Урок биологии 11 класс Учитель биологии Чечина Е. В. Маоу гимназия 56 Тема: Сохранение генофонда биосферы



Скачать 99.31 Kb.
Дата02.05.2016
Размер99.31 Kb.
ТипУрок


Урок биологии 11 класс

Учитель биологии Чечина Е. В.

МАОУ гимназия 56

Тема: Сохранение генофонда биосферы

(Урок систематизации знаний с элементами исследования)


Цель урока: Актуализация ценностных ориентаций учащихся, связанных с

пониманием и оценкой средообразующих и ресурсных

функций многообразия видов.

Задачи:

- Продолжить формирование убежденности, что знания о природе необходимы человеку для успешного решения целого ряда научных и практических проблем современности.

- Вовлечь учащихся в дискуссию, научить обосновывать свои представления о процессах, происходящих в биосфере, с помощью фактов, рассуждений, умозаключений.
- Воспитание потребности познания природы, гармонии и творческого обогащения.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, радио-пульты, документ-камера.


Ход урока

В настоящее время воздействие человека на биосферу вышло за рамки его биологических возможностей. Сейчас это влияние охватывает практически всю биосферу. Человек существенно изменяет строение многих экосистем, изымает или привносит разнообразные компоненты.

Тема нашего урока: Сохранение генофонда биосферы. Слайд 1

На сегодняшний день на нашей планете обитает предположительно 11 миллионов видов растений и животных, из которых описано лишь 1 миллион 550 тысяч. Нужно ли говорить о сохранении генофонда биосферы? На Земле очень много видов живых организмов и если какие-то погибнут, большой ли урон будет нанесен ли природе?

Как вы думаете, если человек вмешивается в природу с лучшими намерениями, всегда ли это хорошо? Слайд 2

Экспресс голосование

Проблемы взаимоотношений человека и природы довольно точно выразил американский ученый Барри Коммонер (законы Коммонера):


  1. Все связано со всем

  2. Все должно куда-то деваться

  3. Природа «знает» лучше[3]

Объясните, как вы понимаете эти законы? Слайд 3

Что такое биосфера? (определение закрыто «Шторкой», открывается шторка после ответов обучающихся). Слайд 4

Нарушение биосферы и утрата ее способности к саморегуляции и самовосстановлению подтолкнула человечество к разработке путей сохранения природы и биологического разнообразия. В результате возникла концепция устойчивого развития – улучшение качества жизни людей в устойчиво развивающихся экосистемах – от местных до биосферных.

Принципы устойчивого развития

(необходимо разнести данные принципы по группам, двигая по экрану)

Биология Политика

Экология Экономика



  1. Уважение всех живых существ Земли и забота о них

  1. Сохранение жизнеспособности биосферы и ее разнообразия

6.Существование в пределах реальных возможностей биосферы и местных экосистем

2. Улучшение качества жизни людей

3. Изменение этических норм поведения

5. Использование возможностей местного населения по поддержанию окружающей среды

7. Создание национальных программ интеграции развития и охраны природы.

8. Объединение усилий на мировом уровне. [3]


Слайд 5

Какие меры необходимо применять, чтобы сохранить биологическое разнообразие? (записи ведутся на доске с помощью инструмента «Распознавание рукописного текста»)



  1. Создание охраняемых территорий

  2. Охрана отдельных видов

  3. Исследование и изучение видов и экосистем

  4. Использование различных методов сохранения видов

Слайд 6

Все живые существа, населяющие нашу планету, - от бактерии до человека – имеют право на жизнь. В 1992 году в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде была принята Конвенция о сохранении биоразнообразия. Эту Конвенцию подписали официальные представители 50 стран. Конвенция вступила в силу 29 декабря 1993 года, с тех пор этот день считается Международным днем биологического разнообразия.

В истории биосферы известны тысячи исчезнувших видов. Раньше они вымирали по природным причинам. Деятельность человека и развитие технического прогресса стало грозным фактором, угрожающим существованию видов. Если 400 лет назад биосфера теряла примерно по одному виду млекопитающих и птиц за три года, то в настоящее время вымирает в среднем по одному виду каждые восемь месяцев.

Слайд 7

Списки животных и растений, нуждающихся в защите, вносят в специальные списки, снабженные биологическими комментариями. Как называются такие списки?



Слайд 8

Красная книга Томской области увидела свет в 2002 году. Все животные, растения, грибы отнесены к определенным категориям.

(нарисовать таблицу с помощью инструментов «Фигуры» )

0

Виды, вероятно исчезнувшие

1

Виды, находящиеся по угрозой исчезновения

2

Сокращающиеся в численности

3

Редкие (малочисленные)

4

Виды неопределенного статуса

5

Восстановленные и восстанавливающиеся виды

6

Памятники природы (имеющие познавательную или эстетическую ценность) [4]

Слайд 9

Познакомимся с некоторыми растениями Томской области. Знаете ли вы их названия? (Переносим фотографии на темное поле – становятся видны названия)



Слайд 10

Как вы думаете, какие из этих растений занесены в Красную книгу Томской области? А теперь перенесите в закрашенную фигуру фотографии растений. Вы видите, какие из них занесены в Красную книгу Томской области (не занесенные в Красную книгу становятся невидимыми).



Слайд 11
Как вы думаете, почему в настоящее время в основном изучается и контролируется качество воды, почвы, воздуха, но не ведется такого же активного изучения и сбережения живых существ?

Большинство людей не осознают прямой связи между благополучием человека и существованием животных и растений. Сейчас необходимо сформировать понятие такой взаимосвязи. Опасность обеднения генофонда получила достаточное обоснование.

Что же такое генофонд?

(на слайде используется «Шторка»)

Генофонд - совокупность генов популяции, группы популяций или вида.

Еще одна трактовка данного термина – совокупность видов живых организмов с проявившимися наследственными задатками.

Необходимо сохранить генофонд каждого вида. Генетическая неповторимость каждого вида делает его уничтожение трагедией, ведь многообразие видов в природе, их взаимодействие обеспечивают динамическое равновесие – устойчивость экосистем, непрерывность круговорота веществ. Растения вырабатывают кислород, без которого не могут жить животные и человек. Ежегодно в атмосферу поступает около 145 миллиардов тонн кислорода. Растения планеты способны улавливать солнечную энергию и преобразовывать ее в энергию химических связей органических веществ. Все иные существа – бактерии, грибы, животные – зависят от растений, потребляя созданные ими вещества. Поэтому так опасна гибель даже одного единственного вида растений.

Слайд 12

В качестве примера рассмотрим схему взаимосвязей рыжего лесного муравья с другими обитателями леса и определим значение этих насекомых в экосистеме леса.


Составьте схему взаимосвязей рыжего лесного муравья с другими обитателями леса. Укажите, с какими организмами муравьи вступают в непосредственное взаимодействие, а с какими – опосредовано. Стрелками покажите эти взаимосвязи.

Слайд 13
Класс делится на 2 группы. Каждая группа получает лист бумаги А4 и фломастер. На листе обучающиеся записывают схему взаимодействия рыжего муравья с другими лесными жителями. На работу отводится 3-4 мин. Затем каждая группа представляет свою работу. Схему каждой группы демонстрируют с помощью документ-камеры и обучающиеся сопровождают демонстрацию комментариями. При необходимости учитель, пользуясь электронной ручкой, поправляет схему и дополняет ответы учеников.

Слайд 14

Ответ:

  1. Муравьи не нападают на живущих под корой короедов, но поскольку сами они служат дополнительной пищей для дятлов, который, в свою очередь питаются короедами. Таким образом, муравьи способствуют увеличению численности дятлов, а при распространении дятлов будет снижаться численность короедов-вредителей деревьев.

  2. Муравьями так же кормятся многие другие птицы – тетерева, глухари. Охотники давно подметили, где много муравейников, там много дичи.

  3. Обычно синицы не поедают муравьев, но во время весенней бескормицы то же могут переходить на питание муравьями.

  4. Муравьи имеют связь с древесными тлями. Тли питаются соком растений, который в их организме становится более концентрированным и содержит много сахаров. Тли способны выделять это сахаристое вещество (оно называется падь). Падью является важным источником питания многих насекомых – ею питаются более 300 видов насекомых, в том числе и медоносные пчелы. Муравьи разводят и охраняют тлей.

  5. Муравьи способствуют расселению трав в весу, таких как фиалка, хохлатка, медуница, чистотел и многие другие. У семян многих растений имеются сочные придатки – выросты, богатые вкусным и питательным маслом. Муравьи объедают эти сладкие придатки, а семена выбрасывают из муравейника, где они и прорастают. Таким образом, вокруг муравейников мы можем наблюдать заросли трав.

  6. Так как муравьи способствуют расселению трав, следовательно, способствуют и размножению насекомых-опылителей.

  7. Чем богаче разнотравье в лесу, тем лучше почва. Муравьи и непосредственно влияют на почву: перемешивают ее, обогащают ее органическими веществами, открывают доступ воздуха к корням.

  8. Муравьи поедают насекомых-вредителей. За день население муравейника способно уничтожить до ста тысяч насекомых.

Слайд 15
После обсуждения схемы взаимосвязей муравья – вопрос ученикам: Можно ли говорить о том, что существуют вредные виды организмов?

Ответ: Термин «вредный организм» антинаучен. Правильнее говорить, что есть виды, которые при определенных условиях могут нанести вред народному хозяйству. К тому же люди не все знают о потенциальных возможностях организмов.

Вывод: (пробует сделать самостоятельно каждая группа)

Ответьте, какая взаимосвязь между разнообразием видов в экосистеме и ее устойчивости и приспособительной возможности к изменяющимся условиям среды?

Вывод: Чем больше разнообразие видов в экосистеме, тем выше возможность приспособления ее к изменяющимся условиям, т. е., чем больше генофонд экосистемы, больше заложенная в нее биологическая информация, тем большей прочностью надежностью и устойчивостью она обладает.

Слайд 16

Задание для группы 1



Экологическая ситуация

Опишите дальнейшее развитие экологичекой ситуации и предложите пути ее решения.


В неглубоких, хорошо прогреваемых солнцем водоемах после смыва с полей удобрений (азотных и фосфорных) начинается «цветение воды», а затем погибает много рыбы.

Как вы можете это объяснить?



Ответ:

Загрязнение элементами питания способствует «цветению» воды. Некоторые водоросли выделяют токсины, отравляющие рыбу и делающие воду непригодной для питья. При отмирании водорослей бактерии разлагают их ткани и используют большую часть кислорода. В иле, лишенном кислорода, разложение мертвых растений некоторыми бактериями сопровождается выделением сероводорода. В здоровом озере, обитающие на дне фотосинтезирующие бактерии используют этот сероводород по мере его образования. Однако при большом содержании в озере удобрений или сточных од у его поверхности появляется так много водорослей и бактерий, что до дна доходит очень мало света и фотосинтезирующие серные бактерии растут плохо. Все это влечет за собой массовую гибель других представителей флоры и фауны.

Необходимо нормировать внесение минеральных удобрений на поля, следить за соблюдением правил хранения удобрений на складах, фермах. В случаях загрязнения водоемов удобрениями не допускать домашний скот на водоем. Проводить мероприятия по очистке сточных вод, т. к. они тоже стимулируют размножение сине-зеленых водорослей. [1]

Слайд 17
Задание для группы 2

Экологическая ситуация

Раскройте причинно-следственные связи, которые привели к развитию данной экологической ситуации и предложите пути ее решения.


Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) пыталась бороться с малярией на одном из островов в Индонезии (Калимантан) опрыскивая местность инсектицидом ДДТ. Через некоторое время у местных жителей стали проваливаться крыши домов, покрытых тростником, а поселки наводнили крысы и, что еще хуже, принесли на себе блох, зараженных чумной палочкой. Люди получили вместо малярии – чуму.

Ответ:

Кроме комаров, переносчиков малярии, ДДТ съели тараканы. Они крупнее, поэтому более устойчивы к ДДТ. Тараканы не погибли, а стали более медлительными, и ящерицы поедали их в значительных количествах. Концентрируясь в организмах ящериц ДДТ вызвал нервные расстройства и ослабление рефлексов, они стали чаще становиться жертвой кошек. Массовое истребление ящериц позволило размножиться гусеницам, которые поедают тростник крыш. Кроме того началась массовая гибель кошек, отравившихся ДДТ. [1]



Слайд 18
А сейчас несколько вопросов, которые покажут, насколько внимательны вы были на занятии. (Обучающиеся отвечают на вопросы с помощью радио-пультов)

Слайд 19-22

Завершая урок, обучающиеся подводят итог:

Человеку необходимо познать природу, осознать свое место в ней, чтобы предпринять меры по защите среды от загрязнения, разрушения, сохранить генетическое разнообразие живых существ, сберечь генофонд планеты.


Спасибо за урок!

Литература



  1. О. Г. Машанова, В. В. Евстафьев Учебно-методичекое пособие Эволюция. Основы экологии. М., Из-во Московский лицей, 1997.

  2. В. Б. Купрессова, Н. Г. Литковская, Г. Р. Мударисова, М. А. Павлова. Экология Томкой области. Томск, Из-во Печатная мануфактура, 2012.

  3. В. К. Шумный, Г. М. Дымшиц. Общая биология. Часть 2. М., Из-во Просвещение, 2009.

  4. Красная Книга Томской области. – Томск; Издательство Томский университет, 2002

  5. http://ru-ecology.info/post/102703007640020/




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал