Управление библиотечных фондов (Парламентская библиотека) библиодосье



страница1/5
Дата23.04.2016
Размер0.85 Mb.
  1   2   3   4   5




Управление библиотечных фондов (Парламентская библиотека)

БИБЛИОДОСЬЕ

Подготовлено по запросу


Комитета Государственной Думы

по природным ресурсам,


природопользованию и экологии

к «круглому столу» на тему



«Актуальные вопросы экологического контроля (надзора)

в Российской Федерации»
по информационно-библиографическим ресурсам

Управления библиотечных фондов

(Парламентской библиотеки)

Москва,


декабрь 2012 г.

Предлагаемое библиодосье к «круглому столу» на тему


«Актуальные вопросы экологического контроля (надзора) в Российской Федерации»
подготовлено по запросу Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии на основе информационно-библиографических ресурсов Управления библиотечных фондов (Парламентской библиотеки).

Библиодосье состоит из четырех частей.



Первая часть содержит публикации в журналах о совершенствовании системы управления в сфере охраны окружающей среды, экологии и природопользования, о деятельности Управления государственного экологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, о развитии общественного контроля над деятельностью всей системы органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды, а также об опыте формирования и развития организационно-экономического механизма управления охраной окружающей среды в США.

Во второй части представлена статистическая и справочная информация о состоянии окружающей среды в январе - сентябре 2012 г. и о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в 2012 г.

В третьей части приводятся материалы социологического опроса об оценке россиян состояния окружающей среды.

В четвертой части представлен дополнительный список книг, авторефератов диссертаций, публикаций в журналах, сборниках, газетах и интернет-ресурсах по указанной теме. Библиографические записи на книги и авторефераты диссертаций расположены в алфавитном порядке авторов или заглавий, на публикации в журналах, сборниках, газетах и интернет-ресурсах в обратном хронологическом порядке, внутри – в алфавитном порядке авторов или заглавий.



СОДЕРЖАНИЕ*

Часть I

Публикации в журналах







Боголюбов С.А. От поручений президента Российской Федерации - к правовому экологическому государству (о совершенствовании системы управления в сфере охраны окружающей среды и о восстановлении муниципального экологического контроля)
Амирханов А.М. Контроль и надзор в Росприроднадзоре
Соколова Н.Р. Практика государственного экологического надзора (о деятельности

Управления государственного экологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования)


Дудникова А.Г. Изменения в законодательстве: от контроля к надзору (комментарий

к Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»)


Чуркин Н.П., Жуков В.В. Общественные приемные по работе с обращениями граждан России в сфере охраны окружающей среды, экологии и природопользования, как эффективный механизм общественного контроля в обеспечении экологической безопасности регионов (о развитии общественного контроля над деятельностью всей системы органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды, экологии и природопользования)
Кручинина Н.В. Управление охраной окружающей среды в США



4
7


9

15
21
26


Часть II




Статистическая и справочная информация


31

Часть III




Материалы социологического опроса


36

Часть IV




Дополнительный список книг, авторефератов диссертаций, публикаций

в журналах, сборниках, газетах и интернет-ресурсах


Книги, авторефераты диссертаций
Публикации в журналах, сборниках, газетах и интернет-ресурсах



38
39




Составители:

Научное редактирование - канд. филол. наук Т.А. Москаленко (начальник отдела библиотечно-информационного обслуживания УБФ (ПБ);

Поиск, анализ, отбор, систематизация материалов в ресурсах УБФ (ПБ), полнотекстовых базах данных, формирование библиографических списков, подготовка материалов социологического опроса, оформление библиодосье – Н.Н. Логинова (консультант отдела библиотечно-информационного обслуживания УБФ (ПБ); подготовка статистической и справочной информации – Е.Л. Малахова (консультант отдела ведения баз данных и государственной библиографии по официальным документам УБФ (ПБ);

Сканирование публикаций, подготовка электронной версии библиодосье, размещение на сайте УБФ (ПБ) в сети Интранет Государственной Думы по адресу: http://parlib-search.duma.gov.ru/ -
С.А. Домченков (консультант отдела электронных изданий УБФ (ПБ), А.В. Ильин (старший специалист 2 разряда отдела библиотечно-информационного обслуживания УБФ (ПБ).

Контакты: тел.8-495- 692-68-75, факс 8-495-692-97-36, e -mail: parlib@duma.gov.ru

Часть I

Публикации в журналах

ОТ ПОРУЧЕНИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ –

К ПРАВОВОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ГОСУДАРСТВУ*

О совершенствовании системы управления в сфере охраны окружающей среды

и о восстановлении муниципального экологического контроля



С.А. Боголюбов, заведующий отделом аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (ИЗиСП), доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации



Тезисы выступления на «круглом столе» в Государственной Думе на тему: «Об исполнении поручений Президента Российской Федерации по итогам состоявшегося 27 мая 2010 г. заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации по реформированию системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды»

1. Экологическая экспертиза наряду с оценкой воздействия на окружающую среду любой хозяйственной деятельности или проекта служит основой предупреждения антиэкологических управленческих решений. В условиях преодоления системного экономического и финансового кризиса институт государственной экологической экспертизы испытывает серьезные затруднения, попытки обхода и значительные покушения на принцип презумпции вредности, опасности любого проекта, любой хозяйственной деятельности, пока не будет доказано обратное.

Не будет преувеличением констатировать, что экологическая экспертиза и ее законодательное регулирование являются стержнем охраны окружающей среды и всего природоохранного, экологического законодательства.

Поэтому проблемы объективного наступления экономики, предпринимательства на этот важнейший институт экологического права, требуют осмысления стратегического значения всего института государственной и общественной экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза, как способ обеспечения соблюдения принципа презумпции опасности любой хозяйственной и иной деятельности, пока не будет заказчиком доказано обратное, является достижением российского законодательства и права на современном этапе. В последнее время институты оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и государственной экологической экспертизы испытывают серьезное давление инвестиционной экономики, предпочитающей освобождаться от так называемых административных, считающихся излишними барьеров: специфическая экологическая экспертиза при градостроительной деятельности отменена и включена в общую градостроительную экспертизу проектов.

<…> основными направлениями реформирования системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды следует усилить институт государственной экологической экспертизы, как способа правовой защиты от потенциального негативного воздействия хозяйственной деятельности, восстановив необходимость ее проведения в отдельных сферах (градостроительная деятельность, лесоустроительная документация, проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду).

2. Особое место в системе превентивной защиты от принятия антиэкологических управленческих решений занимает оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), значение которой также в последнее время существенно снижается ввиду необязательности ее проведения и отсутствия ответственности заказчика за несоблюдение требований материалов ОВОС. Одним из важнейших достоинств ОВОС является то, что в ходе ее проведения предусмотрены специальные формы учета общественного мнения о принимаемых экологически значимых решениях на стадии планирования хозяйственной и иной деятельности.

Однако заказчиками документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, зачастую не соблюдаются требования, предусмотренные для проведения общественных слушаний и, в особенности, для включения их результатов в материалы ОВОС. В связи с этим, представляется необходимым повысить роль общественных слушаний при проведении ОВОС, закрепив необходимость учета их результатов заказчиком документации.

3. Одним из основных приоритетов и достижений административной реформы было сокращение количества административных барьеров для бизнеса, при этом зачастую любой механизм охраны окружающей среды воспринимается его представителями как избыточный барьер, препятствующий развитию предпринимательской деятельности. Это повлекло ряд изменений законодательства в последние годы, в результате которых из некоторых сфер были исключены важнейшие эколого-правовые механизмы (лицензирование, государственная экологическая экспертиза), был закреплен переход от исключительно административных к договорным началам предоставления природных ресурсов в пользование. Данные меры, по нашему мнению, привели к снижению эффективности государственного управления в отдельных его сферах. Представляется, что наблюдающаяся в последнее время общая тенденция снижения уровня административного воздействия не должна приводить к ослаблению государственного, общественного и производственного экологического контроля.

4. Одним из наиболее эффективных механизмов охраны окружающей среды, доказавших за годы своего существования свою эффективность, являлся упраздненный в настоящее время муниципальный экологический контроль. Он существенно дополнял федеральный государственный экологический контроль и государственный экологический контроль субъектов Российской Федерации, позволял им сконцентрироваться на контроле крупных объектов, оказывающих серьезное негативное воздействие на окружающую среду.

Ослабление полномочий муниципального контроля наблюдалось с 2007 г. Во второй половине 2000-х гг. муниципальный экологический контроль исключается из Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 и из ст. 68 и 68-1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»2, но остается в ряде других федеральных, а также региональных законов и иных нормативных правовых актов.

Решение об упразднении муниципального экологического контроля не представляется нам обоснованным: его слабость в большинстве регионов, муниципальных образований и иные недостатки, в том числе и, прежде всего, проявляемые в ходе муниципального правотворчества, не должны влечь ликвидации самого института муниципального экологического контроля, заслуживающего законодательной поддержки и распространения накопленного за десятилетие положительного опыта; меры по охране окружающей среды, закрепленные законодательством за органами местного самоуправления, не могут осуществляться без полномочий в области экологического контроля.

По нашему мнению, отмена муниципального экологического контроля неизбежно приводит к сосредоточению полномочий по осуществлению экологического контроля исключительно на федеральном и региональном уровнях и затрудняет реализацию принципа участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды, закрепленного в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Органы местного самоуправления наиболее приближены к населению, могут оперативно реагировать на информацию о совершении экологических правонарушений и пресекать их, поэтому в случае исключения муниципального экологического контроля из перечня видов экологического контроля существенно сужаются гарантии реализации природоресурсных и природоохранных прав граждан.

В целях совершенствования системы управления в сфере охраны окружающей среды необходимо скорейшее восстановление муниципального экологического контроля, что позволит повысить эффективность природоохранной деятельности, повысит степень соблюдения экологических требований субъектами хозяйственной деятельности.

5. Одним из важнейших направлений реформирования системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды, получивших новое звучание в связи с поручениями Президента РФ Д.А. Медведева, является развитие экологического образования и просвещения. Статьи 71 и 72 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закрепляют всеобщность и комплексность экологического образования, что в связи с постоянным изменением экологической ситуации и средств научно-технического прогресса, предполагает непрерывность преподавания экологических знаний.

В данной связи следует принять меры по повышению эффективности деятельности в этой сфере, в том числе по включению экологического образования в число обязательных учебных предметов образовательных учреждений системы общего и профессионального образования, предусмотрев разработку соответствующих государственных образовательных стандартов и учебно-методических пособий.

6. Основой реформирования государственного управления в сфере охраны окружающей среды была и остается единая государственная экологическая политика. Прошло более пятнадцати лет с момента принятия первых Указов Президента РФ, заложивших ее основы. С тех пор изменилась социально-экономическая ситуация в стране, экологическое и отдельные акты иных отраслей законодательства, однако приоритеты экологической политики, основным из которых является соблюдение права каждого на благоприятную окружающую среду, закрепленного ст. 42 Конституции РФ3, остались неизменными.

Развитие экономики России на современном этапе, учитывая мировой финансовый кризис и иные экономические и политические реалии, невозможно без обеспечения провозглашенных Президентом РФ принципов экологической и энергетической эффективности, ресурсо- и энергосбережения и других основных целей, которые должны найти отражение в современной экологической политике России.

Таким образом, при формировании основ экологической политики следует учесть:

- Экологическую доктрину Российской Федерации, одобренную Распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р4;

- Энергетическую стратегию России на период до 2030 г., утвержденную Распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р5;

- основные требования федерального законодательства об охране окружающей среды.

Эти и другие шаги, по нашему мнению, должны повысить эффективность государственного управления в сфере охраны окружающей среды, привести к укреплению государственной власти, создать позитивный имидж России на международной арене, как правового государства, в котором обеспечивается неукоснительное соблюдение экологических прав граждан.
1 C3 РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

2 C3 РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

3 C3 РФ. 2009. №4. Ст. 445.

4 СЗ РФ. 2002. № 36. Ст. 3510.

5 C3 РФ. 2009. № 48. Ст. 5836.
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В РОСПРИРОДНАДЗОРЕ*

(извлечение)





А.М. Амирханов, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования



В конце 2010 г. в связи с передачей полномочий от Ростехнадзора Росприроднадзору был назначен еще один заместитель главы Росприроднадзора - A.M. Амирханов, один из признанных экспертов в вопросах охраны окружающей среды в России.

Новый заместитель стал курировать Управление экологического контроля. Так как это направление деятельности очень важно для экологов промышленных предприятий, редакция обратилась к A.M. Амирханову с рядом вопросов.

- Амирхан Магомедович, с 1 октября 2010 г. Росприроднадзор приступил к исполнению полномочий по разрешительно-надзорной деятельности, переданных от Ростехнадзора. Можно ли сегодня, по истечении 5 месяцев, сказать, что выполнение разрешительной и контролирующей функций одним ведомством позитивно отражается как на исполнении административных процедур, так и на общем взаимодействии с промышленными предприятиями?

- Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» были внесены соответствующие изменения в Положение о Росприроднадзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400. К компетенции Росприроднадзора добавились функции выдачи разрешений на выбросы и сбросы, утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I—IV классов опасности, проведения государственной экологической экспертизы федерального уровня и ряд других функций, ранее осуществляемых Ростехнадзором.

За короткий срок исполнения переданных полномочий можно сделать вывод, что выполнение разрешительных и контролирующих функций одним органом государственной власти положительно сказывается как на исполнении административных процедур, так и на общем взаимодействии с хозяйствующими субъектами.

Сосредоточение полномочий в области охраны окружающей среды в одном государственном органе позволяет единообразно и комплексно решать проблемы, с которыми сталкиваются хозяйствующие субъекты.

После наделения Росприроднадзора новыми полномочиями были подготовлены предложения по актуализации нормативных правовых актов и разработке новых, направленных на существенное исправление положения в данной сфере деятельности.

Необходимо отметить, что предложения Росприроднадзора включены в План нормотворческой деятельности Минприроды России на 2011 г., утвержденный приказом от 19.01.2011 № 12.

Кроме того, прослеживается экономия временных затрат на подготовку и проведение проверок хозяйствующих субъектов. Ограничения по времени введены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Также снимается часть нагрузки с самого хозяйствующего субъекта, которому ранее приходилось уделять много времени на подготовку необходимой документации перед проверкой.



- Уже давно мы ожидаем многих подзаконных актов, отсутствие которых сильно осложняет работу производственников, а также их взаимоотношения с инспекторами. Какие в данной ситуации рекомендации по работе с предприятиями дает Росприроднадзор своим территориальным органам?

- Несмотря на большой объем нормативных правовых документов в области охраны окружающей среды, по-прежнему сохраняется необходимость в их изменении, исключении устаревших, в разработке новых и т.д. Эта проблема существенно осложняет не только работу хозяйствующих субъектов, но и контрольно-надзорную деятельность территориальных органов Росприроднадзора.

В связи с этим Росприроднадзор проводит активную разъяснительную работу по всем вопросам, с которыми сталкиваются наши территориальные органы.

В целях повышения эффективности работы государственных инспекторов в области охраны атмосферного воздуха разработана и утверждена приказом Росприроднадзора от 01.03.2011 № 112 Инструкция по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, которая рекомендована для использования должностными лицами.

Также Росприроднадзор участвует в подготовке предложений о внесении изменений в федеральное законодательство. Так, предложения работников Росприроднадзора нашли отражение в законопроектах:

• «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий)»;

• «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части расширения прав должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль)»;

• «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации» (в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами)».



- Вступили в силу приказы Минприроды России, утвердившие списки предприятий, подлежащих федеральному экологическому контролю. Сегодня, наверное, уже накоплена какая-то практика реализации Росприроднадзором своих полномочий на основе этих приказов. Скажите, пожалуйста, возникают ли у Росприроднадзора осложнения в этой работе?

- В соответствии с пунктом 5 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.10.2009 № 53, Росприроднадзор осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 285.

Во исполнение пункта 2 данного постановления Правительства РФ Минприроды России утвердило списки конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, для 83-х субъектов Российской Федерации. Все списки размещены на официальном сайте министерства.

Вместе с тем необходимо отметить, что работа по формированию списков и утверждению их Минприроды России была проведена в кратчайшие сроки. В связи с этим есть случаи, когда хозяйствующие субъекты, отвечающие критериям постановления Правительства РФ от 31.03.2009 № 285, т.е. подлежащие федеральному государственному экологическому контролю, оказались не включенными в утвержденные списки. Поэтому Росприроднадзором в целях оптимизации контрольно-надзорной деятельности ведется работа по актуализации списков и внесению изменений в приказы Минприроды России в установленном законодательством порядке.



- В своем послании Федеральному Собранию Президент РФ поручил главам субъектов Федерации ежегодно представлять «доклады об экологии в регионе». В какой мере Росприроднадзор будет участвовать в подготовке таких докладов в части информации о предприятиях, подлежащих федеральному экологическому контролю?

- Доклады субъектов Российской Федерации представляют собой официальные справочные сведения об экологическом состоянии данного региона, которые также должны отражать вклад объектов, которые подлежат федеральному экологическому контролю и располагаются на территории конкретного субъекта.

Постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 № 215 утверждены Правила подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора). В соответствии с этими Правилами должна организовываться подготовка докладов федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Поэтому для подготовки объективной информации к докладу Росприроднадзор будет готов в установленном законодательством порядке предоставлять субъекту Федерации необходимую информацию в пределах своих полномочий. <…>




  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал