Влияние стройки на окружающую среду



Скачать 288.21 Kb.
Дата24.04.2016
Размер288.21 Kb.
д.т.н., профессор, зав. кафедрой

«Строительно-монтажные работы» СПбГАУ Комов В.М.

аспирант СПбГАУ Кадушкин В.А.
Влияние стройки на окружающую среду

Проблема окружающей среды не сводится к ее охране также благодаря следующему обстоятельству. Фундаментальные свойства жизни – изменять среду обитания с тем, чтобы сделать ее максимально приспособленной для жизни. Классический пример этого – сукцессия на свежем лавочном потоке вулкана, когда изначально безжизненная лава превращается под воздействием живого вещества в богатую почву и наполняется все более полной и яркой жизнью.

То же самое делает и человек в отношении среды жизнеобитания, только в существенно большем масштабе. Поэтому нужна не «охрана окружающей среды». Разрешение противоположности природе – человек, происходить через гуманитарную среду жизнеобитания, ее оптимальное преобразование с тем, чтобы сделать ее максимально удобной для проживания.

Среда жизнеобитания человека – это не только преобразованная или биологическая среда – ноосфера (от греческого «ноос» - разум). И от того, какова эта среда, каким содержанием она насыщена зависит интеллектуальный и духовный прогресс человека.

Приобретает решающее значение качество информации, воспринимаемой человеком. Таким образом, обитающая среда для человека – это не просто биотическая среда, а биотическая среда, преобразованная человеком и дополненная его культурой, ноосфера. Биотический компонент ноосферы характеризуется количественно экокапиталом, а антропогенный – культурным капиталом. Прогресс имеет место, если растет его удельный (в расчете на одного человека) капитал, являющийся потенциалом развития.

Рассматривая вопрос стройки и ее влияния на среду обитания нужно рассмотреть прежде всего стратегия развития строительства в России. Жизнь людей нашей страны напрямую связана с ее огромной территорией как готовым ресурсом развития, повышения конкурентоспособности страны.

При выполнении задачи по градостроительству тесно увязываются две основные формы деятельности: материальная, объективная, которая осуществляется в рамках сформировавшейся архитектурно-планировочной и инфраструктурной организации территории применительно к системе расселения, городом и другим населенным территориям, применительно к системе расселения.

Городское строительство в государстве является совершенствование организации страны осваивая новые территории, размещение народов для производства. Осваивая новые территории для промышленного развития страны, в России была сформирована градостроительная доктрина, которая определена:

- решающий фактор реализации конституционного права граждан РФ – это градостроительство;

- выработаны цели градостроительной политики РФ, принципы и условия ее выполнения.

В основе этой доктрины являются основные принципы конституции РФ, всевозможные нормативные акты, постановления Президента нашей страны и правительства РФ. При составлении этого документа учтены рекомендации ООН и ООН-Хабитат, Совета Европы, «Европейская хартия городов II», а также положений, принятых на всевозможных конференциях, министров, которые несут ответственность за пространственное региональное планирование.

В указанном документе используются следующие важные понятия:

- градостроительство;

- пространственное развитие территории (пример – Дальний Восток);

- системы расселения;

- кардинальное повышение уровня экологической безопасности, плановое и цивилизованное природопользование.

Чтобы выполнять эти принципы «каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ). Каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. (ст. 58 Конституции РФ)».

Сегодня темпы роста строительства в Российской Федерации составляют до 15% в год. При этом многие руководители строительных компаний-лидеров на профильном рынке говорят о необходимости ликвидации административных барьеров, тормозящих рост объемов строительства.

Согласно Градостроительному кодексу, экологической экспертизе начиная с 01 января 2007 года, подлежит проектная документация объектов капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта, работы на которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне России, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации. Надо отметить, что экологическая экспертиза – одна из форм проверки исполнения природоохранного законодательства в рамках прокурорского регулирования.

С тех пор, как появились первые города, а было это примерно шесть тысяч лет назад, человечество не перестает строить. Причем с каждым веком и с каждым годом объемы строительства растут. Причины роста кроются не только в том, что растет население Земли, а и в том, что запросы этого населения постоянно повышаются. Люди хотят жить просторнее и комфортнее. Стремясь к данной цели, человек редко задумывается о том, каким образом это скажется на экологии.

А между тем, строительство оказывает существеннейшее влияние на состояние окружающей среды. Достаточно сказать, что процесс строительства, а также эксплуатация построенных объектов поглощают примерно сорок процентов всей потребляемой энергии. Кроме того, на долю строений приходится третья часть всего количества двуокиси углерода, выпускаемого в земную атмосферу.

Города, крупные поселения — это центры возникновения основных экологических проблем и вместе с тем места сосредоточения жителей Земли, призванные удовлетворить их потребности и обеспечить достаточно высокое экологически обоснованное качество жизни.

Перед специалистами — архитекторами и строителями стоят две важнейшие задачи: создать высокое качество жизни и одновременно обеспечить экологичность городов, снизить поступление загрязнений в среду и достичь экологического равновесия между городами и природой. Архитектурно-строительной экология - это наука об экологичных, устойчивых и здоровых городах, регионах и странах, включающей комплексы общих экологических знаний, позволяющих помочь формированию экологического мышления специалистов, и специальных знаний по экологизации градостроительства, архитектуры и строительства.

В конце XX века особенно сильно стали заметны признаки глобального экологического кризиса и техногенной эволюции городов. При точечной застройке, в уже обжитых районах, первая серьезная проблема, с которой приходится сталкиваться, - недостаток территории. Выделяемые участки редко бывают больше 0,6 – 0,7 га. А ведь помимо самого здания поблизости необходимо разместить все элементы дворовой территории: стоянки, пожарный проезд, детские и спортивные площадки. Территории для жилья не хватает настолько, что в некоторых случаях на несколько больших домов приходится одна детская площадка. О местах выгула собак вопрос вообще не обсуждается. Хозяин выводит свою собаку куда попало, соответственно, в местах скопления экскрементов животных всегда повышенное содержание кишечной палочки, поэтому детям там лучше не играть.

При строительстве домов надо еще учитывать нормы обеспечения зелеными насаждениями. Например, на одного человека должно приходиться от 5 до 7 кв. м «дворовой зелени»: это деревья, кустарники, а также газонные поверхности. Вообще сохранение существующих озелененных участков очень непростое дело. Сложно спланировать стройплощадку, чтобы максимально сохранить существующую зелень.

Следующая проблема – затененность. Ни одно строительство не обходится без светотехнических расчетов, по которым определяется этажность строения. Дело в том, что новый многоэтажный дом может закрывать свет близстоящим малоэтажным зданиям, в основном пятиэтажкам. Но снижать этажность крайне невыгодно, так как тем самым уменьшается возможное количество продаваемых квартир. Это если подходить к этому вопросу с финансовой точки зрения. Если же судить о безопасности человеческой жизни, то недавно было выявлено и доказано профессором Санкт-Петербургского Государственного горного института Валентином Софроновым, что жить на верхних этажах вредно. По его словам, исследования частот колебаний высотных зданий показали, что они составляют 3-4 Гц. «Этот интервал соответствует колебаниям человеческих органов, — сказал ученый. — А это, в свою очередь, представляет большую опасность для человека, так как при резонансе наш организм испытывает угнетенное состояние, необъяснимое чувство беспокойства вплоть до состояния ужаса». По данным зарубежных ученых, постоянное пребывание человека на уровне 16 этажа может спровоцировать суицидальные наклонности. В Западной Европе уже давно отказались от высотных жилых домов, как дискомфортной среды обитания. Там жилые дома, как правило, не превышают 7 этажей. Жилые высотки продолжают строить только в бывших социалистических странах. Софронов обратил внимание и на то, что не случайно Санкт-Петербург закладывался «низкорослым». «Это обеспечивало не только устойчивость зданий, но и естественное проветривание города, — сказал он. — Чего нельзя сказать о современной хаотичной застройке. Современная коммерческая застройка города, когда даже в историческом центре появляются «выскочки» ( вроде «Монблана»), нарушает естественную вентиляцию и ухудшает экологию». По мнению ученого, при разработке нового Генерального плана «жизненно важно учитывать влияние строительства на экологию». «А это означает, что необходима комплексная экспертиза влияния застройки любого пятна. Причем это влияние не должно ограничиваться 20-30 метрами от стен здания, а , наоборот, должно распространяться не менее чем на 1 км».

Еще один сложный момент — уровень шума. В жилых помещениях он должен составлять не более 35–40 дБА, на придомовых территориях — 55 дБА, а на детских площадках уровень шума не должен превышать 45 дБА. Даже небольшая улица с автомобильным потоком 600–700 машин в час создает около 60 дБА шума. Можно себе представить, что происходит при передвижении 1500 машин в час (это средняя улица). А на крупных магистралях, например Ленинском проспекте, в час проходит 7000 автомашин!

Для усиления звукоизоляции во дворах высаживают деревья и кустарники, которые поглощают шумы своими кронами. В современном крупном городе важную роль играет дополнительное озеленение: вертикальное озеленение стен, сады на кровле, на этажах, зимние сады на первых этажах и во внутренних помещениях. В особо шумных местах ставятся шумозащитные экраны. В квартирах сейчас применяют так называемую «шумозащитную столярку». Это вентиляционный клапан, позволяющий проветривать помещение естественным вентилированием, не открывая форточки или окна. То есть вместо форточки открывается вентиляционная заслонка. Клапан устанавливают в различных местах наружной стены комнаты, даже в окна. Например, в домах серии П-44Т он встроен в «тело» панели под окном. В настоящее время стоимость «шумозащитной столярки» уже входит в смету строительных расходов.

Одновременно с проблемами затененности, шума и озеленения приходится решать вопросы промышленных загрязнений. Что касается жилья, граничащего с промышленной зоной, то в зависимости от ситуации мы либо рекомендуем сократить вредные выбросы, например, за счет переоснащения производства, либо вовсе прекратить отравлять атмосферу и перенести предприятие в другое место.

Таким образом, природа отступает под антропогенным воздействием, и для восстановления экологического равновесия и природной среды предлагается только один способ: сократить площадь антропогенно измененных и застроенных земель, возвратить значительную часть "освоенных" и загрязненных территорий в естественное состояние.

Но такой возврат невозможен при наблюдающемся росте урбанизированных территорий и возрастании численности человечества.

Однако представляется возможной замена этого возврата устойчивым строительством, экологизацией урбанизированных территорий, устойчивой биопозитивной реконструкцией мест расселения, зданий и инженерных сооружений. Можно создать принципиально новые биопозитивные объекты, родственные природе и включаемые в естественные экосистемы. Природа будет воспринимать биопозитивные объекты (здания, сооружения, поселения, страны) как естественные природные объекты, что постепенно приведет к достижению устойчивости, восстановлению нарушенного равновесия и исключению отступления природы под антропогенным давлением человека.

Это положение делает исключительно актуальной задачу практического применения архитектурно-строительной экологии, экологизации мест расселения, их устойчивого проектирования и строительства, экологичной реконструкции и создания экосити.

Задачи архитектурно-строительной экологии

Архитектурно-строительная экология — это широкая область прикладной экологии, органично связанная практически со всеми разделами теоретической и прикладной экологии.

В круг архитектурно-строительной экологии входят градостроительная экология, архитектурная экология, экологичная архитектурная физика, ландшафтная архитектура, строительная экология. Скажем несколько слов об этих науках. Возможно, наиболее общим ее разделом можно считать градостроительную экологию (мест расселения) — урбоэкологию — на макро- (планета, страна, регион), мезо(область, край) и микротерриториальных (места расселения) уровнях.

Экологичная архитектура учитывает экологические особенности взаимодействия архитектурных объектов, природы и социально-экологических потребности жителей. Физические параметры, обеспечивающие комфортную внутреннюю среду, входят в состав экологичной архитектурной физики: архитектурная светология, климатология, акустика. Эти науки направлены на выявление связей между условиями среды архитектурой зданий, градостроительных образований и ощущениями человека. Знание этих связей позволит архитектору-экологу правильно оценить и учесть климатические световые и звуковые воздействия, создать в формируемой среде зданий благоприятную экологическую обстановку.

Городская ландшафтная экология занимается изучением экологических проблем формирования устойчивых городских ландшафтов. Ведь растительность - важнейший компонент архитектурно-ландшафтного облика города. Строительная экология направлена на создание экологичных зданий и инженерных сооружений. Полностью экологичные здания и инженерные сооружения не должны требовать подвода внешних городских сетей для снабжения ресурсами ( электричество, вода, газ, тепло и т.д.) и удаления отходов, не должны разрушать или загрязнять природную среду. Они обязаны ее восстанавливать, экономить ресурсы . Такие здания и сооружения не являются преградами на путях потоков веществ и энергии, не выделяют не перерабатываемых природной средой загрязнения.

Архитектор и инженер-строитель как основные участники процесса создания среды обитания человека должны представлять, каким образом они будут влиять на окружающую среду и живые организмы, как будут взаимодействовать искусственная и естественная природная среда. От знания законов развития природы, основ экологии будет зависеть их профессиональное умение исключить негативное воздействие зданий и сооружений на природу, органично вписать их в природную среду, помочь развитию природных систем и одновременно повысить качество жизни человека. В связи с этим можно сформулировать задачи архитектурно-строительной экологии:

•изучение особенностей взаимодействия природной среды и мест расселения (включая все виды человеческой деятельности в местах расселения) и разработка способов экологизации этого взаимодействия с учетом равного инвайронментального пространства, обеспечения устойчивого развития поселений;

•устойчивое проектирование и строительство, поддержание урбоэкологическими архитектурно-экологическими и строительно-экологическими средствами экологического равновесия между местами расселения и окружающей природной средой и устойчивого развития мест расселения;

•повышение качества жизни в местах расселения и жилых домах путем экологизации жизни и деятельности человека в городе, экореставрации природной среды, приближения к природной среде, фитомелиорации, создания привлекательного образа города, мягкого взаимодействия города и природной среды;

•экологичная оптимизация устойчивых архитектурно-градостроительных, конструкторских, технологических решений с учетом исключения негативных воздействий на окружающую природу и восстановления ранее нарушенной среды, реставрации антропогенных ландшафтов;

•использование биопозитивных (экологичных) зданий и сооружений, а также градостроительных, архитектурных, конструктивных, технологических решений, воспринимаемых природной средой как родственные ей объекты и включаемых ею в экосистемы, помогающие существованию, восстановлению и развитию естественной природной среды;

•экологичная реконструкция ранее созданных городов, отдельных зданий и сооружений; сенсорная экология и экологическая красота зданий и города;

•экономия всех ресурсов, их устойчивое потребление, использование в большей мере возобновимых ресурсов, сокращение и исключение отходов с целью достижения устойчивого развития при равном инвайронментальном пространстве для всех стран;

•применение природных и природоподобных экологичных материалов, а также экологически допустимых отходов производства при изготовлении строительных материалов и изделий с целью исключения поступления отходов в окружающую среду;

•прогнозирование и оценка возможных негативных последствий строительства, эксплуатации новых и реконструируемых мест расселения, зданий и сооружений для окружающей среды;

•своевременное выявление объектов, наносящих ущерб окружающей среде, при помощи эколого-экономического мониторинга и принятие соответствующих решений;

•экологическая паспортизация материалов, изделий, зданий, сооружений с целью выявления их экологичности для города;

•периодический анализ движения города к большей устойчивости развития и к экологичности путем сопоставления предыдущих и текущих значений индикаторов устойчивого развития;

•сохранение естественного ландшафта путем интенсивного полифункционального использования городских территорий.

Для достижения максимального эколого-экономического и социально-экологического эффекта необходимо комплексное применение взаимодополняющих направлений экологизации градостроительства, архитектуры и строительства на всех территориальных уровнях: от страны и города до отдельных зданий, инженерных сооружений и квартир, для всего комплекса архитектурных и строительных решений ( генплан, районная планировка, ландшафтная архитектура и озеленение, фасады и интерьеры зданий, конструкции, материалы, отделка и т.п.), для всех стадий строительного процесса – начиная от вариантного сравнения, проектирования, выбора технологий и заканчивая разборкой и возвратом материалов в производство, для всех городских технологий ( электроснабжение, отопление, водоснабжение, канализация, кондиционирование, удаление отходов). Застроенная среда является главной ценностью.



Экология строительных материалов

Конструкционно-строительная экология тесно связана с архитектурной экологией. Она изучает конструктивные решения экологичных зданий и сооружений, поддерживающих и даже воспроизводящих природную среду. Важным разделом архитектурно-строительной экологии является экология строительных материалов, в том числе производства конструкций и материалов.

Мы проводим девяносто процентов времени внутри помещений. Поэтому помимо внешней экологии очень важна экология внутренняя, которая, в первую очередь, зависит от качества воздуха внутри зданий, а также от того, насколько безопасными являются строительные материалы.

Старое, так сказать, традиционное строительство, было во многих отношениях экологическим. Из местных естественных материалов строились прочные надежные дома.

Бревенчатые деревенские жилища, старинные деревянные города, а также возводимые в прошлом каменные здания соответствовали многим принципам надежного экологического строительства. К сожалению, этого нельзя сказать о многих современных строениях. Обилие строительных материалов и техническая усложненность привели к появлению множества недолговечных, плохо поддающихся ремонту, вредно воздействующих на организм и непригодных к повторному циклу использования элементов и сооружений.

В Финляндии данная проблема уже давно заботит специалистов и законодателей. В соответствии с утвержденным законом, все виды строительства должны теперь основываться на принципе развития прочности. Энергетическая экономичность, долговечность, ремонтопригодность, гигиеничность, многоцелевое использование, восстановление строительной культуры и сохранение окружающей природы, а также принятие во внимание состояние микроклимата являются отправными моментами экологически надежного строительства.

В последние годы в области экологического строительства произошло много нового. На многих финских строительных выставках и ярмарках были представлены экологические и энергосберегающие дома. В Хельсинки в районе Виикки возведен довольно обширный экологический микрорайон, в котором, например, потребление энергии снижено на 30-50 процентов в сравнении с обычными жилыми районами.

Энергосберегающая техника и производство различных экологических материалов вышли на новую ступень развития и предлагаются покупателям по более конкурентоспособным ценам, чем это было прежде.

Традиционные материалы, которые еще столетия и тысячелетия назад были избраны людьми для возведения зданий, вновь занимают ведущие места среди стройматериалов. Они, как правило, изготовляются из возобновляющихся природных запасов и являются безвредными с точки зрения воздействия на здоровье. К таким относятся, например, дерево (не подвергшееся специальной обработке), глина, солома, обожженный кирпич, стекло, камень, льняное масло, традиционно изготовленные краски, бумажные обои и пр. К примеру, дерево, стекло и камень сразу принимаются в качестве экологических материалов, которые благоприятно воздействуют на качество воздуха внутри помещений. Финская строительная продукция активно представлена на различных выставках, проводимых в крупнейших городах России.

Основы экологического права

Экологическое право – совокупность эколого-правовых норм, регулирующих общественные экологические отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека природной среды. Соблюдение законов, установленных норм и правил, в том числе и экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке. Современная правовая база охраны окружающей среды формируется с начала 90-х годов XX столетия.

Одним из правовых документов, регулирующим экологическое право, является Конституция РФ, принятая в декабре 1993года. Она гарантирует следующие три экологических права:


  • право на благоприятную окружающую среду;

  • право на достоверную информацию о ее состоянии;

  • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями (ст. 42 конституции РФ);

Также в статье 9 указано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности человека, проживающего на соответствующей территории, и допускается частная собственность на землю и иные природные ресурсы. А в статье 58 провозглашено, что обязанностью каждого человека является охрана природы и бережное отношение к природным богатствам.

Еще стоит отметить федеральный закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002г.), который является комплексным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную силу. Этот закон – базовый нормативный акт, положения которого развиваются и конкретизируются в иных актах экологического законодательства, который устанавливает ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды в виде имущественной, дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Физические лица могут нести все виды ответственности, а юридические привлекаются лишь к административной и гражданско-правовой. Также этот закон вводит добровольное и обязательное экологическое страхование предприятий и граждан.

Любой строительный проект для того, чтобы перейти в стадию строительства, на этапе проектирования должен быть одобрен экспертизой. Федеральный закон №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (1995г.) регулирует отношения в области экологической экспертизы, также он направлен на реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду. Экологическая экспертиза придерживается двух принципов:

- пока не доказана безопасность любого объекта на него наложен запрет:

- из всех видов безопасности приоритет должен быть отдан медико-биологической безопасности.

В настоящее время формируется новый взгляд к основополагающему критерию экологической безопасности – определению степени риска нанесения ущерба окружающей среде. Согласно этой новой концепции можно будет минимизировать указанное отрицательное воздействие проектируемого объекта на экосистему и здоровье человека.

Нужно еще отметить федеральный закон №33-ФЗ «Об особо охраняемых территориях» (1995г.), который регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природный образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду закреплены за федеральным законом №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (1998г.) А охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при пользовании земельными ресурсами регламентирует «Земельный кодекс РФ» (1997г.)

В соответствии с Конституцией РФ и учетом переходных социально-экономических и политических условий, значительной правовой силой обладают указы Президента РФ в области охраны окружающей среды.

Но процесс формирования правого поля охраны окружающей среды еще не завершен и продолжается. Кроме этого следует отметить много пустот и неразрешенных вопросов. Готовятся новые проекты законов, среди которых «Об экологической безопасности», «Об экологическом страховании», «Об экологической культуре» и многое другое.

Необходимым условием реализации градостроительной политики Российской Федерации является создание институциональной среды, обеспечивающей и направляющей деятельность государства, общества и бизнеса на решение стратегических задач преобразования системы расселения, устойчивого развития поселений и создания в них безопасной, комфортной для жизни и привлекательной для бизнеса пространственной среды. Для этого необходимо:

− создание федерального органа исполнительной власти, ответственного за разработку, научно-методическое обеспечение и реализацию градостроительной политики Российской Федерации, наделенного необходимыми для этого полномочиями и ресурсами;

− принятие государственного правового акта, устанавливающего общие принципы и стандарты для региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, ответственных за развитие градостроительства;

- создание единой (взаимоувязанной) информационной системы, включающей функции сбора, хранения и обработки результатов работ по инженерным изысканиям, картографическому обеспечению градостроительной и проектной документации, научным исследованиям, базам данных в виде Государственного фонда градостроительной информации.

А теперь пример развития и применения новых технологий в других странах.

Население нашей планеты сейчас составляет 7 миллиардов человек, а через 50 лет может увеличиться до 9 миллиардов. Еще и поэтому необходимо существующие города делать все более энергоэфективными и вместе с тем создавать города будущего, наилучшим образом соответствующие интересам и нуждам своих обитателей. За счет внедрения передовых технологий в таких городах:


  • «Интеллектуальная» энергетика снизит стоимость электричества наполовину.

  • Торговые точки будут работать с учетом местоположения клиентов.

  • Повысится эффективность медицинских услуг.

  • Инновации радикальным образом изменят общественный транспорт, сделав его максимально удобным для пассажиров:

  • повсеместно доступный Интернет нового поколения и технология NFS (near field communication – букв. "коммуникации в ближней зоне") приспособят услуги общественного транспорта к личным потребностям каждого жителя города. Так, «интеллектуальные» устройства смогут загрузить ваш персональный профиль в бортовую систему автобуса и заранее настроить для вас те или иные объекты (например, высоту сиденья) или вывести ваш пользовательский интерфейс на встроенный в спинку переднего сиденья экран, дав вам возможность работать во время поездки.

  • Кроме того, общественный транспорт сможет оказывать и такие услуги, как доставка на дом почты, продуктов питания, заказов из прачечных и химчисток.

Во многих странах уже строятся более ста "интеллектуальных" городов, которые обеспечат своим обитателям высокое качество жизни и чистоту окружающей среды. Один из крупнейших проектов подобного рода (его стоимость оценивается в 35 млрд долларов США) реализуется в Южной Корее, где создается международная экономическая зона Сонгдо. С помощью решений Cisco для создания «умных» и подключенных к Интернету сообществ (Smart+Connected Communities, S+CC) там претворяется в жизнь концепция Города будущего. "Сеть, которую мы разворачиваем в Сонгдо, соединит между собой все городские системы, – говорит директор подразделения CiscoServices в Южной Корее Жан-Луи Массо (Jean-LouisMassaut). – К ней мы подключим все строения, так что в Сонгдо можно будет в удаленном режиме управлять домашним хозяйством и в любой точке получить доступ к видеосвязи. Сочетание старых и новых технологий поможет создать устойчивую, экологически чистую городскую среду".

Южная Корея – одна из самых густонаселенных стран. В 2001 году, когда Сонгдо лишь проектировался, выяснилось, что для его строительства не осталось свободной земли. Поэтому более 6 млн кв. метров суши пришлось отвоевывать у моря. 

Сонгдо создают с нуля по последнему слову градостроительной науки лучшие в мире проектировочные, архитектурные, строительные и технологические компании. К 2016 году там будет построено свыше 400 зданий, в том числе самый высокий в Южной Корее небоскреб. "Таких сооружений, как в Сонгдо, вы не увидите ни в одном корейском городе, – утверждает вице-президент компании GaleInternational Скотт Саммерс (ScottSummers). – Все здания будут буквально напичканы самыми передовыми технологиями". "Наш подход заключается в применении лучших решений, реализованных в лучших городах мира, – поясняет председатель совета директоров той же компании Стэн Гейл (StanGale). – В этом городе можно будет вполне обходиться без  автомобиля. Оставив машину дома, вы сможете прогуляться по парку, проводить детей в школу, пешком дойти до офиса или торгового центра. Все эти объекты будут расположены в шаговой доступности от вашего жилища".

"Проектируя этот город, – рассказывает специалист компании Cosentini по вопросам экологии Питер Ли (PeterLee), –мы постарались заглянуть вперед не на десять, а на пятьдесят и даже сто лет. Если нам удастся реализовать хотя бы половину задуманного, ни один город мира не сможет сравниться с Сонгдо по качеству жизни". И тогда, убежден председатель правления свободной экономической зоны Инчхон Ли Чон Чул (LeeJong-Cheol), "инфраструктура Сонгдо станет образцом современного градостроительства". Ему вторит Стэн Гейл: "Опыт Сонгдо изучают во многих странах, им интересуются многие мэры и губернаторы, считающие этот город примером эффективнейшей организации городской жизни. Мы надеемся, что наш  проект внесет заметный вклад в мировое развитие". 

Инфраструктура Сонгдо будет основана на самых современных сетевых технологиях, резко повышающих качество жизни горожан. "Строительство нового города с одновременным внедрением новых технологий – весьма экономичный и эффективный подход, – убежден Ли Чон-Чул. – Это дает нам возможность внедрить оптимальные информационные и коммуникационные технологии".

"Мы внедряем технологии, объединяющие все эксплуатационные системы в единое целое, – говорит Жан-Луи Массо. – В результате стоимость эксплуатации и технической поддержки городского хозяйства существенно падает. Разработчики называют такое решение интеллектуальным и подключенным сообществом, где технология позволяет жителям управлять средой обитания. Так, одним нажатием кнопки вы сможете в удаленном режиме управлять всеми процессами у себя дома, связанными с потреблением энергии – от освещения до кондиционирования воздуха". 

"Прикоснувшись к сенсорному экрану, вы получите доступ к множеству полезных услуг и методов управления, – добавляет Стэн Гейл. – Интуитивно понятная система сама станет искать устройства, потребляющие энергию, и делать их работу более экономичной. Повысив же эффективность домашней техники, вы  сократите выбросы углеводородов в атмосферу. При этом Сонгдо выводит энергетическую эффективность на качественно новый уровень еще и за счет установки систем TelePresence в каждом доме, офисе, школе. Благодаря этому не придется так часто ездить по городу, и, следовательно, выбросы углеводородов сократятся еще больше. А главное, изменится весь ваш образ жизни. Вам не придется больше думать о том, как организовать встречу с нужными людьми – видеосвязь избавит вас от подобных хлопот". К 2016 году жители Сонгдо смогут одними из первых на нашей планете оценить преимущества нового образа жизни.

Непродолжительный перелет из Китая или Японии – и вы в международной экономической зоне Сонгдо, одно местоположение которой создает все предпосылки для того, чтобы сделать ее важнейшим деловым центром Северо-Восточной Азии. «В радиусе трехчасового полета от Сонгдо проживает два миллиарда человек – без малого треть населения нашей планеты», – говорит Ли Чон-Чул. «В мире нет другого города, где за 18 минут можно добраться до аэропорта, еще через полтора часа оказаться в Шанхае, пообедать там, а вечером вернуться домой», - добавляет Стэн Гейл. Поэтому застройщики Сонгдо рассчитывают, что он привлечет множество компаний, желающих вести торговлю и бизнес в Северо-Восточной Азии. Впрочем, уже сегодня эта международная экономическая зона дает людям возможность работать по-новому, служа образцом для многих других городов.

Деловой центр Сонгдо расположен в самом высоком небоскребе Южной Кореи (его высота – 330 метров). Здание, получившее название North East Asia Trade Tower (торговый центр Северо-Восточной Азии) и ставшее одной из главных достопримечательностей города, представляет собой многофункциональное сооружение, где люди из разных стран могут жить и работать, а также проводить различные конференции в прилегающем к зданию конгресс-центре. 

Все коммерческие строения Сонгдо связаны между собой современной городской сетью, позволяющей компаниям работать с предельной эффективностью.  Все системы жизнеобеспечения каждого здания общаются между собой через единый центр, что позволяет эффективно управлять всеми эксплуатационными системами, экономя при этом финансовые средства и энергию. Кроме того, сетевая инфраструктура Сонгдо поддерживает видеосервисы, позволяющие с небывалой легкостью проводить визуальные встречи в виртуальной среде. «В этом городе в каждом доме поддерживается технология TelePresence, – напоминает Джон Бекельманс, главный директор компании Cisco по технологиям Smart+Connected Communities. – Для бизнеса мы установили корпоративные решения TelePresence, позволяющие сотрудникам связываться со своими компаниями из дома. На дому теперь могут работать даже сотрудники, чье рабочее место в приемной: они могут открывать входные двери и печатать пропуска в удаленном режиме». Повсеместная доступность систем телеприсутствия, добавляет Стэн Гейл, позволяет сокращать непроизводительные потери времени, связанные с ежедневными переездами. 

В настоящее время по всему миру возникают "интеллектуальные" города, активно использующие технологию телеприсутствия для сокращения расходов и вредных выбросов в атмосферу. Тем не менее к 2016 году Сонгдо обойдет всех своих конкурентов: на его территории разместятся более 20 тысяч систем telepresence.

Высокие экологические стандарты, удобный доступ к работе и зонам отдыха, использование новейших технологий – все это повышает качество жизни обитателей  свободной экономической зоны Сонгдо. «Жить в этом городе легко и приятно: Сонгдо – город пешеходов, – говорит глава компании GaleInternational. – Это на редкость компактный и зеленый город». «Мы вложили немалые средства в зеленые насаждения и выделили максимально возможную территорию для парков, - добавляет Ли Чон-Чул. – Мы хотим сделать наш город поистине райским уголком на морском побережье».

40 процентов территории Сонгдо – это открытые, незастроенные пространства. Чтобы куда-то добраться, там не нужно пользоваться автомобилем: как уже говорилось, учебные заведения, офисы, магазины расположены в шаговой доступности от жилищ. К тому же в Сонгдо проложено 25 км велосипедных дорожек. Одна десятая часть территории города (свыше 40 га) выделена для огромного парка, расположенного в 15 минутах ходьбы от любого жилого и делового района. Там имеется выходящий в море канал, вдоль которого построена пешеходная набережная. Высота зданий в этой части Сонгдо не превышает четырех этажей. Два нижних этажа отведены под  магазины, два верхних – под жилье.
Транспорт

По мере роста населения Земли спрос на города с высокой эффективностью транспортных систем будет непрерывно расти. Сонгдо показывает, как можно решить эту проблему.   

Сонгдо – компактный город с удобным расположением всех элементов городского хозяйства. К 2016 году  его население составит 65 тысяч человек, и еще 300 тысяч человек будут приезжать туда на работу. Как обеспечить всем им комфорт при перемещениях по городу? Решением стало максимально эффективное расположение элементов городской инфраструктуры, получившее высокую оценку специалистов из многих стран.

Сонгдо – город пешеходов. Исследования показали, что там, где расстояние  можно преодолеть пешком за 10-15 минут, человек, как правило, обходится без помощи транспорта. «Сохранность окружающей среды имеет критически важное значение для любого города, поэтому мы максимально расширили площадь парков, а автомобильные стоянки расположили под землей, – говорит специалист компании Cosentini по вопросам экологии Питер Ли. – К тому же преимущество при выборе парковки мы предоставили экологически эффективным маркам автомобилей». 

К 2016 году будут пущены экспресс-поезда, связывающие Сонгдо со столицей Южной Кореи – Сеулом. В результате время переезда между этими городами составит менее 30 минут.

Экономия водных ресурсов

Население нашей планеты растет, а запасы питьевой воды сокращаются. К 2025 году число людей, проживающих в регионах с дефицитом воды, увеличится в 6,5 раз. Стало быть, нужны новые методы экономии водных ресурсов. В Сонгдо для этого применяют новаторские решения. «Мы собираем всю дождевую воду, выпадающую над Сонгдо, и используем ее для полива», – рассказывает Стэн Гейл. Дождевая вода подается также в туалеты и применяется для мытья улиц. Емкости для хранения такой воды есть в каждом районе города. Кроме того, подвергаются очистке и используются в парках и на промышленных предприятиях сточные воды. Все это заметно сокращает расходы на водоснабжение и канализацию. 

Экономить воду помогает и упомянутый выше канал, вмещающий  миллионы литров морской воды. В канал она поступает очищенной от песка и грязи. «Мы строим экологически чистую систему, не имеющую аналогов в мире», – констатирует Ли Чон-Чул. Инновации в области водоснабжения позволят городу сократить потребление воды в коммерческих зданиях как минимум на 30 процентов. 

Энергетика

К 2040 году мировой спрос на электроэнергию вырастет на 80 процентов. Между тем рост населения и развитие промышленности ведут к стремительному истощению не возобновляемых источников энергии. В этих условиях города должны резко повысить свою энергоэффективность. Сонгдо стал одним из первопроходцев в этой области. Развернутая там новаторская информационно-технологическая сеть управляет энергопотреблением в каждом здании, повышая общую "экологичность" города. «Мы увеличили энергоэффективность каждого здания, – говорит Скотт Саммерс. – Все окна имеют низкий коэффициент теплопроводимости. В результате помещения меньше нагреваются от солнечного света, сохраняя при этом и тепло, и прохладу. Кроме того, мы сокращаем потребление энергии с помощью светодиодных осветительных систем».



Образование

Реформа системы образования стала приоритетной задачей во многих странах мира.  Учителя ищут новые, все более привлекательные и мотивирующие методы обучения. Сонгдо становится первопроходцем и в этой области. Город идет в авангарде учебных инноваций.

Говорит Джефф Мерсер (JeffMercer), директор международной школы Chadwick: «Мы обучаем детей бизнесменов, которые работают в Сонгдо и хотят обеспечить своим отпрыскам образование мирового уровня. На каждого учителя у нас приходится по семь учеников. Наша школа в Сонгдо поддерживает тесные связи с материнской школой в городе Палос-Вердес (штат Калифорния). В процессе обучения обе школы активно используют современную технологию. Мы относимся к числу тех немногих школ, где учащиеся получают мобильный компьютер уже в первом классе и пользуются им до самого выпуска. На этих ноутбуках установлены все программы, без которых невозможно организовать эффективный учебный процесс. Технологию мы внедряем не ради технологии, а для того, чтобы дать ученикам по-настоящему глубокие знания».

Центральным элементом технологической инфраструктуры школы Chadwick считается видео. Эта технология придает процессу обучения международный характер. С помощью видео любой ученик может посещать виртуальные собрания и напрямую связываться с зарубежными преподавателями и вообще представителями других стран. «Учащимся важно взаимодействовать друг с другом, невзирая на национальные границы, - убежден Джефф Мерсер. – Им нужно уметь ставить себя на место других людей, чтобы глубже понимать чужую точку зрения. В пятом классе обеих наших школ (в Сонгдо и Палос-Вердесе) начинается изучение политических процессов, что особенно важно ввиду приближающихся выборов в Южной Корее и США. Получив возможность сравнивать политическое устройство в том и другом государстве, дети лучше поймут политическую систему своей страны».

Технология телеприсутствия модернизирует систему образования, помогая  ученикам, преподавателям и другим членам академического сообщества связываться и взаимодействовать друг с другом. Видео все чаще используется в школах разных стран, но и здесь Сонгдо вне конкуренции.

Десять лет назад район Сонгдо был грязным болотом. Сегодня Сонгдо – процветающий город, построенный с нуля. Как уже говорилось, он должен стать международным деловым центром всей Северо-Восточной Азии. Уже сегодня Сонгдо считается одним из наиболее экологически чистых и технологически оснащенных городов мира. Чтобы претворить все это в жизнь, нужно было найти надежных поставщиков передовых технологий.

Используя новые технологии можно рассмотреть небольшой примере развития страны Объединенные Арабские Эмираты.

В 1971 году там были верблюжьи тропы. Сегодня же это высокоразвитая страна, которая превратилась в сказку на краю пустыни. Построенный в январе 2010 года в Дубае небоскреб Бурдж-Халиф высотой 828 метров более чем 200 выше Гуанджоу Тауер. Климат очень суровый, как для людей, так и для материала.



Отель Yas Viceroy «Абу Даби». Каркас, который опирается на основание, таким образом нельзя построить традиционным методом. Для выполнения шатра были смонтированы леса огромного объема. Сетки поэлементно крепилась к лесам, затем скреплялись меду собой. Затем конструкция получила опору и можно было приступать к демонтажу лесов. Элементы сетки между опорными частями заполнены ячейками. Шатер из стекла держится отдельно на опорах от здания.

Третий объект – Виадук Мийо. Во Франции наиболее загруженной дорогой является трасса А-75, связывающая Париж с городом Безье. Высота самой высокой опоры – 245 метров. Вместе с тем пилон выше дорожного полотна еще на 98 метров. Вантовый мост состоит из пяти пролетов. Дорожное полотно выполнено из металла и является цельным и жестко закрепленным в колоннах. Это значит, что на опорах нет деформации. Другая проблема – асфальт. Чтобы расширяться и сжиматься вместе с металлическим основанием дороги, асфальтовое покрытие должно обладать соответствующими характеристиками. Иначе, оно разорвется под расширяющимся основанием. За два года химикам удалось подобрать соответствующий состав асфальта.



В России тоже есть уникальные стройки: Москва-Сити, стадион в Санкт-Петербурге, стадион в Сочи и много объектов на острове Русский, которые выполнены и выполняются по самым современным технологиям.
Литература

  1. Голубев В.С., «Кто ты, человек?» - М.: Наука, 2010, 201 с.

  2. Субетто А.И., «Введение в ноосферизм» - СПб, Астерион, ПАНиИ, 2001 г., 537 с.

  3. Доклад о человеческом развитии, 2011. – М.: Весь мир, 2011 г., 176 с.

  4. Смоляр И.М. «Национальная доктрина строительства России: концепция градостроительной политики России на начало XXI века» - М.: РААСН, 2001 г.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал