Урок по теме: Взаимодействие общества и природы. 10 класс



Скачать 72.71 Kb.
Дата30.04.2016
Размер72.71 Kb.
ТипУрок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

открытая сменная общеобразовательная школа

Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва.

Открытый урок по теме:

Взаимодействие общества и природы.

10 класс

Составила: учитель географии

Монгуш Ч.Г.

Шагонар 2015 г.

Конспект интегрированного урока (география, обществознание)

на тему: Взаимодействие общества и природы.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Цель урока: обеспечить усвоение учащимися представлений о характере взаимоотношений общества и природы;

Задачи:

Образовательные – продолжить формирование понятий «окружающая среда», «географическая среда», «природопользование»; сформировать представление об основных этапах развития отношений между природой и обществом, раскрыть причины изменений в природе под влиянием деятельности человека; ввести критерии оценки современного состояния природной среды, охарактеризовать виды природопользования.

Развивающие – развить умения работы с терминами; учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки, навыки составления определения, работы с дополнительными источниками информации, навыки сворачивания информации в схему, навыки монологической речи.

Воспитательные – привитие идеи причинно-следственной связи между явлениями; формирование экологического стиля мышления

Тип урока: изложение нового материала, конструкция – проблемный + поэлементный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая;

Методы и приёмы работы: репродуктивный: беседа с использованием презентации, тест для закрепления новых знаний; частично-поисковый: работа с географическими картами, решение практических задач; работа с компьютерными тестами (ЭОР)

Необходимое техническое оборудование: таблица «Рациональное природопользование», видеоматериал для показа, презентация, компьютер, проектор, материалы СМИ

Урок личностно-ориентированной и развивающей направленности:
поэтапного формирования умственных действий, совершенствования общеучебных умений и навыков, проблемного обучения;

Тема: Взаимодействие общества и природы.

Ход занятия:

  1. Организационный момент – организация работы в классе.

1 элемент: Организация восприятия и первичное осмысление –(учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки): фронтальная работа , индивидуальная работа, попутное конспектирование.

  1. Создание проблемной ситуации: сообщение темы урока, пояснение его места в изучаемой теме (первый урок в теме «География мировых природных ресурсов»); актуализация имеющихся знаний по данной теме методом организации поиска информации.

Работа С ЭОР №1 Человек, природа, общество. Проблемы взаимодействия.

(шаг 1-2, 7 минут)

  1. Разрешение проблемной ситуации: обобщение на основе анализа и синтеза.

  2. Каждый учащийся получает для работы на уроке «навигатор» по каждому элементу. Приложение №1.

Задание :

- Объясните, что такое «природа», «общество»?

- Чем отличаются понятия «биосфера» и «географическая оболочка»?

- Объясните, чем отличаются понятия «окружающая среда» и «географическая среда»?

( Учащиеся находят информацию в учебнике на стр.25 и предлагают определения данных понятий и отвечают на вопросы).

Примерные ответы:

Природа – это всё сущее, весь мир и многообразие его форм.

Биосфера – «живая оболочка Земли» - часть природы, населённая живыми организмами.

Общество – длительное исторически сложившееся объединение людей на основе совместной деятельности.

Географическая оболочка – сфера взаимопроникновения и взаимодействия всех четырёх земных оболочек: атмо -, лито – , гидро-, и биосферы.

Окружающая среда - среда обитания человека и существования человеческого общества.

Географическая среда – часть окружающей среды, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе. Её границы постоянно расширяются.

Индивидуальные задания: найдите информацию и сформулируйте короткий ответ на вопрос:

- Объясните, почему географическая среда так необходима человечеству? (она является источником ресурсов – топливных, лесных, рекреационных и т.д.)

- Как возникла географическая среда? (в результате эволюции географической оболочки под влиянием антропогенной деятельности – образовались антропогенные ландшафты: поля, города, дороги, карьеры и т.д.)

- Что означает фраза «человек оказывает давление на среду обитания»? (одностороннее воздействие человечества, связанное с изъятием из природы ресурсов и возвращением опасных отходов).

ВЫВОД: Общество оказывает воздействие на географическую оболочку, расширяя границы географической среды. (запись в тетрадь)

2 элемент:

  1. Глубокое осмысление – сообщение учащегося (предварительное индивидуальное задание) с попутным конспектированием в тетради, беседа

  2. Работа с ЭОР №2 Загрязнение окружающей среды. (7 мин.)

Современное состояние природной среды в разных регионах мира может оцениваться как:

а) естественное – не изменённое деятельностью человека, то есть это те участки планеты, где «не ступала нога человека». К ним можно отнести огромные пространства сибирской тайги, острова Арктики, льды Антарктиды, леса Амазонии.

б) равновесное – естественное восстановление опережает антропогенное воздействие, то есть природа успевает восстанавливаться, влияние человека невелико.

в) кризисное - скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.

г) критическое – начинается деградация природного комплекса.

д) катастрофическое – это процесс деградации, который трудно повернуть вспять.

е) состояние коллапса – природная среда необратимо деградировала.

  1. Создание проблемной ситуации методом постановки вопроса:

Почему возникают критические и катастрофические состояния – иначе – в чём причины экологического кризиса?
(Ребята дают предварительные ответы)


  1. Запоминание и выборочный контроль - Разрешение проблемной ситуации – эвристическая беседа и объяснение с предварительной подготовкой сообщения «Изменения в природе под влиянием деятельности человека» (сворачивание информации в логическую цепь). Приложение №2.










ВЫВОД: Чем более развито общество, тем сильнее оно воздействует на географическую оболочку. В современном обществе возросла численность населения и развита промышленность, поэтому резко возросла потребность в ресурсах и количество отходов. Это свидетельствует об усилении давления на среду обитания.

Как и на любую проблему, по вопросам экологии существуют оптимистические и пессимистические взгляды. Поэтому мы хотим предложить вам следующий небольшой диалог. (Диалог Оптимиста и Пессимиста подготовлен предварительно )

3 элемент:

  1. Глубокое осмысление и выборочный контроль - самостоятельная работа с источником информации (учебник, справочник, таблица «Рациональное природопользование»), беседа

вспомните или найдите ответы на вопросы в статье «Природопользование» Прил. №3

- Что означает термин «природопользование»? (совокупность мер по изучению, освоению, преобразованию и охране окружающей среды)

- Какие выделяют типы природопользования? (нерациональное и рациональное)

- Выделите главные черты каждого типа. (Свернуть информацию в схему) и приведите примеры на каждый тип

- Какие выделяют типы хозяйствования? (экстенсивное и интенсивное).

- Выделите главные черты каждого типа.

4.Запоминание - фотовикторина по типам природопользования: распределить фото по типам (по номерам) Приложение №4

  1. Какие же выводы можно сделать на основании всего услышанного и увиденного? (Перед вами яблоко. Представим себе, что это Земля. Разделим на 4 части: 3 из них – это вода, 1\4-суша. Четверть разделим еще на 2 части. Получаем кусочек, где живут люди. Это всего 1\8. Разделим еще на 3 части: 2 из них города, леса, дороги, и только одна маленькая часть – это земля которую мы используем для сельского хозяйства. Невольно на память приходят слова: «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем»

  2. Вывод напрашивается один: чтобы сохранить нашу планету пригодной для жизни, все государства должны действовать сообща на основе рационального природопользования. Необходимо, чтобы каждый из нас по-настоящему понял, что сохранение жизни на Земле зависит и от него в том числе.

  1. Итоги урока – фронтальная работа: самооценка работы в течение урока по методике «План» (ребята составляют план урока и дают оценку уровня усвоения по каждому пункту)

3 –мне всё понятно

2–мне кое-что не понятно

1–мне многое не понятно

  • Определение понятий «окружающая среда», «географическая оболочка», «географическая среда», «давление на среду обитания», «экологический кризис», «природопользование».

  • Основные этапы развития отношений между природой и обществом. Причины изменений в природе под влиянием деятельности человека.

  • Типы природопользования, типы хозяйствования.

Приложение №1

1 элемент урока

1.Вспомните и объясните:

- Объясните, что такое «природа», «общество»?

- Чем отличаются понятия «биосфера» и «географическая оболочка»?

2.Используя информацию в учебнике стр. 25

- Объясните, чем отличаются понятия «окружающая среда» и «географическая среда»?

( предложите определения данных понятий и ответьте на вопрос).

3.Индивидуальные задания: найдите информацию и сформулируйте короткий ответ на вопрос:

- Объясните, почему географическая среда так необходима человечеству?

- Как возникла географическая среда?

- Что означает фраза «человек оказывает давление на среду обитания»?

ВЫВОД: Общество оказывает воздействие на географическую оболочку, расширяя (запись в тетрадь)

2 элемент урока.

1.Прослушать сообщение о современном состоянии географической среды и законспектировать основные оценки.

2.Сформулировать ответ на вопрос: Почему возникают критические и катастрофические состояния – иначе- в чем причины экологического кризиса?3.Прослушиваем сообщение о 3-х этапах во взаимодействии общества и природы и записать в виде цепочки:

Этап---- основной лозунг-----последствия.

3 элемент урока.

Работа с ЭОР № 3. Человек, природа, общество. Проблемы взаимодействия. (выполнение тестовых заданий – 6 мин.)

  1. Итоги урока – самооценка работы в течение урока по методике «План» (ребята составляют план урока и дают оценку уровня усвоения по каждому пункту)

3 –мне всё понятно

2–мне кое-что не понятно

1–мне многое не понятно



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал