Урок по биологии в 10-м классе "Экологические законы природопользования"



Скачать 150.8 Kb.
Дата02.05.2016
Размер150.8 Kb.
ТипУрок
Урок по биологии в 10-м классе

"Экологические законы природопользования"
Цель урока: изучить экологические законы природопользования.

Задачи:



  1. обучающие:

    • закрепить знания учащихся об основных этапах природопользования в истории человечества и их воздействие на биосферу;

    • расширить представление об основных экологических проблемах;

    • продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;

  2. развивающие:

    • развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать;

    • развивать самостоятельность учащихся, используя для этого проблемные ситуации;

    • показать зависимость всего живого от деятельности человека;

    • систематизировать знания учащихся об антропогенном воздействии человека на природу и его последствиях.

    • способствовать формированию познавательной активности учащихся на уроке через применение исследовательских заданий, медиапрезентаций;

  3. воспитывающие:

    • содействовать в ходе урока формированию причинно-следственных и межпредметных связей;

    • продолжить формирование научного мировоззрения;

    • обеспечить нравственно-этическое воспитание (сообщать информацию о загрязнении окружающей среды и о действии загрязняющих веществ на организм человека);

    • содействовать природоохранному воспитанию на основе принципов рационального использования природных ресурсов. 



Тип урока: комбинированный (урок презентации знаний, урок введения нового материала).

Оборудование:  презентации: «Законы экологии», «Заповедник «Брянский лес», «Кислотные дожди», «Нитраты в овощах», «Проблемы Аральского моря», «Пустыня Сахара», набор задач к уроку.

Ход урока

1.Оргмомент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Постановка темы и целей урока.



2. Актуализация знаний

СЛАЙД Эпиграф

Природа не признаёт шуток, она всегда правдива,
Всегда серьёзна, всегда строга, она всегда права;
Ошибки же и заблуждения исходят от людей
.
(Иоганн Вольфганг Гёте)

Учитель: История человеческого общества - это история его взаимодействия с природой. Человек с давних пор использует её в своих хозяйственных целях: охота, собирательство, рыболовство, в качестве природных ресурсов. Удовлетворение потребностей невозможно без эксплуатации природных ресурсов.

Однако использовать природу можно по-разному. Можно оставлять за собой бесплодные, безжизненные, враждебные человеку пространства. Но можно и облагораживать природу, помогать ей полнее раскрывать свои жизненные силы.

В настоящее время активная роль человека в использовании природы нашла своё отражение в природопользовании как особой сфере хозяйственной деятельности.

Н. Ф. Реймерс, активный участник становления заповедного дел, писал: «…Без природопользования невозможно существование человечества. Но необходимо соблюдение одного обязательного условия: оно должно быть рациональным. Все беды, которые претерпело и терпит человечество, не от природопользования вообще, а от природопользования нерационального». (СЛАЙД)

Данное высказывание побуждает задуматься, а каково природопользование в наше время, а также заставляет ответить на вопросы, касающиеся того как, когда и насколько изменятся условия жизни на Земле при таком стечении обстоятельств. Кроме того, высказывание Реймерса в очередной раз подтверждает, что жизнь людей на Земле зависит от их деятельности.

Учитель: Что такое природопользование?

Ученик: Природопользование – совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению.

Природопользование – процесс эксплуатации природных ресурсов в целях удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

Природопользование - совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды.

Природопользование – наука, разрабатывающая общие принципы осуществления всякой деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на них, которые помогут избежать экологической катастрофы.



Учитель: Что в себя включает природопользование?

Ученик:  Природопользование включает:  извлечение и переработку природных ресурсов, их возобновление или воспроизводство; использование и охрану природных условий среды жизни; сохранение и воспроизводство, рациональное изменение экологического равновесия природных систем биосферы.

Учитель: Назовите виды природопользования.

Ученик: Рациональное и нерациональное.

Учитель: Что включает в себя рациональное природопользование?

Ученик: Само понятие рациональности предполагает опору на разум и знания, поэтому под рациональным природопользованием принимают отношение к природе, которое означает, прежде всего, заботу о сохранении экологического равновесия в окружающей среде и полностью исключает восприятие природы в качестве неисчерпаемой кладовой.

Учитель: Данное понятие предполагает интенсивное развитие экономики - «вглубь», за счёт более полной переработки сырья, повторного использования отходов производства и потребления, применения малоотходных технологий, создания культурных ландшафтов, охраны видов животных и растений, создания заповедников.

К сведению:

· В мире насчитывается более 2.5 тысяч крупных заповедников, резерватов, природных и национальных парков, которые вместе занимают площадь 2.7 % земной суши.  

На территории Брянской области расположен биосферный заповедник «Брянский лес».

Презентация «Заповедник «Брянский лес»

Учитель: Однако лишь созданием заповедников и других охраняемых территорий нельзя остановить деградацию природы. Воздействие человека вышло за пределы возможностей биологического саморегулирования живых систем. Одной из причин сложившегося напряжения в отношениях человека с природой является нерациональное природопользование.

Учитель: Чем характеризуется нерациональное природопользование?

Ученик: Нерациональное природопользование - отношение к природе, при котором не учитываются требования охраны окружающей среды, её улучшения (потребительское отношение к природе).

Нерациональное природопользование не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала, ведет к оскудению и ухудшению качества природной среды, сопровождается загрязнением и истощением природных систем, нарушением экологического равновесия и разрушением экосистем.

Учитель: Такой подход предполагает экстенсивный путь развития экономики, т.е. «вширь», благодаря вовлечению в хозяйственный оборот всё новых и новых географических районов и природных ресурсов.

3. Изучение новой темы

Учитель: Но, без природопользования невозможно существование человека. Пути природопользования хорошо показал известный американский эколог Барри Коммонер в книге «Замыкающий круг», вышедшей в русском переводе в 1974 году. Он выделил четыре исходных принципа, позволяющих установить гармоничные взаимоотношения человека и общества с природой, обеспечить существование биогеоценозов и сохранить биосферу. Эта программа получила название «Законы экологии». Эти четыре закона связаны между собой как единый «венок» законов, как «замыкающий круг». СЛАЙД

Учитель: ЗАКОН ПЕРВЫЙ  « Всё связано со всем» СЛАЙД

Это закон об экосистемах и биосфере, обращающий внимание на всеобщую связь процессов и явлений в природе. Он призван предостеречь человека от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем, что может привести к непредвиденным последствиям.

Действие этого закона как нельзя лучше отражает известная притча о Дарвине, который на вопрос своих земляков о том, что им делать для увеличения урожая гречихи, ответил: «Разведите кошек». И напрасно крестьяне обиделись. Дарвин, зная, что в природе «все связано со всем», рассудил так - кошки переловят всех мышей, мыши перестанут разорять гнезда шмелей, шмели будут опылять гречиху и крестьяне получат хороший ее урожай.

Первый закон называется также законом внутреннего динамического равновесия.



Учитель: Какие примеры Вы можете привести в подтверждение первого законы?

Ученик: Осушение болот вызывает обмеление рек. Выпас в горных лесах овец, коз разрушает почву, уменьшает впитывание дождевых и снеговых вод, приводит к высыханию родников, вырубка лесов ведёт к обмелению рек.

Учитель: А уменьшение лесных площадей приводит также к последующему уменьшение свободного кислорода в атмосфере. Чтобы доказать это решим следующую задачу: СЛАЙД

 К Новому году на 20 га леса вырубили ёлки. Какого объёма кислорода мы лишились, если 1 га елового леса даёт 10 кг кислорода?



Ученик: (Решение задачи)

1 га - 10 кг кислорода

20 га – х кг

Х = 20 · 10 ÷ 1 =200 кг или 200000 г кислорода

Так как в задачи требуется найти объём кислорода, перейдём на значения молярной массы и молярного объёма:

М (О2) = 32 г/моль

Vm 2) = 22.4 л/ моль

32 г кислорода (молярная масса) - занимает 22,4 л (молекулярный объём)

200 000 г кислорода - занимает объём у л

У = 200000· 22,4 ÷32 = 140 000 л кислорода мы лишились



Учитель: Выбросы в атмосферу оксида азота, серы привели к тому, что

благодатные капли дождя всегда радовавшие человека в некоторых районах земного шара превратились в серьёзную опасность. Возникла сложная и трудная в своём решении проблема кислотных дождей. Каковы последствия кислотных дождей и как их предотвратить?



Презентация «Кислотные дожди»

Учитель: Какой вывод можно сделать, исходя из первого закона Б. Коммонера?

Ученик: Вред, наносимый одному компоненту экосистемы, может привести к большим неблагоприятным последствиям в функционировании всей экосистемы. Человек обязан предвидеть все возможные последствия своего вмешательства в природу .

Учитель: ЗАКОН ВТОРОЙ «Всё должно куда-то деваться»

Это закон о хозяйственной деятельности человека, отходы от которых неизбежны, и потому необходимо думать как об уменьшении их количества, так и о последующем их использовании. СЛАЙД

В живой природе ничто не исчезает бесследно, то или иное вещество просто перемещается с места на место, переходит из одной молекулярной формы в другую, влияя при этом на жизненные процессы живых организмов. Действие этого закона - одна из главных причин кризиса окружающей среды.

Действие этого закона подтверждается накоплением нитратов в овощах.

 Откуда берутся нитраты в овощах: моркови, капусте, картофеле и т.д. Где они скапливаются? Каковы их последствия влияния на организм? И что необходимо делать для устранения этой проблемы?

Презентация «Нитраты в овощах»

Учитель: Все химические элементы и вещества биосферы включены в хорошо отлаженные циклы – круговороты веществ. Многие же вещества, созданные человеком, попадая в окружающую среду, не исчезают бесследно – они не включаются в естественные круговороты и постепенно накапливаются в воде, почве, живых организмах. Безотходных технологий в производстве не бывает, поэтому человеку нужно думать о надёжных методах захоронения отходов или их вторичном использовании.

Так, например, в бумажной промышленности в качестве вторичного сырья используется макулатура. Учащиеся нашей школы ежегодно принимают активное участие в сборе макулатуры. СЛАЙД



Известно, что 1т макулатуры сохраняет от вырубки 10 деревьев, экономит 200 кубических метров воды и 1000кВт/ч электроэнергии. Школа собрала за год 5т макулатуры. Сколько деревьев сохранили школьники?

Ученик: 50 деревьев, 1000 кубометров воды и 5000 кВт/ч электроэнергии.Таким образом, сбор и переработка макулатуры способствует сохранению лесов, восстановлению экосистемы, решению энергетических и экологических проблем, и одновременно насыщается внутренний рынок более дешевой бумажно-картонной продукцией.

Учитель:   ЗАКОН ТРЕТИЙ «За всё надо платить. Ничего не даётся даром» СЛАЙД

Это закон рационального природопользования. "...Глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которая не может являться объектом всеобщего улучшения". Платить нужно энергией за дополнительную очистку отходов, удобрением - за повышение урожая, санаториями и лекарствами - за ухудшение здоровья человека и т д.



Обратимся к печально известной истории Аральского моря.

Презентация «Аральское море»

Учитель:   Для восстановления экосистемы моря необходимы значительные денежные средства. К июню 1997 г. государства Центральной Азии направили на ликвидацию последствий экологического бедствия на Арале свыше 2 млрд. долл., однако восстановить Аральское море не удалось. В 1997 г. было решено сформировать Международный фонд спасения Арала. Начиная с 1998 г., взносы в этот фонд осуществляются по принципу: 0,3% от доходной части бюджета Казахстана, Туркмении, Узбекистана и по 0,1% - Киргизии и Казахстана.

Учитель: В городах создается специфическая и во многом неблагоприятная для жизнедеятельности человека экологическая обстановка. Если сравнить городской воздух с воздушной атмосферой пригородной зоны, то в нем содержится значительно меньше кислорода, имеется повышенное количество бактерий и микробов. В крупных промышленных городах в безветренную погоду нередко образуется так называемый смог, или густой туман, содержащий высокую концентрацию промышленных выбросов. Немаловажное значение в очищении городского воздуха от пыли и газов имеют зеленые насаждения. Пыль оседает на листьях, ветках и стволах деревьев и кустарников. Подсчитано, что за вегетационный период дерево, имеющее 10 кг листьев, может без ущерба для себя уничтожить свыше 500 г сернистого газа и 250 г хлора. Рассчитайте, сколько указанных газов уничтожит лесополоса, состоящая из 500 деревьев. СЛАЙД

Ученик: (Решение задачи)

500 деревьев х 500 г = 250 000 г (250 кг сернистого газа)

500 деревьев х 250 г = 125 000 г (125 кг хлора)

Вывод: Поэтому, в городах необходимы зелёные насаждения, благодаря которым уничтожаются и обезвреживаются многие вредные вещества.



Учитель: К какому выводу по третьему закону Коммонера мы приходим?

Ученик: Общество должно нести определённые финансовые расходы и на восстановление естественных экосистем, и на содержание служб, контролирующих рациональное природопользование.

Учитель:   Мы подходим к логическому завершению этого «замкнутого круга» законов.    

 ЗАКОН ЧЕТВЁРТЫЙ «Природа знает лучше» Это закон разумного, сознательного природопользования. Нельзя забывать, что человек - тоже биологический вид, что он - часть природы, а не ее властелин. Это означает, что нельзя пытаться покорить природу, а нужно сотрудничать с ней. Пока мы не имеем полной информации о механизмах и функциях природы, а без точного знания последствий преобразования природы недопустимы никакие ее "улучшения". СЛАЙД

Этот закон предупреждает нас о необходимости разумного преобразования природных систем (строительство плотин, переброска стока рек, мелиорация и многое другое).

Изымать биологические ресурсы из экосистемы можно лишь в таком количестве, чтобы она их смогла сама восстановить за счёт своих механизмов устойчивости. Нельзя покорять природу, с ней надо сотрудничать.

  4 тыс. лет назад пустыни Сахара, в её современном виде, не существовало; а Ливийская пустыня менее 2 тыс. лет назад была житницей Рима. Что же произошло? Почему так изменилась эта земля?

  Презентация «Пустыня Сахара»



Учитель:   В нашем городе основной экологической проблемой считается загрязнение воздуха пылевидными и газообразными веществами цементного завода. Дымящие трубы видны всем жителям и гостям нашего города. Но существует и другая менее заметная, но очень серьёзная экологическая проблема - карьер мела и глины. В них изымаются природные ресурсы (мел, трепел) для производства строительных материалов.

Большие площади земли превращены в участки «лунного ландшафта», где не может сохраниться ни одно растение или жить какое-нибудь животное. Карьеры кроме того, что они занимают большие площади земной поверхности, являются источником загрязнения атмосферы и гидросферы: из них ветрами разносится пыль, загрязненные воды из отвалов попадают в водоносные горизонты и водотоки. Из-за интенсивного откачивания из карьеров подземных вод снижается их уровень на прилегающих территориях, а иногда (вблизи крупных карьеров) подземные воды и совсем исчезают.


Согласно действующему законодательству нарушенные земли должны быть восстановлены рекультивацией. В меловом карьере проводилась лесохозяйственная рекультивация по восстановлению утраченных участков леса. В настоящее время выработанные участки покрыты молодыми ёлочками, среди которых встречаются и берёзы. СЛАЙД

Учитель:   Примером водохозяйственной рекультивация служит искусственное озеро Орлик в Брянске. Рекультивация была проведена на месте карьера, в котором на протяжении многих лет забирался песок для силикатного завода. СЛАЙД

Учитель:   Мы рассмотрели все законы Коммонера. А теперь посмотрите на них внимательно и поясните, с каким из законов созвучны слова нашего эпиграфа.

Ученик: Эпиграф созвучен с каждым из законов, так как законы Коммонера составляют единый круг, связаны между собой. Нарушение одного закона приводит в действие другого закона.

Учитель: К какому выводу вы сегодня пришли?

Ученик: Необходимо глубоко изучать природные процессы и вследствие этого реализовывать различные проекты с минимальным экологическим риском

Самое главное, что человек должен усвоить при своём взаимодействии с природной средой, это то, что все континенты планеты взаимосвязаны, нарушая равновесие на одном из них, изменяется и другой.



Учитель: Отношение к природе – это критерий культуры общества. Ещё П.И. Чайковский в своё время говорил: «Потомки никогда не простят нам опустошения Земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им». Давайте помнить об этом и жить по законам природы.

4. Закрепление изученного (тест - анкета) СЛАЙД

Сейчас я хочу предложить вам провести  тест-анкету «Природа. Человек. Общество».

Цель: определить уровень вашего экологического сознания.

1. Вы – редактор журнала об охране природы. Какое название вы дали бы журналу?

А) Человек и природа (1 балл)
Б) Природа и человек (2 балла)

2. Что должно быть положено в основу природопользования?

А) Законы природы (3 балла)
Б) Законы общества (2 балла)
В) Человеческие потребности (1 балл)

3. Почему нужно бережно относиться к природе?

А) Природа жива и её, как всё живое, надо любить и преклоняться перед ней (2 балла)
Б) Возникающие экологические кризисы угрожают жизни человека (1 балл)

4. Согласны ли вы с мнением, что без успешного воздействия на природу невозможно дальнейшее развитие цивилизации?

А) Да (2 балла)
Б) Нет (1 балл)

5. В чём, по вашему мнению, заключается основная причина экологического кризиса?

А) В несовершенстве производственных технологий (2 балла)
Б) В слабости экономике (3 балла)
В) В нравственно – этических факторах (хищническое, потребительское отношение к природе) (4 балла)
Г) В научно – техническом прогрессе (1 балл)

Обработка данных:

от 12 до 13 баллов: человек ясно представляет своё место в системе «Природа. Человек. Общество»;

от 5 до 10 баллов: потребительское отношение к природе, она – только источник благ



5. Рефлексия

Учитель: Что вы узнали нового? Как полученные знания на сегодняшнем уроке, вам пригодятся на уроках по другим предметам?


6.Подведение итогов

Ученик:

Кромсаем лёд, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот.

Но мы ещё придём просить прощенье

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого малейшего малька.

Пока об этом думать не охота.

Сейчас нам не до этого. Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны, 

Леса без птиц и реки без воды.

Всё меньше окружающей природы.



Всё больше окружающей среды. (Роберт Рождественский)

Учитель: Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой  и  приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознания того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле, но и вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательное, целенаправленное взаимодействие с ней. Такое взаимодействие осуществимо  при наличии  в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственных  культуры  и  сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Какой будет биосфера в будущем - решать Вам!

7. Домашнее задание

  • §34, ответить на вопросы 1-3, стр. 136

  • Подготовить сообщения: «Конституция РФ о природопользовании и охране природы».




База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал