«вода источник жизни»



Скачать 167.16 Kb.
Дата01.05.2016
Размер167.16 Kb.
ТипУрок
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №26 имени А.С.Пушкина города Смоленска

ТЕМА УРОКА: «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ»

Учитель географии высшей категории Струженкова Лариса Анатольевна



Смоленск, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Урок проводился 19 марта 2014 г. старшеклассниками МБОУ СОШ №26 им. А.С. Пушкина г. Смоленска для учащихся четвертых классов в рамках проекта Русского Географического Общества Школьные географические экспедиции «Живые родники России» в номинации «Эколого-географическое образование молодежи», организованного фондом поддержки образования «НООСФЕРА»

Тема урока: «Вода – источник жизни»

Тип урока: изучение нового материала.

Дидактическая цель: Создать условия для получения новых знаний по теме «Вода – источник жизни» на основе программы работы школы «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова с элементами проблемного обучения, с использованием игровых и информационно-коммуникативных технологий.

Задачи урока по содержанию

  1. Воспитательные

  • воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни для всего живого;

  • помощь в осознании тезиса о том, что в мире осталось ограниченное количество пресной воды;

  • ответственности каждого человека в решении экологических проблем;

  • воспитание активной гражданской позиции;

  • толерантного отношения друг к другу.

  1. Развивающие

  • формирование навыка восприятия учебного материала с учетом поставленной задачи;

  • развитие умения анализировать, систематизировать и оформлять полученную информацию;

  • развитие любознательности, логического мышления, воображения, речь, умения рассуждать и обосновывать свои суждения;

  • развитие навыка составления устных монологических высказываний, навыка публичных выступлений через презентацию результатов своей работы.

  1. Образовательные

  • закрепление знаний учащихся о воде как о природном веществе;

  • обобщение и расширение знаний учащихся о значении воды в жизни человека и природы;

  • формирование представления о понятиях: «экология», «законы экологии», «экологические знаки», «экологическая тревога», «экологическая опасность», «экологическая катастрофа».

Технология: технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова (по Селевко Г.К.) с элементами проблемного обучения, игровых и информационно-коммуникативных технологий.

Классификационные характеристики урока исходя из применяемой технологии (по Селевко Г.К.):

        • по уровню применения: общепедагогическая;

        • по философской основе: диалектическая;

        • по основному фактору развития: социогенная;

        • по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная;

        • по ориентации на личностные структуры: приспосабливающаяся + информационная + УУД + ЗУН;

        • по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобразовательная, технократическая;

        • по типу управления: современная традиционная;

        • по организационным формам: классно-урочная, академическая;

        • по подходу к ребенку: личностно-ориентированная + социоцентрическая;

        • по преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемная;

        • по направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности учащихся;

        • по категории обучающихся: все категории.

Форма организации УВП: фронтальная, групповая.

Методы обучения:

  • по источникам знаний: словесный, наглядный, практический;

  • по характеру движения мысли: дедуктивный;

  • по принципу расчленения и соединения: аналитический, синтетический, обобщающий;

  • по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рассуждающего изложения;

  • по характеру организации УВП фронтальный, групповой.

Оборудование:

  • ТСО (компьютер, экран, проектор, колонки);

  • презентация Power Point «Вода – источник жизни»;

  • магнитная доска;

  • раздаточный материал (рабочие листы, правила работы в группе, листа А3, фломастеры, карандаши, материал для аппликации).

Дополнительная литература:

  1. Четыре грани мира: Экспериментальный учебник развивающего типа по предмету "Окружающий мир" в 5-м классе: [В 4 ч.] / Тарасов Л. В.; Ассоциация "Экология и диалектика", М. ВШМФ "Авангард" 1998, Ч.3: Земля – колыбель жизни

  2. Наша планета Земля: Экспериментальный учебник развивающего типа по интегративному предмету "Окружающий мир": [Для 6-го класса] / Л. В. Тарасов, Т. А. Пушкарева; Ассоциация "Экология и диалектика", М. ВШМФ "Авангард" 1993.

Реализация цели и задач урока достигается через развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков, индивидуальной и групповой работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения.

Здоровьесберегающая среда создается на основе комфортных условий проведения урока, активных форм изучения материала, смены видов деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований, создания ситуации успеха.

Результаты урока: развитие у учащихся возможности осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого мышления, творческого, ролевого и имитационного моделирования.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты по формированию УУД

  1. Организационный этап

  • Готовят рабочие места для урока

  • Настраиваются на работу

Приветствует учащихся; проверяет готовность к уроку, комфортность, создает ситуацию успеха.

Прием «Обмен настроением»

Мы рады Вас видеть. Посмотрите друг на друга. Возьмите друг друга за руки. Улыбнитесь друг другу. Пусть сегодня у всех будет хорошее настроение.

Что вы ждете от сегодняшнего урока?

Мы желаем Вам успеха и увереы, что у нас все получится.




Личностные УУД: положительное отношение к процессу познания, желание изучать новое, осознание собственного самочувствия, умение оценивать готовность к предстоящей деятельности Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать

  1. Мотивация к учебной деятельности. Формулирование темы урока, постановка цели

  • Отвечают на вопросы

  • Формулируют тему и цели урока

Проводит беседу по смысловому значению темы урока с постановкой проблемных вопросов, выводит класс на формулирование темы и цели урока.

Постановка наводящих проблемных вопросов.

Отгадайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке:



Много меня – пропал бы мир

И мало меня – пропал бы мир

(вода)

К низу летит капельками,



А к верху – невидимкою.

(вода)


В жаркий день самой желанной бывает

(вода)


Я и туча и туман

И ручей и океан

И летаю, и бегу

И стеклянной быть могу!

(вода)


Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете» (Антуан де Сент-Экзюпери). Почему автор называет воду самым большим богатством на свете? Как вы понимаете слова: «По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца»?

Сегодня на уроке речь пойдет о воде как о богатстве человечества, о необходимости и возможных способах сохранения ее чистоты.

Учебные задачи оформляются на доске.


  1. Определить значение воды для жизни на Земле.

  2. Познакомиться с понятиями «экология», «законы экологии», «экологические знаки», «экологическая тревога», «экологическая опасность», «экологическая катастрофа».

Личностные УУД: осознание себя как члена общества на глобальном уровне

Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи

Познавательные УУД:

воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи



Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний

  1. Изучение нового

  1. Фронтальная работа «Четыре закона экологии»

  • Слушают, отвечают на вопросы

  • Анализируют полученную информацию, формулируют гипотезы

Проводит беседу с постановкой проблемных вопросов, выводит класс на формулирование понятий «экология», «экологические законы»

Много ли на Земле воды? Посмотрите на глобус. Поверхность земного шара на ¾ покрыта водой – это океаны, моря, реки, озера, ледники. Нашу планету даже правильнее было бы называть «Океания». Вода содержится в воздухе и в почве. Без нее невозможно существование растений, животных и людей. Вода в нашей жизни самое важное вещество. Но большая часть воды на Земле – это соленая вода.

Пример 1: демонстрируется 3-ехлитровая банка и полстакана, заполненного водой.

Пресной воды на Земле всего лишь 3%. С каждым годом люди расходуют воды все больше и больше. Если житель древнего Рима тратил в сутки не более 5 л воды, то житель современного города расходует более 350 литров! Воды человечество потребляет за одни сутки – 7 млрд. тонн. Но благодаря круговороту её количество не уменьшается. Человечеству угрожает не недостаток воды вообще, а нехватка именно чистой пресной воды. Причина в непрерывном возрастании потребности человечества в воде (для питья, промышленности, орошения и т. д.) и массовое загрязнение пресных природных вод (речных, озёрных, подземных) промышленными и бытовыми отходами. Уже сейчас около трети Земли испытывает недостаток в чистой пресной воде. Поэтому воду надо беречь от загрязнений и экономно расходовать.

Все живое и неживое на нашей планете связано с водой. Человек тоже является частью природы и неразрывно с ней связан. Изучением отношений и связей между всеми жильцами на планете Земля, между живой и неживой природой растениями и животными, природой и человеком занимается наука экология. Название этой происходит от двух греческих слов: «эйкос» — дом, жилище и «логос» — понятие, учение, наука. Экология — это наука об устройстве жизни в нашем общем доме, на планете Земля.

В 1971 году американский ученый Барри Коммонер в своей книге «Замыкающийся круг» предложил четыре закона экологии:

«Все связано со всем»,

«Природа знает лучше»,

«Все должно куда-то деваться»,

«Ничто не дается даром»

Как Вы понимаете их смысл?



Личностные УУД: нравственная оценка и морально-этическая ориентация, проявление доверия к соучастнику деятельности

Регулятивные УУД: удерживание цели деятельности до получения её результата, оценка весомости приводимых рассуждений, восприятие текста с учетом поставленной учебной задачи

Познавательные УУД: актуализация и анализ знаний для связи с новым, расширение экологических знаний Коммуникативные УУД: составление небольших устных монологических высказываний, восприятие речи одноклассников, непосредственно не обращенной к обучающемуся

  1. Игра «Экологическая паутинка»

  • Участвуют в игре

  • Объясняют значение воды на живой планете

  • Формулируют понятия «экологическая опасность», «экологическая тревога», «экологическая катастрофа»

Знакомит с правилами игры

Направляет на формулировку вывода о том, что в природе все связано со всем, и загрязнение воды приведет к экологической катастрофе



Чтобы наглядно представить, как работают эти законы, немного поиграем.

Игра «Экологическая паутинка»

Учащиеся становятся в круг и получают знак с изображением животного или растения. Один из ведущих (старшеклассников), исполняющий роль «Матери-Природы», надевает венок, а второй, исполняющий роль «Капельки» – шапочку с изображением капли воды.

Капелька становится в центр круга.

Природа: Вы все обитатели Земли. У меня в руках волшебный клубок. Один конец ниточки из этого клубка я отдаю Капельке.

Все, чье существование на Земле как-то связано с водой, поднимите свои знаки.

(Природа по очереди передает клубок от Капельки к участникам и обратно к Капельке. Каждый из участников игры объясняет, для чего ему необходима вода)

Природа: У нас получилась «экологическая паутина»: каждая ниточка это связь между водой и обитателями Земли.

(Разрезается одна «ниточка-связь»)

Природа: Что случится? Можно ли это назвать экологической катастрофой? Пока нет. Но это вызовет экологическую опасность, тревогу.

(По очереди режутся ниточки, задается тот же вопрос).

Природа: А если прервутся все связи?

Без воды погибнут все животные и растения на Земле, наступит экологическая катастрофа.

Какой из законов экологии мы только что проиллюстрировали? Прочитайте высказывание Джона Донна: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».

Своими словами сформулируйте главную мысль.

На живой планете под названием Земля все взаимосвязано и взаимозависимо. Мы все едины. Мы едины с остальной природой. Мы едины друг с другом.

Учащиеся возвращаются на места



Личностные УУД: участие в представлении работы, личная ответственность за общий результат

Познавательные УУД: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи, презентация информации

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, сравнение результатов работы

Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, выступление перед аудиторией, вступление в диалог, постановка вопросов

  1. Работа в группах «Экологические знаки»

  • Распределяют работу внутри группы

  • Формулируют и представляют правила по охране водных ресурсов Земли

  • Рисуют и представляют экологические знаки

  • Оценивают результаты своей работы в группе

  • Смотрят, оценивают результат работы других групп

  • Обсуждают вопросы, которые возникли в ходе подготовки и презентации

Напоминает правила работы в группе;

организует работу в группах, консультирует;

проводит обобщение.


Прочитайте четверостишие и сформулируйте: чему призывают нас эти строки?

Жизнь без воды на Земле невозможна

И будем действовать мы осторожно,

Что б сохранилась твоя чистота,

Незаменимая наша вода.

Как вы понимаете слова: «будем действовать мы осторожно»?

Действовать осторожно – значит соблюдать правила, чтобы сохранить чистоту наших водоемов.

Попробуем вместе составить свод правил



Вспомнить правила работы в группе.

  1. Выберите капитаном (координатором) того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

  2. Будьте добросовестным по отношению к товарищам, работайте в полную силу.

  3. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

  4. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться.

  5. Поддерживайте друг друга, несмотря на разногласия.

  6. Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

  7. Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана (координатора).

  8. Выступать от имени группы почетно. Это делает подготовленный всей группой ее полномочный представитель.

Каждая группа предлагает свое правило, записывает его на листе А3, помещает на магнитную доску.

Все Вы знакомы с правилами дорожного движения. Что иллюстрирует эти правила и помогает водителю и пешеходу соблюдать их на улице?

Вам знакомы эти дорожные знаки (на магнитной доске). Что они означают? Чем отличаются?


Предписывающие


Запрещающие



Предупреждающие



А соблюдать правила, по которым живет наша планета, помогают экологические знаки. Они тоже могут быть предписывающие, предупреждающие и запрещающие.

Учитель демонстрирует и разбирает вместе с учащимися несколько экологических знаков по теме урока. Предлагает группам нарисовать (сделать аппликацию) свой экологический знак и объяснить его значение.

        




Личностные УУД: самоопределение и мотивация к сотрудничеству, понятие ответственности за результат работы, оценка личных результатов работы

Регулятивные УУД: планирование решения учебной задачи, выстраивание алгоритма действий, корректировка и оценка личных и коллективных результатов

Познавательные УУД: интерпретация учебного материала, развитие грамотной монологической речи

Коммуникативные УУД: распределение обязанностей в группе, планирование учебного сотрудничества,

управление поведением партнеров в группе



  1. Подведение итогов. Оценка и рефлексия учебной деятельности на уроке

  • Оценивают работу

  • Соотносят цели урока и его результат

  • Самооценка работы на уроке


Проводит анализ достижения целей урока, дает оценку успешности работы. Оценивает работу всего класса. Организует и проводит рефлексию.

22 февраля 1993 года Генеральная Ассамблея Организации Объединённых наций объявила  22 марта Всемирным днём воды (водных ресурсов).

2013 год в России был объявлен Годом охраны окружающей среды.

Организация Объединенных Наций провозгласила 2013 год «Международным годом сотрудничества в области водных ресурсов».


Мы видим, что с одной стороны, каждый человек имеет право на воду. Так по документам ООН «право человека на воду является обязательным условием для жизни». С другой стороны, 3 500 000 человек ежегодно умирают от недостатка питьевой воды. В связи с этим Русское Географическое Общество создало проект «Живые родники России», призванный помочь всем осознать ценность пресной воды посредством изучения водного объекта своего региона. Этот проект организован Фондом поддержки образования «НООСФЕРА». Наша школа тоже принимает в нем участие. Мы пройдем от истока к устью реки Клец, изучая ее экологическое состояние. Для нашей школы это маршрут не новый: почти 25 лет назад Ваш учитель Елена Сергеевна уже прошла вместе с экспедицией по этому маршруту в рамках акции «Чистоту и заботу малым рекам». Участники тогда установили вдоль русла реки несколько экологических знаков. Мы обещаем, что Ваши знаки тоже будут установлены.

Когда Вы подрастете, то сможете вести разъяснительную работу, проводить акции в защиту водоемов от загрязнений, но уже сейчас необходимо помнить всем, что чистой воды на планете становится все меньше, что расходовать ее нужно экономно и, приходя в гости к природному водоему заботиться о его чистоте.



Рефлексия

(закончите предложения)

Я узнал…


Я могу рассказать…

У меня получилось…

Я похвалю…

Я сделаю…

Я узнал больше, чем планировал? Что именно?

Прием «Светофор»: на партах лежат карточки зеленого, желтого и красного цвета.

Оцените сою работу сегодня на уроке:

Если Вы справились со всеми заданиями и довольны своей работой – поднимите зеленую карточку.

Если выполнение заданий потребовало усилий и помощи ведущих и одноклассников, но Вы справились – желтую карточку.

Если задания были слишком сложными, и Вам по-прежнему нужна помощь – красную карточку.




Личностные УУД: рефлексия собственных результатов, осознание себя как члена общества

Регулятивные УУД: оценка (сравнение) результатов работы, итоговый контроль деятельности («что сделано»), оценка собственной учебной деятельности

Познавательные УУД: осознание метода построения нового знания, анализ, сравнение, сопоставление, аргументированность результатов работы

Коммуникативные УУД: комментирование выступления других людей, построение речевых высказываний


  1. Домашнее задание

Записывают домашнее задание

Объясняет д/з

I уровень. Пользуясь рассказами родителей и дополнительными источниками информации, составить реестр водных объектов нашего города, нуждающихся в охране.

II уровень. Составить репортаж (написать статью) в школьную газету об уникальных водных объектах нашего края.




РАБОЧИЙ ЛИСТ
Задание 1. Отгадай загадки.


Много меня – пропал бы мир

И мало меня – пропал бы мир

К низу летит капельками,

А к верху – невидимкою.





В жаркий день самой желанной бывает
Я и туча и туман

И ручей и океан

И летаю, и бегу

И стеклянной быть могу!




Задание 2. Прочитай высказывание Антуана де Сент-Экзюпери. Сформулируй главную мысль.

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете»


Тема урока: « ___________________________________________________»
Задачи урока

  1. Определить значение воды для жизни на Земле.

  2. Познакомиться с понятиями «экология», «законы экологии», «экологические знаки», «экологическая тревога», «экологическая опасность», «экологическая катастрофа».


Задание 3. Запиши определение.

Экология (греч. «эйкос» — дом, жилище и «логос» — понятие, учение, наука) – ________________________________________________________________________
Задание 4. Запишите законы экологии, предложенные в 1971 году американским ученым Барри Коммонером.

  1. __________________________________________________________________

  2. __________________________________________________________________

  3. __________________________________________________________________

  4. __________________________________________________________________


Задание 5. Прочитай высказывание Джона Донна. Сформулируй главную мысль.

«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе»



Запомни: 22 февраля 1993 года Генеральная Ассамблея Организации Объединённых наций объявила  22 марта Всемирным днём воды (водных ресурсов).

2013 год в России был объявлен Годом охраны окружающей среды.

Организация Объединенных Наций провозгласила 2013 год «Международным годом сотрудничества в области водных ресурсов».



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал