Вторая. Cми и смк сегодня и в ближайшем будущем



страница1/5
Дата02.05.2016
Размер0.85 Mb.
  1   2   3   4   5
Часть вторая. CМИ и СМК сегодня и в ближайшем будущем

Прежде чем продолжить путешествие в мир идей, связанный с информацией, сделаем еще одну остановку.

Изучение общих подходов к информации и информационным процессам позволяется сформулировать ряд выводов, благодаря которым можно самостоятельно анализировать то, что происходит сегодня в средствах массовой информации и будет происходить в ближайшее будущее. Это своеобразный конструктор идей.

Первая основополагающая идея: информационные процессы берут начало в процессах взаимодействия и обратной связи как основном механизме функционирования и развития самоуправляемых систем.

Напомним, что по Винеру обратная связь «есть метод управления системой путем включения в нее результатов предшествующего выполнения ею своих задач» (1, 57).

Вторая идея: информация представляет собой преодоление неопределенности вероятностного и стремительно изменяющегося мира, выбор вариантов из множества возможных.

Происходит действие второго закона термодинамики, если нет подпитки дополнительной информацией из памяти или других источников. В обществе энтропия не возрастает благодаря организации и ее корреляту – информации (1, 27), «информация есть мера организации» (1, 115).

«Цель науки и общества состоит в том, чтобы позволить нам гомеостатично реагировать на превратности будущего», которое мы не можем полностью предвидеть» (1, 271). Для этого мы должны «обладать гораздо большим запасом информации, касающейся среды – физической, биологической и социальной, чем мы можем ее реально использовать на любом частном отрезке истории» (1, 271). Это особенно важно и ответственно при подготовке к журналистской деятельности.

Третья идея связана с тем, что стержнем социального прогресса является развитие человека в системе с искусственными органами деятельности (техникой), которые, являются продолжением, усилением естественных органов индивида, включая мозг. В результате человеческой деятельности происходит доразвитие мира, при этом человеческий индивид выступает как источник и движущая сила многообразия мирового процесса, как самоцель социального развития. Превращение человека из средства в самоцель - основная магистраль общественного прогресса.

Происходит формирование сферы разума. На социальной преемственности по вертикальной линии в огромной мере базируется прогресс человечества, а преемственность по горизонтали обеспечивает создание ноосферы – объединения человечества как бы в единый сверхмозг с каналами информации, пересекающими временные, пространственные, национальные и языковые границы (Эфроимсон, 2, 168).

Генетически-структурная эволюция средств массовой информации и коммуникации происходит в следующих направлениях:

человек усиливает свои органы чувств и мыслительной деятельности с помощью техники (измерительные приборы, телескоп, микроскоп и др.). Компьютерная техника служит приращением к мозгу, делает возможным переработку, систематизацию, передачу и хранение такого объема информации, которое не под силу человеку. Она также становится посредником между человеком и созданным им миром вещей, диалога живого и неживого.

Информация приобретает такую социальную значимость, что постепенно становится обособленной деятельностью (от шаманов, жрецов, советников до журналистов, ученых, специалистов по производству и переработке информации).

Усложняется структура информационной деятельности по видам: от рисунков, графических схем – к письменности, книге, живописи, архитектуре; от звуковых сигналов к музыке, телеграфу, телефону, радио, от видеоинформации к кино, телевидению; появление таких синтетических видов, как компьютеры и мультивидение.

Можно выделить следующие основные закономерности эволюции СМИ:

- новый вид интегрирует в себе возможности предыдущего;

- старые виды не исчезают, а продолжают сосуществовать с новыми.

Суть информационной революции


Перейдем к анализу современного периода развития средств массовой информации, который, за его значимость для всех сторон жизнедеятельности общества, называют информационной революцией.

Зачастую информационную революцию связывают с появлением компьютеров, Интернет, спутниковой связи и других современных информационных технологий. Однако не меньшее, если не большее значение, имеет человеческий фактор, изменение места и роли человека в информационном и, в целом, историческом процессе.

Рассмотрим оба аспекта в их взаимосвязи.

Технологический аспект.

Эволюция СМИ и СМК, как мы уже раскрывали, связана, прежде всего, с усиление деятельности мозга как рефлексивной и управляющей системы благодаря компьютерной технике и другим информационным технологиям, а также средствам связи, опоясывающим весь земной шар, преодолевающим пространство за доли секунды. При этом открываются новые возможности получения и переработки информации, моделирования реальности, самоорганизации и управления - как на уровне индивидов, небольших социумов, так и общества в целом.

Особая роль в данный момент и в ближайшем будущем принадлежит компьютерным технологиям и созданию компьютерных систем мирового масштаба с помощью Интернет.

Компьютер как таковой и система машин, усиленная Интернет, представляет собой сложное социальное явление:

- безграничный ресурс, способный хранить, перерабатывать информацию и обеспечивать необходимой информацией, вплоть до всех знаний и опыта, накопленных человечеством и непрестанно обновляющихся;

- средство связи, общения, диалога без ограничений во времени и пространстве;

- синтез предшествующих и существующих средств массовой информации (мультивидение), открывающий новые возможности их эволюции и появления новых форм;

- посредник между человеком и созданной им «второй природой», новый вид объективной реальности, находящейся в диалоге с человеком;

- средство наращивания, усиления всех органов чувств и мозга человека и человечества как социального организма, тем самым социальной эволюции;

- создание виртуальных моделей и миров, желаемого настоящего и будущего.

Такие возможности глубинным, коренным образом меняют все сферы жизнедеятельности (труд и производство, досуг, образование, семья, быт, транспорт и др.) и, одновременно, сближают их, порождают новые синтетические формы. Надо при этом учитывать, что эволюция материала и технологий компьютерных систем будет все больше приближаться к биологической форме, что еще больше изменит их возможности.

Одновременно происходит встречный процесс: информационные технологии проникают в биологию человека, много веков остававшуюся неизменной. Наиболее всего это заметно в медицине, прогресс которой связан с заменой выходящих из строя частей человеческого организма техническими аналогами. Успехи генной инженерии характеризуются проникновением информационных технологий в процесс развития человека и его биологических подсистем, возможностью программирования определенных тенденций его эволюции, не говоря о том, что на повестке дня выращивание отдельных органов из клеток человека, совместимых с его организмом, вплоть до клонирования его самого. Оказывается, не зря в первобытных сообществах уничтожали или тщательно прятали пуповину младенца, как оказалось, наиболее насыщенную генным материалом новорожденного. Считалось необходимым оберегать от чужих остриженные волосы, ногти. При таком развитии цивилизации станет сложным провести грань между живым и искусственным человеком.

На повестке дня «машинная генетика» по законам естественного отбора, где возможна изменчивость копий и наследование изменчивости. При этом важна изменчивость не внешнего вида, а функциональная (1, 232).

Правда, Норберт Винер и другие основатели кибернетики считали, что эволюция компьютерных технологий, их сращивание с повседневной жизнью будет приводить, скорее всего, к соответствующему осознанию служебной, вспомогательной роли искусственных самоуправляемых систем, они будут отодвигаться на второй план. Нет оснований опасаться «бунта» машин, если не поставить перед собой цели создания подобных «биороботов».

Изменение роли человека в системе «человек-техника» ставит его рядом с производством, возрастает необходимость творческой ссоставляющей личности. Эти процессы существенно изменяют и самого человека как производительную силу.

Нико Штер считает, что знание становится важнейшей составляющей нашего образа жизни. Он выделяет знание содержательное, продуктивное (применяющееся в промышленности) и действенное (влияние на повседневную деятельность человека) (4, 76).

Гидденс так характеризует этот период: происходит постепенное освобождение людей от уз природы и ограничительных форм сообществ, предопределенности, движение к тому, что люди и группы людей делают выбор своей индивидуальной или коллективной судьбы в обстоятельствах промышленной неопределенности. Мир зависит от решений людей, открытых к идеям, информации и теориям. Мир выбора, как индивидуального, так и коллективного, опирается на доступность и воспроизводство подробной и многообразной информации. Все это требует сложнейшей и развитой информационной окружающей среды (4, 77).

Исследователи отмечают, что возрастание роли народных масс как повышение значимости каждого индивида-варианта в обществе и ускорение темпов истории взаимосвязаны (5, 30).

Как вилим, уже при анализе технологического аспекта мы не можем не считаться с человеческим фактором информационной революции.

Социально-психологический аспект.

Важность человеческого измерения при рассмотрении и решении социальных проблем вытекает из роли конкретного человека как самоцели и фактора развития общества.

В России информационная революция происходит в значительной мере стихийно, неуправляемо, но, как и в западном мире, связана с изменением места человека в обществе и в системе социальных коммуникаций. Показателем революционной ситуации является то, что аудитория средств массовой коммуникации перестает быть пассивным объектом информирования и не хочет подвергаться манипуляции, приоритетными становятся межличностные каналы информирования.

Индикатором этого процесса можно считать юное поколение. Исследование «Российские подростки в информационном мире», проведенное в 1998 году объединением ЮНПРЕСС по заказу Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) выявило следующую тенденцию. Значимую для себя информацию юные граждане 12-17 лет получают, прежде всего:

от друзей и подруг – 66,8%

на уроках в школе, от учителей - 65,1%

от родителей - 62,1%

из взрослых телепередач - 54,1%

из книг (не учебников) - 50,0%

Налицо преобладание информации в ходе непосредственного общения, особенно со сверстниками, она пользуется наибольшим доверием.

Исследование 2002 года, проведенное объединением ЮНПРЕСС по заказу Департамента по молодежной политике Министерства образования РФ, касалось информации подростков о власти, правительстве. Здесь, казалось бы, с большим отрывом лидируют телевидение (90,8%) и печатные издания (58,2%). От родителей и родственников получают информацию 32,6%, от учителей – 16,6%, от друзей и сверстников – 15%, из специализированных сайтов в Интернете – 8,7%. Однако ситуация резко изменилась, когда был поставлен вопрос не о реальных, а желаемых каналах информации. На первый план вышло межличностное общение. Встречаться непосредственно с представителями власти готовы 37,2%, получать письменные ответы – 35,1%, вести диалог с помощью Интернета – почти 20%. Телевидение, радио, газеты как возможность диалога готовы использовать лишь 13% подростков.

Так проявляется информационная революция, когда аудитория, особенно молодежь, не желает быть объектом и простым потребителем информации, она стремится стать субъектом, активным творцом информационного пространства.

Потребитель информации из разряда зрителя и читателя должен перейти в иное качество – стать активным действующим лицом, равноправным участником создания информационного продукта, сотворцом.

Эта тенденция проявляется во всем мире. В Европе подготовка к жизни в новых условиях начинается со школы, где детей учат критически относиться к прессе и телепрограммам, самим уметь создавать информационную продукцию. Концепция медиаобразования берет начало в работах философа Джона Дьюи и учителя Селестена Френе, активно разрабатывается в настоящее время Жаком Гоне – профессором Сорбонны и создателем во Франции Центра связи средств массовой информации и образования (КЛЕМИ) при Министерстве образования Франции. КЛЕМИ прилагает огромные усилия по развития медиаобразования в Европе.

Большое значение на государственном уровне придается формированию системы прямого информирования - созданию информационных центров, где молодые люди и другие группы населения могут самостоятельно или с помощью консультантов получать необходимые сведения. С подобной системой активу объединения ЮНПРЕСС удалось познакомиться в ходе молодежного проекта по сравнительному изучению системы информирования во Франции, Германии и России. Посещая центры по профессиональному ориентированию молодежи, различные ассоциации молодых людей, находящихся в кризисных ситуациях, представители России по инерции интересовались: «А как вы взаимодействуете с журналистами, средствами массовой информации?» Ответом было недоумение и даже испуг. По мнению специалистов, журналисты искажают такие сложные явления, как наркомания, ВИЧ/СПИД, сексуальное насилие в семье и др., выхватывают отдельные фрагменты, приносят больше вреда, чем пользы. Активисты общественных и государственно-общественных организаций создают собственную информационную продукцию, уделяют большое внимание коммуникативной деятельности по принципу «то, что пережил и знаешь, передай другому». В государственных организациях, к примеру, в центре профориентации учащихся в Берлине, все усилия сосредоточены на индивидуальных формах работы. Каждый школьник должен побывать в центре, но не классом, а один или с группой приятелей в удобное для себя время. Подросткам предоставляется возможность не только получить досье о профессии в текстовой и визуальной форме, но и за счет государства побывать на предприятиях, даже если они находятся в других городах, попробовать свои силы в качестве стажеров.

Изменение роли человека в мире средств массовой коммуникации связано и с тем, что мы в качестве компьютерных пользователей и простых граждан, под воздействием информационного общества, испытываем скорее избыток информации, чем ее недостаток (Эриксен, 6, 28-29). В информационном обществе главным дефицитом является внимание тех, кому предназначена продукция. В отличие от материальных предметов, информации не становится меньше, когда человек делится ею. Главным дефицитом становится контроль над собственным временем. Информация агрессивна, она повсюду, от нее трудно уклониться. Информацию невозможно распродать, она всегда в наличии (6, 34).

Создание информационного сообщества привело к целому ряду непредвиденных последствий, самые важные из которых – фрагментация, дробление времени на краткие интервалы и, потеря логической обусловленности.

Ключевые слова, характеризующие новую эру – открытость и разнообразие (6, 41). Новое время делает человека свободнее и одновременно создает новые формы уязвимости. Для глобальных интегрированных сетей характерно, что все – от компьютерных вирусов до наркотиков, от орудий убийства до деструктивной мысли – перемещается свободнее, укореняется и приводит к множеству побочных эффектов. Эта эпоха ставит человека в принципиально иную ситуацию. Ему приходится пересматривать представление о себе чуть ли не каждый день, не хватает стабильности и дальновидности, он свободен в своем выборе, но и обречен выбирать (6, 42).




  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekollog.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал