Урока биологии Учитель: Белозёрова О. В. Класс: 6б умк: «Сфера жизни» Сухорукова Л. Н. Тема урока: Бактерии. Место урока в программе



Скачать 160.67 Kb.
Дата30.04.2016
Размер160.67 Kb.
ТипУрок
План-конспект открытого урока биологии

Учитель:Белозёрова О.В.

Класс:

УМК: «Сфера жизни» Сухорукова Л.Н.

Тема урока: Бактерии.

Место урока в программе:

Цели:

  • Предметно-дидактическая:ученики научаться определять признаки бактерий , получат представления о значении бактерий в природе и жизни человека, узнают об особенностях их жизнедеятельности

  • Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

Ожидаемые результаты:

  • Предметные:

  • Знают отличительные признаки бактериальной клетки, умеют находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств;

  • Имеют представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;

  • Называют примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций.



  • Личностные:

  • Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

  • Ответственно относятся к выполнению учебных задач;

  • Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

  • Метапредметные:

  • Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

  • Выдвигают простейшие гипотезы;

  • Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

  • Работают с информацией и преобразуют её;

  • Находят причинно-следственные связи;

  • Оценивают свою работу и работу своих одноклассников

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.

  2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

  3. Продолжить формирование навыковиспользовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения организмов

  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.




  • Тип урока:

  • По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

  • По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

  • По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

  • Методы:

  • Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

  • Дополнительные:

  • словесные (беседа, диалог);

  • наглядные (работа с рисунками, схемами);

  • практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования);

  • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).



Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Бактерии»

Этап

Содержание

Учебно-познавательные задачи урока

Формы контроля

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный





Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

Самопроверка

Регулятивные:

  • Самоконтроль учебной деятельности

Ориентировочно-мотивационный – стадия вызова


На уроках биологии мы знакомимся с различными группами организмов.

Показ фрагмента видеофильма» Агрессивная среда бактерий». Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор.

Кто озвучит тему урока?



Слайд 2. Что бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы получить ответы?


Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока.

  • Определяют тему урока;

  • Участвуют в постановке познавательной цели урока.




Словесная оценка учителя

Регулятивные:

  • Целеполагание

Основной этап.

  1. Постановка проблемы

  2. Открытие нового через её решение



  1. Первичное закрепление



  1. Открытие нового



  1. Постановка и решение проблемы

Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно. Почему?

Слайд 3. Какие организмы, из изображённых на слайде, нельзя отнести к бактериям? Почему?

Слайд 4. На экране вы видите два организма. Являются ли они бактериями? Почему? Вы можете работать индивидуально или в парах.

Учебник § 16, с. 44.



  • Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления существенных признаков строения бактерий.

  • Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.




  • Делают вывод о малом размере бактерий.

  • Делают вывод об одноклеточности бактерий.

  • Осуществляют сравнение организмов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления.

  • Работают с текстом учебника, изучают строение клетки бактерии, отвечают на проблемный вопрос.

Словесная оценка учителя
Самопроверка по образцу

Самопроверка по образцу


Само- и взаимопроверка по образцу


Самопроверка по образцу


Самопроверка


Самопроверка

Взаимопроверка

Взаимопроверка

Словесная оценка учителя


Познавательные:

  • Формулирование проблемы, поиск путей решения;

  • Информационный поиск;

  • Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение;

  • Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование);

  • Построение речевого высказывания.

Регулятивные:

  • Целеполагание;

  • Планирование;

  • Контроль;

  • Оценка и самооценка.

Коммуникативные:

  • Участие в совместной деятельности;

  • Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.

Личностные:

  • Ответственное отношение к выполнению учебных задач;

  • Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;

  • Уважительное отношение к другому человеку, его мнению.



Итак, мы смогли отличить бактерию от другого одноклеточного организма. Перед вами кусочки цветной бумаги соберите из них по парам внутреннее строение клетки бактерий.и подпишите каждую значимую часть.

Кто хочет показать основные части клетки бактерии на рисунке?

Проверьте работу в рабочей тетради у своего соседа, проставьте отметку.

Физкультминутка.Видео


Организует первичное закрепление материала.



  • Выполняют задания в рабочей тетради.

  • Осуществляют проверку и оценивание друг друга.



Совсем недавно ученик 6 класса сочинил сказку про бактерии. Но в ней было много неизвестного, поэтому эти слова он пропустил. По ходу выступления команд вам надо в текс вставить эти нужные слова.

Работа по группам

1 группа

Формы бактериальных клеток разнообразны.




  • Предлагает обучающимся вопросы и задания с целью выявления особенностей процессов жизнедеятельности бактерий.

  • Осуществляет коррекцию, организует обсуждение.




  • Высказывают предположение о размножении бактерий. Обсуждают его в группе.

  • Выполняют задание в рабочей тетради, осуществляют взаимопроверку.

2 группа

Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней. Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий?

Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии? Обсудите в группе и выскажите предположение.

Предложите схему размножения бактерий.

Почему этого не происходит?

Что происходит с бактериями в неблагоприятных условиях? Обсудите вопрос в группе, выскажите предположение.





  • Направляет деятельность учащихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.

  • Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.

  • Выслушивают мнение других групп, осуществляют оценку.




  • Выполняют задание в рабочей тетради.

Можно ли на Земле обойтись без бактерий? Изучите дополнительную информацию о бактериях и найдите примеры: 3 группа – положительного значения бактерий в природе; 4 группа –значение бактерий для человека.

5 группаметоды профилактики бактериальных инфекций. Слайды 8 – 15.

Сформулируйте вывод о значении бактерий в природе и в жизни человека.

Афиширование работ по группам.

Так можем мы решить сейчас наш спор.Кто важнее из бактерий? При ответе приводите свои доказательства.


  • Организует работу групп для ответа на проблемный вопрос.

  • Во время выступления групп демонстрирует слайды, иллюстрирующие примеры.

  • Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.

  • Выслушивают мнение других групп, дополняют ответы, осуществляют оценку.

  • Делают вывод об огромной роли бактерий.


Заключительный этап.

Закрепление, рефлексия, подведение итогов урока

Сегодня мы познакомились с царством Бактерии.

Так кто из них главнее?

Организует рефлексию.

-Ребята, хлопните в ладоши те, кто на этом уроке узнал что-то новое.

Поднимите правую руку те, кто понял, чем отличаются бактерии от остальных царств. Поднимите обе руки те, для кого урок оказался нужным, полезным. Я очень рада за вас и говорю спасибо.




  • Организует закрепление материала и рефлексию.

  • Осуществляют рефлексию.



Самопроверка

Регулятивные:

  • Участие в подведении итогов урока;

  • Самооценка.




2 группа

Какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий?

Предложить схему размножения бактерий.

Академик В. И Вернадский подсчитал, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.

Почему этого не происходит?

Что происходит с бактериями в неблагоприятных условиях? Обсудить вопрос в группе, высказать предположение.



http://900igr.net/datai/biologija/prokarioticheskaja-kletka/0024-047-kletki-bakterij-pri-blagoprijatnykh-uslovijakh-ochen-bystro-razmnozhajutsja.png
14


Царство Бактерии
Размножение. Бактерии размножаются путем простого деления на две клетки, это происходит при благоприятных условиях, через каждые 20 минут.

Делением клетки.

Скорость размножения зависит от внешней среды — при благоприятных условиях деление происходит каждые 20–30 минут

Половой процесс наблюдается у кишечной палочки.

Споры у бактерий служат не для размножения, а для перенесения неблагоприятных условий, имеют защиту — толстые оболочки

Споры обеспечивают возможность переносить неблагоприятные условия. Они выдерживают длительное высыхание, нагревание свыше 100°С и охлаждение почти до абсолютного нуля. В обычном же состоянии бактерии неустойчивы при высушивании, воздействии прямых солнечных лучей, повышении температуры до 65—80°С и т. д. В благоприятных условиях споры набухают и прорастают, образуя новую вегетативную клетку бактерий.

Несмотря на постоянную гибель бактерий (поедание их простейшими, действие высоких и низких температур и других неблагоприятных факторов), эти примитивные организмы сохранились с древнейших времен благодаря способности к быстрому размножению (клетка может делиться через каждые 20—30 мин), образованию спор, чрезвычайно устойчивых к факторам внешней среды, и их повсеместному распространению.



Ответ: я узнал о размножении бактерий, которое происходит………





3 группаЗначение бактерий в природе.
Можно ли на Земле обойтись без бактерий? Изучить дополнительную информацию о бактериях и определить роль бактерий в природе, подкрепляя примерами:
Бактерии


Ответ: я определил роль бактерий в природе, она заключается….

Бактерии гниения

Мы – бактерии гниения.

Нас не любят, к сожалению.

Портим мы у вас продукты:

Мясо, овощи и фрукты.

Портим всё: бумагу, сено.

Но нужны мы, несомненно:

Санитары мы Земли.

Трудимся без устали.

Кто уходит в мир иной,

Превращаем в перегной.



Значение бактерий в биосфере.
Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.

Следующая группа – почвенные бактерии.Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы. Участвуют в образовании почвы.





Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии производят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.

Почвенные бактерии

Молодцы вы, но без нас

Не смогли бы жить растения.

Перегной мы после вас

Превращаем в удобрения Минеральные. И вот

Корень в почве их найдёт,

В лист зелёный передаст.

Лист для всех живых создаст

Органическую пищу:

Для животных, человека,

Для бактерий и грибов.

Потому без лишних слов

Мы, признайте, лучше всех.






4 группа. Значение бактерий для человека.

Только ли вред приносят бактерии человеку? Изучить дополнительную информацию о бактериях и определить роль бактерий в жизни человека, подкрепляя примерами:


Бактерии
+ -


Ответ: я выяснил, что бактерии могут, как помогать человеку Молочнокислые бактерии

Я главней! Ты - почвы житель.

Я же в почве жить не стану.

Превращаю в сыр, в сметану

Я парное молоко.

А ещё капусту сквашу,

Огурцы, томаты ваши

Сохраню я много дней.

Кукурузу, что скосили,

Превращу я в сочный силос.

Ну, скажите ж, кто нужней?

Значение бактерий в народном хозяйстве.
Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.

Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют вредные бактерии.

Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике. Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.

Некоторые виды болезнетворных бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.



Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств.
Кишечная палочка

Мы нужней! Мы тут, в кишечнике.

Ты попробуй-ка без нас.

Заболеешь в тот же час.

Съешь салат, попьёшь компот, -

Будет пучить твой живот.

Будешь мучиться до слёз.

Мы с тобою симбиоз.

Палочка кишечная

Всех главней, считаю


Группа №5. Профилактика заражения бактериями.



Составьте памятку по профилактике болезней.

Болезнетворные бактерии

Мы тоже живём в кишечнике.

И с нами болеет он.

Я - палочка дизентерийная,

Холерный я вибрион.

Попробуй, не вымой руки,

Мы сразу тебя найдём.

Уж мы нeумрём от скуки.

Мы живо тебя изведём!

Группа №1

c:\users\ольга викторовна\desktop\материал для учащихся\примеры бактерий со жгутиками (рисунок).png


Группа №1.Одноклеточные
колониальные формы

Задание: нарисовать: Кокки. Бациллы, спириллы, вибрионы. Представить каждую форму бактерий.

Ответ :Я узнал что бактерии бывают…….

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал