Влияние автомобильного транспорта на экологическое состояние атмосферного воздуха и на здоровье населения города Томска



Скачать 178.68 Kb.
Дата26.04.2016
Размер178.68 Kb.
Тема: Влияние автомобильного транспорта на экологическое состояние атмосферного воздуха и на здоровье населения города Томска.
Печерская Алина Сергеевна, 1997 год рождения, 1231с гр., по профессии «Земельно-имущественные отношения». 634040, Томск, ул. Иркутский тракт , дом 173

тел сот: 8 923-411-56-42


Научный руководитель: Маркова Тамара Владимировна, преподаватель физики ОГОУ СПО «Томский экономико-промышленный колледж»

Томск 2014

Печерская Алина

Влияние автомобильного транспорта на экологическое состояние атмосферного воздуха и на здоровье населения города Томска

Постановка проблемы:
Человечество страдает от загрязнения чистого воздуха. Большое скопление транспорта в городах; огромные выбросы выхлопных газов пагубно влияют на здоровье человека. Люди задумались о переходе на чистый транспорт, на альтернативные виды топлива.

Чистый воздух – одна из проблем нашего общества, поэтому разработка экологически чистого транспорта является важной темой для дальнейшего существования человечества.



Цель работы:

  • Борьба за улучшение окружающей среды.

  • Изучить влияние загрязняющих веществ от работы автотранспорта на здоровье человека;

  • Изучить статистические данные заболеваемости населения города Томска в связи с загрязнением атмосферного воздуха выбросами автотранспорта.

Задачи:

  • Выявить преимущества нового транспорта и его недостатки.

  • Определить, как чистый транспорт влияет на загрязнения окружающей среды или улучшает её состояние.

  • Вычислить суммарное загрязнение воздуха тактичными продуктами от работы транспорта в районе расположения колледжа;

  • Определить уровень шумового загрязнения от работы автотранспорта и сравнить полученные данные с санитарно-гигиеническими нормами.

Методы работы:

  • Подбор и изучения литературы и интернет источников.

  • Исследовательская работа по видам транспорта.

Каждому человеку — независимо от профессии, образованности, жизненного опыта и — почти независимо от возраста — ясно, какое огромное значение для него имеет работа транспорта. К главным источникам загрязнения окружающей среды и потребителям энергоресурсов относятся автомобильный транспорт и инфраструктура автотранспортного комплекса. Так как автотранспорт по сравнение с другими видами транспорта приносит наибольший вред окружающей среде, мне бы хотелось подробней остановиться именно на нем. Мысль о том, что с автотранспортом нужно что- то делать, крутиться в голове каждого сознательного человека. Страшный уровень загазованности воздуха, по сумме вредных газов ПДК, например, в Москве в 30 раз превышает предельно допустимую норму. Жизнь в мегаполисах стала невыносимой. Токио, Париж, Лондон, Мехико, Афины… задыхаются от избытка автомобилей. Почему? Никто не хочет понять, что энергия, которую потребляет автомобильный транспорт, превышает во много раз все экологические нормы. Количество вредных веществ, поступающих в атмосферу, в составе отработавших газов, зависит от общего технического состояния автомобилей и, особенно от двигателя – источника наибольшего загрязнения. Применение этилированного бензина, имеющего в своем составе соединения свинца, вызывает загрязнение атмосферного воздуха весьма токсичными соединениями свинца. Это приводит к развитию широкого спектра заболеваний (бронхиты, пневмонии, бронхиальная астма, сердечная недостаточность, инсульты, язвы желудка, через который эти газы выделяются…) и увеличению смертности людей с ослабленным иммунитетом. Особенно трудно приходится детям: бронхиты, бронхиальная астма, кашель, у новорожденных нарушение генных структур организма и неизлечимые болезни, в итоге увеличение детской смертности на 10% в год. Экологические проблемы, связанные с использованием традиционного моторного топлива в двигателях транспортных средств, актуальны не только для России, но и для всех стране мира. Во многих странах мира приняты жесткие требования по экологизации автотранспорта. В настоящее время многие зарубежные моторостроительные фирмы взяли курс на решение задачи достижения нулевой токсичности отработанных газов. Их многолетний опыт показывает, что добиться этого можно только в случае использования альтернативных (не нефтяных) видов моторного топлива. Именно поэтому, практически все перспективные экологически чистые автомобили, проектируются под альтернативные виды топлива.



Автомобили на сегодняшний день в России – главная причина загрязнения воздуха в городах. Сейчас в мире насчитывается более полумиллиарда. Выбросы от автомобилей в городах. Сейчас в мире насчитывается более полумиллиарда. Выбросы от автомобилей в городах особенно опасны тем, что загрязняют воздух в основном на уровне 60-90 см от поверхности Земли, и особенно – на участках автотрасс, где стоят светофоры

Особенно много канцерогенных веществ выделяется во время разгона, торможения, при работе двигателя на холостом ходу, а также при езде по ямам и колдобинам.

Состав выхлопных газов бензиновых и дизельных двигателей (гм/мин)

Компоненты выхлопных газов

Бензиновые двигатели

Дизельные двигатели

Оксид углерода СО(2)

0, 035

0,017

Оксид углерода СО (4)

0,217

0,2

Оксиды азота NO, NO (2)

0,002

0, 001

Cажа

0, 04

1,1

Исследовательская работа.

Цель работы: Оценка и вычисление токсичных продуктов от работ транспорта, оценка характера и действия на живые организмы и окружающую среду.

Место проведения: трасса на территории колледжа ТЭПК, светофор.

Приборы: часы с секундной стрелкой.

Ход работы:
t- Время.

n- Число машин, останавливающих у светофора.

k- Количество переключений (торможение, набор скорости, холостой ход)

М – Суммарное загрязнение.



M=t*n*k (mco+mco2+mno2+mсажи)

Марки машин

t, мин.

n

k

mCO

mCO2

mNO2

mcажи

M

Легковые

10

67

132

0,035

0,217

0,002

0,04

26

Грузовые

10

12

24

0,017

0.2

0,001

1,1

3,4

Автобус

10

27

43

0,035

0,217

0,002

0,04

3,7

Автомобиль в среднем на 1 кг пробега выбрасывает в атмосферу 30 г угарного газа (R(Co) = 30 г/км), 4 г диоксида азота (R(NO2) =4г/км).При холостом ходу на стоянке за 1 минуту автомобиль выбрасывает 30 г угарного газа (Q (CO=3г/мин).

Таким образом, транспорт оказывает воздействие на окружающую среду. В таблице указано, разница между легковым транспортом, грузовым и автобусами. Транспортно-дорожный комплекс является мощным источником загрязнения природной среды. Из 35 млн.т вредных выбросов 89% приходится на выбросы автомобильного транспорта и предприятий дорожно-строительного комплекса. Кроме того, транспорт является одним из основных источников шума в городах и вносит значительный вклад в тепловое загрязнение окружающей среды.

Выхлопные газы приводят к широкому спектору болезней.

Загрязнение воздуха от транспорта увеличивает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и усугубляет период реабилитации после сердечных приступов, сообщили специалисты.Попадание маленьких частичек, выбрасываемых в воздух при сгорании топлива, вызывает изменения в сердце и увеличивает риск сердечных приступов. В исследовании приняли участие 48 человек, которые были недавно госпитализированы с сердечным приступом и с признаками ишемической депрессии сегмента ST. Всем пациентам сделали электрокардиограмму. Исследование длилось около десяти месяцев. Специалисты из гарвардского университета осматривали участников и анализировали данные. Выяснилось, что изменения, связанные с загрязнением воздуха, негативно сказывались на работе сердечно-сосудистой системы.По мнению исследователей, загазованный воздух был особенно опасен для людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями и после сердечных приступов. Ученые рекомендуют по возможности избегать загрязненного воздуха людям с предрасположенностью к сердечно-сосудистым заболеваниям.



Тем не менее, существует немало возможностей для повышения качества перевозки пассажиров и грузов без загрязнения воздуха и воды и повышения уровня шума, и при сохранении исторических и природных ресурсов.   Одно из них — электромобиль – экологически безопасное транспортное средство, которое приводится в движение с помощью электродвигателей с питанием от аккумуляторов или топливных элементов, а не двигателем внутреннего сгорания.

         Впервые электромобили появились в начале XX века в Америке. Тогдашний парк машин, в основном, состоял из автомобилей на электрической тяге. Но, они не получили в дальнейшем распространение, потому, что в начале 20 века были найдены источники нефти в Техасе. А спустя несколько лет, компания Форд организовал свое массовое производство автомобилей с бензиновым двигателем, из-за чего сильно потеснил производство электромобилей. Позже, электромобили поступили в опытные испытания лишь к концу 1993 года. Главными недостатками тогдашних электромобилей были

·         малая максимальная скорость (до 90 км/ч),

·         ограниченный запас хода (всего до 90 км),

·         ограниченная возможность пробега без ремонта – 5 000 км,

·         недоступность Электра - заправок.

        Развитие такого вида технологии в области транспортной индустрии  могут послужить для сокращения объемов выбросов. С электромобилем можно будет не беспокоиться про такие вещи, как моторное масло, воздушные фильтры, ремень ГРМ, глушитель, антифриз, свечи зажигания и многие другие узлы, детали и рабочие жидкости, кормящие авто-индустрию сегодня. Кроме этого, конечно же, можно сэкономить свои деньги.

Транспорт является одним из основных источников шумового загрязнения. С помощью шумомера я измерила уровень шума в специальных единицах –децибелах дБа.
В течение дня шумомер показал предельную норму уровня шума, равную 90 Дба. Только в утреннее время с 6 до 10 часов шум является безвредным для жилых территорий. А в вечернее время с 5 до 8 шум склоняется к болезненному восприятию.
Расчётная величина допустимого уровня эквивалентного звука составляет:


  • 70дБа – для жилых территорий.

  • 45дБа – для лечебных учреждений.

  • 90дБа - предел нормального физиологического восприятия человека.

  • 120дБа – болезненные ощущения.

        Конечно, электромобили сильно уступают по всем параметрам и мощности в частности. Запас хода и скорость небольшая, да и стоят они намного дороже. Возникают вопросы и касательно дизайна авто, ведь часто они похожи на игрушки из-за своих габаритов. А это обусловлено тем, что электромоторы очень слабые и от этого исходит все ответы по поводу дизайна. Чем легче машина, тем легче двигатель. К тому же производство электромобилей на 10-15 % дороже, чем автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Но эта разница, по мнению аналитиков, будет до тех пор, пока электромобили будут продолжать производиться в единичных экземплярах. Когда же производство получит промышленный масштаб, снизится и цена.

     Для того чтобы стимулировать спрос на  электромобили, правительства многих стран выплачивают субсидию покупателям электрических автомобилей, например,

·         во Франции доплачивают 5000 евро,

·         в Китае – около 5600 евро,

·         в США – около 5500 евро,



       

В феврале 2013 года,  в японском городе Осака и его окрестностях начала работать служба такси, которая развозит своих клиентов на электромобилях. Власти города привлекли более 30 предпринимателей к сотрудничеству в рамках данного проекта и сегодня 50 электромобилей уже обслуживают клиентов. Для использования в качестве такси выбран автомобиль Nissan Leaf. Первые пассажиры уже положительно оценили нововведение, как они отмечают электромобили — тихие, очень комфортные. И уже в скором будущем, в связи с неминуемым ростом цен на топливные ресурсы,  электромобили плотно займут свое место и полностью заменят своих бензиновых и дизельных собратьев.



Если сравнивать электромобиль с любым видом транспорта, работающим на бензине, то можно увидеть значительные преимущества. Во-первых, он практически бесшумен, во-вторых – экологически чист, в-третьих – долговечен. Учитывая всё более ощутимое подорожание бензина – ещё и экономически выгоден. Но главное его достоинство – всё-таки  экологическая безопасность. Стоит только представить себе мегаполис, лишённый засилья выхлопных газов и автомобильного шума – и слово «мегаполис» сразу перестаёт быть синонимом «зоны повышенной опасности». Несмотря на то, что в наше время электромобиль ещё является своего рода новинкой на автомобильном рынке, история этого средства передвижения насчитывает более ста лет.

Любопытно отметить, что автотранспорт с электродвигателем был создан многим ранее автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.  Первые электромобили были сконструированы ещё в 30-40-х годах позапрошлого столетия. Считается, что первые авто, работающие на электричестве, принадлежат уроженцам Великобритании – Роберту Андерсену, Роберту Дэвидсону и Томасу Дэвенпорту. Однако, стоит заметить, что их изобретения были очень медленными, довольно неуклюжими с виду и могли быть легко обогнаны человеком, идущим обычным шагом. Но, как говорят в народе, первый блин всегда комом. Со временем эксплуатационные характеристики новых моделей электромобилей становились всё более одобрительными, да и их доля на рынке автотранспорта значительно выросла. Некоторые называют  период конца XIX – начала ХХ века «бумом электромобилей». Они производились  как в Старом (более всего – в Великобритании), так и в Новом Свете (США). В соединённых Штатах количество электромобилей в это время выросло до 10 тысяч штук, что в 3-4 раза превышало количество их бензиновых аналогов. Что касается собственно эксплуатационных характеристик электромобилей, то они в этот период тоже были весьма впечатляющими. В первую очередь это касается скоростей, которые достигли довольно высоких показателей, особенно в последние 10 лет XIX века. Практически ежегодно ставились всё новые скоростные рекорды. В 1895 году это было 63,15 км/час, а в 1899 году эта цифра перевалила за 100 км/час. Рекордсменом стал автомобиль под названием La Jamais Contente, «отцом» которого был гражданин Бельгии – Камиль Женатци. Электромобиль Женатци был довольно странного вида, напоминающего торпеду или ракету. Электромобиль продемонстрировал скорость 105,88 км/час. В ХХ веке популярность электромобилей пошла на спад, постепенно уступив первенство традиционным авто с двигателем внутреннего сгорания. Основной причиной этого стала слишком маленькая ёмкость аккумуляторов электромашин, что обуславливало значительные ограничения в расстоянии, на которые можно было ездить на таком виде транспорта без подзарядки. В то же время автомобилей с ДВС стало производиться всё больше, их себестоимость, а соответственно, и цена стали падать вниз. Это обусловило большой спрос на такие машины, учитывая ещё и то, что бензин в то время стоил очень дёшево. В первые десять лет ХХ века ситуация с положением электромобилей на рынке транспортных средств ещё не была столь плачевной, однако начиная с 20-х годов их доля резко упала. В середине 20-х годов она уже составляла менее 1%. В этот период главным игроком на рынке электромобилей была компания Detroit Electric. Она занималась производством и продажей электромобилей с 1907 года и в лучшие времена продавала около двух тысяч авто в год. Технические характеристики автомобилей Detroit Electric были внушительными для того времени. Их максимальная скорость была 32 км/час, при этом автомобиль мог проехать без подзарядки до 130 км. Компания занималась выпуском электромобилей до 1942 года, однако в последние 10-12 лет объём производства упал до символических размеров. Следующие 20-30 лет ХХ века можно назвать «мёртвым» временем в истории производства электромобилей, продолжавшийся до конца 60-х годов.

Так какое будущее у экологически чистого транспорта?


Интерес к экологически чистому транспорту растет во всем мире. Это обусловлено ростом числа автомобилей, ухудшением экологической обстановки в мегаполисах и угрозой истощения нефтяных запасов. Частичное решение этих проблем дает развитие транспорта на альтернативном топливе.

Если в начале XX века в мире насчитывалось около 5 тыс. автомобилей, то сейчас, по разным оценкам экспертов, их число достигает 700 млн, а к 2020 году может достичь миллиарда. Столь значительный рост количества автомобилей в мире давно вызывает беспокойство экологов. Ведь в среднем один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы более 4 т кислорода, выбрасывая примерно 800 кг оксида углерода (СО2), 40 кг оксида азота (NO2) и почти 200 кг других парниковых газов. По оценке Института мировых ресурсов, автомобили производят порядка 16% глобальной искусственной эмиссии СО2. Однако в крупных мегаполисах выбросы автотранспортом загрязняющих веществ в атмосферу могут достигать 90%. Наряду с грязными производствами химической и нефтехимической, металлургической, целлюлозно-бумажной и строительной промышленности, тепловой энергетики автомобильный транспорт называют одной из ключевых причин парникового эффекта и общего ухудшения экологии планеты.

С транспортом также тесно связана проблема истощения ископаемых ресурсов, поскольку сегодня в моторное топливо перерабатывается примерно половина добываемой в мире нефти. Причем 75% производимого в мире топлива потребляется именно автомобилями, а оставшиеся 25% в равных долях распределяются между авиационным и водным транспортом.

По этим причинам не только экологи, но и крупные нефтегазовые и автомобильные корпорации начали уделять особое внимание развитию альтернативного вида топлива и транспорта. В результате их усилий сегодня в мире насчитывается около 400 тыс. гибридных машин, 21 тыс. электромобилей и 4 тыс. других моделей, работающих на альтернативном топливе.


Одна из наиболее распространенных альтернатив традиционному бензину — газ. Газовое топливо дешевле и экологически чище: при выхлопе выделяется почти в два раза меньше угарного газа. Двигатель на таком топливе работает дольше, газ не разжижает моторное масло, не образует нагара и имеет более высокое октановое число — 100 и выше в зависимости от состава. Однако у газового топлива есть и ряд существенных недостатков. Это, прежде всего низкая теплотворная способность (примерно в пять раз ниже, чем у обычного топлива) и значительный вес баллонов для его хранения. Кроме того, использование газа требует переоборудования двигателей и создания новой заправочной сети. Вдобавок с газовым топливом невозможно завести двигатель при температуре -10°С и ниже.

Тем не менее, в России, например, на природном газе ездит около 100 тыс. машин. Заправить их можно в сети из 220 газонаполнительных компрессорных станций, покрывающих 60 регионов страны. По данным компании "Газпром", которой принадлежит большинство станций, в 2008 году российские предприятия, использующие газ на автотранспорте, сэкономили 3,7 млрд руб., а выбросы вредных веществ в атмосферу при этом сократились на 117 тыс. т.

Другой перспективной альтернативой бензину является синтетическое жидкое топливо (СЖТ), получаемое из природного газа или других газообразных углеводородов. Сегодня разработки в этой области ведут практически все крупнейшие нефтяные компании — Shell, ExxonMobil, British Petroleum и др. СЖТ сгорает чище, чем обычное топливо, в нем фактически отсутствует сера, оно не имеет цвета и запаха, в выхлопе содержится меньше твердых частиц и оксида азота, вызывающего смог. В ноябре 2007 года в плавание отправился паром Dokter Wagemaker голландской компании Royal TESO, работающий на синтетическом топливе. А в феврале 2008 года на СЖТ полетел первый коммерческий авиалайнер Airbus А380. В Европе и некоторых районах Азии СЖТ продается в смеси с дизельным топливом V-Power концерна Shell.

В ряде стран, например в США, и Бразилия, в качестве альтернативы бензину используется биоэтанол — жидкое спиртовое топливо, вырабатываемое из кукурузы, зерновых, сахарного тростника. Присутствие в бензине всего 10% этанола позволяет уменьшить выхлопы аэрозольных частиц до 50%, а выбросы угарного газа — на 30%. По данным департамента энергетики США, в 2006 году применение этанола позволило сократить выбросы примерно на 8 млн т парниковых газов, что приблизительно равно годовым выхлопам 1,21 млн автомобилей.

Топливо, содержащее этанол, обозначается буквой Е (ethanol). Так, Е85 — это смесь из 85% этанола и 15% бензина. Обычные автомобили не могут работать на Е85 (нужен особый двигатель), однако спокойно ездят на Е10 (10% этанола). А так называемые машины с двигателем гибкого выбора топлива (flexible-fuel vehicle, или FFV) могут ездить как на бензине, так и на смеси бензина с этанолом в разных пропорциях (от 5 до 95%). Автомобиль FFV имеет один топливный бак — адаптация к разному составу топлива достигается за счет особой конструкции двигателя. В Бразилии на конец 2006 года насчитывалось порядка 6,4 млн FFV, а в США — 6 млн.

С точки зрения экологии самым перспективным топливом для автомобилей является водород: из килограмма водорода может быть получено в три раза больше энергии, чем из килограмма бензина при нулевом выбросе вредных веществ. Но производство водорода, по количеству энергии эквивалентного литру бензина, обходится в несколько раз дороже. Другая проблема — хранение. Поскольку водород — самый легкий элемент, то, даже если его довести до жидкого состояния, объем бака с водородом будет в четыре раза больше, чем с бензином. Среди недостатков — взрывоопасность, дорогая заправочная инфраструктура и пр. Для рядовых потребителей водородное топливо пока малодоступно. Средняя стоимость автомобиля, оснащенного топливными ячейками на водороде, составляет не менее $100 тыс.

Не только корпорации, но и правительства развитых стран делают ставку на развитие экологически чистого транспорта. Европейский союз одним из первых стал вводить жесткие экологические стандарты, как для топлива, так и для автомобилей. В частности, с 2012 года Евросоюз собирается ввести новый экологический стандарт "Евро-6", предполагающий снижение среднего объема выделяемого автомобилями углекислого газа до 130 г на километр пробега (сейчас этот показатель составляет 160 г).

Среднестатистический российский автомобиль выбрасывает в атмосферу в 12 раз больше оксида азота, чем европейский аналог. По экспертным оценкам, доля зарегистрированных в Москве автомобилей класса "Евро-1" и ниже составляет 77%, в то время как доля автомобилей классов "Евро-2" и "Евро-3" — всего 23%. Экологический стандарт "Евро4" планируется ввести только с 2010 года.

Другой распространенной мерой по улучшению окружающей среды является развитие экологически чистого общественного транспорта. Так, в Нью-Йорке с 1992 года действует программа перевода городского транспорта на альтернативные источники энергии. Основные пункты программы — эксплуатация автобусов на сжиженном газе, замена старых дизельных автобусов на новые, укомплектованные дополнительными фильтрами и работающие на топливе с пониженным содержанием серы, развитие гибридного транспорта. Уже в конце 2005 года по Нью-Йорку курсировало 479 автобусов на сжиженном газе и 324 автобуса с гибридным приводом. Осенью 2008 года для города было заказано 850 автобусов нового поколения — Orion VII, производимых автомобильным концерном DaimlerChrysler совместно с BAE Systems. По прогнозам, после того, как к 2010 году все автобусы будут запущены в эксплуатацию, Нью-Йорк станет мировым лидером по числу эксплуатируемых гибридных автобусов.

В Европе новую жизнь обрел трамвайный транспорт. С 2006 года трамвайное движение было восстановлено в ряде районов Парижа, новые линии построены в Праге и Хельсинки. Последним словом в трамвайных инновациях стала технология inertia flywheel (инерция маховика), которая позволяет трамваям вырабатывать собственную энергию при торможении. Полученная энергия преобразуется двигателями, работающими как генераторы, в электрическую и подается назад в линию. Испытания этой системы успешно прошли в Роттердаме (Голландия).

В марте 2006 года на улицы Лондона выехали шесть одноэтажных гибридных автобусов, а в марте 2007 года к ним присоединился первый двухэтажный гибридный автобус. После успешных испытаний этих автобусов муниципальные власти города объявили, что все автобусы, которые поступят в эксплуатацию после 2012 года, будут гибридными. В прошлом году власти Лондона также утвердили программу по запуску десяти новых автобусов, работающих на водороде, и созданию заправочных станций для них. Все десять автобусов будут работать на маршруте RV1, от Ковент-Гардена до Тауэра. В пяти из них будет использована технология топливных водородных элементов, а в других пяти — технология водородных двигателей внутреннего сгорания.


Улучшение качества воздуха связано :

  • Переходом на новые стандарты топлива принятие Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и опочному мазуту».

  • Переводом автотранспорта на газовое топливо (переведено 70% автотранспорта УМП «Спец автохозяйство» города Томска и 19% маршрутного транспорта).

  • Постоянным контролем качества топлива, реализуемого на автозаправочных станциях города Томска.

  • Проведения акции «Чистый воздух» (Департамент природных ресурсов и ГИБДД Томской области).


Заключение:

При создании нового транспорта рекомендуется основные условия:



  • Достижения нулевой токсичности отработанных газов.

  • Проектирование под альтернативные виды топлива.

  • Проектирование электромобилей, которые приводиться в движение с помощью электродвигателей или зарядного устройства.

  • Развитие гибридного транспорта, эксплуатация транспорта на сниженном газе.

  • Замена старого дизельного транспорта, но новое.

Список используемой литературы:

  1. Автомобили: Науч.-поп.М.: РОСМЕН-ПРЕСС, 2002

  2. Мир будущего. Справочник для начинающего. М.: Аванта +, 2001

  3. Энциклопедия техники: Науч.-поп. М.: РОСМЕН-ПРЕСС, 2002

  4. Выпуски журнала «За рулём» , 2010-2013.

  5. Практические работы по экологии и охране окружающей среды. ТГАСУ 2009.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал