«Влияние отрицательной информации на здоровье ребенка. Защита от отрицательной информации»



Скачать 60.64 Kb.
Дата24.04.2016
Размер60.64 Kb.
ТипЗаседание
Информационно методический кабинет
Педагогическая мастерская «Будущее детей начинается со здоровья»
Заседание № 2

Тема: «Влияние отрицательной информации на здоровье ребенка. Защита от отрицательной информации»


Дата проведения: 27 ноября 2013 г.
Автор: Михеева Т.В.

Высочайшая возможная стадия

нравственной культуры – когда мы

понимаем, что способны

контролировать свои мысли.
Чарльз Дарвин.
Современный ритм жизни с непрерывным потоком информации предъявляет высокие требования к организму ребенка, в особенности к его нервной системе и органам чувств. Современные дети много общаются с телевидением, видео, компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.

Информация (лат. informare – изображать, составлять понятие о чем-либо) – это любое сообщение, совокупность каких-либо данных, знаний, сведения о чем-либо, передаваемые с помощью специальных средств связи: знаков, кодов, символов, образов, несущих смысловую нагрузку, которая оказывает влияние на физическое м психическое злоровье. Информационная среда общества складывается из совокупности информационных ресурсов общества. Ни для кого не секрет, что в Интернете, да и не только, доступно огромное количество информации непристойного содержания.

Деструктивное влияние СМИ на психическое здоровье ребенка вызывает тревогу и озабоченность медицинской общественности и широких кругов общества. В обращении участников Второго Российского конгресса «Мир семьи» к Федеральному собранию и Правительству РФ в ноябре 2001 г. было сказано: «Разработать законодательные и нормативные акты, предусматривающие ответственность СМИ за распространение информации, наносящей вред моральному и духовно-нравственному развитию ребенка, за пропаганду жестокости, насилия и всех форм сексуального развращения». Частым показом проявлений насилия и жестокости СМИ способствуют формированию криминальной субкультуры, отрицательно влияющей на личность подростков и молодежи.

Аналитическим центром института социально-политических исследований РАН было установлено, что такие информационные телепрограммы как «Новости», «Вести», «Сегодня» вызывают у телезрителей чувство тревоги в 60 %, чувство страха – в 49 %, разочарования в 45 %. На основании социологических опросов был сделан вывод о том, что деятельность СМИ в российском обществе приобрела не только дисфункциональный, но и зачастую деструктивный характер.

Современный ребенок много времени проводит за различными мониторами: дисплеями компьютеров, разного рода теле- и видео камерами. Все эти устройства воспроизводят большой объем зрительной информации, которую должен воспринимать человек. Кровавые сюжеты из детективов, телерепортажей, кино помимо того, что зачастую рождены агрессией, сами порождают ее. Этот круговорот, по мнению социальных психологов, уже приводит к бедам. Чтобы наши дети могли выжить, наша информационная резистентность (устойчивость организма к информации) должна повышаться.
Мы, к сожалению, забыли, что такое здоровье. По определению, данным Всемирной организацией здравоохранения здоровье – это состояние психического, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Наше физическое здоровье напрямую связано с психическим и информационным здоровьем.

Психическое здоровье – это не только отсутствие выраженных психических расстройств, но и состояние равновесия и гармонии между взрослым человеком, ребенком и окружающим миром, обществом, наличие душевных, психических резервов по преодолению стрессов и затруднений.

Информационное здоровье – это та часть общего состояния психического, физического и социального благополучия, которая формируется в зависимости от информации.

Родители и другие взрослые должны быть ответственны за любые он - лайн сеансы детей – только они могут защитить их от потока неподобающей информации несоответствующего содержания. Следующие подсказки могут быть хорошим шагом на пути к достижению цели: держать детей подальше от потенциально опасного материала:

– каждая семья должна выработать предельно ясные правила о том, что можно и чего нельзя при пользовании Интернетом, то есть, ограничение доступа к определенным сайтам;

– в школах и библиотеках система пользования Интернетом также подразумевает ограничение доступа ко многим веб - сайтам;

– фильтры электронной почты помогут остановить поток непристойных электронных писем;

– лучше оградить ребенка от использования поисковых систем, до тех пор, пока эти системы не будут отфильтрованы;

В некоторых странах уже разрабатываются возрастные рейтинги для сайтов. Каковы ваши мысли по этому поводу? Ведь, действительно – Интернет – это свобода, но слишком много свободы для безусых юнцов – это не очень-то хорошо. Надо ли контролировать Интернет? По опросу независимого исследовательского центра РОМИР, 71,9% телезрителей и читателей газет высказались за введение информационного контроля над СМИ.

Бесспорно, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но нельзя забывать о золотой середине, о норме. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.

Сегодня учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни детей в социальной и природной среде. Соблюдение правил информационной гигиены должно приводить к сознательно избранному информационному образу жизни. Таким образом, информационная экология становится частью экологии ребенка – важной части современной экологической мысли.

Информационная экология – наука, изучающая закономерности влияния информации на формирование и функционирование ребенка, и человечества в целом, на здоровье, как состояние психического, физического и социального благополучия, разрабатывающая мероприятии по оздоровлению окружающей информационной среды. Она исходит из признания того, что помимо природной среды обитания ребенка объективно существует информационная среда его обитания, роль, и значение которой все время возрастает по мере дальнейшего развития средств массовой информации и массовых коммуникаций. Эта среда оказывает на детей активное влияние. Более гармоничное развитие личности и высокий уровень психического здоровья будут обеспечены тогда, когда ребенок с детства живет и развивается в условиях благоприятной, психогигиеничной, облагороженной информационной среды.

В задачи информационной экологии может входить разработка основ эколого-гигиенического информационного поведения, научное обоснование санитарных мероприятий по организации информационных сетей и процессов, гигиенически обоснованного производства, распространения, потребления, хранения и воспроизведения информации. Научное обоснование гигиенических нормативов информации, информационной среды, информационных сетей и процессов.

Отрицательные эмоции в результате их накопления могут приводить к подрыву психического здоровья, повышению уровня тревожности, нарушениям сна, развитию предневротических и невротических расстройств.

Эмоции – это субъективные состояния человека и высших животных, проявляющиеся в виде переживаний, мотиваций, эфферентных импульсаций и пр., возникающие при афферентном синтезе внешнего и внутреннего восприятия, при котором происходит оценка индивидуумом самоотражения (потребностей) и отражения окружающей информационной среды (вероятностей их удовлетворения), на основе личностных психологических характеристик, обусловленных генотипом и воспитанием и с участием аппарата памяти.

Современному человеку необходимо владеть психопрофилактикой информационного стресса. Известен ряд методов такой психопрофилактики. Например, создание мыслеобраза: «Какие бы эмоции ни вызывали фильмы, спектакли, реальная жизнь, никто не имеет право пользоваться моим потенциалом».

На энергетическом плане сильно нервничающий ребенок подобен солдату с автоматом: он строчит в кого попало. Соответственно, будет и ответная реакция.

Необходимо научиться контролировать и отпускать свои эмоции, отстраненно относиться к отрицательной информации, не давать втянуть себя в резонанс, ухудшающий самочувствие.

Эмоции могут быть позитивными и негативными. Если дети чаще будут испытывать положительные эмоции, атмосфера вокруг него будет меняться к лучшему. Владеть разумом и чувствами – это искусство, которому может научиться каждый, а значит, и научиться жить.

Ребенок получает в свое распоряжение могущественные силы, и от него зависит, как он использует эти силы, принесет благо и процветание или уничтожение всего живого на Земле. Будем надеяться, что опыт, знания и нравственные ценности, которые приобретет ребенок во время своего движения по жизни, выработают в нем мудрое решение.



Список используемой литературы:

Доклад о состоянии здравоохранения в мире. ВОЗ, 2001. С. 21.

Полищук Ю.И. О негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье.// Обозреватель. – 2003. №3. С. 86-89.

Российское общество и радикальные реформы. М., 2001. С. 432.

Еремин А.Л. Ноогенез и теория интеллекта. Краснодар: СовКуб. 2005.

Негодаев А.И. На путях к информационному обществу. М. Просвещение. 1999.



Краснова Г.С. Компьютер: за и против.

Журнал «Управление начальной школой» №7. 2009 г.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал