В царстве грибов (Окружающий мир, III класс)



Скачать 73.91 Kb.
Дата27.04.2016
Размер73.91 Kb.


В царстве грибов

(Окружающий мир, III класс)



Эльмира САЙФУТДИНОВА,

учитель начальных классов средней школы №171 г. Казани

Цель. Формирование у учащихся представления о грибах как особом царстве живой природы. Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлении. Воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности; правильного поведения в природе.

Оборудование. Презентация, кусочек хлеба с плесенью, карточки для групповой работы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация прежних знаний. Работа с карточками.

Вопросы.

Сколько царств существует в природе? (4.)

Сколько воды требуется организму человека в сутки? (2 л.)

Сколько лап у насекомых? (6.)

Какая бывает природа? (Живая и неживая.)

На интерактивной доске появляется схема. (Слайд 1.)

Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает.)

III. Сообщение новой темы и задач урока.

Учитель. Во время лесной прогулки мы обратим особое внимание на то, о чём говорится в загадке:

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой.

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Слайд 2.)

Что это? (Это царство грибов.) Верно. Речь пойдет о грибах. (Слайд 3.)

Подумайте, что вы знаете о грибах бсуждение с партнером по плечу).

Мы должны выяснить с вами где, когда и как надо собирать грибы, какие из них съедобные и несъедобные и что дальше делать, если отравился грибами. (Слайд 4.) Будьте очень внимательны.

Существует даже целая наука, посвященная её изучению. Она называется «микология». Как можно перевести «микология» с латыни?Микос» гриб, «логос» наука, т. е. наука о грибах.) Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? Какие грибы вам известны?

IV. Изучение материала.

– Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая.)

– А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений.)

– Почему? (Они растут на земле.)

– А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод.)

– Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток.)

– А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так «не умеют». В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет.)

– А к миру животных? (Тоже нет.)

– Верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

Дополняю схему на доске. (Слайд 5.)

– У меня на доске и в ваших учебниках имеется рисунок строения шляпочного гриба. (Слайд 6.) Давайте вместе разберемся, как называются части гриба. Подпишите части гриба на ваших рисунках. (Рабочая тетрадь, стр. 66, №1).

Ребята, как мы назовем ту часть гриба, которая находится над землей? (Надземная часть.) Правильно. Запишите слева.

Что составляет надземную часть? (Шляпка и ножка). Правильно. Подпишите справа.

В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть имеют название «плодовое тело».

Другая часть гриба находится под землей. Какое название дадим ей? (Подземная часть). Запишите слева. А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину, корни.) Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей.) А на самом деле подземная часть называется «грибница (мицелий)».

(Выписывается название на доске.)

Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело, потому что только грибница способна вырастить плодовое тело, без нее не будет грибов.)

Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело.



Работа по учебнику.

– А как гриб питается? Найдите ответ на вопрос в учебнике (стр. 112). (Ответы детей.)

Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела, когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ.)

Опытный грибник знает грибные места. Посмотрите на доску. О чем говорят названия этих грибов? (Они растут под осинами и березами.)

Совершенно верно. Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками, и обычно селятся под ними. Например, маслята – под хвойными, белые – под дубами.

Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии.)

Да, у них одинаковая питательная среда и они друг другу помогают. Гриб помогает дереву при помощи грибницы всасывать из почвы воду и минеральные вещества, а от деревьев взамен получают готовый сахар.

V. Физкультминутка. (Под музыку.)

VI. Продолжение изучения материала.

Продолжим наше путешествие по лесу. А знаете ли вы, что на нашей планете растет около 100 тыс. видов грибов. Шляпочные грибы – это небольшая часть царства грибов. А догадаетесь ли вы, с какими грибами часто встречаетесь дома и видели их много раз, но не догадывались или не знали, что они – грибы. (Слайд 7.)

Всходит ли тесто на дрожжах, появляется ли на хлебе пятно плесени, пьём ли прохладный квас, получаем ли укол антибиотиков – нигде не обошлось без встречи с грибами. Это самые знакомые и самые таинственные существа.

VII. Практическая работа.

Учитель. Рассмотрите плесень. Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы.) Можно назвать ее грибом? (Да.) Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? (Нет.) Почему? (У нее нет шляпки.) Совершенно верно. Этот вид грибов называется «плесневые». Знали ли вы об этом?

Существуют различные грибы паразиты. Это трутовики, фитофтора, головня. А люди используют грибы в пищу? (Да.) Что они с ними делают? (Жарят, варят, сушат, солят, тушат, маринуют.)



VIII. Работа в группе. «Как собирать грибы».

Учитель. А сейчас мы пойдем собирать грибы. Какие меры предосторожности нужно принять, чтоб в вашей корзине не оказалось ядовитых грибов? Давайте составим памятку.

Обобщение материала о значении грибов.

IX. Подведение итогов урока.

Учитель. Грибы – это растения или животные? Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка.) Какая часть грибов является самой важной? (Грибница.) Можно ли палками и ногами сбивать ядовитые грибы? Почему? (Ими лечатся животные.) Какие бывают грибы? (Шляпочные и плесневые. Съедобные и ядовитые.)

X. Домашнее задание. Прочитать статью «В царстве грибов» (из учебника). Поискать в дополнительной литературе материал о грибах и подготовить маленькое сообщение о каком-нибудь грибе, желательно с рисунком или фотографией.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал