навыками технико-экономических расчетов в сфере генерации, передачи энергии; методами оценки эффективности принимаемых решений и методами оценки эффективности инвестиций.



Лекция 1 РОЛЬ ЭНЕРГЕТИКИ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1. Основные характеристики энергетического хозяйства национальной экономики

Дисциплина «Экономика энергетики рассматривает вопросы экономики, организации, планирования и управления энергохозяйством предприятия в увязке с его технологическими особенностями. Технической базой функционирования и развития промышленности является энергетика, которая занимает важное место в экономике про


мышленного производства и в значительной степени определяет уровень его конкурентоспособности. Основные задачи экономики энергетики --- это выявление рациональных направлений развития и эксплуатации энергетического хозяй-
ства предприятия, его отдельных элементов, установление методов эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Экономические знания и системный подход к решению экономических проблем особенно необходимы в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), который является наиболее капиталоемким комплексом промышленности и связан со всеми отраслями промышленности, а также сельским хозяйством, транспортом, коммунально-бытовым сектором. Предмет изучения энергетики --- совокупность процессов получе-
ния, преобразования, распределения и использования в национальной экономике топлива, электрической энергии, теплоты, сжатого и кондиционированного воздуха, кислорода, воды и других энергоносителей. Современное энергетическое хозяйство национальной экономики включает в себя всю совокупность предприятий, установок и сооружений, а также связывающих их хозяйственных отношений, которые обеспечивают функционирование и развитие добычи (производства) энергоресурсов и всех процессов их преобразования до конечных установок потребителей включительно. Укрупненная схема основной последовательности процессов преобразования энергетических ресурсов показана на рис. 1.1.

В зависимости от стадии преобразования различают следующие виды энергии:


• первичная --- энергетические ресурсы, извлекаемые из окружающей среды;
• подведенная --- энергоносители, получаемые потребителями: разные виды жидкого, твердого и газообразного топлива, электроэнергия, пар и горячая вода, разные носители механической энергии и др.;
• конечная --- форма энергии, непосредственно применяемая в производственных, транспортных или бытовых процессах потребителей.
В состав энергетического хозяйства входят несколько элементов:
• топливно-энергетический комплекс (ТЭК) --- часть энергетического хозяйства от добычи (производства) энергетических ресурсов, их обогащения, преобразования и распределения до получения энергоносителей потребителями. Объединение разнородных частей в единый хозяйственный комплекс объясняется их технологическим единством, организационными взаимосвязями и экономической взаимозависимостью;
• электроэнергетика --- часть ТЭК, обеспечивающая производство и распределение электроэнергии;
• централизованное теплоснабжение --- часть ТЭК, которая производит и распределяет пар и горячую воду от источников общего пользования;
• теплофикация --- часть электроэнергетики и централизованного теплоснабжения, обеспечивающая комбинированное (совместное) производство электроэнергии, пара и горячей воды на теплоэлектроцентралях (ТЭЦ) и магистральный транспорт тепла.
В технологическом аспекте важнейшим элементом энергетического хозяйства являются генерирующие установки электроэнергетической отрасли.
Энергетические генерирующие установки --- это установки, производящие энергетическую продукцию. К их числу относят: тепловые электростанции (ТЭС), гидравлические электростанции (ГЭС), атомные электростанции (АЭС), парогазовые установки (ПГУ), газотурбинные установки (ГТУ), воздуходувные станции, кислородные станции, котельные. Генерирующие установки классифицируются по ряду основных признаков:
• виду первичных энергоресурсов;
• процессам преобразования энергии;
• видам отпускаемой энергии;
• количеству и типам обслуживаемых потребителей;
• режиму работы.

Комплекс единой энергетической системы (ЕЭС) России включает в себя около 600 тепловых и более 100 гидроэлектростанций. По видам использованных первичных энергоресурсов различают электростанции, применяющие: органическое топливо --- ТЭС, ядерное топливо --- АЭС, гидроэнергию --- ГЭС, приливные --- ПЭС и аккумулирующие энергию воды --- ГАЭС, солнечную энергию --- СЭС; энергию ветра --- ВЭС; подземное тепло --- геотермальные (ГЭОЭС).


Электростанции, на которых применяется органическое топливо, делятся на угольные, газомазутные и работающие на местных видах топлива (сланцы, торф).
По применяемым процессам преобразования энергии выделяются электростанции, в которых:
• тепловая энергия преобразуется в механическую, а затем в электрическую энергию --- ТЭС, АЭС;
• тепловая энергия непосредственно превращается в электрическую --- СЭС с помощью фотоэлементов;
• энергия воды и воздуха преобразуется в механическую энергию, а затем в электрическую --- ГЭС, ГАЭС, ПЭС, ВЭС.
По видам отпускаемой энергии различают электростанции: отпускающие только электрическую энергию --- ГЭС, ГАЭС, тепловые конденсационные электростанции (КЭС), атомные КЭС; отпускающие электрическую и тепловую энергию --- ТЭЦ, атомные ТЭЦ и др. Теплоэлектроцентрали кроме электроэнергии вырабатывают тепло. Применение тепла отработанного пара при комбинированном производстве энергии обеспечивает значительную экономию топлива. Если отработанный пар или горячая вода используется для технологических процессов, отопления и вентиляции промышленных предприятий, то ТЭЦ называются промышленными. ТЭЦ, отпускающие тепло для отопления и горячего водоснабжения жилых и общественных зданий городов, называются коммунальными (отопительными). Промышленно-отопительные ТЭЦ снабжают теплом как промышленные предприятия, так и население.
По режиму работы электростанции бывают базовые, полупиковые и пиковые. К первой группе относятся крупные, наиболее экономичные КЭС, атомные КЭС, ТЭЦ, работающие в теплофикационном режиме; ко второй --- маневренные КЭС и ТЭЦ; к третьей --- пиковые ГЭС, ГАЭС, ГТУ.

Кроме того, для каждого типа электростанций имеются внутренние признаки классификации. Например, КЭС и ТЭЦ различаются по начальным параметрам пара, технологической схеме (блочные и с поперечными связями), единичной мощности блоков и т.п. АЭС классифицируются по типу реакторов (на тепловых и быстрых нейтронах), по конструкции реакторов и др.


При решении проблем экономического развития, выбора рациональной организационной схемы предприятию необходимо учитывать специфические особенности основных технологий отрасли. К технологическим особенностям энергетического производства относят:
• совпадение во времени процесса производства и потребления энергетической продукции. Ни тепловую, ни электрическую энергию нельзя складировать и запасать. Энергосистемы должны выдавать столько энергии и мощности, сколько требуется в данный момент:

Эпр потрпот;

Qпотр+Qпот.

где Эпр --- произведенная электрическая энергия, кВт·ч; Эпотр --- потребленная электрическая энергия, кВт·ч; Эпот --- потери электрической энергии при транспортировке, кВт·ч; Qпр --- произведенная тепловая энергия, ГДж; Qпотр --- потребленная тепловая энергия, ГДж; Qпот --- потери тепла при транспортировке, ГДж.

Эта особенность технологии обусловливает высокие требования к надежной работе энергосистем и качеству электроэнергии. Надежность является одним из важнейших требований в энергетике. Для обеспечения надлежащего уровня надежности в энергосистеме используют:
• резервирование, т.е. создание резервов мощности, необходимых для замены вышедших из строя агрегатов, для проведения ремонта энергосистем и для поддержания качества выдаваемой энергии (частоты и напряжения в электрической сети), а также формирование резервных запасов топлива, воды и т.п.;
• широкую взаимозаменяемость генерирующих установок в энергосистеме. Так, электроэнергию производят на конденсационных электростанциях, теплоэлектроцентралях, гидростанциях, атомных электростанциях, а тепло отпускают теплоэлектроцентрали, котельные или утилизационные установки. На этих станциях и котельных могут быть установлены агрегаты различных типов, работающие на разных параметрах пара и различных видах топлива. Многовариантность имеется и на стадиях транспорта энергии и использования ее потребителями;

взаимозаменяемость видов продукции, т.е. возможность применения различных энергоносителей в установках. Например, использование природного газа или электрической энергии в нагревательных печах, парового или электрического привода компрессоров и др.;


• высокую динамичность энергопотребления. Это обусловливает высокие требования к маневренности генерирующих установок, так как в каждый момент времени необходимо производить такое количество энергии, которое требуется потребителю. Маневренность агрегата должна обеспечить возможность работы энергосистемы по заданному графику.
В связи с тем что система работает с переменным режимом и в течение суток, и в течение недели, месяца, года, генерирующие установки должны иметь широкий диапазон регулирования нагрузки. Наилучшими маневренными свойствами обладают ГЭС. Запуск в работу гидроагрегата составляет несколько минут. На тепловых станциях это более длительный процесс, так как котел требуется нагревать или, наоборот, остужать в течение 15...20 ч;
• необходимость создания энергосистем, включающих генерирующие установки разных типов.
В результате повышается надежность, уменьшаются резервы, а следовательно, экономятся средства, увеличивается единичная мощность установок, снижаются годовой и удельный расходы топлива, повышается эффективность ремонтных работ, осуществляется более полное и рациональное использование ресурсов. Промышленность выступает основным потребителем энергетических ресурсов. Цель промышленного производства --- выпуск определенной продукции в запланированном объеме, определенного качества, с максимальной экономичностью. Функция энергетики --- это бесперебойное снабжение потребителей энергией в нужном количестве, требуемого качества, с максимальной экономичностью. Промышленная энергетика является составной частью промышленного производства и одновременно завершающим звеном ТЭК, которое относится к потребителям. Это та часть энергетики, которая преследует производственно-хозяйственные цели и в промышленности, и в энергетике. Ее функция --- обеспечение выпуска промышленной продукции в запланированном объеме, определенного качества, в результате бесперебойного снабжения потребителей энергией при минимуме материальных, энергетических, трудовых и денежных затрат.

Промышленной энергетике как обеспечивающему хозяйству присуща взаимосвязь с основным производством. Например, затраты на энергоснабжение и использование энергии при производстве продукции должны окупаться эффективностью основного производства.


Промышленная энергетика имеет ряд особенностей. К технологическим особенностям промышленной энергетики относят:
• единовременность и взаимоувязку процессов производства, распределения и потребления энергоносителей, а значит, невозможность выбраковки некондиционной энергии. Отсутствие возможностей аккумулирования энергии в значительных размерах, что вызывает необходимость создания резервов генерирующих мощностей, топлива, а также
требует более точного прогнозирования объемов энергопотребления;
• зависимость режима потребления энергии от режима промышленного производства;
• возможность взаимозаменяемости энергоресурсов, создания и использования вторичных энергоресурсов;
• связь энергетики предприятия с централизованными системами энергоснабжения;
• необходимость опережающего развития промышленной энергетики по отношению к основному производству, что позволяет увеличить выпуск технологической продукции, повысить надежность энергоснабжения.
Каждое промышленное предприятие имеет собственное энергетическое хозяйство. Энергетическое хозяйство предприятия --- это совокупность энергетических установок и вспомогательных устройств, предназначенных для обеспечения данного предприятия энергией различного вида. Схемы энергоснабжения промышленного предприятия зависят от многих факторов, поэтому их выбор осуществляется на основе техникоэкономических расчетов.

 

Энергетическое хозяйство промышленного предприятия



1. Энергогенерирующие установки --- это установки, производящие, передающие, распределяющие и преобразующие энергию. Их особенностью является одновременное потребление и производство энергии.
Например, энергетический котел потребляет химическую энергию топлива, а производит тепловую; к трансформатору подводится электроэнергия одного напряжения, а отводится другого, повышенного или пониженного.

К энергогенерирующим установкам относятся: теплоэлектроцентрали, котельные, компрессорные станции, кислородные станции, холодильные установки, установки по кондиционированию воздуха, водоснабжению и др.


2. Энергоиспользующие установки потребляют энергию, а производят неэнергетическую продукцию или работу. К ним можно отнести технологические печи и котлы, реакторы и электролитические ванны, различное механическое оборудование и др. Эти установки определяют также стадию конечного использования энергии. 3. Агрегаты, производящие одновременно технологическую и энергетическую продукцию, например агрегаты, производящие удобрения и пар, чугун и электрическую энергию.


  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал