«Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста».



страница1/9
Дата27.04.2016
Размер1.89 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
«Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста ».

Подготовила : ст. воспитатель Дорофеева Л.П.МБДОУ Пестречинский детский сад №3 «Солнышко»


Содержание

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                            
3

ГЛАВА I.  ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.                                                                                 6        1.1.Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками.                                                                                      6              1.2.Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе. 11

1.3 Роль экологических знаний в воспитании осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста. 14

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 16

2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей методика и результаты констатирующего эксперимента. 16

2.2.Методика совершенствования работы по формированию осознанно-правильного отношения к природе старших дошкольников посредствам инновационных форм экологического образования (организация и содержание формирующего эксперимента). 25 2.3 Анализ и результаты исследования.      27    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.                                                                             

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ
  Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства – рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы. Энергосбережение, ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе – главные направления стратегии выживания человечества. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минималь­ным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, что­бы его поведение было экологически осмысленным. А также решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления - экологиче­ского, воспитания экологической культуры личности. По мнению Б.Т. Лиха­чева, экология личности - проблема, выдвинутая реалиями конца XX в., при­нявшими глобальный, угрожающий жизни на земле характер.

Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических осо­бенностях дошкольников. Среди последних важными является повышенная эмоциональная чувствительность, несформированность познавательной и во­левой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу между «человеческим» и «нечело­веческим»; у него преобладает познавательный тип отношения (какой объект бывает на ощупь, вкус, а не любуется им) сравнительно с эмоционально- чувственным и практически-действенным. Психологические особенности от­ношения дошкольников к природе определяют педагогическую стратегию формирования основ их экологической культуры. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности чело­века, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закла­дывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии - это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников. Основным содержанием экологического воспитания является форми­рование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явле­ниям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в до­школьном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чув­ственном ее восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особен­ностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых био­ценозах, о приспособительных зависимостях существования живых ор­ганизмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри

природных со­обществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечива­ют ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных,

состоянии растений, правильную их оценку. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что де­ти могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая ситуацию и зная потребно­сти живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направлен­ные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рас­сказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различ­ной деятельности (отражать в игре, ухаживать за животными и растениями).  Все вышесказанное позволяет отметить, что формирование экологи­ческой культуры это основное средство воспитания у детей осознанного пра­вильного отношения к природе. Осознанно-правильное отношение к приро­де является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями. При написании курсовой работы и проведении эксперимента была оп­ределена следующая проблема: какие инновационные формы экологического образования у детей старшего дошкольного возраста будут спо­собствовать осознанно-правильному отношению к природе.

Объект исследования: процесс воспитания осознанно-правильного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе. В качестве предмета исследования заявлены инновационные формы экологического образования - как средство воспитания осознанно- правильного отношения к природе.


Цель исследования: изучить эффективность инновационных форм экологического образования в формировании осознанно-правильного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.
Постановка цели определяется следующей формулировкой гипотезы: воспитание осознанно-правильного отношения детей к природе будет осу­ществляться успешно, если создать следующие педагогические условия.1.Давать детям систематические экологические знания; научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли.
2.Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, то есть изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними.

3.Развивать нравственные чувства, формировать нравственное созна­ние и овладевать навыками и привычками нравственного поведения по от­ношению к окружающей среде.


4.Давать экологические знания в условиях комплексного использова­ния разных видов деятельности детей в природ. На основании поставленной цели и для проверки заявленной гипотезы необходимо решить такие задачи:


- детально изучить литературу по данной проблеме;

- выявить наиболее эффективные инновационные формы работы по воспитанию у детей осознанно-правильного отношения к приро­де через формирование экологической культуры;



- разработать и апробировать экспериментальную методику воспита­ния у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе посредством инновационных форм экологического образования.
Методологической основой исследования являются важнейшие поло­жения об экологическом воспитании, эстетическом отношении человека к природе; о роли экологического воспитания в осознанно-правильном отно­шении к природе и в формировании личности. В процессе работы над данным исследованием были использованы следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; педагогический экспери­мент: констатирующий, формирующий и контрольные этапы; использование инновационных форм экологического образования для детей старшего дошкольного возраста.
              

ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.1.Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками.
Для глубокого и прочного осознания экологических понятий, слож­ных глобальных, региональных и локальных природоохранных проблем осо­бенно важен их исторический аспект. Известно, что современная острота экологических ситуаций имеет исторические корни, обусловлена потерей лучших народных традиций, утрат нравственных основ гуманизма, любви, сострадания, бережного отношения к родной земле. Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выделяющиеся мыслители и педагоги прошлого, такие, как Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
     К.Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу, неоднократно высказанные им в различных трудах, не утратили актуальности и по сей день. К.Д. Ушинский обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные. «Какие впечатления могут дать им взамен этих живых, сильных, воспитывающих душу впечатлений природы? После уже будет поздно пользоваться ими, когда сердце утратит свою детскую мягкость, а рассудок станет между человеком и природой». Л.Н. Толстой считал совершенной саморазвивающуюся природу ре­бенка, в природной среде он видел идеальные условия проявления человече­ской натуры, усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия че­ловека с природой идеал образа жизни. Л.Н. Толстой стремился всегда учитывать индивидуальные особенности и склонности детей, всемерно развивать их творческие силы, применяя самые разнообразные средства воздействия как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Выдающиеся педагоги советского периода А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский не мыслили себе организации здорового и це­лесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эс­тетических взаимосвязей с ней. В.А. Сухомлинский понимал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают. При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются убеждения, деятельность ученика строится в постоян­ном общении с природой и работой над гармонизацией нарушенной биосфе­ры.
      Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, человечество сможет лучше

понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.


 В настоящее время человечество осознало, наконец, всю остроту эко­логического кризиса. Важная роль в решении экологических проблем при­надлежит системе образования. Это значит, что должно быть всеобщее эко­логическое образование, целью которого является становление экологиче­ской культуры личности и общества. Здесь задействованы все уровни обра­зования, начиная с дошкольного, где закладываются первоначальные знания об окружающем мире, вырабатываются принципы и привычки поведения, которые определяют в будущем уважение к природе, другим людям и самому себе. Для дошкольной педагогики экологическое воспитание достаточно новое направление, призванное формировать основы экологической направленности личности, осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, к человеку как живому существу, к своему здоровью и окружающей средой. Формирование начал экологической культуры - это становление осоз­нанно-правильного отношения: - непосредственно к самой природе во всем ее многообразии; - к людям, охраняющим и созидающим ее; - к людям, созидающим на основе ее богатств материальные или ду­ховные ценности; - к себе, как части природы; - понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состоя­ния окружающей среды; - осознание своих умений созидательно взаимодействовать с приро­дой.

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой очевидны проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.


Экологическое воспитание - это один из основных аспектов нравст­венного воспитания. Ведь воспитание бережного и заботливого отношения ребенка к природе вырабатывает в нем те нравственные нормы, которые в дальнейшем станут мотивом, побудителем его активной деятельности, его поведения.
Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети по­стоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зе­леные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хло­пья снега, ручейки и лужицы. Разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Однако, далеко не все может быть правильно понято детьми при са­мостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир при­роды, сформировать реалистические представления - знание о её объектах и явлениях, воспитать у маленького человека способность видеть красоту род­ной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшая задача экологического воспитания в дошкольном учреждении. Именно детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирования основ экологического воспитания.

  


Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за живот­ными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.

Любить Родину - значит любить родную природу, умело оберегать её. Каждый день мы бываем с детьми на прогулке, ходим мимо кустарников, де­ревьев, цветочных клумб, ухоженных добрыми и заботливыми руками, хо­дим, порой, безучастные ко всему, что нас окружает. А потом удивляемся: почему ребенок сломал березку во дворе, растоптал цветы на клумбе, обло­мал кустарники. Почему? Потому, что мы не научили их сохранять и охра­нять посадки, своими руками сажать растения, наблюдать за ростом, ухажи­вать за ними. В век научно-технической революции очень важно научить детей ви­деть и понимать красоту окружающей природы, беречь и умножать её богатства. Рассказывая о природе детям, педагог, воспитатель открывает перед ними сказочный мир жизни растений и животных, учит любить и вниматель­но относиться к ним. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал о том, что «...прежде чем открыть книгу, прочитать по слогам первое слово... необхо­димо прочитать... страницы самой чудесной книги в мире - книги приро­ды...». Он считал, что природа мозга ребенка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли, среди наглядных образов, и прежде всего - среди природы. «...Ребенок мыслит образами...», - писал он. Это зна­чит, что, слушая рассказ взрослого об экологическом кризисе, он рисует все происходящее в своем представлении. Чем ярче в его представлении эти кар­тины, тем глубже он осмысливает происходящее, правильность или непра­вильность происходящего.

Экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. Обычно под «экологическим воспитанием» по­нимают воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно ос­тавить Землю пригодной для полноценной жизни. Воспитание экологической культуры должно учить и понимать себя, и все, что происходит вокруг.

Экологическое воспитание детей старшей группы предполагает:


- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное разви­тие);
 - формирование системы экологических знаний (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её);

- участие в посильной для этого возраста деятельности по уходу за растениями, животными, по охране и защите природы.


Естественно, что все составляющие комплексного подхода к экологи­ческому воспитанию существуют необособленно, а взаимосвязано. Так, гу­манное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что ок­ружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и за­крепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка, экскурсиях в парк и т.д.

Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстри­руют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих воз­можностей вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Формируя гуманное отношение к природе, педагог должен выделять главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе это - забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред приро­де, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для нас дом – безнравственны. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они зани­мают позицию более сильной стороны и поэтому должны беречь её и забо­титься о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку. Взрослые должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняются отсутствием у них необ­ходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания про­исходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных до­школьникам экологических знаний:

- представление о растениях и животных как уникальных и неповто­римых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;

- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой обита­ния, приспособленности растений и животных к условиям существования;

- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Ознакомление с природой дает наиболее оптимальные результаты при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно дать детям возможность «общаться», «действовать» с объектами природы. Длительное участие детей в уходе за животными помогают не только воспитывать чувство ответственности, любовь ко всему живому, но и расши­рять знания детей. Воспитание бережного отношения к природе, повышение уровня экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды.
Действенная любовь, настоящая забота о природе возникает у ребенка лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример отношения к природе

взрослого. Воспитание действительной любви к природе будет эффективным лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой и когда это общение

направлено взрослым. История человечества неразрывно связана с историей природы. На со­временном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком вы­росли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем бу­дущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Ведь все мы радуемся зеленой траве, снежному полю, поющим птицам – всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. Чтобы воспитывать детей, нужно сначала наполнить свою душу добром, счастьем, мечтой. Формирование такого осознанно-правильного отношения к природе – длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологического образования следует как можно раньше, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Технология формирования начал осознанно-правильного отношения к природе у детей дошкольного возраста построена на организации взаимодействия дошколь­ников с природой ближайшего окружения, познании того, что растет и живет рядом с ребенком, в ходе непосредственного взаимодействия с объектом изучения: ребенок чувствует и познает природу, уникальность живого на примере самой приро­ды - тех ее представителей, которые стационарно проживают в непосредст­венной близости от ребенка и составляют его повседневное предметное ок­ружение.

 Реализация данной идеи, независимо от времени, места и форм орга­низации воспитательно-образовательного процесса, возможна при соблюде­нии ряда основополагающих принципов:

- естественно - научного (знание о природных объектах региона, об экологических про­блемах в области и во всем мире, путях их решения);
- ценностно-нормативного (знания, раскрывающие универсальную ценность природы, законы природо использования и охраны природы);     
- принципа преемственности (психолого-педагогические особенности воспитания, обучения и развития ребенка, от­бор содержания, обеспечивающего целостное, системное восприятие эколо­гических закономерностей, проблем; взаимосвязь всех видов детской дея­тельности);
- деятельностного (знания, умения, которые используются в реаль­ной деятельности с объектами природы, пропаганда экологических знаний). В настоящее время работа над проблемами экологического воспита­ния продолжается.

Ряд исследователей отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей.


 

1.2. Познавательный потенциал экологических знаний в услови­ях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе.
Определяющим в отношении дошкольников к природе, согласно дан­ным экологической психопедагогики, является когни­тивный компонент, то есть готовность и стремление ребенка получать, ис­кать и обрабатывать информацию об объектах природы. Психологи экспериментально исследовали и доказали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с при­родными объектами и отношение к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучие самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Важно своевременно использовать эту возрастную особен­ность дошкольников для организации процесса их взаимодействия с миром природы.
Ознакомление с природой предусматривает соблюдение принципа разнообразности экологической деятельности, который заключается в педа­гогической целесообразности привлечения ребенка к разнообразной познава­тельной деятельности, связанной с миром природы. Психологические осо­бенности детей дошкольного возраста предопределяют использование инно­вационных форм познавательной деятельности, которые являются наиболее эффективными в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Преимущество отдается непосредственным экспериментам, играм, опытам, уходу за растениями и животными, но целесообразно использовать и другие виды деятельности. М.М. Манасеина считала: «...при воспитании детей от 1 до 8 лет сле­дует всегда помнить, что им, прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим их миром. Следова­тельно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты».
Очень хорошо, когда дети сами воспринимают явления природы, а не зна­комятся с результатами чьих-то наблюдений. И наиболее эффективно ис­пользовать для этого живые уголки, создание проблемных ситуаций для де­тей, проведение экспериментов и опытов. Во время таких инновационных методов работы задействуются все органы чувств ребенка. Именно они обес­печивают активизацию таких умственных операций, как анализ, синтез, со­поставление, благодаря которым ребенок немного спонтанно овладевает те­ми взаимосвязями и взаимозависимостями, которые создают целостность и логическую завершенность в системе «природа - человек - общество - приро­да».
В овладении естественными знаниями, как и знаниями о человеке приоритетной должна стать поисково-исследовательская деятельность. Она гармонично интегрирует всю многогранность не только теоретических зна­ний, но и умений и навыков в отношении их приобретения и перенесения в разные сферы жизнедеятельности дошкольника. В связи с этим необходимо

оптимизировать деятельность воспитателя и воспитанников как фактор фор­мирования экологической культуры личности путем внедрения ее самой ра­циональной формы - поисково-исследовательской, в основу которой заложе­на целостная система взаимодействующих и целеустремленных средств влияния на детей. В экологическом воспитании детей старшей группы дошкольного возраста эффективным методом формирования осознанно-

правильного от­ношения к природе является создание проблемной ситуации, проведение различного рода опытов, экспериментов. Эти методы обеспечивают широкое пространство для творческой реализации ребенка. Целью каждого вида такой деятельности неизменно выступает формирование первооснов экологического сознания, экологического поведения, а следовательно и экологической культуры личности.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интере­са к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводят­ся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и каче­ствах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменени­ях и т. д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Вопрос о сущности, структуре и значении поисковой деятельности в системе других видов деятельности детей дошкольного возраста исследуются достаточно разнопланово в трудах О.М. Ивановой, В.В. Кондратовой, С.Н. Николаевой и других научных работников. Н. Лысенко дала такое определе­ние: поисково-исследовательская деятельность - это организованная педаго­гом деятельность детей, в которой они путем самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практически-преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения. Н.Н. Поддъяков говорил:

«...Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возника­ет значительно позже деятельности экспериментирования...». Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать.
«Зеленое царство» растений привлекает внимание и вызывает заинте­ресованность ребенка. Умение разглядывать растение, видеть его своеобра­зие и красоту, замечать разнообразные признаки и состояние - задачи эстети­ческого, умственного и морального воспитания ребенка. Ребенок, наблюдая за растениями, учится распознавать другую (не человеческую) форму жизни, видеть живое существо, жизнь и состояние которого вполне зависит от того, поливают его или нет, водой комнатной температуры или холодной, чистой или с питательными веществами. Отличает здоровые и крепкие растения от слабых, хилых, которые нужно «лечить». Красота - это спутник здоровья.

Бледное вытянутое растение с хилыми листьями, которое не дает новых ро­стков и цветов, - некрасивое. При систематическом взаимодействии с растениями ребенок понима­ет, что внешние признаки (цвет, форма, размер и

тому подобное) - это, преж­де всего показатели уровня благополучия растения, наличия необходимых жизненных условий. Поэтому, понимая

состояние растения, ребенок «сочув­ствует» ему и помогает. Поливая, пересаживая, очищая от пыли растения, сначала вместе со взрослыми, а затем самостоятельно, дошкольник будет за­ботиться о зеленых друзьях.


Дошкольник, который воспитывался в «зеленой» школе, увидит кра­соту букета в вазе, клумбы, пейзажа. В лесу, парке, на лугу он будет наблю­дательным, любознательным. Животные, так же как и растения, приносят большую радость. Дети активно общаются с ними, ведь мир наших меньших братьев чрезвычайно привлекателен. В отличие от растений, животным присуще поведение. С од­ной стороны, они похожи на людей: могут ходить, бегать, лазить, плавать; едят и пьют; глаза и уши позволяют им видеть и слышать, то есть восприни­мать окружающий мир и реагировать на него (прятаться, кричать, убегать, нападать и тому подобное).
Замечая частично внешнее сходство между человеком и животными, ребенок с раннего возраста понимает, что последние - живые существа. С другой стороны, животные неповторимы и своеобразны как по внешнему ви­ду, так и по поведению. Например, многие из них имеют органы, которых нет у людей - хвост, рога, копыта, плавники, клюв и тому подобное.
Некоторые животные могут летать, жить в воде или под землей, впа­дать в спячку, то есть делать то, что не свойственно человеку. Необыкновен­ность и динамичность животных очень нравится детям. Но поведение до­школьника относительно животных всегда должно быть под вниманием и руководством взрослого, так как оно может быть опасным и для животного и для ребёнка.
Умелая организация работы с детьми по уходу за живыми существами позволяет педагогу решить задачу воспитания у детей заботливого отноше­ния к животным и бережного отношения к природе.

В становлении экологического сознания особенное место принадле­жит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организо­ванная игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыра­жения детей, активности их действий, которые соглашаются с общеприня­тыми нормами и правилами познания окружающей природы.


Сейчас, в экологическом воспитании, целесообразно использовать иг­ры нового типа, которые с одной стороны моделируют само творчество ре­бенка, а со второй - обеспечивают условия для совершенствования его ин­теллекта. Это - игры-ребусы, игры-исследования, игры-опыты, КВНы. В этих играх развивается интеллект ребенка, его память, мышление, внимание, умение искать зависимости и закономер­ности, которые существуют в природе

скрыто и реально, умения классифи­цировать и моделировать материал, комбинировать и моделировать его, про­гнозируя результаты.]

Кроме рассмотренных выше, существует еще очень много разных ин­новационных форм экологического образования, которые помогают формировать экологи­ческие знания и которые являются обязательным компонентом формирова­ния экологической культуры. Это - путешествия, экскурсии в природу, экологические тропы, экологические сказки, цель которых развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт, искать ответы на вопросы, которые даются в иллюстрациях, картинках, в скрытом виде, что способствует формированию различных видов мышления, внимания, память и воображения. Во взаимодействии с естественной окружающей средой ребенок - ак­тивный субъект. Через общение, наблюдение, экспериментирование, игру, природоохранную и другие виды деятельности ребенок приобретает полез­ный личный опыт. Он должен ощутить собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, понимать то, что наблюдает, правильно вы­ражать своё мнение, озвучивать чувство. Показателями такой активности яв­ляется: эмоциональное восприятие естественной окружающей среды; взве­шенная самостоятельность в поведении; навыки практической жизни в есте­ственной окружающей среде, достоинство в отношении к его компонентам; владение средствами самозащиты, умение преодолевать трудности.
            

1.3 Роль экологических знаний в воспитании осознанно-правильного отношения к природе старших дошкольников.

В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого че­ловечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образо­вании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отноше­ния к природе на основе воспитания экологической культуры личности. До­школьный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологиче­ского образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобре­тает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей. Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: -экологические знания; -экологическое мышление; -экологически оправданное поведение; -чувство любви к природе.


Программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста пре­дусмотрено воспитание у дошкольников любви к родной природе, способно­сти воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, умения бережно отно­ситься к растениям и животным. Первое отношение к природе складывается у детей на основе эмоций, чувств, возникших в ходе созерцания ее красоты. Но одного лишь эмоцио­нального восприятия для формирования бережного отношения к природной среде недостаточно. Воспитатель должен стремиться

соединить возникшие в результате непосредственного общения с природой чувства детей с природо­охранительными знаниями, что, в свою очередь, станет побудителем различ­ной природоохранительной деятельности.


В старшей группе детей учат внимательно наблюдать явления приро­ды и

устанавливать простейшие связи между ними. Детей этого возраста подводят к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно созда­вать благоприятные условия (определенная почва, солнечный свет, тепло, влага и т. д.). Ребята должны знать, что под влиянием солнца и влаги трава быстро

растет, начинают поспевать некоторые ягоды, фрукты, овощи.
Главная цель экологического воспитания - формирование начал эко­логической культуры: правильного отношения к природе, к себе и другим людям, как части природы, к вещам и материалам природного происхожде­ния. Правильное отношение строится на элементарных знаниях экологиче­ского характера, которые в дальнейшем определяют мотивы поступков и по­ведения.
Экологические знания - это сведения о взаимосвязи растений и жи­вотных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как час­ти природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружаю­щей среды и т.д. Знания - не самоцель в экологическом воспитании, но необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально-действенный характер и выражаться в форме познава­тельного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практиче­ской готовности созидать, охранять все живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.
             



  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал