В соответствии со статьей 44 Закона РФ "Об охране окружающей среды"



страница1/12
Дата24.04.2016
Размер2.36 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12













1. Введение

Генеральный план Шкуринского сельского поселения является градостроительным документом, определяющим основные идеи развития на ближайшие 20 лет до 2029 года, долгосрочную перспективу до 2044 года и на I очередь строительства до 2019 года, планировочной организации территории населенных пунктов поселения: станицы Шкуринской, хутора Гудко-Лиманского, поселка Заводской, хутора Красный, поселка Набережного, хутора Нардегин, хутора Первомайского, хутора Пионер, хутора Подшкуринского, с обеспечением безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, с ограничением негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и с обеспечением охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений..

Целью разработки раздела "Охрана окружающей среды" в проекте является обеспечение приоритетности вопросов охраны окружающей среды, рационального природопользования, защиты здоровья населения и формирования экологически безопасной среды жизнедеятельности.

Общие экологические требования, соблюдение которых обязательно при градостроительном проектировании, установлены: Законом РФ "Об охране окружающей среды"; Водным кодексом РФ; Законом РФ "О недрах"; Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях"; Федеральным законом "Об экологической экспертизе".

В соответствии со статьей 44 Закона РФ "Об охране окружающей среды":

1. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем. Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.

2. При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблю-

даться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по сани-

тарной, очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.

3. В целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного и хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.



В настоящем разделе проекта использованы следующие основные термины и определения [1]:

окружающая среда

совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

природная среда

совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

компоненты природной среды

земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, жи-вотный мир и иные организмы, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

охрана окружающей

среды

деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физи-ческих лиц, направленная на сохранение и восста-новление природной среды, рациональное исполь-зование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяй-ственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий;

качество окружающей среды

состояние окружающей среды, которое характе-ризуется физическими, химическими, биологичес-кими и иными показателями и (или) их совокуп-ностью;

благоприятная

окружающая среда

окружающая среда, качество которой обеспечи-вает устойчивое функционирование естествен-ных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

негативное воздействие на окружающую среду

воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

загрязнение окружающей среды

поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или коли-чество которых оказывают негативное воздей-ствие на окружающую среду;

загрязняющее вещество

вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

нормативы в области охраны окружающей

среды

установленные нормативы качества окружаю-щей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных эко-логических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

нормативы качества

окружающей среды

нормативы, которые установлены в соответ-ствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окру-жающей среды и при соблюдении которых обеспечи-вается благоприятная окружающая среда;

нормативы допустимого воздействия на окружа-ющую среду

--- нормативы, которые установлены в соответ-ствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окру-жающей среды;

природный объект

естественная экологическая система, природ-ный ландшафт и составляющие их элементы, со-хранившие свои природные свойства

антропогенный объект



объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

природный комплекс

комплекс функционально и естественносвязанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;

природный ландшафт

территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственой и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических усло-виях;

экологическая

безопасность


состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их послед-ствий.

В последнее время довольно активно развивается идея перехода к модели устойчивого развития регионов на основе создания экологического каркаса территории. Под экологическим каркасом территории понимается совокупность ее экосистем, с индивидуальными характеристиками природопользования для каждого участка, образующих пространственно-организованную инфраструктуру, которая поддерживает экологическую стабильность территории, предотвращает потери биоразнообразия и деградацию ландшафтов. Основная суть идеи создания экологического каркаса сводится к установлению индивидуальных режимов природопользования для определенных территорий и даже конкретных земельных участков в целях поддержания их экологического потенциала и сохранения ценных природных объектов.

В этой связи разработка экономических и правовых технологий создания экологического каркаса территории[36] становится одним из актуальнейших направлений природоохранной деятельности в условиях начавшейся земельной реформы и перехода к приватизации земель. Наиболее действенным механизмом создания экологического каркаса является его включение в систему территориального зонирования земель. Такое включение должно происходить посредством разработки и учета экологических требований и ограничений к землевладельцам и землепользователям при формировании системы территориальных зон, с последующим закреплением данных требований и ограничений в соответствующих правовых и учетных документах, а также разработкой и установлением различных экономических санкций к нарушителям данных

требований и ограничений.

Современное законодательство предоставляет большие возможности для использования процедуры зонирования земель в целях охраны окружающей среды. В настоящее время земельным, градостроительным и иным законодательством зонирование земель рассматривается как один из инструментов управления земельными ресурсами и планирования развития территории. Это обстоятельство позволяет уже сейчас осуществлять охрану окружающей среды на основе создания экологического каркаса территории методами прямо совместимыми с проводимыми рыночными преобразованиями в земельно-имущественной сфере, и при этом достаточно мягко в рамках действующего правового поля смещать акценты в проведении природоохранной политики с уровня федерального центра на региональный и даже локальный уровень, решая экологические проблемы собственными силами и средствами, не дожидаясь централизованных решений.

Наиболее значительные правовые основания для создания экологических каркасов в рамках экологически ориентированных систем территориального зонирования земель дают три законодательных акта. Это - Федеральный закон "О государственном земельном кадастре", Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Закон "О государственном земельном кадастре" вводит понятие территориальной зоны и порядок установления ее границ. В указанном законе территориальной зоной называется часть территории, характеризующейся особым правовым режимом использования земельных участков. При этом границы территориальных зон предлагается определять в процессе зонировании земель в соответствии с земельным, градостроительным, лесным, водным законодательством, законодательством об охране окружающей среды, а также иными законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Как следует из данного определения, при зонировании земель речь также идет об особом правовом режиме использования территории на основе ограничений, вытекающих, из природоохранного законодательства. В соответствии с настоящим законом сведения о территориальных зонах подлежат внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных, полученных от органов, осуществляющих регистрацию или учет территориальных зон.

Другой документ федерального уровня Градостроительный кодекс Российской Феде-

рации также предусматривает процедуру зонирования территории для установления определенных правовых режимов и градостроительных регламентов при использовании земельных участков в выделенных территориальных зонах. Сведения о градостроительных регламентах подлежат внесению в государственный градостроительный кадастр. Для усиления правового аспекта процедуры зонирования земель Градостроительным кодексом вводится понятие "правовое зонирование", под которым понимается деятельность органов местного самоуправления в области разработки и реализации правил застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований посредством введения градостроительных регламентов. Термин "правовое зонирование" подразумевает разработку и утверждение местными органами власти правил застройки и землепользования, определяющих права и ограничения по способам использования земель и недвижимости на основе территори-

ального зонирования.

Третьим документом федерального уровня, позволяющим выстроить действенный инструмент охраны окружающей среды на основе процедуры зонирования земель с

учетом экологических требований, является закон "О государственной регистрации

прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с этим законом, под государственной регистрацией прав понимается

юридический акт признания и подтверждения государством не только факта возникновения, перехода или прекращения прав, но и соответствующих ограничений на недвижимое имущество. Данное положение особенно важно потому, что дает возможность юридически оформлять особые природоохранные режимы использования территорий применительно к каждому конкретному земельному участку и землепользователю, и тем самым позволяет реализовывать основную идею создания экологического каркаса правовыми методами.

Инициатива в проведении экологически ориентированного зонирования территории и придания такому зонированию правового статуса может и должна принадлежать местным органам власти, заинтересованным в сохранении своего экологического потенциала в условиях земельной реформы и создания полноценного рынка земли. Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в публичных интересах (интересах общества и особенно местных общин) в соответствии с действующим законодательством должна осуществляться по инициативе органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Основной целью работы по включению экологического каркаса в систему зонирования земель должно стать установление жестких требований по сохранению ценных природных объектов при землепользовании, и закрепление их в виде зарегистрированных обременений и ограничений в правоустанавливающих и правоподтверждающих документах при предоставлении земельных участков с одновременным введением экономических санкций за несоблюдение данных ограничений.



2. Краткие сведения об объекте проектирования

Шкуринское сельское поселение расположено в западной части Кущевского района и граничит: на севере с Краснополянским с/п Кущевского района; на северо-востоке с Среднечубурским с/п Кущевского района; на востоке с Кущевским с/п Кущевского района; на юге с Первомайским с/п Кущевского района; на западе со Староминским районом.

На территории Шкуринского сельского поселения расположено 9 населенных пунктов, где проживает по состоянию на 01.01.2008 г.:

ст.Шкуринская – 5020 чел.;

х.Гудко-Лиманский – 33 чел.;

пос.Зваводской – 215 чел.;

х.Красный – 90 чел.;

пос.Набережный – 7 чел.;

х.Нардегин – 295 чел.;

х.Первомайский – 164 чел.

х.Пионер – 65 чел.;

х.Подшкуринский –13 чел.

Станица Шкуринская – административный центр Шкуринского сельского поселения – расположена на левом берегу реки Ея. Расстояние до районного центра - станицы Кущевской, составляет 25 км, до краевого центра - г. Краснодара – 215 км. С центром муниципального образования Кущевский район и другими населенными пунктами Краснодарского края станица связана автомобильной дорогой 3 категории Староминская-Кущевская и федеральной автомагистралью «Дон». Ближайшая железнодорожная станция Кущевка находится в 23 км, к востоку от станицы.

Карта-схема района размещения поселения приводится на рис. 1.


3. Функциональное зонирование территории

Цель разработки раздела - оценить зонирование территории Шкуринского сельского поселения, как средство экологического регулирования проектного решения, обеспечивающего приоритетность вопросов охраны окружающей среды.



    1. Анализ существующей градостроительной ситуации

Существующая планировочная структура территории станицы Шкуринской представлена густой сеткой улиц разной ширины, которая образует в основном прямоугольные кварталы различной площади от 0,6 до 14,0 га. Направление размещения кварталов продиктовано направлениями реки Ея, балок, пересекающих жилую зону станицы, категорированной дороги. Уровень благоустройства станицы низкий, асфальтовое покрытие имеют только главные улицы Ленина и Советская, выездные на СТФ - улицы Горького, 7 ноября, а также улицы Чехова, Красновосточная, частично- Орджоникидзе и Школьная.

Жилой фонд представлен 1 – 2-х этажной одноквартирной индивидуальной застройкой, двух- четырехквартирной 1 – 2-х этажной застройкой, и секционной – один двухэтажный 16-квартирный жилой дом и два двухэтажных 8-квартирных жилых дома, расположенных в центральной части населенного пункта по ул. Ленина. Индивидуальная застройка хаотичная с разновеликими приусадебными участками величиной от 0,08 до 0,5 га. Застройка, как правило, расположена по периметру кварталов, внутри них находятся индивидуальные сады и огороды. Плотность жилой застройки в кварталах, приближенных к центральной части станицы и въездной дороге, средняя, по окраинам – низкая и очень низкая.

В станице отсутствуют места, предназначенные для рекреационных целей, недостаточно зеленых насаждений общего пользования. Они представлены небольшими участками скверов возле Дома культуры в общестаничном центре, озеленением главной и частично станичных жилых улиц.

Спортивная зона практически отсутствует – в зоне общественных центров расположены не обустроенная спортивная площадка и футбольное поле.

Объекты производственной зоны расположены преимущественно в юго-западной части Шкуринской. Имеется ряд отдельно стоящих предприятий на территории жилой зоны.

На северо-западной окраине станицы находится свинотоварная ферма.

Большую часть территории населенных пунктов хутор Гудко-Лиманский, поселок Заводской, хутор Красный, поселок Набережный, хутор Нардегин, хутор Первомайский, хутор Пионер, хутор Подшкуринский составляет территория жилой застройки усадебного типа. Очень низкий уровень обеспеченности населения объектами обслуживания, образования, инженерного оборудования застройки и благоустройства территории. Транспортная связь населенных пунктов с центром поселения, района, другими населенными пунктами осуществляется по автодорогам местного значения.

Кроме центра поселения, остальные населенные пункты относятся к мелким как территориально, так и по численности проживающих – в них насчитывается от 11 до 294 человек.

В основном каждый населенный пункт располагает своим кладбищем традиционных захоронений.

3.2. Анализ ландшафтной ситуации и пригодности территорий

3.2.1. Наличие на территории поселения объектов природного комплекса

Главная водная артерия станицы Шкуринской - степная река Ея. В настоящее время река перегорожена дамбами и плотинами. С севера поселение ограничивает балка Нижняя Чубурка.


3.2.2. Наличие ландшафтно-исторических объектов

Культурно - исторические объекты на территории поселения:



Станица Шкуринская:

Мемориальный комплекс:

-монумент погибшим односельчанам;

-братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками;

-могила пограничника Г.С.Хуснутдинова, погибшего в бою с фашистскими захватчиками



Братская могила воинов, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн

Памятник жертвам репрессий и голода 1930-х годов

Памятник 4-му ковалерийскому гвардейскому корпусу

Бюст В.И. Ленина

Памятник С.М. Кирову

Церковь-приход «Покрова Святой Богородицы»

поселок Заводской

Памятник «Гудкову и Лиманскому»

хутор Нардегин

Памятник участникам ВОВ, братская могила


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал