Утверждена решением кафедры



Скачать 378.91 Kb.
страница1/2
Дата26.04.2016
Размер378.91 Kb.
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУ ВПО КГУ)


УТВЕРЖДЕНА

решением кафедры

философии

Протокол № 1 от 02.09.2014 г.

Зав. кафедрой ______________

Л.Г. Королева


ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ
по философии

Курск – 2014




1. Авторы программы:Королева Л.Г., д.филос.н.,зав.каф.философии, Торубарова Т.В., д.филос.н., проф. каф. философии


2. Требования к поступащим в аспирантуру:

Соискатели должны



Знать:

  • предмет и назначение философии;

  • содержание основных понятий онтологии, гносеологии, философской антропологии, социальной философии;

  • характеристики форм познавательной деятельности;

  • различные концепции взаимоотношений человека с природой и обществом;

  • характер связи элементов общества как системы;

  • соотношение насилия и ненасилия в истории;

уметь

  • уметь классифицировать и систематизировать мировоззренческие представления

  • уметь выявлять основные проблемы онтологии, гносеологии, философской антропологии, социальной философии и других разделов философского знания

  • анализировать особенности исторических этапов развития философского знания;

  • раскрывать содержание философских категорий;

  • характеризовать основные концепции взаимодействия духовного и телесного, биологического и социального в человеке, его отношения к природе и обществу

владеть (быть в состоянии продемонстрировать):

– навыками анализа научных, философских, религиозных картин мира, фундаментальных концепций и принципов, с помощью которых описываются эти картины

– навыками классификации школ и течений в развитии философской мысли;


  • навыками аргументации, ведения дискуссии и полемики.



3. Содержание дисциплины


Раздел I. Предмет философии

1.1 Место и роль философии в культуре

Понятие мировоззрения. Миф, религия, жизненная мудрость. Рождение философской мысли, ее предмет, темы. Мир и человек. Бытие и сознание. Практическое, познавательное, ценностное отношение человека к миру. Своеобразие философского познания. Познание и нравственность. Философия как знание, мудрость и стиль жизни. Роль философии в целостном самоопределении человека. Философия и ее история. Многообразие философских взглядов.


1.2 Становление философии

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Цивилизационный «взрыв» середины I тысячелетия до н. э. Кризис родовой морали и мифологического миропонимания. Путь от мифа к рационально-теоретическому миропониманию. Предфилософские формы мироуяснения в Месопотамии и Древнем Египте. Человек в культуре Древнего Востока. Учения Будды, Конфуция, Лао-Цзы. Философская мысль в Индии и Китае VI—V вв. до н. э.

Античная культура Средиземноморья. Расцвет Древней Греции VI—V вв. до н. э. Гесиод, Гомер. «Семь мудрецов» Эллады. Ранняя греческая философия. Космологизм, поиск «первооснов». Две тенденции: идеализм и материализм. Милетские натурфилософы и пифагорейство. Гераклит, Эмпедокл и др. Древние мыслители Востока и Греции о всеобщих началах и принципах мира. Рождение термина философия, его смысл.
1.3 Структура философского знания

Природа философских проблем. Функции философии; ее соотношение с обыденным сознанием, наукой, религией, политикой, искусством и др. Философия в системе культуры. Задачи философского осмысления «предельных» оснований культуры. Своеобразие творчества великих философов и дух эпохи. Конкретно-историческое и вечное в философском мироуяснении. Связь философского опыта разных эпох. Теоретическая глубина и принципиальная ориентация философского обобщения исторического опыта на высшие ценности, идеи гуманизма, справедливости.

Открытый характер поиска ответов на философские вопросы.

Части философского знания. Онтология и ее предмет. Философская антропология. Социальная философия. Теория познания. Этика. Эстетика. Философия религии, философия права, философия истории.


Раздел ІІ. Основные этапы исторического развития философии

2.4 Античная философия

Классический период в развитии греческой философии (V—IV вв. до н. э.). Демократические полисы и античное просвещение. Релятивизм, субъективизм и скептицизм в учении софистов. Формирование атомистики. Анаксагор. Материалистическое учение Демокрита, его влияние на развитие философии и науки. Учение Сократа — рождение философии нового типа. Перемещение интереса от природы к человеку, от бытия к ценностям, от теории к методу. Диалектика как искусство творческого диалога. Философия Платона. Объективный идеализм: соотношение вещей и идей, тела и души. Диалектика мышления как путь к знанию, добродетели, благу (Сократ, Платон). Учение Платона об идеальном государстве, законах, справедливости. Платон и античная математика. Платонизм в дальнейшем развитии философии. Аристотель, его труды и учение. Логика, метафизика, концепция категорий. Учение о материи и форме, о причинности и других универсальных принципах бытия. Понятие целевой причины. Идея перводвигателя. Учение Аристотеля в истории философии и науки. Особенности культуры эллинистического и римского периодов. Эпикурейство и этическое учение стоиков. Школа скептиков. Философия, ее предназначение в понимании греческих и римских философов. Идеал мудрости, ценность меры, гармонии. Античность и философия последующих эпох.


2.5 Философская мысльСредневековья

Формирование предпосылок средневековой философии. Неоплатонизм. Плотин. Европа V—XV вв. «Мир» христианства. Теоцентризм. Проблемы добра и зла, человеческого грехопадения и спасения. Радикальное изменение системы ценностей Ориентация религиозного сознания на духовные идеалы. Учение Аврелия Августина. Природа и человек как творения Бога. Первенство Бога над миром, воли над интеллектом, веры над разумом. Учение о свободе воли. Идея «Града Божьего». Мотивы неоплатонизма в философии средних веков. Средневековый иррационализм и рационализм. Мистика и схоластика. Особый характер учености, тем дискуссий. Проблема реальности единичного и общего. Спор о природе общих понятий (универсалий). Реализм и номинализм. «Сумма теологии» Фомы Аквинского – свод религиозно-философских идей средневековья. Обоснование идеи Бога. Средневековая картина мира. Соотношение науки, философии, религии. Аскетизм и духовность как нравственный идеал. Особенности развития философии в Византии, ее влияние на философскую мысль Болгарии, Армении, Грузии, Руси. Средневековая философия мусульманского Востока.


2.6 Философия Возрождения

Европа XIV–XV вв. Черты эпохи. Формирование раннебуржуазного общества. Интерес к античности. Итальянский гуманизм (XIV—XV вв.). Лоренцо Валла. «О наслаждении как истинном благе». Обращение к нравственному идеалу Эпикура. Флорентийский платонизм. МарсилиоФечино. Концепция «ученой религии и благочестивой философии». Пантеизм. Пико деллаМирандола. Его речь «О достоинстве человека». Антропоцентризм. Принцип максимальной свободы человека – ключевая идея гуманистической философии. Философское творчество Николая Ку-занского. Трактат «Об ученом незнании». Влияние неоплатонизма. Возрождение античной диалектики. Рождение современного естествознания. Николай Коперник. Гелиоцентризм, его философское осмысление. Критика религиозной картины мира, возрождение мотивов античности. Натурфилософия. Джордано Бруно, его взгляды и судьба. Мысли о бесконечности мира и бесчисленном множестве миров. Влияние идей Бруно на развитие философии Нового времени. Свободомыслие и скептицизм Возрождения. Борьба против схоластики, догматизма мышления. «Опыты» Мишеля Монтеня. «Христианский гуманизм» Эразма Роттердамского. Социальная философия эпохи. Труд Никола Макиавелли «Государь». Разграничение политики и морали. Проблема власти и насилия, цели и средств ее осуществления. «Макиавеллизм». Т. Мор, Т. Кампанелла. Утопические идеи идеального государства. Движения за реформу церкви в XIV—XV вв. Протестантизм. Мартин Лютер, его выступление против римской церкви. Реформация и августианская традиция. Приспособление религии к новой эпохе. Усиление веротерпимости.




    1. Философия Нового времени

Развитие капитализма в Европе. Ранние буржуазные революции. Великие географические открытия. Успехи экспериментально-математического естествознания. Формирование механико-материалистической картины природы. Учение о субстанции. Дуализм, монизм, плюрализм. Механистический детерминизм. Трудности в решение проблем движения, материи, «первичных» и «вторичных» качеств, сознания и человеческой свободы.

Идея универсального метода научного познания. Эмпиризм и рационализм. Фрэнсис Бэкон. Осмысление науки как социального фактора. Обоснование эмпиризма. Метод индукции. Обоснование научного познания с позиций рационализма. Рене Декарт. Принцип методического сомнения. Постановка проблемы субъекта познания. Разработка методологии дедуктивных наук; Вклад Лейбница в логику и теорию познания. Разграничение истин разума и истин факта. Идеи логического исчисления. Разработка принципов «аналитической» философии. Достижения рационализма. Теория познания материалистического сенсуализма, эмпиризма. Джон Локк. Психологический подход к теории познания. Ум как «чистая доска». Роль чувственного опыта. Простые и сложные идеи. Сила и слабость эмпирико-сенсуалистического обоснования познания. Джордж Беркли. Критика понятия материи. Трансформация материалистического сенсуализма в субъективный идеализм. Скептицизм Давида Юма. Принцип «непосредственно данного». Трактовка понятий: причина, сила, субстанция. Проблема знания и верования. Влияние Локка, Беркли, Юма на последующее развитие философии. Ориентация на разум, науку как общая черта философской мысли XVII в. Проблемы: знание и нравственность, свобода и необходимость (Спиноза). Первые разочарования в механистическом материализме XVII в. Блез Паскаль. Тема бессилия «доводов разума» перед «доводами сердца». Проблема «человек-общество-государство» в трудах мыслителей XVII в. Концепция общественного договора. Томас Гоббс. Социально-философские взгляды Дж. Локка, Д.Юма. Формирование основ философии европейского Просвещения.



Эпоха Просвещения. Ключевые идеи: «разумность» и «естественность», свободомыслие, скептицизм, вера в человеческий разум и общественный прогресс. Критика феодализма, религии. Ориентация на светскую культуру. Концепция суверенной личности. Идеалы и программы правового общества. Идейная подготовка буржуазных революций XVIII в. во Франции и Америке. Французское Просвещение, его теоретическая основа — сенсуализм, педагогика и социальная философия Д. Локка. Просветительская философия истории и концепция социального прогресса в трудах Ф. Вольтера. Общественный идеал: «царство разума», просвещенный монарх, союз государей и философов. Ш. Л. Монтескьё, его труд «Дух законов». Французские материалисты. «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», ее роль в формировании основ демократического мировоззрения. Дени Дидро. Разработка материалистической концепции природы. Развитие мировоззрения материалистов XVII в. в труде Поля Гольбаха «Система природы». Сочинения К.Гельвеция «О человеке» и «Об уме». Философские предпосылки утопического социализма. Место французского материализма XVIII в. в истории философской мысли. Жан-Жак Руссо. Педагогические мысли. Идеи справедливого общественного договора, прав народа на ниспровержение власти. Идеал республики, равенства, свободы и суверенитета народа. Влияние идей Руссо на Робеспьера и его единомышленников. Подготовка идей «Декларации прав человека и гражданина» – исторического завоевания французской революции XVIII в. Американское Просвещение. Б. Франклин, Т. Джеферсон, Т. Пейни др. Воплощение идей Просвещения в «Декларации прав человека» и Конституции США. Идеи Просвещения в России. М. В. Ломоносов. Христианский платонизм: Г. С. Сковорода, М. М. Щербатов. Формирования нерелигиозной философии. Деизм. А. Н. Радищев. Трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». Демократические идеи в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву», Программы декабристов. Формирование и Развитие традиции русской университетской философии. Немецкое Просвещение. Новаторская философская мысль в области эстетики (Лессинг и др.). Философия языка, тория познания. И. Ф. Гердер. Концепция историчности природы и общества. И. Гете. Учение о развитии мира как видоизменении его форм и о диалектических «полярностях». Пафос действия. Влияние идей Просвещениянанемецкую классическую философию.

2.8Классическая немецкая философия

Французская революция, ее влияние на ситуацию в Европе. Германия конца XVIII–начала XIX вв.: особенности экономического и социального развития. Предпосылки расцвета немецкой культуры. Классическая немецкая философия – духовное выражение противоречивого утверждения буржуазной эпохи.



Иммануил Кант. Два периода творчества. «Докритический» период. Основные идеи «критического» периода. Знаменитые кантовские вопросы. «Трансцендентальный идеализм». Новая картина познавательного процесса –на основе зрелой науки XVII–XVIII вв. Концепция теоретического знания. Априоризм. Этика Канта. «Категорический императив». Безусловное первенство долга. Проблема свободы воли. Положение об абсолютном достоинстве и полноценности каждой личности. Обоснование моральной значимости религии. Постулаты «практического» разума. Место Канта в истории философии, его влияние на философскую мысль конца XVIII–XX столетия. Философия И. Фихте. Абсолютизация активности мышления. Субъективный идеализм в понимании соотношения субъекта и объекта. Волюнтаризм. Радикализм социально-философских идей, их эволюция. Философия Ф.Шеллинга. Ее истоки в учениях Канта и Фихте; отход от них. Натурфилософия. Влияние идей Шеллинга на последующую философскую мысль (Шопенгауэр и др.). Шеллингианство в России XIX в.

Г. Гегель – мыслитель, венчающий развитие немецкой философской классики. «Феноменология духа». Проблемы морали, права, государства. Концепция «гражданского» общества. Историзм и диалектика Гегеля. Трактовка исторической закономерности. Создание новой культурно-исторической «картины мира». Система «абсолютного идеализма». Историческая оценка гегельянства в XIX и XX вв.

Гегелевская школа в Германии XIX в. «Младогегельянцы». Их эволюция от критики религии к проектам радикального изменения общества. Отход от классических толкований сущего. Понятия «чувственность» (Фейербах), «труд» (Маркс) и др. Темы: отчужденное сознание, философия и практика, христианская мораль и атеизм. Тенденции индивидуализма (Б. Бауэр, М. Штирнер) и «коммунности» (Л. Фейербах, К. Маркс). «Конец» классической немецкой философии, ее преодоление и возрождение в философских учениях XIX–XX вв.

Философия Л. Фейербаха. Опыт преодоления гегелевского идеализма. Работа «Сущность христианства». Анализ психологических основ и критика религии. Антропологический материализм и сенсуализм Фейербаха. Его гуманизм, этика любви. Принцип индивидуальности и идея человеческого рода, нравственного долга человека перед людьми. Влияние Л. Фейербаха на развитие философской мысли. Фейербах и Маркс. Возможности современного прочтения трудов Фейербаха.


2.9Постклассическая философия ХІХ века

Формирование философских позиций Маркса. Критика общественного уклада Германии. Изучение политической экономии. Влияние философского гуманизма Фейербаха. Обращение к идеям коммунизма, их анализ в| «Экономическо-философских рукописях 1844 г.». Концепция «отчужденного труда». Критика «казарменного коммунизма». Идеал справедливого общества и гармоничного человека. Гегельянские основоположения философии Маркса. Концепция «практической философии». Проблема отчужденных форм сознания и фетишизма. Критика гегельянства. Концепция диалектики как метода познания сложной развивающейся системы («Капитал»). «Популярный» образ диалектики в работах Ф.Энгельса и Г. В. Плеханова, его вульгаризация в «марксизме-ленинизме». Марксовафилософия истории. Принципы материалистического понимания истории. Идея общественно-исторической практики. Концепция сознания и теория идеологии. Учение о классовой борьбе и революциях. История человечества как закономерный процесс. Идея прогресса. Субъект истории. Историзм в понимании философских проблем. «Всеобщность» и европоцентризм философии истории.



Философская антропология Маркса. Человек – активное практическое, предметное существо. Социальная природа человека. Индивиды и социальные группы. Конфликтность общественной практики. Отчуждение человека в социальной истории. Грани и исторические формы свободы. Идеал «общечеловеческой эмансипации» и коммунистический проект его осуществления. Догматизация и вульгаризация идей социальной философии Маркса. Разъяснение сути позиций в письмах Ф.Энгельса (1880–1890). Становление идеологии марксизма. Приверженцы и критики идей Маркса в философии XX столетия. Социология знания, франкфуртская школа и др. Философия Маркса, идеология марксизма и исторические реалии XX столетия. «Марксизм-ленинизм». Критика марксизма в. работах П. Б. Струве, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, П.И. Новгородцева и др. Западный марксизм XX в.: А.Грамши, Д. Лукач, А. Альтюссер. Проблема исторической «вины» мыслителя и корректного освобождения от идеологии, и практики «марксизма».

Философия иррационального. А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше

Антигегелевская «волна» первой пол. XIX в. Предпосылки философии А. Шопенгауэра. Влияние Канта и Платона, индийской философии и культуры. «Мир как воля и представление». «Воля к жизни» и ее объективации.Этика Шопенгауэра. Критика нравственного императива Канта. Мысли о роли страдания и сострадания. Поиск путей преодоления зла в мире. Влияния Шопенгауэра в европейской философии второй половины XIX и XX вв. Его идеи в России.

Основные понятия и принципы философии Сёрена Кьеркегора.Антигегельянство. Критика рационализма. Религиозный характер философии. Учение о трех формах человеческого бытия: этической, эстетической, религиозной. Интерес к индивидуальному существованию человека – его экзистенции. Экзистенциальная диалектика Кьеркегора. Понятия отчаяния, страха и «болезни к смерти». Кьеркегор и экзистенциальные философы XX века.



Ф. Ницше. Ницшеанская картина мира как антипод «классического» миропонимания. Понятие «трагической эпохи». Интерпретация греческой философии и культуры. Критика рационализма, понятий истины, добра, цели. «Переоценка ценностей». Феномен «европейского нигилизма», его трактовка у Ницше. Особенности «антихристианства» Ницше. Образ Заратустры как проповедника и мыслителя. Главные идеи концепции «сверхчеловека». Социально-политическая концепция Ницше. Фальсификация его наследия. Философия Ницше в России. Современные интерпретации его философии.

Позитивизм XIX в. Эмпирическая философия науки. Возрождение традиции британского эмпиризма, французского энциклопедизма и мотивов Просвещения. Первая волна позитивизма: О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спенсер. Родоначальник позитивизма О. Конт. Концепция трех стадий развития интеллекта. Критика отвлеченного умствования и защита позитивного знания. Наблюдение, описание, индуктивное обобщение – важнейшие методы позитивного познания. Противопоставление описания объяснению. Релятивизм. Радикальный эмпиризм Д. С. Милля. Разработка теории познания на основе идей Юма. Опытное, индуктивное толкование всего познания, включая математику и логику. Позитивистские идеи в учении Г. Спенсера.

Философия прагматизма.Возникновениепрагматизма (70-е годы XIX в., США). Американский «синтез» европейских идей британского, эмпиризма и утилитаризма, классического рационализма, Просвещения. Критика абсолютного идеализма неогегельянства. Программа «реконструкции философии» с целью сделать ее практически значимой. Ч. С. Пирс — основоположник прагматизма. Его программные статьи. Толкование истины как полезного мнения, направляющего действие. Логика, семиотика, теория познания и метафизика Пирса, их влияние на другие философские концепции.

Радикальный эмпиризм Уильяма Джемса. Понимание опыта как «потока сознания» или «потока жизни». «Плюралистическая вселенная». Понимание истины как полезности идеи. Прагматизм как метод «улаживания философских споров». Прагматическое оправдание религиозной веры.

«Инструментализм» Д. Дьюи. Опыт как серия уникальных «проблематичных ситуаций». Условный характер обобщений, невозможность теорий. Принцип свободного экспериментирования, постепенного совершенствования опыта. Мысль об уникальности добра и невозможности общих норм нравственности. Дьюи о соответствии инструментального метода исследования демократическому устройству и духу американского общества. Педагогические принципы «обучения на деле». Распространение и влияние прагматизма в США и др. странах. Прагматический подход к проблемам семиотики, логики, методологии пауки, педагогики, политики. Прагматизм и философская мысль наших дней. Проблема корректной оценки философии прагматизма.
2.10 Западная философия ХХ века

Вторая волна позитивизма — эмпириокритицизм или махизм (Р. Авенариус, Э. Мах и др.), их связь с кризисом механико-материалистического обоснования физики. «Механика» Маха и критика классической механики. Методологический принцип «чистого» описания. Теория «принципиальной координации» Р. Авенариуса и критика метафизического материализма.

Третья волна: логический позитивизм «Венского кружка». «Логический эмпиризм» в США. М. Шлик и Р. Карнап. Программа радикального эмпиризма на основе применения аппарата символической логики. Логический эмпиризм. Концепция чистого опыта и редукции теоретических положений к опытной основе. Принцип верификации научных утверждений. Проблема разграничения науки и метафизики. Неудачи в реализации программы. Пересмотр позиций. Влияние позитивизма в России XIX–XX вв. Позитивное мышление и позитивизм как философская установка. Философская ограниченность сциентизма.

Аналитическая философия XX в. Б. Рассел, Дж. Э. Мур, Л. Витгенштейн. Рождение «философии анализа». «Бунт» против «абсолютного идеализма», защита реализма и плюрализма, языковой подход к философским проблемам. Философия здравого смысла Д. Э. Мура. Парадоксы теории множеств и логическое исследование оснований математики. Б. Рассел. Анализ обозначающих фраз, его философское значение. Проблема осмысленного и бессмысленного. Переосмысление предмета и метода философии. Принцип: логика – сущность философии. Начало философии логического анализа. Метафизика логического атомизма. Варианты «аналитической философии».



Л. Витгенштейн, его место в философской мысли XX века. «Логико-философский трактат». РаннийВитгенштейн об отношении языка и реальности. Соотношение выразимого и невыразимого. Тезисы: «язык вуалирует мысли», философия полна концептуальных подмен, замешательств. Толкование философии как деятельности анализа, прояснения мысли. Невысказываемое. Поздний Витгенштейн, его «Философские исследования» и другие работы. Концепция «языковых игр». Тема языкового «гипноза». Методы прояснения языка. Влияние Витгенштейна на философские школы и направления XX в. (логический позитивизм, британская лингвистическая философия и др.). Аналитическое движение в современной западной философии, тематика исследований и дискуссий. Основные тенденции. Различные понимания метода анализа и задач философии.

Феноменология Э.Гуссерля. Герменевтика. Структурализм.

Гуссерль об идеале научности, абсолютном характере истины, систематическом единстве научного знания и задаче наукоучения. Идея «чистой логики». Опыт психологического обоснования математики. Критика психологизма в логике и теории познания. Теоретические предпосылки, задача и метод феноменологии. Концепция философии как строгой науки. «Естественная» и «феноменологическая» установки познания. Критика натурализма и историцизма. Психологическая и трансцендентальная редукция. Учение о «чистом сознании». Интенциональность как главное свойство сознания. Особенности гуссерлевского априоризма. Понятие «жизненного мира» в поздних работах Э.Гуссерля. Основные направления развития феноменологии после Гуссерля, ее влияние на экзистенциализм, герменевтику и др. Герменевтика, ее основные идеи и исторические источники. «Универсальная герменевтика» Ф. Шлейермахера как искусство понимания сознания другого человека. Ее роль в формировании методологии гуманитарного познания. В. Дильтей. Различие естественных и гуманитарных наук. Поиск философских оснований наук о духе. Жизнь как внутренний опыт. Понимание – фундаментальный способ человеческого бытия в герменевтической концепции Хайдеггера. Изначальность речи, предпонимание. Философская герменевтика Г. Г. Гадамера. «Спор о герменевтике». Диалог, контекст, герменевтический круг. П. Рикер. Человек и историческая связь времен. Поиск метода анализа человеческой субъективности – личности – как творца мира культуры. Работа «Конфликт интерпретаций». Философское обоснование герменевтики. Философский структурализм. Теоретические источники и проблемное поле структуральных исследований: лингвистика, этнология, психоанализ, историческая наука. Понятия: означаемое и означающее, синхрония и диахрония, структура и история, К. Леви-Стросс. «Структурная антропология», учение об априорных бессознательных структурах. Творчество М. Фуко. «Слова и вещи». Концепция культуры как знаковой системы. «Археология гуманитарных наук» Структурализм как направление мысли и тип метафизики.

Экзистенциализм. М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр. Исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Основные представители. Отношение к романтикам, философии жизни, психоанализу, феноменологии. Критика рационализма как миросозерцания. Обращение к проблемам человеческого существования. Экзистенциализм в Германии. М. Хайдеггер, его раннее и позднее творчество. «Бытие и время». Основные категории («экзистенциалы»). Темы: «бытие-в-мире», «неподлинное существование», язык как «дом бытия», истина как «открытость». Философия К. Ясперса. Ж..-П. Сартр. Основные идеи работы «Бытие и ничто». Эволюция воззрений. Три аспекта человеческого существования; «бытие в себе», «бытие-для-себя» и «бытие-для-другого». Проблема выбора и ответственности. Понимание свободы как неотъемлемой характеристики человека. Критика диалектического разума. Неомарксизм Сартра. А. Камю. Социальный смысл его философии. «Миф о Сизифе» и «Бунтующий человек». Путь от нигилистической «философии абсурда» к «моралистическому гуманизму». Экзистенциальная феноменология М. Мерло-Понти. Философия Г. Марселя.Экзистенциальная философия в России (Бердяев, Шестов), Испании (Унамуно, X.Ортега-и-Гассет) и других странах. Экзистенциализм о сущности и существовании человека, преодолении отчуждения и обретении смысла бытия. Проблемы выбора своей судьбы, существования и смерти, свободы и ответственности. Критика нигилизма. Влияние экзистенциализма на развитие европейской культуры. Экзистенциализм и гуманизм.
2.11 Отечественная философия

Истоки русской культуры, ее религиозная почва. Философские умонастроения в культуре XII—XVIII вв. Позднее формирование самостоятельной философии в собственном смысле слова. Философичность классической литературы XIX в.: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой. Опыт Запада и тема судеб России. Спор славянофилов и западников. А. С. Хомяков и И. В.. Киреевский, их религиозно-философские идеи. Российское западничество.П.Я. Чаадаев. Его судьба и творчество. «Философические письма», историософия Чаадаева. Чаадаев и Пушкин: два взгляда на русскую историю. Чаадаев и славянофилы. Антропологические мысли Чаадаева о метафизике человека, об индивидуальном и всеобщем разуме, о «страшной силе» свободы. Критика европейской цивилизации в работах А.И. Герцена. Западники-либералы. Судьба либерализма в России. Концепция «одномерного» западного человека и критика «духовной буржуазности» К. Леонтьевым и Н. Данилевским.



В. Соловьев. Философия всеединства. Ранний период творчества: критика позитивизма, влияние славянофильства и европейской философской традиции. Учение о Софии. Религиозно-философская антропология и историософия. Идеи «христианской политики» и «христианской культуры». Основные принципы этики. Критика национализма и космополитизма. В.Соловьев как историк философии. Спор с Л. Толстым. Взгляд в будущее. Революционно-демократическая мысль в России (Н. Г. Чернышевский и др.). Предпосылки философии марксизма.

Русский религиозно-философский ренессанс начала XX в. Условия его формирования и идейные источники (В. С. Соловьев, Ф. М. Достоевский, Ф. Ницше, теоретики символизма). Ф. М.Достоевский. Развенчание революционаризма. Учение Н. А. Бердяева о свободе, смысле творчества и «парадоксальной этике». Экзистенциализм Н. А. Бердяева и Л. Шестова. Осмысление русской философской эмиграцией истоков и причин катастрофы 1917 года. Философия истории Н. А. Бердяева. Отечественная философия в 20–80-е гг. XX в. Догматизированный марксизм как государственная философия и идеология. Жесткая регламентация работы специалистов в отечественной философии 1920–1950-х гг. Постепенное возрождение историко-философской культуры (конец 1950-х – начало 1960-х гг.). Проблемы, волнующие философов и думающих людей России сегодня. Евразийство, анализ уроков вестернизации России, мысли о построении постсоветского общества. Вклад русской мысли в мировую философскую культуру.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал