Воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование готовности и способности



Скачать 484.9 Kb.
страница1/3
Дата03.05.2016
Размер484.9 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ www mon. gov. ru., учебника «Технология»: 10-11 класс под редакцией В.Д.Симоненко, М. «Вентана - Граф», 2009.

Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека;

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Программа включает в себя следующие разделы: «Производство, труд и технологии», «Технология проектирования и создания материальных объектов», «Творческая проектная деятельность». Обучение старшеклассников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.

Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, которая учитывает познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические работы, моделирование и конструирование. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.



Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение в 10-11 классах по 70 часов. По учебному плану школы предусмотрено 1 час в неделю, поэтому федеральная программа сокращена на 1 час. На изучение в 10-11 классах отводится по 35 часов. В программу включено 20% регионального компонента.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Разделы и темы

Количество часов/классы

11


Творческий проект

10

Проект. Проектирование.

Творчество. Вводный урок.



1

Выбор темы, цели проекта и перечня критериев. Составление плана работы по выполнению проекта.

1

Исследование и анализ возможности изготовления изделии. Отбор и обработка информации для проекта.

1

Разработка конструкции выбранного объекта, идей выполнения проекта. Выполнение чертежей, схем, эскизов проекта.

1

Разработка технологического процесса. Составление инструкционной карты.

1

Выбор инструментов приспособлений, оборудования, материалов. Выполнение практической части проекта.

1

Экономическое и экологическое обоснование проекта. Выполнение практической части проекта.

1

Работа над проектом. Самоанализ творческого проекта.

1

Работа над проектом. Разработка рекламы.

1

Оформление проекта. Защита творческого проекта.

1

Основы художественного конструирования

9

Формирование первоначальных идей в виде эскизов. Пояснительная записка.

1

Аппликация. Зарисовка эскизов, выполнение аппликации.

1

Выполнение аппликации из различных материалов. Аппликация из отходов.

1

Выполнение аппликации из различных материалов. Аппликация из отходов.

1

Понятие о макетировании, классификация макетов. Выбор материалов для макета.

1

Зарисовка эскизов для макета. Подготовка материала для макетирования.

1

Разработка технологической последовательности макета. Изготовление технологической карты. Выполнение макета из соленого теста.

1

Создание внешнего вида макета. Выполнение окончательного макета.

1

Экологические проблемы. Природоохранные технологии

8

Научно-техническая революция и ее влияние на окружающую среду.

1

Глобальные проблемы человечества.

1

Энергетика и экология.

1

Загрязнение атмосферы.

1

Загрязнение гидросферы

1

Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства.

1

Природоохранные технологии.

1

Экологическое сознание и экологическая мораль.

1

Информационные технологии (компьютеры в современном мире)

7

Правила поведения и техника безопасности при работе в компьютерном классе. Использование компьютеров на производстве.

1

Использование компьютеров в административной деятельности и банковском деле.

1

Использование компьютеров в научно – исследовательской деятельности.

1

Использование компьютеров в медицине.

1

Использование компьютеров в процессе обучения.

1

Использование компьютеров в издательской деятельности.

1

Компьютерные телекоммуникации.

1

Творческие, проектные работы




Резерв учебного времени

1

ИТОГО

35

Творческий проект

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.

Работу над проектом лучше начинать с начала учебного года, когда определяется цель работы, а завершается к концу соответствующего учебного года. Сроки выполнения проектов в большей степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 3-4 недель до одного года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определённые этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Проект, выполняемый в течение года, позволяет создать дополнительную заинтересованность школьников в получении знаний, необходимых для его выполнения.

Проект должен завершаться созданием законченного объекта в натуральном виде или в виде макета с простейшим его техническим описанием, в котором обязательно должно содержаться объяснение того нового, что внес школьник в конструкцию или технологию изготовления и какой положительный эффект (полезный) дает это изменение.

По завершении проекта необходимо организовать защиту, выставку работ, или участие в конкурсе.

Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учащихся, но, в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу ученика.
Понятие творчества. Проектирование(1 ч.)

Проект. Творчество. Техническое творчество. Проектирование.


Выбор темы, цели проекта и перечня критериев. Составление плана работы по выполнению проекта. (1 ч.)

Пояснительная записка, актуальность, звездочка обдумывания, определение критериев контроля.


Исследование и анализ возможности изготовления изделии. Отбор и обработка информации для проекта(1 ч.)

Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта.


Разработка конструкции выбранного объекта, идей выполнения проекта. Выполнение чертежей, схем, эскизов проекта. (1 ч.)

Дизайн, анализ, определение достоинств и недостатков альтернативных моделей и вариантов.


Разработка технологического процесса. Составление инструкционной карты(1 ч.)

Технологический процесс.


Выбор инструментов приспособлений, оборудования, материалов. Выполнение практической части проекта(1 ч.)

Технологическая обработка изделия. Текущий самоконтроль и корректировка своей деятельности.


Экономическое и экологическое обоснование проекта. Выполнение практической части проекта(1 ч.)

Экологическая экспертиза, себестоимость, прибыль.


Работа над проектом. Самоанализ творческого проекта(1 ч.)

Самоанализ.


Работа над проектом. Разработка рекламы( 1ч.)

Реклама. Потребитель. Престиж. Средства рекламы. Самооценка.


Оформление проекта. Защита творческого проекта(1 ч.)

Защита творческого проекта.



Учащиеся должны знать:

последовательность выполнения проекта;

технику выполнения проекта;
Учащиеся должны уметь:

выполнять графический проект изделия, рассчитанного на изготовление в школьных учебных мастерских;

изготовлять проекты изделий с учетом требования художественного конструирования.
Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная под руководством учителя.
Можно выделить следующие этапы выполнения проекта:

- выбор темы проектного задания с учётом анализа потребностей дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания и т.д.

- оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта;

- сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы (справочники, журналы, газеты, книги, рекламные буклеты и т.п.), обращение к банку данных;

- разработка идей выполнения проекта с учётом экономических и экологических ограничений;

- планирование, организация и выполнение проекта с учётом требования дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности на протяжении всего периода выполнения проекта;

- поэтапное фиксирование результатов проектной деятельности в виде описания и обоснования выбора цели деятельности с учетом экономического, экологического и социального аспектов, эскизов и чертежей, технологических карт, планов, а также изделий, готовых к внедрению, или конкретного решения поставленной проблемы.

- оценка качества выполнения работы (своей и чужой), защита проекта;


Организация работы учащихся над проектом.

Проект – творческая работа учащихся по выбранной теме.

Типы проектов:

Исследовательский (теоретические или экспериментальные исследования);

Информационный (реферат);

Практический (видеофильм, компьютерная программа, сценарий вечера, дидактический материал).


Критерии оценки:

Постановка задачи: четкость формулировки цели и причин выбора темы, пути достижения цели ……… 5 баллов;

Решение задачи: четкость формулировок, логичность изложения, самостоятельность суждений, оригинальность, творческий подход, личное отношение к данному вопросу, возможность использования идей и результатов проекта в разных областях знания ……… 25 балов;

Оформление: ……… 10 балов;

Защита: ясность, логика и краткость изложения (не более 10 мин), владение словом, умение заинтересовать аудиторию, техническое обеспечение ……… 10 балов.

Требования к оформлению:

Проект должен содержать вступление, основную часть, заключение.

Во вступлении формулируется основная задача проекта, и намечаются пути её решения.

В основной части раскрывается содержание работы.В заключительной части подводятся итоги работы над проектом, намечаются пути дальнейших исследований.

Обязательными элементами исследовательских и информационных проектов являются титульный лист, нумерация страниц, список литературы в алфавитном порядке, ссылки на цитируемую литературу, пояснительный материал (рисунки, диаграммы, схемы, таблицы, чертежи, приложения и т.п.).

У практических проектов – сам продукт (программа, альбом, сборник задач и т.д.); пояснительная записка к нему. В пояснительной записке – руководство по применению продукта и информация, позволяющая оценить постановку задачи и её решение.

Текст проекта должен быть структурирован, аккуратно оформлен, грамотно напечатан через интервал на листах формата А4 с отступом слева не менее 2 см.

Учащиеся должны запланировать сроки промежуточных этапов работы:

а) наброски в общих чертах;

б) черновик проекта (не позднее, чем за месяц);

в) окончательный вариант проекта (не позднее, чем за неделю);

г) текст выступления на защите.

Порядок защиты проекта:

Состав секций по защите: учащиеся, родители, научный рецензент, президент или вице-президент, оппоненты (те, кто работает по той же или смежной теме, изучил проект);

Представление проектов председателем секции (названия, очередность и условия задачи);

Защита проектов в объявленном порядке:

а) выступление ученика – 10 мин;

б) выступление научного рецензента – 2 мин;

в) обсуждение (выступления, вопросы).

Протокол защиты проекта на секции.

Дата:


Председатель комиссии:

Члены комиссии:



Фамилия, Имя, класс










1. Постановка задачи

2. Решение задачи

3. Оформление

4. Защита












Итого

Оценка


Подпись ученика










Основы художественного конструирования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как правило, объекты труда, на примере которых школьников обучают основам обработки материалов, подбирают исключительно с точки зрения соответствия технических операций, лежащих в основе их изготовления, разделам программы. При этом в большинстве случаев упускается из виду естественное стремление человека к красивому. В результате этого обучение детей основам ремесла ведётся на примере изделий, не имеющих эстетической ценности. А это в свою очередь способствует закреплению равнодушного отношения школьников к уродливому и нефункциональному.

Всё вышесказанное определило основную цель введения данного раздела – способствовать формированию у детей эстетического отношения детей к окружающему предметному миру, показать им место и значение художественного проектирования при создании современных изделий, научить их понимать основные закономерности формообразования, ознакомить с основами проектной деятельности, дать понятия об этапах создания красивых и полезных изделий. В дополнение к этому сформировать начальные умения в выполнении графических и объёмных проектов, сочетающих в себе как технические, так и эстетические начала.

Знакомство школьников с художественным проектированием и выполнение ими проектов помогут скорейшему выполнению новой системы современных объектов труда для учебных мастерских и будут способствовать улучшению трудового обучения в целом.



Учащиеся должны знать:

  • Основные сведения о системе мира, потребностях человека и общества, их глобальных и частных проблемах;

  • Зависимость развития техники от потребностей человека;

  • Перспективы развития техники;

  • Влияние техники на интеллектуальное и духовное развитие человека;

  • Устройство технического объекта как системы, понятие подсистемы, надсистемы и элемента системы;

  • Законы и закономерности развития и строения техники;

  • Модели технических систем;

  • Требования


Формирование первоначальных идей в виде эскизов. Пояснительная записка. (2ч)

Сбор сведений и анализ требований к проектируемому изделию. Изучение факторов, влияющих на формообразование. Изучение аналогов. Выбор масштаба, материала и вида проекта с целью наиболее полно представить разработанное изделие. Виды выполняемых проектов. Графические решения. Краткие сведения о перспективе. Требования к оформлению листа (планшета). Линейное изображение, монохромное или полихромное.



Аппликация. Зарисовка эскизов, выполнение аппликации(1 ч)

Отмывка, заливка, работа по влажной бумаге. Работа акварелью, гуашью, темперой – технология наложения цвета: кистью тампоном, валиком, набрызгом, использование трафаретов и Кальки. Аппликация.



Выполнение аппликации из различных материалов. Аппликация из отходов(1ч)

Выполнение графического проекта изделия из древесины, ткани и другим материалов, рассчитанного на изготовление в школьных учебных мастерских.



Выполнение аппликации из различных материалов. Аппликация из отходов(1ч)

Детский стульчик, совок для уборки мусора, укладка для хранения вещей, игрушки и др.



Понятие о макетировании, классификация макетов. Выбор материалов для макета(1ч)

Понятие о макетировании, классификация макетов. Достоинство объемных проектов. Выбор материалов для макета в связи с художественно-конструкторской задачей. Основные макетные материалы и технология их обработки: глина, пластилин, бумага, картон, папье-маше, фанера, древесина, пенопласт (ПВХ, ПС), поролон, оргстекло. Имитация макетных материалов: фактуры, цвета, текстуры, блеска и т.п. - с целью приближения их внешнего вида к реальному изделию.



Зарисовка эскизов для макета. Подготовка материала для макетирования(1ч.)

Изготовление макетов ручного инструмента, мебели, светильников, бытовых приборов, несложных механических устройств, детских игр и другое

.

Разработка технологической последовательности макета. Изготовление технологической карты. Выполнение макета из соленого теста(1 ч)

Изготовление макетов ручного инструмента, мебели, светильника, бытовых приборов, детских игр и другое.



Создание внешнего вида макета. Выполнение окончательного макета(1ч.)

Изготовление макетов ручного инструмента, мебели, светильника, бытовых приборов, детских игр и другое.



Учащиеся должны знать:

  • Стадии и процедуры проектирование объектов техники;

  • Методы решения задач проектирования;

  • Последовательность информационного и источника информации;

  • Сущность экспериментальной проверки результатов технического творчества;

  • Основы патентного закона Российской Федерации;

  • Порядок разработки заявки на изобретение;

  • Основы лицензионной деятельности.

Учащиеся должны уметь:

  • Провести информационный поиск;

  • Разработать элементы технического задания и эскизного проекта на новое техническое решение;

  • Определить существенные признаки нового решения и подготовить материалы для заявки на изобретение;

  • Оформить техническое описание нового технического объекта;

  • Провести эксперименты по проверке нового технического решения;

  • Изготовить и испытать технические объекты простые и средней сложности.


Экологические проблемы. Природоохранные технологии
Пояснительная записка.

Экологическая ситуация во всём мире и в нашей стране продолжает обостряться. Многие регионы России уже стали зонами экологического бедствия. Решение экологических проблем во многом зависит от состояния экологического просвещения среди широких слоёв населения и эффективности экологического образования на различных уровнях, в первую очередь подрастающего поколения. Культура современного человека должна быть пронизана экологической этикой. Экологическое просвещение и воспитание учащихся должны осуществляться в различных дисциплинах, в первую очередь в биологии, географии, химии и физике. Важную роль должна сыграть и образовательная область «Технология». Экологические проблемы должны рассматриваться в различных разделах «Технологии». Информация о взаимоотношении быстро развивающегося современного производства (промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства) и природы как в масштабах планеты, так и в конкретном регионе составляет содержание раздела «Экологические проблемы. Природоохранные технологии».

Этим разделом, который изучается в XI классе, завершается формирование экологической культуры и экологической морали учащихся.
Цели экологического образования и воспитания можно сформулировать следующим образом:

- Ответственность каждого человека как члена общества в оптимизации экологических воздействий, связанных с развитием общественного производства (социальная экология).

- Индивидуальная экологическая культура каждого человека во взаимоотношениях с природой.

- Знания, умения и навыки, связанные с экологически здоровым образом жизни (экология человека).

- Любовь к природе как к источнику жизни и красоты.



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал