Урок обществознания в 10 классе Цель урока: дать характеристику терроризму как проявлению глобальных проблем современности



Скачать 117.23 Kb.
Дата01.05.2016
Размер117.23 Kb.
ТипУрок
Итоговая аттестационная работа

Терроризм – угроза современному миру
Над проектом работали:

Гудзишевская Н.В.

Соколова А.В.

Стародумова Е.В.

Чусовлянова Т.В.

Шаталова В.В.



урок обществознания в 10 классе

Цель урока: дать характеристику терроризму как проявлению глобальных проблем современности

Задачи урока:

  • познакомить с основными характеристиками международного терроризма

  • развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами

  • формировать у обучающихся


План урока:

  1. Что такое терроризм?

  2. Основные характеристики международного терроризма.

  3. Причины появления международного терроризма.

  4. Пути решения проблемы международного терроризма.

Ход урока:

Слайд 1. Звучит фрагмент песни о Беслане, учитель зачитывает стихи, задает вопрос:

Как вы думаете, какая проблема скрыта в этих фрагментах? Какова тема сегодняшнего урока?



Слайд 2. Название темы урока: Терроризм – угроза миру

Слайд 6. Учащиеся работают с текстом приложения №1 рабочих материалов к уроку (статья 3) и №2 Определения понятия «терроризм».

Задание: Определить основную характеристику терроризма.

Основной особенностью терроризма является достижение заранее определенных целей.

Слайд 7. Учащиеся записывают определение в тетрадь. «Терроризм - применение насилия в отношении гражданских лиц, политических деятелей и символов того или иного государства, направленное на достижение заранее определенных политических целей».

Слайд 8. Прочитайте документ (приложение 3). О чем идет речь в тексте, согласны ли с автором этих строк? Учащиеся работают с текстом, формулируют аргументированную точку зрения.

Слайд 9. В 1960–1970-х формируется система международного терроризма. С этого времени разворачивается процесс осознания терроризма как безусловной опасности, угрожающей основаниям международной стабильности. Соответственно, изменяются общественные настроения. Сегодня в информационной и культурной панораме обществ, принадлежащих евроатлантической цивилизации, оправдание терроризма, героизация образа террориста становится признаком крайнего маргинализма.

Учитель помогает школьникам комментировать схему, приводить примеры (приложение 4).



Слайд 10. Учитель акцентирует внимание на текст слайда, комментирует вместе со школьниками.

Питательная среда терроризма

Политический экстремизм



Особенности терроризма

  • использование террористических методов исключи-тельно для достижения определенной политической цели

  • рассмотрение гражданского населения или символов государственности как объектов воздействия.

  • адресация террористических акций властям той или иной страны асимметричный характер.

Слайд 11. Учитель дает задание к концу урока заполнить таблицу:

Терроризм



Причины терроризма




Цель террора




Экономическая база терроризма




Тактика террора






Слай13 – 14. Есть несколько вариантов классификации терроризма в зависимости от критериев анализа данного явления.

Виды терроризма



Националистический


Цель – формирование отдельного государства для своей этнической группы

  • Ирландская Республиканская Армия

  • Организация Освобождения Палестины

  • Партия Трудящихся Курдистана

Религиозный

Цели (по мнению террористов) определены Господом.

  • развивается динамичнее остальных

  • «Аль-Каида» Усамы бен Ладена

  • группировка «Хамас»

  • ливанская шиитская группа «Хезболла»

  • японский культ «Аум Сенрике»)

Государственный

Преднамеренное использование тер-рористических групп правительствами различных государств в качестве дешёвого способа ведения войны.

  • «Хезболла» поддерживается Ираном

  • «Японская Красная Армия» - Ливией

  • «Аль-Каида» - связь с талибами, когда те были у власти в Афганистане.

Терроризм левых экстремистов

Цель - уничтожить капитализм и заме-нить его коммунистическим режимом

  • немецкая «Баадер-Мейнхоф»

  • «Японская Красная Армия»

  • итальянские «Красные Бригады».

Терроризм правых экстремистов

Цель - борьба с демократическими правительствами для замены их фашистскими государствами (прежде всего - расисты и антисемиты)



Слайд 15. Учитель предлагает сформулировать отличительные признаки международного терроризма, выслушивает ответы выпускников.
Слайд 16. Учитель предлагает отредактировать записи учеников.

Отличительные признаки международного терроризма.

  • цели, объявленные террористами, затрагивают несколько стран

• преступление начинается в одной стране, а заканчивается в другой

• средства, на которые существует та или иная преступная группа, происходят из другой страны

• жертвами террористических актов становятся граждане различных стран и участники мероприятий, проводимых международными организациями

• нанесённый ущерб затрагивает несколько стран или международные организации


Слайд 18. Учитель комментирует карту крупнейших терактов (приложение 5). Просит назвать крупнейшие теракты, происшедшие после 2010 года.
Слайд 19. Современный французский писатель и философ Бернар Вербер написал:

«В конечном итоге, террористы просто неправильно воспитаны. Ведь все рождаются свободными, равными в правах, все изначально обладают одинаковым генетическим капиталом. В каждой культуре, в каждом народе, независимо от цвета кожи, встречается какое-то число эгоистов и какое-то число людей великодушных. Одних воспитывают солдатами, при помощи пропаганды учат подчиняться, убивать, не иметь собственного мнения. В других развивают способность мыслить самостоятельно и творить. Исходный материал один и тот же. За все отвечают родители».

Можно ли считать неправильное воспитание причиной появления терроризма?

Учитель выслушивает мнение учащихся.


Слайд 20-21. Учитель комментирует содержание слайдов. Выслушивает ответы учащихся на вопросы: Какая из причин, на ваш взгляд, главная? Можно ли выделить только одну причину?

Причины терроризма

Политические

  • политическая нестабильность

  • недостаток мер принимаемых во всем мире по обеспечению безопасности населения

  • влияние на общественное сознание тоталитарных, диктаторских правовых режимов

  • извечный конфликт Запада и Востока, в котором терроризм является наиболее эффективным и действенным способом ведения борьбы

Социально-экономические

  • низкий уровень жизни в стране

Экономические

  • торговля оружием, наркотиками, заложниками позволяет получать огромные прибыли

Религиозные

  • распространение религиозных течений, пропагандирующих насилие

Духовные

  • кризис современного общества, искажение правовых и общечеловеческих ценностей.


Слайд 23. Учитель зачитывает слова Президента РФ В.В. Путина: «Сегодня, когда цивилизованный мир определил свою позицию в отношении борьбы с террором, определить свою позицию должен каждый». Почему слова президента РФ сегодня актуальны, как никогда. Учитель дает задание проанализировать материалы приложения №1 (статья 2, 3) и предложить свою программу решения проблемы международного терроризма.
Слайд 24. Учитель зачитывает содержание слайда и предлагает учащимся отредактировать свои записи.

Условия решения проблемы международного человечества

  • формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о проблеме.

  • всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблемы

  • концентрация усилий всех стран по предотвращению и борьбы с международным терроризмом. Необходимо сотрудничество в выработке новейших мер по борьбе с терроризмом, общемирового центра по изучению проблемы, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации

  • вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень

Слайд 25-27. Учитель организует завершение работы с таблицей «Терроризм», учащиеся редактируют свои записи в тетради.
Слайд 28. Домашнее задание: § 29, написать синквейн на тему «Терроризм – угроза современному миру».

Приложение 1. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ

"О противодействии терроризму"

Статья 1. Правовая основа противодействия терроризму

Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.



Статья 2. Основные принципы противодействия терроризму

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5)системность и комплексное использование политических, информационно-пропаган-дистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противо-действия терроризму;

6)сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, между-народными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;…

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.



Статья 3. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

2) террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

3) террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;

4) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б)выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);…..

http://base.garant.ru/12145408/#friends#ixzz3ojNo3noO

Приложение 2. Определения терроризма.

Терроризм -



  • это политическое насилие, направленное на достижение политических целей.

  • это намеренное, систематическое направленное убийство невинных людей для достижения определенных политических целей.

  • представляет собой антипод гуманизму, для него характерна жестокость, нередко прикрытая фальшивыми лозунгами о справедливости.

  • насильственный метод, используемый неправительственными, малочисленными, законспирированными группами или организациями, осуществляемый с помощью действий, направленных на наиболее значительные или уязвимые объекты с целью вызвать политические изменения.

  • это целенаправленная деятельность организационно-террористических формирований, направленная на изменения социально - экономической формации. разрушение государственной идеологии, изменение формы государственного правления и государственно-политического режима, разрушение территориальной целостности, нарушение функционирования государства, осуществляемая криминальными либо террористическими методами.

  • один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия.

  • это угроза или применение насилия в политических, религиозных, националистических целях отдельным человеком или какой-либо группой лиц.

http://art.ioso.ru/seminar2004/projects/kochetkov.htm

Приложение 3.

«Терроризм… всегда ставит перед собой одну единственную цель. В чем она заключается?

- В убийстве невинных людей.

- Неверно. Смерть является всего лишь побочным продуктом терроризма.

- Чтобы продемонстрировать силу.

- Нет. Более яркого проявления слабости, чем террор, в мире не существует.

- Чтобы вызвать страх

- Именно… Цель терроризма — вызвать страх и ужас. Эти чувства подтачивают силы врага изнутри… вызывают волнения в массах. Терроризм есть проявление ярости. Терроризм — политическое оружие. Когда люди видят, что их правительство бессильно, они утрачивают веру в своих лидеров. »

Дэн Браун. Ангелы и демоны

http://icite.ru/citaty/pro/terrorizm/2#.ViC6f39lHmJ


Приложение №4











Транснациональный терроризм


























































Переворот в общественном сознании













Уносит все больше жизней ни в чем не повинных людей











































Значительные политические, экономические, моральные потер




Сильное психологическое воздействие на общество












Приложение №5




База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал