Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность



страница1/12
Дата23.04.2016
Размер1.6 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность


Кашина Елена Викторовна,

учитель химии и биологии высшей категории

МОУ «Хлебниковская средняя общеобразовательная школа» Республики Марий Эл

 

"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…”

А.А.Плешаков

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Тот или иной уровень экологической культуры – есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.[1] Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Успешность решения этой проблемы во многом определяется, если она рассматривается в едином контексте, органической взаимосвязью с деятельностью школьников по профессиональной ориентации, направленной на формирование таких качеств субъекта трудовой деятельности, как целеполагание, планирование, способность контролировать и оценивать свои действия, ход и результаты своего труда, проявлять творческую активность. Эти качества, как правило, гарантируют становление будущего профессионала, определяют его жизненные и профессиональные ценности.[3]

Одной из актуальных технологий сегодня является проектное обучение, цель которого состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в разнообразных группах, развивают у себя исследовательские умения.[2].

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск по этой проблеме привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация научно-исследовательской деятельности учащихся, которая и является для меня одной из форм работы с учащимися на своих уроках и во внеурочное время. С этой целью мною разработана программа, в ходе которой учащиеся выполняют учебно-исследовательские проекты. Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся проходит в несколько этапов. В первый год мои учащиеся в основном только познают методику наблюдений, происходит ознакомление с основными требованиями оформления научно-исследовательской деятельности, до учеников доводится примерная программа исследовательских и проектных работ. После чего учащиеся добровольно в зависимости от своих интересов и склонностей выбирают исследовательские работы.

Я преподаю химию, биологию, экологию, являюсь руководителем детского объединения «Юный эколог», заведующей УОУ. Мои учащиеся научно-исследовательской деятельностью начинают заниматься с раннего возраста, работая на пришкольном участке, посещая экологический кружок.

Так, на УОУ летом 2009 года были проведены следующие исследовательские работы: «Влияние намачивания семян бобовых на всхожесть и урожай» (1 класс); «Влияние сроков сева на урожай корнеплодов» (2 класс); «Влияние способов размножения картофеля на урожай» (3 класс); «Влияние подкормки на величину цветка» (4 класс); «Сортоиспытание моркови» (5 класс); «Выращивание лука в однолетней культуре» (6 класс); «Влияние предпосевной обработки семян на рост и развитие злаковых культур» (10 класс); «Влияние микроудобрения Макс Супер Гумат на урожайность капусты» (7 класс); проекты: «Овощной цветник» (10 класс); «Сад непрерывного цветения» (8 класс).

По мере взросления проекты усложняются.

Вот некоторые темы учебно-исследовательских проектов, выполненных моими учениками:

«Мониторинг вредного влияния сигарет» (2007 г.)

«Определение содержания иода в продуктах питания» (2008 г.)

«Диагностика здоровья школьников при формировании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении» (2009 г.)

«Индивидуальные качественные различия памяти у старшеклассников и методы ее совершенствования» (2008 г.)

«Особенности питания современных школьников» (2007 г.)

«Пищевые добавки: за и против» (2009 г.)

«Косметика и здоровье»(2009 г.)

«Избыточный вес и ожирение – следствие современного образа жизни»(2008 г.)

«Исследование визуальной среды школы». Оценивалась степень агрессивности визуальной среды школы (2009 г.)

«Экологическая характеристика классной комнаты» (2008 г.)

«Мониторинг водных ресурсов Хлебниковского поселения». Работа проводилась по заказу администрации МО «Хлебниковское сельское поселение», которая в августе 2008 года обратилась к нам с просьбой провести мониторинг водных ресурсов поселения и социологический опрос населения о качестве потребляемой воды. Полученные результаты позволят обратиться с обоснованным ходатайством в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл о включении в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 года» (2008 г.)

Обучающиеся, выполняющие проекты, принимают участие и занимают призовые места в конкурсах различного уровня. Только в 2008-2009 учебном году и в этом мы приняли участие во Всероссийском конкурсе научно-инновационных проектов для старшеклассников «Чистая планета для нашего будущего» (диплом), во Всероссийском конкурсе исследовательских проектов «Первые шаги» (диплом лауреата первой степени), в I Всероссийском конкурсе «Юннат-2009» (диплом третьей степени), во II Всероссийском конкурсе на лучший молодежный проект по экологической проблематике (диплом первой степени), в Республиканском конкурсе водных проектов старшеклассников (грамота), в Республиканской научно-практической конференции «Александровские чтения» (похвальный лист), практического тура эколого-биологической олимпиады (диплом третьей степени), в Республиканском конкурсе юных исследователей окружающей среды «Человек. Природа. Творчество» (диплом третьей степени), в Республиканском профильном лагере юных экологов (грамота за исследовательскую работу), в V открытом фестивале науки и искусства «Мир моих увлечений – путь в будущее» (номинация «Природопользование и охрана окружающей среды») (диплом), в районной научно-практической конференции «Шаг в будущее» (диплом первой степени), конкурсе социальных проектов «Я – гражданин России» и др.

Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Использование в работе проектно- исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности позволяет получить ряд практических результатов: отсутствие второгодников, рост качества знаний, активное участие учащихся в НОУ. Самое главное, участие в проектах позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения.

 

 



Список литературы

1. Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников [Текст] / Г.В. Буковская. – Тамбов, 1999.

2. Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков [Текст]: учебное пособие / Н.С. Дежникова и др.- М.: Педагогическое общество России, 1999.

3. Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст] : метод. сб.- М.:Народное образование, 2001. — 272 с.

4. Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения [Текст] / В.В.Гузеев //Директор школы.- 1995.- № 6.- С. 17-22. 



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал