Учебной дисциплины устойчивое развитие Рекомендуется для направления



Скачать 273.95 Kb.
Дата26.04.2016
Размер273.95 Kb.
ТипПримерная программа
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Устойчивое развитие

Рекомендуется для направления

022000 «Экология и природопользование»

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр


1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Устойчивое развитие» является формирование современных представлений об устойчивом развитии как о научной идеологии и прикладной сфере деятельности на основе освоения научных представлений о соответствующей предметной сфере, а также обобщения и переосмысления приобретенных ранее знаний.
Задачи курса:

- Изучение вклада отечественной и зарубежной науки в формирование идеологии устойчивого развития;

- Изучение основных императивов устойчивого развития;

- Теоретическое освоение пространственной составляющей научной идеологии устойчивого развития;

- Привитие студентам навыков исследований, базирующихся на идеях устойчивого развития в рамках академических дисциплин и направлений.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Курс «Устойчивое развитие» относится к модулю «Основы природопользования» базовой (общепрофессиональной) части раздела «Б.3. Профессиональный цикл» основной образовательной программы.


Курс предполагает знание основных дисциплин естественно-географического цикла, а также важнейших курсов экологической, экономической, социальной, политической и правовой направленности.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


а) Общекультурные / универсальные (ОК) (обязательные для всех профилей подготовки, – все общекультурные компетенции от ОК-1 до ОК-13) соответствуют ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки «Экология и природопользование».
б)  профессиональные:

Общенаучные – все общенаучные профессиональные компетенции от ПК-1 до ПК-3 соответствуют ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки «Экология и природопользование»;
Общепрофессиональные – все общепрофессиональные компетенции от ПК-4 до ПК-7 соответствуют ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки «Экология и природопользование».


    Профильно-специализированные по профилю «Природопользование»:

- знать теоретические основы природопользования, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии (ПК-10);

- владеть методами экологического проектирования и экспертизы, экологического менеджмента и аудита, экологического картографирования; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике – (ПК-11).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: историю формирования концепции устойчивого развития, основы её методологии и основные императивы устойчивого развития.
Уметь: оценивать природные, экономические и социо-культурные факторы устойчивого развития; выявлять его риски и предпосылки.
Владеть: навыками исследований, базирующихся на идеях устойчивого развития в рамках академических дисциплин и направлений.
4. Структура и содержание дисциплины «Устойчивое развитие»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.






п/п




Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра


Виды учебной работы,

включая самостоятельную работу студентов

и трудоемкость

(в часах)

Формы теку-щего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма проме-жуточной) аттестации













Лекции

Семинары

Сам. раб.

(по семестрам)

1

Введение в ис-торию и пробле-матику УР

8

1

2

2

2

Установочный тест

2

Научные основы УР

8

2-3

4

4

4

Контрольный тест

3

Экологический императив УР

8

4-5

4

4

4

Контрольный тест

4

Социальный императив УР

8

6

2

2

2

Контрольный тест

5

Экономический императив УР

8

7

4

4

4

Контрольный тест

6

Индикация УР

8

8

2

2

2

Контрольный тест

7

Проблемы УР России

8

9-10

4

4

4

Контрольный тест

8

Образование для УР

8

11

2

2

2

Контрольный тест




Итого:







24

24

24






Программа учебной дисциплины
Раздел 1. Введение в историю и проблематику устойчивого развития

Исторический экскурс. Предыстория концепции устойчивого развития, важнейшие события: Дж.Форрестер «Мировые динамики» (1970), Конференция ООН по окружающей среде (Стокгольм, Швеция, 1972), А.Печчеи, доклады Римского клуба (Д.Медоуз и др. «Пределы роста», 1972; М.Месарович и Э.Пестель «Человечество у поворотного пункта», 1974; и др.), В.Леонтьев «Будущее мировой экономики» (1977), ООН «Всемирная хартия Земли» (1981).

История концепции устойчивого развития, основные события: учреждение Комиссии ООН по окружающей среде и развитию (Комиссия Г.Х. Брундтланд – КОСР, 1983), представление Доклада КОСР «Наше общее будущее» (1987), конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, Бразилия, 1992), Рио-де Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию, Всемирный саммит по устойчивому развитию (Йоханнесбург, ЮАР, 2002), основные особенности концепции устойчивого развития в интерпретации Йоханнесбургского саммита, План действий по устойчивому развитию К.Аннана. Концепция устойчивого развития как идеология баланса интересов поколений в рамках экологической парадигмы, предписывающей справедливое распределение ограниченных природных благ.

Система основных понятий устойчивого развития: базовые понятия: устойчивость – способность системы сохранять свои свойства (или достаточно быстро восстанавливать их) при внешних воздействиях, развитие – процесс воспроизводства состояния объекта (в общем случае – системы) во времени и в пространстве, потребности (в конечном счете - потребности людей в природных ресурсах и экологических благах) и ограничения (возможностей или способностей окружающей среды удовлетворять современные и будущие потребности людей).

Объект развития в концепциях устойчивого развития – существующие вариации. Социум в его различных проявлениях – от местной общины до человечества в целом как объект развития в концепциях устойчивого развития. Внутренние и внешние движущие силы (аспекты) развития социума: природные, экологические, этнические, хозяйственные, экономические, политические и т.п. Частные компоненты общей или интегральной устойчивости социума: экологическая, экономическая, социальная и пр. Глобальная, национальные и местные «Повестки дня на XXI век», их востребованность, опыт разработки и реализации в мировой практике. Участие России в основных международных акциях по переходу к устойчивому развитию, её объективная заинтересованность в успехе этого глобального проекта.
Раздел 2. Научные основы устойчивого развития

Основные научные принципы устойчивого развития: социальная справедливость; социальная ответственность; экологическая адаптация социума; первичность духовного (культуры) по отношению к материальному (производству); учет пространственной индивидуальности объектов развития.

Научная идеология устойчивого развития. Перевод и интерпретация англоязычного термина “Sustainable development” (устойчивое развитие, сбалансированное развитие, поддерживающее развитие, гармоничное развитие, и др.). Неустойчивость как функция множества переменных: природных изменений, особенно катастроф; антропогенной нарушенности природных систем, в том числе – как жизненной среды этносов; насильственного разрушения традиционного уклада жизни, нарушенности культурных традиций этносов.

Утрата механизмов регуляции устойчивости вследствие разрушения традиционной культуры, вызванного возрастанием производственной деятельности, урбанизацией, крупномасштабными социальными экспериментами, распространением насилия в обществе и т.д. Невозможность абсолютной устойчивости в природе и в обществе. Сведение социальных и экономических колебаний к приемлемому минимуму и формирование механизма поддержания относительной устойчивости в обществе за счет адаптация социума к условиям внешней среды. Пути движения общества к устойчивому развитию. Устойчивость как способность социума (этноса, народа, общества, государства и т.д.) к долговременной адаптации к внешним условиям. Устойчивое развитие как развитие, адаптированное к потенциалу природной среды. Устойчивое развитие как процесс модернизации социума на основе синтеза традиций и экологически приемлемых инноваций.

Территориальная организация устойчивого развития. Принцип «мыслить глобально, действовать локально». Идеальная схема территориальной иерархической организации устойчивости социума: устойчивое локальное сообщество - устойчивый этнос - устойчивое государственное (национальное) сообщество этносов - устойчивая региональная (континентальная) группа государств - устойчивое мировое сообщество.

Атрибуты устойчивого развития в представлениях отечественных и зарубежных ученых. Классики отечественной и мировой науки как предтечи научной идеологии устойчивого развития. Современные устойчивые социумы и их особенности. Черты сходства устойчивых сообществ: культ традиций, культ природы, открытость к инновациям, духовное единство социума, связь культуры и ландшафта, ответственность, патриотизм, моноэтничность и др. Типы и виды страновых моделей устойчивого развития.

Многообразие интерпретаций устойчивого развития в человеческой истории. Укоренённость идей устойчивого развития в национальных культурах: постулаты первобытного коммунизма; постулаты аврамических религий; Британская модель (Magna Carta); Французская модель (свобода, равенство, братство); Ренессанс (возрождение); Просвещение; Resurgence / Возрождение (натурализм как альтернатива капитализму и социализму); Советская модель (моральный кодекс строителя коммунизма).

Российская концепция рационального природопользования. Книга «Нам и внукам» Д.Л.Арманда (1964) и её роль в формировании концепции рационального природопользования. Концептуальной близость идей книги Арманда и доклада КОСР «Наше общее будущее». Основоположники концепции РПП в России (СССР): Ю.Н.Куражсковский, Д.Л.Арманд, Ю.К.Ефремов, В.А.Анучин, А.А.Минц, Ю.Г. Саушкин, Н.Ф.Реймерс (географы и биологи), С.Г.Струмилин, Т.С.Хачатуров, Н.П.Федоренко, К.Г.Гофман, М.Я.Лемешев (экономисты) и др. Основные положения концепции рационального природопользования. Историческая закономерность появления концепции рационального природопользования, её укоренённость в фундаментальных научных достижениях и традиционной экологической культуре народов России. Феноменальная востребованность концепции рационального природопользования в практике государственного управления в советский и постсоветский периоды.


Раздел 3. Экологический императив устойчивого развития

Концепция устойчивого развития в интерпретации КОСР (Г.Х.Брундтланд) как идеология глобальной программы снижения риска неприемлемых экологических последствий за счет системной экологизации общественного производства и социального бытия. Историческая необходимость всесторонней экологизации жизни современного общества. Понятие об экологическом императиве, его сути и формах проявления. Частные формы экологического императива в мировой истории науки и культуры: «Не навреди» (Гиппократ); «Природа – сфинкс» (Ф.И.Тютчев); «Человек и природа» (Дж.П.Марш); «… в согласии с природой» (В.В.Докучаев); «Кормящий ландшафт» (Л.Н.Гумилёв); «Природа знает лучше» (Б.Коммонер) и др.

Современная академическая наука об естественных (природных) ограничениях развития. Феномен интегрированности экологического императива в культуры и традиции коренных народов. Классики марксизма о природно-экологической обусловленности общественного развития. Принципиальное значение концепции ноосферы В.И.Вернадского для системной регламентации взаимодействия природы и общества.

Паллиативный характер представленности экологического императива в современном обществе. Современные подходы к экологизации жизни общества, наиболее характерные примеры. Концепция коэволюции природы и общества Н.Н.Моисеева. Идея равенства «экологических пространств» в Плане действий «Устойчивые Нидерланды», принцип квотирования природопользования как основа развития национальной экономики и формирования образа жизни населения. Интернационализация экологической политики и незыблемость национального суверенитета в природопользовании. Принцип квотирования природопользования моделью основного функционального механизма устойчивого развития.

Система природных ценностей. Основные категории природных благ: природные ресурсы, природные условия и природное наследие. Этика, традиции и право в экологической политике. Ответственность государств и социума за сохранение природных ценностей, отражение экологической регламентации в международном и национальных законодательствах. Основные направления экологизации жизни современного общества. Рациональное и гуманистическое в пересмотре отношения к природным ценностям. Классики западной цивилизации о природных ценностях: Б.Спиноза, А.Леопольд, Ж.Дорст, Р.Карсон и др. Западные экономисты о природных ценностях: А.С.Пигу, Дж.К.Гэлбрейт, Ф.Шумахер, Р.Констанца и др. Отечественные подвижники охраны природы. Управление природными ценностями в России и в зарубежных странах: традиции, современное состояние, тенденции развития и перспективы.

Понятие природного наследия. Фактор природного наследия и его роль в общественном развитии. Историзм категории «природное наследие». Основные категории понятийно-терминологической системы «природное наследие»: биологическое разнообразие, ландшафтное разнообразие, георазнообразие, природное разнообразие. Охрана и использование природного наследия. Статуирование природного наследия. Деятельность ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций в сфере охраны природного наследия. Особо охраняемые природные территории в отечественной и мировой практике сохранения природного наследия. Дурбанский конгресс МСОП об охране природного наследия. Закономерность постепенной трансформации природных ресурсов и природных условий в природное наследие. Природное наследие России, проблемы его охраны и использования в интересах устойчивого развития страны.


Раздел 4. Социальный императив устойчивого развития

Человеческий фактор развития. Понятие о человеческом капитале. Социальные императивы развития от древних времен до наших дней. Классики мировой культуры о месте культуры в развитии человеческой цивилизации (Махатма Ганди, Н.К.Рерих, Л.Н.Гумилев, Д.С.Лихачев, А.С.Панарин и др.). Социальные параметры развития, проблемы их оценки измерения. Индекс человеческого развития и его дифференциация по странам мира. Культурные традиции как ценностная категория. Соотношение традиций и инноваций в развитии социума. Культурное пространство, факторы его интеграции и распада. Понятие о культурной ренте и потенциал её использования в интересах устойчивого развития.

Культурное многообразие и формы его проявления. Культурное многообразие как аналог природного разнообразия в обществе, приоритетная цивилизационная ценность, важнейшая категория культурной политики и условие устойчивого развития социума. Глобальный феномен этнического и культурного многообразия. Понятие о культурной глобализации и её социальных последствиях. Формы проявления культурной глобализации в современном мире, механизмы её предупреждения и преодоления. Деятельность ООН и ЮНЕСКО в сфере охраны культурного многообразия. Всемирная комиссия по культуре и развитию Хавьера Переса де Куэльяра (ЮНЕСКО и ООН, 1992 – 1996 гг.) и её доклад «Наше творческое разнообразие». Стокгольмская конференция по культуре и развитию (1998 г.). Современные акции мирового сообщества в сфере культурной политики.

Фактор культурного наследия общественного развития. Многообразие культурного наследия, его основные формы, материальное и нематериальное наследие. Факторы риска культурному наследию и масштабы их проявления в мире. Формы охраны культурного наследия. Роль институтов гражданского общества в сохранении наследия. Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного наследия. Экономические аспекты политики в области наследия. Феномен абсолютной эффективности сохранения наследия. Культурное наследие как фактор развития. Единство культурного и природного наследия. Культурное наследие России, проблемы его охраны и использования в интересах устойчивого развития страны. Картографирование культурного многообразия и наследия, карты и атласы наследия.


Раздел 5. Экономический императив устойчивого развития

Глобализация (экономическая глобализация) и устойчивое развитие: взаимосвязанное множество или альтернативные варианты. Концепция глобализма и ее региональная специфика. Пять признаков империализма в работах В.И.Ленина. Признаки глобализации: рост коммуникационных возможностей; становление системы мировой экономики, работающей в режиме реального времени; усиление процессов межкультурных взаимодействий; снижение роли государства в процессах международных отношений; становление глобализма как формы общественного сознания; нарастание социального и территориального расслоения. Современный мир как рынок транснациональных корпораций и мультинациональных банков. Глобализация как монополизация экономики, финансов, информационных сетей, сфер обслуживания. Глобализация как процесс разрушения государств, краха среднего класса, возникновения новых форм бедности. Глобализация как усиление территориального расслоения на страновом и региональном уровнях

Концепция устойчивого развития как альтернатива глобальному капитализму. Методы системной динамики Дж.Форрестера. Математические теории иерархических многоуровневых систем; кибернетические модели и концепция органического роста М.Месаровича и Э.Пестеля. Методы и теории упрощения, равновесия, гомеостаза и конвергенции, использованные в докладе Д.Медоуза, принципы планетарной взаимозависимости, гуманистического социального порядка и планирования. Научное обоснование утверждения о режиме воспроизводства социальных неравенств (диспаритетов) как фундаментальной причине деградации природной среды, снижения уровня и качества жизни большинства населения планеты и, как следствие, политической радикализации и глобальной неустойчивости. Теория катастроф и ее взаимосвязь с концепциями глобализма и устойчивого развития. Причины катастроф: природные (эффекты потенциала природы); экологические (антропогенные нагрузки на экосистемы); техногенные и социальные (рассогласование элементов в человеко-машинных системах); социальные и гуманитарные (неэффективность социального управления). Проблемы глобальной социальной безопасности: социальная практика как результат насилия, эксплуатации и конкуренции вступает в противоречие с потребностью общества в безопасности как результате синергизма, сотрудничества, кооперации и партнерства.

Влияние корпоративного сектора на глобализацию и устойчивое развитие. Корпоративный сектор России и государство. Противоречия между интересами корпораций, региональных органов управления и власти и территориальных общностей населения. Региональные группировки крупнейших корпораций России и их влияние на региональное развитие. Факторы обеспечивающие устойчивое развитие в условиях глобализации. Высокий уровень накопленного национального богатства. Амортизация природной среды для обеспечения безопасности жизни человека. Переориентация экономики с ресурсного на информационный тренд развития. Обобществление социально-экономической инфраструктуры. Общественный контроль за финансовыми потоками. Борьба с бедностью социальным и территориальным неравенством.


Раздел 6. Индикация устойчивого развития

Геоинформационное обеспечение устойчивого развития. Технологии мониторинга. Становление и краткий обзор методов мониторинга. Дистанционное зондирование, гидрологический и метеорологический мониторинг, государственные кадастры и статистика. Примеры организации и функционирования мониторинговых систем. Организация сбора информации для решения задач устойчивого развития территорий. Современные направления применения картографического метода. Моделирование тематического содержания карт и картографический метод исследования. Математико-картографическое моделирование. Комплексное картографирование и устойчивое развитие территорий. Характеристика современных ГИС. Интеллектуализация ГИС. Мультимедийные системы. Комплексные цифровые модели территорий. Современные направления развития геоинформатики. Комплексное моделирование устойчивого развития.

Оценивание развития – индексы и индикаторы. Измерения устойчивости развития. Факторы устойчивого развития. Построение интегральных индикаторов и системы индикаторов. Сравнение оцениваемых объектов. Потенциал развития. Национальное богатство, ВВП, накопленные производственные фонды, продолжительность жизни, естественный прирост населения, достигнутый уровень образования и т.д. как характеристики потенциала развития. Понятие «капитал» в оценках и измерении устойчивости развития. Практический анализ наиболее распространенных индикаторов - валового внутреннего продукта, общего и в расчете на душу населения; показателя национального богатства (с подразделением его на три составляющих: человеческий, производственный и природный капиталы); показателя истинных сбережений; «Зеленых счетов»; индекса развития человеческого потенциала; реального прогресса и устойчивого экономического благосостояния; экологической устойчивости; «живой планеты»; здоровья населения; конкурентоспособности; восприятия коррупции; свободы и др.
Раздел 7. Проблемы устойчивого развития России

Национальные предпосылки устойчивости развития. Национальный капитал России, его основные компоненты (природный капитал, человеческий капитал, производственный капитал) и специфические особенности. Стратегический резерв развития: традиции и уникальное природное и культурное наследие народов России. Правовые основы и институциональная инфраструктура устойчивого развития России.

Основные факторы риска развитию России (экологический, экономический, политический, социальный), особенности их проявления в прошлом и в настоящее время. Риски реальные и мнимые. Решающая роль природных и экологических рисков в развитии. Вопрос об экономической эффективности (в показателях производительности труда, материалоёмкости производства, экологичности хозяйства и быта, уровня жизни населения и др.) системы производственных отношений в идеологии развития. Внешние и внутренние политические риски. Социальный риск и его главный фактор в современной России – социальное расслоение. Основные социальные проблемы современной России (по Д.С.Львову): социальная апатия (утрата смысла трудовой деятельности, смысла культурного роста, смысла жизни) и социальная агрессия (рост преступности в обществе и криминогенности среды).

Формирование идеологии и стратегий развития страны. Проблемные вопросы перехода России к устойчивому развитию: возможно ли устойчивое развитие без идеологии? Имеется ли идеология развития в успешных зарубежных странах? Имеется ли идеология развития в мире в целом? Имеется ли идеология и стратегия развития в современной России? Идеология и стратегия развития в прошлом; принципиальные прецеденты (Петровские реформы, План ГОЭЛРО и др.). Социальная сплоченность, солидарность социума как решающий фактор устойчивого развития и возможность ли таковой в современной России.

География развития как адекватный профессиональный ответ географического сообщества на вызовы современности. География развития – новая научная дисциплина о закономерностях проявления факторов пространственной неоднородности в общественной динамике. Основные проблемы географии развития: систематика параметров развития; пространственная интерпретация феномена развития, выявление факторов развития, индикация развития, выявление закономерностей развития, типология развития, районирование развития, прогнозирование развития, пространственная регламентация в управлении развитием.

Сценарии развития России (по К.С. Лосеву): сценарии выхода из системного кризиса, сценарий структурной перестройки, сценарий ЦРУ для России, «Сценарий Грефа» – стратегия развития РФ до 2010 г. и его оценка, другие сценарии и прогнозы. Устойчивое развитие России как целенаправленный солидарный творческий труд определяющего большинства её граждан.


Раздел 8. Образование для устойчивого развития

История и суть вопроса. Образование как социальный институт. Миссия образования и воспитания в человеческой истории. Исторический контекст феномена образования для устойчивого развития. Преемственность образования для устойчивого развития, его связь с экологическим образованием и внутренняя логика развития. Представления о содержании и структуре образования для устойчивого развития. Образование и устойчивое развитие в международных документах. Признание образования в качестве «решающего фактора перемен» в современном мире. Всеобщий (рамочный) характер образования для устойчивого развития. Декада ООН образования для устойчивого развития (2005-2014 гг.). Сферы и уровни образования для устойчивого развития.

География образования для устойчивого развития как глобального цивилизационного проекта. Зарождение образования для устойчивого развития в наиболее развитых странах мира. Потенциал развития образования для устойчивого развития в различных странах мира. Опыт внедрения идей образования для устойчивого развития в передовых в рассматриваемом отношении странах мира: Великобритания, Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия, Нидерланды, Германия, Италия, Франция, Австралия, США, Канада, Япония. Интересы развивающихся стран. Роль международных организаций (ООН, ЮНЕСКО и др.). Инфраструктура образования для устойчивого развития в современном мире, ведущие научно-методические центры, журналы, Интернет-ресурсы и пр.

Образование для устойчивого развития в России. Традиции и национальный опыт сферы образования и просвещения в России. Миссия образования в современной России на пути её перехода к устойчивому развитию. Отечественный потенциал образования для устойчивого развития. Научные и организационные проблемы внедрения новой образовательной идеологии. Основные научно-методические центры страны по внедрению образования для устойчивого развития. Международное сотрудничество в области образования для устойчивого развития, включая сотрудничество стран-членов СНГ.

Миссия географии в устойчивом развитии: привитие современной географической культуры самым широким слоям населения в адекватных для различных его слоев формах; внедрение профессиональных географических знаний и навыков в систему подготовки всех без исключения специалистов; массовая подготовка преподавателей различных профессиональных ориентаций, для внедрения профессиональных географических знаний и распространения современной географической культуры; развитие научных исследований, нацеленных на решение географических аспектов проблем устойчивого развития.
5. Рекомендуемые образовательные технологии

Широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.



В рамках учебного курса могут быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Предложите вашу собственную версию (версии) перевода на русский язык англоязычного термина «sustainable development».

  2. Является ли закономерным событием мировой истории появление концепции устойчивого развития? И, если да, то в чем выражается эта закономерность?

  3. Что общего между западной концепцией устойчивого развития и российской (советской) концепцией рационального природопользования?

  4. Возможна ли подлинно научная концепция устойчивого развития? Если да, то сформулируйте основные требования к ней. Если нет, то обоснуйте свою позицию.

  5. Сформулируйте свой вариант экологического императива современному обществу.

  6. Назовите приоритетные факторы экологического риска развитию современного общества.

  7. Сформулируйте свой вариант социального императива устойчивого развития современному обществу.

  8. Назовите приоритетные факторы социального риска развитию современного общества.

  9. Сформулируйте свой вариант экономического императива устойчивого развития современному обществу.

  10. Назовите приоритетные факторы экономического риска развитию современного общества.

  11. Назовите приоритетные факторы политического риска развитию современного общества.

  12. Предложите собственную версию системы основных (основополагающих, базовых) императивов устойчивого развития для России (от 1 до 5-7 позиций).

  13. Назовите приоритетные факторы риска устойчивому развитию для современной России.

  14. Назовите известных вам отечественных ученых – исследователей в области устойчивого развития.

  15. Назовите известных вам зарубежных ученых – исследователей в области устойчивого развития.

  16. Приведите примеры стран демонстрирующих в настоящее время: а/ устойчивое развитие; и б/ неустойчивое развитие. Объясните соответствующие феномены.

  17. Приведите примеры регионов России, демонстрирующих в настоящее время: а/ устойчивое развитие; и б/ неустойчивое развитие. Объясните соответствующие феномены.

  18. Предложите минимальный набор показателей для целей мониторинга устойчивости развития: а/ стран мира; б/ России и в/ отдельных регионов (субъектов федерации) России.

  19. Назовите периоды в истории России, характеризующиеся: а/ устойчивым развитием и б/ неустойчивым развитием.

  20. В чем, по вашему мнению, состоит потенциал воздействия науки (биологии, географии, экономики, социологии и др.) на повышение устойчивости развития: а/ России и б/ человечества в целом.


Примерная тематика рефератов

  1. Оценка потенциала использования достижений науки (биологии, географии, социологии, экономики и др.) или их частных отраслей (биогеографии, геоэкологии, гидрологии, метеорологии, почвоведения и т.д.) в целях обеспечения устойчивого развития.

  2. Научные основы идеологии устойчивого развития.

  3. Устойчивое развитие в истории зарубежных стран: ретроспектива.

  4. Устойчивое развитие в истории России: ретроспектива.

  5. Потенциал устойчивого развития США: современное состояние и перспективы.

  6. Потенциал устойчивого развития стран Европейского Союза: современное состояние и перспективы.

  7. Потенциал устойчивого развития развивающихся стран: современное состояние и перспективы.

  8. Потенциал устойчивого развития России: современное состояние и перспективы.

  9. Сценарии устойчивого развития России.

  10. Повестка дня на XXI век для России.

  11. Местная повестка дня на XXI век для одного из регионов (субъекта федерации) России (по выбору).

  12. Научные основы образования для устойчивого развития и потенциал его развития в России.


Примерный перечень вопросов к экзамену / зачету

  1. Понятие об «устойчивом развитии». Основные определения и толкования. Авторы концепции устойчивого развития.

  2. Исторический контекст и предпосылки появления идеологии устойчивого развития.

  3. Основные понятия концепции устойчивого развития.

  4. Общенаучные основы устойчивого развития.

  5. Российская концепция рационального природопользования.

  6. Географические аспекты концепции устойчивого развития.

  7. Экологический императив устойчивого развития.

  8. Экологические ограничения развития.

  9. Управление природопользованием в интересах устойчивого развития.

  10. Социальный императив устойчивого развития.

  11. Культурное многообразие и развитие.

  12. Экономический императив устойчивого развития.

  13. Глобализация и развитие.

  14. Повестка дня на XXI век: глобальный, национальный и местный уровни.

  15. Геоинформационное обеспечение устойчивого развития.

  16. Индикация развития.

  17. Стратегии и сценарии устойчивого развития.

  18. Проблемы перехода России к устойчивому развитию.

  19. Образование для устойчивого развития: идеология и содержание.

  20. Миссии предметных научных дисциплин (география, экология, экономика и др.) в устойчивом развитии.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Устойчивое развитие»

а) основная

  1. Арманд Д. Нам и внукам. – М.: Мысль, 1964.

  2. Введение в теорию устойчивого развития: Курс лекций. – М.: СТУПЕНИ, 2002.

  3. Государственный доклад “О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2009 году”. - М., 2008 (и Госдоклады предшествующих лет изданий).

  4. Йоханнесбургский меморандум. – М.: ОГИ, 2002.

  5. Наше общее будущее. Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989.

  6. На пути к образованию для устойчивого развития в России. Под ред. Н.С. Касимова и С.М. Малхазовой. – М.: Геос, 2006.


б) дополнительная литература:

  1. Акимова Т.А., Мосейкин Ю.Н. Экономика устойчивого развития. Учебное пособие. М.: Экономика, 2009.

  2. Бабурин В.Л., Мазуров Ю.Л. Географические основы управления. Курс лекций по экономической и политической географии. – М.: Дело, 2000.

  3. Бобров А.Л. Устойчивое развитие и экономика природопользования. - М., 2002.

  4. Бобылев С.Н. и др. Экономика устойчивого развития: Учебн. пособие. – М.: Ступени, 2004.

  5. Бобылёв С.Н., Зубаревич Н.В., Соловьёва С.В., Власов Ю.С. Устойчивое развитие: методология и методики измерения: Учебное пособие. Серия «Высшее образование». – М.: Экономика, 2011.

  6. Воейков А.И. Воздействие человека на природу. – М.: Географгиз, 1949.

  7. Глобальная экологическая перспектива 2000. Доклад ЮНЕП о состоянии окружающей среды в конце тысячелетия. – М.: ИнтерДиалект +, 1999, а также ГЕО 3 (М., 2002).

  8. Гор Эл. Земля на чаше весов. Экология и человеческий дух. Пер. с англ. – М.: ППП, 1993.

  9. Горшков С.П. Концептуальные основы геоэкологии. – Смоленск: СГУ, 2001.

  10. Дурбанский аккорд: Материалы Пятого всемирного конгресса по особо охраняемым природным территориям. Пер. с англ. Отв. ред. Ю.Л. Мазуров. – М.: Институт Наследия, 2004.

  11. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. – М.: Инфра-М, 2005.

  12. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2002, №9-10.

  13. Касимов Н.С, Мазуров Ю.Л., Тикунов В.С. Феномен концепции устойчивого развития и его восприятие в России // Вестник РАН. 2004. №1.

  14. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. – М.: Аспект Пресс, 2001.

  15. Лосев К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в ХХI в. – М.: Космосинформ, 2001.

  16. Мазуров Ю.Л., Пакина А.А. Экономика и управление природопользованием. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.

  17. Образование для устойчивого развития: Материалы Всероссийского совещания. Под ред. Н.С. Касимова, В.С. Тикунова. – Смоленск: Маджента, 2003.

  18. Образование для устойчивого развития: Материалы семинара «Экологическое образование и образование для устойчивого развития» / Под ред. Н.С. Касимова. – Смоленск: Универсум, 2004.

  19. Основные положения стратегии Устойчивого развития России. Комиссия Государственной Думы по проблемам устойчивого развития. Москва, 2002 г. http://www-sbras.nsc.ru/win/sbras/bef/strat.html.

  20. Панарин А.С. Искушение глобализмом. – М.: Эксмо-пресс, 2002.

  21. Устойчивое развитие: проблемы и перспективы тт.1-4. Издание Института географии РАН. – М.: Изд-во КМК, 2002-2010.

  22. Россия в окружающем мире: (Аналитический ежегодник). - М.: Изд-во МНЭПУ, 1998-2010.

  23. Рипкема Д. Экономика исторического наследия. Пер с англ. – М.: ЗАО «Билдинг Медиа Групп», 2006.

  24. Указ Президента Российской Федерации от 04.04.1994 № 236 «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». http://ru.wikisource.org/wiki/Указ_Президента_РФ_от_4_февраля_1994_г._№_236.

  25. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 440 «О концепции перехода РФ к УР». http://ru.wikisource.org/wiki/Указ_Президента_РФ_от_1.04.1996_№_440.

  26. Хокен П., Ловинс Э., Ловинс Х. Естественный капитализм: грядущая промышленная революция. Пер. с англ. – М.: Наука, 2002.

  27. Устойчивое развитие: ресурсы России. Под общей редакцией академика РАН Н.П. Лаверова – М.: Изд. центр РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004.

  28. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. колл.: Д.С. Львов, А.Г. Поршнев. – М.: Экономика, 2002.

  29. Gilpin, Alan. 1997. Dictionary of Environment and Sustainable Development. – John Wiley & Sons, West Sussex.

  30. Marsh, George P. 1864 (1871). Man and nature: or physical geography as modified by human action. - Charles Scribner & Company, N.Y.

  31. Pepper D. The roots of modern environmentalism. – Routledge, London & New York, 1986.

  32. Scott, Willam and Stephen Gough. 2003. Sustainable Development and Learning: Framing the Issues. RoutlegeFalmer, London and New York.

  33. Scott, Willam and Stephen Gough (Eds). 2004. Key Issues in Sustainable Development and Learning. RoutlegeFalmer, London and New York.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы



http://www.un.org/ru/development/sustainable/ (ООН и устойчивое развитие)

http://www.un.org/esa/sustdev/ (Комиссия ООН по устойчивому развитию).

http://wdc.org.ua/ (Всемирный Центр Данных по геоинформатике и устойчивому развитию).

http://www.un.org/ru/development/progareas/dsd.shtml (Информация об органах ООН в области устойчивого развития, глобальных и региональных программах этой тематики).

http://www.fund-sd.ru/ (Фонд «Устойчивое развитие»).

http://www.wwf.ru/sustainability/ (WWF и устойчивое развитие).

http://www.ustoichivo.ru/ (Информационный сайт по устойчивому развитию).

http://sdo.uni-dubna.ru/journal/ и http://www.yrazvitie.ru/ (Официальные сайты редакции журнала «Устойчивое развитие. Наука и практика»).

http://www.sustainabledevelopment.ru/ (Сайт совместная программа Центра экологической политики России и Общественной палаты РФ).

http://www.clubofrome.org/eng/home/ (сайт «Римского клуба»).

http://www.worldbank.org/ (сайт Всемирного банка с разделом по устойчивому развитию).

http://www.wri.org/ (сайт некоммерческой организации World Resources Institute).

http://www.worldwatch.org/ (сайт некоммерческой организации World Watch Institute).
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Устойчивое развитие»
Согласно требованиям к материально-техническому обеспечению учебного процесса, утвержденным Министерством образования РФ, включая оборудование для электронных презентаций, доступ студентов к ресурсам интернета и книжный фонд библиотеки.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 022000 «Экология и природопользование» и профилям «Экология», «Природопользование» и «Геоэкология».


Разработчики* (в том числе из вузовского сообщества и представителей работодателей):

МГУ им. М.В. Ломоносова декан географического ф-та Н.С. Касимов

МГУ им. М.В. Ломоносова профессор географического ф-та Ю.Л. Мазуров

* при участии В.Л. Бабурина, д.г.н., профессора и В.С. Тикунова, д.г.н., профессора (Московский государственный университет)



Эксперты (представители работодателей):
Института физики Земли

им. О.Ю.Шмидта РАН Директор, академик РАН А.О. Глико


Институт географии РАН Зам. директора А.А. Тишков
Министерство природных Зам. директора департамента

ресурсов и экологии РФ гос. политики в области



охраны окружающей среды А.М. Амирханов
Программа одобрена на заседании УМС по экологии и устойчивому развитию от 18 февраля 2011 г., протокол №1-эко/умо.






База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал