Учебное пособие Нижний Новгород 2012 год



Скачать 463.57 Kb.
страница1/3
Дата02.05.2016
Размер463.57 Kb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»


Н.Ю. Кирюшина


Правовое регулирование общественных объединений


Учебное пособие

Нижний Новгород


2012 год

Содержание
Введение ………………………………………………………..…………………3

Понятие и виды общественных объединений …………….…………………....5

Порядок создания общественных объединений………...…………………..…17

Деятельность общественных объединений ……………………………………29

Заключение ………………………………………………………………………42

Библиография……………………………………………………………………44

Введение

Современное состояние российского государства и общества характеризуется активным развитием институтов гражданского общества. Общественные объединения, созданные в различных организационно-правовых формах, иные органы общественного самоуправления граждан все реальнее и настойчивей заявляют о своей роли в выполнении масштабных задач развития государства. 1 Такие объединения несут в себе важную функцию. С одной стороны, это реализация социально-значимых инициатив населения, с другой – становление гражданина, способного участвовать в управлении и в принятии решений.

Общественные объединения, как форма проявления социальной активности, развиваются сегодня на качественно ином уровне. Переживая в связи с трансформацией российского общества новый этап становления, они постепенно институционализируются, начинают складываться в единую структуру со специфическими правилами и механизмами функционирования. Их разнообразие по масштабам, целям и особенностям мировоззрения представляет большой интерес.

Переход от подвижной структуры к стабильной сопровождается широким спектром проблем и противоречий. Развитие общественных объединений в современных условиях характеризуется неустойчивостью, быстрыми темпами изменений. Им приходится «выстраивать» свою деятельность в обществе, опираясь на новые ориентиры, искать иные, более эффективные формы взаимодействия с молодежью, политической властью, СМИ, коммерческими организациями, а также между собой.

Данные объединения, с одной стороны, выступают в качестве субъектов социальной политики, представляющих интересы различных групп, тем самым они способствуют усилению роли общественных инициатив, развитию институтов гражданского общества. В то же время, нередко приоритетом их деятельности становится реализация «государственного заказа», сдерживание деструктивных проявлений молодежной активности – в этом случае организации и движения служат инструментом воспитания и социального контроля.

В данном методическом пособии рассматриваются вопросы организации и деятельности общественных объединений на основе действующего российского законодательства. Представляется, что понимание процесса создания и деятельности общественного объединения будет способствовать развитию гражданского общества в его институциональном аспекте, широкому включению населения, прежде всего молодежи страны в социальное строительство.



Понятие и виды общественных объединений.

Право на объединение – это возможность создания различных объединений граждан как коммерческого, так и некоммерческого характера. Граждане Российской Федерации могут создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, а также вступать в уже существующие общественные объединения либо беспрепятственно выходить из общественных объединений. При этом важно помнить, что уставы соответствующих общественных объединений могут предусматривать специальные правила касательно приобретения и утраты членства в них.

Право граждан на объединение также предполагает возможность граждан осуществлять деятельность в составе общественного объединения.

Каждая группа граждан, удовлетворяющая определенным критериям, обладает собственными интересами, целями, в достижении которых им могут способствовать различные виды общественных объединений. Создание и деятельность общественных объединений способствует выражению, представлению и защите как индивидуальных, так и коллективных интересов. При этом в уставе конкретного общественного объединения должны быть названы цели, ради которых такое объединение создается.

Гражданам не требуется предварительное разрешение органов государственной власти и органов местного самоуправления на создание общественных объединений, не надо также уведомлять органы государственной власти и органы местного самоуправления о проведении учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, а также о начале деятельности общественного объединения.

Предусматривается обязательное уведомление в письменной форме таким комитетом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций в сфере регистрации политических партий, о намерении организационного комитета создать политическую партию. Вместе с уведомлением в соответствующий орган направляется комплект документов, имеющих отношение к созданию новой политической партии.

Приобретая права юридического лица, общественное объединение получает возможность участвовать в гражданских правоотношениях, в том числе осуществлять предпринимательскую деятельность. Такое общественное объединение может иметь в собственности различные виды имущества, необходимого для материального обеспечения деятельности, указанной в его уставе.

Разумеется, цели деятельности общественных объединений, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, могут быть достигнуты и без признания их субъектами гражданского права. Приобретение такими объединениями гражданской правосубъектности может быть обусловлено различными причинами, в частности, необходимостью материального обеспечения их деятельности, возложения на организацию, а не на ее участников риска несения возможной имущественной ответственности; приобретения прав и обязанностей, которые в силу своего характера или прямого указания закона могут принадлежать только юридическим лицам.

Только зарегистрированные общественные объединения получают возможность участвовать и в определенных публичных правоотношениях. Например, согласно статье 4 Федерального закона от 28.06.1995 N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" объектами государственной поддержки являются только зарегистрированные в установленном порядке молодежные и детские общественные объединения, функционирующие не менее одного года с момента государственной регистрации.

Общественное объединение понимается как формирование, которое имеет следующие основные признаки: добровольность, самоуправляемость, некоммерческий характер.

Добровольность общественного объединения позволяет более точно отразить сущность данного образования. Создание общественного объединения должно быть свободным, без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Выбор вида и организационно-правовой формы общественного объединения принадлежит исключительно гражданам, желающим выступить учредителями данного объединения. Решающая роль в создании конкретного общественного объединения, определении целей его деятельности принадлежит гражданам, выступившим с инициативой формирования такого объединения.

У граждан, создающих общественное объединение, а также участвующих в его деятельности, должна быть общность интересов. При этом индивидуальные интересы граждан ведут к созданию общественного объединения, а затем их индивидуальные интересы перерастают в общий интерес. На основе общих интересов формулируются цели общественного объединения, которые закрепляются в его уставе.

Самоуправляемость в общественных объединениях означает независимое, инициативное принятие его учредителями, членами (участниками) решений, касающихся различных вопросов деятельности объединения. Например, это право определять в уставе создаваемого объединения его структуру, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, а также компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения. Члены общественного объединения участвуют в выработке согласованных решений в рамках объединившегося коллектива.

Некоммерческий характер общественных объединений имеет принципиальное значение при характеристике данных формирований. Они не имеют в качестве основной цели своей деятельности цель извлечения прибыли и не распределяют прибыль между участниками.

Общественное объединение - это добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Для признания общественного объединения юридическим лицом указанное объединение должно представлять собой организацию. Признак организационного единства следует понимать с точки зрения внутреннего устройства юридического лица, наличия единого целостного и самостоятельно функционирующего механизма, который имеет индивидуальную внутреннюю структуру, органы управления, формирующие и выражающие волю юридического лица, которая не всегда совпадает с волей отдельного участника.

Имущество общественного объединения - юридического лица обособлено от учредителей, членов и участников, т.е. от лиц, участвующих в формировании имущества данного конкретного общественного объединения.

Самостоятельная имущественная ответственность заключается в том, что по своим долгам юридическое лицо отвечает только принадлежащим ему имуществом. Таким образом, по общему правилу ни учредитель (член, участник), ни третьи лица не отвечают по обязательствам общественного объединения - юридического лица. Требования по обязательствам данного объединения должны предъявляться к самому общественному объединению.

Участие в гражданском обороте от своего имени означает, что юридическое лицо под своим наименованием может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, т.е. выступать в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельного субъекта права (в том числе в качестве истца и ответчика в суде).

Организационно-правовая форма общественного объединения - это определенная законом совокупность признаков, характерных для группы общественных объединений и включающих в себя характеристику целей деятельности общественных объединений, порядок взаимоотношений между объединениями и лицами, участвующими в их деятельности, а также порядок управления имуществом данных общественных объединений.

Выбор организационно-правовой формы создаваемого общественного объединения принадлежит его учредителям.

Виды общественных объединений.

Общественная организация является одной из организационно-правовых форм общественных объединений. Основные признаки общественной организации: обязательное членство; осуществление совместной деятельности, необходимой для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Для общественных организаций характерны следующие особенности, обусловленные наличием членства: выдача документов, подтверждающих членство в общественном объединении; уплата членских взносов; включение в устав норм, регулирующих условия и порядок приобретения и утраты членства, права и обязанности членов.

Общественная организация, имеет руководящие и контрольно-ревизионный органы. В структуре руководящих органов общественной организации выделяются высший руководящий орган, которым является съезд (конференция) или общее собрание, и постоянно действующий руководящий орган. При этом устанавливается, что постоянно действующий руководящий орган является выборным и он подотчетен съезду (конференции) или общему собранию.

Общественное движение – другая форма общественного объединения, предусмотренного законодательством. Основные признаки общественного движения: отсутствие членства; массовый характер; социальные, политические и иные общественное полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Такой признак общественного движения, как массовый характер, носит оценочный характер и предполагает, что для достижения целей своей деятельности общественное движение может объединять большое количество граждан.

К числу общественно полезных целей относятся, помимо социальных, политических целей, также благотворительные, культурные, образовательные цели, направленные на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан. Соответствующие цели реализуются в общественно полезной деятельности общественных объединений, которая соответствует закону и направлена на развитие общественных отношений в таких сферах, как: искусство; защита гражданских прав и прав человека; защита прав потребителей; культура; экология и защита окружающей среды; охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни; защита животных и уход за больными животными; социально-экономическое развитие; социальное обеспечение и другие.

Как представляется, общественное движение представляет собой наиболее подходящую организационно-правовую форму для общественного объединения, которому необходимо периодически организовывать достаточно большое количество лиц для участия в различных мероприятиях. При этом необходимость поддержания постоянных связей со всеми участниками движения отсутствует. Таким образом, создаются благоприятные условия для привлечения внимания государства и общества к определенным проблемам, решение которых находится в сфере интересов общественного движения.

Общественное движение, как и общественные объединения иных организационно-правовых форм, имеет руководящие и контрольно-ревизионный органы. Постоянно действующий руководящий орган должен быть выборным и отчитывается перед съездом (конференцией) или общим собранием.

Общественный фонд как организационно-правовая форма общественного объединения имеет следующие признаки: отсутствие членства; специфические цели деятельности, заключающиеся в формировании имущества и его использовании на общественно полезные цели.

Участники общественного фонда осуществляют преимущественно накопление, управление имуществом и использование его на уставные цели, ориентированные на достижение общественно полезных целей. Использование имущества, как правило, заключается в передаче его заинтересованным третьим лицам или в реализации с его помощью различных социально полезных проектов.

Деятельность общественного фонда должна заключаться в направлении сформированного имущества на общественно полезные цели. Общественным фондом, как правило, накапливаются различные движимые вещи, в том числе деньги.

Источниками формирования имущества общественного фонда являются добровольные вносы, а также иные не запрещенные законом поступления. При этом учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах. Передача денежных средств, принадлежащих общественному фонду, учредителям данного фонда должна в каждом случае исследоваться с позиции соблюдения рассматриваемого запрета.

Определенной спецификой характеризуется управление в общественном фонде. Можно обозначить следующие способы создания руководящего органа общественного фонда: формирование учредителями и (или) участниками; принятие учредителями фонда решения в виде рекомендаций или персональных назначений; избрание участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

Конкретный перечень руководящих и контрольно-ревизионных органов общественного фонда должен содержаться в уставе фонда. Обязательным является создание такого органа, как попечительский совет фонда. Данный совет является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.

Общественное учреждение характеризуется отсутствием членства. Деятельность общественного учреждения ограничена сферой оказания услуг определенного вида, которые отвечают интересам участников и соответствуют уставным целям учреждения.

Управление имуществом в общественных учреждениях отличается существенной спецификой. Общественное учреждение может быть создано учредителем; понятия собственник и учредитель общественного учреждения фактически равнозначны. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем или учредителям. Может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, которые не являются учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Определены также общие полномочия такого коллегиального органа: он может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного органа при учредителе (учредителях). Однако данный орган не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения. Вместе с тем учредители могут предоставить рассматриваемому коллегиальному органу право распоряжаться таким имуществом.

Орган общественной самодеятельности имеет следующие признаки: отсутствие членства; специфика места создания (по месту жительства, работы, учебы); основная цель деятельности - решение социальных проблем, возникающих у неограниченного круга лиц по месту создания такого органа (следствием решения указанных проблем является удовлетворение потребностей граждан). Орган общественной самодеятельности занимается решением социальных проблем только тех граждан, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа. Как представляется, социальные проблемы, решением которых занимается орган общественной самодеятельности, могут возникать в следующих направлениях: занятость, образование, охрана здоровья, материальное обеспечение нуждающихся в защите категорий граждан и др. Органы общественной самодеятельности могут именоваться родительским комитетами, библиотечными советами, добровольными народными дружинами и др.

Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций, что, как представляется, означает, что над органом общественной самодеятельности не могут создаваться дополнительные управляющие структуры, которым бы подчинялся данный орган. Отмеченный запрет особенно актуален в связи со сферой деятельности органов общественной самодеятельности по месту работу и учебы (соответствующие организации, в которых граждане осуществляют трудовую деятельность или получают образование, не вправе вмешиваться в функционирование органа общественной самодеятельности, в том числе устанавливать контроль над ним).

Орган общественной самодеятельности не может быть создан в качестве общероссийского или межрегионального общественного объединения, а также не может быть структурным подразделением другого, вышестоящего объединения. Кроме того, сущность органа общественной самодеятельности, его приближенность к месту жительства, работы или учебы граждан, чьи социальные проблемы данный орган призван решать, противоречит целям создания органа общественной самодеятельности на достаточно большой территории и включению в него структурных подразделений. Вместе с тем сам орган общественной самодеятельности может, как и любое общественное объединение, состоять из совокупности различных руководящих и контрольно-ревизионного органов, состав которых должен быть отражен в уставе органа общественной самодеятельности.

В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом. Орган общественной самодеятельности строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.

Политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов.

Общественным объединениям принадлежит возможность образовывать союзы (ассоциации). При этом в рамках одного союза (ассоциации) могут объединяться общественные объединения различных организационно-правовых форм. Например, общественная организация может создать союз (ассоциацию) с общественным учреждением. Общественные объединения, создавшие союз (ассоциацию), принимают участие в деятельности данного союза (ассоциации) через своих полномочных представителей.

Учредительный договор о создании союза (ассоциации) определяет отношения сторон на неопределенный период времени, устанавливает права и обязанности субъектов правоотношений.

Для ассоциации формирующим признаком является однотипный состав участников (идентичность их организационно-правовых форм), а для союза - общность целей объединения. Отмеченные критерии разграничения ассоциации и союза не являются единственно возможными. Предлагается также рассматривать ассоциацию как первичное объединение организаций, а союз - как объединение ассоциаций.

Деятельность союза (ассоциации), главным образом, направлена на координацию деятельности объединившихся общественных объединений в определенной сфере общественных отношений в целях реализации общих целей, а также на повышение эффективности функционирования объединившихся общественных объединений, в том числе за счет проведения совместных мероприятий и дополнительного привлечения материальных средств.

Для наиболее эффективной реализации целей деятельности целесообразно зарегистрировать союз (ассоциацию) общественных объединений в качестве юридического лица, т.к. в этом случае данное формирование сможет осуществлять не только координационные и совещательные виды деятельности, но также аккумулировать финансовые и материальные средства для осуществления приоритетных проектов, программ и мероприятий.

Имущество ассоциации (союза) формируется за счет регулярных и единовременных поступлений от участников. Порядок внесения взносов участниками, их виды, размеры и формы определяются учредительными документами объединения: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации.

Основным критерием, позволяющим утверждать о принадлежности общественного объединения к общероссийским или межрегиональным общественным объединениям, является наличие структурных подразделений этого общественного объединения в определенном количестве субъектов РФ. Если общественное объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения, то такое объединение является общероссийским. Если общественное объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения, оно признается межрегиональным общественным объединением.

Российские общественные объединения вправе создавать свои структурные подразделения (организации, отделения или филиалы и представительства) в иностранных государствах. У общественного объединения в качестве структурных подразделений могут быть созданы: организации, отделения или филиалы и представительства. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Отличительным признаком филиала и представительства является их расположение вне места нахождения создавшего их юридического лица. В обязательность включения в уставы таких объединений сведений о месте нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.

Структура общественного объединения должна быть указана в его уставе. Таким образом, все виды создаваемых структурных подразделений общественного объединения должны быть отражены в уставе данного объединения.

В качестве самостоятельных структурных подразделений общественных объединений называет также организации и отделения (а создавать отделения общественного объединения может только то общественное объединение, которое зарегистрировано в качестве юридического лица.

Отделение общественного объединения может принимать свой устав, а также действовать на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является. Структурные подразделения общественных объединений обладают определенной организационной обособленностью, которая проявляется в наличии у таких подразделений иерархической внутренней структуры, в целом воспроизводящей аналогичную структуру того общественного объединения, которое создает подразделения.

Общественному объединению, чтобы признаваться региональным общественным объединением, достаточно указать в своем уставе, что его деятельность осуществляется в пределах территории соответствующего субъекта РФ. Региональные и местные общественные объединения вправе также создавать свои структурные подразделения.

Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством РФ.



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал