Урок по творчеству М. Пришвина Цели: Обучающие: раскрыть мастерство Пришвина как писателя; показать единство человека и природы, задуматься об ответственности человека за судьбу природы и за близких людей



Скачать 97.52 Kb.
Дата27.04.2016
Размер97.52 Kb.
ТипУрок
«Очарованный странник»

библиотечный урок по творчеству М.Пришвина


Цели:

Обучающие: раскрыть мастерство Пришвина как писателя; показать единство человека и природы, задуматься об ответственности человека за судьбу природы и за близких людей.

Развивающие: совершенствовать технику выразительного чтения, развивать устную речь, учиться навыку анализа текста, развивать творческие способности учащихся: воображение, фантазию.

Воспитательные: прививать интерес к чтению посредствам внедрения различных форм работы и использования иллюстративного материала, воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев произведения.
Ход мероприятия:

  1. Организационный момент

– Улыбнёмся друг другу, чтобы сегодня у нас на уроке было хорошее настроение.

– Доброе утро и солнцу, и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам!



Мысленно пожелайте добра и удачи друг другу.

С хорошим настроением мы и начинаем наш урок.


- Ребята, когда вы сегодня шли в школу, кто из вас обратил внимание на погоду? Какое сегодня небо? Какие стояли деревья? Как вели себя птицы? Что изменилось в природе за ночь?

(Ученики отвечают)

- Вот видите, каждый человек по-своему воспринимает окружающую нас природу. Кругом полно чудес, а мы не всегда замечаем этого, проходим равнодушно. Однако о природе много создано замечательных книг и картин.

(Работа с выставкой)

-Посмотрите на нашу выставку, все представленные на выставке книги, несут нам добро, свет и радость. Все они очень интересны и поучительны. Я советую вам обязательно их прочитать, чтобы учиться видеть необычное, чтобы беречь природу, чтобы почувствовать, что родина и природа - единое целое.
- Какие книги читали вы? Каких авторов, писавших о природе, знаете?

(Бианки, Житков, Скребицкий, Сладков, Чаплина, Дмитриев, Сетон-Томпсон, Паустовский, др.)

- А сегодня мы с вами будем говорить о человеке, который видел то, что не каждому дано увидеть, слышал то, что не каждому дано услышать. С его именем связаны такие сочетания слов: «Кладовая солнца», «Золотой луг», «Лисичкин хлеб» А ещё давайте послушаем стихотворение об этом писателе:
«Старик»

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревьев знал язык,

Птиц различал по голосам

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперед

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растет

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И том о лесе рассказать

Как этот человек…

М. Цуранов


И так этот человек- Михаил Пришвин, 4 февраля ему исполнилось 140 лет со дня рождения.

Тема нашего урока: знакомство с Михаилом Михайловичем Пришвиным.

Давайте поставим перед собой задачи, о чем бы вы хотели узнать сегодня на этом уроке?

- Биография Пришвина.

- Произведения.

- Какие авторы ещё писали о природе?

(Обращение к портрету)

- Посмотрите внимательно на портрет, что можно сказать об этом человеке с первого взгляда?

(Добрый, ласковый, внимательный взгляд)
Михаил Пришвин удивительный человек, который умел видеть красоту в неприметных оврагах, неглубоких вертких речках, тонком кружеве весенних лесов, в нитях осенней паутины, повисших на кленовых листьях… этот человек- М. Пришвин. Он был страстным охотником, очень любил бродить по лесам, лугам, полям. А журавли посылали ему прощальную песню, еловая чаща расступалась перед ним, открывая свои тайны, одуванчики тянулись к нему навстречу своими желтыми ладошками. И всем им - солнцу, облакам, деревьям, травам и цветам он говорил: «Здравствуйте!». А главным героем пришвинских произведений, была природа.

Отгадав кроссворд, мы узнаем, что же больше всего любил Пришвин.



Разгадывание кроссворда













1

5



















4
































































2














































3


































































































































9

6







8










7



































































































По горизонтали:

1. Глаза - на рогах, а домик - на спине. (Улитка.)

2. Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая -для лета, Для зимы -другого цвета. (Заяц.)

3. Маленький шарик

Под лавкой шарит. (Мышь.)

По вертикали:

4. Выпуча глаза сидит,


Не по-русски Говорит, Родилась в воде,

А живет на земле. (Лягушка.)

5. Пришла из лесу
птичница в рыжей шубке -кур посчитать. (Лиса.)

6. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.)

7. Кричит: «Крак!»
Червякам - враг. (Ворона.)

8. С хозяином дружит,


Дом сторожит.
Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака.)

9. Не солнце,
Не огонь,

А светит. (Светлячок.)

- Прочитайте, что получилось в заштрихованных клетках. (Люби живое.)

Как вы думаете, что означает словосочетание «Люби живое»?

(«Береги все живое - растения, животных...».)
Пришвин писал: "Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверям — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину".
Знакомство с биографией писателя.

Вы лучше поймёте его произведения, сюжет его книг, прочитав выдержки из биографии об этом писателе. (Работа по группам.)

Правила работы в группах вспомним.


Текст для 1 группы:

Текст для 1 группы:

Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.


На чтение – 1 минута.

Чтение про себя, текст на карточках.


- Что узнали о жизни Пришвина?
Текст для 2 группы:

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»



На чтение – 1 минута.

Чтение про себя, текст на карточках.



- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?
Текст для 3 группы

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом.

Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.



На чтение – 1 минута.

Чтение про себя, текст на карточках.



-Где побывал Пришвин М.?
Текст для 4 группы

Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом.

«После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался.


На чтение – 1 минута.

Чтение про себя,

текст на карточках.


- Чем любил заниматься Пришвин? (Охотой)
Физминутка.

Прежде чем группы представят нам свой отчет, проведём физминутку.


Библиотекарь: Совершим небольшое путешествие в лес.
– Только в лес мы зашли – налетели комары. (Отгоняют).

–Дальше по лесу шагаем, волка серого встречаем. (Рычат).

– Но его мы обхитрим – на носочках убежим! (Прыгают на носочках).

– Ближе к полянке мы подходим и землянику там находим. (Собирают).

– Привезём домой скорей, угостим своих друзей. (Поворачиваются к друг другу)
Ответы групп по биографии М. Пришвина.
Библиотекарь: Во всех своих книгах, Пришвин озабочен единственной целью — увлечь нас, читателей, за собой в невиданные страны, в неведомые края. Путешествовать с Пришвиным интересно и надежно: все тропки-дорожки известны ему, леса дремучие расступаются, птицы и звери разговаривают меж собой, а ему все понятно; с улыбкой, с открытой душой люди встречают бывалого человека, дедушку Пришвина.

Вот так и в рассказе «Ёж», который мы с вами сейчас посмотрим.



Просмотр видеоклипа «Ёж».

О чём же он?

(Главная мысль рассказа, да и всех произведений М.М.Пришвина состоит в том, что надо искренне любить всё живое, все, что тебя окружает. Эта любовь подарит радость, поэтому все произведения Пришвина дарят радость. Его рассказы хочется читать снова и снова.)



Работа в группах.

А сейчас ребята для других учащихся мы с вами выпустим газету, каждая группа выполняет свое задание и помещает на ватман.



1 группа: выполнить иллюстрацию к рассказу «Ёж».

2 группа: выполнить кроссворд по теме «природа».

3 группа: составить выставку книг М.М.Пришвина (Советуем прочитать)

4 группа: составить небольшой рассказ о М.М.Пришвине.
Представить каждой группе отчет о проделанной работе.
Подведение итогов. Какие задачи ставили для изучения?

- Биография Пришвина.

- Произведения.

- Какие авторы ещё писали о природе?

Добились мы их выполнения (да).
Рефлексия по группам.

- Мы узнали о Пришвине М.М., что этот писатель особенно любил природу.

- Мы поняли, что охранять природу, значит беречь Родину.

- Мы учились читать бегло, выразительно и понимать текст.
Итог урока.

Томик произведений Пришвина был настольной книгой поэта Д. Тихонова. Послушайте в заключение его стихотворение «Памяти Пришвина».




Памяти Пришвина

Когда у Полярного круга

Темно в снегопаде густом,

Беру я, как верного друга,

Волшебника Пришвина том.
И, ветер когда завывая

Несет ледяную метель,

Над книгой о нем забывая,

Я слышу лесную капель...


...Какое знакомое место:

В воде по колено кусты,

Роняют березки-невесты

На землю куски бересты.


Пускай озверело колотит

В борта штормовая волна

Я вижу на топком болоте

Ковер из кукушкина льна,


На дальний огонь деревушки

Иду не спеша через лес,

Где мачтовых сосен верхушки

Поднялись до самых небес.


Под сумрачным небом чужбины image2445

Пока мы не в нашем порту,

Земли нашей русской картины

Со мной, у меня на борту.


За силу великую эту,

Сокрытую в слове простом,

Вожу я по белому свету

Волшебника Пришвина том.


Перед вами «мишень», закрасьте те части, которые считаешь нужным, был активным участником-закрась, было понятно- закрась и т.д.



База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал